ПОСТАНОВЛЕНИЕ
конференции педагогических и научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся
в РГПУ им. А. И. Герцена «Итоги инновационной образовательной программы и перспективы развития инновационной деятельности университета»
Заслушав и обсудив доклад ректора Г. А. Бордовского, конференция отмечает, что в 2007-2008 гг. коллектив Герценовского университета провел масштабную, целенаправленную и кропотливую работу по реализации задач инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере», которая обеспечила развитие инновационной инфраструктуры университета и становление инновационного мышления участников программы.
Генеральная цель инновационной образовательной программы по созданию инновационной системы подготовки специалистов достигнута, о чем свидетельствует выполнение запланированных показателей результативности. Все обязательства университета по договорам с Федеральным агентством по образованию выполнены в полном объеме. Отчетные материалы направлены организации-оператору в установленные сроки.
За время реализации программы осуществлены серьезные инновации в образовательной деятельности:
— разработаны 39 междисциплинарных образовательных модулей и учебно-методические комплексы к ним;
— лицензированы новые направления подготовки, которые вместе с действующими стали базой для апробации образовательных модулей инновационной программы;
— разработана система информационных образовательных ресурсов «электронный атлас — электронный справочник образовательных маршрутов — электронный путеводитель», которая обеспечивает открытый доступ студентов, преподавателей и сотрудников университета к единым базам данных;
— модернизированы существующие учебно-методические кабинеты, компьютерные классы и на их основе созданы 7 центров коллективного пользования с уникальным оборудованием, включенных в сеть ресурсных центров университета и 9 ресурсных центров;
— разработаны новая концепция и методическое сопровождение практики студентов; заключено 487 договоров по практике студентов, включающих проблематику гуманитарных технологий, среди которых особое место занимают договоры с учреждениями повышенной социальной значимости;
— на базе гуманитарных технологий существенно обновлено содержание учебно-методических комплексов по 100 дисциплинам;
— разработаны качественно новые федеральные государственные образовательные стандарты по 7 направлениям педагогического образования (22 образовательные программы бакалавриата и 32 образовательные программы магистратуры), обогащающие профессиональную деятельность современного педагога гуманитарными технологиями;
— возросло количество иностранных студентов, получивших европейское приложение к диплому, с 21 человека в 2007 г. до 75 человек в 2008 г.;
— существенно увеличилось количество российских студентов, получивших европейское приложение к диплому, — 318 человек;
— существенное развитие получили программы академической мобильности студентов и преподавателей (в 2007-2008 гг. в университете работали 230 зарубежных преподавателей и специалистов из 20 стран мира).
Конференция констатирует, что реализованы серьезные инновации в научно-исследовательской деятельности университета:
— выполнены междисциплинарные исследования по интегрированным темам: «Междисциплинарность современного гуманитарного знания: фундаментальные и прикладные исследования в проблемном поле гуманитарных технологий», «Разработка методологии проектирования перспективных образовательных технологий гуманитарной направленности для системы непрерывного образования» и «От теории коммуникации и герменевтики к гуманитарным технологиям в образовании и социальной сфере»;
— на основе проведенных исследований разработаны научно-методические и учебные материалы, инновационные учебные пособия, учебно-методические комплексы, мультимедийные учебные комплексы, в том числе предназначенные для системы повышения квалификации руководящих кадров и преподавательского состава высшей школы (за 2007-2008 гг. выполнены задания по 42 лотам);
— подготовлено в 2007 г. 142 рукописи научно-методических материалов общим объемом свыше 250 авторских листов, а в 2008 г. — более 240 общим объемом свыше 670 авторских листов;
— вышла в свет серия научно-методических материалов «Междисциплинарные исследования и гуманитарные технологии» (71 книга);
— в рамках инновационной образовательной программы создана сеть центров и лабораторий как основной части инновационной научно-образовательной среды РГПУ им. А. И. Герцена.
Конференция фиксирует динамичное инновационное развитие кадрового потенциала, что подтверждается следующим:
— за 2007-2008 гг. пройдено обучение 2841 (2007 г. — 1237, 2008 г. — 1604) сотрудником университета при плановом итоговом значении показателя 2250;
Материалы конференции университета 29 декабря 2008 г.
— разработано более 70 программ обучения, в реализации которых приняли участие 286 сотрудников РГПУ им. А. И. Герцена, 149 иностранных преподавателей и специалистов, привлекаемых к образовательному учебному процессу в РГПУ им. А. И. Герцена (61 в 2007 г. и 88 в 2008 г.);
— сотрудники университета повышали квалификацию в 15 странах мира (Австрия, Англия, Великобритания, Дания, Германия, Израиль, Италия, Нидерланды, Польша, США, Украина, Франция, Финляндия, Чехия, Швеция); за два года более 200 преподавателей университета повысили свою квалификацию в зарубежных инновационных центрах;
— произошло формирование новых компетентностей сотрудников и преподавателей университета, связанных с организационно-проектной деятельностью, информационно-коммуникативными умениями и т. д.;
— повысилась коллективная и личная активность профессорско-преподавательского состава.
Конференция отмечает, что в рамках инновационной программы создана высокотехнологичная образовательная среда на основе усовершенствованной информационно-коммуникационной и материально-технической базы университета:
— модернизирован аудиторный фонд (246 аудиторий общей площадью 12 676,1 м2);
— 93 аудитории были оборудованы современными аудиовизуальными средствами, 37 аудиторий оснащены системами видеоконференцсвязи, оборудованы 33 компьютерных класса, на 4 единицы увеличилось количество классов, обеспечивающих свободный доступ студентам и аспирантам к сети Интернет;
— приобретено 67 единиц уникального оборудования (лингафонное, аппаратно-программные комплексы видеоконференцсвязи, читающие машины для слабовидящих, информационные киоски и т. д.) на общую сумму 7,244 млн руб.;
— закуплено 1488 единиц специального программного обеспечения;
— разработаны новые сетевые информационные подсистемы: «Нагрузка (кафедра)», «Расписание», «Декан», «Проректор», «Почасовая бюджетная нагрузка», «Выпускник (центр содействия трудоустройству)», «Выпускник (деканат)», «Рынок труда»;
— разработана система хранения и управления метаданными: «Студенты», «Сотрудники», «Подразделения университета», «Преподаватели», «Диссертации», «НИР», «Расписание», «Абитуриенты», «Выпускники», «Аспиранты», «Аудиторный фонд»;
— получило развитие стратегическое партнерство, в результате чего заключено 350 договоров о совместной деятельности по подготовке специалистов в области гуманитарных технологий (2007 г. — 71, 2008 г. — 279) при плановом итоговом значении показателя 30;
— реализовано специальное информационное сопровождение инновационной программы для международного сообщества (отделения ООН в Вене, Женеве, Нью-Йорке, Национальная комиссия РФ ЮНЕСКО при МИД РФ, Московское бюро ЮНЕСКО, Штаб-квартира ЮНЕСКО в Париже и др.).
Конференция констатирует, что в ходе работы над программой создан значительный интеллектуальный потенциал. Продуктивные технологии и междисциплинарный контент современного образования оказались востребованы широким профессиональным сообществом. В современных условиях Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена готов к выполнению новой миссии — миссии исследовательского университета. Он может стать ведущим центром подготовки и сопровождения специалистов нового поколения для системы непрерывного образования России.
Конференция обращает внимание, что в ходе реализации инновационной программы обозначился ряд проблем:
— несовершенство законодательства в области обеспечения инновационной деятельности в сфере образования, которое нередко тормозит развитие инновационных процессов;
— консерватизм традиционной структуры вузовского пространства и функциональных связей, складывавшихся в течение ХХ в. (строение кафедр по предметному
принципу и потребность в междисциплинарной кооперации, факультетская организация и потребность в межфакультетской кооперации в реализации интегрированных образовательных программ и т. д.); в аспекте разработки и внедрения инновационных идей различные структурные подразделения вуза находятся не только на разных уровнях готовности, но и на разных ступенях осмысления инновационных процессов;
— опережающий характер инновационных идей вступает в противоречие с неготовностью и консервативностью работодателей некоторых сфер к их восприятию и практическому использованию;
— не до конца отработан механизм создания и функционирования инновационных центров, технологии использования результатов, достигнутых в ходе реализации инновационной образовательной программы, в широкой практике;
— существует реальный риск утраты темпов инновационного развития, нейтрализации полученных результатов и перспективных «точек роста» после завершения инновационной программы и прекращения целевого финансирования.
Конференция постановляет:
1. Считать, что в 2007-2008 гг. цели инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» успешно решены и созданы все необходимые предпосылки для развития инновационной деятельности университета.
2. Внести изменения и дополнения в «Программу развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг.» с учетом результатов реализации инновационной образовательной программы в 2007-2008 гг.
3. В целях развития инновационной деятельности университета, сохранения его динамики, потенциала, созданного по итогам реализации программы, разработать на 2009 г. целевую университетскую программу инновационного развития и предусмотреть дальнейшее финансирование университетских инновационных проектов на конкурсной основе в соответствии с «Программой развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг.».