Научная статья на тему 'Институту психологии 20 лет: от психологических мастерских к многопрофильному институту'

Институту психологии 20 лет: от психологических мастерских к многопрофильному институту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / СТУДЕНТЫ / PSYCHOLOGICAL WORKSHOPS / INTERNATIONAL EDUCATIONAL PROJECTS / PSYCHOLOGICAL TRAINING / PEDAGOGICAL UNIVERSITY / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Людмила Александровна

Данная статья посвящена двадцатилетнему юбилею института (до 2009 г. факультету) психологии Уральского государственного педагогического университета. Автор статьи обращается к предыстории организации психологической подготовки студентов в данном вузе от момента открытия кафедры психологии в 1946 г. к созданию кафедры практической психологии и уникального проекта «Уральские психологические мастерские». Особо отмечается вклад УрГПУ в подготовку профессиональных психологов для отечественной системы образования. Автором подчеркивается выраженная практикоориентированность обучения студентов, позволяющая адаптировать актуальные научные разработки к потребностям практической деятельности психологов образования. В статье представлены наиболее значимые для развития института события, его научный и кадровый потенциал. Особое внимание уделяется «фирменным» проектам института: Всероссийской студенческой олимпиаде по психолого-педагогическому образованию, Студенческой кузнице, международным образовательным программам «Глобальное лидерство», «Глобальное понимание», «Межкультурный диалог по-русски» и многим другим. Автор отмечает, что с момента его создания с институтом сотрудничали ведущие отечественные и зарубежные вузы и ученые. В последние годы институт стал одним из активных участников проектов модернизации педагогического образования в России, а также вошел в число участников процессов разработки и апробации профессионального стандарта педагога-психолога. В числе достижений института отмечается значительное количество подготовленных на кафедрах института кандидатов и докторов наук. В заключение автор в качестве перспектив развития института психологии Уральского государственного педагогического университета отмечает разработку новых актуальных для регионального рынка труда профессиональных образовательных программ, участие в программах сетевого взаимодействия с ведущими вузами России, ближнего и дальнего зарубежья в области подготовки высококлассных специалистов и развитие института психологии как опорной региональной площадки для реализации инновационных образовательных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF PSYCHOLOGY turns 20: FROM PSYCHOLOGICAL WORKSHOPS TO MULTIDISCIPLINARY INSTITUTE

This article is devoted to the 20th anniversary of the Institute of Psychology (Faculty of Psychology until 2009) of the Ural State Pedagogical University (hereinafter USPU). The article refers to the origins of organization of the psychological training of students in this institution from the day Depatent of Psychology was established in 1946 to the establishment of Department of Practical Psychology and the introduction of the unique project "Ural Psychological Workshops". The contribution of USPU to the training of professional psychologists for the national education system is especially underlined. The article emphasizes the practical orientation of students' training, which allows to adapt scientific achievements to the needs of educational psychologists. The article presents the most significant events for the development of the Institute, its scientific, human resources potential. Particular attention is paid to the authentic projects of the Institute: All-Russian Student Olympic Games in Psychological and Pedagogical Education, the Student Forge, international educational programs "Global Leadership", "Global Understanding", "Intercultural Dialogue in Russian" and many others. The author notes that from the moment of establishment, the leading domestic and foreign universities and scientists collaborated with the Institute. The author notes that from the moment of establishment the leading domestic and foreign universities and scientists collaborated with the Institute. In recent years, the Institute has become one of the active participants in the projects of modernization of pedagogical education in Russia, and it also takes part in the development and approbation of the professional standard of a school-psychologist. Among the achievements of the Institute there is a significant number of candidates and doctors of sciences graduated from the departments of the Institute. In conclusion, the author outlines prospects for the development of the Institute of Psychology of the Ural State Pedagogical University, which include the development of new educational programs relevant to the regional labor market, network interaction with leading universities of Russia and abroad in the field of training of highly qualified specialists, and development of the Institute of Psychology as a basic regional platform for the implementation of innovative educational projects.

Текст научной работы на тему «Институту психологии 20 лет: от психологических мастерских к многопрофильному институту»

ЮБИЛЕЙ ИНСТИТУТА ПСИХОЛОГИИ

УДК 378.637(475)

ББК Ч448.947 ГРНТИ 14.23.01. 15.81.21 Код ВАК 13.00.02; 19.00.07

Максимова Людмила Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной психологии, конфликтологии и управления, директор Института психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г- Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].

ИНСТИТУТУ ПСИХОЛОГИИ 20 ЛЕТ: ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ К МНОГОПРОФИЛЬНОМУ ИНСТИТУТУ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психологические мастерские; международные образовательные проекты; психологическая подготовка; педагогические вузы; студенты.

АННОТАЦИЯ. Данная статья посвящена двадцатилетнему юбилею института (до 2009 г. - факультету) психологии Уральского государственного педагогического университета. Автор статьи обращается к предыстории организации психологической подготовки студентов в данном вузе от момента открытия кафедры психологии в 1946 г. к созданию кафедры практической психологии и уникального проекта «Уральские психологические мастерские». Особо отмечается вклад УрГПУ в подготовку профессиональных психологов для отечественной системы образования. Автором подчеркивается выраженная практикоориентированность обучения студентов, позволяющая адаптировать актуальные научные разработки к потребностям практической деятельности психологов образования. В статье представлены наиболее значимые для развития института события, его научный и кадровый потенциал. Особое внимание уделяется «фирменным» проектам института: Всероссийской студенческой олимпиаде по психолого-педагогическому образованию, Студенческой кузнице, международным образовательным программам «Глобальное лидерство», «Глобальное понимание», «Межкультурный диалог по-русски» и многим другим. Автор отмечает, что с момента его создания с институтом сотрудничали ведущие отечественные и зарубежные вузы и ученые. В последние годы институт стал одним из активных участников проектов модернизации педагогического образования в России, а также вошел в число участников процессов разработки и апробации профессионального стандарта педагога-психолога. В числе достижений института отмечается значительное количество подготовленных на кафедрах института кандидатов и докторов наук. В заключение автор в качестве перспектив развития института психологии Уральского государственного педагогического университета отмечает разработку новых актуальных для регионального рынка труда профессиональных образовательных программ, участие в программах сетевого взаимодействия с ведущими вузами России, ближнего и дальнего зарубежья в области подготовки высококлассных специалистов и развитие института психологии как опорной региональной площадки для реализации инновационных образовательных проектов.

Maksimova Liudmila Alexandrovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Department of Social Psychology, Conflict Resolution and Management, Director of the Institute of Psychology; Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

INSTITUTE OF PSYCHOLOGY TURNS 20: FROM PSYCHOLOGICAL WORKSHOPS TO MULTIDISCIPLINARY INSTITUTE

KEYWORDS: psychological workshops; international educational projects; psychological training; pedagogical university; students.

ABSTRACT. This article is devoted to the 20th anniversary of the Institute of Psychology (Faculty of Psychology until 2009) of the Ural State Pedagogical University (hereinafter USPU). The article refers to the origins of organization of the psychological training of students in this institution from the day Depatent of Psychology was established in 1946 to the establishment of Department of Practical Psychology and the introduction of the unique project "Ural Psychological Workshops". The contribution of USPU to the training of professional psychologists for the national education system is especially underlined. The article emphasizes the practical orientation of students' training, which allows to adapt scientific achievements to the needs of educational psychologists. The article presents the most significant events for the development of the Institute, its scientific, human resources potential. Particular attention is paid to the authentic projects of the Institute: All-Russian Student Olympic Games in Psychological and Pedagogical Education, the Student Forge, international educational programs "Global Leadership", "Global Understanding", "Intercultural Dialogue in Russian" and many others. The author notes that from the moment of establishment, the leading domestic and foreign universities and scientists collaborated with the Institute. The author notes that from the moment of establishment the leading domestic and foreign universities and scientists collaborated with the Institute. In recent years, the Institute has become one of the active participants in the projects of modernization of pedagogical education in Russia, and it also takes part in the development and approbation of the professional standard of a school-psychologist. Among the achievements of the Institute there is a significant number of candidates and doctors of sciences graduated from the departments of the Institute. In conclusion, the author outlines prospects for the development of the Institute of Psychology of

the Ural State Pedagogical University, which include the development of new educational programs relevant to the regional labor market, network interaction with leading universities of Russia and abroad in the field of training of highly qualified specialists, and development of the Institute of Psychology as a basic regional platform for the implementation of innovative educational projects.

В 2017 г. институту психологии (ранее факультету) Уральского государственного педагогического университета исполняется 20 лет. Несмотря на то что приказ о создании факультета психологии был подписан в 1997 г., этому событию предшествовала многолетняя, насыщенная событиями история становления психологической науки в нашем вузе. Первая кафедра психологии открылась еще в 1946 г. для осуществления подготовки студентов в области общей и возрастной психологии. В разные годы на кафедре работали такие известные отечественные ученые, как В. С. Мерлин, А. М. Перов, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, А. И. Крупнов и другие. Сотрудниками кафедры выполнялись значимые научные исследования в области психофизиологии, психологии труда и профессиональной деятельности, которые впоследствии стали классикой отечественной науки.

Новым этапом в развитии психологического образования в нашем вузе стало открытие в 1991 г. групп профессиональной подготовки практических психологов. Инициатором и организатором обучения профессиональных психологов для системы образования региона выступил кандидат психологических наук Андрей Энгельсович Пятинин (1959-2002). В последующие пять лет университетом подготовлено более 400 выпускников, которые стали костяком массово открывающихся школьных психологических служб.

1995 год - начало реализации уникального проекта «Уральские психологические мастерские». Данный проект объединял психологов-практиков, работающих в образовательных учреждениях Свердловской области, предлагая методическое обеспечение профессиональной деятельности, повышение квалификации и консультации в трудных случаях психологической практики. В этом же году создана первая в системе педагогических вузов России кафедра практической психологии, возглавил которую кандидат психологических наук, доцент А. Э. Пятинин. Спецификой кафедры стала ярко выраженная практико-ориентированность, позволявшая адаптировать актуальные научные разработки к потребностям практической деятельности психологов образования.

В 1997 г. решением Ученого совета университета открылся и набрал первые 25 студентов дневной формы обучения факультет психологии. Обучение велось по пя-

тилетней программе специалитета «Психология». Первым деканом факультета стал кандидат психологических наук, доцент Андрей Энгельсович Пятинин.

Новый факультет стал быстро развиваться: 1998-1999 гг. были насыщены значимыми событиями: состоялась первая региональная научно-практическая конференция психологов-практиков «Весенняя психологическая сессия», впоследствии ставшая традиционным событием, ежегодно собирающим выпускников и студентов факультета, психологов-практиков, специалистов в области психологии и педагогики; начал выходить собственный ежегодный научный журнал «Пасхи». В 1999 г. с целью обеспечения подготовки студентов-психологов учебно-методическими и научными материалами создан научно-методический информационный центр «Психология».

С 2000 г. на основе кафедры практической психологии созданы кафедра психологии личности и кафедра психологии развития. Кафедру психологии личности возглавил кандидат психологических наук, доцент Андрей Энгельсович Пятинин, а с 2002 г. - доктор психологических наук, профессор Наталия Николаевна Васягина. В последующие годы, учитывая специфику деятельности, кафедра была переименована в кафедру психологии образования. Кафедру психологии развития возглавила доктор психологических наук, профессор Светлана Алигарьевна Минюрова. В дальнейшем кафедра изменила название на кафедру общей психологии. В 2002 г. после ухода из жизни А. Э. Пятинина Светлана Алигарьевна была избрана деканом факультета психологии.

С 2003 г. началась подготовка студентов по специальности «Психология и педагогика». Качество подготовки на факультете психологии стало привлекать все больше абитуриентов, и за десять лет (с 1997 г.) количество обучающихся на факультете увеличилось с 25 до 1200.

В эти годы появились многие наши фирменные проекты: всероссийская и региональная олимпиады студентов и школьников по педагогике и психологии, собирающие на площадке факультета команды участников практически из всех регионов РФ: Дальневосточного и Сибирского, Центрального и Приволжского, Северо-Западного и даже команда из ближнего зарубежья (Киргизия, г. Ош); всероссийский конкурс выпускных квалификационных работ

© Максимова Л. А., 2017

обучающихся по специальности «Педагогика и психология»; организуемая студентами факультета неформальная презентация собственных научных достижений, получившая название «Студенческая кузница», и многие другие. С факультетом сотрудничали ведущие отечественные ученые: А. И. Крупнов (Москва), А. А. Бодалев (Москва), В. Н. Дружинин (Москва), Л. Я. Дорфман (Пермь), Г. Л. Исурина (Санкт-Петербург), Н. Ю. Хря-щева (Санкт-Петербург), А. Г. Лидерс (Москва), Д. Медоуз (США) и многие другие.

В ответ на потребности рынка труда и социальные вызовы с 2007 г. на факультете началась подготовка студентов по направлению «Конфликтология», с 2009 г. - «Государственное и муниципальное управление» (первоначально со специализацией «Психология управления»), с 2010 г. - «Социально-культурная деятельность». Кадровое и научно-методическое сопровождение обучения студентов данных направлений подготовки взяла на себя созданная в 2010 г. кафедра социальной психологии, конфликтологии и управления. Возглавила кафедру кандидат психологических наук, доцент Светлана Геннадьевна Крылова, а с 2011 г. -кандидат педагогических наук, доцент Людмила Александровна Максимова.

Увеличение направлений подготовки и количества студентов позволило факультету психологии изменить статус, и с весны 2009 г. факультет был переименован в Институт психологии УрГПУ.

С начала создания факультета одним из приоритетных направлений развития стало укрепление международных связей. Устанавливаются прочные научные связи с ведущими зарубежными учеными и университетами, организуются совместные крос-скультурные научные исследования.

С 2011 г. институт психологии приступил к реализации ряда международных образовательных программ: «Глобальное понимание», «Глобальное лидерство», «Межкультурный диалог по-русски». Проект «Глобальное понимание» реализуется совместно с Восточно-Каролинским университетом (г. Гринвилл, США). Он предоставляет студентам возможность участвовать в межкультурном взаимодействии, чтобы повысить свою осведомленность о культурном разнообразии и стать успешными гражданами, живущими и работающими вместе в условиях глобализации. За шесть лет нашими партнерами в этом проекте были университеты Египта, Китая, Колумбии, Македонии, Малайзии, Мексики, Нигерии, Пакистана, Перу, Польши, США. Проект «Глобальное лидерство» стартовал в 2013 г. По содержанию этот проект является более узким, чем «Глобальное понимание». Он

охватывает только вопросы, связанные с проблематикой лидерства. Целью проекта является изучение современных теорий лидерства для выработки студентами собственного лидерского стиля. Участие в проекте «Глобальное лидерство» позволяет нашим студентам приобрести опыт работы в составе виртуальной межкультурной команды с участием студентов из университетов-партнеров (Китай, Россия, США, Перу).

В начале 2014 г. приказом по УрГПУ директор института Светлана Алигарьевна Минюрова назначена первым проректором - проректором по учебной работе УрГПУ, а институт психологии возглавила заведующая кафедрой социальной психологии, конфликтологии и управления Людмила Александровна Максимова.

Институт психологии продолжает традиции начинания и поддержки инноваций как участник проектов модернизации педагогического образования, реализуемых по инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации. В рамках сетевого взаимодействия институтом осуществлялось сотрудничество с МГППУ (Москва) и с КФУ (Казань) по апробации новых модулей основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педаго-гическое образование». Высокий уровень научно-методической работы подтверждается фактом включения института в число разработчиков и участников апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». В 2017 г. реализован совместный с НИУ «Высшая школа экономики» проект по реализации основной профессиональной образовательной программы с профилем «Руководитель образовательной организации» (модуль «Государственное и муниципальное управление»).

За время существования на кафедрах института подготовлено 32 кандидата и 5 докторов наук по психологии и педагогике, в том числе защищены докторские и кандидатские диссертации преподавателей института: Н. Н. Васягиной [5], С. В. Духновским [6], С. А. Минюровой [14], В. П. Прядеиным [15], А. В. Смирновым [18; 19], К. В. Адушки-ной [1], Ю. В. Братчиковой [2], Т. В. Валие-вой [4], Р. А. Валиева [3], И. В. Заусенко [7], Е. Н. Костаревой [8], С. Г. Крыловой [9], О. В. Лозгачевой [10], Н. О. Леоненко [11], Л. А. Максимовой [12], Е. В. Мараткановой [13], Е. Н. Григорян (Рыбаковой) [16], А. М. Скотниковой [17], Е. А. Тетерлевой [20], Н. А. Устиновой [21], К. С. Чечулиной [22], К. М. Щербаковой [23]. Созданы и развиваются научные школы С. А. Минюровой «Психология саморазвития человека» и

Н. Н. Васягиной «Субъектное становление личности в современном социокультурном пространстве России».

Продолжая активно развиваться как в предметной области психологии и педагогики, так и конфликтологии, управлении, социально-культурной деятельности Институт психологии выступает инициатором проектов и событий междисциплинарного характера. На нашей площадке собираются специалисты-практики в области организации полиграфных проверок, медиации в образовании, кадровой безопасности; заключен долгосрочный договор с Кольцов-ской таможней им. В. А. Сорокина о подготовке профайлеров на авиаперевозках; студентами направления «Государственное и муниципальное управление» реализуется проект «Финансовая грамотность современной молодежи», поддержанный Губернатором Свердловской области на конкурсе инновационных идей «Минута техносла-вы», и многие другие.

Выпускники института работают в образовательных организациях, системе здравоохранения и социальной защиты населе-

ния, органах государственной власти и местного самоуправления, учреждениях культуры и спорта, а также очень востребованы в силовых структурах РФ.

В перспективе для института психологии как динамично развивающейся структуры УрГПУ являются актуальными следующие направления:

- разработка новых, востребованных на рынке труда и актуальных для развития региона профессиональных образовательных программ (например, магистерские программы «Медиация в образовании», «Педагогика и психология инклюзивного образования» и другие);

- участие в программах сетевого взаимодействия с ведущими вузами России, ближнего и дальнего зарубежья в области подготовки высококлассных специалистов по психологии, конфликтологии, государственному и муниципальному управлению, социально-культурной деятельности;

- развитие института психологии как опорной региональной площадки для реализации инновационных образовательных проектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адушкина К. В. Структурно-содержательный анализ семейного самосознания женщины : дис. ... канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2012.

2. Братчикова Ю. В. Методическое сопровождение взаимодействия младших школьников в процессе естественнонаучного образования как условия успешности в учении : дис. ... канд. педагог. наук. - Екатеринбург, 2009.

3. Валиев Р. А. Формирование готовности будущих педагогов к освоению актуального социального опыта : дис. ... канд. педагог. наук. - Тюмень, 2012.

4. Валиева Т. В. Стратегии фиксации опыта педагогических переживаний в индивидуальной психологической культуре педагога : дис. . канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2010.

5. Васягина Н. Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России : дис. ... д-ра психол. наук. - Екатеринбург, 2011.

6. Духновский С. В. Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса : дис. . д-ра психол. наук. - Екатеринбург, 2012.

7. Заусенко И. В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога : дис. ... канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2012.

8. Костарева Е. Н. Смысловая организация самосознания при изменении жизненной ситуации человека : дис. ... канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2013.

9. Крылова С. Г. Диалогическая установка в межличностном понимании : дис. ... канд. психол. наук. - М., 2007.

10. Лозгачева О. В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации (на примере юридического вуза) : дис. ... канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2004.

11. Леоненко Н. О. Ценностно-смысловое содержание мотивации профессионального выбора студентов юридического вуза : дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2004.

12. Максимова Л. А. Педагогические условия создания эмоционально развивающей среды в группах детей раннего возраста : дис. ... канд. педагог. наук. - Екатеринбург, 2007.

13. Маратканова Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение безработных в процессе их профессионального обучения : дис. ... канд. педагог. наук. - Екатеринбург, 2006.

14. Минюрова С. А. Психологические основания выбора стратегий саморазвития в профессии : дис. . д-ра психол. наук. - М., 2009.

15. Прядеин В. П. Комплексное исследование ответственности как системного качества личности : дис. ... д-ра психол. наук. - Екатеринбург, 1999.

16. Рыбакова Е. Н. Структурная организация самосознания матери : дис. ... канд. психол. наук. -СПб., 2007.

17. Скотникова А. М. Педагогическая структура и типы исследовательской позиции : дис. . канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2008.

18. Смирнов А. В. Базовые психологические компоненты аддиктивного поведения в структуре интегральной индивидуальности : дис. ... д-ра психол. наук. - Екатеринбург, 2015.

19. Смирнов А. В. Самоизоляция личности в критической жизненной ситуации физической инвалидности : дис. ... канд. психол. наук. - М., 2002.

20. Тетерлева Е. А. Смысловое переживание материнства как новообразование самосознания женщины : дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006.

21. Устинова Н. А. Внутриличностные детерминанты самосознания матери : дис. ... канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2009.

22. Чечулина К. С. Преодоление застенчивости учащихся старших классов в условиях специально организованного обучения : дис. ... канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2012.

23. Щербакова К. М. Формирование ценностной перспективы образа «Возможного Я» в ранней юности на разных ступенях обучения : дис. . канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2011.

REFERENCES

1. Adushkina K. V. Strukturno-soderzhatel'nyy analiz semeynogo samosoznaniya zhenshchiny : dis. ... kand. psikhol. nauk. - Ekaterinburg, 2012.

2. Bratchikova Yu. V. Metodicheskoe soprovozhdenie vzaimodeystviya mladshikh shkol'nikov v protsesse estestvennonauchnogo obrazovaniya kak usloviya uspeshnosti v uchenii : dis. ... kand. pedagog. nauk. - Ekaterinburg, 2009.

3. Valiev R. A. Formirovanie gotovnosti budushchikh pedagogov k osvoeniyu aktual'nogo sotsial'nogo opy-ta : dis. ... kand. pedagog. nauk. - Tyumen', 2012.

4. Valieva T. V. Strategii fiksatsii opyta pedagogicheskikh perezhivaniy v individual'noy psikhologicheskoy kul'ture pedagoga : dis. . kand. psikhol. nauk. - Ekaterinburg, 2010.

5. Vasyagina N. N. Sub"ektnoe stanovlenie materi v sovremennom sotsiokul'turnom prostranstve Rossii : dis. ... d-ra psikhol. nauk. - Ekaterinburg, 2011.

6. Dukhnovskiy S. V. Garmoniya i disgarmoniya mezhlichnostnykh otnosheniy sub"ektov obrazovatel'nogo protsessa : dis. ... d-ra psikhol. nauk. - Ekaterinburg, 2012.

7. Zausenko I. V. Lichnostnye determinanty psikhologicheskogo blagopoluchiya pedagoga : dis. ... kand. psikhol. nauk. - Ekaterinburg, 2012.

8. Kostareva E. N. Smyslovaya organizatsiya samosoznaniya pri izmenenii zhiznennoy situatsii cheloveka : dis. ... kand. psikhol. nauk. - Ekaterinburg, 2013.

9. Krylova S. G. Dialogicheskaya ustanovka v mezhlichnostnom ponimanii : dis. ... kand. psikhol. nauk. -M., 2007.

10. Lozgacheva O. V. Formirovanie stressoustoychivosti na etape professionalizatsii (na primere yuridicheskogo vuza) : dis. ... kand. psikhol. nauk. - Ekaterinburg, 2004.

11. Leonenko N. O. Tsennostno-smyslovoe soderzhanie motivatsii professional'nogo vybora studentov yuridicheskogo vuza : dis. ... kand. psikhol. nauk. - Kazan', 2004.

12. Maksimova L. A. Pedagogicheskie usloviya sozdaniya emotsional'no razvivayushchey sredy v gruppakh detey rannego vozrasta : dis. ... kand. pedagog. nauk. - Ekaterinburg, 2007.

13. Maratkanova E. V. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie bezrabotnykh v protsesse ikh profes-sional'nogo obucheniya : dis. . kand. pedagog. nauk. - Ekaterinburg, 2006.

14. Minyurova S. A. Psikhologicheskie osnovaniya vybora strategiy samorazvitiya v professii : dis. ... d-ra psikhol. nauk. - M., 2009.

15. Pryadein V. P. Kompleksnoe issledovanie otvetstvennosti kak sistemnogo kachestva lichnosti : dis. ... d-ra psikhol. nauk. - Ekaterinburg, 1999.

16. Rybakova E. N. Strukturnaya organizatsiya samosoznaniya materi : dis. ... kand. psikhol. nauk. - SPb., 2007.

17. Skotnikova A. M. Pedagogicheskaya struktura i tipy issledovatel'skoy pozitsii : dis. ... kand. psikhol. nauk. - Ekaterinburg, 2008.

18. Smirnov A. V. Bazovye psikhologicheskie komponenty addiktivnogo povedeniya v strukture integral'noy individual'nosti : dis. ... d-ra psikhol. nauk. - Ekaterinburg, 2015.

19. Smirnov A. V. Samoizolyatsiya lichnosti v kriticheskoy zhiznennoy situatsii fizicheskoy invalidnosti : dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 2002.

20. Teterleva E. A. Smyslovoe perezhivanie materinstva kak novoobrazovanie samosoznaniya zhenshchiny : dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 2006.

21. Ustinova N. A. Vnutrilichnostnye determinanty samosoznaniya materi : dis. ... kand. psikhol. nauk. -Ekaterinburg, 2009.

22. Chechulina K. S. Preodolenie zastenchivosti uchashchikhsya starshikh klassov v usloviyakh spetsial'no organizovannogo obucheniya : dis. ... kand. psikhol. nauk. - Ekaterinburg, 2012.

23. Shcherbakova K. M. Formirovanie tsennostnoy perspektivy obraza «Vozmozhnogo Ya» v ranney yunosti na raznykh stupenyakh obucheniya : dis. ... kand. psikhol. nauk. - Ekaterinburg, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.