Научная статья на тему 'Инновационная образовательная программа как механизм реализации программы развития университета'

Инновационная образовательная программа как механизм реализации программы развития университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Геннадий Алексеевич Геннадий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная образовательная программа как механизм реализации программы развития университета»

Г. А. Бордовский,

ректор

ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА

Начиная с 7 марта 2007 г., когда на расширенном заседании Ученого совета состоялась презентация инновационной образовательной программы университета и были доведены до сведения всех сотрудников основные задачи и мероприятия, запланированные на 2007-2008 гг., ход выполнения инновационной образовательной программы обсуждался многократно. Однако рассмотрение этого вопроса на настоящей конференции представляется принципиально важным, поскольку уже пройден первый этап, получены конкретные результаты и в полной мере обнажились проблемы, которые предстоит решать в следующем, 2008 г.

Нужно сразу сказать, что университет никогда ранее не сталкивался со столь масштабным по задачам и охвату всего вузовского пространства проектом. Мы очень серьезно отнеслись к понятию «инновационная образовательная программа» в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Ставя перед собой действительно инновационную задачу, мы не могли пойти путем традиционного «улучшить» и «углубить». Мы не могли также не использовать возможности этой программы для развития всего университета в целом, ограничиваясь решением какой-то пусть важной, но достаточно узкой задачи. Ведь ин-

новационная программа завершится, а университет должен перейти на инновационный путь развития на долгие годы.

Пожалуй, наибольшую сложность вызывает то, что многие люди или не понимают, или не принимают само понятие «гуманитарные технологии в социальной сфере». Попытаюсь еще раз остановиться на этом вопросе.

Сегодня уже никого не надо убеждать, что главные проблемы развития нашего государства лежат не в материальной, а в духовной сфере. У людей опасно понизился нравственный порог, через который они готовы легко переступить ради получения сиюминутной выгоды. В результате мы все сталкиваемся с тем, что принятые законы плохо работают. Люди, которые призваны стоять на страже законов, часто стоят на страже собственных интересов, используя для этого права, данные им законом. Сегодня работодатели, не сговариваясь, называют самыми главными такие профессиональные качества у нанимаемых работников, как честность, надежность, преданность фирме, умение работать в команде, умение работать на результат всего коллектива, умение выстраивать отношения с другими людьми и т. д. Если большинство наших людей не будет обладать такими качествами, то произ-

водимая нами продукция будет неконкурентоспособной, дороги будут разваливаться на следующий день после их сдачи в эксплуатацию, а молодые люди не будут защищать свою страну и нам надо будет приглашать для этого наемников. Мы погрязнем в межнациональных и других конфликтах и т. д. Ситуация, однако, сложилась так, что на практике только система образования ставит перед собой задачу привития людям необходимых человеческих качеств. Церковь пока все еще слабый помощник, поскольку на практике работает в основном с пожилыми людьми, а коммерциализованные средства массовой информации решают противоположную задачу — привитие низменных потребностей, разлагая тем самым людей, особенно молодых.

Эти сложнейшие проблемы восстановления духовно-нравственного здоровья нашего общества не могут быть решены на базе сложившихся в советское время методов воспитания. Все, кто этим озабочен, от школьного учителя и до директора фирмы, должны получить в помощь новые высокие технологии работы с людьми, основанные на современных достижениях педагогики, психологии, философии, науки управления, развитии информационной сферы и т. д. Именно на этой базе и строятся современные гуманитарные технологии работы с людьми.

Сложившееся за многие годы разделение наук на гуманитарные и точные является еще одной причиной трудного становления и принятия гуманитарных технологий многими людьми.

Специалисты в области гуманитарных наук, глубоко понимая духовную сферу человека, не владеют технологическими навыками выстраивания своей работы. С другой стороны, так называемые «:технари» всегда мыслят и работают в технологической парадигме, но зачастую не понимая внутреннего мира человека, поэтому «гуманитарный технолог» — это действительно новая специальность, на становление которой и направлена наша инновационная образовательная программа.

Можно сказать, что основной целью инновационной образовательной программы Герценовского университета является обеспечение подготовки качественно новых специалистов, в том числе педагогов, владеющих гуманитарными технологиями. Их деятельность будет направлена на созидательное взаимодействие и диалог между социальными и профессиональными группами, конфессиями и этносами в современном поликультурном обществе, на формирование толерантного сознания, на профессиональное сопровождение социальных зон повышенной значимости, таких как, например, зоны рисков, кризисов, девиации и т. д. Социализация, адаптация, социальное ориентирование, гуманитарная аналитика и гуманитарная экспертиза, социальная диагностика и профилактика, семейные ценности и воспитание и т. д. — далеко не полный круг проблем, на решение которых направлены наши усилия.

Достижение цели осуществлялось за счет реализации инновационных образовательных и научно-исследовательских проектов по направлениям, которые обеспечивают решение комплекса задач и приводят к следующим результатам:

1) повышение качества образования, конкурентоспособности и повышение уровня интегрированности и эффективности взаимодействия образования, общества и бизнеса;

2) улучшение условий саморазвития и самореализации участников образовательной деятельности университета;

3) обновление и повышение социальной и экономической эффективности педагогического образования на основе гуманитарных технологий;

4) повышение эффективности научноинновационной деятельности университета;

5) повышение значимости специалистов в области гуманитарных технологий в обществе и бизнес-среде;

6) повышение инвестиционной привлекательности образования в области гуманитарных технологий в социальной сфере.

В ходе реализации мероприятий инновационной образовательной программы было разработано более 20 новых положений и регламентов, издано свыше 300 приказов и распоряжений. Это огромная работа выполнялась совместно согласованными усилиями ректората, директората программы и совета программы развития университета на 2006-2010 гг.

В работу по реализации мероприятий инновационной образовательной программы в той или иной степени были вовлечены практически все структурные подразделения и работники университета, значительная часть студентов и аспирантов, большое число внешних партнеров. Непосредственное участие в работе проектных групп и временных творческих коллективов, созданных для реализации мероприятий инновационной образовательной программы, приняли около 500 сотрудников университета, более 100 студентов, магистрантов и аспирантов, свыше 50 представителей внешних организаций.

Можно сказать, что в целом сложилась эффективная система администрирования программы, позволяющая решать сложные задачи, опираясь на коллегиальность обсуждения проблем с участием членов дирекции, экспертов (как внешних, так и внутренних), президиума и членов Ученого совета, студенческого совета университета.

Одним из условий эффективного управления инновационной образовательной программой является ее интеграция в стратегию развития университета, что проявляется во взаимодействии дирекции инновационной программы (замечу, что это всего 3 освобожденных работника) с советом программы развития университета.

Совет программы развития университета — это общественный орган управления, целью которого является содействие системе управления университетом в новых условиях, а также содействие обеспечению прозрачности управления, активному участию коллективов и отдельных сотрудников в процессах принятия решений, повышению информированности о ходе реали-

зации программы внутри и за пределами университета. В состав совета программы развития входит более 50 представителей различных подразделений. В структуре совета три комиссии по стратегическим направлениям: «Обеспечение качества университетского образования», «Обеспечение инновационности научной деятельности университета», «Научно-методическое обеспечение развития образовательных систем России». Как видно, все они лежат в русле инновационной образовательной программы университета.

Важнейшим направлением деятельности дирекции инновационной образовательной программы и совета программы развития университета является оперативное информирование сотрудников университета, представителей внешних организаций и самой широкой общественности о ходе реализации программы. Решению этой задачи в немалой степени способствует размещение информации на специальной странице университетского сайта, а также электронная рассылка оперативной и актуальной информации.

Несомненно, важной частью управления программой стало участие студенческого совета, мнение которого учитывалось в принятии решений. Можно сказать, что итогом этого года стало формирование нового механизма взаимодействия студенчества, преподавателей и администрации вуза. Регулярные встречи ректора и других членов ректората со студентами университета показывают актуальность развития обратной связи, формирования открытости взаимоотношений и доверия по всем вопросам студенческой жизни. Заметна и трансформация студенческого самоуправления в направлении более активного и продуктивного участия в вузовской жизни на основе совместно реализуемых проектов.

К настоящему времени сложилась четкая структура управления инновационной образовательной программой: дирекция — ответственные за выполнение задач — ответственные за выполнение мероприятий — команды исполнителей мероприятий —

структурные подразделения, апробирующие и реализующие полученные результаты.

Центральными звеньями в организации работ по программе стали ответственные за выполнение задач и мероприятий. Именно они отвечают за качественное достижение целей и задач мероприятия, определяют состав исполнителей, организуют разработку технических заданий, контролируют выполнение обязательств по государственным контрактам.

В сопровождение работ по реализации мероприятий инновационной образовательной программы были включены все общеуниверситетские службы: учебно-методическое управление, управление научных исследований, управление международных связей, планово-финансовое управление, управление бухгалтерского учета и финансового контроля, управление информатизации, юридическая служба, управление кадров и социальной работы и др.

Какая проблема обозначилась в этом аспекте? Система инновационного и проектного менеджмента, которую мы осваиваем и применяем, требует профессиональной компетентности от всех участников. Сегодня мы ощущаем эту проблему как проблему персональной ответственности каждого, как проблему формирования нового кадрового потенциала и как проблему системы повышения квалификации. В следующем году нам предстоит развернуть эту работу более широко и повысить ее действенность.

Какие же инновации были осуществлены в образовательной практике?

Принципиальной особенностью модернизации образовательной деятельности в университете и построения ее инновационной модели в 2007 г. стала тесная связь с рынком труда и наукой, которая осуществляется, с одной стороны, через исследование рынка труда и запросов работодателей, включение работодателей в образовательный процесс как активного субъекта, с другой — через учет результатов междисциплинарных научно-методических исследований, полученных в ходе реализации программы. Проведенные исследования рынка

труда показали востребованность тех компетентностей, которые связаны с гуманитарными технологиями взаимодействия, с профессиональной и личностной культурой, с аналитико-интегративными свойствами мышления, с умением работать в команде, принимать ответственность, системно мыслить в профессиональных и социальных контекстах и т. д. Но здесь обнаружились и проблемы: мы можем сказать, что еще не все работодатели работают в инновационном режиме. Многие мыслят в рамках сложившихся и далеко не адекватных современной ситуации консервативных категориях профессий прошлого века. Можно надеяться, что насыщение рынка новыми специалистами в области гуманитарных технологий будет способствовать изменению этой ситуации.

Очевидно, что интеграция образования и науки является основополагающим принципом достижения качественно новых результатов. Именно здесь, на междисциплинарных стыках, мы получили первые интересные результаты для обновления содержания современного образования. Нынешний век — это век технологий. Мне представляется весьма важным и перспективным то, что мы стали отрабатывать технологию формирования компетентности. Особенностью современной организации образовательного процесса является проектирование модульных программ, ориентированных на достижение профессиональной компетентности выпускников. Само формирование компетентностей в этих модулях учитывает решение спектра практических задач в том или ином профессиональном поле. В этом году в ходе реализации инновационной образовательной программы были разработаны 17 образовательных модулей, один из них инвариантный («Методология гуманитарного исследования в социальной сфере»).

Важно, что в разработку учебно-методических комплексов были вовлечены лучшие научно-педагогические кадры университета из 17 структурных подразделений (всего около 200 человек).

В учебно-методических комплексах разработанных модулей применяется система новых методик, техник, подходов, стратегий, используемых на занятиях; прослеживается увеличение доли самостоятельной работы студентов и ориентация на учет индивидуальных особенностей обучающихся, предусмотрены новые формы и требования к текущей и итоговой аттестации.

Созданные экспериментальные учебнометодические комплексы по этим модулям позволяют вести подготовку специалистов на качественно новом уровне, на основе гуманитарных технологий, способствующих выполнению требований к выпускникам со стороны общества и работодателей.

В 2007-2008 учебном году модули уже внедрены для апробации в действующие магистерские программы: «Психологическая безопасность в образовании и социальном взаимодействии», «Социология

культуры», «Психолого-педагогическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Менеджмент в социальной сфере», «Организационная психология», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи», «Информационные технологии в образовании», «Мониторинг качества образования», «Международное публичное право», «Гражданское право»,

«Международный бизнес», «Обществоведческое образование», «Гостиничный и туристический бизнес», «Менеджмент в образовании», «Уголовный процесс», «Ме-

неджмент в музыкальном искусстве», «Образование в области физической культуры», «Географическое образование», «Театральное образование».

Известно, что переход к двухуровневой системе обучения является важной частью стратегии академического развития университета, которая реализуется, в частности, в создании новых бакалаврских и магистерских программ.

В период реализации инновационной образовательной программы в университете лицензированы новые специальности и направления подготовки и проведен прием студентов на обучение.

Эффективная реализация модульного, вариативного, индивидуально-ориентированного образования предполагает наличие информационного обеспечения соответствующего уровня. В рамках мероприятий инновационной программы разрабатывается система информационных образовательных ресурсов «электронный атлас — электронный справочник образовательных маршрутов — электронный путеводитель», ориентированных на новое содержание и инновационные педагогические технологии обучения.

В электронном атласе представляется информация об образовательных услугах, которые можно получить в университете. Справочник образовательных маршрутов позволяет студентам сформировать индивидуальную траекторию освоения образовательной программы и служит инструментом мониторинга успешности прохождения выбранного маршрута. Назначение электронного путеводителя — ориентировать студента в выборе образовательного маршрута с учетом потребностей рынка труда.

Созданные информационные ресурсы обеспечивают открытый оперативный доступ студентов, преподавателей, управленцев университета к базам данных.

В университете разрабатывается новая технология сопровождения образовательного процесса, в которой все субъекты деятельности объединяются сетевым взаимодействием в решении общей задачи. Поэтому существующие учебно-методические кабинеты, компьютерные классы модернизированы в современные ресурсные центры, которые обеспечивают проведение учебных занятий и самостоятельную работу студентов на качественно новом уровне. В рамках инновационной программы в университете активизировалась работа по обновлению и созданию ресурсных центров, объединенных сетевым принципом (модернизировано — 5 и создано вновь 4, в том числе Всероссийский центр интеллектуальных ресурсов и гуманитарных технологий с базовым порталом «Гуманитарные технологии в социальной сфере»).

Основная цель создаваемых центров — обеспечить интеграцию интеллектуальных ресурсов, организацию коллективной научно-методической и исследовательской работы преподавателей, самостоятельной работы студентов на базе современных технологий.

Сегодня понятие высоких технологий и идея технопарков, бизнес-инкубаторов у разработчиков этого направления связаны, прежде всего, с отраслями экономики и производства. Понятие «техно» буквализи-ровано и ограничено техническими достижениями. Это неправильно. Необходимо говорить о высоких технологиях в сфере создания интеллектуально-человеческих

ресурсов, то есть тех ресурсов, которые и должны обеспечить конечный смысл всех наукоемких и высокотехнологичных процессов, о технологиях, направленных на создание социальной стабильности, гармоничных социальных отношений, на успешные процессы социализации, как важного условия построения гражданского общества и его благополучия. Именно поэтому нам нужно вести большую совместную работу по разъяснению нашей концепции гуманитарных технологий и тех значимых социальных эффектов, которые связаны с их широким применением. Думаю, что Всероссийский центр интеллектуальных ресурсов и гуманитарных технологий должен стать точкой роста для инновационнотехнологических центров гуманитарнопедагогического образования и базой перенесения гуманитарных технологий в образование, социальную сферу, бизнес-сообщество и средства массовой информации и коммуникации.

В этом контексте особое значение приобретает подготовка и переподготовка кадров для субъектов инновационной деятельности, в первую очередь для системы педагогического образования. Мы наработали уже достаточно солидный опыт в этом направлении, у нас есть чем делиться, и сейчас необходимо отрабатывать механизмы диссеминации полученных результатов на базе созданного центра.

В результате реализации инноваций в образовательной деятельности университета достигнуты плановые показатели, некоторые из них оказались выше запланированных.

Показатели реализации инноваций в образовательной деятельности университета

Показатели По плану По факту

1. Доля студентов, обучающихся по инновационной образовательной программе, по отношению к общему количеству студентов 20% 20%

2. Количество разработанных УМК по модулям инновационной программы 17 17

3. Доля факультетов, участвующих в разработке и апробации модулей (17 подразделений) 50% 73%

4. Доля преподавателей, участвующих в разработке и апробации модулей (360 человек) 20% 20%

5. Количество учебно-методических материалов, включенных в электронное справочно-методическое сопровождение 17 17

Разработаны новая концепция и методическое сопровождение практик студентов. Существенно расширились география практик, спектр, места проведения, внесены изменения в их содержание и структуру, усилились практическая подготовка студентов и связи с работодателем.

В этом году было заключено более 50 договоров на проведение практик, включающих проблематику гуманитарных технологий. Среди партнеров университета и площадок для практик студентов, наряду с образовательными учреждениями города и области, появились новые структуры: агентства и центры средств массовой информации и коммуникаций, различные производства и бизнес-структуры, учреждения государственной власти и др. Стратегическое значение в этой системе отношений и практической подготовки студентов по гуманитарным технологиям имеют учреждения повышенной социальной значимости: учреждения, занимающиеся вопросами безопасности, вопросами молодежной политики, вопросами борьбы с распространением наркотиков, центры психолого-медико-социаль-ного сопровождения, социально-реабилитационные центры, комплексные центры социального обслуживания, центры профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних, городской кризисный

центр помощи женщинам, социальный центр для детей-инвалидов и т. д.

Важной составляющей развития практикоориентированного направления подготовки стало проведение «круглых столов» с работодателями («Рынок профессий», «Выпускник и работодатель», «Диалог: школа—вуз»), а также «ярмарок вакансий», которые только в 2007 г. посетили более 2600 студентов и 300 работодателей. Эти мероприятия повышают мотивацию к обучению у студентов и уточняют их требования к содержанию, организации и качеству образовательных программ. Поэтому все более значимой для совершенствования учебного процесса и достижения его результатов стала работа университетского центра содействия трудоустройству выпускников «Мост»: разработка и наполнение электронного путеводителя «Образовательный маршрут — рынок труда — вакансии», обновление базы данных работодателей, в которой содержится более 500 вакансий, совместные мероприятия, создание долговременных программ сотрудничества, проведение обучающих семинаров по актуальным вопросам трудоустройства и др.

За прошедший год существенно продвинулось развитие академической мобильности студентов и преподавателей. Значительно увеличилось участие студентов и аспирантов в международных стажировках, практиках и семинарах.

К полученным результатам можно также отнести качественно новую работу по подготовке профессорско-преподавательского состава университета для решения инновационных задач обучения специалистов на основе гуманитарных технологий.

Важным элементом повышения квалификации преподавателей стало даже само участие в реализации инновационной программы, а также участие в научных междисциплинарных исследованиях, которые объединили преподавателей разных кафедр и факультетов в интегративной теме.

Работа в рамках инновационной образовательной программы позволила преподавателям осмыслить опыт ранее фрагмен-

тарного использования гуманитарных технологий в своей образовательной практике. Сегодня уже можно говорить об определенной системе использования гуманитарных технологий: направленных на себя — технологии рефлексивного обучения; направленных на другого (студента) — технологии консультирования, сопровождения, поддержки; направленных на группу (студенческая группа, студенческие и профессиональные сообщества, работодатели, родители, коллеги) — технологии модератор-ства, тьюторства, коллективного исследования; направленных на социум — технологии общественных дискуссий, публичных докладов. В свою очередь эти процессы заметно влияют на изменение профессиональных акцентов в работе преподавателей: от ведущей роли лектора к усилению таких профессиональных ролей, как консультант, тьютор, проектировщик, технолог.

Одновременно с созданием новых программ осуществлялось обновление на базе гуманитарных технологий содержания учебно-методических комплексов по существующим в университете образовательным программам по всем направлениям педагогического образования.

За счет принципиально нового подхода к пониманию содержания и технологий подготовки современного педагога, обобщения передового отечественного и зарубежного опыта, понимания современных тенденций развития гуманитарных знаний разработаны рабочие учебные программы ряда дисциплин, материалы к промежуточной и итоговой аттестации студентов, а также методические рекомендации для преподавателей.

Органично сочеталась с основными идеями инновационной образовательной программы разработка проекта государственных образовательных стандартов по всем 7 направлениям педагогического образования: «Физико-математическое образование», «Естественнонаучное образование», «Филологическое образование», «Социально-экономическое образование», «Технологическое образование», «Художественное образование», «Педагогика». В разработку

проекта стандарта третьего поколения было вовлечено 100 человек, которые представляют 21 подразделение университета. Разработаны 22 образовательные программы бакалавриата и 32 образовательные программы магистратуры.

В ходе работы была предложена новая концепция следующего поколения государственных образовательных стандартов по направлениям педагогического образования подготовки бакалавра и магистра на основе гуманитарных технологий и компетентно-стного подхода.

Какие инновации были реализованы в научно-исследовательской деятельности?

Реализация мероприятий инновационной программы университета уже в первый год позволила существенно повысить активность преподавательского состава по участию в научных исследованиях. Внутренний конкурс на проведение исследований в рамках программы доходил до пяти заявок на один лот. Это сказалось и на общем количестве сотрудников, участвующих в выполнении проектов (например, 228 участников было только в разработке интегрированной темы «Междисциплинарность современного гуманитарного знания: фундаментальные и прикладные исследования в проблемном поле гуманитарных технологий» и разработке методологии проектирования перспективных образовательных технологий гуманитарной направленности для системы непрерывного образования).

Был проведен анализ традиционных и инновационных технологий, применяемых в современных вузах разного типа и профиля; определены предпосылки появления и широкого применения в вузовской образовательной практике гуманитарных технологий; разработаны концептуальные подходы к пониманию и определению их специфики; разработана модель междисциплинарного исследования гуманитарных технологий социального взаимодействия; проведены комплексные исследования особенностей инновационной образовательной среды в свете требований Болонской декларации; определены и раскрыты

условия эффективного применения гуманитарных технологий в вузовской образовательной практике и многое другое.

На основе проведенных исследований разработано и создано большое количество научно-методических и учебных материалов, инновационных учебных пособий, учебно-методических, в том числе мультимедийных, комплексов, предназначенных, в частности, и для системы повышения квалификации руководящих кадров и преподавательского состава высшей школы. Итоги первого года реализации инновационной программы позволяют заключить, что непосредственным результатом ее внедрения служит как качественное, так и количественное преобразование научного, учебнометодического и информационного обеспечения образовательного процесса, позволяющее производить инновационные образовательные и научные продукты и применять новые технологии в основной деятельности университета. Свидетельством тому служит опережающий рост показателей выполнения мероприятий инновационной программы.

Рост показателей выполнения мероприятий инновационной образовательной программы

Показатели По плану По факту

1. Доля кафедр, включенных в комплексные исследования 28% 53,5%

2. Доля сотрудников, участвующих в комплексных исследованиях 7,5% 12,38%

3. Количество разработанных научно- и учебно-методических материалов 14 142

4. Количество диссертаций разного уровня, связанных с проблемами гуманитарных технологий 13 87

Эти и другие данные свидетельствуют о том, что в университете существенным образом возросла эффективность научной и инновационной деятельности в области гуманитарных технологий, активизировалась подготовка кадров для инновационной образовательной деятельности, вырос интеллектуальный потенциал университета в целом.

Каково влияние инновационной программы на развитие кадрового потенциала?

Проблема кадров — это ключевая задача университета, которая обострилась в процессе реализации инновационной програм-

мы. Успешность этой работы во многом определяется готовностью всего персонала университета к деятельности в новых условиях, готовностью к изменениям, к восприятию инноваций, готовностью к саморазвитию, обеспечивающему новое качество профессиональной компетентности вузовского преподавателя.

Всего за 2007 г. в рамках инновационной программы прошли обучение более 1000 сотрудников университета. Это беспрецедентная цифра.

Важным направлением реализации программ повышения квалификации, обеспечивающим вовлечение персонала вуза в реализацию инновационной программы, стала работа по повышению квалификации сотрудников филиалов вуза. В 2007 г. в этой работе приняли участие 97 сотрудников наших филиалов.

Отличительной чертой системы повышения квалификации является недоступная ранее по масштабам возможность познакомиться с опытом работы зарубежных коллег. В 2007 г. состоялись поездки групп преподавателей и сотрудников университета в ведущие образовательные центры Финляндии, Кипра, Германии, Швеции, Норвегии, Франции, Великобритании. Это были университеты, инновационные центры, центры перспективных исследований. Состоялось знакомство с образовательными проектами ЮНЕСКО на семинарах в штаб-квартире в Париже. Мы имели возможность осмыслить свою деятельность в новых контекстах и масштабах. Во время этих семинаров преподаватели и сотрудники университета не только познакомились с разнообразным опытом зарубежных коллег по сертифицированным программам, но и смогли установить новые контакты, которые обещают вылиться в перспективные совместные научные и академические проекты. Следует также сказать, что стажировки сотрудников университета в зарубежных вузах и инновационных центрах не только способствовали развитию их профессиональной компетентности, но и позволяют распространять инновационные идеи образовательной програм-

мы РГПУ им. А. И. Герцена в европейском образовательном пространстве.

Особое место в программе повышения квалификации, реализуемой в рамках инновационной образовательной программы, занимает принципиально новая для нас программа МВА «Менеджмент образования». По данной программе обучается 30 сотрудников университета — руководителей структурных подразделений, факультетов, кафедр.

Реализация корпоративной системы повышения квалификации должна обеспечивать учет индивидуальных способностей и интересов наших сотрудников, создавать условия их адаптации к изменяющимся условиям профессиональной деятельности. Однако, несмотря на очевидные успехи в развитии этой системы, нам предстоит еще немало поработать над тем, чтобы она была востребована каждым преподавателем и действительно помогала решению их профессиональных проблем.

Какова была финансовая основа реализации инновационной образовательной программы?

Общее финансирование инновационной образовательной программы РГПУ им. А. И. Герцена из средств федерального бюджета на период 2007-2008 гг. составляет 448 миллионов рублей. Из них в 2007 г. мы получили половину. Кроме того, на реализацию программы направлено наше собственное софинансирование в размере 25% общего объема федеральных средств — 224 млн руб. Сверх выделенных денег на решение задач инновационной образовательной программы нам удалось привлечь дополнительные средства из других источников в объеме 3,4% от общего объема ее финансирования в 2007 г. Среди этих источников — различные бизнес-структуры, региональные органы власти, фонды, такие, например, как фонд «Новая Евразия», фонд «Конрад Адэ-науэр-Штифтунг», Национальный Совет по экономическому образованию и т. д.

Распределение средств по четырем статьям, предусмотренным условиями национального проекта «Образование», в ин-

новационной программе Герценовского университета отражало приоритеты программы и представлено на рисунках в процентном и числовом виде.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Распределение средств по инновационной образовательной программе в 2007 г.

□ закупка лабораторного оборудования

□ закупка и разработка программного и методического обеспечения

□ модернизация аудиторного фонда

□ повышение квалификации преподавателей и сотрудников

Реализация средств по инновационной образовательной программе в 2007 г.

Направление расходования средств Расходование средств субсидии (млн руб.) Расходование средств софинан-сирования (млн руб.)

по плану по факту по плану по факту

1. Приобретение лабораторного оборудования 106,0 106,0 — —

2. Разработка и приобретение программного и методического обеспечения 99,7 99,7 — —

3. Модернизация аудиторного фонда — — 56,0 56,0

4. Повышение квалификации и переподготовка персонала 18,3 18,3 — —

Итого 224,0 224,0 56,0 56,0

Выделенные средства израсходованы полностью в соответствии с обозначенными в договоре направлениями. Однако процедуры организации и проведения конкурсных закупок в сжатые сроки реализации мероприятий потребовали от университета значительного напряжения сил и больших трудозатрат. Потребовались существенные затраты на сопровождение программы, не включенные в софинансирование по условиям проекта, которые составили 4,6% от общей суммы софинансирования. Не могу не сказать и о других проблемах. Финансирование сопряжено с огромным объемом сопутствующей документации, с неразработанными методиками, нормативами и регламентами использования средств по конкретным видам мероприятий. Все это приходилось разрабатывать и внедрять «с колес», опираясь на коллегиальность мне-

ния и профессиональные консультации и обсуждения. Это осложнялось еще и сжатыми сроками исполнения, так как первое финансирование поступило на счет университета только в начале июля, а проведение конкурсов на закупки определяется не только жесткими требованиями Федерального закона и его сложными механизмами, но и длительностью конкурсных процедур.

В 2007 г. приоритетными были задачи по развитию и укреплению информационнокоммуникационной и материально-технической базы университета: 28 многофункциональных лекционных аудиторий, в том числе 7 с возможностью проведения видеоконференций, 16 новых корпусных коммутационных центров, 11 терминальных классов, 10 мобильных компьютерных классов, 8 компьютерных классов, 2 класса общего доступа в Интернет для студентов (общее количество мест 137), 1 специализированный компьютерный класс (для инвалидов по зрению), 1 новый коммутационный серверный центр университета.

Ремонтно-строительные работы проведены в 132 аудиториях. Все вы на себе ощутили неудобства, доставленные массовой модернизацией аудиторного фонда под установку новой техники. Будем надеяться, что отдача от использования этой техники компенсирует пережитые неудобства.

Современная технологическая база создает основу для подготовки инновационных электронных образовательных ресурсов, инновационных учебно-методических комплексов (включая создание электронных учебных пособий); создания и хранения электронных без данных; проведения научных исследований; реализации дистанционных образовательных программ и курсов; внедрения радикально новых форм учебного процесса (видеоконференций, интернет-конференций, виртуальных лабораторий); расширит базу для занятий в компьютерных классах, проведения образовательных и научных конференций и семинаров, презентаций, практикумов и т. д. Создана новая магистральная оптическая сеть пропускной способности 10 Гбит/с. Закуп-

лено лицензионное программное обеспечение на общую сумму 10 млн руб. При проведении этих и других мероприятий программы осуществлялась разработка и внедрение модулей, обеспечивающих автоматизацию управления учебным процессом. Разработано 5 новых сетевых информационных подсистем: «Нагрузка (кафедра)»; «Расписание»; «Декан»; «Проректор»; «Почасовая бюджетная нагрузка».

Информационное сопровождение программы выстраивалось как система работы с внутренней и внешней аудиторией.

Широкое внедрение получило сетевое информационное взаимодействие, в рамках которого введены в активное пользование электронный документооборот и электронная коммуникация между сотрудниками различных подразделений, между университетом и его филиалами. Следует отметить, что с начала реализации программы в десятки раз возросла внутренняя и внешняя электронная коммуникация, развивающая сетевое взаимодействие. Только от дирекции программы регулярная электронная рассылка в структурные подразделения за истекший период составила свыше 1500 материалов и сообщений. Кроме этого канала, были задействованы системы информационных рассылок по проблемам инновационной программы других структурных подразделений, таких как фундаментальная библиотека им. императрицы Марии Федоровны, учебно-методическое управление, институт международного сотрудничества, управление научных исследований и др.

К различным мероприятиям программы были привлечены не только сотрудники, но также студенты, магистранты и аспиранты, что позволило реализовать различные направления деятельности обучающихся в рамках реализации программы. Например, пять дипломных проектов наших выпускников, выполненных по проблемам гуманитарных технологий в социальной сфере, получили финансирование Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга; 29 конкурсных проектов победителей поддержаны грантами Правительства

Санкт-Петербурга, каждый в размере от 10 до 30 тыс. рублей.

Широкое распространение опыта реализации программы, обсуждение проблем и перспектив инновационной системы, внедряемой в РГПУ, явились первым этапом апробации программы, в результате которой в настоящее время отмечается повышение интереса к вузу, его программам и ресурсам. Результатом комплекса мероприятий по информационному сопровождению проекта и заинтересованного отношения со стороны средств массовой информации, органов власти, других вузов, социальных партнеров и потенциальных работодателей стало заключение 71 договора о совместной деятельности по подготовке специалистов в области гуманитарных технологий, в том числе и с такими партнерами, как ЮНЕСКО, Европейская комиссия, Министерство иностранных дел России и др. В целом можно констатировать, что в Гер-ценовском университете создается современная инфраструктура, а также необходимые материальные условия и информационное обеспечение для достижения инновационного потенциала, который соответствует требованиям динамичного развития общества.

Уже первый год реализации инновационной образовательной программы и достигнутые результаты свидетельствуют о развитии инновационного потенциала Гер-ценовского университета.

Влияние достигнутых результатов на университет в целом как на инновационную систему проявляется:

• в позиционировании РГПУ им. А. И. Герцена как инновационного вуза в России и за рубежом в результате распространения инновационного опыта;

• в усилении контактов университета с университетским сообществом, образовательной системой России, работодателями, органами государственной власти, социальными партнерами, общественными организациями, с зарубежными университетами, научными центрами, фондами и организациями;

• в повышении привлекательности Гер-ценовского университета как для абитуриентов, так и для целого ряда специалистов в различных научных областях.

Значительно расширился круг потенциальных работодателей Герценовского университета. В нем оказались не только образовательные учреждения и социальные службы, которые являются основными партнерами педагогического вуза, но и работодатели, представляющие сферу промышленного производства, топливно-энергетического комплекса, транспортных коммуникаций, финансовой сферы и др. Это привело к тому, что Герценовский университет начал активно осваивать новые сегменты рынка труда и рынка образовательных услуг.

Можно утверждать, что реализация инновационной образовательной программы повлекла за собой системные изменения, поскольку запустила принципиально новые процессы вертикальной и горизонтальной интеграции существующих внутри и вне университета структур.

Уже сегодня видно, что нам предстоит реструктуризация системы управления уни-верситетом, переход к проектно-програм-мным методам управления, управлению образовательными программами и т. д. Мы вправе ожидать обновления качества университетского образования за счет внедрения нелинейной организации образовательного процесса с использованием гуманитарных образовательных технологий; развития многоуровневой системы образования и открытия новых образовательных программ, отвечающих потребностям рынка труда; совершенствования информационного сопровождения образовательного процесса, инфраструктуры и материально-технической базы университета и т. д.

Ни один вид аттестации и самообследо-вания не давал еще такого рефлексивного эффекта и системного осмысления всех аспектов деятельности университета, как реализация инновационного образовательного проекта. Этот проект стал для университета «моментом истины», так как в ходе его реа-

лизации было задействовано не отдельное структурное подразделение и не только одно направление образовательной деятельности, а практически все пространство университета, все структурные подразделения и все виды деятельности, которые пришли в объективное взаимодействие при решении конкретных задач. Обостренно высветились и отдельные проблемы. Прежде всего, надо сказать, что нам не удалось избежать штурмовщины, иногда работы на грани срыва, что во многом имеет внутренние причины, такие как недостаточная организованность и ответственность многих наших коллег, непонимание общих задач, а иногда и откровенная неспособность качественно работать. Мне представляется, что главный урок, который мы получили в ходе выполнения инновационной образовательной программы, состоит в том, что нужно менять подходы к оценке нашего кадрового потенциала и кадровой политики в целом. Именно участие в инновационной программе позволяет по иному ответить на вопрос «кто есть кто». Вряд ли можно считать приемлемой ситуацию, когда некоторые специалисты пытаются выдать за инновационные разработки материалы, полученные 10-15 и даже 20 лет назад. Учет результатов участия в инновационной образовательной программе может быть одним из эффективных критериев в поиске кадровых резервов. Правда, негативные примеры все же единичны. В целом реализация инновационной программы позволила запустить механизм изменений, имеющих фундаментальный и системный характер, затрагивающий все пространство университета. Таким образом, инновационный проект стал важным интегрирующим механизмом реализации программы развития университета на 2006-2010 гг. Мы можем констатировать, что план реализации инновационной образовательной программы университета на 2007 г. выполнен, что дает хорошие предпосылки к успешному решению не менее сложных задач и достижения целей, стоящих перед нами в 2008 г.

Мы сделали важный шаг к построению инновационного вуза XXI века!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.