УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Материалы заседания Ученого совета 31 августа 2006 года «Итоги 2005/2006учебного года и задачи на 2006/2007учебный год в контексте "Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006—2010 гг."»
С. А. Гончаров,
проректор по учебной работе
ИТОГИ 2005/2006 УЧЕБНОГО ГОДА И ЗАДАЧИ НА 2006/2007 УЧЕБНЫЙ ГОД В КОНТЕКСТЕ «ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА НА 2006-2010 гг.»
Сегодня мы подводим итоги прошедшего учебного года и намечаем наше развитие и задачи на новый учебный год в контексте программы развития университета. Университет живет последнее десятилетие необыкновенно интенсивной интеллектуально-инновационной деятельностью. Каждый год мы заметно наращиваем различные ее показатели, увеличивая их и количественно, и качественно. Когда смотришь перечень научных, учебно-методических, организационных, творческих, общественно значимых мероприятий и акций за год, то голова может пойти кругом от широты тематического спектра, ранга и масштабов проведения, научно-образовательного и общественного резонанса и от колоссального объема проделанной интеллектуальной, организационной и административной работы. За прошедший учебный год у нас прошло только научно-практических и методических мероприятий более 200, среди них огромное количество международных. Приблизительное число участвовавших в них около 20 тыс. человек. Представьте себе масштабы повышения квалификации всех участников в сфере науки, образования, организации и управления, конгресс-менеджмента и т. д. А сколько еще за пределами университета на других площадках города, России и мира в разных жанрах и разной степени включенности — от проведения самостоятельной акции до участия в различных мероприятиях. Буквально на днях завершился крупнейший и исключительно значимый для университета, города и гуманитарной науки России I Российский культурологический конгресс, который был инициирован, организован и проведен с непосредственным нашим участием. В стенах Герценовского университета за дни конгресса побывало около 500 участников-докладчиков — это гуманитарная элита России. Кафедра истории и теории культуры была ядром этого мероприятия. И таких дел у нас бывает не мало.
И именно поэтому для нас каждый прошедший год является знаменательным в том или ином отношении. Но знаменательность прошедшего года была все-таки особой. Прежде всего он отмечен целым рядом исключительно важных действий университета и результатов, имеющих знаковый перспективный характер. Это, во-первых, декабрьская конференция представителей всех категорий трудящихся, на которой Г. А. Бордовский в своем аналитическом докладе подвел итоги нашей второй пятилетней программы развития университета и конференция утвердила очередную программу развития на 2006-2010 годы. Она стала качественно новым шагом с точки зрения организации ее разработки (в разработке программы приняло участие около 200 человек) и принципов разработки. Новая программа строится на современных принципах стратегического менеджмента и ориентирована на эффективность по сформулированным показателям и результатам. Программный метод работы заставляет нас мыслить системно, видеть наше профессиональное пространство в контексте процессов, которые происходят в обществе, в сфере образования — российского и международного. Поэтому программа является не только документом перспективного планирования, но и школой конкретного и оперативного управления системным развитием университета. Программа — открытая развивающаяся и постоянно конкретизируемая система, поэтому с ней должен быть знаком каждый герцено-вец — от студента до преподавателя. Это должен быть рабочий документ, который должен быть размещен на сайте, иметь обратную связь для предложений, должен освещаться ход выполнения.
Во-вторых, в январе 2006 года состоялось единодушное переизбрание и утверждение министерством Г. А. Бордовского ректором университета. Для жизни вуза и его успешного развития — это ключевое событие, оно обеспечивает последова-
тельность наших дальнейших шагов и стабильность стратегического развития университета. В-третьих, интенсивная деятельность университета по всем направлениям и достигнутые результаты (это и международные конференции и проекты, серии инновационных семинаров по проблемам Болонского процесса и участие в конкурсе инновационных образовательных программ, развитие опережающего эксперимента и т. д.) подтвердили положение и репутацию Герценовского университета как одного из лидеров системы высшего образования России, реализующего организационно-содержательные функции научно-методического центра федерального ранга. Именно поэтому в конце мая на нашей базе было проведено представительное совещание ректоров вузов России с участием министра образования и науки А. А. Фур-сенко, который дал высокую оценку деятельности университета.
Я хотел и дальше выстроить своеобразную иерархию наших дел и результатов по основным направлениям, но быстро понял, что это бессмысленное занятие, так как пришлось бы все время, отведенное на доклад, отвести под одно только перечисление. И думаю, что в этом особой необходимости нет, так как и доклад Г. А. Бордовского в декабре и январе, ученые советы, посвященные развитию нашей науки, международной деятельности, учебно-методической, экспериментальной работы достаточно глубоко и обширно осветили как текущее направление работы, так и ее перспективы.
И успешное завершение «Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2001-2005 гг.», и успешный «запуск» очередной программы развития университета на предстоящие 2006-2010 годы, определили главный итог и результат года — мотивированный, т. е. объективный, переход развития университета в идеологию опережающего и управляемого инновационного развития. А это значит, что наши результаты позволяют нам видеть себя в новых, как сейчас говорят, референтных группах, в новых контекстах, а следовательно, мы начинаем измерять себя еще более высокими стандартами и показателями. Мы выходим на новый качественный виток развития в условиях сложной и усиливающейся конкурентной борьбы за обеспечение высокого статуса университета среди других высших учебных заведений России.
Герценовский университет в текущем году укрепил ряд своих показателей и вышел на ведущие позиции в рейтингах Минобрнауки России по всему перечню специальностей и направлений подготовки, реализуемых в вузе. Анализ данных по результатам государственной аккредитации, проведенной в прошедшем году, свидетельствует о том, что по всем показателям РГПУ им. А. И. Гер-
цена значительно превышает критериальные значения, установленные для группы вузов с аккреди-тационным статусом «университет». Интегральный индекс соответствия критериям аккредитации нашего вуза в 2006 году составил 1,57. В престижном национальном конкурсе инновационных образовательных программ, в котором участвовали 200 университетов России, Герценовский университет вошел в число 28 вузов-финалистов (22 позиция). Имидж университета и его руководителя зафиксирован решением авторитетного экспертного совета энциклопедии «Лучшие люди России», признавшего университет и его ректора в числе пяти лучших представителей Санкт-Петербурга в 2006 году. Университет сохраняет устойчивые конкурентные позиции среди государственных высших учебных заведений Санкт-Петербурга и по показателям конкурса вступительных испытаний (в 2006 г. он составил 4,2 балла), и количеству поданных абитуриентами заявлений. Существенно расширился целевой заказ регионов на обучение в университете. Университет включен Министерством образования и науки РФ в приоритетную группу вузов по целевому заказу на обучение специалистов для Северного Кавказа. Заключен договор с Министерством образования и науки Татарстана о включенном обучении студентов и аспирантов Татарстана в Герценовском университете, что свидетельствует о признании уровня и качества его научно-образовательных программ. Это несомненные и бесспорные достижения университета, за ними большая коллективная работа, за которой множество конкретных результатов конкретных людей. Другой вопрос — могут ли нас сегодня устраивать эти показатели, мы уже все обрели или нам есть к чему стремиться? Одной из сквозных идей ректора Г. А. Бордовского в течение нескольких лет была именно идея нашего места и сопоставительных контекстов. Где и с кем и по каким показателям мы должны себя сопоставлять? По ходу доклада я буду комментировать некоторые аспекты этого вопроса.
Развитие университета в соответствии с программой развития строится на учете тенденций образовательного рынка и социального заказа, поэтому динамику нашего развития в 2005/2006 учебном году обеспечивало открытие новых основных образовательных программ. В 2005/2006 учебном году начата подготовка бакалавров по направлениям 010500 Прикладная математика и информатика, 030200 Политология, 031800 Религиоведение, 040200 Социология. Университетом были получены лицензии на право ведения образовательной деятельности по направлению 080100 Экономика (магистратура) и специальностям 100103 Социокультурный сервис и туризм, 230401 Управление качеством, по которым открывается обучение с 1 сентября на факультетах экономики,
управления, а также по направлениям 050300 Филологическое образование (бакалавриат), 050700 Педагогика (бакалавриат) в Выборгском филиале. Открыт ряд новых профилей в рамках направлений подготовки бакалавров и ряд новых перспективных магистерских программ.
В прошедшем учебном году успешно состоялась аттестация и аккредитация основных образовательных программ по направлениям подготовки и специальностям: 030300 Психология (магистратура), 030302 Клиническая психология, 050402 Юриспруденция, а также 050301 Русский язык и литература, 050303 Иностранный язык и 050403 Культурология (в Выборгском филиале).
Подготовлены к аттестации и аккредитации основные образовательные программы по направлениям: 030500 Юриспруденция (магистратура), 080500 Менеджмент (магистратура), 040100 Социальная работа (магистратура) и специальностям: 031201 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур, 031202 Перевод и пе-реводоведение, 030101 Философия, 050717 Специальная дошкольная педагогика и психология, 050707 Педагогика и методика дошкольного образования. Заявлены к лицензированию в новом учебном году ряд перспективных направлений и специальностей (таких, например, как «Регионо-ведение»).
И тем не менее при всей благополучности ситуации в таком изложении, здесь есть проблема, над которой серьезно нужно думать. В чем она? В конкуренции, в демографии, в спросе рынка труда. Считаю важным остановиться на этом подробнее. Ситуация стремительно меняется, сегодня никто никому ничего гарантировать не может. Госзаказ на подготовку автоматически не обеспечивается, за него нужно биться на конкурсной основе. Кстати, следует подчеркнуть, что конкурс в высшем образовании становится главным принципом выделения средств по всем направлениям деятельности, что соответственно требует и от нас развития конкурсной технологии собственной деятельности. Это, во-первых, а во-вторых, выполнение выигранного госзаказа еще нужно обеспечить набором. А это значит, что бы к нам пришли абитуриенты и остались у нас. А план приема у нас огромный. Нужен ли он нам такой, об этом следует задуматься? Но главное — мы должны провести серьезный анализ сложившейся у нас системы основных образовательных программ, просчитать их эффективность и экономическую целесообразность, реальную востребованность. Особенно необходимо обратить внимание на затратные программы, на которых к тому же платных студентов мало и где процент прямого трудоустройства небольшой. Получается, что ни денег, ни славы! Необходимо искать пути повышения рыночной востребованности программ и конку-
рентоспособности наших выпускников. А это требует инновационного подхода, новых концеп-туализаций самих профессиональных полей.
Путь здесь один — идти от рынка труда, понимания его структуры и тенденций развития, а затем — четче развивать прикладные аспекты программ, ориентируясь не вообще на спрос вообще специалистов, а на те или иные типы занятости, на спрос компетенций и определенные их конфигурации. Искать целевых заказчиков в бизнесе, самим формировать стратегических партнеров. Сегодня же не редко, что мы не представляем, где и что делает наш выпускник. По крайней мере, на этот вопрос ответит далеко не каждый преподаватель и далеко не каждый знает каким образом и на какие профессиональные качества работает его предмет. Мне кажется, что это неправильно. Поэтому есть у нас проблемные точки и с итоговой аттестацией, ее концепцией и программой, с тематикой курсовых и дипломных работ. Может быть, поэтому мы не всегда знаем — кого же нам приглашать от потребителя в состав аттестационной комиссии. Но у нас есть важные и ценные теоретические наработки по компетентностному подходу (эти издания вы все знаете), которые мы должны как можно быстрее внедрять в принципы организации основных образовательных программ. Технологически это должно выглядеть как апгрейдинг программ — мы через специальные курсы, которые могут складываться в модули, достраиваем профессиональное поле компетентностью — одной, надо — второй, третьей. Где-то бесплатно, в курсах по выбору, либо за плату — модуль транспрофессиональный и на него могут записываться студенты всех факультетов или отдельных групп. И об этом говорим, извещаем потребителя, работодателя, рекламируем. Обратите внимание, что некоторые образовательные учреждения в рекламе крупным шрифтом печатают название не основной программы, а специализации и то, какими качествами станет обладать выпускник, — это в сильной позиции, и именно ею интересуется потребитель и работодатель, за нее готовы платить деньги.
Инициированный Г. А. Бордовским городской семинар на базе нашего университета по проблемам гуманитарного образования, его идея создания общегородского центра гуманитарных ресурсов и технологий в результате привели к созданию мощного инновационного ресурса. Это те модули, которые многие факультеты (философский, управления, психолого-педагогический, информационных технологий, филологический, институт международных связей, социальных наук и др.) разработали в качестве предложений к конкурсной инновационной программе. Это очень ценные наработки и они вписываются в реализацию инновационных образовательных стратегий гуманитарной антропологии и развитие инновационных обра-
зовательных подходов, результатом которых должно стать обновление существующих профессиональных полей и формирование нового качества креативной личности, обладающей транспрофессиональными способностями и профессиональными компетентностями, соответствующими потребностям изменяющегося рынка труда, новым типам занятости и социальных коммуникаций. Нужно внедрять! И не только на тех факультетах, где они разработаны, а по всему университету. Мы сразу делаем более привлекательным химика, физика или художника, если обучаем его, например, основам информационно-аналитической работы в профессиональном пространстве Интернета, или даем ему модуль менеджмента, или теорию коммуникации и практическую семиотику, коммуникативную культурологию и анализ социотекста и т. д., т. е. то, что его вооружает для работы в любой сфере. Нужно спешить. Иначе мы потеряем возможность лидерства в инновационном развороте. Это отдельная тема, но к ней мы обязательно должны вернуться, рассматривая специализации и все «углубления» и все «добавки».
То же самое можно сказать о разработке и открытии новых образовательных программ, специализаций, модулей. Необходимо аналитическое и более точное перспективное планирование (как бизнес-проект) с учетом демографической ситуации, тенденций развития рынка труда, типов занятости, востребованных компетентностей.
Хорошо, мы все разработали так, как того требует рынок, создали инновационный продукт. Но, уважаемые коллеги! Надо еще заполучить своего абитуриента, чтобы его родители и он сам поняли, что именно Герценовский сегодня для его жизненной карьеры единственный, чтобы это понимали целевые заказчики во всех регионах, чтобы школам было выгодно это знать и рекомендовать своим выпускникам и т. д. Складывающаяся ситуация с приемом в вузы города, расширение применения ЕГЭ требует выработки новой стратегии приема в университет, совершенствования его технологии и принципов, качественного развития информационно-рекламной, профориентационной работы, отношений сотрудничества с различными вузами России по привлечению в магистратуру выпускников других вузов. Есть потребность развивать академическую мобильность внутри России — включенное обучение (договор с Татарстаном!), через которое мы можем в перспективе привлекать магистров. Нужно продумывать об обновлении работы по всей цепочке — от того, сколько и на что мы просим мест и до того, как мы дойдем до родителей.
В течение прошедшего учебного года успешно развивался процесс обновления качества образования студентов, ориентированный на применение инновационного принципа к различным ас-
пектам организации учебной деятельности: разрабатывались инновационные образовательные программы, организованные по модульному принципу, созидалась и модернизировалась образовательная среда университета, разрабатывались и внедрялись на ряде факультетов информационные образовательные технологии, разрабатывалось учебно-методическое сопровождение образовательных программ, изданы учебники и учебные пособия в центральных издательствах с грифами Минобрнауки России, расширился спектр специализаций и набор курсов по выбору, улучшились условия проведения практик. Продолжена работа по формированию сопряженных основных образовательных программ подготовки выпускников по педагогическим направлениям и специальностям, примерных сопряженных учебных планов и программ учебных дисциплин федерального компонента в системе непрерывного педагогического образования. Это очень хорошо. Но нам нельзя успокаиваться. Рассмотрим, например, количество изданных учебников в центральных издательствах с грифом Минобра — у нас — 53, а в МПГУ — 122, в Дальневосточном университете — 96, учебные пособия с грифом Минобра, у нас — 36, у МПГУ — 116. Другие показатели тоже требуют внимания. Если мы расширим круг вузов для сопоставления по ряду учебных показателей (а это делать необходимо), то откроем для себя много интересного. Думаю, что и отчитываться внутри университета нужно ответственнее, и считать нам нужно внимательнее, и аналитическое начало должно шире присутствовать в работе каждой структуры.
Одна из ведущих тенденций в сфере образования — развитие различных форм тестирования как способа оперативного мониторинга за качеством образования. В мае 2006 года университет впервые принял по собственной инициативе участие в Интернет-экзамене, позволяющем независимым экспертам оценить профессиональный уровень подготовки студентов. В нем приняло участие 868 наших студентов, обучающихся по 22 направлениям подготовки и специальностям. Тестирование осуществлялось по дисциплинам естественнонаучного цикла и цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Результаты любопытные, есть позиции провальные, т. е. ниже 50%. По России мы по многим позициям оказываемся не в лидирующей части. Есть над чем задуматься. Нужно всем разобраться и проанализировать ситуацию — где не доработал преподаватель и кафедра, где была плохая организация, где легкомысленное отношение студентов. Результаты тестирования могут быть использованы в отчете по самообследованию, а у нас уже скоро и комплексная аттестация грядет. Учебно-методическое управление начало работу по организации и развитию внутривузовского тести-
рования, как одной из форм обеспечения мониторинга качества образования. Эту работу необходимо продолжать и выходить на ректорское контрольное тестирование. Не для репрессий, мы ведь должны с вами видеть процесс и влиять на него более прицельно, понимая, где у нас слабые места, а где сильные. По итогам государственной аттестации выпускников качество образования по всем направлениям и специальностям остается стабильно высоким — 75-90%.
В совершенствовании учебного процесса, в развитии технологий, в изменении нашего сознания, системы управления важную роль играет опережающий эксперимент по переходу высшей школы России к концепции Болонской декларации, нацеленной на сближение образовательных систем европейских стран. В прошедшем учебном году университет существенно расширил его рамки к 5 факультетам, участвующим в эксперименте (иностранных языков, филологический, экономики, управления, юридический), присоединились еще 5 факультетов (физической культуры, технологии и предпринимательства, психолого-педагогический, РКИ, музыки).
Можно констатировать — индивидуально-ориентированное обучение в университете развивается и все глубже внедряется в образовательный процесс и жизнь факультетов: разрабатываются и используются в учебном процессе индивидуальные учебные планы студентов, технологические карты дисциплин, организованы службы академических консультантов, реализуется система зачетных единиц, используется балльно-рейтинговая система оценки деятельности студентов в образовательном процессе, созданы и действуют координационные студенческие советы, рабочие группы (проектные, организационно-информационной поддержки, планирования и др.). Можно положительно оценить опыт некоторых факультетов (экономики, управления и др.), использующих программу «Антиплагиат» при проверке самостоятельных письменных работ. Применение такой программы отмечается на сайтах некоторых университетов, как элемент управления качеством образования.
В учебные планы подготовки бакалавров по направлениям педагогического образования введены курсы по выбору по циклам: гуманитарных и социально-экономических дисциплин, естественнонаучных дисциплин и общепрофессиональных дисциплин. Это важная работа и ее нужно развивать и дальше.
Впервые в университете (на филологическом и юридическом факультетах) выпускники магистратуры получили европейские приложения к диплому. Это шаг знаковый — мы начинаем вступать в реальный европейский контекст, так как становимся более прозрачными и доступными
для восприятия и оценки. Кстати, считаю, что такие приложения не должны быть бесплатными! В следующем году необходимо шире использовать этот опыт и двигаться последовательно дальше. Нам необходимо включать как можно больше экспертиз по нашим программам. Пока не отработан министерством механизм международной сертификации программ, курсов, преподавателей нужно максимально через протокольное соглашение с нашими зарубежными партнерами проводить признание и оформлять двусторонними или многосторонними сертификатами признания. Это очень важно в нашей внешней оценке и рейтингах.
На некоторых факультетах (экономики, управления и др.) осуществляется постепенный инновационный переход на модульное построение учебных планов. Это стратегическая инновация, которую мы должны освоить и отработать. Сегодня многие университеты России идут этим путем. Одним из важнейших результатов эксперимента является разрушение консервативных ситуаций и расширение сферы инновационного мышления.
В то же время сегодня становится очевидным что эксперимент вскрыл и обострил целый ряд проблем, без решения которых мы не сможем его успешно развивать.
Сегодня кардинально меняется образовательный процесс. Он меняется повсеместно, посмотрите внимательно, что делают другие вузы, и не только в связи с болонским экспериментом. Болонский процесс только высветил и обострил противоречие, он показывает, что традиционная система организации учебного процесса препятствует развитию перспективного во всех отношениях модульного балльно-рейтингового индивидуально-ориентированного подхода. Должен меняться менеджмент современного инновационного образовательного процесса. К нему нужно подходить с других профессиональных, методических и стратегических позиций. Личностно-ориентированный подход в образовании определяет повышение роли и ответственности студента в проектировании своего образования. Происходит обновление образования при непосредственном участии студентов.
Вместе с тем до сих пор мы не обеспечили эксперимент необходимым нормативным и технологическим сопровождением, у нас не сформулированы до конца права студента и права преподавателя в этом эксперименте, требуется пересмотр преподавательской нагрузки, ее структуры, измерения, результата. Очевидно, что разработка и внедрение современного учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов в условиях перехода к нелинейной организации образовательного процесса осуществляется медленно, нужно менять ее концепцию; что недостаточно развиты электронные образовательные
технологии и коммуникации, что система внутри-вузовских коммуникаций и документооборота не современна и противоречит инновационной логике развития университета, а также положениям Болонской декларации. Пока не налажен должным образом мониторинг эксперимента, есть большой разрыв между теоретическим осознанием и практической организацией. Не разработаны измерители процесса и результата.
Повышение качества нашей деятельности невозможно без постоянного повышения квалификации сотрудников всех подразделений и профессорско-преподавательского состава. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего успешного развития. Мы переходим в режим опережающего и инновационного развития. Мы должны существовать только в таком режиме, иначе мы останемся за бортом. Сегодня перекраивается карта местоположений вузов. Конкурсный менеджмент высшего образования может существенно изменить позиции многих университетов, лидеров могут потеснить аутсайдеры — энергичные, дерзкие и агрессивные в своих амбициях и работе. Это означает, что мы должны работать в таком режиме все — не одно или несколько подразделений, а весь университет как целостный и взаимосвязанный сообщающимися сосудами организм. Сегодня министерство отрабатывает на конкурсе инновационных образовательных программ технологию конкурсного менеджмента высшего образования, который включает технологию последующего мониторинга, предписывающего четкую организацию выполнения по плану-графику с формулированными конкретными результатами. Нам необходимо обучаться работать в конкурсном режиме.
В прошедшем году учебно-методическое управление впервые осуществило повышение квалификации заместителей деканов факультетов по учебной работе, заведующих методическими кафедрами. Программа повышения квалификации строилась в виде обучающих семинаров и была направлена на овладение идеями и перспективами развития Болонского процесса. Эту работу необходимо продолжить. И это должна быть не просто информационная программа, здесь должны использоваться шире тренинги и игровые технологии. Вообще нам необходимо особая программа повышения квалификации под инновационные процессы, которые предполагают специальный менеджмент, специальную подготовку кадров, преподавателей, сотрудников, компетентных в сфере реализуемых инноваций.
В соответствии с программой развития ректоратом был проведен анализ кадровой ситуации по всем факультетам и кафедрам в феврале-апреле 2006 года, что послужило серьезным импульсом для доработки программ развития факультетов и кафедр и определило концепцию обновления кадров
университета на ближайшее пятилетие. За прошедший год в университете 62 преподавателя защитили кандидатские диссертации, 12 — докторские, 56 преподавателей получили ученое звание доцента, 16 — звание профессора. В 2005/2006 учебном году на должности профессорско-преподавательского состава прошли конкурсный отбор 1014 человек. В университете стала формироваться общеуниверситетская система критериев и рейтинги, определяющие качество деятельности преподавателя, их нужно разрабатывать и внедрять. Без внешней оценки, без объективных измерителей работы и ее качества мы будем все уравнивать и убивать мотивацию развития. Сегодня это направление для развития университета стратегическое. Нам просто необходимо в течение года разработать модели рейтингов ППС, кафедр, факультетов и структурных подразделений по многомерным и объективно измеримым, не громоздким по процедуре выполнения показателями и «запускать» их. Мы должны серьезно задуматься о рейтинге как инструменте развития университета. В рейтингах необходимо выделить в отдельную группу творческие факультеты, кафедры, и мы должны еще более четко сформулировать нашу позицию по рейтинговым показателям. Многие вузы уже ввели или вводят свои внутренние рейтинги ППС, структурных подразделений, отдельных видов работ и т. д. И это понятно, потому что одной из основных характеристик любой системы управления качеством, определяющей эффективность ее функционирования, является наличие адекватной системы поддержки процессов сбора, накопления, поиска, обработки и передачи информации. Она должна обеспечить руководителей вуза всех уровней обязательным минимумом информации о состоянии и развитии тех процессов и систем, за которые они отвечают и которыми управляют, содействовать выработке эффективных управленческих решений руководством вуза и его структурных подразделений в области повышения качества образовательной деятельности, оценку и прогнозирование тенденций развития, оценивание своего положения среди других вузов.
В этом году после просмотра большого объема материалов других вузов я наконец-то понял в полном объеме смысл одного из регулярных вопросов Г. А. Бордовского, который он задает на ученых советах, ректоратах и совещаниях, — а как тот или иной аспект нашей деятельности или результат выглядит или организуется в других вузах? Это не праздный интерес. Развитие мотивированной рефлексии чрезвычайно важно сегодня. Нам нужно постоянное сравнение, нам нужен сравнительный анализ и поиск решений на основе сравнения, нам нужно не бояться учиться у других, преодолевая комплекс собственной полноценности, непродуктивной амбициозности. Нам нужно
вести информационно-аналитическую мониторинговую работу чужого, конкурентную разведку (это понятие из сферы бизнеса, но оно уже работает и в сфере образования) и брать готовые наработки, адаптировать, развивать и идти дальше и быстрее наших конкурентов, а не изобретать заново с большими людскими и финансовыми затратами (ставки, надбавки) колесо, которое иногда в результате имеет вид квадрата. Это касается всех направлений деятельности, по каждому можно найти интересные находки — от деталей и частностей до крупных идей, моделей и нормативно-алгоритмической базы. Сегодня эта информация в значительной степени еще доступна через сайты.
В решении целого ряда вопросов важную роль должна играть наука, и не в последнюю очередь она должна решать практические вопросы университета. Расширялись направления научных исследований и использование результатов научной деятельности профессорско-преподавательского состава университета в образовательном процессе. Более 900 ученых-герценовцев активно участвовали в научных исследованиях и в проведении экспертной работы по проблемам совершенствования содержания и обновления технологий профессионального педагогического образования. Был проделан большой объем экспертной работы (школьные учебники) по заказу федерального центра экспертизы. Сформировано новое основное направление в области юридических наук («Формирование правового сознания и правовой культуры») и общее число основных научных направлений достигло 33. Однако остается достаточно актуальной проблема внедрения в университетскую деятельность результатов научных разработок. Особые надежды на ученых-гуманитариев в разработке образовательных программ. Современные фундаментальные разработки должны выходить в междисциплинарное поле исследования и через него в прикладные аспекты, а прикладные аспекты в технологии, а технологии в набор социо- и антропотехник, которые позволяют работать в обширных как общих, так и специализированных сферах коммуникации.
Важным компонентом программы развития является международное сотрудничество, которое за прошедший год обновилось концептуально, инициировало новые формы и инновационные проекты. Участие в международном сотрудничестве (прямое или опосредованное) каждого сотрудника, студента или подразделения университета становится необходимым условием роста их профессиональной компетентности. Особую ценность несут те международные проекты, в которые вовлекаются разные структурные подразделения университета. Наиболее последовательно и результативно в таком аспекте ведет свою деятельность кафедра ЮНЕСКО, которая заключила та-
кие перспективные договоры с различными учреждениями ЮНЕСКО, как «Образование для всех: российское видение», «Реструктуризация учебных заведений в странах СНГ», «Всемирный доклад ЮНЕСКО-2007 "Дошкольное воспитание и начальное образование в России"», сетевой проект «Педагогическое образование: мультикультурный диалог» и др., по которым работает более 10 кафедр университета, а также различные проекты летних школ.
Впервые разрабатывается программа и идет подготовка к процедуре валидации в рамках совместного проекта с университетом Лейсестера (Великобритания) по выигранным грантам «Bridge-2», «Bridge-3». Проект продлится до 2009 года. В нем участвуют факультеты управления, психолого-педагогический факультет и институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. Подобные международные проекты развивают инновационную деятельность и являются стратегическими.
В инновационном развитии вуза информационное сопровождение деятельности играет важнейшую роль. Качество информационного сопровождения деятельности умножает ее результат, как говорят специалисты, как минимум в два раза, или, напротив, делят ее результаты тоже как минимум в два раза. Здесь, пожалуй, на сегодня больше всего проблем: сайт университета, локальные сети, телефония, документооборот! Должна быть четкая концепция и программа поэтапной (но не долгосрочной!) информатизации пространства университета, увязанная с программой информационно-технологической компетенции сотрудников. Начиная с входного стандарта — мы объявляем компьютерную грамотность обязательным условием поступления — к нам поступают уже подготовленные сертифицированные (протестированные нами) абитуриенты (либо мы их обучаем до поступления на платных курсах) и завершая приемом на работу и проведения аттестации ППС. Сайт университета — это наша большая проблема. Сегодня достаточно просмотреть и сделать беглый анализ сайта любого университета, чтобы судить о его работе в целом. Анализ нашего сайта опасен: устав университета на нем старый, раздел «Администрация» уже годами в «разработке», программы развития на сайте я не нашел. А есть серьезные конкурсные требования к сайтам участников конкурса инновационных проектов. Сегодня требования к открытой и доступной информации возрастают. Например, приказ Министерства образования и науки РФ № 62 от 22 марта 2006 года прямо обязывает с 1 января 2007 года на сайтах размещать всю информацию по магистерским программам.
Прошедший учебный год был отмечен совершенствованием информационного сопровожде-
ния образовательного процесса. Продолжалась информатизация управления учебным процессом. Проведены обучающие семинары с представителями факультетов и кафедр. Началось внедрение информационных систем «Деканат», «Расписание», «Нагрузка», ведется работа по созданию единой базы «Студент», размещается информация на сайте (ссылки на нормативные документы, материалы по Болонскому процессу и др.). Принято важное для развития современных технологий обучения и сопровождения инновационных образовательных программ положение о ресурсных центрах на факультетах и в институтах. Однако следует отметить слабые темпы развития информационного сопровождения образовательного процесса. Может быть, я выскажу крамольную мысль — мне кажется, что в этом вопросе мы пытаемся многое изобретать сами. Десятки вузов вывешивают на сайте расписания, списки групп, составы кафедр и расписания преподавателей и т. д., и т. п. Может быть, нам надо больше брать готового?
Развитие инновационных процессов требует совершенствования структурных подразделений университета, которые реально обеспечивают сопровождение инноваций. Все более значимый характер для университета приобретает работа филиалов. С одной стороны, университет несет не только большую ответственность перед министерством за их деятельность, но и несет финансовое бремя, с другой — вправе сегодня рассчитывать на обратную связь, на вклад филиалов в развитие университета. Поэтому сегодня важно определить вектор развития филиалов в рамках программы развития университета, их место и роль.
Дальнейшее развитие в прошедшем учебном году получила материально-техническая и ресурсная база университета, которая меняет свою концептуальную основу, интегрируясь в стадии проектирования и исполнения с задачами инновационной организации университетской среды. Дальнейшее развитие получила технология реализации адресной программы развития, подтверждающая свою эффективность. Но сегодня условия ее выполнения усложнились неимоверно. Строгая и трудоемкая процедура проведения конкурсов (все приобретения свыше 250 тыс. руб.) чрезвычайно тормозит нашу работу. Но есть и плюсы. Конкурс предполагает профессионализм: четко и ответственно проходить все звенья, понимать и уметь формулировать что и зачем приобретается. Предельно конкретно.
Несмотря на сложности значительно пополнился компьютерный парк, созданы новые и модернизировались имеющиеся лабораторно-ком-пьютерные подразделения (ресурсные центры) на целом ряде факультетов. Проблема в эффектив-
ности использования этого оборудования. Далеко не на всех факультетах оно работает должным образом.
В прошедшем году была продолжена работа по модернизации фундаментальной библиотеки, отремонтировано и уже функционирует книгохранилище площадью 800 кв. м, где размещается около 2 млн единиц хранения. В сентябре 2005 года открылась новая отраслевая библиотека в институте детства с медиа-залом, отвечающая всем требованиям современного образовательного процесса с внедрением информационно-образовательных технологий. За период с сентября 2005 года по июнь 2006 года на приобретение книг (около 20 тысяч названий) было израсходовано около 3 млн рублей, на периодическую печать — более 2 млн рублей (610 названий и 755 экземпляров журналов и газет). Сформирован огромный электронный ресурс библиотеки, но остается проблема: его низкая востребованность. Вообще преподаватель — нечастый гость в нашей библиотеке, и редкие кафедры строят активно отношения с ней. Наверное, в показатели работы ППС нужно вносить и его работу с библиотечными ресурсами.
Расширилось общежитие на пр. Стачек, 30, преобразился внешний вид университета, его аудиторный фонд и т. д., что позволяет говорить об улучшении условий труда и учебы. Начат комплексный ремонт одного из основных зданий университета — корпуса № 1.
В прошедшем году университет успешно реализовал социальную программу университета (льготное страхование, оздоровительный отдых студентов и с частичной компенсацией затрат для преподавателей), существенно улучшились условия труда ППС на ряде факультетов, хотя остается острым комплекс проблем, связанных с отсутствием собственного общежития. Управлением внешних связей проведена большая работа по участию университета в 21 ярмарке вакансий, в организации имиджевой информации, по исследованию рынка образовательных услуг. Прошедший год отмечен большими успехами в воспитательной работе университета, большими успехами студентов в различных профессиональных и творческих конкурсах, состязаниях и олимпиадах, активным участием студенческого совета при Ученом совете университета.
В условиях инновационных изменений резко возрастает влияние на эффективность образования общеуниверситетских корпоративных ценностей. Давайте будем воспитывать в студентах и развивать в сотрудниках университета гордость за наш дом и стремление делать его родным!