ПОСТАНОВЛЕНИЕ
конференции педагогических и научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся в РГПУ им. А. И. Герцена «Инновационная образовательная программа как механизм реализации программы развития университета» от 27 декабря 2007 г.
Заслушав и обсудив доклад ректора Г. А. Бордовского, конференция отмечает, что в 2007 г. коллектив университета провел масштабную, целенаправленную и кропотливую работу по реализации задач первого этапа инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере», которая обеспечила развитие инновационной инфраструктуры университета и становление инновационного мышления участников программы.
За прошедший год осуществлены серьезные инновации в образовательной деятельности:
• разработаны 17 междисциплинарных образовательных модулей и учебнометодические комплексы к ним;
• лицензированы новые направления подготовки, которые вместе с действующими стали базой для апробации образовательных модулей инновационной программы;
• разрабатывается система информационных образовательных ресурсов «электронный атлас — электронный справочник образовательных маршрутов — электронный путеводитель», которая обеспечивает открытый доступ студентов, преподавателей и сотрудников университета к базам данных;
• модернизированы существующие учебно-методические кабинеты, компьютерные классы и на их основе созданы 4 новых ресурсных центра, включенных в сеть ресурсных центров университета;
• разработана новая концепция и методическое сопровождение практик студентов; заключено более 50 договоров по практике студентов, включающих проблематику гуманитарных технологий, среди которых особое место занимают договоры с учреждениями повышенной социальной значимости;
• на базе гуманитарных технологий существенно обновлено содержание учебно-методических комплексов по существующим в университете образовательным программам цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (всего 9 дисциплин);
• разработан проект федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям педагогического образования на основе гуманитарных технологий и компетентностного подхода.
Конференция констатирует, что за прошедший год реализованы серьезные инновации в научно-исследовательской деятельности университета:
• проведен внутренний конкурс на участие в исследованиях в рамках инновационной образовательной программы;
• выполнены междисциплинарные исследования по интегрированным темам: «Междисциплинарность современного гуманитарного знания: фундаментальные и прикладные исследования в проблемном поле гуманитарных технологий» и «Разработка методологии проектирования перспективных образовательных технологий гуманитарной направленности для системы непрерывного образования»;
• на основе проведенных исследований разработаны научно-методические и учебные материалы, инновационные учебные пособия, учебно-методические комплексы, мультимедийные учебные комплексы, в том числе предназначенные для системы повышения квалификации руководящих кадров и преподавательского состава высшей школы;
• увеличилась доля инновационных проектов в общем объеме финансирования научных исследований (60% в 2007 г. по сравнению с 30% в 2005 г.);
• в рамках инновационной образовательной программы начато создание сети центров и лабораторий как основной части инновационной научно-образовательной среды РГПУ им. А. И. Герцена;
• под влиянием инновационной образовательной программы повысился интерес обучающихся к научному творчеству: в конкурсе «Мой инновационный проект — университету, городу, стране» приняли участие 97 студентов.
Конференция фиксирует, что в рамках инновационной образовательной программы решалась ключевая задача, связанная с развитием кадрового потенциала университета:
• за 2007 г. прошли обучение более 1000 сотрудников университета, 97 сотрудников его филиалов;
• сотрудники университета изучили опыт ведущих образовательных центров Финляндии, Кипра, Германии, Швеции, Норвегии, Франции и Великобритании;
• 30 руководителей структурных подразделений, факультетов и кафедр университета повысили свою квалификацию в рамках международной программы «Менеджмент образования».
Конференция отмечает, что в 2007 г. в рамках инновационной программы интенсивно решались задачи по укреплению информационно-коммуникационной и материально-технической базы университета:
• модернизирован аудиторный фонд (132 аудитории общей площадью более 6,5 тыс. кв. м);
• закуплено учебно-научное оборудование для исследования проблем экологической безопасности, рационального природопользования, информационного и организационного управления;
• разработаны пять новых сетевых информационных подсистем («Нагрузка (кафедра)», «Расписание», «Декан», «Проректор», «Почасовая бюджетная нагрузка»);
• большое развитие получили ресурсы библиотеки (приобретено 164 тыс. единиц научной, научно-методической и учебной литературы, 1213 комплектов периодических изданий, 68 электронных баз данных и др.);
• получило развитие стратегическое партнерство, в результате чего заключено более 70 договоров о совместной деятельности по подготовке специалистов в области гуманитарных технологий;
• реализовано специальное информационное сопровождение инновационной программы для международного сообщества (Национальная комиссия РФ ЮНЕСКО при МИД РФ, Московское бюро ЮНЕСКО, Штаб-квартира ЮНЕСКО в Париже и др.).
Конференция подчеркивает, что результаты первого этапа реализации инновационной образовательной программы свидетельствуют о развитии инновационного потенциала Герценовского университета по всем стратегическим направлениям «Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг.»:
ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»
• обновление качества университетского образования;
• развитие инновационности научной деятельности университета;
• научно-методическое обеспечение развития образовательных систем России.
Конференция обращает внимание на то, что успехи инновационной программы были обеспечены:
• направленностью этой программы на реализацию общей стратегии университета, которая зафиксирована в программе развития университета на 20062010 гг.;
• последовательностью в реализации основных принципов инновационной образовательной программы (связь с рынком труда, интеграция науки и образования, междисциплинарный характер взаимодействия, проектный и компетентност-ный подходы и др.);
• четкостью управления программой, которое осуществлялось дирекцией программы во взаимодействии с Ученым советом, студенческим советом, советом программы развития университета;
• включенностью всех общеуниверситетских служб в сопровождение работ по реализации мероприятий инновационной образовательной программы;
• включенностью в той или иной степени всех структурных подразделений университета, студентов, аспирантов, сотрудников, внешних партнеров в реализацию задач программы;
• готовностью университета не только к расходованию средств субсидии и софинансирования строго в соответствии с планом, но и к поиску дополнительных средств из различных источников (в 2007 г. это составило 3,4% от общего объема финансирования программы);
• многоплановостью взаимодействия с внешними партнерами сфер социальной, образования, науки, культуры, производства и бизнеса.
Конференция констатирует, что в ходе реализации первого этапа инновационной программы обозначился ряд проблем:
• неготовность и консервативность работодателей некоторых сфер к восприятию и использованию инновационных идей опережающего характера;
• недостаточная мотивированность преподавателей к работе в инновационном режиме из-за сложностей перехода к компетентностной парадигме в высшей школе;
• переживание недостаточной профессиональной компетентности в условиях новых требований к деятельности, непривычных для преподавателей и сотрудников вуза;
• сопротивление изменениям, связанное с недостаточным пониманием содержания и последствий изменений в сфере высшего образования в его отношениях с современным рынком труда и требованиями общества.
В связи с этим конференция отмечает, что важной задачей в рамках инновационной программы на 2008 г. должна стать задача, связанная с разработкой и реализацией системы опережающей психологической и практической подготовки сотрудников, преподавателей и обучающихся к работе и обучению в инновационном режиме.
Конференция постановляет:
1. Считать, что в 2007 г. задачи первого этапа инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» как механизма реализации «Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг.» успешно решены и созданы все необходимые предпосылки для реализации инновационного проекта в 2008 г.
2. Рекомендовать Ученому совету университета провести в феврале 2008 г. заседание по анализу круга вопросов, связанных с совершенствованием качества продукции и материалов, полученных в ходе реализации инновационной образова-
тельной программы, по совершенствованию механизмов мотивации и аттестации кадров университета, по утверждению плана действий по реализации второго этапа инновационной образовательной программы.
3. Поручить разработку этого плана дирекции инновационной программы.
4. Рекомендовать Ученому совету создать наблюдательный совет, включающий в себя работодателей (представителей сфер образования, культуры, науки, производства и бизнеса).
5. Совету программы развития университета подготовить предложения по внесению изменений в программу развития с учетом результатов реализации инновационной образовательной программы в 2007 г.