Научная статья на тему 'Итоги 2006/2007 учебного года и задачи на следующий учебный год в контексте проведения комплексной оценки деятельности университета'

Итоги 2006/2007 учебного года и задачи на следующий учебный год в контексте проведения комплексной оценки деятельности университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТОГИ УЧЕБНОГО ГОДА / ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги 2006/2007 учебного года и задачи на следующий учебный год в контексте проведения комплексной оценки деятельности университета»

В. П. Соломин,

проректор по учебной работе

ИТОГИ 2006/2007 УЧЕБНОГО ГОДА И ЗАДАЧИ НА СЛЕДУЮЩИЙ УЧЕБНЫЙ ГОД В КОНТЕКСТЕ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА

Одно из главных событий учебного года, итоги которого нам предстоит сегодня обсудить, — празднование 210-летия Герценов-ского университета. Праздник удался, и прежде всего потому, что мы консолидировали наши усилия, выступили единой командой на всех этапах его подготовки и проведения. И как результат — высочайшая оценка деятельности университета и его исключительного значения в отечественной системе образования, высказанная широкой российской общественностью и лично Президентом Российской Федерации В. В. Путиным:

Поздравляю профессорско-преподавательский корпус, студентов, аспирантов и выпускников со знаменательной датой — 210-летием со дня создания Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

За прошедшие десятилетия ваш вуз занял прочные позиции в системе отечественного высшего образования, воспитал не одно поколение квалифицированных учителей, работников образования, известных деятелей науки и культуры. Педагогический коллектив университета стремится идти в ногу со временем, совершенствовать методики преподавания, поощрять перспективные научные разработки и инновации. И потому диплом РГПУ им. А. И. Герцена — свидетельство глубоких, основательных знаний, надежная путевка в жизнь для его выпускников.

Желаю вам успехов в работе, учебе, здоровья и всего самого доброго.

В. В. Путин

Более двухсот крупных мероприятий международного и всероссийского масштаба, посвященных юбилею, были проведены

в уходящем учебном году при активном участии преподавателей и студентов университета. Хочется еще раз выразить благодарность всем руководителям управлений, структурных подразделений, деканам факультетов, преподавателям и студентам за продуктивное сотрудничество, инициативу, ответственное и творческое отношение к организации и проведению юбилейных торжеств.

Опыт взаимодействия сотрудников университета в дни празднования юбилея, несомненно, следует использовать для решения актуальных и значимых задач, стоящих перед университетом в наступающем учебном году. Таких основных задач, как представляется, три: 1) существенное продвижение в решении задач стратегических направлений «Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг.», 2) интенсификация реализации инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере»; 3) подготовка университета к комплексной оценке его деятельности.

Первая из названных задач — стратегическая. Ее целенаправленное решение призвано содействовать дальнейшему развитию Герценовского университета, его инновационному позиционированию на отечественном и международном рынках образовательных услуг в обозримом будущем.

Вторая и третья задачи носят тактический характер. Их успешное решение будет способствовать обеспечению ощутимого про-

рыва университета в реализации стратегических задач его развития.

Сегодня важно проанализировать достижения и проблемы прошедшего учебного года с позиций решения задач стратегических направлений в новом учебном году.

Одно из этих направлений связано с обеспечением качества университетского образования. В современных условиях перспективы для достижения этой цели связываются с многоуровневым профессиональным образованием.

Стратегическое направление программы развития Герценовского университета «Обеспечение качества университетского образования»

Министерство образования и науки Российской Федерации рассматривает возможность перехода всей системы высшего профессионального образования на двухуровневую подготовку (бакалавриат, магистратура) с 2008 г.

К настоящему времени РГПУ им. А. И. Герцена реализует девять укрупненных групп специальностей и направлений высшего профессионального образования при критериальном требовании для университетов по данному показателю не менее семи.

Перспективы для расширения сферы профессионального образования в университете в предстоящем учебном году связаны с получением лицензий на право ведения об-

Наш университет как инициатор эксперимента в этой сфере, своей практической деятельностью в течение 15 лет убедительно доказывает всему педагогическому сообществу высшей школы не только возможность, но и эффективность подобной модели, которая создает благоприятные условия для развития вузовского профессионального образования.

В преддверии предстоящей комплексной оценки деятельности университета вопрос повышения качества содержания образования является приоритетной задачей.

В прошедшем учебном году в РГПУ им. А. И. Герцена расширился спектр укрупненных групп специальностей и направлений (укрупненных профилей) по реализуемым основным образовательным программам (см. табл. 1), что отвечает одному из важнейших критериев государственной аттестации и аккредитации, используемых при экспертизе показателей деятельности высших учебных заведений.

разовательной деятельности по программе дополнительного образования «Мастер делового администрирования», по новому укрупненному профилю «Культура и искусство» с направлением «Музыкальное искусство» (уровень бакалавриата), а также по новым основным образовательным программам, соответствующим уже реализуемым в университете укрупненным группам специальностей и направлений:

Таблица 1

Перечень укрупненных групп направлений и специальностей, реализуемых в РГПУ им. А. И. Герцена в 2006/2007 учебном году

Количество

№ пп. Укрупненная группа специальностей и направлений направлений (уровень бакалавриата) направлений (уровень магистратуры) специальностей

1 Физико-математические науки 2 1 0

2 Естественные науки 1 1 1

3 Гуманитарные науки 5 2 11

4 Социальные науки 2 1 0

5 Образование и педагогика 7 7 28

6 Сфера обслуживания* 0 0 1

7 Экономика и управление 2 1 5

8 Автоматика и управление 0 0 1

9 Информатика и вычислительная техника 1 0 1

* — на платной основе.

• «Гуманитарные науки» — направления «История», «Философия», «Лингвистика» (уровень бакалавриата) и специальность «История»;

• «Социальные науки» — направление «Социология» (уровень магистратуры);

• «Экономика и управление» — специальность «Прикладная информатика» (в экономике);

• «Информатика и вычислительная техника» — направление «Информационные системы» (уровень магистратуры).

Наряду с этим в государственный образовательный стандарт по направлению «Художественное образование» были введены новые профессионально-образовательные профили: «Дошкольное музыкальное образование», «Менеджмент в музыкальном искусстве и образовании».

Подготовку по этим профессионально-образовательным профилям, направлениям и специальностям университет начинает с нового учебного года.

В прошедшем учебном году университет осуществил первый выпуск специалистов по направлениям «Менеджмент», «Информационные системы» (уровень бакалавриата) и специальностям «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья», «Реклама», «Маркетинг», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом», «Культурология» (Выборгский филиал) и «Менеджмент организации» (филиал в г. Волхове). Под руководством учебно-методического управления университета факультеты экономики, физической культуры, управления, философии человека и филиалы университета в городах Выборг и Волхов, осуществляющие подготовку по данным направлениям и специальностям, смогли своевременно и оперативно подготовить документы для экспертной оценки образовательной деятельности по основным образовательным программ и 5 июля этого года успешно пройти аттестацию и аккредитацию перечисленных выше направлений и специальностей. Это позволило уже в июле 2007 г. вручить выпускникам дипломы об

окончании университета по данным направлениям и специальностям.

В предстоящем учебном году в период комплексной оценки университета планируется лицензировать следующие основные образовательные программы, входящие в укрупненные группы специальностей и направлений подготовки:

• «Физико-математические науки» — направления «Прикладная математика и информатика» (уровень магистратуры);

• «Естественные науки» — направления «Биология», «География», «Геология», «Экология» и природопользование (уровень бакалавриата);

• «Гуманитарные науки» — направления «Физическая культура», «Культурология», «Регионоведение», «Филология» (уровень бакалавриата) и «Политология», «Религиоведение», «Лингвистика», «История», «Философия» (уровень магистратуры);

• «Социальные науки» — направление « Конфликтология» (уровень бакалавриата);

• «Экономика и управление» — направление «Прикладная информатика» (уровень бакалавриата);

• « Сфера обслуживания» — направление «Туризм» (уровень бакалавриата).

Этот перечень убедительно свидетельствует о целенаправленной работе нашего университета по расширению профессиональной подготовки в системе многоуровневого образования.

В целом перспективы развития Герценов-ского университета в современных условиях связаны с реализацией идей Болонской декларации, которая стала для нас не просто международным документом, подлежащим изучению и обсуждению с позиций «за» и « против» (что характерно сегодня для большинства вузов России), а основанием для развертывания серьезной опытно-экспериментальной работы, направленной на создание организационно-педагогических условий профессиональной подготовки в университете, а именно: свободы выбора студентом индивидуального образовательного маршрута; сотрудничества преподавателей и студен-

тов в образовательном процессе; академической мобильности студентов и преподавателей; нелинейной организации учебного процесса.

Именно эти условия, как представляется, обеспечили стабильно высокий уровень показателей качества образования в Герценов-ском университете в последние годы. Очередная итоговая аттестация показала, что отличные и хорошие результаты по направлениям подготовки (уровни бакалавриата и магистратуры) в среднем составляют свыше 90%, а по специальностям — около 85%.

Вместе с тем резервы совершенствования качества образования, несомненно, имеются.

В настоящее время лишь на семи факультетах более 50% студентов обучаются по многоуровневой системе подготовки (математики, филологический, музыки, технологии и предпринимательства, психолого-педагогический, социальных наук, изобразительного искусства) и только на шести факультетах преподаватели полностью заняты в многоуровневой подготовке студентов.

По данным отчетов деканов, лишь менее 30% преподавателей прошли повышение квалификации в связи с новыми требованиями к высшему профессиональному образованию в изменившихся социокультурных условиях.

Важнейший резерв в повышении качества профессионального образования связан с реализацией образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере», предполагающей обогащение содержания основных образовательных программ бакалавриата, магистратуры, программ дополнительного образования и повышения квалификации.

С этой программой университет, наряду с 269 вузами России, принял участие в 2007 г. в конкурсе высших учебных заведений, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В финал вышел 71 вуз. Победителями конкурса стали 40 вузов, из них педагогических — 3: Россий-

ский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Московский педагогический государственный университет, Московский городской психолого-педагогический университет; санкт-петербургских — 4: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет.

Факт получения университетом гранта на реализацию инновационной образовательной программы, победившей в конкурсном отборе среди вузов России в рамках приоритетного национального проекта «Образование», весьма показателен и свидетельствует о высокой конкурентоспособности научного, методического, организационно-педагогического, кадрового и материально-технического потенциала Герценовского университета. Победа в этом конкурсе — одно из самых значимых достижений университета за последние годы.

Инновационная образовательная программа, разрабатываемая и реализуемая университетом, является значимой не сама по себе, а выступает важнейшим средством и механизмом решения задач всех стратегических направлений «Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг.». Результаты, достигнутые при реализации инновационной образовательной программы, могут и должны существенно обогатить реальную практику развития Герценовского университета.

Учебно-методическим управлением и разработчиками содержания образовательных модулей проведена большая подготовительная и организационная работа по включению инвариантного и 12 вариативных модулей в базовые учебные планы специализированной подготовки магистров различных направлений по программе «Гуманитарные технологии в социальной сфере». На основе подготовленных материалов составлены рабочие учебные планы для осуществления

образовательного процесса в новом учебном году.

В связи со значительным гуманитарным потенциалом естественнонаучного знания (в числе которого — здоровьесберегающие технологии, экологические технологии, современные био- и генные технологии и др.), необходимо более активно привлекать естественнонаучные факультеты университета к реализации инновационной образовательной программы. Возможности этих факультетов могут и должны быть использованы при решении профессиональных задач средствами гуманитарных технологий на основе реализации принципов интеграции и междисциплинарных связей.

Каждый, кто сегодня так или иначе связан с разработкой и реализацией инновационной образовательной программы, должен отчетливо понимать, что он работает не только на результат конкретного месяца, семестра, учебного года. Уровень ответственности за выполнение конкретных работ по инновационной образовательной программе неизмеримо возрастает в связи с ее ориентацией на будущее университета в целом.

Это в свою очередь требует целенаправленной и системной организации опытной работы, включающей создание благоприятных, комфортных организационных и временных условий для всех разработчиков, обеспечение всех оперативной информацией и доступом к необходимой базе данных, предоставление возможности оперативных консультаций и согласований для принятия решений.

Данные предложения были высказаны в отчетах руководителей подразделений, участвующих в разработке и реализации инновационной образовательной программы. Они, несомненно, должны быть учтены дирекцией программы при организации работы в новом учебном году.

Если анализировать обновление организации учебного процесса, то деканы факультетов связывают его, прежде всего, с использованием преподавателями инновационных педагогических технологий (таких как проблемное и проектное обучение, модульное

обучение, тренинговые технологии, балльно-рейтинговая система оценивания, 1Т-техно-логии). Наряду с этим на факультетах уже используются новые подходы к организации образовательного процесса: различные виды самостоятельной работы, нетрадиционные формы итоговой аттестации (защита проекта, письменный экзамен, «открытый» экзамен, тестирование и пр.), электронные ресурсы, «портфолио студента», разнообразные формы организации лабораторных работ и выездных практик.

В меньшей степени, как следует из отчетов, используются такие организационные формы обучения, как нелинейная организация учебного процесса, «режим погружения в дисциплину», сдача экзамена (зачета) сразу после завершения курса, а не в период сессии.

Примером организации образовательного процесса на основе индивидуально-ориентированного обучения может служить опыт филологического факультета, отраженный в методическом пособии «Новый учебный процесс: коротко о главном». Желательно на одном из первых заседаний каждой кафедры в новом учебном году познакомить с этим опытом всех наших преподавателей, что позволит им обогатить свои представления о новациях в сфере вузовского образования.

Информационное сопровождение учебного процесса в университете в прошедшем учебном году интенсивно развивалось, хотя оно еще далеко от совершенства.

Существенный вклад в решение данной проблемы вносит университетская библиотека. За отчетный период ее фонд вырос на 53 тыс. экземпляров (из них 34 тыс. — учебная литература). В рамках инновационной образовательной программы для реализации инвариатного и вариативных образовательных модулей с нового учебного года закуплено более 25 тыс. экземпляров учебной литературы. Открылись новые залы и рабочие места, оснащенные компьютерами, более 1 млн ресурсов выложено в Интернет, существенно расширился доступ к электронному каталогу. Статистические показатели деятельности библиотеки представлены в табл. 2.

Таблица 2

Сведения об обеспеченности обучающихся учебной и учебно-методической литературой из фонда вуза

Циклы дисциплин Объем фонда учебной и учебно-методической литературы (количество) Реальная обеспеченность литературой

учебная учебно-методическая учебная учебно-методическая

названий экземпляров названий экземпляров

Общие гуманитарные и социально-экономические 14325 429750 7715 231450 0,5 0,5

Общие математические и естественнонаучные 10129 202580 3527 105810 0,5 0,5

Общепрофессиональные и специальные 20078 602340 10800 324000 0,5 0,5

Главное назначение информационного сопровождения учебного процесса состоит в том, чтобы каждый студент имел полное и четкое представление о программах изучаемых дисциплин, о формах организации обучения, сроках и процедурах промежуточной и итоговой аттестаций. Эту информацию обучающийся может получить, ознакомившись с учебно-методическими комплексами и другими информационными материалами на кафедрах университета.

В настоящее время в рамках инновационной образовательной программы при активном участии учебно-методического управления создается электронный путеводитель по всем основным и дополнительным образовательным программам университета.

В университете созданы объективные предпосылки для активного внедрения новых информационных технологий в управление учебным процессом. Создана и постоянно совершенствуется материально-техническая база ^-технологий. Общее количество компьютеров составляет более 2 500 единиц. В прошедшем учебном году завершен проект создания распределенной оптоволоконной сети университета, объединяющей все удалённые от основного кампуса подразделения. Реализуется проект создания структурированной кабельной сети и построения на ее основе многофункциональной распределенной сети передачи данных. Однако далеко не все так гладко, как хотелось бы.

Многие подразделения, даже находящиеся на основной площадке университета, жалуются на качество связи, на невозможность воспользоваться корпоративной сетью и уже

разработанными базами данных. Первоочередными техническими мерами по совершенствованию информационной поддержки образовательного процесса являются следующие:

• обеспечение всех подразделений необходимым и достаточным пакетом основных лицензированных программ для осуществления учебной и научно-исследовательской деятельности;

• модернизация магистральной оптоволоконной сети передачи данных основного кампуса университета с целью 10-кратного увеличения пропускной способности;

• модернизация активного сетевого оборудования с целью создания высокоскоростного доступа в Интернет;

• создание нового основного центра коммутации и серверного центра университета;

• создание на территории университета сети беспроводного доступа в Интернет для студентов и преподавателей.

Уже многие годы мы говорим о необходимости создания web-ресурсов каждым подразделением: от кафедры до университета. К сожалению, то, что делается в этом плане различными подразделениями университета, до сих пор не проанализировано и не обобщено. Общеуниверситетский сайт также, к сожалению, периодически «умирает и возрождается технически», как птица Феникс, но будет оставаться все же «мертвым содержательно» до тех пор, пока в каждом подразделении не определят специалиста (инженера, лаборанта), который будет постоянно обновлять информацию — администрировать ресурс под руководством управления информатизации.

В рамках повышения квалификации под руководством специалистов факультета информационных технологий сотрудники любого подразделения сегодня могут получить необходимые знания и практические навыки по созданию образовательных и информационных электронных web-ре-сурсов. Руководителям подразделений необходимо взять под контроль внедрение данных разработок в образовательный процесс и обеспечить их реальное функционирование. Управлению информатизации следует продумать систему интеграции и технической поддержки уже разработанных web-ресурсов на официальном сайте Герценовского университета. Другой путь решения проблемы — создание ресурсных учебно-методических информационных центров на факультетах при поддержке специалистов управления информатизации.

Задачами инновационной образовательной программы по информатизации университета являются:

• разработка механизмов управления инновационной системой подготовки специалистов в области гуманитарных технологий (задача 10);

• осуществление модернизации информационно-коммуникационной среды университета (задача 11);

• разработка и внедрение в учебный процесс электронно-коммуникативных технологий сетевого интерактивного обучения на основе деятельностного подхода (задача 14).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как известно, задачи и мероприятия инновационной образовательной программы непосредственно связаны с модернизацией информационно-коммуникативной среды университета. Решив их, мы тем самым существенно продвинемся и в выполнении задач программы развития университета.

Обеспечение мониторинга качества образования в университете, как показал прошедший учебный год, также имеет определенные достижения и проблемы.

Вот уже второй год наши студенты участвуют в федеральном Интернет-экзамене по ряду изучаемых дисциплин основных обра-

зовательных программ профессионального образования. Сравнительные результаты этих диагностических срезов, проводимых в мае и декабре 2006 г., мае этого года, свидетельствуют о повышении качества выполнения тестовых заданий. Однако (что очень тревожно) далеко не все студенты смогли продемонстрировать требуемый уровень освоения всех заявленных дидактических единиц содержания государственного образовательного стандарта.

Какие выводы следует сделать? С одной стороны, необходимо внимательно проанализировать соответствие содержания учебных дисциплин дидактическим единицам, содержащимся в государственных образовательных стандартах, и при необходимости скорректировать рабочие учебные программы. С другой стороны, университету необходимо самостоятельно разрабатывать и практиковать тестовые испытания для обучающихся с использованием информационных технологий по всем дисциплинам основной образовательной программы, подготавливая студентов к независимому тестированию.

Следует развивать и совершенствовать процедуры мониторинга качества образования внутри университета, предваряя участие студентов в Интернет-экзамене. Центру аудита качества образования университета в этом плане предоставляются широкие возможности для реализации своих идей и наработанного опыта. Сертифицированную систему качества, которая реально действует на факультете управления, давно пора распространить на весь университет.

В инновационной образовательной программе значатся следующие мероприятия по распространению системы менеджмента качества:

• мероприятие 1.17.3: Подготовка и публикация методического пособия «Оценка качества высшего образования: зарубежный опыт»;

• мероприятие 1.9.6: Разработка и публикация методики подготовки к сертификации системы менеджмента качества университета в соответствии с требованиями ISO 9001:2000.

Эти мероприятия уже начали осуществляться в рамках инновационной образовательной программы, однако эту работу необходимо интегрировать с развитием системы управления вузом.

Одним из важнейших внешних показателей качества образования в университете является ежегодная конкурсная ситуация — желание выпускников школ из разных регионов России получить образование в нашем вузе. Среди вузов Санкт-Петербурга, имеющих государственное задание по приему на бюджетные места более 2 000 человек, Герценовский университет на момент начала вступительных испытаний (июль) находился по конкурсному показателю в первой тройке.

В уходящем учебном году значительно активизировалась деятельность факультетов по развитию созидательной инициативы студентов и вовлечению их в решение значимых проблем в пространстве университета, города, страны. Большую организационно-методическую работу в этом направлении проводил центр развития воспитательной деятельности университета.

Итоги IV вузовского конкурса студенческих проектов «Моя инициатива в образовании» показали, что не только увеличилось количество студентов, включенных в проектную деятельность (ежегодно это увеличение составляет примерно 12%), но и расширился спектр тематики социально значимых проектов. Например, совершенствование информационного пространства факультета управления, создание дискуссионного клуба при студенческом совете и другие.

В рамках проекта «Поддержка студенческих инициатив» был проведен II Межвузовский конкурс социально значимых студенческих проектов «Моя инициатива в образовании». В этом году конкурс объединил студентов 37 вузов из всех федеральных округов России, причем не только педагогических, но и классических университетов, а также технических вузов.

В университете были проведены конкурсы проектов и методических разработок форм организации воспитательной деятель-

ности. В этих конкурсах приняли участие 23 авторских коллектива преподавателей и сотрудников университета. В представленных на конкурс проектах, которые реализуются в практической воспитательной работе со студентами, особое внимание уделялось адаптации первокурсников и включению их в жизнедеятельность университета, созданию информационной среды на факультетах, выявлению студентов, обладающих лидерскими качествами и способных стать руководителями различных студенческих сообществ.

Как всегда, в этом году студенты-гер-ценовцы активно участвовали и побеждали в различных международных и всероссийских конкурсах, олимпиадах, выставках и спортивных соревнованиях. Вместе с тем представляется важным разработать систему внутриуниверситетских предметных олимпиад, конкурсов и соревнований по различным направлениям, где наши студенты смогли бы также проявить свои способности и умения.

Об активизации деятельности студенческого совета университета свидетельствует участие студентов в обсуждении вопросов, связанных с повышением качества образовательного процесса, что позволяет профессорско-преподавательскому составу университета корректировать свою деятельность в соответствии с образовательными потребностями обучающихся и устанавливать обратную связь в системе «преподаватель— студент». Механизмами налаживания такой связи могут стать факультетские почтовые ящики студенческого совета и студенческая газета «Герценовский колокол».

Важным аспектом воспитательной деятельности Герценовского университета, который необходимо совершенствовать, является поддержка связи с нашими выпускниками. На встрече с молодежью в Завидово летом этого года Президент Российской Федерации высказал очень важную мысль: «Мы должны пробуждать в нашей молодежи уверенность в себе». Как известно, лучший метод воспитания — пример. С этой целью необходимо начать издавать серии книг «Выдающиеся выпускники РГПУ (ЛГПИ) им. А. И. Герцена», «Лучшие выпускники года».

Стратегическое направление программы развития Герценовского университета «Обеспечение инновационности научной деятельности университета»

Важнейшим условием повышения качества профессиональной подготовки является интеграция науки и образования. Научная деятельность образовательного учреждения — один из критериальных показателей для определения статуса вуза. Фундаментальные и

Критериальные показатели по послевузовско

прикладные научные исследования нашего университета в прошедшем учебном году выполнялись в рамках 21 отрасли наук, при минимальном критериальном значении для статуса университета не менее 5. Связь научных исследований и образования проявлялась в разработке новых образовательных технологий и современных средств обучения, что, несомненно, способствовало повышению качества образовательного процесса в университете.

Таблица 3

[у образованию при комплексной оценке вуза

Показатели Значение по университету Минимальное значение показателя

Число отраслей науки по специальностям научных работников (аспирантура) 16 не менее 5

Число аспирантов на 100 студентов контингента, приведенного к очной форме обучения 7 не менее 4

Процент аспирантов, защищенных не позднее чем через год после окончания аспирантуры (от числа поступивших) 42,7% не менее 25%

Наличие докторантуры, диссертационных советов имеются наличие

По итогам конкурса Комитета по науке и высшей школы по отбору ведущих научных школ Санкт-Петербурга победителями признаны 30 научно-педагогических коллективов университета. Результаты научно-методической деятельности ученых университета были широко представлены на всероссийских и международных выставках, образовательных форумах.

По итогам участия РГПУ им. А. И. Герцена в выставках получено 9 дипломов, 3 медали «Лауреат ВВЦ», 2 нагрудных знака «Участник ВВЦ».

Говоря о достижениях в научной работе Герценовского университета, нельзя не отметить того факта, что он является крупнейшим центром по подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации в России. Об этом свидетельствуют данные, представленные в табл. 3.

В прошедшем учебном году впервые на базе кафедры педагогики нашего университета была проведена Всероссийская олимпиада аспирантов по педагогическим наукам. Целью олимпиады было выявление и поддержка талантливых молодых ученых, создание единого образовательного пространства по подготовке научно-педагогических кадров. Участниками олимпиады в заочном туре стали около 300 аспирантов. В очном туре приняли участие 79 аспирантов из 29 вузов различных регионов России, среди них представители 14 классических университетов. Все это свидетельствует о высоком престиже Герценовско-го университета в академическом сообществе.

В настоящее время научный потенциал университета значительно превышает критериальные показатели, используемые в процессе комплексной оценки вуза (информация представлена в табл. 4).

Таблица 4

Критериальные показатели по научной деятельности университета при комплексной оценке вуза

Показатели Значение по университету Минимальное значение показателя

Объем НИР на единицу НПП (тыс. руб.) 21,1 не менее 18

Среднегодовой объем финансирования научных исследований за 5 лет (тыс. руб.) 56 604,8 не менее 10 000

Число отраслей науки, в рамках которой выполняется НИР 21 не менее 5

Вместе с тем в связи с подготовкой к проведению комплексной оценки деятельности университета в новом учебном году необходимо особое внимание обратить на решение задач обеспечения инновационно-сти научной деятельности университета в рамках программы его развития:

• осуществление мониторинга научно-исследовательской деятельности структурных подразделений университета в контексте аккредитационных показателей;

• повышение ответственности руководителей структурных подразделений за достижение критериальных значений аккредита-ционных показателей;

• повышение ответственности кафедр и научных руководителей за подготовку аспирантов и докторантов в установленные сроки, учет этих данных при избрании научных руководителей на должность;

• создание междисциплинарных научных лабораторий, проведение междисциплинарных научных исследований, заключение договоров о научном сотрудничестве со сторонними организациями, учреждениями и предприятиями;

• усиление интеграции филиалов в пространство научно-исследовательской деятельности университета.

Важность решения перечисленных задач обусловлена повышением требований к показателям деятельности и критериям государственной аттестации и аккредитации высших учебных заведений по сравнению с предыдущими комплексными оценками нашего вуза.

Стратегическое направление программы

развития Герценовского университета «Научно-методическое обеспечение развития образовательных систем России»

Эффективное решение задач этого стратегического направления программы развития призвано обеспечить реализацию одной из уникальных черт нашего университета — открытость его научно-методического, информационного, кадрового потенциала для всех.

В уходящем учебном году продолжилось сотрудничество Герценовского университета

с образовательными системами разных уровней, типов и видов в России и за рубежом.

В университете были проведены международные и всероссийские конференции по приоритетным направлениям и актуальным проблемам развития образования: от глобальных до частнодидактических. Университет активно работал по различным направлениям с более чем 50 партнерами из 30 стран Европы, Азии и Америки.

Анализу и обобщению инновационного российского и международного педагогического опыта было посвящено около трети из 650 запланированных мероприятий подразделений университета (грантов, исследований, публикаций, конференций, научно-методической продукции и пр.).

В 2006/2007 учебном году зарубежные учебные заведения и организации посетило 242 преподавателя РГПУ им. А. И. Герцена для ознакомления с положительным опытом, выполнения исследовательских работ и проведения занятий.

Опытно-экспериментальная работа по различным аспектам модернизации образования осуществлялась под научно-методическим руководством преподавателей нашего университета во всех субъектах Российской Федерации, в том числе в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

По отчетам факультетов в настоящее время более 500 образовательных учреждений в различных регионах России поддерживают связь с Герценовским университетом, регламентируемую соглашениями о сотрудничестве.

Особое внимание подразделений университета в прошедшем учебном году было сосредоточено на важнейших аспектах модернизации общего образования.

Так, назовем два из 56, обозначенных в отчетах «мероприятий» по научно-методическому обеспечению информатизации школьного образования. Первое — создание сотрудниками нашего университета около 800 электронных образовательных ресурсов нового поколения по «Биологии» для учреждений общего, начального и среднего профессионального образования (проект «Феде-

ральная целевая программа развития образования», руководитель Г. А. Бордовский). Второе — в августе в рамках мероприятий Учебно-методического объединения по направлениям педагогического образования в нашем университете проводился в два этапа Всероссийский научно-методический семинар «Создание электронных образовательных ресурсов нового поколения: первый опыт, проблемы, перспективы» с участием представителей Федерального агентства по образованию, специалистов педагогических высших учебных заведений России, специалистов РГПУ им. А. И. Герцена и фирм-разработчиков электронных образовательных ресурсов.

В прошедшем учебном году университет значительно продвинулся в научно-методических разработках, ориентированных на развитие системы непрерывного профессионального педагогического образования России.

Научно-методическому обеспечению развития непрерывного педагогического образования было посвящено более 200 мероприятий, проведенных в РГПУ им. А. И. Герцена за прошедший отчетный год.

Прежде всего, это разработка модели третьего поколения стандартов высшего профессионального педагогического образования на основе компетентностного подхода. Это большое количество учебников, учебных пособий и методических рекомендаций для студентов педагогических вузов по разным направлениям, оригинальные магистерские образовательные программы, методические материалы по организации воспитательной деятельности со студентами и, конечно, инновационная образовательная программа подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере.

Целенаправленно решалась задача повышения квалификации и переподготовки различных категорий кадров для образовательных систем разного типа и вида.

В прошлом учебном году Герценовский университет как федеральный вуз организовал повышение квалификации более 300 руководителей и преподавателей вузов из раз-

ных регионов России. В соответствии с целевой программой «Педагогические кадры системы образования Санкт-Петербурга» были разработаны и реализованы 12 уникальных целевых образовательных программ — обучение прошли 343 учителя школ города; ведется ускоренная подготовка выпускников педагогических колледжей по специальностям высшего педагогического образования: «Педагогика и методика начального образования» и «Педагогика и методика дошкольного образования».

Решение ряда задач инновационной образовательной программы будет способствовать востребованности и реализации научно-методического потенциала университета в образовательном пространстве, что согласуется с одним из стратегических направлений программы развития университета.

Задачи инновационной образовательной программы по развитию научно-методического потенциала университета заключаются в следующем:

• разработка механизмов взаимодействия университета с работодателями и социальными партнерами, заинтересованными в инновационной системе и результатах ее реализации (задача 8);

• создание всероссийского центра интеллектуальных ресурсов и гуманитарных технологий (задача 15);

• разработка механизмов распространения инновационной системы и поддержки процессов ее реализации в пространстве университета, регионов, страны (задача 16);

• интеграция инновационной системы в международное образовательное пространство в контексте задач Болонского процесса (задача 17);

• разработка набора компетентностей, необходимых современным педагогам, использующим гуманитарные технологии в профессиональной деятельности (задача 18).

Их успешное решение обусловлено деятельностью, связанной с подготовкой к комплексной оценке университета. Она включает: обобщение и анализ опыта реализации совместных международных программ и проектов, проводимых вузом; совершенство-

вание организационной и научно-методической работы с работодателями на всех уровнях системы образования; создание научно-методической продукции по основным направлениям модернизации общеобразовательной школы и высшего профессионального педагогического образования.

В программе развития университета отмечено, что эффективной реализации задач стратегических направлений будет способствовать деятельность по совершенствованию управления университетом.

В прошедшем учебном году продолжилась оптимизация организационной структуры университета.

В университете созданы новые управления: планово-финансовое, научных исследований, подготовки и аттестации кадров высшей квалификации. Сформирован и приступил к работе общественный совет программы развития университета. Начала свою работу дирекция инновационной образовательной программы. Открыт научно-исследовательский институт физики, создана лаборатория цифровых образовательных ресурсов и педагогического проектирования.

В уходящем учебном году успешно осуществлялась координация деятельности филиалов Герценовского университета. Ее важнейшими результатами стали повторное лицензирование Дагестанского и Выборгского филиалов на право ведения образовательной деятельности по программам высшего профессионального образования. При этом удалось добиться увеличения предельной численности контингента, приведенного к очной форме обучения: в Дагестане — в 2 раза, в Выборге — в 1,4 раза.

В уходящем учебном году совершенствовалась единая информационная система управления университетом (в дополнение к действующим системам «Деканат» и «Студент» в этом учебном году многие кафедры имели возможность пользоваться электронной системой распределения и учета учебных поручений преподавателей). В новом учебном году на большинстве факультетов вводится система «Расписание», создается электронная база аудиторного фонда.

На повестке дня — создание информационной системы управления программой развития университета и реализации инновационной образовательной программы, тем более, что собранная информация при подготовке к сегодняшнему заседанию Ученого совета позволяет составить для этого полноценную базу данных.

На сайтах многих российских вузов существует раздел «Комплексная оценка деятельности», где представлены нормативные документы, приказы, графики и результаты самообследования, материалы для тестирования студентов и др. В преддверии комплексной оценки деятельности университета необходимо разработать подобный раздел и на официальном сайте университета. Это даст возможность каждому руководителю подразделений оперативно получать необходимую информацию, а широкой общественности своевременно узнавать о достижениях университета.

Совершенствование работы с персоналом предполагает как традиционную для нас форму аттестации профессорско-преподавательского состава, так и поиск новых форм целенаправленной подготовки кадров для решения проблем высшего профессионального образования.

Одним из основных критериев при государственной аккредитации вузов является квалификация штатных педагогических работников (процент профессорско-преподавательского состава со степенями и/или званиями), которая на сегодняшний день в нашем вузе составляет 68,6% при минимальном значении в 60% для университетов. В то же время на 35 кафедрах нашего университета процент преподавателей, имеющих ученые степени, ниже порогового значения.

В настоящее время средний возраст штатных профессоров и преподавателей по вузам России составляет 50 лет. В нашем университете этот показатель составляет 46,3 года. Это позволяет нам говорить о целенаправленной работе, проводимой в последние годы в этом направлении кафедрами, факультетами и институтами для омоложения кадрового потенциала университета.

Как всегда (нынешний учебный год не исключение), велась активная работа по аттестации профессорско-преподавательских кадров университета. Количество аттестатов, полученных нашими преподавателями (профессоров — 18 и доцентов — 65) по сравнению с прошлым годом, возросло на 12,5% и 14% соответственно. За прошедший год конкурсный отбор прошли более 800 преподавателей, при этом 31% из них — совместители.

Заведующим кафедрами следует создавать благоприятные условия для осуществления научно-исследовательской деятельности штатных сотрудников, для завершения ими работ над диссертациями с тем, чтобы уменьшить привлечение имеющих научные степени внешних совместителей и повысить процентный показатель штатных преподавателей кафедр с учеными званиями.

Повышение требований к профессорско-преподавательскому составу при избрании на должность в прошедшем учебном году выразилось включением пункта об уровне владения соискателем информационными технологиями. Представляется важным в будущем учитывать при аттестации также конкретное участие преподавателей в реализации задач программы развития университета и инновационной образовательной программы. Требует осмысления и внедрения предложенный на апрельском Ученом совете «Проект положения о рейтинговой оценке деятельности преподавательского состава РГПУ им. А. И. Герцена».

При подготовке к комплексной оценке деятельности университета в работе с персоналом следует обратить внимание на такие актуальные задачи, как своевременное представление профессорско-преподавательского состава к ученым званиям профессоров и доцентов, соблюдение нормативных сроков прохождения всеми членами профессорско-преподавательского состава курсов повышения квалификации, работа с резервом управленческих кадров.

В юбилейный год многие сотрудники университета были награждены государственными и отраслевыми наградами, почетными званиями и грамотами. Так, медалью

К. Д. Ушинского награждены 4 человека. Почетного звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» и «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» удостоены 6 человек. Нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» — 34 сотрудника, почетными грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации — 74 человека, Ученого совета университета — 69 человек.

В современных условиях развития отечественного образования становится значимой целенаправленная, «точечная и оперативная» подготовка персонала университета к эффективному решению актуальных задач в новом учебном году. В числе первоочередных — совершенствование системы повышения квалификации профессорско-преподавателько-го состава и дальнейшее развитие дополнительного профессионального образования.

Анализ статистики показывает, что число слушателей, обучающихся в университете по программам дополнительного профессионального образования, возросло за последний год на 10%, а за последние 10 лет более чем в два раза, что составило порядка 3 000 человек.

Приоритетным направлением работы университета в прошедшем году было активное участие в инновационной образовательной программе в части реализации мероприятий, касающихся повышения квалификации административно-управленческого персонала, профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала.

Часть средств, предусмотренных проектом на эти цели во втором полугодии 2006/2007 учебного года, была рационально использована для ознакомления преподавателей всех факультетов с задачами, с основными мероприятиями инновационной образовательной программы, с особенностями макета государственного образовательного стандарта третьего поколения, с компетентностным и модульным подходами к профессиональному образованию, с гуманитарными технологиями в социальной сфере.

В июне были организованы выездные курсы повышения квалификации на базе пансионата «Балтиец» и Хельсинского университета, в которых приняло участие 95 сотрудников университета. Кроме того, 135 преподавателей прошли обучение проектированию учебно-методических модулей инновационной программы, государственного образовательного стандарта и прав собственности на интеллектуальные ресурсы.

В новом учебном году планируется открытие новых программ повышения квалификации, ориентированных на разные категории слушателей преподавательского и административно-управленческого состава университета:

• «Приоритетный национальный проект "Образование": инновационные процессы в образовании» — для деканов факультетов и директоров структурных подразделений;

• « Конкурентоспособность российской высшей школы в свете глобализации образовательного пространства» — для профессорско-преподавательского состава;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• «Формирование информационной и корпоративной культуры инновационного вуза» — для заведующих кафедрами.

В новом учебном году эта работа будет продолжена и организована в разнообразных формах для различных категорий сотрудников университета (повышение квалификации, корпоративное обучение, выездные семинары, стажировки, в том числе за рубежом, и др.).

Представляется, что следует максимально использовать имеющуюся в университете возможность переподготовки персонала по международной программе МВА «Менеджмент в образовании»: направлять на нее наиболее подготовленных и перспективных сотрудников, которые в недалеком будущем станут реальным резервом управленцев разных уровней.

Деканский корпус — важнейшее звено в структуре управления университетом. Тот факт, что в уходящем учебном году 5 деканов были переизбраны на новый срок, свидетельствует о стабильности и преемственно-

сти в управлении. Анализ вопросов, которые наши деканы предложили для обсуждения на деканских совещаниях и заседаниях Ученого совета, показывает их четкое видение актуальных и перспективных задач развития Герценовского университета.

Наступающий учебный год ознаменован многими юбилейными датами и событиями, связанными с историей развития Герценов-ского университета. Это предоставляет сотрудникам университета еще одну возможность для проявления корпоративности «гер-ценовцев», для воспитания наших студентов на примере служения России и российскому образованию наших соотечественников. В их числе — Александр Михайлович Архангельский, Василий Алексеевич Десницкий, Альберт Петрович Пинкевич, Александр Ильич Щербаков. Какие имена и какие судьбы!

В предстоящем учебном году необходимо обсудить много важных вопросов в контексте задач, которые были обозначены в докладе и отражены в проекте плана заседаний Ученого совета.

При этом мы должны осознать принципиально новую роль педагогического образования. Об этом, выступая на встрече первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева в Томске с ректорами вузов-победителей конкурса инновационных образовательных программ, говорил наш ректор Г. А. Бордов-ский: «... именно педагогическое образование обязано ответить на революционный вызов, сделанный современной цивилизацией. и если система педагогического образования будет развиваться на принципах, заложенных в наших инновационных программах, то это будет предпосылкой для появления и развития инноваций и в других сферах жизнедеятельности человека.»

Мы вступаем в новый учебный год, понимая, что наши возможности могут быть реализованы только благодаря профессионализму сотрудников университета, их высокой степени ответственности, сплоченности, инновационности и творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.