Раздел IV. Психология
УДК 378 ББК 74-580.0
О.И. Ефремова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ВУЗА КАК ОДИН ИЗ ИНСТИТУТОВ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье раскрывается роль психологической службы вуза как института профессиональной подготовки будущих психологов образования, реализующего такие ее компоненты, как получение студентами личной психологической помощи и приобретение опыта практической работы.
Ключевые слова: профессионализация, психологическая служба вуза, психологическая помощь, готовность к профессиональной деятельности.
O.L Efremova
THE PSYCHOLOGICAL SERVICE OF THE HIGHER SCHOOL AS ONE OF THE INSTITUTIONS OF THE PROFESSLOLLZATLON FOR FUTURE EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS
Abstract. The role of the psychological service of the higher school as an institution of professional training for future educational psychologists which realizes its components such as personal counseling of students and gain practical experience is exploring in the article.
Key words: professionalization, high school psychological service, psychological support, readiness to professional activity.
Термин «профессионализация» отражает одно из ведущих направлений социализации личности - становление специалиста, которое начинается с момента поиска и выбора будущей профессии и заканчивается с прекращением активной трудовой деятельности. Исследователи отмечают, что в рамках этого направления разрешается специфический комплекс противоречий, присущих социализации личности, и ведущим из этих противоречий является степень соответствия между личностью и профессией [6, 49; 22]. Разрешение этого противоречия обеспечивает профессиональную пригодность личности.
Аспектами социализации, а соответственно и профессионализации как ее направления, являются включение в практическую деятельность и выработка практических навыков [19]. Важнейшими институтами социализации выступают такие трансляторы социального опыта, как семья, школа, вуз, трудовой коллектив [2]. Для будущих педагогов-психологов институтами профессионализации становятся не только вуз и учреждения, где специалист получает последипломное образование, но также все учреждения и организации, в которых студенты проходят практику, наблюдают деятельность наставников, коллег, обогащают профессиональный опыт.
Психологическое сопровождение будущих педагогов-психологов на этапе обучения в вузе выступает одним из путей становления их готовности к профессиональной деятельности [4; 7; 10; 11; 12; 13; 18; 23; 27]. Решение личных психологических проблем студентов в процессе оказания им консультативной или психотерапевтической помощи в значительной степени способствует становлению ряда их профессиональных компетенций: ценностно-смысловой ориентации в окружающем мире, саморазвития, социального взаимодействия, здоровьесбережения [14; 15].
Р. Кочюнас [17], Е.Е. Сапогова [24] подчеркивают, что каждый практический психолог, занимающийся консультативной и психотерапевтической деятельностью, должен пройти такой этап профессиональной подготовки, как личная психотерапия - решение личных психологических проблем при содействии опытного специалиста. Профессиональный психолог должен понимать суть своих внутренних конфликтов, рефлектировать факт их возможного влияния на процесс взаимодействия с клиентами. Так, агрессия или чувство вины, возникающие у психолога-консультанта, могут оказать негативное влияние на консультативный контакт, стать причиной неадекватных проекций. Нерешенные психологические проблемы, вытесненные переживания самого психолога могут актуализироваться в работе со сходными проблемами клиента. Личная пси-
хотерапия помогает психологу лучше понять состояние клиента, динамику его переживаний, влияние на него различных техник психологической помощи.
Психологическая служба вуза может содействовать профессиональному становлению будущих практических психологов образования следующим образом. Во-первых, студентам предоставляется возможность быть в позиции клиента, осваивать методы профессиональной работы с точки зрения клиента. Во-вторых, при этом преодолеваются внутренние конфликты студента, происходит решение его психологических проблем, что благоприятно для будущей работы с клиентами. В-третьих, студенты старших курсов могут участвовать в работе психологической службы вуза, апробируя техники психодиагностической, консультативной и психокоррекционной работы под патронажем опытных специалистов-психологов.
В вузах Европы и Северной Америки личная терапия и опыт работы под супервизией опытных специалистов-психологов являются обязательными условиями профессиональной подготовки психологов образования [25]. Прохождение личной психотерапии способствует становлению у будущих практических психологов профессиональных позиций гуманиста, диагноста, исследователя, а также многих профессионально значимых качеств личности: аутентичности, коммуникативных и организаторских способностей, эмпатии, интернального локуса контроля, адекватной и позитивной «Я-концепции» и др. [12].
Проблемы организации психологической службы в вузах специально изучаются отечественными исследователями, начиная с 90-х годов прошлого века. Психологическое сопровождение будущих педагогов-психологов на этапе обучения в вузе (студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 050400 «Психолого-педагогическое образование», профили «Психология и социальная педагогика», «Психология образования», а также по специальностям «Социальная педагогика», «Педагогика и психология») и оказание им непосредственной психологической помощи является одним из важных условий не только их адаптации к условиям обучения, но также личностного и профессионального роста.
В числе актуальных задач психологической службы в вузе А.Д. Алферов и соавторы [1] выделяют, в частности, некоторые задачи по оказанию непосредственной психологической помощи студентам:
• изучение психограммы деятельности студентов, выявление психологических трудностей и их динамики на разных курсах;
• обучение студентов приемам психической саморегуляции для укрепления психического здоровья, повышения эффективности и интенсивности труда, участие в разработке программ самовоспитания;
• организация психотерапевтических воздействий на лиц, склонных к неврозам;
• участие в разрешении конфликтных ситуаций, в частности, - между преподавателями и студентами, оказание помощи в их ослаблении или снятии, установлении нормальных отношений;
• проведение занятий по психогигиене [1, 118-121].
На современном этапе значительно расширяется круг задач, решаемых психологической службой вуза [16]. Т.И. Чиркова [28] подчеркивает, что при этом следует избегать ряда рисков, связанных с расширительным толкованием возможностей психологической службы, таких как возможная позиция превосходства над другими структурными подразделениями, превращение в одну из управленческих структур вуза, подмена воспитательной работы коммуникативными играми и тренингами, стремление самостоятельно решать вопросы дидактики высшей школы.
С.П. Жданова [13] считает систему работы психологической службы вуза, реализующей психологическое сопровождение обучаемых, важнейшим фактором личностно-профессиональ-ного развития студентов-психологов. В настоящее время в вузах не сложилось единой модели работы психологической службы. В зависимости от материальных и кадровых возможностей вуза реализуются такие модели психологической службы, как студенческая психологическая служба, кабинет психологической помощи, психологическое сопровождение личностно-профессиональ-ного развития студентов, психологическое обеспечение образовательного процесса, психологическое обеспечение управленческих процессов [3; 21].
В работе психологической службы вуза могут быть реализованы разные виды психологической помощи студентам.
По формам проведения психологических мероприятий психологическая помощь студентам может быть реализована в групповой и индивидуальной работе. Диагностические обследования, психологические консультации, психокоррекционные мероприятия могут проводиться индивидуально с отдельными студентами или в учебных, а также в специально созданных группах.
По критерию инициации запроса можно выделить следующие виды психологической помощи студентам: помощь по инициативному обращению студента и сформулированному самим студентом запросу; помощь по запросу, трансформированному психологом в процессе обсуждения проблемы со студентом; помощь по запросам других лиц (преподаватели, администрация ву-
за). Поскольку в нашей стране не актуализирована широкая практика обращения населения к психологам для получения диагностической, консультативной или психокоррекционной помощи, важной задачей психологической службы вуза является формирование запроса студентов на оказание психологической помощи.
Для формирования запроса психологу студента в качестве клиента и, соответственно, для создания консультативной ситуации целесообразны специальные меры по активизации у будущих специалистов субъектной позиции в процессе взаимодействия с психологической службой вуза. Такими мерами могут выступать проведение диагностических обследований студентов с последующим предложением обсудить результаты, проведение бесед по актуальным жизненным и профессиональным проблемам (например, способы разрешения конфликтов, мастерство публичного выступления и т.д.), обсуждение со студентами ярких случаев из консультативной практики.
По критерию субъектов, оказывающих психологическую помощь, можно вычленить такие ее виды, как помощь, оказываемая непосредственно психологом; помощь, оказываемая при его посредничестве преподавателями (косвенное психологическое консультирование, опосредованное участием преподавателей); помощь, оказываемая друг другу студентами разных курсов при посредничестве и под супервизией психолога. Так, например, индивидуальное психологическое консультирование реализует первый из этих видов помощи, проведение преподавателями диагностических исследований, тренинговых упражнений, деловых игр и т.д. по рекомендации и с использованием разработок психолога - второй вид психологической помощи; организация адаптационного лагеря для первокурсников с внедрением специально разработанной программы психологического сопровождения этого мероприятия, предполагающей участие студентов старших курсов в качестве помощников преподавателей, консультантов первокурсников и игротехников, - третий вид.
Психологическая помощь будущим специалистам включает такие направления, как психогигиена, психопрофилактика, лекционно-просветительская деятельность, психодиагностика, психологическое консультирование, социально-психологический тренинг, активное социально-психологическое обучение, психокоррекция, психотерапия.
Студенты старших курсов под руководством и под супервизией работников психологической службы вуза могут проводить консультации, тренинговые упражнения, осваивать отдельные психотерапевтические техники, организовывать деловые и рефлексивно-ролевые игры, мозговые штурмы, групповые дискуссии. В рамках психологической службы могут быть организованы специальные сеансы, на которых, работая в «тройках» (клиент-терапевт-супервизор), студенты могут овладевать также некоторыми первичными умениями консультанта, психотерапевта, супервизора, что способствует развитию профессионально значимых качеств и приобретению профессионального опыта. Некоторый опыт самостоятельной деятельности в качестве практического психолога студенты могут получать в рамках клубной работы и в группах психологического тренинга, где старшекурсники участвуют как ассистенты ведущего (представителя психологической службы), а также в работе с абитуриентами - демонстрационный тренинг, диагностика профессиональных склонностей.
Участвуя в работе психологической службы вуза, старшекурсники, обучающиеся по специальности «Педагогика и психология» или направлению «Психолого-педагогическое образование», могут работать с микрогруппами студентов в качестве тьюторов по аналогии с опытом, реализуемым в инновационной школе [9]. В числе функций, которые может выполнять тьютор - оптимизация самостоятельной учебной работы студентов младших курсов, профориентационная помощь, психологическая поддержка, диагностическая и консультативная помощь, тренинг.
Интересный опыт участия студентов в работе психологической службы Курского государственного университета как формы профессиональной подготовки будущих практических психологов описан С.Г. Елизаровым и Г.Н. Лариной [8]. Первоначально модель службы на основе студенческого психологического клуба сформировалась на летних сборах молодежного центра, впоследствии была перенесена в вуз в качестве экспериментальной площадки кафедры психологии. В работе психологической службы участвовали наиболее подготовленные студенты-старшекурсники, которые оказывали помощь первокурсникам (адаптация к условиям вуза), семейным студентам и другим категориям нуждающихся в психологической помощи (студенты третьего курса, выпускники). Круг проблем, с которыми работала психологическая служба, был весьма широким: снижение мотивации учения, неудовлетворенность статусом в учебной группе, общение, негативное эмоциональное самочувствие и др. Для разных категорий студентов разрабатывались комплексные программы психологической помощи. Например, программа помощи по адаптации первокурсников к условиям вуза была ориентирована на решение трех групп проблем - организационных, учебных, межличностных. Программы предполагали такие формы и методы психологической помощи, как лекции, дискуссионные столы, почта доверия, психологические вечера, индивидуальные и групповые консультации.
На кафедре педагогики и психологии личности Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ) работа, аналогичная описанному выше опыту, ведется в таких организованных нами подразделениях, как центр психологического консультирования, школа для старшеклассников «Юный психолог», клуб интеллектуальных игр, лаборатория профессионального мастерства.
В центре психологического консультирования во внеаудиторное время регулярно проводятся индивидуальные консультации студентов по волнующим их личным вопросам и проблемам профессионального роста, то есть частично реализуется такой компонент профессиональной подготовки, как личная терапия. Многие запросы студентов об оказании психологической помощи связаны с такими проблемами, как неуверенность в себе, застенчивость, ревность, тревожность, психастеничность, обиды и неразрешенные конфликты, одиночество, проблемы лидерства-подчинения, проблемы взаимоотношений с родителями, с представителями противоположного пола. По показаниям комплектуются группы тренинга, в которых после индивидуального консультирования студенты получают дополнительную помощь. В тренинговых группах используются как описанные в литературе ([5; 20; 29; 30] и др.), так и авторские методы и техники. Практика индивидуального психологического консультирования охватывает около четверти студентов, примерно 65 % будущих психологов образования участвуют в групповом консультировании и работе тре-нинговых групп. По отзывам студентов, оказанная им психологическая помощь была эффективной более, чем в 80 % случаев.
В школе «Юный психолог» наиболее подготовленные студенты и выпускники получают опыт проведения тренинговых занятий, групповых дискуссий, рефлексивно-ролевых игр с абитуриентами. Другие студенты и выпускники выступают в роли супервизоров (и приобретают профессионально необходимый опыт супервизии) или зрителей (наблюдают за ходом психологических мероприятий, что также полезно для профессионального роста). Работа в школе «Юный психолог» является своеобразной психолого-педагогической практикой для студентов старших курсов, а также базой для получения профессионального опыта выпускниками.
В «Клубе интеллектуальных игр» студенты участвуют в работе тренинговых групп (тренинг коммуникативных умений, тренинг публичного выступления, тренинг уверенности в себе), круглых столов, мастер-классов, играх «Парламентские дебаты». Старшекурсники и выпускники выступают в роли ассистентов преподавателей, а наиболее подготовленные - в роли ведущих и супервизоров. Участники клуба на практике осваивают методы активного социально-психологического обучения, которые они будут применять в профессиональном труде, приобретают коммуникативные, ораторские, организаторские умения, а также навыки саморегуляции, необходимые в работе психолога с клиентами. Клубная работа помогает в развитии многих профессионально значимых качеств личности: ответственность, организованность, аутентичность, уверенность в себе, эмпатия. Для получения студентами и выпускниками опыта супервизии специально проводится обсуждение уровня их профессиональных умений как практикующих ведущих, самочувствия в роли тренеров. Обсуждение организуется по принципам работы балинтовских групп, ориентированных на исследование профессиональных трудностей. Преподаватель психологии предлагает образцы профессиональной деятельности, реализуя задачи, близкие к тем, которые предполагает внедряемый В.М. Токар и сотрудниками проект «Наставничество» [26].
Лаборатория профессионального мастерства была организована при кафедре педагогики и психологии личности как клуб выпускников. Выпускники факультета психологии и социальной педагогики обсуждают с преподавателями и друг с другом проблемы профессиональной деятельности, делятся опытом со студентами, участвуют в работе школы «Юный психолог», «Клуба интеллектуальных игр». Некоторые из выпускников факультета продолжают обучение в магистратуре по психологическому профилю, на курсах повышения квалификации, получают специализацию по отдельным психологическим направлениям, технологиям (НЛП, гештальттерапия, трансактный анализ и др.). В профессиональной деятельности выпускники применяют многие методы и техники, освоенные при их участии в период обучения в вузе во внеаудиторной работе кафедры педагогики и психологии личности со студентами.
Приведем некоторые результаты опроса 25 выпускников факультета, работающих по специальности в образовательных и социальных учреждениях или занимающихся частной практикой психологической помощи.
Все опрошенные выпускники отметили, что они используют практический опыт, приобретенный в процессе личной психотерапии и (или) индивидуального консультирования, а также при участии в психологических мероприятиях, организованных кафедрой педагогики и психологии личности. В одной из наших работ [12, 6-8] приведены некоторые техники и приемы, используемые в практике оказания психологической помощи студентам. Отмеченные приемы и техники применяются многими выпускниками факультета при оказании психологической помощи своим клиентам. Так, применение когнитивной техники переформулирования проблем отметили 36 %
опрошенных, техники «Волшебный магазин» - 24 %. Ролевые игры («Уверенная просьба», «Уверенный отказ», «Что будет, если ...» и др.) используют 40 % практикующих выпускников, упражнения «Похвальное слово самому себе», «Выслушивание комплиментов», «Горячий стул» - 56 %. Техники диалога субличностей применяют 20 % респондентов, техники усиленного отреагирова-ния - 16 %. Техники НЛП применяют только те выпускники (8 %), кто прошел обучение по использованию данной инструментальной технологии, то же относится к 8 % выпускников, обучающихся на курсах по гештальттерапии. Все обозначенные техники студенты апробировали, выступая в роли клиента, некоторые из них - в роли психолога (ассистента преподавателя или ведущего тренинговой группы).
Если соотнести описанный опыт внеаудиторной работы кафедры педагогики и психологии личности с моделями психологической службы вуза, выделенными М. Битяновой [3], Е.И. Пилюгиной, О.В. Бережновой [21], то наша деятельность совмещает модель «кабинета психологической помощи» и «психологического сопровождения личностного развития студентов» с элементами модели «психологического обеспечения образовательного процесса». По-видимому, отсутствие единообразия внедряемых в высших учебных заведениях моделей психологической службы является достоинством вузовской психологической практики, поскольку обеспечивает ее гибкость и способность реагировать на разнообразные запросы студентов и обогащать процесс их профессиональной подготовки.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Психологическая служба: детский сад, школа, вуз: учеб. пособие / А.Д. Алферов и др.; под ред. И.Б. Котовой, Е.И. Рогова. - Ростов н/Д.: Изд-во РГПИ, 1991. - 172 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник / Г.М. Андреева. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 432 с.
3. Битянова, М. Модели деятельности психолога в образовательном учреждении / М. Битянова, Т. Беглова // Школьный психолог. - 2010. - № 2. - С. 23-27.
4. Варданян, Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием: на материале подготовки педагога и психолога: дис. ... д-ра пед. наук. / Ю.В. Варданян. - М., 1998. -353 с.
5. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И.В. Вачков. - М.: Ось-89, 2000. -224 с.
6. Душков, Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности (реклама, управление, инженерная психология и эргономика): словарь / Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 848 с.
7. Егорова, М.А. Модель профессиональной подготовки специалиста-психолога для системы образования // Психологическая наука и образование. - 2003. - № 4. - С. 89-96.
8. Елизаров, С.Г. Студенческий психологический клуб как модель студенческой психологической службы в вузе [Электронный ресурс] / С.Г. Елизаров, Г.Н. Ларина. - Электрон. дан. - URL: http: //www;psy. su.psyhe/projects/1316/.
9. Ефремова, О.И. Модель тьюторской поддержки учащихся // Воспитание школьников. - 2010. - № 1. -С. 21-26.
10. Ефремова, О.И. Уровни и показатели готовности будущих педагогов-психологов к профессиональному труду // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2012. - № 1. - С. 146-151.
11. Становление готовности будущих педагогов-психологов к профессиональному труду на этапе вузовского образования / О.И. Ефремова и др. - Таганрог, 2011. - 300 с.
12. Ефремова, О.И. Психологическая помощь будущим педагогам-психологам как условие становления их готовности к профессиональному труду [Электронный ресурс] // Концепт. - Электрон. дан. - 2010. -Спецвыпуск № 7. - URL: http: e-koncept.ru/2013/13567.htm.
13. Жданова, С.П. Психологическое сопровождение профессионального развития студентов-психологов: дис. ... канд. психол. наук / С.П. Жданова. - Томск, 2007. - 252 с.
14. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф.Зеер,
A.M. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 216 с.
15. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] // Интернет-журнал "Эйдос". - Электрон. дан. - 2006. - 5 мая. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
16. Колосов, Е.В. Психологическая служба вуза: теория и практика / Е.В. Колосов, В.Н. Бобылев,
B.А. Кручинин // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 10-13.
17. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии / Р. Кочюнас. - М.: Академический Проект: ОПЛЛ, 2003. - 464 с.
18. Лежнина, Л.В. Готовность психолога образования к профессиональной деятельности: этапы, механизмы, технологии формирования: дис. ... д-ра психол. наук / Л.В. Лежнина. - М., 2010. - 473 с.
19. Мирдиянова, Б.М. Социализация как педагогическое явление [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования - Электрон. дан. - 2005. - № 3 - С. 87-88. - URL: www.rae.ru/fs/?section= content&op=show article&article id=5892.
20. Осипова, А.К. Общая психокоррекция / А.К. Осипова. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 512 с.
21. Пилюгина, Е.И. Психологическое сопровождение личностно-профессионального роста студента вуза / Е.И. Пилюгина, О.В. Бережнова // Молодой ученый. - 2012. - № 10. - С. 289-291.
22. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов: хрестоматия / сост. и общ. ред. Л.В. Винокурова. - СПб: Питер, 2001. - 524 с.
23. Рожкова, А.П. Развитие личностных профессионально важных качеств студентов-психологов средствами тренинга: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.П. Рожкова. - Казань, 2004. - 22 с.
24. Сапогова, Е.Е. Консультативная психология / Е.Е. Сапогова. - М.: ИЦ «Академия», 2008. - 352 с.
25. Спиркина, Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Психологический журнал. - 1994. - № 6. - С. 121-127.
26. Токар, В.М. Психологическая служба в вузе: перспективы развития [Электронный ресурс] / В.М. Токар. -Электрон. дан. - URL: http: old.tisbi.org/science/vestaik/2001/issue1/vest1_4[5].htail.
27. Чеботарева, С.В. Психологические условия развития профессиональной компетентности студентов специальности «Психология»: дис. ... канд. психол. наук / С.В. Чеботарева. - Н. Новгород, 2009. - 196 с.
28. Чиркова, Т.И. Психологическая служба вуза: иллюзия или стратегическая возможность решения проблем профессиональной подготовки студентов? /[Электронный ресурс] / / Проблемы современного образования. - Электрон. дан. - 2011. - № 1. - С. 82-93. - Режим доступа: www/pmedu.ru.
29. Шнейдер, Л.Б. Пособие по психологическому консультированию / Л.Б. Шнейдер. - М.: Ось-89, 2003. -272 с.
30. Энрайт, Дж. Позиция слушателя-терапевта: пер. с польск. / Джон Энрайт. - М., 1992. - 30 с.
УДК 159.923.2 ВВК 88.8
О.А. Липовая
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопроса психосемантических исследований и их особенностей.
Ключевые слова: психосемантика, психосемантический подход, смысл, смыслообразование.
O.A. Lipovaya
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PSYCHOSEMANTIC RESEARCH IN PSYCHOLOGY: AN HISTORICAL SURVEY
Abstract. The article is devoted to consideration of the question of psychosemantic studies and their characteristics.
Key words, psychosemantics, psychosemantic approach, meaning, smysloobrazovanija.
Проблема поиска сущности смысла нашла свое отражение в уникальном направлении, получившем название психосемантики. «Психосемантический подход к личности еще нов, но открываемый им путь к изучению личности через анализ ее индивидуального сознания перспективен и обладает широкими возможностями операционализации смысловых единиц анализа структуры личности» [Петренко, с. 387].
В задачу психосемантики входит реконструкция индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие субъектом мира, других, самого себя. Термин «психосемантика» заимствован у Ч. Парфетти и использован для обозначения области исследования, возникающей на стыке психолингвистики и психологии восприятия и исследований индивидуального сознания. А.Н. Леонтьев вводит понятие об особом «пятом квазиизмерении, в котором открывается человеку объективный мир. Это «смысловое поле», «система значений» [Леонтьев, с. 5].
Основные положения психосемантики представлены, в первую очередь, работами психологов МГУ (Е.Ю. Артемьева, В.Ф. Петренко, А.Г Шмелев, В.В. Столин, А.А. Нистратов, В.И. По-хилько, О.В. Митина). Методологическую суть психосемантического подхода хорошо выразил А.Н. Леонтьев, «Сенсорные модальности ни в коем случае не кодируют реальность, они несут ее в себе» [Леонтьев, с. 16].
Психосемантика берет начало, естественно, от семантики. Семантика как часть семиотики «рассматривает знаки в их отношении к обозначаемым (не имеющим знаковой природы) объектам». «Наиболее важным предметом изучения для семиотики является язык, а потому она входит в качестве составной части в лингвистику (как семантика естественного языка) и в логику (как се-