ПРОБЛЕМЫ СУПЕРВИЗИИ В РАБОТЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
Н.В. Ялпаева
В статье автор рассматривает особенности организации супервизии со специалистами, в частности, со специальными психологами, работающими с клиентами по организации коррекционной и консультативной психологической помощи. После проведенных сессий у специалистов появилось уточненное представление о стиле работы специалиста, об особенностях отношений с клиентами, о собственном состоянии.
В России супервизия только начинает развиваться. Анализ имеющейся литературы по данной проблеме показывает, что на современном этапе развивается супервизия в форме «балинтовских групп». В Санкт-Петербургской ассоциации тренингов и психотерапии подобные группы собираются в различных секциях по научно-практическим интересам, имеются публикации по деятельности данных секций и групп [1, 3, 9]. В последнее время появилась литература о супер-визии в гельштат-терапии [2, 6, 7], но это в основном клиническая супервизия, она связана с совершенствованием терапевтических навыков после окончания тренинговых программ и осознанием уровня своего клинического развития терапевтами. Имеются работы, содержащие общий анализ супервизии как профессионального вмешательства с целью квалифицированного оформления профессиональной деятельности [4, 5, 8, 10-12].
Развитие сопровождения специальными психологами вызывает потребность в супер-визии в процессе профессионального роста и развития специалиста. Реализовать данную потребность не всегда возможно из-за определенных объективных и субъективных причин.
Возникает противоречие между вышесказанными явлениями. Решить данное противоречие возможно, если организовать су-первизию, которая будет использоваться для обеспечения и улучшения качества профессиональной работы в разных направлениях деятельности специалистов по коррекционной работе.
На наш взгляд, в деятельности специальных психологов необходима супервизия, включающая в себя «взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом уровни:
- уровень самовосприятия и восприятия другого человека и их взаимодействие;
- уровень восприятия профессионально фиксированных ролей, как собственных, так и коллег, сотрудников и руководителей;
- уровень восприятия нуждающихся в помощи в его «роли клиента»;
- уровень осознания, оценки и влияния на организационную профессиональную или трудовую сферу;
- уровень реалистического осмысления общественной ценности социальной профессии и специалистов социальной сферы» [10, с. 270].
В ходе исследования проблемы нами было проведено 65 заседаний, из них по 15 заседаний в трех группах по 7 человек и 20 индивидуальных заседаний с четырьмя су-первизантами по 5 заседаний с каждым. На этих заседаниях участвовали специалисты по социальной работе, специальные психологи, педагоги-дефектологи, логопеды, медицинские работники. Для специальных психологов, как, впрочем, и для других специалистов супервизия оказывается очень важной.
Первая группа в основном состояла из разных специалистов, которые работали по своей специальности первый или второй год.
Они называли такие проблемы, которые их волнуют:
- период адаптации специалиста;
- отсутствие опыта;
- незнание технологий работы;
- применение теории на практике;
- получение новых знаний в соответствии с возникшими потребностями;
- проблема доверия со стороны клиентов, администрации молодому специалисту и т. д.
Вторая группа состояла из разных специалистов, имеющих определенный опыт работы.
Их проблемы:
- непонимание со стороны коллег, администрации о деятельности специалиста;
- отсутствие социального заказа в деятельности специалиста за рамками учреждений, где они работают;
- проблемы специализации и т. д.
Мы тщательно проанализировали запросы, которые давали супервизируемые. Запросы в основном ставили следующие проблемы:
- адаптация специалиста в начале трудовой деятельности;
- содержание и процесс работы с клиентами;
- желание расширения рабочих знаний и навыков;
- получение информации и нового взгляда на рабочую ситуацию;
- получение оценки и поддержки как работника и как личности;
- страх работника нести груз проблем и трудностей в одиночестве;
- эффективное использование личностных и профессиональных ресурсов;
- стимулирование активности и противовес реактивности;
- желание в анализе деятельности супер-визируемого как специалиста.
В конечном итоге мы решили, что можно использовать следующие типы супервизии [Kadushin, 1976]:
- наставническую,
- обучающую,
- направляющую.
Мы использовали индивидуальную, групповую, коллегиальную работу. Весь процесс супервизии был выстроен так, что были пройдены все пять уровней. В результате нами были определены факторы, влияющие на супервизорские отношения. К статическим факторам относятся: демографические (пол, возраст, раса), ролевая позиция, супервизорские стиль, личностные характеристики. К динамическим относятся: опыт супервизора, общая продолжительность супервизорского процесса (для нас было оптимально по 1,5 часа, не менее 15 встреч, промежуток между заседаниями не более 5-6 дней), динамика отношений (сопротивление, сила, параллельные процессы и т. п.).
В роли супервизора супервизируемые хотели видеть консультанта, оказывающего поддержку; учителя, помогающего своему бывшему студенту; администратора, несущего ответственность за то, что делает супер-вирзиремый для воспитанника; эксперта, как со стороны супервизанта, так и со стороны администрации и его коллег; организатора отношений с администрацией.
Нами были выделены препятствия, которые мешали в работе. К ним относятся:
- предыдущий опыт супервизии (наблюдалось постоянное сравнение с тем, что было и что происходит сейчас);
- личное сопротивление и зависимая позиция (установка супервизанта - «Я - психолог (медик, специалист по социальной работе...), сам справлюсь со своими проблемами,
а вы не знаете всех нюансов; вы все равно ничего не поймете.»);
- трудности в общении с авторитетами (позиция - «Вы мой учитель, я опять Ваш ученик, мне трудно переходить на отношения «взрослый - взрослый», я предпочитаю отношения «учитель - ребенок»);
- конфликт ролей (позиция - «Для чего я Вам, не проверка ли это?»);
- внешние препятствия;
- нежелание принимать поддержку (позиция - «Если я соглашаюсь на супервизию, то показываю себя нуждающимся, уязвимым»);
- организационные трудности.
Супервизорские сессии начинались с исследования рабочих вопросов и заканчивались обзором того, что супервизируемый собирается делать в рамках этих вопросов. На заседаниях супервизии мы использовали разные техники: аутотренинг, психогимнастику, техники групповых игр, техники использования кукол, рисуночные техники, песочную игротерапию, техники работы с глиной, работа с модулями, техники использования разных предметов (клубки с нитками, фасоль, каштаны, камушки, ракушки и т. п.).
Интересна, на наш взгляд, работа с акварельными мазками. Супервизантам предлагаются листы бумаги, расположенные тыльной стороной. Они их берут, разворачивают и видят акварельные мазки. Супервизор просит внимательно посмотреть на эти мазки и сказать, что вызывает положительные эмоции и что их тревожит. Каждый высказывается по своему листу. После того, как все высказали свое мнение, супервизор предлагает поработать над этим листком мелком, сделать такой рисунок, который вызвал бы у супервизанта положительные эмоции. После выполнения работы супервизант рассказывает, что он изменил, что он сейчас чувствует.
Все сессии супервизии проходили по определенной методике. Вначале мы проработали внутреннюю динамику, вопросы поддержки и супервизии, предоставив друг другу большой объем обратной связи (4 заседания супервизии). В основном на этой первой фазе супервизанты пытались понять, что с ними происходит на этом этапе развития их как специалистов. Далее были заседания (2), посвященные исследованию отношений в более широком контексте. Как нам работать в тех условиях, какие у нас имеются? Это по
сути дела вторая фаза. Третья фаза проходила в форме мозгового штурма, и на этой фазе разрабатывалось решение (всего 6 заседаний). Четвертая фаза (1 заседание) проходила, как выводы по решению. Пятая фаза (1 заседание) - выход, подведение итогов работы.
Оценить качество своей работы супервизором с супервизантом (супервизантами) можно, получая обратную связь. Наши специалисты ответили на вопрос, что им дала супервизия? В конечном итоге супервизанты пришли к выводу, что супервизия - это взаимный творческий процесс, построенный на отношениях. После проведенных сессий у супервизантов появилось уточненное представление о стиле работы специалиста, об особенностях отношений с клиентами, о собственном состоянии. В то же время это была массивная обратная связь о деятельности всех специалистов.
Супервизорские отношения в значительной мере ориентированы на сотрудничество между специалистом и супервизором и поэтому формально являются горизонтальными, чем иерархическими. Оба участника являются экспертами в своем собственном опыте. Супервизия может стать аутентичной встречей, диалогом, творческим процессом, который больше экспериментален, нежели интерпретативен. При этом и супервизант, и супервизор участвуют в совместном исследовательском проекте. Акцент в супервизии может зависеть от уровня опыта и навыков специалиста, выступающего супервизантом. Начинающие специалисты могут нуждаться в поддержке, одобрении и обучении, более опытные - в навыках следования за клиентом или в рассмотрении того, что является фигурой, а более продвинутые — в интеграции
навыков направлений деятельности специалиста и теоретических концепций.
1. Бурцева Е.Н. Размышления о супервизии // Гештальт-2000: сб. материалов Московского Гештальт-Института. М., 2000. С. 59-70.
2. Булюбаш И.Д. Основы супервизии в гельштат-терапии. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003.
3. Кодекс этики и практики супервизоров Британской ассоциации консультирования // Журн. практической психологии и психоанализа. 2000. № 4. С. 23-29.
4. Кори Дж. и др. Техники групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2001.
5. Лексикон социальной работы / под ред. С.М. Кибардиной, С.И. Михайловой, О.М. Чернышевой. Вологда: Изд-во «Русь», 2001.
6. Левченко А. Супервизорство. Не много ли солнца в холодной воде? // Гештальт-2000: сб. материалов Московского Гештальт-Института, 2000. С. 76-79.
7. Немиринский О.В. О супервидении // Гештальт-терапия и консультирование: сб. материалов Московского института Гештальт-терапии и консультирования. М., 2002. С. 45-47.
8. Ормонт Л. Групповая психотерапия: от теории к практике: в 2 ч. СПб: Изд-во РАН, 1998.
9. Уильямс Э. Вы - супервизор: Шестифокусная модель, роли и техники в супервизии. М.: Независимая фирма «Класс», 2001.
10.Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. СПб.: Речь, 2002.
11. Якобс Д., Девис П., Мейер Д. Супервизорство. Техника и методы корректирующего консультирования. СПб., 1997.
12. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2000.
Поступила в редакцию 4.10.2006.