• разработка совместных студенческих научно-исследовательских проектов в рамках реализации программ поддержки талантливой молодежи;
• обновление механизмов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава посредством участия в межрегиональных программах обмена опытом между вузами-партнерами, согласования содержания программ повышения квалификации; совершенствование организационных механизмов взаимодействия
через создание сети образовательных и научно-исследовательских учреждений разного уровня как подсистем сетевого объединения «Педагогические кадры России»;
• создание ресурсного центра академической мобильности в рамках сетевого взаимодействия вузов.
В заключение позвольте выразить искреннюю признательность всем, кто оказал помощь комиссии в подготовке сегодняшнего Ученого совета, т. е. всем факультетам и институтам нашего университета.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ УЧЕНОГО СОВЕТА РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА ОТ 27 ОКТЯБРЯ 2011 г.
«ГЕРЦЕНОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В СИСТЕМЕ МЕЖВУЗОВСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ОБЛАСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Заслушав и обсудив доклад заместителя председателя комиссии по подготовке Ученого совета доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой педагогики С. А. Писаревой, Ученый совет отмечает, что вопросы межвузовского взаимодействия приобретают особое значение в контексте модернизации и реструктуризации педагогического образования, а также при переходе на новые образовательные стандарты. Межвузовская интеграция в области педагогического образования является важным фактором реализации Программы развития университета. Значительную роль в развитии сотрудничества с педагогическими вузами страны играет УМО по направлениям педагогического образования, сформированное на базе РГПУ им. А. И. Герцена в 1992 г., активная деятельность которого привела к созданию в 2010 г. сетевого объединения вузов «Педагогические кадры России». Новые инициативы по развитию межвузовской интеграции Герценовский университет стал реализовывать в год своего 215-летия.
Особая миссия Герценовского университета в системе межвузовской интеграции заключается в сохранении и развитии педагогического образования как самостоятельной сферы профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием.
Межвузовское взаимодействие организуется в контексте реализации Программы развития университета, ориентированной на обретение университетом статуса базового центра подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов РФ и статуса исследовательского университета по педагогическому образованию. Межвузовское взаимодействие реализуется в целях:
• генерирования идей и создания новых знаний в сфере высшего педагогического образования в процессе выполнения междисциплинарных научных исследований, в том числе на базе научно-образовательных центров и центров коллективного пользования;
• научно-методического обеспечения развития академической мобильности студентов средствами реализации совместных образовательных программ, совместных образовательных модулей, практики и НИР студентов, организации выставок работ студентов;
• содействия профессиональному росту профессорско-преподавательского состава университета путем повышения квалификации, в том числе в качестве уполномоченного вуза в системе организации повышения квалификации педа-
гогических и научно-педагогических работников подведомственных Рособразованию образовательных учреждений.
В университете сложились разнообразные формы межвузовского сотрудничества с учреждениями высшего образования в Российской Федерации и зарубежных странах в области педагогического образования, наиболее развитыми из которых являются:
• проведение совместных междисциплинарных исследований, внедрение научных результатов в образовательную практику, участие преподавателей университета в работе оргкомитетов международных, всероссийских, межвузовских конференций, семинаров, круглых столов, подготовка научных кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре для различных вузов;
• совместная разработка учебно-методических материалов, организация и проведение практики студентов, работа преподавателей в составе комиссии по приему государственной итоговой аттестации;
• экспертиза научных и учебно-методических работ, рецензирование и оппонирование диссертационных исследований, экспертиза научных статей исследователей из различных вузов Санкт-Петербурга и Российской Федерации, участие в работе диссертационных советов.
Ключевую роль многие годы в интеграции вузов играет УМО по направлениям педагогического образования, в центре внимания которого разработка стандартов первого, второго и третьего поколений, поддержка и экспертиза учебно-методического обеспечения каждого поколения стандартов. Только за последние 5 лет на президиуме УМО прошло обсуждение 998 экспертных заключений по учебно-методическому обеспечению и 350 заключений по программам бакалавриата и магистратуры. Участие УМО в экспертизе учебно-методических материалов способствовало становлению современной научно-методической базы повышения качества подготовки педагогических кадров. Серьезное внимание в деятельности УМО было уделено освоению и распространению идей Болонской декларации, разработке компетентностного подхода в педагогическом образовании. Последнее заседание, состоявшееся на базе Герценовского университета 20—21 октября 2011 г., актуализировало проблемы общественно-государственного партнерства в повышении качества подготовки педагогических кадров.
В контексте модернизации образовательной деятельности университета целый ряд факультетов разрабатывает и реализует программы развития академической мобильности студентов в области педагогического образования и профессиональной мобильности преподавателей на территории РФ (факультеты физики, химии, географии, коррекционной педагогики, русского как иностранного, безопасности жизнедеятельности, информационных технологий, психолого-педагогический, технологии и предпринимательства, иностранных языков, изобразительного искусства; институт народов Севера и институт детства), активизирует взаимодействие с зарубежными вузами по развитию программ академической мобильности в сфере подготовки педагогов (факультеты психолого-педагогический, информационных технологий, филологический и факультет управления, институт детства) на основании интеграции науки и образования.
В целях научно-методического обеспечения непрерывного педагогического образования институт народов Севера работает над созданием совместной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров различного уровня в области изучения культурного наследия народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ; психолого-педагогический факультет в течение 2008—2011 гг. проводит повышение квалификации педагогических кадров в рамках реализации программы «Толерантность»; факультет информационных технологий ежегодно проводит интернет-конференцию «Новые стратегии образовательной деятельности в современной информационной среде», в электронном дискурсе которой участвуют преподаватели, аспиранты и магистранты Герценовского университета и других педагогических вузов.
Развитие научной и инновационной деятельности Герценовского университета в аспекте межвузовского взаимодействия происходит в основном в рамках междис-
циплинарных научных исследований, совместных научных экспедиций, разработки совместных проектов по грантам российских и международных фондов и программ (факультеты физики, химии, математики, коррекционной педагогики, юридический, психолого-педагогический, иностранных языков, безопасности жизнедеятельности, русского как иностранного, экономики, географии, физической культуры, институт народов Севера и институт детства). Факультет экономики является соисполнителем Венского экономического университета в проекте TEMPUS на 2011—2013 гг. На факультете физики оформилось новое научное направление, в рамках исследования которого созданы две межвузовские научно-исследовательские лаборатории.
Социальное партнерство, обеспечивающее переход к новым организационным формам кооперации и сотрудничества, реализуется в рамках сетевого межвузовского взаимодействия в целях создания научно-образовательного пространства, способствующего совершенствованию российской системы образования, ее адаптации к изменяющимся условиям. Стратегическим направлением в развитии университета является реализация сетевого проекта «Педагогические кадры России». На факультетах и в институтах университета складывается положительный опыт сетевого взаимодействия по направлениям:
• развитие педагогического образования (работа научно-образовательных центров и научно-методических советов);
• подготовка научных кадров высшей квалификации (ежегодное проведение Всероссийской научной олимпиады аспирантов по педагогическим наукам);
• стимулирование профессиональной мотивации студентов по учебным дисциплинам и научным исследованиям (организация и проведение предметных олимпиад, конкурсов научно-исследовательских работ, интернет-конкурсов).
Между тем Ученый совет констатирует необходимость инициирования системной работы по реализации процессов межвузовского взаимодействия в области педагогического образования, поскольку:
• большой объем работ, выполняемых факультетами и институтами университета по направлениям межвузовского взаимодействия, реализуется не системно, вне оформленных договорных отношений, без оценки эффективности затрат;
• нормативно-организационные основы межвузовского взаимодействия недостаточно проработаны в части совместной реализации образовательных программ и модулей, программ повышения квалификации, выполнения совместных научных исследований, организации совместной издательской деятельности и др.;
• работа ученых советов факультетов по информационному обеспечению сетевого сотрудничества университета требует активизации в решении практических вопросов сотрудничества.
Требует оперативного решения ряд таких задач, как:
• разработка специальной программы сетевого сотрудничества вузов по вопросам развития педагогического образования;
• организация комплексной региональной политики университета и привлечение субсидий для ее реализации;
• развитие образовательной деятельности путем организации дистанционного обучения в целях обеспечения академической мобильности магистрантов;
• разработка совместных студенческих научно-исследовательских проектов в рамках реализации программ поддержки талантливой молодежи;
• обновление механизмов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава посредством участия в межрегиональных программах обмена опытом между вузами-партнерами, согласования содержания программ повышения квалификации;
• совершенствование организационных механизмов взаимодействия через создание сети образовательных и научно-исследовательских учреждений разного уровня как подсистем сетевого объединения «Педагогические кадры России»;
• создание ресурсного центра академической мобильности в рамках сетевого взаимодействия вузов;
• разработка и реализация программы управления качеством педагогического образования в реструктуризованных педагогических вузах;
lO
• последовательное осуществление мониторинга и общественного контроля за эффективностью межвузовского взаимодействия.
Ученый совет постановляет:
1. Признать в целом удовлетворительной работу университета по развитию межвузовского взаимодействия в области педагогического образования.
2. Разработать нормативно-организационные условия межвузовского взаимодействия структурных подразделений университета с вузами-участниками сетевого объединения «Педагогические кадры России» по реализации образовательных программ и модулей, программ академического обмена и повышения квалификации, разработке совместных научных исследований, организации совместной воспитательной и издательской деятельности.
Срок, до 1 февраля 2012 г.
Ответственные: проректоры по направлениям деятельности, начальник ПФУ, главный юрист.
3. Обеспечить оперативное информирование профессионального сообщества и общественности о деятельности сетевого объединения вузов «Педагогические кадры России», в том числе через возможности сайта университета.
Срок: постоянно.
Ответственные: проректор по информатизации, начальник организационнометодического отдела управления организационно-методического обеспечения и сотрудничества в педагогическом образовании.
4. Разработать планы (программы) межвузовского сотрудничества в структурных подразделениях университета в соответствии с Программой развития университета и планами деятельности сетевого объединения вузов «Педагогические кадры России».
Срок: до 20 января 2012 г.
Ответственные: проректоры по направлениям деятельности, руководители структурных подразделений.
5. Совместно с вузами-участниками сетевого объединения «Педагогические кадры России» сформировать необходимые предложения по реструктуризации деятельности УМО, обеспечивающие его эффективное взаимодействие с сетевым объединением «Педагогические кадры России».
Срок: до 1 января 2012 г.
Ответственный: первый проректор.
6. Разработать учебно-методическое обеспечение реализации образовательных программ с дистанционной поддержкой совместно с вузами-участниками сетевого объединения «Педагогические кадры России».
Срок, до 1 мая 2012 г.
Ответственные: проректоры по учебной работе, проректор по информатизации, деканы факультетов, директора институтов, заведующие кафедрами.
7. Разработать систему показателей результативности деятельности структурных подразделений по реализации межвузовского взаимодействия в контексте стратегических направлений Программы развития университета на 2011—2015 гг. с учетом возможностей использования потенциала сетевого объединения вузов «Педагогические кадры России».
Срок, до 1 января 2012 г.
Ответственные: председатель общественного совета Программы развития университета С. Ю. Трапицын, заведующий кафедрой управления образованием.