Научная статья на тему 'Постановление конференции педагогических и научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся в РГПУ им.А.И.Герцена "Итоги инновационной образовательной программы и перспективы развития инновационной деятельности университета"'

Постановление конференции педагогических и научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся в РГПУ им.А.И.Герцена "Итоги инновационной образовательной программы и перспективы развития инновационной деятельности университета" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Генеральная цель инновационной образовательной программы по созданию инновационной системы подготовки специалистов достигнута, о чем свидетельствует выполнение запланированных показателей результативности. Все обязательства университета по договорам с Федеральным агентством по образованию выполнены в полном объеме. Отчетные материалы направлены организации-оператору в установленные сроки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановление конференции педагогических и научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся в РГПУ им.А.И.Герцена "Итоги инновационной образовательной программы и перспективы развития инновационной деятельности университета"»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

конференции педагогических и научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся

в РГПУ им. А. И. Герцена «Итоги инновационной образовательной программы и перспективы развития инновационной деятельности университета»

Заслушав и обсудив доклад ректора Г. А. Бордовского, конференция отмечает, что в 2007-2008 гг. коллектив Герценовского университета провел масштабную, целенаправленную и кропотливую работу по реализации задач инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере», которая обеспечила развитие инновационной инфраструктуры университета и становление инновационного мышления участников программы.

Генеральная цель инновационной образовательной программы по созданию инновационной системы подготовки специалистов достигнута, о чем свидетельствует выполнение запланированных показателей результативности. Все обязательства университета по договорам с Федеральным агентством по образованию выполнены в полном объеме. Отчетные материалы направлены организации-оператору в установленные сроки.

За время реализации программы осуществлены серьезные инновации в образовательной деятельности:

— разработаны 39 междисциплинарных образовательных модулей и учебно-методические комплексы к ним;

— лицензированы новые направления подготовки, которые вместе с действующими стали базой для апробации образовательных модулей инновационной программы;

— разработана система информационных образовательных ресурсов «электронный атлас — электронный справочник образовательных маршрутов — электронный путеводитель», которая обеспечивает открытый доступ студентов, преподавателей и сотрудников университета к единым базам данных;

— модернизированы существующие учебно-методические кабинеты, компьютерные классы и на их основе созданы 7 центров коллективного пользования с уникальным оборудованием, включенных в сеть ресурсных центров университета и 9 ресурсных центров;

— разработаны новая концепция и методическое сопровождение практики студентов; заключено 487 договоров по практике студентов, включающих проблематику гуманитарных технологий, среди которых особое место занимают договоры с учреждениями повышенной социальной значимости;

— на базе гуманитарных технологий существенно обновлено содержание учебно-методических комплексов по 100 дисциплинам;

— разработаны качественно новые федеральные государственные образовательные стандарты по 7 направлениям педагогического образования (22 образовательные программы бакалавриата и 32 образовательные программы магистратуры), обогащающие профессиональную деятельность современного педагога гуманитарными технологиями;

— возросло количество иностранных студентов, получивших европейское приложение к диплому, с 21 человека в 2007 г. до 75 человек в 2008 г.;

— существенно увеличилось количество российских студентов, получивших европейское приложение к диплому, — 318 человек;

— существенное развитие получили программы академической мобильности студентов и преподавателей (в 2007-2008 гг. в университете работали 230 зарубежных преподавателей и специалистов из 20 стран мира).

Конференция констатирует, что реализованы серьезные инновации в научно-исследовательской деятельности университета:

— выполнены междисциплинарные исследования по интегрированным темам: «Междисциплинарность современного гуманитарного знания: фундаментальные и прикладные исследования в проблемном поле гуманитарных технологий», «Разработка методологии проектирования перспективных образовательных технологий гуманитарной направленности для системы непрерывного образования» и «От теории коммуникации и герменевтики к гуманитарным технологиям в образовании и социальной сфере»;

— на основе проведенных исследований разработаны научно-методические и учебные материалы, инновационные учебные пособия, учебно-методические комплексы, мультимедийные учебные комплексы, в том числе предназначенные для системы повышения квалификации руководящих кадров и преподавательского состава высшей школы (за 2007-2008 гг. выполнены задания по 42 лотам);

— подготовлено в 2007 г. 142 рукописи научно-методических материалов общим объемом свыше 250 авторских листов, а в 2008 г. — более 240 общим объемом свыше 670 авторских листов;

— вышла в свет серия научно-методических материалов «Междисциплинарные исследования и гуманитарные технологии» (71 книга);

— в рамках инновационной образовательной программы создана сеть центров и лабораторий как основной части инновационной научно-образовательной среды РГПУ им. А. И. Герцена.

Конференция фиксирует динамичное инновационное развитие кадрового потенциала, что подтверждается следующим:

— за 2007-2008 гг. пройдено обучение 2841 (2007 г. — 1237, 2008 г. — 1604) сотрудником университета при плановом итоговом значении показателя 2250;

Материалы конференции университета 29 декабря 2008 г.

— разработано более 70 программ обучения, в реализации которых приняли участие 286 сотрудников РГПУ им. А. И. Герцена, 149 иностранных преподавателей и специалистов, привлекаемых к образовательному учебному процессу в РГПУ им. А. И. Герцена (61 в 2007 г. и 88 в 2008 г.);

— сотрудники университета повышали квалификацию в 15 странах мира (Австрия, Англия, Великобритания, Дания, Германия, Израиль, Италия, Нидерланды, Польша, США, Украина, Франция, Финляндия, Чехия, Швеция); за два года более 200 преподавателей университета повысили свою квалификацию в зарубежных инновационных центрах;

— произошло формирование новых компетентностей сотрудников и преподавателей университета, связанных с организационно-проектной деятельностью, информационно-коммуникативными умениями и т. д.;

— повысилась коллективная и личная активность профессорско-преподавательского состава.

Конференция отмечает, что в рамках инновационной программы создана высокотехнологичная образовательная среда на основе усовершенствованной информационно-коммуникационной и материально-технической базы университета:

— модернизирован аудиторный фонд (246 аудиторий общей площадью 12 676,1 м2);

— 93 аудитории были оборудованы современными аудиовизуальными средствами, 37 аудиторий оснащены системами видеоконференцсвязи, оборудованы 33 компьютерных класса, на 4 единицы увеличилось количество классов, обеспечивающих свободный доступ студентам и аспирантам к сети Интернет;

— приобретено 67 единиц уникального оборудования (лингафонное, аппаратно-программные комплексы видеоконференцсвязи, читающие машины для слабовидящих, информационные киоски и т. д.) на общую сумму 7,244 млн руб.;

— закуплено 1488 единиц специального программного обеспечения;

— разработаны новые сетевые информационные подсистемы: «Нагрузка (кафедра)», «Расписание», «Декан», «Проректор», «Почасовая бюджетная нагрузка», «Выпускник (центр содействия трудоустройству)», «Выпускник (деканат)», «Рынок труда»;

— разработана система хранения и управления метаданными: «Студенты», «Сотрудники», «Подразделения университета», «Преподаватели», «Диссертации», «НИР», «Расписание», «Абитуриенты», «Выпускники», «Аспиранты», «Аудиторный фонд»;

— получило развитие стратегическое партнерство, в результате чего заключено 350 договоров о совместной деятельности по подготовке специалистов в области гуманитарных технологий (2007 г. — 71, 2008 г. — 279) при плановом итоговом значении показателя 30;

— реализовано специальное информационное сопровождение инновационной программы для международного сообщества (отделения ООН в Вене, Женеве, Нью-Йорке, Национальная комиссия РФ ЮНЕСКО при МИД РФ, Московское бюро ЮНЕСКО, Штаб-квартира ЮНЕСКО в Париже и др.).

Конференция констатирует, что в ходе работы над программой создан значительный интеллектуальный потенциал. Продуктивные технологии и междисциплинарный контент современного образования оказались востребованы широким профессиональным сообществом. В современных условиях Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена готов к выполнению новой миссии — миссии исследовательского университета. Он может стать ведущим центром подготовки и сопровождения специалистов нового поколения для системы непрерывного образования России.

Конференция обращает внимание, что в ходе реализации инновационной программы обозначился ряд проблем:

— несовершенство законодательства в области обеспечения инновационной деятельности в сфере образования, которое нередко тормозит развитие инновационных процессов;

— консерватизм традиционной структуры вузовского пространства и функциональных связей, складывавшихся в течение ХХ в. (строение кафедр по предметному

принципу и потребность в междисциплинарной кооперации, факультетская организация и потребность в межфакультетской кооперации в реализации интегрированных образовательных программ и т. д.); в аспекте разработки и внедрения инновационных идей различные структурные подразделения вуза находятся не только на разных уровнях готовности, но и на разных ступенях осмысления инновационных процессов;

— опережающий характер инновационных идей вступает в противоречие с неготовностью и консервативностью работодателей некоторых сфер к их восприятию и практическому использованию;

— не до конца отработан механизм создания и функционирования инновационных центров, технологии использования результатов, достигнутых в ходе реализации инновационной образовательной программы, в широкой практике;

— существует реальный риск утраты темпов инновационного развития, нейтрализации полученных результатов и перспективных «точек роста» после завершения инновационной программы и прекращения целевого финансирования.

Конференция постановляет:

1. Считать, что в 2007-2008 гг. цели инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» успешно решены и созданы все необходимые предпосылки для развития инновационной деятельности университета.

2. Внести изменения и дополнения в «Программу развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг.» с учетом результатов реализации инновационной образовательной программы в 2007-2008 гг.

3. В целях развития инновационной деятельности университета, сохранения его динамики, потенциала, созданного по итогам реализации программы, разработать на 2009 г. целевую университетскую программу инновационного развития и предусмотреть дальнейшее финансирование университетских инновационных проектов на конкурсной основе в соответствии с «Программой развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг.».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.