Научная статья на тему 'Постановление Ученого совета РГПУ им. А.И. Герцена от 31 августа 2010 г. "Итоги 2009/2010 учебного года и задачи на 2010/2011 учебный год"'

Постановление Ученого совета РГПУ им. А.И. Герцена от 31 августа 2010 г. "Итоги 2009/2010 учебного года и задачи на 2010/2011 учебный год" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РГПУ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА / УЧЕНЫЙ СОВЕТ / ПОСТАНОВЛЕНИЕ УЧЕНОГО СОВЕТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Прошедший учебный год был ознаменован большой консолидированной работой коллектива и значимыми для университета мероприятиями и событиями, которые в очередной раз продемонстрировали лидерские качества и высокий интеллектуальный потенциал РГПУ им. А. И. Герцена. Основными из этих событий стали: церемония открытия в Герценовском университете Года учителя с участием Президента РФ Д. А. Медведева; I Педагогическая ассамблеи и масштабная выставка «Университет учителю»; мероприятия по подготовке к реализации федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования; реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; создание на базе РГПУ им. А. И. Герцена сетевого объединения российских университетов «Педагогические кадры России»; крупные международные и федеральные конференции и проекты; мероприятия, посвященные 65-летию Великой Победы; завершающий этап программы развития университета на 2006-2010 годы. Исключительно важной оценкой работы университета за последние годы стал результат первого национального рейтинга классических университетов РФ (декабрь 2009 г.), в котором РГПУ им. А. И. Герцена занял 5-6 позицию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановление Ученого совета РГПУ им. А.И. Герцена от 31 августа 2010 г. "Итоги 2009/2010 учебного года и задачи на 2010/2011 учебный год"»

УЧЕНОГО СОВЕТА РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА ОТ 31 АВГУСТА 2010 г.

«ИТОГИ 2009/2010 УЧЕБНОГО ГОДА И ЗАДАЧИ НА 2010/2011 УЧЕБНЫЙ ГОД»

Заслушав и обсудив доклад проректора по учебной работе С. А. Гончарова, Ученый совет отмечает, что прошедший учебный год был ознаменован большой консолидированной работой коллектива и значимыми для университета мероприятиями и событиями, которые в очередной раз продемонстрировали лидерские качества и высокий интеллектуальный потенциал РГПУ им. А. И. Герцена. Основными из этих событий стали: церемония открытия в Герценовском университете Года учителя с участием Президента РФ Д. А. Медведева; I Педагогическая ассамблеи и масштабная выставка «Университет — учителю»; мероприятия по подготовке к реализации федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования; реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; создание на базе РГПУ им. А. И. Герцена сетевого объединения российских университетов «Педагогические кадры России»; крупные международные и федеральные конференции и проекты; мероприятия, посвященные 65-летию Великой Победы; завершающий этап программы развития университета на 2006—2010 годы.

Исключительно важной оценкой работы университета за последние годы стал результат первого национального рейтинга классических университетов РФ (декабрь 2009 г.), в котором РГПУ им. А. И. Герцена занял 5—6 позицию.

При этом Ученый совет отмечает, что интенсивная деятельность университета осуществлялась в сложных условиях перманентной модернизации образования и затянувшегося государственного реформирования системы управления высшим образованием (ликвидация Федерального агентства по образованию и др.), изменений законодательной и нормативной базы его функционирования, изменений условий финансирования вуза, в контексте острейшей критики системы педагогического образования и негативных тенденций ее деконструкции, в условиях демографического спада и резкого повышения конкурентной борьбы за выполнение государственного заказа на подготовку кадров, в завоевании престижного места в вузовской системе. Зимне-весенние неблагоприятные погодные условия потребовали больших усилий по их ликвидации и дополнительных материальных затрат университета.

Несмотря на это университет продолжал динамично развиваться, стремясь к совершенствованию всех направлений своей созидательной деятельности. Обновлялась среда университета, укреплялась его материально-техническая база и интеллектуальный капитал. Реализовывалась разработанная весной 2009 г. программа антикризисных мер, направленная на оптимизацию деятельности университета в условиях экономической нестабильности. Разработана программа антикоррупционных мер, направленная на профилактику и предотвращение случаев коррупции в среде университета. Ученый совет отмечает актуальность дальнейшей реализации этих направлений работы в рамках новой программы развития университета.

В университете сохраняется устойчивая тенденция к расширению перечня направлений подготовки по уровневой системе высшего профессионального образования.

За прошедший год были получены лицензии по 4 направлениям подготовки магистров («География», «Философия», «Религиоведение», «История»), по 2 направлениям подготовки бакалавров («Конфликтология», «Информатика и вычислительная техника»). Открыто 26 новых магистерских программ по 10 направлениям на 8 факультетах университета. В прошедшем учебном году образовательная деятельность велась по 30 направлениям подготовки бакалавров (56 профилей), по 18 направлениям подготовки магистров (127 магистерских программ) и по 45 специальностям. Аккредитованы образовательные программы подготовки бакалавров («Лингвистика»), в Выборгском филиале — «Филологическое образование» и «Педагогика».

Вместе с тем Ученый совет обращает внимание, что количество программ уровне-вого образования распределено по факультетам неравномерно, существует еще большой блок специалитета, при наличии лицензии некоторые программы не реализуются. Необходимо провести тщательную ревизию основных образовательных программ с точки зрения их востребованности, затратности, кадрового обеспечения, повысить их конкурентоспособность и ориентированнность на потребности рынка труда, взвешенно подходить к открытию новых программ, шире использовать технологии модульной реализации программ через систему дополнительного образования. Следует определить необходимость открытия образовательных программ среднего специального образования и организовать необходимую работу по их лицензированию.

Большая подготовительная работа в течение года с абитуриентами позволила успешно завершить приемную кампанию 2010 г. Конкурс в текущем году составил 9 человек на место (в 2009 г. — 7,7 человек на место), что позволяет университету сохранять устойчивые конкурентные позиции среди высших учебных заведений Санкт-Петербурга. В то же время проявился целый ряд острых проблем, связанных с необходимостью изменения форм и направления работы с абитуриентами и регионами, реструктуризацией и оптимизацией образовательных программ, учитывающих спрос потребителя услуг и рынка труда. Особой проблемной зоной является прием на магистерские программы, что требует создания более эффективных механизмов взаимодействия с потенциальными студентами магистратуры, партнерами сетевого объединения «Педагогические кадры России», вузами-партнерами из стран СНГ и работы в течение всего учебного года.

В текущем учебном году продолжилась работа по расширению спектра программ дополнительного образования, существенно возрос объем повышения квалификации педагогических работников различных категорий. Лицензированы 12 программам профессиональной переподготовки, разработан ряд нормативных документов. Ученый совет отмечает, что развитие дополнительного образования (в условиях внутренней конкуренции основных образовательных программ, спроса на различные компетенции на рынке труда и т. д.) обладает большим потенциалом. Оно должно стать более эффективным, основанным на четком механизме межструктурных взаимодействий. Организация повышения квалификации преподавателей и сотрудников университета — более адресной, направленной на решение конкретных задач университета с последующим анализом результативности. Требуется существенная корректировка организационно-нормативных аспектов деятельности по этим направлениям.

Стабильно высоким остается качество подготовки выпускников. По итогам государственной аттестации 87% выпускников продемонстрировали отличные и хорошие результаты освоения образовательных программ. Активно развивается сотрудничество с работодателями профильных учреждений, более системной стала работа университета по трудоустройству выпускников. Высокое качество образования, предлагаемое университетом, подтверждают результаты независимой оценки. По итогам традиционного участия университета в интернет-экзамене (39 экзаменов) студенты продемонстрировали одинаково высокий уровень подготовки по 13 основным образовательным программам. В интернет-олимпиадах студенты университета успешно конкурировали со студентами технических и классических вузов по таким предметам, как математика, физика, химия и информатика. 76 студентам за высокие достижения в учении и активную общественную работу были назначены персональные стипендии. Впервые в сентябре-октябре 2009 г. было проведено контрольное тестирование студентов-первокурсников. Результаты, соответствующие или превы-

шающие ЕГЭ, продемонстрировали 69% первокурсников. Ученый совет отмечает необходимость развивать собственную систему независимой оценки, дающей возможность проходить автотестирование в дистанционном режиме.

Недостаточно высоким остается количество дипломных работ, выполненных по заказам работодателей. В 2010 г. из 80 тем, утвержденных Комитетом по науке и высшей школе, шесть было представлено дипломными проектами студентов РГПУ им. А. И. Герцена, в которых решались важные для города социальные проблемы. Однако не все факультеты понимают значимость и важность этой работы. Необходимо более активно стремиться к получению заказов на выполнение практикоориентированных дипломных исследований, а также формулировать тематику дипломов (проектов) с учетом проблем развития университета. Выполнение дипломных работ требует тщательного анализа процесса их подготовки в контексте требований стандартов третьего поколения.

В то же время Ученый совет выражает озабоченность тем, что недопустимо высоким остается процент отчислений студентов по причине академической неуспеваемости. На факультетах и кафедрах необходимо разработать действенную систему мер по работе с неуспевающими студентами, четкие регламенты по сдаче академических задолжностей и допуску к итоговой аттестации.

Важным направлением деятельности университета в прошедшем учебном году была большая организационно-методическая работа по подготовке к реализации образовательных программ на основе образовательных стандартов третьего поколения. Существенно обновлены образовательные программы, проведено опережающее повышение квалификации профессорско-преподавательского состава по 6 программам (прошли обучение 622 сотрудника университета), усовершенствованы программы практик, их содержание, организация и взаимодействие с работодателями. В соответствии с требованиями стандартов третьего поколения разработано Положение о полевых практиках. В дальнейшем для обеспечения качества проводимых практик и экономии средств следует использовать возможности партнеров по сетевому объединению вузов России, осуществлять поиск эффективных технологий организации практики и новых ее форм.

Ученый совет считает, что руководству факультетов следует более четко придерживаться стратегии и плана перехода к реализации стандартов нового поколения, настойчиво разъяснять суть и важность этой работы всему профессорско-преподавательскому составу, более последовательно использовать и внедрять достижения инновационной образовательной программы, прежде всего — модульно-компетентностные технологии и междисциплинарные разработки.

В рамках научно-исследовательской деятельности университета в 2009/2010 учебном году достигнуты важные результаты внедрения научных исследований в учебный процесс, внесен вклад в реализацию проекта «Наша новая школа» (в частности, защищено 17 диссертаций, посвященных укреплению здоровья школьников, 9 — по проблемам социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении).

Развитие международного сотрудничества ощутимо влияет на качество образовательных программ и организацию учебного процесса. Более 170 сотрудников участвовали в международных конференциях, симпозиумах и повышали свою квалификацию в ходе стажировок в вузах-партнерах. В зарубежных вузах прошли обучение и стажировку более 150 студентов. В ходе реализации ряда крупных совместных международных проектов произошло заметное усиление позиций университета в деятельности ЮНЕСКО, университет впервые выиграл престижные гранты Совета Европы (по проблемам дошкольного образования) и Европейского сообщества (по проблемам перевода), вошел в координационный комитет российско-германского сотрудничества и т. д.

Вместе с тем Ученый совет полагает необходимым совершенствование деятельности в отношении обменных программ, академической мобильности, повышения активности в реализации международных проектов, совместных магистерских программ, повышении привлекательности образовательных программ университета для иностранных студентов, создания для них комфортных условий обучения.

Ученый совет отмечает, что в образовательной, научной и организационноуправленческой деятельности университета все более значимую роль играют информационно-коммуникационные технологии. В прошедшем учебном году в университете продолжилась работа по развитию различных форм электронной информационной поддержки образовательного процесса и дистанционного обучения, заметно продвинулось внедрение видеоконференцсвязи. Однако качественного перехода на использование информационных технологий в образовательном процессе пока не произошло. Необходима разработка конкретной и поэтапной программы информационного развития университета, согласованной со всеми структурными подразделениями.

За прошедший год произошли изменения в организации издательской системы (принято новое «Положение об организации издательской деятельности университета», утверждены пять специализированных редакционно-издательских советов), которые позволят более эффективно решать вопросы качества образования в университете.

Высокие результаты качества образования и деятельности университета непосредственно связаны с ростом уровня квалификации профессорско-преподавательского состава и развитием кадрового потенциала. В прошедшем учебном году 180 сотрудников Герценовского университета удостоены государственных и вузовских наград, был проведен очередной конкурс личных достижений профессорско-преподавательского состава, который важно развивать и дальше, вовлекая в него все большее число преподавателей. Целесообразно проводить специальные конкурсы для молодых преподавателей. Прошедший год отмечен большими успехами студентов в различных профессиональных и творческих конкурсах и олимпиадах.

В 2009/2010 учебном году продолжилась сложная и ответственная работа по оптимизации образовательной деятельности, приведению организационно-штатной структуры университета в соответствие с установленными Министерством образования и науки РФ нормативами финансирования. Было сокращено 155 бюджетных ставок преподавателей, скорректированы объемы учебных поручений кафедр, внесены изменения в рабочие учебные планы, в организацию образовательного процесса. Учитывая актуальность проблемы, Ученый совет рекомендует ректорату включить в план своей работы на новый учебный год вопросы оптимизации образовательных программ и их кадрового обеспечения. Вопросы кадрового развития и формирования новой компетентностной модели преподавателя университета должны найти отражение в разработке новой программы.

В прошедшем году университет успешно реализовал в большом объеме социальную программу (льготное страхование, оздоровительный отдых студентов, материальная помощь и т. д.), улучшились условия труда, реконструировалась среда университета. Ученый совет рекомендует в новой программе развития университета предусмотреть мероприятия по развитию социальной поддержки сотрудников и студентов университета, системы мотивации профессорско-преподавательского состава, выработке прозрачных критериев для установления стимулирующих надбавок разным категориям персонала с учетом меняющихся принципов финансирования университета, изменений штатного расписания, роста учебной нагрузки, рейтинговых показателей активности и результативности деятельности.

Важным направлением повышения привлекательности вуза является формирование имиджа университета, его внешних связей и стратегического партнерства. В этой связи Ученый совет обращает внимание на необходимость завершения работы по формированию Наблюдательного совета и начала его работы.

В связи с модернизацией образования и тенденциями его радикального реформирования, процессом смены образовательной парадигмы перед университетом стоят задачи исключительной сложности по сохранению жизнеспособности, развитию своего потенциала и статуса. Путь решения проблем — повышение качества всех направлений деятельности университета, сопоставимого по результатам с рейтинговыми показателями ведущих вузов России и мира. Ученый совет отмечает, что повышение качества деятельности вуза заключается в современном вузовском менеджменте, в целесообразном распределении задач и функций, решаемых ректоратом,

факультетами и другими структурными подразделениями, в ответственности за исполнение своих должностных обязанностей, в развитии персонала и его мотивации, применении рейтинговых и конкурсных механизмов, последовательного мониторинга и оперативных обратных связей и контроля за выполнением принятых решений (приказов и распоряжений ректора, постановлений Ученого совета и др.).

В течение года был проведен целый комплекс мероприятий, обусловленных идеей юридического признания высокого статуса университета. Это потребовало огромных организационно-интеллектуальных усилий университета по укреплению своего положения в системе высшего образования России и международном пространстве. Обретение статуса национального исследовательского университета и центра подготовки педагогических кадров, реализующего организационно-содержательные функции научно-методического и экспертно-аналитического центра федерального ранга, должно стать главной целевой задачей «Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2011—2015 гг.». В достижении этой цели важен целый комплекс задач, которые должны быть сформулированы в новой программе развития университета на 2011 — 2015 гг. с четким определением механизмов их решения, конкретных индикаторов и результатов поэтапной реализации программы. Поэтому приоритетной задачей университета и всех структурных подразделений в новом учебном году необходимо считать анализ выполнения программы развития университета и разработку предложений в новую программу в контексте современной социально-экономической ситуации и основных тенденций развития образования в России.

Ученый совет постановляет:

1. Положительно оценить итоги работы РГПУ им. А. И. Герцена за прошедший учебный год, отмечая, что университет начинает новый этап своего развития в сложном контексте модернизации высшей школы.

2. Провести во всех структурных подразделениях анализ выполнения «Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006—2010 гг.», внести предложения в программу развития на 2011— 2015 гг. и провести обсуждение ее проекта.

Ответственные: первый проректор, общественный совет программы развития.

Срок: сентябрь— декабрь 2010 г.

3. Осуществить комплекс мероприятий по переходу университета на новые условия финансирования в соответствие со статусом бюджетного учреждения.

Ответственные: проректоры университета, начальники управлений.

Срок: до 31 декабря 2010 г.

4. В целях повышения эффективности деятельности университета, его конкурентноспособности и экономической стабильности в современных условиях провести мероприятия по оптимизации образовательных программ и их кадрового обеспечения.

Ответственные: проректоры по учебной работе, начальник учебно-методического управления, начальник планово-финансового управления, деканы факультетов и директора институтов, филиалов.

Срок: октябрь 2010 г. — апрель 2011 г.

5. В целях обеспечения условий реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения и перехода на многоуровневую систему разработать и утвердить в установленном порядке новые образовательные программы.

Ответственные: начальник учебно-методического управления, деканы факультетов, директора институтов и филиалов.

Срок: январь 2010 г.

6. В целях обеспечения адресности и результативности решения задач университета предусмотреть своевременное и согласованное с факультетами и кафедрами университета годовое планирование повышения квалификации профессорско-преподавательского и вспомогательного состава.

Ответственный: проректор по учебной и воспитательной работе.

Срок: октябрь 2010 г.

7. Выполняя реальные функции федерального центра по подготовке педагогических кадров, развивая принципы академической мобильности студентов и преподавателей, приступить к реализации проекта сетевого объединения вузов России, обеспечив его необходимыми нормативно-технологическими решениями и согласованными регламентами.

Ответственные: проректоры по учебной работе, начальник учебно-методического управления, руководитель научно-образовательного центра.

Срок: с сентября 2010 г.

8. Утвердить план работы Ученого совета на 2010/2011 учебный год:

Октябрь 2010 г. — Состояние и перспективы развития филиалов в контексте программы развития университета.

Ноябрь 2010 г. — Задачи университета по организации и обеспечению приема в 2011 г.; О работе университета в новых условиях финансирования (состояние и перспективы).

Декабрь 2010 г. — Конференция педагогических и научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся в РГПУ им. А. И. Герцена «Итоги выполнения “Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена (2005—2010 гг.)” и утверждение новой “Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2011 — 2015 гг.”».

Январь 2011 г. — Состояние и перспективы научной и научно-инновационной деятельности университета в контексте задач программы развития университета на 2011—2015 гг.

Февраль 2011 г. — Реализация программы перехода на уровневую систему образования в контексте программы развития университета на 2011—2015 гг.: состояние и текущие задачи.

Март 2011 г. — Организация эффективной системы повышения квалификации преподавателей и сотрудников в обеспечении качества деятельности университета в современных условиях.

Апрель 2011 г. — Вклад университета в реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: состояние и перспективы.

Май 2011 г. — Состояние и задачи построения информационной среды университета в контексте программы развития на 2011—2015 гг.

Июнь 2011 г. — Международная деятельность университета как фактор повышения качества и эффективности научно-образовательной деятельности университета.

Август 2011 г. — Итоги 2010/2011 учебного года и задачи университета на очередной учебный год в контексте программы развития на 2011—2015 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.