необходимыми удаленными аудиториями, и преподаватель прочитает один раз лекцию для всех, кто в ней нуждается, в том числе и для студентов филиалов. Конечно, нужно сказать об опасениях самих преподавателей, которые боятся того, что с уменьшением их часовой нагрузки уменьшится и часть ставки, но это вопрос, который необходимо решать отдельно и в пользу преподавателя.
Таким образом, для системного применения видеоконференцсвязи в обычном образовательном процессе необходимо: 1) организовать веб-портал для системы видеоконференцсвязи с календарным планированием для зарегистрированных групп пользователей на данном портале; 2) организовать на портале расписание наиболее востребованных лекций и практических занятий (публичных) для различных факультетов и специальностей; осуществить возможность записи на данные публичные лекции и практические занятия всем же-
лающим зарегистрированным на портале группам (через соответствующие деканаты); 3) систематически проводить повышение квалификации для профессорско-преподавательского состава, участвующего в подобных публичных лекциях и практических занятиях, для наиболее профессиональной деятельности в сфере эфирного вещания средствами видеоконференцсвязи.
Подобная схема применения системы видеоконференцсвязи осуществлена Фондом поддержки образования Санкт-Петербурга. Доцентом А. Н. Костиковым и профессором И. С. Батраковой успешно реализован проект «Мастер-класс средствами видеоконференцсвязи» для Гимназического союза России благодаря созданного силами Фонда поддержки образования Санкт-Петербурга веб-портала (http://www. &Ьг. т^/). При необходимости авторы окажут консультации по созданию подобного веб-портала для применения систем видеоконференцсвязи в Герценовском университете.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ УЧЕНОГО СОВЕТА РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА от 3 МАРТА 2011 года
«РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПЕРЕХОДА НА УРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ
В КОНТЕКСТЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА на 2011—2015 гг.: СОСТОЯНИЕ И ТЕКУЩИЕ ЗАДАЧИ»
Заслушав и обсудив доклад начальника учебно-методического управления О. В. Акуловой о реализации программы перехода на уровневую систему образования в контексте Программы развития университета на 2011—2015 гг. (состояние и текущие задачи), Ученый совет отмечает актуальность и своевременность рассмотрения данного вопроса, что связано с полным переходом университета с 01 сентября 2011 г. на уровневое образование в логике федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
РГПУ им. А. И. Герцена как инновационный вуз и лидер системы уровневого образования фактически определяет стратегию развития педагогического образования России на современном этапе.
В Программе развития университета на 2011—2015 гг. в рамках стратегического направления «Модернизация образовательной деятельности университета» цель определена как обеспечение качества образования, позволяющего выпускнику университета быть конкурентоспособным на современном рынке труда в социальной сфере. Достижение этой цели напрямую связано с полным переходом университета на уровневую подготовку кадров.
Подготовка к переходу на уровневое образование осуществляется в университете с 1990 г. Именно Герценовский университет являлся разработчиком и идеологом стандартов первого, второго и третьего поколений уровневой подготовки педагогических кадров.
В настоящее время в университете реализуется 93 направления и специальности по 10 укрупненным группам подготовки. Из них 30 направлений (53 профиля) — уровень бакалавриата, 21 направление (132 магистерские программы) — уровень магистратуры и 42 специальности (57 специализаций).
За последние годы произошло значительное расширение спектра магистерских программ и рост контингента магистрантов.
Подготовительная работа по переходу на ФГОС ВПО ведется в университете с 2007 г., начиная с разработки стандарта и победы в конкурсе по закупке ФГОС по направлению «Педагогическое образование».
Вопросы внедрения уровневой системы высшего профессионального образования и перехода университета на ФГОС ВПО третьего поколения неоднократно обсуждались на заседаниях Ученого совета, ректората, ученых советов институтов и факультетов, на заседаниях кафедр университета. Был утвержден и полностью выполнен план перехода на уровневое образование в Герценовском университете.
План перехода на уровневое образование включал несколько направлений деятельности. Ученый совет отмечает, что по каждому направлению получены значимые для университета результаты.
Во-первых, обеспечение готовности управленческого персонала и профессорско-преподавательского состава к созданию условий по переходу факультетов на уровне-вое образование. С этой целью проведена серия обучающих семинаров для деканов, заведующих кафедрами и преподавателей. Всего повысили квалификацию более 1500 человек. Постоянно осуществляется консультационная работа сотрудниками учебно-методического управления.
Для поддержки разработчиков новых образовательных программ создана и постоянно обновляется ресурсная база. Страница отдела образовательных стандартов и программ на университетском сайте является наиболее посещаемой сотрудниками университета и работниками других вузов.
Во-вторых, проектирование новых образовательных программ. На всех факультетах созданы рабочие группы по созданию новых образовательных программ подготовки бакалавров и магистров. Всего разработано 55 образовательных программ, подготовлены к утверждению на заседании президиума Ученого совета 34 учебных плана, из них 17 по программам бакалавриата и 17 по программам магистратуры. Разработаны учебно-методические и организационно-управленческие материалы, такие как учебные программы дисциплин федерального и профессионального блоков, программы практик, систематизирована самостоятельная работа студентов, разработаны и утверждены положения, регламентирующие организацию нелинейного образовательного процесса.
В-третьих, определение новых принципов организации нелинейного образовательного процесса. С нового учебного года университет переходит на реализацию индивидуальных учебных планов студентов, предоставляя возможность выбора последовательности изучения ряда дисциплин. Расширен спектр дисциплин и курсов по выбору. Разработана вариативная самостоятельная работа.
В-четвертых, развитие академической мобильности студентов внутри России. Разработаны и подписаны договоры о взаимодействии с вузами, входящими в сетевое объединение «Педагогические кадры России». Имеется опыт приема студентов из отечественных вузов (Нижневартовск, Казань). Проводятся видеоконференцсвязь по обмену опытом с вузами-партнерами.
Университет видит основную задачу в том, чтобы обеспечить конкурентоспособность в российском, европейском и мировом образовательном пространстве. Для ее решения новое поколение основных образовательных программ разрабатывается на основе модульных учебных планов, компетентностного похода в обучении, внедрения системы зачетных единиц.
Ученый совет обращает внимание, что при переходе на уровневое образование необходимо учитывать нескольких важных факторов.
1. Сложная демографическая ситуация в стране приводит к необходимости сокращения контингента студентов. Демографическая проблема напрямую связана с
качеством подготовки абитуриентов, которые поступают в вузы. Средний балл поступающих по ЕГЭ в педагогические вузы в прошлом году составил 53, что на 6 баллов ниже среднего балла поступающих на другие группы специальностей. Это обусловливает поиск новых форм работы с абитуриентами и со студентами I курса, направленных на улучшение качества их подготовки.
2. В соответствии с новыми федеральными стандартами вузы имеют до 70% свободы в определении содержания подготовки на базовом уровне — в бакалавриате. При этом они самостоятельно формируют содержание профильной (специальной) подготовки. Это может привести к разрушению единого образовательного пространства высшего профессионального образования, затруднит переход студентов из одного вуза в другой. Поэтому Герценовскому университету важно сохранить лидирующие позиции как вуза, определяющего содержание подготовки педагогических кадров в стране.
3. Качество перехода на уровневую систему напрямую связано с готовностью к этому преподавателей. Важно постоянно повышать квалификацию профессорско-преподавательского состава на разных уровнях, активнее используя возможности самих кафедр.
Внедрение основных образовательных программ, реализующих новые принципы образования, требует от университета продолжения системной широкомасштабной работы по обеспечению качества профессионального образования. Ученый совет ставит перед коллективом университета ряд первоочередных задач.
Главные направления деятельности определены в Программе развития университета на 2011—2015 гг. Особое внимание обращается на необходимость интеграции результатов научных исследований в области приоритетных направлений развития образования и образовательного процесса по опережающей подготовке кадров. Для решения поставленной задачи структурным подразделениям предстоит обеспечить привлечение к образовательному процессу практических работников образования и сфер реальной экономики; создание нового поколения учебной литературы, в том числе на электронных носителях; повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и сотрудников университета по проблемам современных тенденций образования, уровневого обучения, компетентностно-го подхода, использования ИКТ и т. д. Должны быть обновлены и вновь разработаны внутривузовские положения, регламентирующие реализацию новых основных и дополнительных образовательных программ.
ФГОС ВПО, с одной стороны, предоставляет вузу широкие права по выбору профилей подготовки, формированию и ежегодному обновлению учебных планов, определению видов практики, форм текущей и итоговой аттестации студентов. С другой стороны, широкие права связаны со значительной ответственностью университета за качество предоставляемого образования и создаваемые условия — кадровые, учебно-методические, информационные, материально-технические и др. Поэтому факультетам необходимо продолжить работу по внедрению информационных технологий, закупке нового оборудования, постоянному обновлению кадровых ресурсов,
Важно активизировать работу в рамках сетевого консорциума ведущих классических и педагогических вузов «Педагогические кадры России», шире использовать возможности университетов, входящих в сеть.
Особое внимание необходимо обратить на формы и организацию самостоятельной работы студентов, которой в ФГОС ВПО отводится ведущая роль. Предстоит активно развивать дистанционную поддержку образовательного процесса и постепенно переходить на дистанционное образование, шире использовать активные и интерактивные формы проведения учебных занятий, ограничивая традиционные лекционные занятия.
Ученый совет университета постановляет:
1. Признать в целом удовлетворительной работу университета по реализации программы перехода на уровневое образование в контексте программы развития университета.
2. Факультетам, учебным институтам, филиалам завершить разработку основных образовательных программ по направлениям, реализуемым в соответствии с лицензией РГПУ им. А. И. Герцена.
Ответственные: деканы факультетов и директора учебных институтов и филиалов.
Срок: 01 апреля 2011 г.
3. Организовать разработку учебно-методического обеспечения новых образовательных программ. С этой целью использовать при установлении стимулирующих надбавок руководителям структурных подразделений и профессорско-преподавательскому составу показатели, отражающие их готовность к реализации новых ФГОС ВПО.
Ответственные: проректоры по учебной работе, деканы факультетов, директора учебных институтов и филиалов, заведующие кафедрами.
Срок: постоянно.
4. Факультетам и учебным институтам, филиалам шире использовать потенциал вузов, входящих в сетевое объединение «Педагогические кадры России», обеспечить заключение дополнительных соглашений с вузами-партнерами по конкретным направлениям деятельности
Ответственные: деканы факультетов, директора учебных институтов и филиалов.
Срок: май 2011 г.
5. Обеспечить регулярное использование информационных технологий в процессе профессиональной подготовки студентов и дистанционной поддержки самостоятельной работы студентов.
Ответственные: деканы факультетов и директора учебных институтов, директора филиалов, начальник управления информатизации.
Срок: постоянно
6. Организовать непрерывное повышение квалификации руководителей структурных подразделений, профессорско-преподавательского состава по проблемам, связанным с отбором современного содержания образования, инновационных образовательных технологий, обеспечения самостоятельной работы студентов.
Ответственный: директор института постдипломного образования.
Срок: постоянно.
ОБЪЯВЛЕНИЕ
О КОНКУРСНОМ ОТБОРЕ НА ДОЛЖНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
объявляет
Конкурсный отбор на замещение должностей на контрактной основе: Профессоров кафедр:
русской литературы (0,9 ставки); русского языка (1 ставка); сурдопедагогики (1 ставка). Доцентов кафедр:
всеобщей истории (0,5 ставки); естественнонаучных дисциплин Дагестанского филиала (1 ставка); зарубежной литературы (1 ставка); иностранных языков Волховского филиала (1 ставка); методики обучения иностранным языкам (1 ставка); образовательных технологий в филологии (0,75 ставки); русской истории (0,75 ставки); русского языка (1 ставка); сурдопедагогики (1 ставка).
Срок подачи документов — месяц со дня опубликования объявления. Адрес: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А. И. Герцена, отдел ученого секретаря университета. Телефон: 571-29-52.