Научная статья на тему 'Итоги учебного года в контексте инновационной образовательной программы и задачи на 2008/2009 учебный год'

Итоги учебного года в контексте инновационной образовательной программы и задачи на 2008/2009 учебный год Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ИТОГИ УЧЕБНОГО ГОДА / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончаров Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги учебного года в контексте инновационной образовательной программы и задачи на 2008/2009 учебный год»

С. А. Гончаров,

проректор по учебной работе

ИТОГИ УЧЕБНОГО ГОДА В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И ЗАДАЧИ НА 2008/2009 УЧЕБНЫЙ ГОД

Тема сегодняшнего Ученого совета — «Итоги учебного года в контексте инновационной образовательной программы и задачи на 2008/2009 учебный год» — призывает, прежде всего, акцентировать внимание на том, что есть контекст инновационной образовательной программы.

Контекст инновационной образовательной программы — это анализ итогов деятельности университета в прошедшем учебном году с точки зрения перспективного поступательного развития, постоянное подтверждение нашего позитивного имиджа, престижа, способности быстро и гибко реагировать на запросы государства, рынка труда, работодателей, абитуриентов, студентов, преподавателей. Контекст инновационной образовательной программы — это фактически вопрос о современности деятельности нашего университета, об адекватности его состояния и направлений развития актуальным требованиям окружающего социума, бизнеса, образования и науки, это его общественное признание и востребованность, это способность университета конкурировать с другими высшими учебными заведениями как России, так и мира. Контекст инновационной образовательной программы — это деятельность университета (не только в рамках инновационной программы) с точки зрения ее социальной, экономической эффективности и влияния на дальнейшее инновационное развитие самого вуза, отрасли, региона, страны. И это сегодня является

главным в восприятии вуза, его оценке и его будущем. Если же говорить о контексте данного конкретного момента, то он сегодня острейший — мы находимся в начале новой революции, то есть радикальных реформаторских изменений в обществе и в образовании. Я хочу обратить специальное внимание членов совета на материалы и документы последнего года, ставшие контекстом подготовки доклада. Это материалы, которые формулируют новые стратегии, задачи и тенденции образования до 2020 г.: аналитические материалы заседания Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике под председательством В. Путина (Белгород, Белгородский университет, 13 сентября 2007 г.), доклад Комиссии общественной палаты РФ «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» (осень 2007 г.), проект «Модели образования для экономики, основанной на знаниях (Российское образование — 2020»), разработанный Высшей школой экономии-ки (Я. Кузьминов, Б. Рудник, И. Фрумин, Л. Якобсон), бизнес-школой «Сколково» (А. Волков), Министерством образования и науки РФ (И. Реморенко), аналитические материалы Министерства образования и науки РФ, Национального фонда подготовки кадров, концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 г., постановление Правительства Санкт-Петербурга «Об основах инновационной полити-

ки в Санкт-Петербурге на 2008-2011 гг.», а также концепция федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20092013 г.

Все эти материалы говорят об инновационных изменениях в образовании, потому что правительство сформулировало стратегию России как путь инновационного развития. И все они свидетельствуют о кардинальных изменениях и требуют внимательнейшего изучения не только ректоратом, но факультетами и кафедрами. Идет мощный процесс изменений в сфере образования, сформирована его идеология, структура и просматривается круг потенциальных участников. Каждый из нас должен быть компетентен в этой информации и процессах.

Анализ материалов этого круга открывает для нас и другой аспект — реальные перспективы участия в мероприятиях, получение финансирования и позиционирование в значительно больших масштабах, нежели сейчас. Особенно хочу обратить внимание на «Комплексную программу мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011 гг.». Достаточно бросить взгляд на контекст Петербурга, чтобы увидеть эти вполне реальные перспективы. Но для этого нужно владеть информацией и активно ее использовать всем структурным подразделениям, проявляя самостоятельность и инициативу. Посмотрите, какие объемы финансирования предусмотрены. Вообще нужно нам тщательнее отслеживать всю информацию по тенденциям современного образования и выстраивать свои бизнес-планы — сколько миллионов мы планируем в следующем году «забрать» из той или иной программы. Г. А. Бордовский даже предложил проводить в библиотеке ежемесячные деканские информационно-аналитические обзоры периодики в области образования — сообщения готовят сами деканы по очереди. Мне кажется, что эту идею нужно обязательно реализовать не откладывая!

Анализ итогов 2007/2008 учебного года показал, что этот год прошел для нас в ис-

ключительно напряженном рабочем режиме, тот массив дел и достижений, которые факультеты и кафедры представили в своих отчетах, в системе отражают общее поступательное движение на пути к реализации основных целей Программы развития университета и инновационной образовательной программы.

Рабочая группа по подготовке Ученого совета благодарна деканам и заведующим кафедрами, руководителям управлений, отделов университета за подготовленные отчеты, содержащие подробную информацию, которая позволила проанализировать нашу деятельность в прошедшем учебном году, выявить проблемы, которые препятствуют дальнейшему инновационному развитию университета.

Как видно из отчетов деканов факультетов, директоров институтов, заведующих кафедрами, постепенно, но неотвратимо приходит осознание того, что изменения не могут быть разовыми событиями, не могут быть спонтанными и экстремальными. Вы обращаете внимание на необходимость четкого механизма постоянного обновления всех видов деятельности, обеспечивающего стабильное развитие университета с формулированными и конкретными результатами.

Общий дух материалов, представленных структурными подразделениями университета, свидетельствует об очень важной тенденции: реализация инновационной образовательной программы воспринимается уже не как необычная однократная акция под названием «инновация», а как планомерная деятельность, к которой нужно относиться профессионально, разбираясь в самой сути инновационности. Сам термин «гуманитарные технологии», хотя и не получил однозначной трактовки в ходе разнообразных исследований, уже не вызывает раздражения. Напротив — многие открыли в этом понятии большие ресурсы собственного развития. Это свидетельствует об адаптивности коллектива университета к инновациям, о его способности воплотить любую инновационную идею, выстроить свою деятельность в соответствии с этой идеей, хо-

тя, конечно, и не без некоторой, но вполне разумной доли конъюнктурности.

Сегодня и по восприятию, и по колоссальному объему проделанной работы уже сложно представить, что мы работаем в инновационной программе чуть больше года, а через 3,5 месяца официальный срок ее реализации подойдет к концу. Это обстоятельство не освобождает нас от необходимости дальнейшего продвижения идей, заложенных в инновационной программе и осуществляемых в процессе ее реализации.

Следует подчеркнуть, что результаты нашей работы действительно свидетельствуют о развитии университета в контексте современных тенденций развития образования и рынка труда. Мы стали более глубоко разбираться в потребностях рынка и всматриваться в него. Об этом свидетельствует расширившийся круг потенциальных работодателей и партнеров университета.

В прошедшем учебном году университет подтвердил высокий уровень качества образовательного процесса, условий его реализации, свой государственный статус «университет». Это была большая работа, которая позволила успешно пройти процедуру повторного лицензирования и аккредитации, что является главным условием деятельности университета на ближайшие 5 лет.

Университет традиционно реализует широкий спектр специальностей и направлений подготовки специалистов. В 2007/

2008 учебном году университет осуществлял подготовку специалистов по 49 специальностям, 37 профилям в рамках 23 направлений подготовки бакалавров и 31 магистерской программе в рамках 16 направлений. В прошедшем году лицензированы еще 4 направления подготовки бакалавров («100200 — Туризм», «020400 — География», «031400 — Культурология», «032300 — Регионоведение»), в 2008/

2009 учебном году планируется получить право на ведение образовательной деятельности по 6 направлениям подготовки бакалавров и 5 направлениям подготовки магистров.

Хочу особо отметить тему магистратуры. Прием этого года в магистратуру существенно увеличился и завершился успешно. Расширилась география приема, был даже неплохой конкурс. Но здесь есть свои проблемы, требующие решения через четко прописанный регламент поступления: кто, как и куда может поступать и на каких условиях. Во-вторых, образуется уже внутренняя конкуренция в борьбе за своего поступающего на магистерскую программу, требуется широкая не только городская, но и российская реклама магистерских программ. Вероятно, необходимо проведение общероссийских профессиональных конкурсов для потенциальных магистрантов до проведения вступительных испытаний. Это будет создавать рекламу и позиционировать РГПУ. Нам нужна решительная корректировка стратегии. Г. А. Бордовский неоднократно говорил об ориентации на развитие магистерских программ. В них — будущее университета. Но они должны быть яркими, оригинальными и привлекательными. Для этого нужно знать конкретные потребности общества, бизнеса, власти, знать проблемы и задачи, отталкиваясь от которых мы должны предлагать программы их решения.

Наши сегодняшние планы развития бакалавриата и магистратуры соответствуют реалиям? Здесь нужен вдумчивый анализ и пересмотр наших позиций, так же, кстати, как и позиций по приему абитуриентов. При планировании, разработке новых программ, корректировке имеющихся у нас сегодня есть большое преимущество перед другими вузами — это модули, созданные в рамках инновационной программы, это результаты инновационной образовательной программы по исследованию рынка труда, работодателей, современной конъюнктуры. Этим мы должны воспользоваться в полной мере.

В рамках программы завершена разработка 39 образовательных модулей (17 — в прошлом году, 22 — в нынешнем), созданных на основе компетентностного подхода и уже ориентированных на ГОС 3-го поколения. Это наше ноу-хау, это действительно

материал с огромными перспективами! Уже сегодня он широко востребован российскими вузами, это мощная основа для развития модульно-компетентностного образования. Факультетами совместно с учебно-методическим управлением была проведена большая работа по включению 14 модулей в действующие магистерские программы. По данным факультетов, 1642 студента (из них 403 — магистранты, 958 — бакалавры, 281 обучается в специалитете) полностью или частично освоили модули. В июне в Голубом зале мы вручили магистрантам, завершившим модульное обучение, первые сертификаты. Это было впечатляющее мероприятие — понимаешь, ради чего мы с вами трудимся. В июне-июле 2008 г. продолжилась работа по «встраиванию» остальных 22 модулей.

Создание образовательных модулей сопровождалось разработкой учебно-методических комплексов и электронного справоч-но-методического сопровождения, которые в большинстве представляют уникальные информационные продукты, широко востребованные научно-педагогическим сообществом и педагогами-практиками. Так, в годовых отчетах факультетов, институтов были отмечены как позитивные результаты, так и проблемы, связанные с содержанием и внедрением инновационных образовательных модулей. Среди них самыми главными являются: процесс изменений и обновлений, затронувший весь учебный процесс, разумеется, в разной степени на разных факультетах; формирование у студентов новых ком-петентностей; возросший уровень информационной и коммуникативной культуры, профессиональной мотивации и квалификации преподавателей; появление в сознании и преподавателей, и студентов новых контекстов сравнения, новых возможностей, новых требований, новой проблематики как таковой. Мы стали думать и работать над тем, над чем раньше мы не задумывались.

Но разработка и внедрение модулей порождает, как отмечают деканы, и целый ряд проблем. Подчеркну — это проблемы развития, а не застоя.

Опыт реализации модульных образовательных программ свидетельствует о том, что в условиях междисциплинарного взаимодействия повышается сложность организации учебного процесса. Модульное построение образовательной программы требует не только междисциплинарного, но и более сложного межструктурного взаимодействия, что неизбежно влечет за собой необходимость включения в реализацию отдельных учебных дисциплин (или даже отдельных тем) не только высококвалифицированных специалистов из разных предметных областей, но и работодателей и общественных деятелей.

Новая организация учебного процесса требует и новой системы оценки труда преподавателей, создания системы стимулирования и поощрения разработчиков инновационных продуктов, создания системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава как внутри университета (факультета), так и в других академических сообществах.

Переход на новые технологии подготовки специалистов требует создания сети учебных аудиторий, оборудованных современными техническими средствами, наличия регулярного доступа к интернет-ресурсам, а также постоянной технической поддержки соответствующими специалистами.

Если мы с вами в течение года отработаем технологии формирования и диагностики компетентностей, принципы разработки компетентностных модулей, механизм внедрения и технологию «апгрейда» существующих образовательных программ — нам не будет цены! Мы получим колоссальные преимущества на рынке образовательных услуг для всей системы образования! Это обеспечит нам конкурентноспособность. Мы сможем сделать рывок в сфере дополнительного образования, образования для взрослых, сопровождающего профессионального образования для всех сфер и форм — от индивидуального до корпоративного, от российского до международного! Но для этого нужен и соответствующий профессионализм преподавателей (и не только

предметно-междисциплинарный), и компетентность в понимании профессиональных задач и профессиональной деятельности наших специалистов (не предметной деятельности, а профессиональной). В том и другом у нас еще большие проблемы. Они связаны в значительной степени с общероссийским положением качества кадров.

Кроме создания учебно-методических комплексов к вновь разработанным образовательным модулям, велась большая работа по обновлению учебно-методического обеспечения действующих основных образовательных программ на основе гуманитарных технологий: в 2007/2008 учебном году обновлены учебно-методические комплексы в рамках инновационной программы по 100 дисциплинам гуманитарно-социально-экономического и естественнонаучного циклов, цикла общепрофессиональных дисциплин, дисциплин профильной подготовки по направлениям педагогического образования. В этой работе принимали участие 274 сотрудника различных кафедр университета. Эта работа очень важная, не все здесь нами еще сделано качественно. Но работу в направлении обновления на базе идей гуманитарных технологий нужно продолжать.

Важным моментом является разработанная в рамках инновационной образовательной программы новая концепция и методическое сопровождение практик студентов. Это важнейшая часть в подготовке будущего специалиста. Нужно расширять базы практик, делать их более разнородными, использовать практики для решения комплексных задач, в том числе информационно-рекламной, социологической и аналитической деятельности.

Герценовский университет, согласно имеющимся данным, занимает третье место среди вузов страны по количеству студентов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на интегрированных началах, причем в отличие от других вузов наш университет не «специализируется» на какой-либо одной категории инвалидов, а, напротив, предоставляет возможность реа-

лизации своего права на получение высшего образования инвалидам по зрению, инвалидам по слуху, инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата и др. Вообще это отдельная и очень актуальная проблема инклюзивного образования, которая сегодня важна не только для специалистов в области коррекционного образования, а для всего университета. Эта проблематика должна входить в подготовку всех педагогов.

Инновационная образовательная программа позволила создать условия, которые прямо или косвенно «работают» на оптимизацию статуса наших студентов с ограниченными возможностями здоровья как субъектов профессионально-образовательной деятельности.

В этой связи следует, прежде всего, сказать об установке и вводе в эксплуатацию на факультете коррекционной педагогики, а также в фундаментальной библиотеке специализированного тифлотехнического оборудования — персональных компьютеров с программой синтеза речи и брайлевскими дисплеями, электронных луп и др. Осязаемым результатом этого стало, например, то, что студентка факультета коррекционной педагогики Сабина Велиева (инвалид по зрению 1-й группы) завершила обучение в университете с дипломом с отличием, а ее сокурсник, также инвалид по зрению 1-й группы, Александр Семенов поступил в магистратуру.

Вот уже несколько лет университет является ведущим в разработке компетентно-стного подхода и, как отмечают факультеты, сегодня мы пытаемся осуществить не декларативное, но реальное образование на основе компетентностного подхода. Тем не менее из года в год при оценке качества подготовки выпускников мы оперируем средним баллом по итогам государственной аттестации. Сегодня наряду с этой системой мы должны развивать показатели качества подготовки выпускников через кредитно-зачетную систему и балльно-рейтинговую оценку деятельности обучающихся. На 8 факультетах они внедрены по всем ос-

новным образовательным программам, на 4 факультетах — частично, остальные планируют внедрение в ближайшие 2 года. Чтобы это не превратилось в формальность, необходимо соотносить наполнение этих систем с оценкой достижения формирующихся компетентностей.

Одним из значимых показателей качества подготовки специалистов является их востребованность. Например, одно из свидетельств востребованности специалистов — заинтересованность работодателей в результатах выполнения дипломных проектов. Так, Комитет по науке и высшей школе в 2006 г. финансировал выполнение 2 дипломных работ, в 2007 — 4, в минувшем учебном году — 9, планируется для выполнения в следующем году — 39 дипломных проектов. Конечно, цифры пока невелики, однако это является одной из перспективных форм взаимодействия с работодателями, включения студентов в реальные проблемы, а работодателей в образовательный процесс. Кроме того, следует отметить позитивный процесс формирования новой тематики дипломных работ, связанный с проблемами гуманитарных технологий.

16 факультетов и институтов, один филиал в 2008 г. привлекали 54 работодателей к государственной аттестации выпускников. Интересными являются результаты анализа состава работодателей: 50% — представители общеобразовательных учреждений (директора или их заместители), 50% — ведущие специалисты по направлению подготовки и работодатели, представляющие социальную сферу, властные и бизнес-структуры. Наиболее разнообразным является представительство работодателей на факультетах психолого-педагогическом, юридическом, социальных наук, управлении, экономики и в филиале г. Волхова. В этом проявляется наше видение, для каких сфер мы готовим наших специалистов. Представительство работодателей следует расширять не только при государственной аттестации выпускников, но и привлекать, использовать их в качестве экс-

пертов, консультантов (на безвозмездной основе) в рамках самого образовательного процесса. Одна из ключевых задач — включение общественной экспертизы в процесс и его итоги! В докладе Общественной палаты РФ «Образование и общество» важнейшая роль отводится потребителям образования, общественным институтам в процессе образования. Например, идея «формирования системы независимых (от образовательных учреждений) профессиональных экзаменов», «проведение рейтингования учебных заведений и образовательных программ с позиций работодателей» и т. д.

Вообще необходима реализация разработанной в рамках инновационной образовательной программы модели стратегического партнерства, нам необходимо переходить от случайной к системной работе, в этом нам мог бы помочь и наблюдательный совет, который нам необходимо срочно создавать.

Итак, можно констатировать, что наработан без преувеличения уникальный опыт и материал для инновационного развития образовательного пространства. Полученные результаты востребованы вузами России и имеют большой спрос. Нужно переходить к этапу коммерциализации идей и наработанных продуктов через прямые продажи заказчикам, организацию платных семинаров, через инновационно-технологические центры и инкубаторы.

Реализация инновационной образовательной программы оказала решающее влияние как на активизацию, так и на интеграцию научно-исследовательской деятельности ученых университета в области гуманитарных технологий в междисциплинарном контексте. Если в первый год выполнения программы усилия научных коллективов, несмотря на различия предметов фундаментальных и прикладных исследований, были сосредоточены в рамках общего исследовательского поля на создании некоей единой концептуальной базы, то в завершающий программу год научно-методические разработки исполнителей проектов нацелены на оснащение инновационной

образовательной среды вуза гуманитарными технологиями.

Продолжали усиливаться межкафедральные научные связи, что дало толчок формированию исследовательских коллективов, способных заниматься решением крупных комплексных проблем. На 1 июля 2008 г. в университете действовали 6 центров коллективного пользования научным оборудованием. Это отразилось на повышении конкурентоспособности университета при участии в конкурсах научных проектов.

В первом полугодии 2008 г. ученые университета приняли участие более чем в 20 конкурсах различных проектов. По итогам завершенных конкурсов финансовую поддержку получили 36% заявленных проектов. Общий объем финансирования научно-исследовательских работ на 1 июля 2008 г. превысил 70 млн руб. (без учета средств, выделенных в рамках инновационной программы на разработку научно-методических материалов по итогам междисциплинарных исследований). При этом объем финансирования исследований в области гуманитарных и общественных наук составил более 50% общего объема финансирования.

Выполнение мероприятий в рамках реализации инновационной образовательной программы сопровождалось существенной коррекцией как содержания и направлений деятельности практически всех научных и учебно-научных центров и лабораторий, так и форм их работы. Так, лабораторно-компьютерный комплекс психолого-педагогического факультета был преобразован в ресурсный учебно-методический информационный центр, в студенческой научно-исследовательской лаборатории электронного обучения факультета информационных технологий ведется разработка электронных учебных модулей на основе открытых мультимедиасистем, на факультете коррекционной педагогики с использованием приобретенного в рамках инновационной образовательной программы специализированного тифлотехнического оборудования апробируется ресурсно-технологическое обеспечение адаптации студентов-

инвалидов в условиях интегрированного обучения. Соответствующие изменения, закрепленные в положениях и планах работы, произошли в научно-исследовательских институтах общего и непрерывного педагогического образования, международном институте образовательных инноваций, центре теоретических и прикладных компьютерных исследований в филологии.

В научном пространстве университета формируются новые научные направления, связанные с актуальными междисциплинарными проблемами человека: «Гуманитарные технологии в образовании и социальной сфере» «Реабилитационная педагогика и психология», «Междисциплинарные исследования в системе многомерных коммуникаций и сложных информационных потоков», «Нанотехнологии здоровьесбе-режения и экологической безопасности».

Инновационная образовательная программа дала толчок к обновлению природы научно-исследовательского процесса: прак-тико-ориентированность перестала расцениваться как утрата фундаментальности, но как собственно результативность научной деятельности. Программа оказала влияние и на систему подготовки кадров высшей квалификации в РГПУ им. А. И. Герцена. В первом полугодии 2008 г. в аспирантуре университета лицензирована новая специальность «07.00.07 — Этнография». Проблемы технологий гуманитарного знания составили исследовательское поле 38% диссертационных исследований, темы которых были утверждены к началу 2008 г.

В рамках мероприятия инновационной программы, задачей которого было проведение фундаментальных и прикладных исследований по проблемам гуманитарных технологий в междисциплинарном контексте, принимают участие 22,1% сотрудников университета, представляющих 61,2% кафедр. В первом полугодии завершающего года программы подготовлены более 70 научно-методических материалов, представляющих собой документированные знания о целенаправленных действиях по развитию индивидуально-личностных качеств

субъектов образовательной среды, совершенствованию межличностных отношений, оздоровлению социально-психологического климата, повышению правовой грамотности населения страны, стимулированию профессионального роста, творческой инициативы, делового партнерства и др.

В серии научно-методических материалов «Междисциплинарные исследования и гуманитарные технологии» в 2007 г. опубликованы 20 изданий, представляющих новые и оригинальные разработки и обладающих ярко выраженным инновационным характером, в первом полугодии 2008 г. сданы в печать 22 работы, еще 28 рукописей подготовлены к передаче в издательство.

Распространение инновационного стиля мышления отразилось на повышении инновационной культуры научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава и обучающейся молодежи. В первом полугодии 2008 г. на базе РГПУ им. А. И. Герцена проведено более 200 научно-практических мероприятий, из них более половины — в логике инновационных преобразований научной деятельности. Более половины студентов и аспирантов университета, привлекавшихся к выполнению финансируемых научно-исследовательских работ, были задействованы в реализации мероприятий инновационной образовательной программы.

Достигнутые результаты открывают конструктивный путь реального совершенствования профессиональной подготовки специалистов в университете через создание высокотехнологичной инновационной образовательной среды с принципиально новыми характеристиками. Все это будет возможно, если мы избежим той широко распространенной болезни, на которую указывается в докладе Общественной палаты и которая названа «провинциализмом» («незнакомство с мировым уровнем исследований по своей специальности»).

Говоря об университетской среде, хочется вспомнить об одном из совещаний, проходивших в этом зале, когда при ответе на вопрос: на что обращают внимание

абитуриенты и их родители, выбирая вуз для поступления, кто-то из деканов заметил, что существенную роль при выборе играет не только качество образования и востребованность выпускников, но и сервисная составляющая. Как выглядят и чем оборудованы аудитории, есть ли свободный доступ в Интернет, насколько развиты система организации внеаудиторной деятельности студентов и система студенческого самоуправления, обеспечены ли условия для инклюзивного обучения людей с ограниченными возможностями здоровья и др. — все это имеет большое значение при оценке современности нашего университета.

В университете разрабатывается и постепенно внедряется новая технология сопровождения образовательного процесса, в которой все субъекты деятельности должны объединиться сетевым взаимодействием в решении общей задачи (ресурсные центры, библиотека, управление, профессорско-преподавательский состав, вспомогательный персонал и т. д.). Процесс идет — существующие учебно-методические кабинеты, компьютерные классы модернизируются в современные ресурсные центры, которые обеспечивают проведение учебных занятий и самостоятельную работу студентов на качественно новом уровне. В 2007/2008 учебном году создано или преобразовано 4 новых ресурсных центра, включенных в сеть ресурсных центров университета. Но этого мало, нужно достраивать всю цепь по всем факультетам. Ресурсные центры активно используются для организации самостоятельной работы студентов (подготовка к занятиям, выполнение курсовых и дипломных проектов, подготовка электронных материалов для занятий).

В прошедшем учебном году наметилась тенденция проявления «собственной линии развития» формирующихся на факультетах ресурсных центров, в соответствии со спецификой профессиональной подготовки факультетов. В деятельности ресурсного центра психолого-педагогического факультета в текущем году основной акцент был

сделан на разработке электронных образовательных ресурсов. На факультете информационных технологий отрабатываются новые информационно-технологические средств осуществляется апробация новых технологических подходов в виртуальной среде, а также внедрение программного обеспечения с открытой лицензией Linux. Ресурсный центр факультета социальных наук предоставляет широкие возможности для проведения компьютерного тестирования студентов. Приобретаются и разрабатываются мультимедийные образовательные ресурсы. В центре функционирует ме-диатека, содержащая более 200 единиц. Важным направлением деятельности является проектная работа студентов и магистрантов под руководством преподавателей факультета.

Существенно пополнились ресурсы фундаментальной библиотеки имени императрицы Марии Федоровны, как книжным фондом, так и количеством подписок на периодические издания и электронные источники информации. Несмотря на большую работу, проводимую сотрудниками библиотеки по информированию о новых поступлениях и подписках, по обучению сотрудников и студентов, можно констатировать, что имеющиеся ресурсы используются еще недостаточно эффективно.

За прошедший учебный год проведена большая работа по модернизации информационной и материально-технической базы университета: созданы компьютерные классы открытого доступа для студентов университета (1-й корпус), только в 2007 г. оборудовано 28 многофункциональных аудиторий, 7 аудиторий располагают средствами видеоконференцсвязи, отремонтировано более 200 аудиторий.

Конечно, остается множество проблем в создании современной инновационной инфраструктуры образовательной и научной деятельности в университете. Так, по-прежнему много вопросов к университетскому сайту, который не дает возможности для информационного сопровождения деятельности университета. Из года в год все со-

трудники университета отмечают нестабильность доступа в Интернет. Многим факультетам не хватает аудиторного фонда, но мы надеемся, что завершение массовых ремонтно-строительных работ расширит аудиторный фонд.

Уважаемые коллеги, показатели качества нашей деятельности отражаются, прежде всего, в успехах и достижениях наших студентов. Именные стипендии Президента РФ, Правительства РФ, Правительства Санкт-Петербурга в этом году получили 20 студентов 11 факультетов университета. Повышенные стипендии Ученого совета университета получали 32 студента 15 факультетов и одного филиала.

Существенные изменения произошли в прошедшем учебном году в организации студенческого самоуправления. Отвечая требованиям времени, студенческий совет занял более деятельностную позицию — из совещательного органа при Ученом совете он постепенно превращается в координационный центр организации студенческой жизни в университете. Серьезно изменились и принципы организации работы студенческого совета.

Большим достижением студенческого совета РГПУ им. А. И. Герцена стала его победа в Первом городском конкурсе моделей студенческого самоуправления, проведенном в декабре 2007 г. Студенческим советом Санкт-Петербурга при поддержке Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями и Северо-Западной академии государственной службы. Модель студенческого самоуправления в РГПУ им. А. И. Герцена была признана лучшей.

Университет создает условия для оздоровления студентов: с 2005 г. количество студентов, направленных на оздоровление, увеличилось вдвое — с 435 в 2005 г. до 895 в 2008 г.

Развитие кадрового потенциала — ключевая задача университета, которая обострилась в процессе реализации инновационной программы. По данным управления кадров и социальной работы, процент на-

учно-педагогических кадров вырос за последние 4 года почти на 6,5%, средний возраст остался практически неизменным — снизился на полгода и составил на 1 января 2008 г. 46,5 лет. В 2007/2008 учебном году велась планомерная работа по конкурсному отбору и аттестации профессорско-преподавательского состава университета. Отмечу, однако, что по сравнению с 2006/2007 учебным годом число таких сотрудников сократилось на треть! Нужно в этом разбираться и понять почему?

Достижения работников университета были отмечены государственными наградами (7 человек), наградами Министерства образования и науки РФ (55 человек), награды Герценовского университета получили 38 сотрудников.

Успешность реализации инновационной программы во многом определяется готовностью всего персонала университета к деятельности в новых условиях, готовностью к изменениям, к восприятию инноваций, готовностью к саморазвитию, обеспечивающему новое качество профессиональной компетентности вузовского преподавателя. Важную роль в этом процессе сыграла организация продуманной системы корпоративного обучения сотрудников всех уровней, ориентированной на цели и задачи инновационной программы, индивидуальные запросы и потребности профессорско-преподавательского и административно-управленческого персонала, научных работников, а также инженерно-технического и вспомогательного персонала.

Только в первом семестре прошедшего учебного года повысили свою квалификацию в разных формах более 1000 человек. За первое полугодие 2008 г. (точнее, в мае-июне) — более 100 человек. Сотрудники всех факультетов и институтов были включены в систему повышения квалификации, при этом факультеты отмечают ее высокую эффективность. Позитивно оценены такие характеристики повышения квалификации в рамках инновационной образовательной программы, как охват большого числа преподавателей, разнообразие форм повыше-

ния квалификации, многоаспектность целевых установок, ощутимая отдача в плане становления новых профессиональных контактов, совершенствование индивидуальной деятельности сотрудников. Думается, что сюда можно добавить и формирование инновационного мышления профессорско-преподавательского состава университета, проиллюстрировав цитатой из отчета одного из факультетов: «Программы повышения квалификации в рамках инновационной программы сыграли важную роль, поскольку многие полагали, что гуманитарные технологии не имеют к факультету и к ним лично никакого отношения». Отмечу, что на 1 июля 2008 г. количество участников инновационной образовательной программы составило 656 человек, что на 64% больше по сравнению с 2007 г. Нам нужен мониторинг эффективности повышения квалификации, а для этого необходимо разрабатывать критерии и измерители.

Тем не менее практически все факультеты отмечают инерционность мышления профессорско-преподавательского состава, консерватизм, нежелание работать в новых условиях, разрабатывать и реализовывать новые программы и технологии.

Реализация мероприятий по международной проблематике стала фактором интенсивного развития нашего понимания аспектов и технологий международного сотрудничества. Сегодня университет в международной деятельности выходит на новый уровень развития и реально превращается в международный научно-образовательный комплекс. Серьезный вклад в интернационализацию образовательных процессов вносит участие университета в целом ряде международных образовательных сетей. В ноябре 2007 г. университет был принят в Глобальную университетскую сеть по инновациям (GUNI — Global Network for Innovation), реализовывались чрезвычайно значимые проекты по кафедре ЮНЕСКО, крупные проекты Темпус— Тасис факультета коррекционной педагогики, иностранных языков, экономики и других факультетов, проекты, финансируемые

международными фондами. Сетевое сотрудничество, обмен технологиями, кадрами, ресурсами, взаимная сертификация программ, курсов, кадров, развитие международной магистратуры и магистратуры по международной проблематике — важнейшие направления развития и сотрудничества.

Расширилась география академической мобильности преподавателей и студентов. За полтора года реализации инновационной образовательной программы 521 преподаватель и сотрудник, 200 студентов прошли обучение и стажировку в 29 странах. Нужно извлекать максимум пользы из этой мобильности.

Важное значение для университета имеет открытие в конце прошедшего учебного года Санкт-Петербургской высшей школы перевода при содействии европейских комиссий, ООН и Министерства иностранных дел. Позавчера ректором университета и заместителем Генерального секретарь ООН был подписан меморандум о договоренности между Организацией Объединенных Наций и Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена о сотрудничестве в подготовке кандидатов для участия в конкурсных языковых экзаменах лингвистических служб ООН. Это событие исключительной важности и перспектив.

Велась работа по расширению круга социальных партнеров университета и работодателей, заинтересованных в результатах реализации инновационной образовательной программы. Заключены договоры о совместной деятельности по апробации и внедрению результатов реализации инновационной образовательной программы РГПУ им. А. И. Герцена с 44 организациями. Диссеминация результатов инновационной образовательной программы осуществляется как в рамках заключенных договоров о сотрудничестве, так и через созданную сеть региональных экспериментальных площадок и интернет-портал «Гуманитарные технологии в социальной сфере».

Как уже говорилось выше, в процессе реализации инновационной образователь-

ной программы нами уже накоплен большой массив готовых продуктов, востребованных научно-педагогическим сообществом, и идей, привлекательных с точки зрения коммерциализации. В связи с этим возникает несколько вопросов, требующих осмысления и поиска путей практического решения.

Например, вопрос о том, кто будет заниматься организационной деятельностью по распространению результатов реализации инновационной образовательной программы по ее окончании. Сейчас, наряду с текущей работой, этим занимаются штатные сотрудники дирекции инновационной образовательной программы в сотрудничестве со структурными подразделениями университета. Думается, что решение этих вопросов может лежать в сфере полномочий Всероссийского центра интеллектуальных ресурсов и гуманитарных технологий, положение о котором принято в конце 2007 г.

Инновационное развитие университета требует применения специальных управленческих подходов, часто обозначаемых как инновационный и проектный менеджмент. Можно сказать, что за полтора года реализации инновационной образовательной программы нами накоплен значительный опыт управления инновационными процессами. Однако следует признать, что практическое и широкомасштабное внедрение методов инновационного менеджмента в университете находится пока еще в начальной стадии. Освоенные нами практики управления инновационными процессами задают лишь некоторые перспективные модели управления, но еще не доведены до уровня технологичных и общепринятых алгоритмов в структуре управления университетом, организационной культуре, методах работы и стратегических приоритетах, особенно с учетом достижений инновационной образовательной программы. Поэтому анализ первого опыта управления инновационной образовательной системой в РГПУ им. А. И. Герцена, безусловно, является чрезвычайно полезным и необходимым условием перевода идей обновления

педагогического образования в плоскость практических решений и действий. Один из актуальных вопросов — инновационное управление по всей вертикали, а не только на уровне ректората, делегирование полномочий. Инновационная образовательная программа на практике продемонстрировала эффективность делегирования полномочий от руководителей вуза, факультетов к непосредственным исполнителям, лидерам команд, рабочих групп, поощряя и поддерживая их инициативу. Можно с уверенностью сказать, что в процессе реализации инновационной образовательной программы университет начал приобретать все основные признаки «обучающейся организации», включающие создание стимулирующей среды, открытость, гласность, развитие вертикальных и горизонтальных информационных потоков, сетевое взаимодействие.

Основное направление инновационного развития университета состоит сегодня в повышении «инновационной восприимчивости» через применение технологии инновационного проектирования. Можно сказать, что создание в университете благоприятной среды для инициации и внедрения инноваций, развитие инновационной восприимчивости формируют основу для нового бренда университета как инновационного вуза, делают наш университет привлекательным для потенциальных клиентов, партнеров, инвесторов, повышают его конкурентоспособность и международный статус.

Итоги 2007/2008 учебного года свидетельствуют о динамичном развитии Герце-новского университета, результаты которого связаны с консолидацией усилий различных подразделений, с организацией командной работы сотрудников над реализацией инновационной образовательной программы. Она выступает важнейшим средством и механизмом решения задач стратегических направлений программы развития университета на 2006-2010 гг.

Вместе с тем необходимо отметить, что реализация инновационной образовательной программы высветила целый ряд проблем и противоречий развития, которые

препятствуют эффективному решению задач на современном этапе:

- противоречие между инновационными задачами развития университета, их теоретическим осмыслением и имеющей место рутинной практикой их решения (организация информационного обмена, документооборот, механизмы исполнения решений, мотивационная сфера инновационной деятельности);

- нарастающее противоречие между эффективными способами их решения и существующей инфраструктурой университета;

- противоречие между инерцией и стереотипами традиционных технологий в образовательном процессе, ориентированных на трансляцию информации, и требованием внедрения алгоритмов креативного подхода к получению знаний и формированию компетенций (применение активных форм в образовании: ситуационно-деятельностные игры, тренинги, деловые игры, имитации, проекты);

- недостаточная эффективность применяемых методик обучения, неравномерность использования в учебном процессе современных образовательных технологий, позволяющих обеспечить личностно-ориен-тированный, развивающий характер образования;

- отсутствие должной проектной активности внутри образовательного процесса, качественного расширения технологий обучения, повышения активности обучаемых, закрепления связи обучения и профессиональной деятельности, формирования адаптационных качеств к постоянным процессам изменений, инновационного мышления путем введения в образовательные программы курса по истории, теории и практике инноваций;

- недостаточная разработанность механизмов и технологий формирования компе-тентностей, их измерителей и оценок;

- недостаточное внимание к технологиям, обеспечивающим качество подготовки студентов по очно-заочной и заочной формам обучения, а также по различным формам обучения в сокращенные сроки; недостаточ-

ное методическое и организационное обеспечение самостоятельной работы студентов;

- слабая обеспеченность мониторинга эффективности внедрения полученных результатов инновационной образовательной программы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- по-прежнему острой остается проблема создания единой информационной образовательной среды, функционирование сайта, объединение существующих разрозненных ресурсных баз данных и программных продуктов;

- еще сохраняется разрыв между научными разработками и их внедрением в учебный процесс;

- до сих пор в полной мере не введена система критериев и показателей качества деятельности структурных подразделений, обеспечивающая возможность рейтинговой оценки как одного из механизмов управления;

- слабо соотнесены критерии оценки качества образования со стороны потребителей и университета, недостаточно включены в процедуры итоговой аттестации общественность и потребители специалистов; необходимо совершенствование практик, внедрение новой модели стратегического партнерства и отношений с работодателем, адекватной современным требованиям и тенденциям; недостаточно разработан механизм общественных обсуждений существующих наработок;

- необходимо обновление и совершенствование нормативных документов, регламентирующих организацию, осуществление и управление образовательным процессом в условиях инновационного развития;

- расширение магистерской подготовки привело к реальной конкуренции факультетов за выпускников бакалавриата и специа-литета; остро стоит проблема разработки вступительных испытаний для зачисления в магистратуру, для перехода с одной образовательной программы на другую; возникла необходимость пересмотра стратегий вступительных испытаний и работы с абитуриентами;

- остается проблемным вопрос о повышении компетентности учебно-вспомогательного персонала как мощного ресурса

сопровождения образовательного процесса, в среде которого наблюдается большая текучесть кадров.

Проблемными зонами в управлении инновационными процессами в университете являются:

- устоявшиеся стереотипы мышления и поведения как способы восприятия и разрешения рутинных проблем, что неадекватно ситуации инновационного развития;

- неадаптированность ряда структур к изменившимся условиям;

- доминирование задач оперативного управления;

- нечеткость отдельных процедур и процессов, которые располагаются в промежуточных (межструктурных) зонах ответственности;

- недостаточная развитость информационной инфраструктуры университета, сложности внедрения автоматизированных систем управления и документооборота;

- сосредоточенность ряда факультетов на решении преимущественно внутренних задач, слабое взаимодействие с потребителями образовательных услуг по изучению их потребностей либо ориентация на традиционных партнеров, неумение осуществлять поиск и привлечение новых;

- недостаточная эффективность организации информационно-аналитической и прогностической работы;

- проявление «инновационной усталости», связанной с интенсивной и напряженной работой, с «наслаиванием» одной инновации на другую;

- поляризация мнений о необходимости развития инновационных процессов;

- необходимость перехода от адаптивного управления университетом в условиях реализации инновационной образовательной программы к проактивному управлению устойчивым инновационным развитием.

Сегодня мы можем говорить о том, что реализация инновационной образовательной программы привела к возникновению новых рисков:

- обозначившаяся дифференциация профессорско-преподавательского состава,

административно-управленческого и вспомогательного персонала в результате участия/ неучастия в реализации программы;

- противоречие между творчеством и инициативой сотрудников и жесткими административными регламентами проекта;

- развитие инновационных процессов потребует развития инфраструктуры университета и его реструктуризации;

- возрастает потребность в полифункциональных и компетентных кадрах, владеющих иностранными языками; вероятность усугубления дефицита высококвалифицированных кадров по отдельным направлениям деятельности;

- масштабность преобразований и процессов осложняет процессы управления и требует делегирования части управленческих функций на уровень факультетов и кафедр;

- потребность в существенных финансовых вложениях на этапе внедрения инноваций в повседневную практику;

- отсутствие гарантированных внешних по отношению к внутривузовским инновациям условий, обеспечивающих их эффективную реализацию за пределами инновационного проекта.

Реализация мероприятий и ключевых идей инновационной образовательной программы создала колоссальный интеллектуальный ресурс университета, ввела в орбиту действия большое количество сотрудников, преподавателей, студентов, партнеров, укрепила процесс инновационного развития Герценовского университета, стала менять сознание участников, позволила определить и актуализировать те «точки роста», которые являются перспективными и поддерживают конкурентоспособность университета в системе российского и мирового образования, а именно:

- разработка проблем гуманитарных технологий, их понимания и применения в образовании и социальной сфере как одно из стратегических направлений современной подготовки специалистов;

- обновление содержания и технологий университетского образования, развитие междисциплинарной методологии и тема-

тики, формирование межструктурных форм кооперации и сетевых принципов взаимодействия;

- внедрение модульного обучения, ориентация на максимальную гибкость, нелинейность и мобильность университетского образования, его принципиальную незавершенность, расширение возможностей для индивидуализации образовательных траекторий;

- разработка технологий формирования компетентностей, изменения образовательного процесса и требований к результатам образования, выражающимся в формировании ценностей, способности к адаптации и накоплению социального капитала, достижении востребованных рынком труда транспрофессиональных и специальных компетентностей;

- подготовка педагогических кадров нового типа на базе гуманитарных технологий для системы непрерывного образования;

- развитие исследовательского компонента университета и системы воспроизводства кадров исследователей, способных решать комплексные проблемы и производить новое междисциплинарное знание;

- создание дистанционных образовательных коммуникаций и открытой информационно-коммуникационной среды, включающей базы общедоступных, постоянно обновляемых научных и образовательных ресурсов для реализации вариативности образовательных траекторий за счет овладения технологиями самообразования и обеспечения будущей массовости высшего образования;

- опора на открытость университета, сетевое взаимодействие с социальными партнерами, работодателями, включение их в систему оценки качества образования, ориентация на участие общественных институтов в развитии университета;

- формирование среды для развития и поддержания кадров, развития их инновационного мышления и восприимчивости, ориентация на привлечение молодых талантливых профессионалов для преподавательской и исследовательской деятельности;

- ориентация на принципы инновационного управления, предполагающего реализацию проектных методов и реструктуризацию, гибкость, мобильность организационных структур;

- использование гуманитарных технологий как технологий повышения жизненных ресурсов применительно к собственному развитию, к построению новых моделей коммуникации внутри университета.

В заключение я хотел бы еще раз обратить ваше внимание на современные процессы в области высшего профессионального образования и на возможности дифференциации вузов на конкурсной основе, что ставит перед университетом ряд дополнительных и ответственных задач по участию в конкурсе. Высшее образование в России находится на пороге исключительно сложных и ответственных преобразований (переход на отраслевую систему оплаты труда, дифференциация вузов и др.), что требует от всего коллектива университета консолидации, адекватного понимания ситуации и готовности к изменениям, к профессиональному совершенствованию и развитию, к творческому поиску и ответственному

отношению к служебным обязанностям и результатам труда.

Прошедший учебный год стал для университета своеобразной «проверкой на прочность». В нем мы смогли совместить повседневную, рутинную жизнь с работой, связанной с комплексной оценкой деятельности университета, с огромным массивом разнонаправленной деятельности в рамках инновационной образовательной программы, достигли многого в развитии персональном и университетском.

Грядущий учебный год, как обычно, не обещает быть легким. Официальное завершение инновационной образовательной программы не освободит нас от внедрения инноваций, от работы по совершенствованию нашей деятельности и постоянного подтверждения позиции университета как центра инновационного развития и образования.

Желаю нам всем не останавливаться на достигнутом, стремиться к совершенствованию инновационной восприимчивости, потому что в этом, при сохранении наших лучших традиций, — залог успеха университета в целом и каждого сотрудника в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.