Научная статья на тему 'Постановление конференции педагогических и научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся в РГПУ им. А. И. Герцена «Инновационная образовательная программа как механизм реализации программы развития университета» от 27 декабря 2007 г.'

Постановление конференции педагогических и научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся в РГПУ им. А. И. Герцена «Инновационная образовательная программа как механизм реализации программы развития университета» от 27 декабря 2007 г. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПОСТАНОВЛЕНИЕ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановление конференции педагогических и научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся в РГПУ им. А. И. Герцена «Инновационная образовательная программа как механизм реализации программы развития университета» от 27 декабря 2007 г.»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

конференции педагогических и научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся в РГПУ им. А. И. Герцена «Инновационная образовательная программа как механизм реализации программы развития университета» от 27 декабря 2007 г.

Заслушав и обсудив доклад ректора Г. А. Бордовского, конференция отмечает, что в 2007 г. коллектив университета провел масштабную, целенаправленную и кропотливую работу по реализации задач первого этапа инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере», которая обеспечила развитие инновационной инфраструктуры университета и становление инновационного мышления участников программы.

За прошедший год осуществлены серьезные инновации в образовательной деятельности:

• разработаны 17 междисциплинарных образовательных модулей и учебнометодические комплексы к ним;

• лицензированы новые направления подготовки, которые вместе с действующими стали базой для апробации образовательных модулей инновационной программы;

• разрабатывается система информационных образовательных ресурсов «электронный атлас — электронный справочник образовательных маршрутов — электронный путеводитель», которая обеспечивает открытый доступ студентов, преподавателей и сотрудников университета к базам данных;

• модернизированы существующие учебно-методические кабинеты, компьютерные классы и на их основе созданы 4 новых ресурсных центра, включенных в сеть ресурсных центров университета;

• разработана новая концепция и методическое сопровождение практик студентов; заключено более 50 договоров по практике студентов, включающих проблематику гуманитарных технологий, среди которых особое место занимают договоры с учреждениями повышенной социальной значимости;

• на базе гуманитарных технологий существенно обновлено содержание учебно-методических комплексов по существующим в университете образовательным программам цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (всего 9 дисциплин);

• разработан проект федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям педагогического образования на основе гуманитарных технологий и компетентностного подхода.

Конференция констатирует, что за прошедший год реализованы серьезные инновации в научно-исследовательской деятельности университета:

• проведен внутренний конкурс на участие в исследованиях в рамках инновационной образовательной программы;

• выполнены междисциплинарные исследования по интегрированным темам: «Междисциплинарность современного гуманитарного знания: фундаментальные и прикладные исследования в проблемном поле гуманитарных технологий» и «Разработка методологии проектирования перспективных образовательных технологий гуманитарной направленности для системы непрерывного образования»;

• на основе проведенных исследований разработаны научно-методические и учебные материалы, инновационные учебные пособия, учебно-методические комплексы, мультимедийные учебные комплексы, в том числе предназначенные для системы повышения квалификации руководящих кадров и преподавательского состава высшей школы;

• увеличилась доля инновационных проектов в общем объеме финансирования научных исследований (60% в 2007 г. по сравнению с 30% в 2005 г.);

• в рамках инновационной образовательной программы начато создание сети центров и лабораторий как основной части инновационной научно-образовательной среды РГПУ им. А. И. Герцена;

• под влиянием инновационной образовательной программы повысился интерес обучающихся к научному творчеству: в конкурсе «Мой инновационный проект — университету, городу, стране» приняли участие 97 студентов.

Конференция фиксирует, что в рамках инновационной образовательной программы решалась ключевая задача, связанная с развитием кадрового потенциала университета:

• за 2007 г. прошли обучение более 1000 сотрудников университета, 97 сотрудников его филиалов;

• сотрудники университета изучили опыт ведущих образовательных центров Финляндии, Кипра, Германии, Швеции, Норвегии, Франции и Великобритании;

• 30 руководителей структурных подразделений, факультетов и кафедр университета повысили свою квалификацию в рамках международной программы «Менеджмент образования».

Конференция отмечает, что в 2007 г. в рамках инновационной программы интенсивно решались задачи по укреплению информационно-коммуникационной и материально-технической базы университета:

• модернизирован аудиторный фонд (132 аудитории общей площадью более 6,5 тыс. кв. м);

• закуплено учебно-научное оборудование для исследования проблем экологической безопасности, рационального природопользования, информационного и организационного управления;

• разработаны пять новых сетевых информационных подсистем («Нагрузка (кафедра)», «Расписание», «Декан», «Проректор», «Почасовая бюджетная нагрузка»);

• большое развитие получили ресурсы библиотеки (приобретено 164 тыс. единиц научной, научно-методической и учебной литературы, 1213 комплектов периодических изданий, 68 электронных баз данных и др.);

• получило развитие стратегическое партнерство, в результате чего заключено более 70 договоров о совместной деятельности по подготовке специалистов в области гуманитарных технологий;

• реализовано специальное информационное сопровождение инновационной программы для международного сообщества (Национальная комиссия РФ ЮНЕСКО при МИД РФ, Московское бюро ЮНЕСКО, Штаб-квартира ЮНЕСКО в Париже и др.).

Конференция подчеркивает, что результаты первого этапа реализации инновационной образовательной программы свидетельствуют о развитии инновационного потенциала Герценовского университета по всем стратегическим направлениям «Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг.»:

ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»

• обновление качества университетского образования;

• развитие инновационности научной деятельности университета;

• научно-методическое обеспечение развития образовательных систем России.

Конференция обращает внимание на то, что успехи инновационной программы были обеспечены:

• направленностью этой программы на реализацию общей стратегии университета, которая зафиксирована в программе развития университета на 20062010 гг.;

• последовательностью в реализации основных принципов инновационной образовательной программы (связь с рынком труда, интеграция науки и образования, междисциплинарный характер взаимодействия, проектный и компетентност-ный подходы и др.);

• четкостью управления программой, которое осуществлялось дирекцией программы во взаимодействии с Ученым советом, студенческим советом, советом программы развития университета;

• включенностью всех общеуниверситетских служб в сопровождение работ по реализации мероприятий инновационной образовательной программы;

• включенностью в той или иной степени всех структурных подразделений университета, студентов, аспирантов, сотрудников, внешних партнеров в реализацию задач программы;

• готовностью университета не только к расходованию средств субсидии и софинансирования строго в соответствии с планом, но и к поиску дополнительных средств из различных источников (в 2007 г. это составило 3,4% от общего объема финансирования программы);

• многоплановостью взаимодействия с внешними партнерами сфер социальной, образования, науки, культуры, производства и бизнеса.

Конференция констатирует, что в ходе реализации первого этапа инновационной программы обозначился ряд проблем:

• неготовность и консервативность работодателей некоторых сфер к восприятию и использованию инновационных идей опережающего характера;

• недостаточная мотивированность преподавателей к работе в инновационном режиме из-за сложностей перехода к компетентностной парадигме в высшей школе;

• переживание недостаточной профессиональной компетентности в условиях новых требований к деятельности, непривычных для преподавателей и сотрудников вуза;

• сопротивление изменениям, связанное с недостаточным пониманием содержания и последствий изменений в сфере высшего образования в его отношениях с современным рынком труда и требованиями общества.

В связи с этим конференция отмечает, что важной задачей в рамках инновационной программы на 2008 г. должна стать задача, связанная с разработкой и реализацией системы опережающей психологической и практической подготовки сотрудников, преподавателей и обучающихся к работе и обучению в инновационном режиме.

Конференция постановляет:

1. Считать, что в 2007 г. задачи первого этапа инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» как механизма реализации «Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг.» успешно решены и созданы все необходимые предпосылки для реализации инновационного проекта в 2008 г.

2. Рекомендовать Ученому совету университета провести в феврале 2008 г. заседание по анализу круга вопросов, связанных с совершенствованием качества продукции и материалов, полученных в ходе реализации инновационной образова-

тельной программы, по совершенствованию механизмов мотивации и аттестации кадров университета, по утверждению плана действий по реализации второго этапа инновационной образовательной программы.

3. Поручить разработку этого плана дирекции инновационной программы.

4. Рекомендовать Ученому совету создать наблюдательный совет, включающий в себя работодателей (представителей сфер образования, культуры, науки, производства и бизнеса).

5. Совету программы развития университета подготовить предложения по внесению изменений в программу развития с учетом результатов реализации инновационной образовательной программы в 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.