Научная статья на тему 'Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 31 августа 2007 г. "Итоги 2006/2007 учебного года и задачи на следующий учебный год в контексте проведения комплексной оценки деятельности университета"'

Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 31 августа 2007 г. "Итоги 2006/2007 учебного года и задачи на следующий учебный год в контексте проведения комплексной оценки деятельности университета" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / УЧЕНЫЙ СОВЕТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 31 августа 2007 г. "Итоги 2006/2007 учебного года и задачи на следующий учебный год в контексте проведения комплексной оценки деятельности университета"»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 31 августа 2007 г.

«Итоги 2006/2007 учебного года и задачи на следующий учебный год в контексте проведения комплексной оценки деятельности университета»

Заслушав и обсудив доклад проректора по учебной работе В. П. Соломина, Ученый совет отмечает, что уходящий учебный год — год 210-летнего юбилея — был ознаменован значимыми достижениями университета, получившими высочайшую оценку его роли и значения в отечественной системе образования, высказанную широкой российской общественностью и лично Президентом России В. В. Путиным.

Более двухсот мероприятий международного и всероссийского масштаба были направлены на решение задач стратегических направлений «Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг.».

Одно из самых значимых достижений университета в 2006/2007 учебном году — победа в конкурсном отборе среди вузов России в рамках приоритетного национального проекта «Образование», получение гранта на реализацию инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий для социальной сферы», что свидетельствует о высокой конкурентоспособности научного, методического, организационно-педагогического, кадрового и материально-технического потенциала Герценовского университета.

Инновационная образовательная программа, разрабатываемая и реализуемая университетом, выступает важнейшим средством и механизмом решения задач стратегических направлений программы развития университета на 2006-2010 гг. Результаты, достиг-

нутые при реализации инновационной образовательной программы, могут и должны существенно обогатить реальную практику диверсификации Герценовского университета.

В 2006/2007 учебном году обеспечение качества университетского образования было связано с диверсификацией содержания профессиональной подготовки в университете. Начата подготовка по специальностям «Социально-культурный сервис и туризм» и «Управление качеством» на факультете управления.

За прошлый учебный год университетом были получены лицензии на право ведения образовательной деятельности по направлениям и специальностям подготовки: «История», «Философия», «Музыкальное искусство», «Лингвистика» (бакалавриат); «Информационные системы», «Социология» (магистратура); «История», «Прикладная информатика (в экономике)» (специалитет), по которым будет осуществляться подготовка на факультетах экономики, философии человека, информационных технологий, музыки, иностранных языков и социальных наук, а также по программе дополнительного образования «Мастер делового администрирования» на факультете управления.

Успешно прошла аттестация и аккредитация основных образовательных программ по направлениям и специальностям «Менеджмент», «Информационные системы», «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья», «Реклама», «Маркетинг», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом», а также по специальности «Культурология» в Выборгском филиале и по специальности «Менеджмент организации» в филиале г. Волхова.

Учебно-методическим управлением проведена большая подготовительная работа по включению инвариантного и 12 вариативных модулей в базовые учебные планы специализированной подготовки магистров по программе «Гуманитарные технологии в социальной сфере», реализацию которых планируется начать в новом учебном году.

Активно продолжалась опытно-экспериментальная работа по включению факультетов в реализацию идей Болонской декларации. В настоящее время более 50% студентов семи факультетов в университете обучаются по многоуровневой системе (филологический, изобразительного искусства, музыки, технологии и предпринимательства, психологопедагогический, социальных наук, математики). На факультетах проанализированы и обобщены результаты трехлетнего эксперимента, на филологическом факультете подготовлено методическое пособие для преподавателей вузов.

Стабильно высоким остается количество выпускников, продемонстрировавших отличные и хорошие результаты освоения образовательных программ на итоговой государственной аттестации (80-90%).

Интенсивно развивалось информационное сопровождение учебного процесса в университете. Существенно модернизировались фонды и техническая база университетской библиотеки, созданы объективные предпосылки для активного внедрения информационных технологий в управление учебным процессом.

Совершенствовались процедуры мониторинга качества образования в университете: студенты участвовали в федеральном Интернет-экзамене по ряду изучаемых дисциплин и основным образовательным программам профессионального образования.

В уходящем учебном году значительно активизировалась воспитательная деятельность на факультетах, направленная на развитие созидательной инициативы студентов и вовлечению их в решение значимых проблем в пространстве университета, города, страны. В рамках проекта «Поддержка студенческих инициатив» был проведен II Межвузовский конкурс социально значимых студенческих проектов «Моя инициатива в образовании», в котором приняли участие студенты 37 вузов из всех федеральных округов России, причем не только педагогических, но и классических университетов, а также технических вузов.

Многообразие содержания и организационных форм научной и инновационной деятельности университета в уходящем учебном году было нацелено на решение комплексной задачи вузовской науки — усиление ее фундаментальной направленности в неразрывном единстве с прикладными аспектами.

Фундаментальные и прикладные научные исследования выполнялись в рамках 21 отрасли наук. Научные коллективы университета разрабатывали новые образовательные технологии и современные средства обучения, в том числе для инновационных учебных заведений.

Значительно увеличился общий объем финансирования научно-исследовательской деятельности РГПУ им. А. И. Герцена. В 2006 г. он составил 78,2 млн руб.

Научно-инновационный потенциал университета позволяет существенно расширить научную и методическую разработку проблем перспективного развития российского общего и высшего профессионального педагогического образования, придать вкладу Герценовского университета в эту сферу комплексный и интегративный характер. Завершены работы по первому этапу фундаментальных и прикладных исследований по проблемам гуманитарных технологий в междисциплинарном контексте. Научно-исследовательское обеспечение инновационной образовательной программы, таким образом, является важнейшим условием ее эффективной реализации.

В уходящем учебном году продолжилась диверсификация сотрудничества и научнометодического обеспечения Герценовским университетом развития образовательных систем разных уровней, типов и видов в России и за рубежом.

В университете были проведены международные и всероссийские конференции по приоритетным направлениям и актуальным проблемам развития образования: от глобальных до частнодидактических. Университет активно работал по различным направлениям с более чем 50 партнерами из 30 стран Европы, Азии и Америки.

Опытно-экспериментальная работа по различным аспектам модернизации образования осуществлялась под научно-методическим руководством преподавателей университета во всех субъектах РФ, в том числе в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В настоящее время более 500 образовательных учреждений в различных регионах России поддерживают связь с Герценовским университетом, регламентируемую договорами о сотрудничестве.

Основное внимание подразделений университета в 2006/2007 учебном году было сосредоточено на научно-методическом обеспечении модернизации общеобразовательной школы: совершенствование содержания и методики обучения в начальной, основной и старшей школе; поддержка детей с ограниченными возможностями; реализация профильного обучения; методическое обеспечение воспитательной деятельности.

Университет значительно продвинулся в научно-методическом сопровождении развития системы непрерывного профессионального педагогического образования России: разработка модели третьего поколения стандартов высшего профессионального педагогического образования на основе компетентностного подхода, большое количество учебников, учебных пособий и методических рекомендаций для студентов педагогических вузов по разным направлениям и специальностям, оригинальные магистерские образовательные программы, методические материалы по организации воспитательной деятельности со студентами и, наконец, инновационная образовательная программа подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере.

Целенаправленно решалась задача повышения квалификации и переподготовки различных категорий кадров для образовательных систем разного типа и вида. В 2006/2007 учебном году на базе РГПУ им. А. И. Герцена прошли повышение квалификации более 300 руководителей и преподавателей вузов из разных регионов России. В соответствии с целевой программой «Педагогические кадры системы образования Санкт-Петербурга» были разработаны и реализованы 12 уникальных целевых образовательных программ — обучение прошли 343 учителя школ города; ведется ускоренная подготовка по программам высшего педагогического образования выпускников педагогических колледжей.

В прошедшем учебном году продолжилась оптимизация организационной структуры университета. Созданы новые управления: планово-финансовое, научных исследований, подготовки и аттестации кадров высшей квалификации. Сформирован и приступил к работе общественный совет программы развития университета. Начала свою работу дирекция инновационной образовательной программы. Открыт научно-исследовательский институт физики, на базе факультета физики создана лаборатория цифровых образовательных ресурсов и педагогического проектирования. Динамично развивались филиалы РГПУ им. А. И. Герцена.

Учебно-методическим управлением активно велась работа по подготовке к самооб-следованию университета.

Совершенствовалась работа с персоналом: аттестация профессорско-преподавательского состава, повышение квалификации и подготовка кадров к решению разнообразных специальных задач.

В юбилейном году многие сотрудники университета были награждены государственными и отраслевыми наградами, почетными званиями и грамотами.

В рамках реализации инновационной образовательной программы часть средств была рационально использована на повышение квалификации кадров для ознакомления преподавателей всех факультетов с целями, задачами, основными мероприятиями инновационной образовательной программы, с особенностями макета Государственного образовательного стандарта нового поколения, с компетентностным и модульным подходами в профессиональном обучении, с гуманитарными технологиями в социальной сфере.

Таким образом, итоги 2006/2007 учебного года свидетельствуют о поступательном развитии Герценовского университета, результаты которого связаны с консолидацией усилий различных подразделений, с организацией командной работы сотрудников над решением задач программы развития и инновационной образовательной программы как механизма ее реализации.

Вместе с тем Ученый совет считает, что необходимо более полно использовать потенциал и ресурсы университета для решения стоящих перед ним задач, а именно:

• При реализации задач стратегических направлений программы развития университета требуется:

— расширение числа факультетов-участников опытно-экспериментальной работы по внедрению идей Болонской декларации и повышение квалификации преподавателей по этой проблеме;

— разработка новых образовательных программ, востребованных на рынке образовательных услуг и работодателями;

— совершенствование информационного сопровождения управления образовательным процессом и более активное использование информационных технологий в образовательном процессе;

— совершенствование внутриуниверситетской системы мониторинга качества образования обучающихся;

— создание междисциплинарных научных лабораторий, проведение междисциплинарных научных исследований, заключение договоров о научном сотрудничестве со сторонними организациями, учреждениями и предприятиями;

— углубление интеграции филиалов в пространство научно-исследовательской деятельности университета;

— совершенствование организационной и научно-методической работы с работодателями на всех уровнях системы образования;

— создание научно-методической продукции по основным направлениям модернизации общеобразовательной школы и высшего профессионального педагогического образования;

— актуализация работы с резервом управленческих кадров.

• При реализации инновационной образовательной программы следует:

— осуществить апробацию разработанных модулей и учебных программ в образовательном процессе университета, проанализировать их эффективность;

— более активно использовать гуманитарный потенциал естественнонаучного знания (здоровьесберегающие технологии, экологические технологии, современные физикохимические технологии, нанотехнологии и др.) в инновационном проекте;

— создать благоприятные организационные условия для всех разработчиков и экспериментаторов;

— обеспечить всех участников проекта оперативной информацией и доступом к необходимой базе данных;

— предусмотреть возможность оперативных консультаций и согласований для принятия решений участниками проекта.

• В связи с подготовкой к комплексной оценке деятельности университета необходимы:

— целенаправленная и адресная подготовка кадров (начальников управлений, деканов, заведующих кафедрами) к процедуре комплексной проверки деятельности университета;

— приведение в соответствие существующим требованиям учебно-методических комплексов по всем реализуемым образовательным и учебным программам;

— повышение квалификации профессорского состава по проблемам использования современных образовательных, в том числе информационных технологий;

— рациональное использование возможностей адресной программы для совершенствования учебно-материальной базы образовательного процесса;

— активизация работы преподавателей в сфере организации воспитательной деятельности со студентами;

— осуществление мониторинга научно-исследовательской деятельности структурных подразделений университета в контексте аккредитационных показателей;

— повышение ответственности руководителей структурных подразделений за достижение критериальных значений аккредитационных показателей;

— повышение ответственности кафедр и научных руководителей за подготовку аспирантов и докторантов в установленные сроки, учет этих данных при избрании научных руководителей на должность;

— обобщение и анализ опыта реализации совместных международных программ и проектов, проводимых вузом;

— своевременность представления преподавателей к ученым званиям профессоров и доцентов;

— соблюдение нормативных сроков прохождения всеми сотрудниками повышения квалификации;

— нормативно-правовое совершенствование деятельности факультетов и кафедр с учетом тенденций активного вхождения университета в Болонский процесс.

Ученый совет полагает, что в 2007/2008 учебном году перед Герценовским университетом, всеми его структурными подразделениями стоят следующие актуальные задачи:

1) существенное продвижение в решении задач стратегических направлений программы развития университета на 2006-2010 гг.;

2) интенсификация реализации инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере»;

3) подготовка университета к комплексной оценке его деятельности.

Ученый совет постановляет:

1. Положительно оценить итоги работы университета за прошедший учебный год и признать, что инновационный прорыв Герценовского университета на отечественном и международном рынках образовательных услуг связан с решением задач программы развития и инновационной образовательной программы как механизма ее реализации.

2. Организовать работу по мониторингу участия подразделений университета в реализации задач стратегических направлений «Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг.»; подготовить рекомендации подразделениям по комплексному решению задач программы развития и инновационной образовательной программы.

Ответственные: первый проректор, общественный совет программы развития.

Срок: в течение года.

3. Активизировать работу факультетов по открытию новых образовательных программ, востребованных на рынке образовательных услуг и работодателями.

Ответственные: деканы факультетов.

Срок: в течение года.

4. В целях активизации созидательной инициативы и творчества студентов разработать и реализовать внутриуниверситетскую систему предметных олимпиад, конкурсов и соревнований по различным направлениям деятельности.

Ответственные: проректор по учебной и воспитательной работе, деканы факультетов.

Срок: в течение года.

5. В целях пропаганды результативности деятельности университета организовать выпуск периодических изданий «Выдающиеся выпускники РГПУ (ЛГПИ) им. А. И. Герцена», «Лучшие выпускники года», «Рекламный буклет Герценовского университета».

Ответственные: проректор по учебной и воспитательной работе, деканы факультетов.

Срок: в течение года.

6. Организовать работу по оптимизации механизмов управления реализацией инновационной образовательной программы, по осуществлению мониторинга решения ее задач и выполнения плана мероприятий.

Ответственные: проректоры по учебной работе, дирекция инновационной образовательной программы

Срок: в течение года

7. Осуществить апробацию модулей и учебных дисциплин, разработанных в рамках инновационной образовательной программы, в образовательном процессе и осуществить диагностику их эффективности.

Ответственные: проректоры по учебной работе, дирекция инновационной образовательной программы, деканы факультетов.

Срок: в течение года.

8. В рамках подготовки университета к комплексной оценке его деятельности организовать самообследование подразделений и проанализировать полученные результаты.

Ответственные: руководители подразделений.

Срок, декабрь 2007 г.

9. Внести изменения в существующие положения о факультете и выпускающей кафедре с учетом требований Болонской декларации и критериев комплексной оценки деятельности университета.

Ответственный: первый проректор.

Срок, январь 2008 г.

10. Обеспечить информационное сопровождение управления образовательным процессом, реализации программы развития университета и инновационной образовательной программы, подготовки университета к комплексной оценке деятельности.

Ответственный: проректор по информатизации.

Срок: в течение года.

11. В целях совершенствования технологии приема в университет провести анализ результатов эксперимента по набору абитуриентов на блоки/специальности и внести предложения по организации и плану приема на 2008/2009 учебный год в приемную комиссию университета.

Ответственные: начальник учебно-методического управления, деканы факультетов, директора институтов.

Срок, октябрь 2007 г.

12. Утвердить план заседаний Ученого совета университета на 2007/2008 учебный год.

ПЛАН РАБОТЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ученого совета Герценовского университета на 2007/2008 учебный год

Октябрь — Диверсификация воспитательной деятельности университета в контексте «Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг.».

Ноябрь — Герценовский университет в современном информационном образовательном и научном пространстве России.

Декабрь — Инновационная образовательная программа как механизм реализации «Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг.».

Январь — Итоги и состояние научно-исследовательской деятельности университета в контексте критериев государственной аккредитации вузов.

Февраль — Итоги самообследования в ходе подготовки к комплексной оценке деятельности университета.

Март — Материально-техническое и ресурсное обеспечение университета в рамках реализации инновационной образовательной программы.

Апрель — Роль и значение филиалов университета в создании единого образовательного пространства РГПУ им. А. И. Герцена.

Май — Об итогах комплексной оценки деятельности РГПУ им. А. И. Герцена.

Июнь — Герценовский университет в мировом и европейском образовательном и научном пространстве.

Август — Итоги 2007/2008 учебного года в контексте инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» и задачи на 2008/2009 учебный год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.