Научная статья на тему 'Итоги инновационной образовательной программы и перспективы развития инновационной деятельности университета'

Итоги инновационной образовательной программы и перспективы развития инновационной деятельности университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ИТОГИ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бордовский Геннадий Алексеевич

Завершилась реализация двухгодичной программы Герценовского университета в рамках приоритетного национального проекта «Образование», которая, с одной стороны, замышлялась нами как важнейшая веха в сегодняшней жизни университета, а с другой виделась как перспективный вектор, обращенный в будущее и являющийся фундаментальной основой для дальнейшего инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бордовский Геннадий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги инновационной образовательной программы и перспективы развития инновационной деятельности университета»

29 декабря 2008 г. в РГПУ им. А. И. Герцена состоялась конференция педагогических и научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся. На конференции были подведены итоги реализации инновационной образовательной программы Герценовского университета «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере», намечены перспективы инновационного развития университета, дополнена «Программа развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006 — 2010 гг.» с учетом результатов инновационного проекта.

С докладом выступил ректор Г. А. Бордовский. В обсуждении приняли участие: руководитель рабочей группы по вопросам реализации приоритетного национального проекта «Образование» Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе В. Н. Голощапов, председатель Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга А. С. Максимов, проректор по учебной работе С. А. Гончаров, начальник учебно-методического управления О. В. Акулова, директор НИИ непрерывного педагогичексого образования, председатель общественного совета программы развития университета Н. Ф. Радионова, декан факультета экономики А. Я. Линьков, декан факультета иностранных языков Г. В. Елизарова, заведующая кафедрой педагогики и психологии семьи И. А. Хоменко, доцент кафедры олигофренопедагогики Д. И. Бойков, студент факультета музыки, член студенческого совета при Ученом совете университета А. В. Ортин. По итогам работы конференция приняла развернутое постановление.

Г. А. Бордовский,

ректор

ИТОГИ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА

Завершилась реализация двухгодичной программы Герценовского университета в рамках приоритетного национального проекта «Образование», которая, с одной стороны, замышлялась нами как важнейшая веха в сегодняшней жизни университета, а с другой — виделась как перспективный вектор, обращенный в будущее и являющийся фундаментальной основой для дальнейшего инновационного развития. Сегодня, в канун 2009 г., мы должны подвести итог реализации этой образователь-

ной программы, проанализировать, насколько нашему коллективу удалось достигнуть поставленных целей, и определить перспективы дальнейшего развития инновационной деятельности университета.

Сравнение содержания и механизмов реализации инновационных образовательных программ других вузов показало, что наш проект отличается тем, что мы взялись за решение не частной, не узкоотраслевой проблемы, а за системное решение целого комплекса сложных проблем, которые, к

сожалению, до сих пор слабо включены в приоритетные направления развития науки и образования РФ, но без решения которых не может развиваться наше общество и наше образование. Это проблемы гуманитарные, это проблемы человека, живущего и работающего в сложной жизненной среде в эпоху глобальных изменений, затрагивающих все жизненное пространство человека, его сознание, стиль мышления, поведение, ценности, воспроизводство семьи и потомства, трансляцию национальной культуры и т. д. Фактически это проблема системы образования в целом.

Наш инновационный проект «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» — это своевременный и, как представляется, продуктивный ответ на вызовы глобального мира, потребности современного общества и рынка труда. Итоговые результаты проекта могут способствовать эффективному решению острых проблем в образовании и социуме, так как он изначально был ориентирован на развитие системы социальных отношений и системы российского образования. И сегодня мы уже можем предложить обществу именно систему и оригинальную технологию подготовки специалистов нового поколения, в том числе педагогов, обладающих важнейшими гуманитарно-аналитическими компетентно-стями, понимающих человека в системе коммуникаций, способных на основе современных интегративных знаний грамотно выстраивать связи человека с меняющейся жизненной средой, гармонизировать его отношения с другими людьми, социальными процессами, оказывать содействие развитию человеческих ресурсов, профессионально сопровождать острые про-цесссы — зоны рисков, кризисов, девиации и т. д. Социализация, адаптация, социальное ориентирование, гуманитарная экспертиза и социальная диагностика, профилактика правонарушений, семейные ценности и воспитание — вот далеко не полный круг проблем, на решение которых

направлены наши усилия. Именно с решением этого круга вопросов связаны успехи или неудачи инновационного развития России, становления гражданского согласия, толерантных отношений, институтов семьи и детства, здоровья и безопасности отдельной личности и нации в целом. В этом состоят уникальность нашего проекта и его фундаментальный смысл.

Иными словами, в инновационном проекте Герценовского университета была заложена идея разработки системы подготовки качественно новых специалистов, владеющих гуманитарными технологиями и способных на их основе решать профессиональные задачи в образовании и социальной сфере. Мы сформулировали восемь основных целей, которые достигнуты в процессе реализации программы. Я не буду подробно их комментировать, во-первых, потому, что мы с вами их основательно анализировали на прошлой годовой конференции, а во-вторых, потому, что анализ нашей деятельности в рамках инновационной образовательной программы проводился на 16 заседаниях Ученого совета (из 18 проведенных). Ее ход и результаты регулярно доводились до герценов-ского сообщества и широкой общественности нашим информационным сопровождением. В частности, имеется в виду организация раздела инновации на нашем сайте. Кроме того, различные этапы реализации программы были освещены в более чем 200 публикациях в журнале «Вестник Герценовского университета», газете «Педагогические вести» и других изданиях университета. За два года прошли более 100 публичных выступлений в средствах массовой информации (на радио, телевидении), характеризующих и объясняющих специфику и отдельные направления реализации нашей программы, появилось более 250 публикаций и откликов в различных внешних источниках информации не только регионального, но и всероссийского масштаба.

Это информационное сопровождение совместно с конкретными результатами

дало важный эффект: сегодня общественное сознание, профессиональное сообщество, потребитель образовательных услуг, работодатель стали заинтересованно относиться к гуманитарным технологиям, к тому, чем мы занимаемся, на какие результаты мы выходим. Более того, это понятие вошло в профессионально-образовательный дискурс не только вузовского сообщества, но и чиновников высокого ранга, например, работников министерства, однако очень важно эту работу продолжать и дальше, используя различные каналы наших внешних связей.

На сегодня обязательства Герценовско-го университета по государственному контракту выполнены в срок и в полном объеме, соответствующие содержательные отчеты своевременно представлены в Национальный фонд подготовки кадров для проведения экспертизы. Герценовцы уже в полной мере могли оценить достигнутые результаты, работая в новой высокотехнологичной образовательной университетской среде с хорошей ресурсной базой, с новыми возможностями коллективной работы, с новыми творческими связями с отечественными и зарубежными партнерами. Эти факторы можно считать своеобразной точкой отсчета в определении наших возможностей и перспектив. Сегодня, в условиях развития глобального кризиса, захватывающего в сферу воздействия и нас, это является ключевым вопросом.

В процессе достижения целевых результатов нам пришлось решать ряд важных проблем. Укажу лишь на принципиальные — с ними, кстати, сталкиваются сегодня все развивающиеся вузы. В первую очередь, это создание высокотехнологичной образовательной среды, развитие кадрового потенциала, развитие вузовской науки в современных экономических условиях и в контексте требований, предъявляемых к вузу, это применение проектных механизмов в деятельности университета, это построение новых сетевых и коммуникативных отношений внутри вуза и вне.

Главным результатом реализации программы РГПУ им. А. И. Герцена является сама система подготовки специалистов, основанная на модульной технологии и разработанных учебно-методических комплексах различных модулей, которые можно сочетать и комбинировать с образовательными программами разного уровня подготовки и разной направленности. Новая технология подготовки специалистов, которую мы разработали, может быть с успехом применена во всей системе непрерывного образования. Возможность применения наших разработок в разных образовательных системах при минимальной доработке образовательных интерфейсов — это сильная сторона новой технологии, поэтому системный эффект в сфере образования может быть высоким. Об этом позволяет говорить и тот интерес к нашим опубликованным материалам, проведенным семинарам, к нашим специалистам, который проявляют образовательные учреждения разного типа и уровня, а также представители других сфер деятельности.

Подчеркну и другое важное качество разработанной системы подготовки специалистов на основе гуманитарных технологий — она имеет большую социальную значимость и перспективу применения с учетом долгосрочных тенденций развития современного рынка труда и потребностей общества. Она отвечает не только требованиям работодателя, но и потребностям студентов и их родителей. Содержание конкретных программ, набора формируемых компетентностей делает их необходимыми не только педагогу, но каждому специалисту, работающему в системе «человек — человек». Это одна из важных особенностей проекта и его значимости.

Новая образовательная технология основывается на масштабных исследованиях рынка труда, которые мы провели. Они позволили определить ожидания работодателей и спрогнозировать тенденции развития рынка труда и спроса. Системообразующая основа данной модели — 39 уникальных образовательных модулей (один

инвариантный и 38 вариативных), ориентированных на информационно-коммуникативную деятельность, организационно-управленческую работу, социальные, политические, религиозные и этнические взаимодействия, здравоохранительную и реабилитационную сферы. Достаточно указать, например, на такие технологии, как формирование политической, этнической и религиозной толерантности, технологии адаптации мигрантов, технологии взаимодействия человека с высокотехнологичной образовательной средой, технологии управления в социальной сфере, здоровьесберегающие технологии и другие, чтобы увидеть их высокую актуальность. Инвариантный модуль направлен на формирование транспрофессиональных компетентностей, остальные же ориентированы на формирование профильных компетентностей, на решение конкретных личностно-профессиональных задач. Мо-дульно-компетентностная технология предусматривает возможность самостоятельного выбора образовательного маршрута обучающимися и возможность самостоятельно достраивать его набором необходимых профессиональных компетентно-стей, востребованных современным рынком труда и необходимых для решения задач в тех сферах деятельности, на которые ориентирован выпускник.

На отчетной конференции по итогам реализации инновационной образовательной программы, которая состоялась в Москве в декабре 2008 г. с участием вице-премьера Жукова, министра образования и науки Фурсенко, ряда губернаторов и работодателей, а также ректоров всех инновационных университетов, наша разработка мо-дульно-компетентностной технологии получила высокую оценку как перспективная и была рекомендована другим вузам.

Мы провели обширную экспертизу модулей, в которых были задействованы 29 ведущих отечественных и зарубежных специалистов. Среди них: руководители дошкольных, средних и высших образовательных учреждений, руководители коми-

тетов администрации Санкт-Петербурга и Ленинградской области, представители бизнес-структур, отечественных и зарубежных университетов Европы и США и т. д.

Мы провели масштабную апробацию модулей — они были встроены в 50 образовательных программ подготовки магистров, что составляет 51% от общего числа реализующихся в университете магистерских программ. В апробации и мониторинге образовательных модулей приняли участие 17 факультетов и институтов, а также 10 структурных подразделений и 39 временных творческих коллективов. Эта ответственная работа, и мы ее будем продолжать, совершенствуя мониторинг, укрепляя обратные связи со студентами и работодателями, корректируя структуру и содержание модулей, отрабатывая технологии формирования компетентностей. Это одно из основных направлений нашей работы. Если мы овладеем эффективными технологиями конструирования компе-тентностных моделей профессиональной деятельности в разных профессиональных сферах и при разных типах занятости, если мы отработаем технологии формирования компетентностей, то еще более надежно укрепим свою конкурентоспособность и востребованность. Мы сможем влиять на рынок труда, т. е. продолжить тот эффект, который стали получать в процессе взаимодействия с работодателями.

Переход к уровневой системе обучения является важной частью стратегии развития университета, которая реализуется в создании новых бакалаврских и магистерских программ. Результаты инновационных наработок позволяют нам существенно продвигаться в этом направлении.

В период реализации инновационной образовательной программы в университете открыты 10 новых программ подготовки бакалавров и магистров. Среди них: «Социология культуры», «Развитие креативности ребенка в полихудожественной образовательной среде», «Физико-астрономическое образование», «Этнокультуроло-гическое североведение» и др.

За счет принципиально нового подхода к пониманию содержания и технологий подготовки современного педагога, обобщения передового отечественного и зарубежного опыта, понимания современных тенденций развития гуманитарных знаний на базе гуманитарных технологий были обновлены рабочие учебные программы по 100 учебным дисциплинам. В обновление было вовлечено 79% структурных подразделений университета.

Крупным достижением университета стала недавняя победа в конкурсе «Закупка проектов федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования уровня бакалавриата и уровня магистратуры» (лот 22 «Педагогическое образование»), проведенного Федеральным агентством по образованию. Разработанный в ходе реализации инновационной образовательной программы проект федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Педагогическое образование» вобрал в себя потенциал инновационных разработок. В его общественном обсуждении приняли участие партнеры РГПУ им. А. И. Герцена из многих российских вузов, академических институтов, Российской академии образования, других образовательных учреждений, известные педагоги. Эта работа проводилась в июне и сентябре 2008 г.

В ходе внедрения новых образовательных модулей в учебный процесс и обновления уже существующих учебно-методических комплексов должна и дальше меняться методика преподавания дисциплин. Акцент необходимо делать на компетентностном принципе построения образовательных программ, на деятель-ностном подходе. Заметно увеличилась доля эффективной самостоятельной работы студентов, введена балльно-рейтинго-вая система (так называемая система зачетных единиц). Эта система уже используется на факультетах и в институтах, осуществляющих апробацию образовательных модулей.

В рамках инновационной образовательной программы проведены разработки методических материалов для оценки компетентностей обучающихся по конструированию образовательных программ в соответствии с ГОС третьего поколения, учитывающие принципы междисципли-нарности и гуманитарных технологий. Целый ряд разработок касается осуществления модернизации образования и в системе переподготовки специалистов образования. Не случайно наш университет стал уполномоченным вузом в сфере повышения квалификации работников высшей школы.

В университете успешно реализуются программы дополнительного образования. Особенно следует отметить проект «Bridge-2» совместно с университетом Лейстера (Великобритания), программу MBA «Менеджмент образования», а также программы дополнительного профессионального образования «Управление развитием вуза на основе системы менеджмента качества», «Менеджмент образовательных программ», «Проектный менеджмент», «Коммуникативные технологии» и другие. Эту зону нам необходимо тоже развивать и совершенствовать с учетом уже сделанного.

Для сопровождения учебного процесса, построенного на основе компетентностно-го подхода, коллективом университета подготовлено 96 учебно-методических комплексов и учебных пособий. В их разработку были вовлечены лучшие научно-педагогические кадры университета, число которых составило 360 человек из 23 подразделений университета (96% от общего числа факультетов и институтов). Высокий уровень этих разработок был подтвержден на федеральном уровне. Подготовленные издания получили диплом Федерального агентства по образованию на Всероссийской выставке-форуме «Образовательная среда—2008». В адрес университета пришло более 150 письменных отзывов и рецензий на учебно-методические комплексы, учебно-методическую и методическую

литературу более чем из 50 образовательных и научно-образовательных учреждений. 56 образовательных учреждений разного типа и профиля проявили заинтересованность в созданных нами учебно-методических пособиях и учебно-методических комплексах модулей по гуманитарным технологиям. Среди них: дошкольные, средние и высшие образовательные учреждения Санкт-Петербурга, Москвы, Оренбурга, Ухты, Таганрога, Перми, Архангельска, Иркутска, Новгорода, Нижневартовска, Нижнекамска, Тюмени, Ставрополя, Горно-Алтайска, Чебоксар, Уфы, Петрозаводска, Норильска и многих других.

Реализация инновационной образовательной программы позволила перейти от исследования проблем гуманитарных технологий и разработки на ее базе модулей к использованию гуманитарных технологий в образовательном процессе, к созданию системы, в которой существенно меняются профессиональные роли преподавателей. Все более востребованными и перспективными становятся роли консультанта, тьютора, проектировщика, опирающиеся на интерактивные технологии — технологии рефлексивного обучения, технологии консультирования, сопровождения, поддержки, технологии модераторства, коллективного исследования, технологии общественных дискуссий, публичных докладов.

Очевидно, что интеграция образования и науки является основополагающим принципом достижения качественно новых результатов. Именно здесь, на междисциплинарных стыках, мы получили наиболее интересные результаты. В исследовательских проектах и научно-методических материалах воплощена идея интеграции фундаментальной науки и социальной практики, синтеза междисциплинарных исследований и новых образовательных технологий на гуманитарной основе. Полученный опыт применения научных разработок в развитии социальной практики, обновлении содержания и технологий образования уже сегодня широко востребован, поскольку создал реальный фундамент для

формирования гуманитарной образовательной среды и новых научных тем и направлений.

Формирование междисциплинарных коллективов исследователей из разных структурных подразделений для решения комплексных задач стало отличительной особенностью организации научных исследований в рамках инновационной образовательной программы. Всего за период реализации инновационной образовательной программы в проведении исследований приняли участие сотрудники, докторанты и аспиранты 76 кафедр в 2007 г. и 72 кафедр в 2008 г. (это более половины всех кафедр университета, включая филиалы). Инновационная программа позволила существенно повысить активность преподавательского состава университета по участию в научных исследованиях. Уже в первый год в исследованиях по интегрированной теме «Междисциплинарность современного гуманитарного знания: фундаментальные и прикладные исследования в проблемном поле гуманитарных технологий» были задействованы 228 участников реализации инновационной программы. В 2008 г. число участников в междисциплинарных исследованиях по интегрированной теме «От теории коммуникации и герменевтики к гуманитарным технологиям в образовании и социальной сфере» составило уже 449 человек.

Совместно с учеными Герценовского университета в научных исследованиях участвовали коллеги из вузов-партнеров. Это Московский городской психолого-педагогический университет, Российский государственный гуманитарный университет (Москва), Санкт-Петербургский государственный университет, Самарский государственный педагогический университет, Омский государственный педагогический университет, Российский институт культурологии (Москва), Русская христианская гуманитарная академия (Санкт-Петербург) и др. Получен важный опыт сотрудничества, который поможет нам развивать сетевое взаимодействие вузов и

переходить к практической реализации идеи вузовских консорциумов.

На основе проведенных исследований разработано и создано более 380 научно-методических и учебных материалов, инновационных учебных пособий, мультимедийных учебных комплексов, в том числе предназначенных для системы повышения квалификации руководящих кадров и преподавательского состава высшей школы. Это более 900 авторских листов продукции, которую нам еще необходимо проанализировать и подготовить на ее основе дополнительные публикации и издания, сформировать новые грантовые темы для отечественных и зарубежных фондов и проектов.

Значительным явлением российской и международной научно-образовательной жизни стала серия научно-методических материалов «Междисциплинарные исследования и гуманитарные технологии», которая выходила в 2007-2008 гг. Представленные в 71 книге материалы основываются на новейших отечественных и зарубежных междисциплинарных исследованиях в сфере теории коммуникации и иных коммуникативных стратегий, культурологии, философской антропологии, социологии, психологии и социопсихологии, менеджмента организации и управления человеческими ресурсами и других прикладных наук.

Качество научно-методических разработок подтверждается отзывами, рецензиями, экспертными заключениями, дипломами и наградами различных конкурсов, фондов, выставок и т. д. Это важное свидетельство профессионального признания. В 2008 г. по итогам конкурса, проведенного Фондом развития отечественного образования, дипломами победителей и лауреатов конкурса на лучшую научную книгу 2007 г. награждены 7 авторских коллективов РГПУ им. А. И. Герцена, чьи работы были опубликованы по результатам реализации мероприятий инновационной образовательной программы. Книга «Создание событий: гуманитарные технологии в кор-

поративных коммуникациях» (автор Е. А. Каверина — факультет философии человека) стала победителем Всероссийского конкурса, проведенного в 2008 г. Российской ассоциацией по связям с общественностью (РАСО), в номинации «Лучшая работа по теории РЯ».

На научно-методические материалы в 2007-2008 гг. получено 114 письменных отзыва-рецензии из 49 российских и зарубежных вузов, академических учреждений, органов власти, коммерческих компаний. В рамках проведенного II Всероссийского конгресса культурологов, в котором принимали участие более 1000 специалистов, результат обсуждений наших работ вошел в официальное заключение конгресса с высокой оценкой сделанного.

Реализация инновационной образовательной программы способствовала развитию научно-методического потенциала сотрудников Герценовского университета, что выразилось в возросшем количестве научных публикаций. По итогам конкурса, проведенного научной электронной библиотекой сЫВЯЛЯУ. ЯИ в 2008 г., РГПУ им. А. И. Герцена стал лауреатом национальной премии «РИНЦ — еЫВЯЛЯУ. ЯИ 2008» в номинации «Педагогический университет с наибольшим количеством публикаций».

В рамках реализации инновационной программы мы создали ценный интеллектуальный продукт, результат колоссальных усилий огромного коллектива герценовцев. Это и учебные комплексы, и научно-методические материалы, рекомендации, пособия (всего 167 изданий!), и технологии, и, конечно же, инновационный опыт того, как меняется сознание и мышление людей в условиях ускоренного развития и необходимости изменений. Поэтому с нами выразили желание сотрудничать около 100 университетов России и зарубежья.

Изменения в деятельности вуза положительно воспринимаются и поддерживаются студентами. Студенты выступают активными участниками процесса инновацион-

ного развития. Можно видеть, что обновление и совершенствование учебного процесса способствовали расширению вариативности тематик научно-исследовательских работ студентов и обеспечению качественного их осуществления. Подтверждением служат результаты открытого конкурса на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах Российской Федерации: студентами университета в 20072008 гг. было представлено 70 работ, все работы получили высокую экспертную оценку, 4 работы отмечены медалью и 13 — дипломами открытого конкурса.

В 2007 г. было защищено 298 дипломных проектов и десятки диссертаций в проблемном поле гуманитарных технологий. В 2008 г. их количество существенно увеличилось. Это тоже важный ресурс нашего развития.

В период 2007-2008 гг. на 20% возросло число студентов, участвующих в конкурсных мероприятиях, организуемых внешними организациями, таких как открытый конкурс на предоставление грантов для студентов, аспирантов вузов и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, конкурс студенческих исследовательских работ по проблематике формирования толерантной среды в Санкт-Петербурге, конкурс бизнес-идей, научно-технических разработок и научно-исследовательских проектов среди студентов и др. Например, количество студентов Герценовского университета, получивших персональные гранты Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга для молодежи, в 2007-2008 гг. составило 39 человек из 201 студента подавших заявки. Некоторые студенческие проекты имеют перспективу дальнейшей коммерциализации: так, 11 студентов стали победителями 11-го Всероссийского конкурса бизнес-идей, научно-технических разработок и научно-исследовательских проектов «Молодые, дерзкие, перспективные», организованного Правительством Санкт-Петербурга.

Примером роста студенческой активности является участие команды РГПУ им. А. И. Герцена во Всероссийском смотре-конкурсе научно-технического творчества студентов «Эврика—2008» по результатам которого 3 проекта студентов нашего вуза были отмечены дипломами I, II и IV степени.

По сравнению с предшествующими годами резко увеличились показатели активности студентов и их успехи в практико-ориентированных конкурсах: за два года 14 студенческих дипломных проектов, выполняемых по заказу работодателей, стали победителями конкурса, организованного Комитетом по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, 45 студенческих проектов победили в городском конкурсе научно-исследовательских и прикладных работ по проблемам толерантности в рамках городской программы «Толерантность». Это далеко не полный перечень достижений студентов, которыми мы можем гордиться.

Разработана новая концепция и методическое сопровождение практик по 7 образовательным программам по направлениям педагогического образования с включением гуманитарных технологий, реализуемых в университете. В обновлении содержания практики приняли участие представители 12 факультетов. В 2007-2008 гг. заключено около 500 договоров о проведении практики студентов в различных учреждениях Санкт-Петербурга. Стратегическое значение в этой системе отношений и практической подготовки студентов по гуманитарным технологиям имеют учреждения повышенной социальной значимости, занимающиеся вопросами безопасности, молодежной политики, борьбой с распространением наркотиков, центры психолого-медико-социального сопровождения, социально-реабилитационные центры, комплексные центры социального обслуживания, центры профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних, городской кризисный центр помощи женщинам, социальный центр для детей-инвалидов и т. д.

Инновационная образовательная программа послужила толчком для разработки новой модели стратегического партнерства. Появились новые формы взаимодействия: привлечение работодателей к государственной аттестации выпускников, проведение мастер-классов, открытых лекций, рецензирование, экспертиза и т. д. Так, в 2008 г. работодатели-представители общеобразовательных учреждений, ведущие специалисты по направлению подготовки и работодатели, представляющие социальную сферу, властные и бизнес-структуры, приняли участие в профессиональной подготовке студентов на всех факультетах и во всех институтах университета. Неотъемлемой частью организации учебного процесса стали маркетинговые исследования рынка труда и исследования работодателей, проводимые социологической лабораторией.

Результаты реализации инновационной программы стали привлекательны и для зарубежных партнеров. За два последних года у нас появились новые зарубежные партнеры из числа ведущих вузов и исследовательских центров Европы, среди них: Институт инновационных исследований Нидерландской королевской академии наук, Институт инновационных исследований Эдинбургского университета (Великобритания), Центр инновационных исследований Научной библиотеки герцога Августа (Германия), Европейский центр исследований проблем перевода и международной коммуникации (Дания), Центр «Advanced studies» университета Базеля (Швейцария). Мы активно реализуем совместные проекты с такими элитными университетами, как Женевский университет в Швейцарии, университет Тюбингена, университет Констанца в Германии, университеты Париж IV — Сорбонна, Париж V, Париж VIII во Франции и др. Подписан протокол о намерениях с одним из мировых лидеров университетского образования — Принстонским университетом США. Мощное развитие получило сотрудничество с международными организациями — ЮНЕСКО, Комиссией европей-

ского сообщества, ООН и целым рядом других. Такое признание уровня Герценов-ского университета было бы невозможно без наших реальных достижений.

Существенное развитие получили программы академической мобильности студентов и преподавателей. В 2007-2008 гг. 230 зарубежных преподавателей и специалистов из 20 стран мира прочитали курсы лекций, провели семинары и мастер-классы для студентов, аспирантов и преподавателей на различных факультетах университета. Возросло количество иностранных студентов, получивших европейское приложение к диплому, с 21 человека в 2007 г. до 75 человек в 2008, а количество российских студентов, получивших европейское приложение к диплому, составило 422.

Может быть самым главным итогом проекта стало изменение нашего сознания и развитие кадрового потенциала университета. Реализация мероприятий инновационной программы способствовала интеграции интеллектуальных ресурсов, формированию особой интеллектуальной среды, удалось продвинуть развитие лич-ностно-профессионального ресурса университета. Во-первых, оно шло как за счет непосредственного участия в мероприятиях — межструктурных, междисциплинарных, проектных, так и через специиаль-ные программы повышения квалификации. Можно с уверенностью сказать, что участие в проекте и инновационная система корпоративного повышения квалификации, изменение условий труда активно формируют конкурентоспособного, социально и профессионально мобильного преподавателя. Участники инновационной программы в процессе ее реализации существенным образом повысили свою профессиональную компетентность. Важным результатом стало изменение отношения к процессам развития, повышение активности преподавателей, способность к взаимодействию в рамках проектной темы разных кафедр и разных факультетов. Мы остро ощутили, и наши коллеги из других вузов это подтвердят, что высшая школа

нуждается в новом понимании профессиональных качеств вузовских преподавателей, и сегодня университет может не только эффективно строить программы повышения квалификации для своих сотрудников и преподавателей, но предложить наработанные решения для всей системы непрерывного образования.

Для эффективного развития университета как самообучающейся организации была специально организована деятельность по переводу индивидуального и группового обучения в обучение организационное. В рамках инновационной программы этот процесс обеспечивался системно организованными интеллектуальными и материальными вложениями в обучение персонала, постоянной оценкой эффективности обучения, его влияния на развитие инновационного потенциала вуза, а также на изменение позиции университета на рынке образовательных услуг. Всего в течение 2007-2008 гг. в рамках инновационной программы прошли обучение более 2500 сотрудников университета.

Результативность проводимого повышения квалификации достигалась реализаций 70 авторских программ обучения, в осуществлении которых приняли участие 286 наших сотрудников, 149 иностранных преподавателей и специалистов. Более 70 представителей вузов России, Кыргызстана, Беларуси, Польши участвовали в работе круглых столов по проблемам развития высшего профессионального образования и использования гуманитарных технологий в образовательном пространстве современного вуза. Конечно, мы сделали только первые шаги на пути формирования вузовского преподавателя и вспомогательного персонала нового типа, с новыми проектно-организационными, коммуникативными, междисциплинарными и информационно-технологическими компетент-ностями. Но мы будем развивать это направление, предлагая программы повышения квалификации и широко используя мотивационно-стимулирующие и конкурсно-рейтинговые механизмы.

В завершение инновационной программы был проведен чрезвычайно важный конкурс личных достижений преподавателей, дипломами трех степеней и денежными премиями награждены 25 лучших участников. Это люди, которые внесли вклад не только в собственное развитие, но и развитие университета — грантами РГНФ, РФФИ, международных фондов, опубликовали свои работы в зарубежных профильных и ВАКовских изданиях, получили знаки профессионального признания и т. д. Именно эти критерии становятся ключевыми при оценке статуса университета как исследовательского, по ним сравниваются достижения вузов. Поэтому считаю важным проводить такие конкурсы ежегодно и стимулировать участников, чтобы мы добивались еще более значительных результатов. По моему мнению, эти показатели следует учитывать и при назначении стимулирующих надбавок.

Несомненным достижением стало создание высокотехнологичной образовательной среды с мощной информационной составляющей, в которой ведущую роль играет разработанный университетский портал. На сегодняшний день это непременное условие подготовки современного специалиста. Мы вложили очень серьезные средства в ремонт и модернизацию аудиторного фонда, в приобретение программных продуктов, в развитие возможностей нашей библиотеки. В рамках создания единой информационной среды университета был автоматизирован целый ряд подсистем университета, а также разработано 5 новых сетевых информационных подсистем.

При создании ИТ-инфраструктуры университета реализованы такие прикладные системы, как: электронный атлас; электронный справочник; электронный путеводитель; система информационной поддержки Всероссийского центра интеллектуальных ресурсов и гуманитарных технологий; система обеспечения научно-исследовательской деятельности; системы обеспечения образовательной деятельности. Каждая из прикладных систем предос-

тавляет комплекс услуг, ориентированных на автоматизацию одной или нескольких функций в образовательном, научном, организационном и другим процессах университета. Существенно возросла доля преподавателей, активно использующих информационные технологии (по имеющимся оценкам, она составляет 71%).

Разработана система ведения нормативно-справочной информации, которая обеспечивает хранение и управление метаданными в едином формате для модулей «Студенты», «Сотрудники», «Подразделения университета», «Преподаватели», «Диссертации», «НИР», «Расписание», «Абитуриенты», «Выпускники», «Аспиранты», «Аудиторный фонд». Нормативно-справочная информация дополняется средствами интеграции имевшегося программного обеспечения с университетским порталом.

В университете произведена интеграция ресурсных центров на основе стратегического планирования с методическим подчинением общеуниверситетскому центру «Ресурсный учебно-методический центр электронного образования», который выступает и как служба технологической и концептуальной поддержки образовательного процесса, в том числе оригинальных профильных информационно-технологических средств обучения и профессиональной деятельности.

Для создания современных условий образовательной и научной деятельности преподавателей и всех категорий обучающихся подготовлены аудиторные, лабораторные и иные помещения под установку и монтаж многофункционального оборудования. Проведены беспрецедентные ремонтно-строительные работы и работы по модернизации фондов: 246 аудиторий общей площадью 12 676 м2 оснащены необходимой мебелью, электрооборудованием, средствами связи и телекоммуникации, кондиционирования и вентиляции, пожарной и охранной сигнализации. В рамках создания общеуниверситетской сети многофункциональных аудиторий 93 помещения были оборудованы со-

временными аудиовизуальными средствами, 37 аудиторий оснащены системами видеоконференцсвязи, оборудованы 33 компьютерных класса, введены 4 новых класса, обеспечивающих свободный доступ к сети Интернет.

Оборудование модернизированных учебных аудиторий представляет собой современный программно-аппаратный комплекс, создающий мультимедийную образовательную среду, которая позволяет достигать максимальной эффективности в усвоении учебного материала. Только уникального оборудования приобретено 67 единиц, такого как аппаратно-программные комплексы видеоконференцсвязи, читающие машины для слабовидящих, информационные киоски и т. д. на общую сумму более 7 млн рублей.

Существенное пополнение парка учебного оборудования, например создание 2474 новых места в лабораториях, оснащенных современным технологическим оборудованием по профилю осваиваемой студентом профессии, будет способствовать качественной подготовке новых специалистов по современным востребованным специальностям.

Модернизация аудиторного фонда и создание современной информационно-технологической базы в значительной мере повысила эффективность деятельности и комфортность условий труда преподавателей, научных сотрудников, студентов и аспирантов университета. Но важно, чтобы все, что мы приобрели и отремонтировали, — работало и использовалось максимально эффективно. Эффективность и результативность использования созданных условий и ресурсов это вопрос, который мы будем контролировать и добиваться должной отдачи.

Главное достоинство инновационных образовательных программ состоит в том, что такие программы ориентированы на поиск путей преодоления сложившихся стереотипов, тех барьеров, с которыми педагоги сталкиваются в инновационной деятельности, когда в условиях социаль-

ной нестабильности у человека снижается эффективность прогнозирования, усиливается боязнь риска, затрудняется переход от канонизированного мышления к творческому. Опыт внедрения модульно-компе-тентностной модели в Герценовском университете подтверждает плодотворность командной работы, когда новый синерге-тический эффект достигается в результате взаимодействия не только разных кафедр, но и разных факультетов, а также структурных подразделений университета.

Современное развитие университета требует применения специальных управленческих подходов, обозначаемых как инновационный и проектный менеджмент. Созданная система управления программой еще в ходе реализации стала трансформироваться в новую систему управления вузом. Мы научились мыслить и действовать как инновационный университет исследовательского типа на основе целевых проектов и проектного менеджмента. Но наша задача — распространить эти принципы на все жизненное пространство университета, на другие виды деятельности. Только тогда мы можем рассчитывать на новый виток нашего развития и реальное повышение конкурентоспособности.

Победа в конкурсе, проведенном в рамках приоритетного национального проекта «Образование», создала дополнительные условия для ускоренного развития нашего вуза, позволила добиться значимых результатов. По сути дела, мы уже давно выполняем определенные функции федерального научно-исследовательского центра. Изменение структуры, содержания, организации научно-инновационной деятельности, сформировавшаяся в ходе реализации инновационной программы сеть

российских и международных интеллектуальных коммуникаций, наработанные уникальные человеческие ресурсы, поддержанные современной информационно-технологичной средой, позволяют РГПУ им. А. И. Герцена и после завершения инновационной программы функционировать как современному университету исследовательского типа, быть лидером в проведении научных исследований в сфере непрерывного образования и создании принципиально новых образовательных практик и технологий на междисциплинарной основе. Однако это возможно при одном условии — если мы не успокоимся и стратегию инновационного развития реально подкрепим дальнейшей творческой работой. Исключительно важно не растерять результаты, не потерять темпа нашего инновационного развития. Предлагается разработать собственную целевую программу, выделив под нее специальные средства и продолжить проектную работу по уже отработанному алгоритму.

Задачи инновационной экономики требуют построения инновационного образования. Инновационное образование — миссия научно-исследовательского университета, к выполнению которой нас подготовила реализация инновационной образовательной программы. И мы должны воспользоваться этой возможностью.

В заключение приведу слова министра образования и науки А. А. Фурсенко, которые он вписал в нашу книгу отзывов, обращаясь к герценовцам на итоговой конференции инновационных вузов в Москве в декабре 2008 г.: «Это не завершение. Это начало». Солидаризуясь с ним, хочу поблагодарить всех участников инновационного проекта за большую и важную работу на благо развития университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.