Научная статья на тему 'Модели инновационных преобразований системы педагогического университетского образования'

Модели инновационных преобразований системы педагогического университетского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1098
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ / МОБИЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MODEL OF PEDAGOGICAL EDUCATION / INNOVATIVE SYSTEM OF PEDAGOGICAL EDUCATION / EDUCATION CONTENT AND TECHNOLOGY RENEWAL / MOBILITY / INTEGRATION OF SCIENCE AND EDUCATION / INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION / CONTINUING PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соломин Валерий Павлович

Рассмотрена целостная инновационная модель педагогического образования, которая связана с разработкой сетевых технологий и развитием сетевого взаимодействия в сфере педагогического образования. Приведены описание и анализ ее основных элементов в РГПУ им. А. И. Герцена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The models of innovative transformations of pedagogical education in university

A holistic innovative model of pedagogical education, which is associated with the development of network technologies in the field of teacher education is considered. The description and analysis of its key elements in the Herzen State Pedagogical University or Russia are given

Текст научной работы на тему «Модели инновационных преобразований системы педагогического университетского образования»

В. П. Соломин

(Санкт-Петербург)

МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИИ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрена целостная инновационная модель педагогического образования, которая связана с разработкой сетевых технологий и развитием сетевого взаимодействия в сфере педагогического образования. Приведены описание и анализ ее основных элементов в РГПУ им. А. И. Герцена

Динамичное экономическое и социальное развитие российского общества, благополучие граждан и безопасность страны непосредственно зависят от качества педагогических кадров новой формации формирование которого обеспечивает внедрение инновационной модели педагогического образования, нацеленной на постоянное ускорение освоение инноваций в области образования и науки, быструю адаптацию к запросам и требованиям динамично меняющегося мира, обновление содержания и технологий.

Герценовский университет успешно реализует концепцию непрерывного педагогического образования, построения его многоуровневой системы, сохраняющей классические традиции университетского образования и открытой для инноваций. Под воздействием современных тенденций развития общества и образования в мире эта концепция приобрела новый импульс развития.

Сегодня в университете складывается целостная инновационная система педагогического образования, которая связана с разработкой сетевых технологий и развитием сетевого взаимодействия в сфере педагогического образования. Основными элементами этой системы являются: модель построения нового содержания; модель новой организации образовательного процесса; модель инновационного включения работодателей в процесс подготовки учителя; модель интеграции науки и образования; модель интернационализации образования; модель повышения квалификации.

Эти модели различаются масштабом, уровнем сложности и обобщенности. Однако каждая из них уже сегодня может по отдельности реализовываться педагогическими вузами и выступать для них в качестве точек роста и в

конечном итоге источником преобразования всей системы педагогического образования.

Модель построения нового содержания основана на принципах междисциплинарности, интегративности в профессиональной подготовке специалиста. Решение задач построения нового содержания образования лежит в пространстве блочно-модульного обучения, разработки взаимозаменяемых сопоставимых междисциплинарных модулей. Сама по себе эта идея не нова, но довольно сложна в реализации. Именно поэтому она оказалась практически не востребованной в современном высшем образовании. Но наш опыт разработки инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» и 38 вариативных междисциплинарных образовательных модулей для ее наполнения показал, что модульность - наиболее эффективный путь подготовки современного специалиста, позволяющий студентам конструировать индивидуальный вектор образования. Таким образом, реализуя данную модель, мы уходим от логики построения учебного курса как проекции научной дисциплины, а строим его исходя из специфики междисциплинарности содержания и задач профессиональной деятельности.

Модель новой организации образовательного процесса характеризуется такими параметрами, как нелинейность, мобильность, ориентация на выстраивание студентами индивидуальных образовательных маршрутов. Организационно она вписывается в блочно-модульную систему обучения и обеспечивает переход на технологию индивидуально ориентированного обучения в системе зачетных единиц. Содержательно реализация

этой модели предполагает использование новых образовательных технологий, которые ставят студента в позицию субъекта свободы, субъекта выбора и субъекта ответственности. Среди наиболее продуктивных технологий можно выделить кейс-технологию, проектные, информационные, технологии проведения дискуссии, модерации, тьюторства и другие. Немаловажным для успешной реализации этой модели является академическое консультирование, позволяющее оказать студенту помощь в осознанном выборе курсов, дисциплин, модулей.

Особое внимание уделяется проблеме развития академической мобильности студентов и преподавателей, решение которой возможно при условии объединения кадровых, информационных, материально-технических ресурсов вузов для более полного удовлетворения образовательных запросов обучающейся молодежи. Университетом разработана и предложена педагогическому сообществу новая организационная форма объединения образовательных и научных учреждений в системе российского педагогического образования - сетевой консорциум. Создание сетевого взаимодействия педагогических вузов позволит повысить эффективность и качество подготовки педагогических кадров в России в целом, даст импульс развитию дистанционных форм обучения и значительно повысит академическую мобильность студентов и преподавателей внутри сети. Сетевой консорциум проведет внутренний аудит образовательных программ и профессиональную сертификацию образовательных программ и кадров. Около 20 ведущих российских вузов вошли в сетевое объединение педагогических и классических университетов «Педагогические кадры России».

Модель инновационного включения работодателей в процесс подготовки учителя имеет довольно широкие границы реализации - от разработки совместных программ деятельности до реализации крупномасштабных исследовательских проектов. РГПУ им. А. И. Герцена в этом плане:

- выстраивает целостную систему неформальной профориентационной работы с образовательными учреждениями - партнерам по Университетскому образовательному округу, объединяющему более 50 образовательных учреждений Санкт-Петербурга, имеющих договорные отношения;

- развивает механизмы активного участия социальных партнеров в профессиональной подготовке выпускников - это и реализация совместных программ практики, и включение учителей в работу со студентами в рамках специально создаваемых образовательных порталов, и привлечение работодателей для участия в государственной аттестации выпускников, а также изучение передового опыта учителей-победителей приоритетного национального проекта «Образование»;

- организует выполнение студентами выпускных квалификационных работ по заказу исполнительных органов государственной власти и образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Надо подчеркнуть, что число таких работ с каждым годом растет;

- предлагает сообществу новые образовательные программы на основании изучения запросов работодателей и с учетом образовательной практики.

Модель интеграции науки и образования

традиционно проявляется во включенности студентов в научные исследования. Эта модель университетского образования была заложена еще в XIX веке известным естествоиспытателем Вильгельмом Гумбольдтом, но в современных условиях стремительного развития и неопределенности чрезвычайно значимым оказывается постоянное совершенствование образовательного процесса на основании научных исследований. Так, например, разработка проекта Национального фонда подготовки кадров по реализации компе-тентностного подхода в педагогическом образовании позволила реализовать в университете новую проектно-исследовательскую модель обучения. В рамках этой модели студент включен в самые разнообразные исследования и исследовательские коллективы. Это и фундаментальные исследования в научно-образовательных центрах, и прикладные исследования по заказу Комитета по науке и высшей школы Санкт-Петербурга, и инновационные проекты конкурса «Моя инициатива в образовании», и разработки, выполняемые в рамках заданий Министерства образования и науки РФ.

Стоит отметить, что сегодня наблюдается рост включенности студентов в научные исследования. Показателями эффективности этого процесса являются результаты участия студентов в конкурсно-заявочной деятельности (стабильный рост заявок на участие в

конкурсах персональных грантов Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга для молодежи, обучающейся в вузах], активность обучающиеся молодежи в форумах, конференциях, проектах (ежегодное участие наших студентов во Всероссийском молодежном образовательном форуме на Селигере, в программе Федерального агентства по делам молодежи «Зворыкинский проект /Инновации и техническое творчество/»] и другие. В университете родился и свой масштабный инновационный проект - международный молодежный форум Волхов - 2010 «Гуманитарные технологии в социальной сфере». В 2011 году впервые на 15-ой университетской выставке научных достижений, посвященной 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова, была открыта экспозиция молодежных исследовательских работ, ставшая одним из важнейших инструментов демонстрации интеллектуального потенциала обучающейся молодежи, обмена опытом работы по привлечению молодежи к научно-исследовательской и инновационной деятельности, выявления и поддержки талантливой молодежи, участвующей в решении актуальных задач вуза, города, страны.

Реализация модели интернационализации образования в современных условиях интеграции России в мировое и европейское научно-образовательное пространство есть признак инновационного вуза. Составляющими данной модели являются:

- совместные образовательные программы, завершающиеся получением студентами двойного диплома;

- модули и курсы, сопоставимые с практикой европейского высшего образования, позволяющие студентам получить европейское приложение к диплому;

- двойное научное руководство магистерскими и аспирантскими научными исследованиями, осуществляемое одновременно отечественным и зарубежным профессорами;

- руководство научными исследованиями аспирантов, осуществляемое профессорами зарубежных университетов.

Примером данной модели в РГПУ им. А. И. Герцена может являться совместный проект с Лейстерским университетом (Великобритания], в рамках которого реализовывалась магистерская образовательная программа «Управление в сфере образования». Выпускники программы получили двойной диплом. Такой опыт помог профессорско-пре-

подавательскому составу найти дополнительные ресурсы повышения качества образовательных программ, реализуемых университетом. Выпускники ряда факультетов университета уже с 2006 года имеют возможность получить европейские приложения к российскому диплому. Двойное научное руководство магистерскими научными исследованиями планируется ввести в режиме экспериментальной работы, а руководство диссертационным исследованием зарубежным профессором осуществляется в университете в режиме дополнительного неформального консультирования.

Инновационный вуз должен думать о будущем и предлагать модели опережающей стратегии подготовки, новых типов занятости и компетентностей.

В Герценовском университете решающим фактором создания такой модели повышения квалификации стала инновационная образовательная программа, при реализации которой повысили квалификацию в сфере гуманитарных технологий более 3000 человек.

Получение университетом статуса уполномоченного вуза Рособразования по повышению квалификации в области организации современного образовательного процесса привело к существенному росту числа преподавателей, стабильно повышающих свою квалификацию. Кроме этого, факультеты работают в рамках инновационной модели, предполагающей «выращивание» нового знания и нового опыта, когда разработка нового концептуального видения инновационных научно-методических материалов сопровождается обсуждением в кругу разработчиков на каждом новом витке деятельности, когда все участники «движутся» в одном теоретическом направлении и на каждом витке происходит взаимообогащение и совместная разработка концептуального подхода, то есть «выращивание» нового теоретического знания. Эти данные свидетельствуют, что Герценов-ский университет не только стал базовым центром подготовки учителей, но и завоевал позиции базового центра психолого-педаго-гической подготовки преподавателей высшей школы.

Сегодня все инновации, внедряемые в систему непрерывного педагогического образования университета, позволяют ему функционировать как целостный социальный механизм опережающего обновления подготовки педагогических кадров.

В прогностическом аспекте можно утверждать, что инновационное развитие педагогического образования не только приведет к созданию базовых центров подготовки педагогов и к открытию новых образовательных программ в классических университетах, но и

позволит ведущим педагогическим вузам России сохранить свои прочные лидирующие позиции в развитии педагогической науки, достичь новых успехов в практике отечественного образования.

Литература

1. Архипова О. В. Гуманитарное образование и универсалии культуры // Человек и образование. - 2011 - № 1. - С. 9-13.

2. Андреев А. Национальная модель университетского образования: возникновение и развитие // Высшее образование в России. -2005. - № 1. - С. 156-169 ; № 2, С. 110-119.

3. Бекетов Н. В., Денисова А. С. Современная модель инновационного развития национально-образовательной системы // Университет в системе непрерывного образования : материалы междуна-род. науч.-методич. конф. / Перм. гос. ун-т. - Пермь, 2008. - 165 с.

4. История университетского образования в России и международные традиции просвещения : сб. программ спецкурсов / отв. ред. Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. - СПб.: Санкт-Петерб. центр истории идей, 2005. - 282 с.

5. Сергеев Н. К. Педагогическое образование: поиск инновационной модели // Педагогика. - 2010. - № 5. - С. 66-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.