ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 31 августа 2007 г.
«Итоги 2006/2007 учебного года и задачи на следующий учебный год в контексте проведения комплексной оценки деятельности университета»
Заслушав и обсудив доклад проректора по учебной работе В. П. Соломина, Ученый совет отмечает, что уходящий учебный год — год 210-летнего юбилея — был ознаменован значимыми достижениями университета, получившими высочайшую оценку его роли и значения в отечественной системе образования, высказанную широкой российской общественностью и лично Президентом России В. В. Путиным.
Более двухсот мероприятий международного и всероссийского масштаба были направлены на решение задач стратегических направлений «Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг.».
Одно из самых значимых достижений университета в 2006/2007 учебном году — победа в конкурсном отборе среди вузов России в рамках приоритетного национального проекта «Образование», получение гранта на реализацию инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий для социальной сферы», что свидетельствует о высокой конкурентоспособности научного, методического, организационно-педагогического, кадрового и материально-технического потенциала Герценовского университета.
Инновационная образовательная программа, разрабатываемая и реализуемая университетом, выступает важнейшим средством и механизмом решения задач стратегических направлений программы развития университета на 2006-2010 гг. Результаты, достиг-
нутые при реализации инновационной образовательной программы, могут и должны существенно обогатить реальную практику диверсификации Герценовского университета.
В 2006/2007 учебном году обеспечение качества университетского образования было связано с диверсификацией содержания профессиональной подготовки в университете. Начата подготовка по специальностям «Социально-культурный сервис и туризм» и «Управление качеством» на факультете управления.
За прошлый учебный год университетом были получены лицензии на право ведения образовательной деятельности по направлениям и специальностям подготовки: «История», «Философия», «Музыкальное искусство», «Лингвистика» (бакалавриат); «Информационные системы», «Социология» (магистратура); «История», «Прикладная информатика (в экономике)» (специалитет), по которым будет осуществляться подготовка на факультетах экономики, философии человека, информационных технологий, музыки, иностранных языков и социальных наук, а также по программе дополнительного образования «Мастер делового администрирования» на факультете управления.
Успешно прошла аттестация и аккредитация основных образовательных программ по направлениям и специальностям «Менеджмент», «Информационные системы», «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья», «Реклама», «Маркетинг», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом», а также по специальности «Культурология» в Выборгском филиале и по специальности «Менеджмент организации» в филиале г. Волхова.
Учебно-методическим управлением проведена большая подготовительная работа по включению инвариантного и 12 вариативных модулей в базовые учебные планы специализированной подготовки магистров по программе «Гуманитарные технологии в социальной сфере», реализацию которых планируется начать в новом учебном году.
Активно продолжалась опытно-экспериментальная работа по включению факультетов в реализацию идей Болонской декларации. В настоящее время более 50% студентов семи факультетов в университете обучаются по многоуровневой системе (филологический, изобразительного искусства, музыки, технологии и предпринимательства, психологопедагогический, социальных наук, математики). На факультетах проанализированы и обобщены результаты трехлетнего эксперимента, на филологическом факультете подготовлено методическое пособие для преподавателей вузов.
Стабильно высоким остается количество выпускников, продемонстрировавших отличные и хорошие результаты освоения образовательных программ на итоговой государственной аттестации (80-90%).
Интенсивно развивалось информационное сопровождение учебного процесса в университете. Существенно модернизировались фонды и техническая база университетской библиотеки, созданы объективные предпосылки для активного внедрения информационных технологий в управление учебным процессом.
Совершенствовались процедуры мониторинга качества образования в университете: студенты участвовали в федеральном Интернет-экзамене по ряду изучаемых дисциплин и основным образовательным программам профессионального образования.
В уходящем учебном году значительно активизировалась воспитательная деятельность на факультетах, направленная на развитие созидательной инициативы студентов и вовлечению их в решение значимых проблем в пространстве университета, города, страны. В рамках проекта «Поддержка студенческих инициатив» был проведен II Межвузовский конкурс социально значимых студенческих проектов «Моя инициатива в образовании», в котором приняли участие студенты 37 вузов из всех федеральных округов России, причем не только педагогических, но и классических университетов, а также технических вузов.
Многообразие содержания и организационных форм научной и инновационной деятельности университета в уходящем учебном году было нацелено на решение комплексной задачи вузовской науки — усиление ее фундаментальной направленности в неразрывном единстве с прикладными аспектами.
Фундаментальные и прикладные научные исследования выполнялись в рамках 21 отрасли наук. Научные коллективы университета разрабатывали новые образовательные технологии и современные средства обучения, в том числе для инновационных учебных заведений.
Значительно увеличился общий объем финансирования научно-исследовательской деятельности РГПУ им. А. И. Герцена. В 2006 г. он составил 78,2 млн руб.
Научно-инновационный потенциал университета позволяет существенно расширить научную и методическую разработку проблем перспективного развития российского общего и высшего профессионального педагогического образования, придать вкладу Герценовского университета в эту сферу комплексный и интегративный характер. Завершены работы по первому этапу фундаментальных и прикладных исследований по проблемам гуманитарных технологий в междисциплинарном контексте. Научно-исследовательское обеспечение инновационной образовательной программы, таким образом, является важнейшим условием ее эффективной реализации.
В уходящем учебном году продолжилась диверсификация сотрудничества и научнометодического обеспечения Герценовским университетом развития образовательных систем разных уровней, типов и видов в России и за рубежом.
В университете были проведены международные и всероссийские конференции по приоритетным направлениям и актуальным проблемам развития образования: от глобальных до частнодидактических. Университет активно работал по различным направлениям с более чем 50 партнерами из 30 стран Европы, Азии и Америки.
Опытно-экспериментальная работа по различным аспектам модернизации образования осуществлялась под научно-методическим руководством преподавателей университета во всех субъектах РФ, в том числе в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В настоящее время более 500 образовательных учреждений в различных регионах России поддерживают связь с Герценовским университетом, регламентируемую договорами о сотрудничестве.
Основное внимание подразделений университета в 2006/2007 учебном году было сосредоточено на научно-методическом обеспечении модернизации общеобразовательной школы: совершенствование содержания и методики обучения в начальной, основной и старшей школе; поддержка детей с ограниченными возможностями; реализация профильного обучения; методическое обеспечение воспитательной деятельности.
Университет значительно продвинулся в научно-методическом сопровождении развития системы непрерывного профессионального педагогического образования России: разработка модели третьего поколения стандартов высшего профессионального педагогического образования на основе компетентностного подхода, большое количество учебников, учебных пособий и методических рекомендаций для студентов педагогических вузов по разным направлениям и специальностям, оригинальные магистерские образовательные программы, методические материалы по организации воспитательной деятельности со студентами и, наконец, инновационная образовательная программа подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере.
Целенаправленно решалась задача повышения квалификации и переподготовки различных категорий кадров для образовательных систем разного типа и вида. В 2006/2007 учебном году на базе РГПУ им. А. И. Герцена прошли повышение квалификации более 300 руководителей и преподавателей вузов из разных регионов России. В соответствии с целевой программой «Педагогические кадры системы образования Санкт-Петербурга» были разработаны и реализованы 12 уникальных целевых образовательных программ — обучение прошли 343 учителя школ города; ведется ускоренная подготовка по программам высшего педагогического образования выпускников педагогических колледжей.
В прошедшем учебном году продолжилась оптимизация организационной структуры университета. Созданы новые управления: планово-финансовое, научных исследований, подготовки и аттестации кадров высшей квалификации. Сформирован и приступил к работе общественный совет программы развития университета. Начала свою работу дирекция инновационной образовательной программы. Открыт научно-исследовательский институт физики, на базе факультета физики создана лаборатория цифровых образовательных ресурсов и педагогического проектирования. Динамично развивались филиалы РГПУ им. А. И. Герцена.
Учебно-методическим управлением активно велась работа по подготовке к самооб-следованию университета.
Совершенствовалась работа с персоналом: аттестация профессорско-преподавательского состава, повышение квалификации и подготовка кадров к решению разнообразных специальных задач.
В юбилейном году многие сотрудники университета были награждены государственными и отраслевыми наградами, почетными званиями и грамотами.
В рамках реализации инновационной образовательной программы часть средств была рационально использована на повышение квалификации кадров для ознакомления преподавателей всех факультетов с целями, задачами, основными мероприятиями инновационной образовательной программы, с особенностями макета Государственного образовательного стандарта нового поколения, с компетентностным и модульным подходами в профессиональном обучении, с гуманитарными технологиями в социальной сфере.
Таким образом, итоги 2006/2007 учебного года свидетельствуют о поступательном развитии Герценовского университета, результаты которого связаны с консолидацией усилий различных подразделений, с организацией командной работы сотрудников над решением задач программы развития и инновационной образовательной программы как механизма ее реализации.
Вместе с тем Ученый совет считает, что необходимо более полно использовать потенциал и ресурсы университета для решения стоящих перед ним задач, а именно:
• При реализации задач стратегических направлений программы развития университета требуется:
— расширение числа факультетов-участников опытно-экспериментальной работы по внедрению идей Болонской декларации и повышение квалификации преподавателей по этой проблеме;
— разработка новых образовательных программ, востребованных на рынке образовательных услуг и работодателями;
— совершенствование информационного сопровождения управления образовательным процессом и более активное использование информационных технологий в образовательном процессе;
— совершенствование внутриуниверситетской системы мониторинга качества образования обучающихся;
— создание междисциплинарных научных лабораторий, проведение междисциплинарных научных исследований, заключение договоров о научном сотрудничестве со сторонними организациями, учреждениями и предприятиями;
— углубление интеграции филиалов в пространство научно-исследовательской деятельности университета;
— совершенствование организационной и научно-методической работы с работодателями на всех уровнях системы образования;
— создание научно-методической продукции по основным направлениям модернизации общеобразовательной школы и высшего профессионального педагогического образования;
— актуализация работы с резервом управленческих кадров.
• При реализации инновационной образовательной программы следует:
— осуществить апробацию разработанных модулей и учебных программ в образовательном процессе университета, проанализировать их эффективность;
— более активно использовать гуманитарный потенциал естественнонаучного знания (здоровьесберегающие технологии, экологические технологии, современные физикохимические технологии, нанотехнологии и др.) в инновационном проекте;
— создать благоприятные организационные условия для всех разработчиков и экспериментаторов;
— обеспечить всех участников проекта оперативной информацией и доступом к необходимой базе данных;
— предусмотреть возможность оперативных консультаций и согласований для принятия решений участниками проекта.
• В связи с подготовкой к комплексной оценке деятельности университета необходимы:
— целенаправленная и адресная подготовка кадров (начальников управлений, деканов, заведующих кафедрами) к процедуре комплексной проверки деятельности университета;
— приведение в соответствие существующим требованиям учебно-методических комплексов по всем реализуемым образовательным и учебным программам;
— повышение квалификации профессорского состава по проблемам использования современных образовательных, в том числе информационных технологий;
— рациональное использование возможностей адресной программы для совершенствования учебно-материальной базы образовательного процесса;
— активизация работы преподавателей в сфере организации воспитательной деятельности со студентами;
— осуществление мониторинга научно-исследовательской деятельности структурных подразделений университета в контексте аккредитационных показателей;
— повышение ответственности руководителей структурных подразделений за достижение критериальных значений аккредитационных показателей;
— повышение ответственности кафедр и научных руководителей за подготовку аспирантов и докторантов в установленные сроки, учет этих данных при избрании научных руководителей на должность;
— обобщение и анализ опыта реализации совместных международных программ и проектов, проводимых вузом;
— своевременность представления преподавателей к ученым званиям профессоров и доцентов;
— соблюдение нормативных сроков прохождения всеми сотрудниками повышения квалификации;
— нормативно-правовое совершенствование деятельности факультетов и кафедр с учетом тенденций активного вхождения университета в Болонский процесс.
Ученый совет полагает, что в 2007/2008 учебном году перед Герценовским университетом, всеми его структурными подразделениями стоят следующие актуальные задачи:
1) существенное продвижение в решении задач стратегических направлений программы развития университета на 2006-2010 гг.;
2) интенсификация реализации инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере»;
3) подготовка университета к комплексной оценке его деятельности.
Ученый совет постановляет:
1. Положительно оценить итоги работы университета за прошедший учебный год и признать, что инновационный прорыв Герценовского университета на отечественном и международном рынках образовательных услуг связан с решением задач программы развития и инновационной образовательной программы как механизма ее реализации.
2. Организовать работу по мониторингу участия подразделений университета в реализации задач стратегических направлений «Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг.»; подготовить рекомендации подразделениям по комплексному решению задач программы развития и инновационной образовательной программы.
Ответственные: первый проректор, общественный совет программы развития.
Срок: в течение года.
3. Активизировать работу факультетов по открытию новых образовательных программ, востребованных на рынке образовательных услуг и работодателями.
Ответственные: деканы факультетов.
Срок: в течение года.
4. В целях активизации созидательной инициативы и творчества студентов разработать и реализовать внутриуниверситетскую систему предметных олимпиад, конкурсов и соревнований по различным направлениям деятельности.
Ответственные: проректор по учебной и воспитательной работе, деканы факультетов.
Срок: в течение года.
5. В целях пропаганды результативности деятельности университета организовать выпуск периодических изданий «Выдающиеся выпускники РГПУ (ЛГПИ) им. А. И. Герцена», «Лучшие выпускники года», «Рекламный буклет Герценовского университета».
Ответственные: проректор по учебной и воспитательной работе, деканы факультетов.
Срок: в течение года.
6. Организовать работу по оптимизации механизмов управления реализацией инновационной образовательной программы, по осуществлению мониторинга решения ее задач и выполнения плана мероприятий.
Ответственные: проректоры по учебной работе, дирекция инновационной образовательной программы
Срок: в течение года
7. Осуществить апробацию модулей и учебных дисциплин, разработанных в рамках инновационной образовательной программы, в образовательном процессе и осуществить диагностику их эффективности.
Ответственные: проректоры по учебной работе, дирекция инновационной образовательной программы, деканы факультетов.
Срок: в течение года.
8. В рамках подготовки университета к комплексной оценке его деятельности организовать самообследование подразделений и проанализировать полученные результаты.
Ответственные: руководители подразделений.
Срок, декабрь 2007 г.
9. Внести изменения в существующие положения о факультете и выпускающей кафедре с учетом требований Болонской декларации и критериев комплексной оценки деятельности университета.
Ответственный: первый проректор.
Срок, январь 2008 г.
10. Обеспечить информационное сопровождение управления образовательным процессом, реализации программы развития университета и инновационной образовательной программы, подготовки университета к комплексной оценке деятельности.
Ответственный: проректор по информатизации.
Срок: в течение года.
11. В целях совершенствования технологии приема в университет провести анализ результатов эксперимента по набору абитуриентов на блоки/специальности и внести предложения по организации и плану приема на 2008/2009 учебный год в приемную комиссию университета.
Ответственные: начальник учебно-методического управления, деканы факультетов, директора институтов.
Срок, октябрь 2007 г.
12. Утвердить план заседаний Ученого совета университета на 2007/2008 учебный год.
ПЛАН РАБОТЫ
Ученого совета Герценовского университета на 2007/2008 учебный год
Октябрь — Диверсификация воспитательной деятельности университета в контексте «Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг.».
Ноябрь — Герценовский университет в современном информационном образовательном и научном пространстве России.
Декабрь — Инновационная образовательная программа как механизм реализации «Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг.».
Январь — Итоги и состояние научно-исследовательской деятельности университета в контексте критериев государственной аккредитации вузов.
Февраль — Итоги самообследования в ходе подготовки к комплексной оценке деятельности университета.
Март — Материально-техническое и ресурсное обеспечение университета в рамках реализации инновационной образовательной программы.
Апрель — Роль и значение филиалов университета в создании единого образовательного пространства РГПУ им. А. И. Герцена.
Май — Об итогах комплексной оценки деятельности РГПУ им. А. И. Герцена.
Июнь — Герценовский университет в мировом и европейском образовательном и научном пространстве.
Август — Итоги 2007/2008 учебного года в контексте инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» и задачи на 2008/2009 учебный год.