В. П. Соломин
(Санкт-Петербург)
МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИИ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассмотрена целостная инновационная модель педагогического образования, которая связана с разработкой сетевых технологий и развитием сетевого взаимодействия в сфере педагогического образования. Приведены описание и анализ ее основных элементов в РГПУ им. А. И. Герцена
Динамичное экономическое и социальное развитие российского общества, благополучие граждан и безопасность страны непосредственно зависят от качества педагогических кадров новой формации формирование которого обеспечивает внедрение инновационной модели педагогического образования, нацеленной на постоянное ускорение освоение инноваций в области образования и науки, быструю адаптацию к запросам и требованиям динамично меняющегося мира, обновление содержания и технологий.
Герценовский университет успешно реализует концепцию непрерывного педагогического образования, построения его многоуровневой системы, сохраняющей классические традиции университетского образования и открытой для инноваций. Под воздействием современных тенденций развития общества и образования в мире эта концепция приобрела новый импульс развития.
Сегодня в университете складывается целостная инновационная система педагогического образования, которая связана с разработкой сетевых технологий и развитием сетевого взаимодействия в сфере педагогического образования. Основными элементами этой системы являются: модель построения нового содержания; модель новой организации образовательного процесса; модель инновационного включения работодателей в процесс подготовки учителя; модель интеграции науки и образования; модель интернационализации образования; модель повышения квалификации.
Эти модели различаются масштабом, уровнем сложности и обобщенности. Однако каждая из них уже сегодня может по отдельности реализовываться педагогическими вузами и выступать для них в качестве точек роста и в
конечном итоге источником преобразования всей системы педагогического образования.
Модель построения нового содержания основана на принципах междисциплинарности, интегративности в профессиональной подготовке специалиста. Решение задач построения нового содержания образования лежит в пространстве блочно-модульного обучения, разработки взаимозаменяемых сопоставимых междисциплинарных модулей. Сама по себе эта идея не нова, но довольно сложна в реализации. Именно поэтому она оказалась практически не востребованной в современном высшем образовании. Но наш опыт разработки инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» и 38 вариативных междисциплинарных образовательных модулей для ее наполнения показал, что модульность - наиболее эффективный путь подготовки современного специалиста, позволяющий студентам конструировать индивидуальный вектор образования. Таким образом, реализуя данную модель, мы уходим от логики построения учебного курса как проекции научной дисциплины, а строим его исходя из специфики междисциплинарности содержания и задач профессиональной деятельности.
Модель новой организации образовательного процесса характеризуется такими параметрами, как нелинейность, мобильность, ориентация на выстраивание студентами индивидуальных образовательных маршрутов. Организационно она вписывается в блочно-модульную систему обучения и обеспечивает переход на технологию индивидуально ориентированного обучения в системе зачетных единиц. Содержательно реализация
этой модели предполагает использование новых образовательных технологий, которые ставят студента в позицию субъекта свободы, субъекта выбора и субъекта ответственности. Среди наиболее продуктивных технологий можно выделить кейс-технологию, проектные, информационные, технологии проведения дискуссии, модерации, тьюторства и другие. Немаловажным для успешной реализации этой модели является академическое консультирование, позволяющее оказать студенту помощь в осознанном выборе курсов, дисциплин, модулей.
Особое внимание уделяется проблеме развития академической мобильности студентов и преподавателей, решение которой возможно при условии объединения кадровых, информационных, материально-технических ресурсов вузов для более полного удовлетворения образовательных запросов обучающейся молодежи. Университетом разработана и предложена педагогическому сообществу новая организационная форма объединения образовательных и научных учреждений в системе российского педагогического образования - сетевой консорциум. Создание сетевого взаимодействия педагогических вузов позволит повысить эффективность и качество подготовки педагогических кадров в России в целом, даст импульс развитию дистанционных форм обучения и значительно повысит академическую мобильность студентов и преподавателей внутри сети. Сетевой консорциум проведет внутренний аудит образовательных программ и профессиональную сертификацию образовательных программ и кадров. Около 20 ведущих российских вузов вошли в сетевое объединение педагогических и классических университетов «Педагогические кадры России».
Модель инновационного включения работодателей в процесс подготовки учителя имеет довольно широкие границы реализации - от разработки совместных программ деятельности до реализации крупномасштабных исследовательских проектов. РГПУ им. А. И. Герцена в этом плане:
- выстраивает целостную систему неформальной профориентационной работы с образовательными учреждениями - партнерам по Университетскому образовательному округу, объединяющему более 50 образовательных учреждений Санкт-Петербурга, имеющих договорные отношения;
- развивает механизмы активного участия социальных партнеров в профессиональной подготовке выпускников - это и реализация совместных программ практики, и включение учителей в работу со студентами в рамках специально создаваемых образовательных порталов, и привлечение работодателей для участия в государственной аттестации выпускников, а также изучение передового опыта учителей-победителей приоритетного национального проекта «Образование»;
- организует выполнение студентами выпускных квалификационных работ по заказу исполнительных органов государственной власти и образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Надо подчеркнуть, что число таких работ с каждым годом растет;
- предлагает сообществу новые образовательные программы на основании изучения запросов работодателей и с учетом образовательной практики.
Модель интеграции науки и образования
традиционно проявляется во включенности студентов в научные исследования. Эта модель университетского образования была заложена еще в XIX веке известным естествоиспытателем Вильгельмом Гумбольдтом, но в современных условиях стремительного развития и неопределенности чрезвычайно значимым оказывается постоянное совершенствование образовательного процесса на основании научных исследований. Так, например, разработка проекта Национального фонда подготовки кадров по реализации компе-тентностного подхода в педагогическом образовании позволила реализовать в университете новую проектно-исследовательскую модель обучения. В рамках этой модели студент включен в самые разнообразные исследования и исследовательские коллективы. Это и фундаментальные исследования в научно-образовательных центрах, и прикладные исследования по заказу Комитета по науке и высшей школы Санкт-Петербурга, и инновационные проекты конкурса «Моя инициатива в образовании», и разработки, выполняемые в рамках заданий Министерства образования и науки РФ.
Стоит отметить, что сегодня наблюдается рост включенности студентов в научные исследования. Показателями эффективности этого процесса являются результаты участия студентов в конкурсно-заявочной деятельности (стабильный рост заявок на участие в
конкурсах персональных грантов Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга для молодежи, обучающейся в вузах], активность обучающиеся молодежи в форумах, конференциях, проектах (ежегодное участие наших студентов во Всероссийском молодежном образовательном форуме на Селигере, в программе Федерального агентства по делам молодежи «Зворыкинский проект /Инновации и техническое творчество/»] и другие. В университете родился и свой масштабный инновационный проект - международный молодежный форум Волхов - 2010 «Гуманитарные технологии в социальной сфере». В 2011 году впервые на 15-ой университетской выставке научных достижений, посвященной 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова, была открыта экспозиция молодежных исследовательских работ, ставшая одним из важнейших инструментов демонстрации интеллектуального потенциала обучающейся молодежи, обмена опытом работы по привлечению молодежи к научно-исследовательской и инновационной деятельности, выявления и поддержки талантливой молодежи, участвующей в решении актуальных задач вуза, города, страны.
Реализация модели интернационализации образования в современных условиях интеграции России в мировое и европейское научно-образовательное пространство есть признак инновационного вуза. Составляющими данной модели являются:
- совместные образовательные программы, завершающиеся получением студентами двойного диплома;
- модули и курсы, сопоставимые с практикой европейского высшего образования, позволяющие студентам получить европейское приложение к диплому;
- двойное научное руководство магистерскими и аспирантскими научными исследованиями, осуществляемое одновременно отечественным и зарубежным профессорами;
- руководство научными исследованиями аспирантов, осуществляемое профессорами зарубежных университетов.
Примером данной модели в РГПУ им. А. И. Герцена может являться совместный проект с Лейстерским университетом (Великобритания], в рамках которого реализовывалась магистерская образовательная программа «Управление в сфере образования». Выпускники программы получили двойной диплом. Такой опыт помог профессорско-пре-
подавательскому составу найти дополнительные ресурсы повышения качества образовательных программ, реализуемых университетом. Выпускники ряда факультетов университета уже с 2006 года имеют возможность получить европейские приложения к российскому диплому. Двойное научное руководство магистерскими научными исследованиями планируется ввести в режиме экспериментальной работы, а руководство диссертационным исследованием зарубежным профессором осуществляется в университете в режиме дополнительного неформального консультирования.
Инновационный вуз должен думать о будущем и предлагать модели опережающей стратегии подготовки, новых типов занятости и компетентностей.
В Герценовском университете решающим фактором создания такой модели повышения квалификации стала инновационная образовательная программа, при реализации которой повысили квалификацию в сфере гуманитарных технологий более 3000 человек.
Получение университетом статуса уполномоченного вуза Рособразования по повышению квалификации в области организации современного образовательного процесса привело к существенному росту числа преподавателей, стабильно повышающих свою квалификацию. Кроме этого, факультеты работают в рамках инновационной модели, предполагающей «выращивание» нового знания и нового опыта, когда разработка нового концептуального видения инновационных научно-методических материалов сопровождается обсуждением в кругу разработчиков на каждом новом витке деятельности, когда все участники «движутся» в одном теоретическом направлении и на каждом витке происходит взаимообогащение и совместная разработка концептуального подхода, то есть «выращивание» нового теоретического знания. Эти данные свидетельствуют, что Герценов-ский университет не только стал базовым центром подготовки учителей, но и завоевал позиции базового центра психолого-педаго-гической подготовки преподавателей высшей школы.
Сегодня все инновации, внедряемые в систему непрерывного педагогического образования университета, позволяют ему функционировать как целостный социальный механизм опережающего обновления подготовки педагогических кадров.
В прогностическом аспекте можно утверждать, что инновационное развитие педагогического образования не только приведет к созданию базовых центров подготовки педагогов и к открытию новых образовательных программ в классических университетах, но и
позволит ведущим педагогическим вузам России сохранить свои прочные лидирующие позиции в развитии педагогической науки, достичь новых успехов в практике отечественного образования.
Литература
1. Архипова О. В. Гуманитарное образование и универсалии культуры // Человек и образование. - 2011 - № 1. - С. 9-13.
2. Андреев А. Национальная модель университетского образования: возникновение и развитие // Высшее образование в России. -2005. - № 1. - С. 156-169 ; № 2, С. 110-119.
3. Бекетов Н. В., Денисова А. С. Современная модель инновационного развития национально-образовательной системы // Университет в системе непрерывного образования : материалы междуна-род. науч.-методич. конф. / Перм. гос. ун-т. - Пермь, 2008. - 165 с.
4. История университетского образования в России и международные традиции просвещения : сб. программ спецкурсов / отв. ред. Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. - СПб.: Санкт-Петерб. центр истории идей, 2005. - 282 с.
5. Сергеев Н. К. Педагогическое образование: поиск инновационной модели // Педагогика. - 2010. - № 5. - С. 66-72.