ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 29 августа 2008 г.
«Итоги 2007/2008 учебного года в контексте инновационной образовательной программы “Создание инновационной системы подготовки специалистов
в области гуманитарных технологий в социальной сфере” и задачи на 2008/2009 учебный год»
Заслушав и обсудив доклад проректора по учебной работе С. А. Гончарова, Ученый совет отмечает, что минувший учебный год был ознаменован особенно интенсивной и напряженной работой, приведшей к значимым достижениям, являющимся базисными для включения университета в систему образования глобального инновационного уклада в экономике, основанной на знаниях:
— РГПУ им. А. И. Герцена подтвердил свой статус, успешно пройдя процедуру повторного лицензирования и аккредитации, что является залогом устойчивого развития на последующие 5 лет;
— в соответствии с планом успешно продолжается реализация инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сферы», которая стала механизмом порождения и интеграции инновационной деятельности университета.
Реализация мероприятий и ключевых идей инновационной образовательной программы создала колоссальный интеллектуальный ресурс университета, ввела в орбиту действия большое количество сотрудников, преподавателей, студентов, партнеров, укрепила процесс инновационного развития Герценовского университета, стала менять сознание участников, позволила определить и актуализировать те «точки роста», которые являются перспективными и поддерживают конкурентоспособность университета в системе российского и мирового образования, а именно:
— разработка проблем гуманитарных технологий, их понимания и применения в образовании и социальной сфере как одно из стратегических направлений современной подготовки специалистов;
— обновление содержания и технологий университетского образования, развитие междисциплинарной методологии и тематики, формирование межструктур-ных форм кооперации и сетевых принципов взаимодействия;
— внедрение модульного обучения, ориентация на максимальную гибкость, нелинейность и мобильность университетского образования, его принципиальную незавершенность, расширение возможностей для индивидуализации образовательных траекторий;
— разработка технологий формирования компетентностей, изменения образовательного процесса и требований к результатам образования, выражающимся в формировании ценностей, способности к адаптации и накоплению социального капитала, достижении востребованных рынком труда транспрофессиональных и специальных компетентностей;
— подготовка педагогических кадров нового типа на базе гуманитарных технологий для системы непрерывного образования;
— развитие исследовательского компонента университета и системы воспроизводства кадров исследователей, способных решать комплексные проблемы и производить новое междисциплинарное знание;
— создание дистанционных образовательных коммуникаций и открытой информационно-коммуникационной среды, включающей базы общедоступных, постоянно обновляемых научных и образовательных ресурсов для реализации вариативности образовательных траекторий за счет овладения технологиями самообразования и обеспечения будущей массовости высшего образования;
— опора на открытость университета, сетевое взаимодействие с социальными партнерами, работодателями, включение их в систему оценки качества образования, ориентация на участие общественных институтов в развитии университета;
— формирование среды для развития и поддержания кадров, развития их инновационного мышления и восприимчивости, ориентация на привлечение молодых талантливых профессионалов для преподавательской и исследовательской деятельности;
— ориентация на принципы инновационного управления, предполагающего реализацию проектных методов и реструктуризацию, гибкость, мобильность организационных структур;
— использование гуманитарных технологий как технологий повышения жизненных ресурсов применительно к собственному развитию, к построению новых моделей коммуникации внутри университета.
Результаты деятельности университета свидетельствуют о его развитии в контексте современных тенденций образования и рынка труда. Учебный процесс прошедшего учебного года отмечен большей ориентацией на рынок труда и связями с работодателями. Целый ряд студенческих работ выполнен по заказу городских комитетов и служб, а значительное количество конкурсных практико-ориентирован-ных работ студентов поддержаны грантами. Расширился спектр направлений подготовки, реализуемых университетом: получены лицензии на право ведения образовательной деятельности по перспективным направлениям подготовки бакалавров («100200 — Туризм», «020400 — География», «031400 — Культурология», «032300 — Регионоведение»).
Продвинулась работа по созданию условий реализации индивидуальноориентированного нелинейного образовательного процесса. Разработаны инвариантный и 38 вариативных образовательных модулей, нацеленных на овладение методами решения комплексных профессиональных задач в контексте проблем взаимодействия различных культур, социальных групп, профессий, этносов, конфессий в поликультурном обществе. 17 модулей прошли апробацию в 2007/2008 учебном году, 22 — подготовлены к внедрению в образовательный процесс в новом учебном году. Все модули являются оригинальными разработками, востребованы не только в университете, но и во многих вузах. Они имеют большие перспективы по масштабному внедрению и дальнейшему развитию. В ходе апробации внедрялось экспериментальное электронное справочно-методическое сопровождение образовательных модулей инновационной программы, в том числе система информационных образовательных ресурсов «электронный атлас — электронный справочник образовательных маршрутов — электронный путеводитель», ориентированных на новое содержание и инновационные педагогические технологии обучения.
Продолжился чрезвычайно важный процесс обновления на базе гуманитарных технологий содержания учебно-методических комплексов по существующим в университете образовательным программам по направлениям педагогического образования (по циклам ГСЭ, ЕН, ОПД, ДПП). В разработке учебно-методических комплексов приняли участие более 230 человек, представителей 40 подразделений университета.
В 2007 г. в рамках инновационной программы были разработаны проекты государственных образовательных стандартов по 7 направлениям педагогического образования на основе гуманитарных технологий. В рамках апробации разработанных материалов по инициативе Российской академии образования состоялось их широкое общественное обсуждение.
Реализация инновационной образовательной программы оказала решающее воздействие на активизацию научно-исследовательской деятельности ученых университета в области гуманитарных технологий в междисциплинарном контексте. Заметно укрепились межкафедральные научные связи, формируются междисциплинарные исследовательские коллективы, способные заниматься решением крупных комплексных проблем. На 1 июля 2008 г. в университете действует 6 центров коллективного пользования научным оборудованием. Это отразилось на повышении конкурентоспособности университета при участии в конкурсах научных проектов. В первом полугодии 2008 г. ученые университета приняли участие более чем в 20 конкурсах различных проектов. По итогам завершенных конкурсов финансовую поддержку получили 36% заявленных проектов. Общий объём среднегодового финансирования научных исследований превысил 110 млн рублей. Объём инновационных проектов составил 66% от общего объёма финансирования научной деятельности.
В научном пространстве университета формируются новые научные направления, связанные с актуальными междисциплинарными проблемами человека: «Гуманитарные технологии в образовании и социальной сфере», «Реабилитационная педагогика и психология», «Междисциплинарные исследования в системе многомерных коммуникаций и сложных информационных потоков», «Нанотехнологии здоровьесбережения и экологической безопасности».
Идет процесс включения в международную деятельность новых идей и подходов, которые открывают уникальные перспективы развития университета как международного научно-образовательного комплекса, востребованного не только университетским сообществом, но и крупными правительственными и международными организациями. Расширилась география академической мобильности преподавателей и студентов: за полтора года реализации инновационной образовательной программы 521 преподаватель и сотрудник, 200 студентов прошли обучение и стажировку в 29 странах мира.
Наблюдается существенный рост договоров о сотрудничестве. Только в первый год реализации инновационной образовательной программы университетом были заключены договоры с 14 зарубежными вузами и различными образовательными учреждениями стран дальнего и ближнего зарубежья. Серьезный вклад в интернационализацию образовательных процессов вносит участие университета в целом ряде образовательных сетей. В ноябре 2007 г. университет был принят в Глобальную университетскую сеть по инновациям (GUNI — Global Network for Innovation). Запущен ряд новых проектов, поддерживаемых международными фондами и организациями: DAAD (Германская служба академических обменов), DFG (Германское исследовательское сообщество), Tempus—Tasis, ЮНЕСКО, Комиссиями Европейского сообщества, ООН и др.
Велась работа по расширению круга социальных партнеров университета и работодателей, заинтересованных в результатах реализации инновационной образовательной программы. Заключены договоры о совместной деятельности по апробации и внедрению результатов реализации инновационной образовательной
программы РГПУ им. А. И. Герцена с 44 организациями. Диссеминация результатов инновационной образовательной программы осуществляется как в рамках заключенных договоров о сотрудничестве, так и через созданную сеть региональных экспериментальных площадок и интернет-портал «Гуманитарные технологии в социальной сфере».
Данный процесс был обогащен за счет разработки и внедрения электроннокоммуникативных технологий обучения и научного взаимодействия, а также мероприятий по приобретению учебно-методической и научной литературы.
В уходящем учебном году значительно активизировалась воспитательная деятельность на факультетах, направленная на развитие созидательной инициативы студентов и вовлечению их в решение значимых проблем в пространстве университета, города, страны. Существенно улучшилась инфраструктура воспитательной деятельности в университете, что способствовало созданию среды для развития и активизации деятельности студенческих сообществ университета, реализации творческих способностей студентов.
Совершенствовалась работа с персоналом, направленная на решение задач инновационного развития университета. Созданы необходимые условия для повышения мотивации персонала вуза, возможности для проявления ими инициативы и творчества. Повышение квалификации персонала в 2007/2008 учебном году, проводимое в форме обучающих семинаров, круглых столов, индивидуальных и групповых стажировок по междисциплинарной проблематике, способствовало формированию инновационного мышления сотрудников университета. В прошедшем учебном году достижения 62 сотрудников университета были отмечены государственными и отраслевыми наградами.
В процессе реализации программы университет начал приобретать основные признаки «обучающейся организации»: создание стимулирующей среды, открытость, гласность, развитие вертикальных и горизонтальных информационных потоков, сетевое взаимодействие. Инновационный проект на практике продемонстриро-
вал преимущества делегирования полномочий от руководителей вуза, факультетов к непосредственным исполнителям, лидерам команд, рабочих групп, поощряя и поддерживая их инициативу.
За прошедший учебный год были существенно улучшены университетская среда и ресурсы в результате большой работы по модернизации информационной и материально-технической базы университета: созданы компьютерные классы открытого доступа для студентов университета (1-й корпус), только в 2007 г. оборудовано 28 многофункциональных аудиторий, 7 аудиторий располагают средствами видеоконференцсвязи, отремонтировано более 200 аудиторий, библиотека пополнилась ценнейшими фондами, для издательства закуплено современное цифровое полиграфическое оборудование, которое сразу же вошло в работу.
За прошедший год университет получил большое количество различных российских и международных знаков общественного и профессионального признания.
Таким образом, итоги 2007/2008 учебного года свидетельствуют о динамичном развитии Герценовского университета, результаты которого связаны с консолидацией усилий различных подразделений, с организацией командной работы сотрудников над реализацией инновационной образовательной программы. Она выступает важнейшим средством и механизмом решения задач стратегических направлений Программы развития университета на 2006-2010 гг.
Результаты, достигнутые при реализации инновационной образовательной программы, могут и должны способствовать дальнейшему перспективному развитию университета за счет реализации интегральных инновационных проектов, обладающих инвестиционной привлекательностью, а также за счет активной проектной деятельности, финансово поддерживаемой различными фондами и заинтересованными заказчиками. Университет стал на путь инновационного развития, важно закрепить результаты изменений и сделать их основой конкурентоспособной деятельности.
Вместе с тем Ученый совет отмечает, что реализация инновационной образовательной программы высветила целый ряд проблем и противоречий развития, которые препятствуют эффективному решению задач на современном этапе:
— противоречие между инновационными задачами развития университета, их теоретическим осмыслением и имеющей место рутинной практикой их решения (организация информационного обмена, документооборот, механизмы исполнения решений, мотивационная сфера инновационной деятельности);
— нарастающее противоречие между эффективными способами их решения и существующей инфраструктурой университета;
— противоречие между инерцией и стереотипами традиционных технологий в образовательном процессе, ориентированных на трансляцию информации, и требованием внедрения алгоритмов креативного подхода к получению знаний и формированию компетенций (применение активных форм в образовании: ситуационнодеятельностные игры, тренинги, деловые игры, имитации, проекты);
— недостаточная эффективность применяемых методик обучения, неравномерность использования в учебном процессе современных образовательных технологий, позволяющих обеспечить личностно-ориентированный, развивающий характер образования;
— отсутствие должной проектной активности внутри образовательного процесса, качественного расширения технологий обучения, повышения активности обучаемых, закрепления связи обучения и профессиональной деятельности, формирования адаптационных качеств к постоянным процессам изменений, инновационного мышления путем введения в образовательные программы курса по истории, теории и практике инноваций;
— недостаточная разработанность механизмов и технологий формирования компетентностей, их измерителей и оценок;
— недостаточное внимание к технологиям, обеспечивающим качество подготовки студентов по очно-заочной и заочной формам обучения, а также по различ-
ным формам обучения в сокращенные сроки; недостаточное методическое и организационное обеспечение самостоятельной работы студентов;
— слабая обеспеченность мониторинга эффективности внедрения полученных результатов инновационной образовательной программы;
— по-прежнему острой остается проблема создания единой информационной образовательной среды, функционирование сайта, объединение существующих разрозненных ресурсных баз данных и программных продуктов;
— еще сохраняется разрыв между научными разработками и их внедрением в учебный процесс;
— до сих пор в полной мере не введена система критериев и показателей качества деятельности структурных подразделений, обеспечивающая возможность рейтинговой оценки как одного из механизмов управления;
— слабо соотнесены критерии оценки качества образования со стороны потребителей и университета, недостаточно включены в процедуры итоговой аттестации общественность и потребители специалистов; необходимо совершенствование практик, внедрение новой модели стратегического партнерства и отношений с работодателем, адекватной современным требованиям и тенденциям; недостаточно разработан механизм общественных обсуждений существующих наработок;
— необходимо обновление и совершенствование нормативных документов, регламентирующих организацию, осуществление и управление образовательным процессом в условиях инновационного развития;
— расширение магистерской подготовки привело к реальной конкуренции факультетов за выпускников бакалавриата и специалитета; остро стоит проблема разработки вступительных испытаний для зачисления в магистратуру, для перехода с одной образовательной программы на другую; возникла необходимость пересмотра стратегий вступительных испытаний и работы с абитуриентами;
— остается проблемным вопрос о повышении компетентности учебновспомогательного персонала как мощного ресурса сопровождения образовательного процесса, в среде которого наблюдается большая текучесть кадров.
Проблемными зонами в управлении инновационными процессами в университете являются:
— устоявшиеся стереотипы мышления и поведения как способы восприятия и разрешения рутинных проблем, что неадекватно ситуации инновационного развития;
— неадаптированность ряда структур к изменившимся условиям;
— доминирование задач оперативного управления;
— нечеткость отдельных процедур и процессов, которые располагаются в промежуточных (межструктурных) зонах ответственности;
— недостаточная развитость информационной инфраструктуры университета, сложности внедрения автоматизированных систем управления и документооборота;
— сосредоточенность ряда факультетов на решении преимущественно внутренних задач, слабое взаимодействие с потребителями образовательных услуг по изучению их потребностей либо ориентация на традиционных партнеров, неумение осуществлять поиск и привлечение новых;
— недостаточная эффективность организации информационно-аналитической и прогностической работы;
— проявление «инновационной усталости», связанной с интенсивной и напряженной работой, с «наслаиванием» одной инновации на другую;
— поляризация мнений о необходимости развития инновационных процессов;
— необходимость перехода от адаптивного управления университетом в условиях реализации инновационной образовательной программы к проактивному управлению устойчивым инновационным развитием.
Ученый совет подчеркивает, что реализация инновационной образовательной программы привела к возникновению новых рисков:
— обозначившаяся дифференциация профессорско-преподавательского состава, административно-управленческого и вспомогательного персонала в результате участия/ неучастия в реализации программы;
— противоречие между творчеством и инициативой сотрудников и жесткими административными регламентами проекта;
— развитие инновационных процессов потребует развития инфраструктуры университета и его реструктуризации;
— возрастает потребность в полифункциональных и компетентных кадрах, владеющих иностранными языками; вероятность усугубления дефицита высококвалифицированных кадров по отдельным направлениям деятельности;
— масштабность преобразований и процессов осложняет процессы управления и требует делегирования части управленческих функций на уровень факультетов и кафедр;
— потребность в существенных финансовых вложениях на этапе внедрения инноваций в повседневную практику;
— отсутствие гарантированных внешних по отношению к внутривузовским инновациям условий, обеспечивающих их эффективную реализацию за пределами инновационного проекта.
Ученый совет обращает внимание на современные процессы в области высшего профессионального образования и на возможности дифференциации вузов на конкурсной основе, что ставит перед университетом ряд дополнительных и ответственных задач по участию в конкурсе. Высшее образование в России находится на пороге исключительно сложных и ответственных преобразований (переход на отраслевую систему оплаты труда, дифференциация вузов и др.), что требует от всего коллектива университета консолидации, адекватного понимания ситуации и готовности к изменениям, к профессиональному совершенствованию и развитию, к творческому поиску и ответственному отношению к служебным обязанностям и результатам труда.
Ученый совет постановляет:
1. Одобрить деятельность университета за прошедший учебный год и признать, что реализация инновационной образовательной программы обеспечивает динамичное развитие Герценовского университета как университета инновационного типа.
2. Обеспечить успешное завершение инновационной образовательной программы с предоставлением отчетных документов в сроки, определенные договором № 3б2 от 24.04.2008 о реализации инновационной образовательной программы в 2008 г. победителем конкурсного отбора образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы.
Ответственный: дирекция инновационной программы.
Срок: декабрь 2008 г.
3. Разработать программу мероприятий по внедрению результатов инновационной образовательной программы в контексте современных требований и тенденций развития российского образования по всем направлениям деятельности университета в краткосрочной и долгосрочной перспективе, а также предложения по приоритетным направлениям инновационного развития университета.
Ответственные: проректоры по учебной работе, проректор по научной работе, проректор по информатизации, проректор по международному сотрудничеству, проректор по административно-хозяйственной работе.
Срок: 1б ноября 2008 г.
4. Внести необходимые коррективы в Программу развития университета в соответствии с полученными в ходе реализации инновационной образовательной программы результатами и современными тенденциями развития российского образования.
Ответственный: первый проректор.
Срок: 1 февраля 2009 г.
5. В целях диссеминации результатов инновационной образовательной программы и дальнейшего развития проектной деятельности создать в структуре университета Всероссийский центр интеллектуальных ресурсов и гуманитарных технологий.
Ответственный: директор-координатор инновационной образовательной программы.
Срок: ноябрь 2008 г.
6. Для обеспечения нормативной базы инновационного развития университета подготовить и издать пакет документов, регламентирующих образовательную деятельность университета в контексте задач по внедрению результатов, полученных в ходе реализации программы.
Ответственные: начальник учебно-методического управления, директор издательства
Срок: март 2009 г.
7. В целях обеспечения общественной поддержки университета и создания Наблюдательного совета утвердить положение о Наблюдательном совете.
8. Использовать переход на новую отраслевую систему оплаты труда для стимулирования сотрудников и преподавателей университета на высокоэффективную и результативную работу, а также для поддержания инициативной деятельности по инновационному развитию университета.
9. Утвердить план заседаний Ученого совета университета на 2008/2009 учебный год.
Октябрь Дополнительное профессиональное образование в контексте иннова-
ционных процессов.
Ноябрь О переходе на новую отраслевую систему оплаты труда.
Декабрь Итоги инновационной образовательной программы и перспективы раз-
вития инновационной деятельности университета (конференция).
Январь Итоги и состояние научно-исследовательской деятельности в 2008 г.
Февраль Практика студентов как условие повышения качества подготовки и
востребованности выпускников университета.
Март Материально-техническая база и информационная среда университета
в условиях его инновационного развития.
Апрель Программа перехода на двухуровневую систему образования в кон-
тексте инновационного развития университета.
Май Механизм формирования компетентностей в системе модульного обу-
чения в университете.
Июнь Международное сотрудничество университета в контексте решения
задач Болонского процесса.
Август Итоги 2008/2009 учебного года и задачи на 2009/2010 учебный год.