ПРОБЛЕМА ДНЯ
УДК 378.4
СЕТЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ
© Владислав Михайлович ЮРЬЕВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, ректор, e-mail: [email protected] © Ирина Владимировна НАЛЕТОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор философских наук, профессор, директор Института культуры и искусств, e-mail: [email protected]
Рассмотрена система взаимодействий современных университетов. В истории развития университетского образования выделены средневековая система взаимодействия (знание и культура), индустриальная система модели идеального университета (знание и наука). Усложнение системы взаимодействий современных университетов связывается с изменением современного знания, становлением социального знания, которое формируется не только университетскими и научно-исследовательскими структурами, но и институтами промышленности, бизнеса, гражданского общества. Социальные взаимодействия университета рассмотрены в рамках процессов глобализации и регионализации, развития национальной системы образования, а также теорий высшего образования в условиях постиндустриального информационного общества. Среди многообразия университетских взаимодействий выделены сетевые взаимодействия, которые реализуются на макро-, мезо- и микроуровнях. Сетевые взаимодействия рассмотрены как основа формирования сетевого университета.
Ключевые слова: университет; социальное знание; взаимодействия университета; сетевые взаимодействия; сетевой университет.
Развиваясь в разных социокультурных и социально-экономических условиях, университет участвовал во множестве вариантов социальных взаимодействий. Классическое образование возникло на основе либеральной теории университетов, которая была направлена на развитие духовных качеств человека, на воспитание джентльмена. Поэтому первые университеты стал центром взаимодействия знания и культуры.
Гумбольдтовская модель университета оставила за своими стенами «общую культуру» средневекового университета. Реформа фон Гумбольдта способствовала формированию модели университета индустриального общества, которая строилась на системе взаимодействий знания и науки. В период перехода к индустриальной стадии развития общества изменились структура университе-
та (она стала значительно шире), идея университета, а также миссия. Исследовательский университет XIX - начала ХХ в. акцентировал внимание на ценностях академической свободы, отношении с государством и обществом, формировал идею университета как «универсума наук», как бесконечный поиск и приближение к истине. Позитивное знание, естествознание, открытия в физике, химии и других точных науках влияли на развитие науки высшей школы, главными функциями нового университета стали генерация и распространение знания.
Модернизация классического образования в середине ХХ в. расширила высшее образование, сделала его массовым, университеты стали комплексными учебно-научными и производственными структурами, которые усложнили систему их взаимодействий.
Кроме того, расширились функции университета; повысилась роль высшего образования в социально-экономическом развитии; изменилась организационная культура университетов и др. «Массовизация» университета породила множество проблем: получать высшее образование пришли представители разных социальных групп и слоев, с разными потребностями и мотивацией, с разным социальным и культурным капиталом, наконец, с разным уровнем подготовки. Это способствовало увеличению числа учебных заведений с правами и статусом университета, разнообразию программ высшего образования как классического, так и в большей степени технического и прикладного профилей.
Формирование массового высшего образования по времени совпало с периодом перехода к новому постиндустриальному обществу, экономике, основанной на знаниях. Уровень развития экономики потребовал большого количества специалистов с высшим образованием, которые обладают объемом знаний, позволяющим воспринимать, перерабатывать, работать с уже существующей информацией, а также создавать новую. Постиндустриальное глобальное общество способствовало формированию глобального образовательного пространства, в котором социокультурные ценности университетов зачастую подменяются социально-экономическими. Развитие современного общества во многом определяется следующими факторами: адекватной экономической институциональной системой, уровнем человеческого капитала, динамической информационной инфраструктурой, эффективной национальной инновационной системой [1]. В таких условиях знание, которое создается и распространяется университетами, меняется. Естественнонаучное знание остается важным элементом образовательного процесса, но не единственным. «Общество знания прогрессирует за счет приращения социального знания, которое по природе своей не может быть эксклюзивным и необходимо буквально каждому члену общества. Более того, генерация знания в этих условиях перестает быть занятием исключительно ученых: социальное знание рождается, например, в бизнесе, когда происходит осмысление поведения потребителей» [2, с. 50-51].
Большинство теоретиков постиндустриального общества (Д. Белл, О. Тоффлер, Дж. Гэлбрейт, К. Керр и др.) считают, что университет выступает одним из основных социальных институтов новой социокультурной реальности. Университеты производят частное благо в виде капитализируемого знания, социально значимое благо (социальный капитал), а также общественное благо, смысл которого - производство и распространение культуры. Такое многообразие функций университета позволило К. Керру предложить термин мультиверситет, который обозначает многоцентровое и многофункциональное учреждение высшего образования, содержащее различные уровни и структуры, например, элитарные и массовые, непрофессиональные и профессиональные, чисто образовательные и интегрированные с производственными, социальными, научно-исследовательскими. Воспроизводя неформальные институциональные отношения, системы ценностей и установок, университеты способствуют развитию формализованных структур современного общества - экономики, политики, торговли и т. д.
Быстрое развитие общества способствовало нарастанию в университетах большого количества проблем, которые ряд исследователей связывают с кризисом университета. П. Скотт, З. Бауман, Дж. Деланти и другие подчеркивают, что в условиях нарастающей глобализации университетам очень сложно сохранить свои традиционные социокультурные функции, но их особенности и многообразие, сложившиеся за несколько веков существования высшего образования, способствуют успешной адаптации университета и к неолиберальным ценностям. Но в течение двух последних десятилетий окончательно сложилась и противоположная точка зрения, согласно которой (Й. Йолиоки, Ш. Слоутер, Л. Лесли и др.) университет в глобальных условиях из социокультурной институции трансформируется в элемент социально-экономической индустрии, что ставит под сомнение само существование высшего образования и способствует формированию политики «академического капитализма».
Такое многообразие мнений о высшем образовании является подтверждением не только значимости его в современном обще-
стве, но и бинарности этой значимости. С одной стороны, без классического высшего образования и сегодня невозможно социально-экономическое, социокультурное, политическое развитие. С другой стороны, социальные трансформации изменяют не только структуру гумбольдтовской модели университета, формируют университет как организацию, но меняют и саму идею классического образования. Его привилегированная роль в создании ценностей культуры, производства и распространения знания оспорена и продолжает оспариваться другими агентствами.
Мы согласны со второй точкой зрения теоретиков современного университета. На наш взгляд, университеты, несмотря на то, что сталкиваются со множеством проблем и вызовов современного общества, как социальный институт, социокультурный феномен и социально-экономический ресурс развития современного общества имеют большой внутренний потенциал для адаптации к современной реальности. Университеты одновременно способствуют социальной стабильности и социальной динамике. Превращение университетов в социальные организации, активная интеграция многих национальных систем высшего образования в процессы «академического капитализма», развитие университетского антрепренерства, формирование новых моделей университета -«сетевых», «виртуальных», «предпринимательских», «проектноориентированных» и других, а также расширение социальных взаимодействий помогают адаптироваться университетам к новым условиям развития общества, обеспечивают работу факультетов и кафедр, научных центров и лабораторий, профессорско-преподавательского состава и студентов.
В современной университетской структуре выявляется множество подструктур, которые решают не только научные, исследовательские, педагогические, но и экономические, социально-политические и культурные проблемы. Такой конгломерат социальных взаимодействий современного университета позволяет рассматривать его как центр интеракций культуры, государства, институтов гражданского общества и бизнеса.
Современный университет - это несколько сообществ (студентов, аспирантов,
преподавателей, социальных исследователей, профессиональных школ, неакадемического персонала, администраторов и т. д.), которые не всегда совместимы друг с другом. Каждое сообщество имеет свою субкультуру, поэтому университет сам по себе выступает прообразом современного мультикультурного мира. В основе интеграции современных университетов лежит научно-исследовательский механизм, скрепленный воедино административными правилами и управляемый деньгами. Проникновение капиталистических отношений в стены университета создало такие модели, как университет рыночного типа, предпринимательский университет, которые воспринимаются как элемент индустрии, а не традиционных институциональных отношений. Но именно институты предопределяют поведение людей, производя и воспроизводя структурацию социальной системы через взаимодействие. Сохранение институциональных основ университетского образования в условиях нарастания неолиберальных глобальных ценностей одновременно способствует и сохранению традиционных ценностей. Именно институциональные взаимодействия предполагают проявление свободы самоорганизации общественных институтов и отношений, обеспечивающих условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворения их интересов и потребностей.
В условиях глобализации подвергаются сомнению не только институциональные основы университета, но и культурное многообразие, а также отдельные ценности гражданского общества, политики, бизнеса. Сегодня возникает вопрос, насколько высшее образование, связанное с культурой, распространением идеологии, религией, искусством, СМИ, обеспечивает организацию общественной жизни и систему социальных взаимодействий? Ведь, прежде всего, социальные взаимодействия обеспечиваются информационно-коммуникативными технологиями и создают информационные потоки, среди которых наиболее важное значение отдается Интернету. Система Интернет, способствуя быстрому поиску информации и обеспечивая почти мгновенную связь, порождает глобальный цифровой разрыв, глобальное неравенство. Выходя на новый, глобальный уровень развития, общество не всегда сохраняет
основные характеристики гражданского общества, прежде всего принципы демократии и защиту прав человека. В условиях глобализации либеральные ценности заменяются неолиберальными рыночными ценностями. Глобализация как совокупность разнообразных противоречивых процессов сегодня становится угрозой и государству, и гражданскому обществу, и культуре, и университету.
Общая картина социально-экономических и социокультурных условий, в которых развиваются взаимодействия современного регионального университета, представлена на рис. 1.
В таких условиях конкретные региональные университеты зависят от множества факторов. С одной стороны, под влиянием глобализации растет зависимость отдельных высших учебных заведений от требований мирового рынка образовательных услуг, показателей мировых рейтингов, с другой -университеты занимают важное место в про-
граммах реформирования, модернизации национальных систем образования, в целом модернизации современных национальных государств, которые несмотря ни на что продолжают играть важное значение в мировых глобальных процессах. Одновременно университет рассматривается как важный социальный институт, который становится все более открытым, автономным, аккумулирует огромное число социальных взаимодействий, в т. ч. на уровне международных культурных программ. Наконец, университет - важный фактор развития окружающего его социального пространства: он замыкает на себе не только подготовку специалистов для регионального рынка труда, но и выступает основным региональным кластером, создает инфраструктуру для развития региона, повышает инвестиционный потенциал для развития науки и инновационных проектов, привлекает в регион молодых людей.
Университет - основной социальный институт
Уникальность университета как основа преодоления кризиса
Формирование системы постакадемических ценностей
Информатизация
Глобальный рынок образовательных услуг
Академическая мобильность
Теория высшего образования в современном обществе
б о л Г
У,
Система сетевых
Университет
взаимодействий
Л
ег и
о н
Региональный рынок труда
Инфраструктура региона
Развитие региональных кластеров
Национальная образовательная система
Новый этап Н°вые модели Интеграция в мировое
реформирования университета образовательное пространство
(федеральный, исследовательский)
Рис. 1. Влияние современных социально-экономических и социокультурных процессов на систему взаимодействий университета
Большое значение в развитии университета сегодня принадлежит его сетевым взаимодействиям. Как отмечают многие современные исследователи, крупный региональный университет играет роль сетевого интегратора в регионе, роль которого выходит далеко за рамки взаимодействий с научными учреждениями и промышленными предприятиями [3]. Создание сетевых структур университета во многом определяется процессами информатизации в постиндустриальном обществе, которые способствуют созданию неформальных связей без использования бюрократических процедур и инструментов. Сетевые структуры расширяют системы социальных взаимодействий университетов. Фактически они подразумевают использование всех неформальных связей акторов университета (от студентов и профессорско-преподавательского состава до менеджеров и представителей ректората), причем использование, почти не регламентированное ни временем, ни полномочиями, ни формализованными контактами. Сетевые взаимодействия университета формируют его взаимодействия с другими университетами, научно-исследовательскими, общественными организациями, промышленными предприятиями, учреждениями связи, банками и другими финансовыми структурами, телекоммуникационными компаниями и т. д. на трех уровнях: макро- (уровень взаимодействий в условиях глобализации мирового образовательного пространства), мезо- (уровень взаимодействий университетов в рамках национальных образовательных систем) и микро-(уровень взаимодействия в конкретном регионе) (рис. 2). Причем сетевые взаимодействия каждого университета могут быть ди-адными (например, взаимодействие двух университетов по вопросам обучения), три-адными (взаимодействие университета, промышленности и бизнеса), тетрадными (взаимодействие любых четырех элементов, например, университета, институтов гражданского общества, научно-исследовательских учреждений и бизнеса) и т. д. (рис. 3).
Эффективная деятельность университетов в сетевых взаимодействиях, по мнению В.Н. Лупанова, обусловливается следующими основными причинами: развитием сетевых компьютерных технологий и мировых
коммуникационных сетей; необходимостью быстрой адаптации университетов к динамичным изменениям внешней среды; интеграцией в международное сообщество и усилением конкуренции; повышением требований к качеству высшего образования в соответствии с современными интеграционными процессами в высшей школе; регионализацией образования и др. [4, с. 65]. В основе университетского сетевого взаимодействия -социальные сети, коммуникационные технологии и субъекты взаимодействующих сторон. Важная роль принадлежит социальным сетям, которые включают в себя разнообразные интеракции разных типов и видов учреждений (организаций), к которым можно отнести сами вузы и все многообразие их партнеров. Такая горизонтальная сеть «несубор-динированных узлов, внеузловых территорий и округов» (В.Н. Лупанов) должна возникнуть на основе новых принципов, форм и методов взаимного сотрудничества и взаимодействия между различными университетами и вузами.
В основе теоретической модели сетевого взаимодействия часто рассматривают теорию социального пространства и образовательного поля П. Бурдье [5; 6]. Университеты и те социальные взаимодействия, которые ими создаются, являются источником формирования современного социального пространства. Сетевая модель сотрудничества университетов как тенденция дальнейшего развития системы высшего образования является определяющим фактором, с одной стороны, построения современной структуры высшего образования, а с другой - формирования определенных навыков и привычек основных акторов современного университета, адекватных данной структуре, формирования основных форм современного капитала - человеческого, социального, символического, культурного. Одним из важных навыков в современных условиях становится академическая мобильность, которая позволяет знакомиться с практиками и традициями других университетов как в пределах одного региона и государства, так и в условиях мирового образовательного пространства в целом.
Сетевые взаимодействия (как и любые сетевые структуры) характеризуются рядом признаков:
в
о р
у
о р
мезоуровень Национальная система образования
Рис. 2. Уровни сетевых взаимодействий современного университета
- добровольность формирования связей между участниками, что обеспечивает высокую гибкость сетевой структуры;
- наличие общей долгосрочной цели, которая, с одной стороны, объединяет всех участников сетевой структуры, а с другой -не может быть достигнута участником самостоятельно;
- независимость участников сетевого взаимодействия, которые в результате интеграции получают определенную дополнительную выгоду, реализуя при этом свои собственные уникальные цели;
- множественность уровней взаимодействия между участниками сети, другими словами, каждый участник взаимодействия может устанавливать собственные взаимоотношения с любым партнером, входящим в сеть;
- множественность лидеров, что обеспечивает устойчивость и высокую эластичность сетевой структуры [7].
Современные университеты не просто интегрированы в сетевые взаимодействия, но и создают новую модель университета - сетевой университет. Сегодня созданы Сетевой университет СНГ, Сетевой университет ШОС, разрабатываются предложения для создания других сетевых университетов [8]. Так, например, Сетевой университет СНГ (базовый университет - Российский университет дружбы народов) направлен на развитие академической мобильности студентов государств - участников СНГ по ряду магистерских образовательных программ [9]. Система межвузовского сотрудничества университета направлена на достижение следующих задач:
Рис. 3. Возможные сетевые взаимодействия современного университета (диадные, триадные, тетрадные и т. д.)
- организация единого (общего) образовательного пространства вузов государств-участников путем реализации совместных образовательных программ, организации «включенного обучения», новых форм межвузовского сотрудничества;
- создание механизмов развития академической мобильности студентов и преподавателей в рамках СНГ;
- содействие межкультурному диалогу в студенческой среде, сохранению, развитию и взаимообогащению культур, языков, исторических и национальных традиций народов государств-участников.
Существующие системы сетевых взаимодействий дают возможность создавать сетевые университеты и в отдельных российских регионах. Такие региональные (и даже
межрегиональные) сетевые университеты могут повысить конкурентоспособность отдельных региональных университетов и в рамках национального образовательного пространства, и даже на международном уровне. Сегодня Всемирный банк предлагает три стратегических подхода к созданию конкурентоспособного университета мирового класса - модернизацию существующих университетов, слияние существующих университетов, создание новых университетов [1]. В нашей стране уделяется большое внимание созданию федеральных университетов и сети национальных исследовательских университетов, которые формируются благодаря модернизации уже существующих университетов и слиянию университетов. К сожалению, не всегда механическое объединение не-
скольких университетов приводит к формированию действительно эффективного университета, который может активно включаться во все разнообразие социальных взаимодействий, которое требует от университета уровень развития общества. Особенно это касается региональных университетов.
Формирование сетевых университетов в отдельных регионах (например, в Центрально-Черноземном регионе) позволит решить ряд задач, важных как для развития регионального высшего образования, всех кластеров, в которые интегрированы университеты, так и региона в целом:
- бенчмаркинговый анализ лучших практик управления университетами;
- маркетинговый анализ рынков образовательных услуг и результатов научно -исследовательской деятельности;
- формирование единой системы работы как с абитуриентами, так и с выпускниками;
- взаимодействие вузовских научных центров, инновационных структур, венчурных предприятий;
- реализация совместных образовательных программ на всех уровнях (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, докторантура), в т. ч. за счет модульно-рейтинговых систем и систем дистанционного обучения;
- формирование единой системы объединенных советов для защиты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук;
- реализация сетевых программ повышения квалификации;
- создание единой информационно-аналитической инфраструктуры (сети библиотечных услуг, формирование совместных баз данных и др.);
- интеграция в международные интернациональные процессы в высшем образовании, академическая мобильность иностранных студентов и т. д.
Еще М. Портер указал на парадокс гло-кализации - с развитием глобализации некоторые локальные факторы стали даже более существенными. Проецируя такую ситуацию на университеты, можно сказать, что в глобальном мире конкурентоспособность национальных систем образования все больше зависит от локальных характеристик отдельных региональных университетов, которые
развивают знания, связи, мотивацию, необходимую именно этим территориям. Поэтому сетевой университет должен быть направлен на подготовку специалиста, который выполняет актуальные региональные задачи и решает актуальные региональные проблемы.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что университет в рамках сетевых взаимодействий может развивать разнообразные направления деятельности: инновационные, научно-исследовательские, предпринимательские, образовательные и ряд других. Еще одно направление, к сожалению, не нашло должного отражения в нашей статье, хотя играет важное значение в процессе формирования социального знания. Сетевой университет должен формировать и социальные сети, создавать сообщества людей с более высоким уровнем социального капитала, способных решать сложные интеллектуальные задачи. Центральное место университета в системе развития социальных сетей определяется разнообразием его возможностей в обеспечении их эффективности: формирование не только теоретических, но и практических навыков выпускников, создание ассоциаций выпускников; формирование социального, культурного, человеческого и символического капиталов; подготовка кадров для институтов гражданского общества; сотрудничество с общественными организациями; реализация воспитательной и просветительской функции; формирование социальной активности и социальной ответственности и мн. др.
1. Салми Д. Создание университетов мирового класса. М., 2009.
2. Константинов Г.Н., Филонович С.Р. Что такое предпринимательский университет // Вопросы образования. 2007. № 1. С. 49-62.
3. Стронгин Р.Г., Гурбатов С.Н. Концепция развития Нижегородского государственного университета - центра сетевого взаимодействия в Приволжском федеральном округе // Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 5. С. 98-111.
4. Лупанов В.Н. Сетевая модель управления университетом в условиях глобализации и регионализации образования // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 2.
5. Бурдье П. Социология социального пространства. СПб., 2005.
6. Пономарева Е.В. Сетевая модель сотрудничества университетов как габитус современной системы высшего образования // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2008. № 3. С. 105-110.
7. Мингачева Л.Р. Сетевые механизмы повышения рыночной устойчивости региональных университетов // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 7. URL: http:// www.science-education.ru/pdf/2013/6/569.pdf (дата обращения: 21.12.2013).
8. Томских А.А. О сетевой модели организации кластера высшего профессионального образования Байкальского региона // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Науки о Земле». 2011. Т. 4. № 2. С. 227-236.
9. Краснова Г.А., Сюлькова Н.В. Опыт базовой организации в области информационного обеспечения сетевого университета СНГ // Высшее образование в России. 2012. № 1. С. 111-119.
1. Salmi D. Sozdanie universitetov mirovogo klassa. M., 2009.
2. Konstantinov G.N., Filonovich S.R. Chto takoe predprinimatel'skiy universitet // Voprosy obrazovaniya. 2007. № 1. S. 49-62.
3. Strongin R.G., Gurbatov S.N. Kontseptsiya razvitiya Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta - tsentra setevogo vzaimodeystviya v Privolzhskom federal'nom okruge //
Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2008. № 5. S. 98-111.
4. Lupanov V.N. Setevaya model' upravleniya universitetom v usloviyakh globalizatsii i regiona-lizatsii obrazovaniya // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2009. № 2.
5. Burd'e P. Sotsiologiya sotsial'nogo prostranstva. SPb., 2005.
6. Ponomareva E.V. Setevaya model' sotrudnichestva universitetov kak gabitus sovremennoy sistemy vysshego obrazovaniya // Vestnik Povolzhskoy akademii gosudarstvennoy sluzhby. 2008. № 3. S. 105-110.
7. Mingacheva L.R. Setevye mekhanizmy povy-sheniya rynochnoy ustoychivosti regional'nykh universitetov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. № 7. URL: http://www.science-education.ru/pdf/2013 /6/569.pdf (data obrashcheniya: 21.12.2013).
8. Tomskikh A.A. O setevoy modeli organizatsii klastera vysshego professional'nogo obrazovaniya Baykal'skogo regiona // Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Nauki o Zemle». 2011. T. 4. № 2. S. 227-236.
9. Krasnova G.A., Syul'kova N.V. Opyt bazovoy organizatsii v oblasti informatsionnogo obespecheniya setevogo universiteta SNG // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2012. № 1. S. 111-119.
Поступила в редакцию 16.12.2013 г.
UDC 378.4
NETWORK UNIVERSITY AS MODEL OF MODERN INTERACTIONS OF REGIONAL UNIVERSITIES Vladislav Mikhailovich YURYEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Honoured Worker of Science of Russian Federation, Rector, e-mail: [email protected] Irina Vladimirovna NALYOTOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Philosophy, Professor, Director of Culture and Art Institute, e-mail: [email protected]
A system of interactions of modern universities is considered. In the history of university education a medieval system of interaction (knowledge and culture), industrial system of model of an ideal university (knowledge and science) are highlighted. The increasing complexity of modern universities interactions is associated with a change of modern knowledge, the emergence of social knowledge, which is not only shaped by university and research institutions, but institutions and industry, business and civil society. Social interactions are considered in the framework of the University of globalization and regionalization processes, development of the national education system, as well as theories of higher education in the postindustrial information society. Among the variety of university interactions the network interactions, which are implemented at the macro-, meso- and microlevels are disclosed. Network interactions are considered as the basis of the formation of the network university.
Key words: university; social knowledge; interaction of university; network interactions; Network University.