Научная статья на тему 'Потенциалы супервизии и их актуализация в практике социальной работы'

Потенциалы супервизии и их актуализация в практике социальной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1777
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ / СУПЕРВИЗОРСТВО / SOCIAL WORKERS' PREPARATION / SOCIAL WORK / SUPERVISORITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фокин Игорь Владимирович

Рассматриваются потенциалы традиционного для западной практики социальной работы института супервизорства, функции супервизоров, технологические приемы оказания помощи начинающим специалистам, студентам, фокусно-ролевая матрица супервизии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potentials of traditional for modern Western social work practice supervisority institution, supervisors' functions, technological modes of aiding the beginning specialists, students, focus-role supervision matrix are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Потенциалы супервизии и их актуализация в практике социальной работы»

мешающих). Соответственно предпосылкой становления выступает ощущение психологической защищенности, отражение позитивного отношения со стороны окружающих людей. Предпосылкой также становится дух соревнования, принятие студентом атмосферы сообщества Вооруженных сил.

Отношения курсанта с армейской средой, в которой он осуществляет военно-служебная деятельность, отражают возможность будущего офицера влиять на внешние обстоятельства,

управлять ими. В реальной практике военных вузов данный фактор выражен слабо.

Наставничество как форма педагогического сопровождения увязывает в одном алгоритме сочетание и чередование процедур работы с информацией (исследование барьера, демонстрация способов преодоления барьера, созерцания, диалога с воспитанником) и процедур непосредственного содействия воспитаннику в волевых усилиях (организации преодоления трудности, созидания возможностей, игры, ритуала).

УДК 37

Фокин Игорь Владимирович

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

fokine@mail.ru

ПОТЕНЦИАЛЫ СУПЕРВИЗИИ И ИХ АКТУАЛИЗАЦИЯ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Рассматриваются потенциалы традиционного для западной практики социальной работы института супервизорства, функции супервизоров, технологические приемы оказания помощи начинающим специалистам, студентам, фокусно-ролевая матрица супервизии.

Ключевые слова: социальная работа, подготовка социальных работников, супервизорство.

В практике социальной работы и подготовке социальных работников существуют давние традиции супервизорства над начинающими специалистами. В 40-50-е годы ХХ века супервизия проводилась в социальных агентствах и школах социальной работы большинства стран Запада на специальных сессиях, в ходе которых анализировались избранные записи бесед социального работника и клиента. В 60-е и 70-е годы прошлого столетия супервизия стала более открытым процессом: помимо стенограммы бесед стали широко использовать аудио- и видеозапись, одностороннее зеркало. В настоящее время для целей супервизии используются возможности новых информационных технологий - наблюдение за клиентом и социальным работником с помощью веб-камер, других электронных возможностей. Что же такое супервизия?

Понятие «супервизия» (supervision) переводится с английского языка как «надзор, наблюдение, заведование, руководство». Использование этого термина в социальной работе предполагает, что в ней действует профессионал-супервизор, который, наблюдая «сверху» за тем, как специалист работает с клиентом, зная и понимая об

этом гораздо больше и глубже социального работника, оказывает ему помощь в профессиональной деятельности. В реальной практике социальной работы супервизия - это целенаправленное профессиональное взаимодействие супервизора с начинающим специалистом - социальным работником, студентом. В ходе этого взаимодействия начинающий специалист рассказывает супервизору о своей работе с клиентом, делится планами, задает вопросы, а супервизор помогает ему найти ответы, поддерживает коллегу, делится своими знаниями и умениями. Супервизор - специально обученный сотрудник социальной службы, который выполняет в нем роль «психотерапевта» для начинающих специалистов или студентов. Главное в деятельности супервизора - умение так организовать работу в коллективе, чтобы каждый независимый сотрудник был способен максимально реализоваться в работе.

Супервизия является уникальной, творческой технологией обучения социальной работе, базирующейся на традициях устной передачи знания. Она применяется как в процессе социального образования студентов, когда они находятся на практике, так и при организации самостоятельной работы начинающих специалистов, когда су-

216

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Фокин И.В., 2010

первизор помогает коллеге осваивать секреты профессионального мастерства. В зарубежных моделях подготовки социальных работников супервизор несет ответственность за то, чтобы специалист, еще не получивший необходимой квалификации, организовывал социальную работу действенно и этично. Иногда супервизия продолжается в течение нескольких лет.

В процессе супервизии супервизор призван поддерживать профессиональную позицию начинающего коллеги. Это означает: помощь специалисту в раскрытии или сдерживании его собственных чувств (как принимаемых, так и отвергаемых - страх, гнев, злость, растерянность) в зависимости от необходимости; фокусирование на проблемах клиента без подмены их собственными; осознание как своих возможностей, так и зон риска; гибкость в выборе и использовании средств воздействия на клиента и др.

Функциями супервизора являются: обучающая, если супервизия проводится в рамках обучения; информационная, когда супервизор передает специалисту тот или иной объем знаний, помогает в выработке стратегии социальной работы; поддерживающая, если специалист нуждается в человеческом участии, в позитивных ресурсах для продолжения свой деятельности; оценивающая, когда супервизор оценивает выбранные социальным работником стратегии, методы, технологии деятельности; помощь в планировании дальнейшего консультирования, если в ходе консультационной сессии социальный работник зашел «в тупик».

Среди технологических способов поддержания супервизором действенной позиции супер-визируемого можно выделить: помощь в соблюдении границ деятельности (и супервизии); помощь в опознавании «слепых пятен» социального работника в сочетании с демонстрацией понимания и принятия реального несовершенства даже самого опытного специалиста; поддержка права собственного видения социальным работником происходящего; передача (трансляция) супервизором собственных профессиональных установок с помощью личных примеров, техник самораскрытия и др.

Практические знания, умения и навыки плохо передаются через учебники. Специалист не овладеет практической деятельностью, читая книги, работая на компьютере, просматривая видеозаписи и перебирая бумаги, Этому он научится

у других профессионалов-наставников в процессе целенаправленного общения с ними.

Поэтому в подготовке социальных работников такое большое значение приобретает личное взаимодействие супервизора и начинающего специалиста. По своему значению для профессионального роста специалиста супервизорство занимает вторую позицию после непосредственной социальной практики, а супервизор - ключевая фигура в профессиональном становлении специалиста. Именно супервизор регулирует профессиональные действия специалиста в процессе его практической социальной работы, не давая возможности закрепиться неверному навыку, неправильной установке.

Для достижения эффективного супервизор-ства важно выбрать ту технологию, которая в наибольшей степени соответствует личностному стилю, области интересов, мировоззрению, степени профессиональной автономии, уровню зрелости как супервизора, так и специалиста.

Хорошо зарекомендовавшей технологией является групповая супервизия. Ее организация возможна при взаимодействии социальных работников одной административно-территориальной единицы (района). Однако начинающему социальному работнику необходима полноценная индивидуальная супервизия с наставником, способным поддержать его профессиональное развитие. Полезной технологией является фокусно-ролевая матрица, позволяющая подробно проанализировать сложные случаи деятельности социального работника.

Супервизор может фокусироваться на различных аспектах социальной работы или супервизии. Обычно выделяют шесть категорий, или вариантов, супервизорского фокуса. Они представляют собой языковые метки, маркирующие род активности в конкретный момент супервизии, благодаря которым удается организовать то, что иначе было бы хаосом неструктурированного опыта.

Консультативная система (взаимодействие специалиста с клиентом).

1. Рассказ специалиста; история о клиенте и история клиента. Фокус - на клиенте.

2. Действия специалиста: исследование того, что он делал с клиентом, - гипотезы, методы и техники, интервенции. Фокус - на специалисте.

3. Процесс консультирования: исследование взаимодействия или «динамики» в ходе практической деятельности специалиста. Фокус - на де-

Таблица1

Фокусно-ролевая матрица супервизии

Фокус Роль

Учитель Фасилитатор Консультанттнт Эксперт

Рассказ социального работника

Активность социального работника

Процесс социальной работы

Состояние супервизируемого

Процесс супервизии

Впечатление супервизора

ятельности в системе «социальный работник -клиент».

4. Состояние супервизируемого: этот фокус супервизии уже принадлежит «второй стороне» супервизорского процесса, где внимание супервизора концентрируется на состоянии специалиста во время супервизорской сессии, в том числе на переживаемых им «блоках» и дистрессе. «Переименование» специалиста в супервизируемо-го имеет целью подчеркнуть переход от первой группы фокусов супервизии, связанных с клиентом, ко второй, где главные отношения - это отношения с супервизором.

5. Супервизорский процесс: исследование отношений между супервизором и обучаемым, а также вероятности параллельного процесса.

6. Впечатления супервизора: «подозрения», «странные» чувства или идеи супервизора, связанные с супервизируемым или клиентом, трансформируются в соображения на тему не нашедших выражения аспектов рассказа специалиста или состояния супервизируемого.

Как учитель, супервизор помогает социальному работнику овладеть необходимыми знаниями, инструктирует, как использовать умения и навыки, а также оценивает его работу. В качестве фасилитатора, он облегчает выражение эмоций, поддерживает рассказ и процесс взаимодействия. Будучи консультантом, он консультирует начинающего социального работника в области его затруднений, помогает найти ресурсы. Как эксперт, супервизор выступает компетентным специалистом в области социальной работы.

Шестифокусный подход в соединении с четырьмя супервизорскими ролями дает возможность создать фокусно-ролевую матрицу (см. табл. 1). Используя эту матрицу, супервизор в любой момент может установить, где они «находятся» с его подопечным. Так, супервизор, ин-

структирующий специалиста относительно клиента и клиентской динамики, «попадает» в первый квадрат первой строки; инструктирующий относительно интервенций социального работника - в квадрат, расположенный строкой ниже и так далее. Супервидение может быть консультацией по материалу рассказа специалиста, или его активности, или процесса социальной работы, или состояния подопечного, или супервизор-ского процесса. Шестой фокус («впечатления супервизора») несколько отличается от остальных: хотя супервизор в принципе мог бы инструктировать начинающего специалиста по поводу своих впечатлений от него, более вероятно, что он будет исполнять учительскую, фасилитаторскую, консультативную или экспертную функцию, исходя из этих впечатлений.

В реальной практике вузовской подготовки специалистов или деятельности начинающих специалистов в конкретном районе, при еще не сложившемся институте супервизоров в России, можно рекомендовать технологию групповой супер-визии, что позволяет обсуждать сложные, а иногда и типичные случаи из практики социальной работы с большим количеством начинающих социальных работников. Такая группа может быть организована как по инициативе районного комитета социальной защиты, факультета социальной работы, так и самих социальных работников. Алгоритм работы данной группы будет следующей.

На первой встрече оговаривается состав группы, форма ее организации (закрытая - открытая, существующая определенный промежуток времени или постоянная), цели и задачи. Каждая последующая встреча включает этапы.

1. Представление информации (шеринг) - возможность поделиться актуальным состоянием дел в социальной работе и заявить о потребности в получении супервизии.

218

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

2. Решение о том, чьи случаи можно рассмотреть на данной встрече.

3. Работа с конкретным случаем, включающая: рассказ супервизируемого; задавание ему уточняющих вопросов; обратные эмоциональные связи от участников (участники делятся своими чувствами либо возникшими переживаниями); гипотезы и идеи участников. На последнем стадии данного этапа супервизируемый не задает вопросов и никак не реагирует - он просто слушает. В конце он говорит присутствующим, что ему показалось полезным.

4. Завершение работы группы.

В таких группах для каждой отдельной встречи выбирается ведущий. Работу группы можно совместить с небольшими лекционными фрагментами, подготовленными участниками по актуальным темам.

Таким образом, супервизия позволяет социальному работнику чувствовать себя включенным в процесс взаимодействия с коллегами, получать профессиональную поддержку, новые знания и опыт, что делает ее важным инструментом профессионального развития специалиста.

Творческие задания

1. Организуйте очную встречу с супервизором (мастерскую) по освоению, например, умения слушать клиента в терапевтической социальной работе. Предлагается видеоролик с записью беседы социального работника с клиентом. Основной метод - прием стоп-кадра во время выполнения учебных консультаций супервизора в аудитории, то есть фокусировка на «внутренней профессиональной кухне» социального работника. Этим приемом обеспечивается непосредственная работа с осознанием студента происходящего, его рефлексией. Во время стоп-кадра развивается диалог с супервизором, с другими студентами, присутствующими в аудитории, у которых, как правило, есть инструкции, предписывающие позицию наблюдения, определенную рефлексивную задачу. Причем, стоп-кадры занимают основную массу времени по сравнению с «чистым» временем консультирования. Вот обычные вопросы и задания, которые обсуждаются во время стоп-кадра:

а) Просьба пересказать реплику клиента, как его понял социальный работник.

б) Как слушал социальный работник, на что обратил внимание в рассказе клиента?

в) Что сейчас происходит с клиентом? Каков его процесс переживания? Как можно поддержать этот процесс? Какую работу здесь-и-теперь совершает клиент?

г) Кому он говорит, адресует свое высказывание?

д) Как можно технически выразить клиенту свое понимание?

е) Как реплика социального работника влияет на ответную реплику клиента, на его процесс?

Цель данной мастерской по пониманию умения слушать в социальной работе - создать и поддерживать ситуацию профессиональной социальной помощи, профессионального диалога с клиентом (в отличие от непрофессионального, «житейского» разговора), научить профессионально слушать и говорить с клиентом, вступать в профессиональный контакт, а не житейский «разговор по душам». Деятельность на полюсе социального работника - сопереживание, которое понимается как поддержка работы переживания клиента. Соответственно, акцент в обучающей супервизии делается на формирование умения смыслового слушания речи клиента, т.е. не столько того, ЧТО говорит клиент, сколько того, КАК он об этом говорит, какие культурные знаковые средства использует, как лингвистически оформлено его переживание, какова поэтика его переживания.

У искусствоведов есть профессиональный жаргон - «насмотреть» картины, когда в процессе профессионального образования искусствовед должен много часов смотреть картины в музеях, альбомах, репродукциях и т.д., уметь достаточно много времени посвятить встрече с одной картиной, пока она по-особому не откроется ему. Так происходит воспитание профессионального взгляда, в отличие от взгляда праздного зрителя. Так и данная мастерская, и супервизия нацелены на формирование профессиональной речи, т.е. слушания, понимания, «говорения» с разными партнерами по профессиональному общению -клиентом, супервизором, коллегами. Тематика заданий для проведения подобных мастерских с супервизором может быть самая разнообразная и зависеть от того, что хотелось бы профессионально освоить вместе и под наблюдением супервизора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.