Научная статья на тему 'Использование супервизии в социальной работе в России'

Использование супервизии в социальной работе в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3160
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фокин И. В.

В данной статье рассматриваются сущность использования института супервизорства в социальной работе, технологические способы поддержки супервизором действенной позиции своего подшефного. Раскрывается и характеризуется фокусно-ролевая матрица супервизии, представлен алгоритм организации обучения специалистов основам супервизии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование супервизии в социальной работе в России»

ей; 7) содействие развитию сети социальных, медико-социальных, социально-правовых, пси-холого-педагогических служб, использующих в своей работе технологии социальной работы с семьей; 8) качественное разнообразие применяемых технологий социальной работы с семьей; 9) адаптация зарубежных подобных технологий с учетом политических, социально-экономических, социокультурных,

национальных, конфессиональных и других особенностей России в целом и регионов, в частности; 11) поддержка добровольческих инициатив; 12) поощрение развития само- и взаимопомощи; 13) создание единого информационного поля, освещающего деятельность государственных и общественных органов по пропаганде передовых инновационных технологий социальной работы с семьей и т. д.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Итоги проведения года семьи в Тюменской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://admtyumen.ru/ogv_ru/gov/administrative/social_department/interview/more.htm?id= 10447809@сш8 Агйс1е&_ргт1=1гие. — Загл. с экрана.

2. Маракуша И. Н. Формирование и становление участковой социальной службы на селе / И. Н. Маракуша // Работник социальной службы. — 2009. — № 3. — С. 13—47.

3. Создание инновационных технологий по месту жительства по социальной поддержке семей и

детей группы «риска» на территории муниципального образования г. Благовещенска [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.admb1ag.ru/press/pub1ishing/innovation_for_socia1_support/. —

Загл. с экрана.

4. Технологии социальной работы : учеб. / под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. — М. : ИНФРА-М, 2001. — 400 с.

5. Туринский В. Практика внедрения участковой формы социального обслуживания населения в Свердловской области / В. Туринский // Вопр. соц. обеспечения. — 2009. — № 9. — С. 11—13.

Поступила 19.11.09.

ÈNÏ I ËÜÇ I ÂÀ Î ÈA NÔ Ï ADÂÈÇÈ È ÂN IOÈÀËÜГ I ÉDÀÂI 0A ÂDINNÈÈ

È. Â. Ôîêèi

 aàiiîé noàoüâ 9ànnlào9èâà|3onÿ noùTînoü ènïîëüçîâàièÿ èTnoèoooà noïâ9âèçî9noâà â nîoèàëüiîé 9àâîoâ, oâôiîëîâè+ânêèâ nïînîâû ïîaaâ9æêè noïâ9âèçî9îl aâénoââi-

iîé ïîçèoèè nâîââî ïîa0âôiîâî 1 ào9èoà noïâ9âèçèè, ï9âanoàâëâ i Tîâàl noïâ9âèçèè.

Институт супервизии появился в социальной работе в России совсем недавно. Понятие «супервизия» (supervision) переводится с английского языка как «надзор, наблюдение, заведование, руководство». Использование этого понятия в социальной работе предполагает, что в ней действует профессионал-супервизор, который, наблюдая «сверху» за тем, как специалист работает с клиентом, зная и понимая об этом гораздо больше и глубже социального работника, оказывает ему помощь в профессиональной деятельности. В реальной практике социальной работы супер-

ВапёЭйаааопу ё оаЭаёоаЭедоаопу о і ёоп Т і -91 ёааау аёаТЭёо! Т9ааТёдаоёё Тао+аТёу т'аоёаёёпоТа Тп-

визия — это взаимодействие супервизора с су-первизируемым (начинающим специалистом-социальным работником, студентом), в ходе которого последний рассказывает о процессе работы с клиентом, делится своими планами, задает вопросы, а другой участник (супервизор) помогает найти ответы, поддерживает коллегу, делится своими знаниями и умениями. Супервизор — специально обученный сотрудник социальной службы, который выполняет в нем роль «психотерапевта» для начинающих специалистов или студентов. Главное в деятельности супервизора — уме© Ё. А. ОТёёТ, 2010

flâôèÿ «fiîôèîëîâè^-àneèà fàoeè»

107

ние так организовать работу в коллективе, чтобы каждый независимый сотрудник был способен максимально реализоваться в работе [1, с. 336 ].

В западной практике социальной работы существуют давние традиции супервизорства начинающих специалистов, которые развивались вместе с развитием технологий социальной работы. В 40—50-е гг. ХХ в. супервизия проводилась в форме специальных сессий, где в основном анализировались избранные записи бесед социального работника и клиента. Позже, в 60-е и 70-е гг., супервизия стала более открытым процессом: помимо стенограммы бесед стали широко использовать аудио-и видеозапись, одностороннее зеркало, наблюдение за сессией на экране монитора компьютера и др.

Супервизия является уникальной творческой технологией обучения социальной работе, базирующейся на традициях устной передачи знания. Она применяется как в процессе социального образования студентов, когда они находятся на практике, так и в процессе самостоятельной работы начинающих специалистов, когда супервизор помогает коллеге осваивать секреты профессионального мастерства. Длительное (по количеству лекционных, семинарских и практических часов) обучение социальной работе не поможет студенту стать хорошим специалистом, если он не прошел супервизию под руководством опытного наставника.

В зарубежных моделях подготовки социальных работников супервизор несет ответственность за то, чтобы специалист, еще не получивший необходимой квалификации, организовывал социальную работу действенно и этично. Иногда супервизия продолжается в течение нескольких лет. В процессе супер-визии супервизор призван поддерживать профессиональную позицию супервизируемого. Это означает: помощь специалисту в раскрытии или сдерживании его собственных чувств (как принимаемых, так и отвергаемых — страх, гнев, злость, растерянность) в зависимости от необходимости; фокусирование на проблемах клиента без подмены их собственными; осознание как своих возможностей, так и зон риска; гибкость в выборе и использовании средств воздействия на клиента и др.

Функциями супервизора являются: 1) обучающая, если супервизия проводится в рамках обучения; 2) информационная, когда супервизор передает специалисту тот или иной объем знаний, помогает в выработке стратегии социальной работы; 3) поддерживающая, если специалист нуждается в человеческом участии, в позитивных ресурсах для продол-

жения свой деятельности; 4) оценивающая, когда супервизор оценивает выбранные социальным работником стратегии, методы, технологии деятельности; 5) помощь в планировании дальнейшего консультирования, если в ходе консультационной сессии социальный работник «зашел в тупик».

Среди технологических способов поддержания супервизором действенной позиции супервизируемого можно выделить: помощь в соблюдении границ деятельности (и супер-визии); помощь в опознавании «слепых пятен» социального работника в сочетании с демонстрацией понимания и принятия реального несовершенства даже самого опытного специалиста; поддержка права собственного видения социальным работником происходящего; передача (трансляция) супервизором собственных профессиональных установок с помощью личных примеров, техник самораскрытия и др.

Практические знания, умения и навыки плохо передаются через учебники. Специалист не овладеет практической деятельностью, читая книги, работая на компьютере, просматривая видеозаписи и перебирая бумаги. Этому он научится у других профессионалов в процессе глубокого внутреннего общения с ними. Поэтому в подготовке социальных работников такое большое значение приобретает личное взаимодействие супервизора и начинающего специалиста. По своему значению для профессионального роста специалиста супервизорство занимает вторую позицию после непосредственной социальной практики, а супервизор — ключевая фигура в профессиональном становлении специалиста. Именно супервизор регулирует профессиональные действия специалиста в процессе его практической социальной работы, не давая возможности закрепиться неверному навыку, неправильной установке.

Для достижения эффективного суперви-зорства важно выбрать ту технологию, которая в наибольшей степени соответствует личностному стилю, области интересов, мировоззрению, степени профессиональной автономии, уровню зрелости как супервизора, так и специалиста. Хорошо зарекомендовавшей технологией является групповая супервизия (или интервизия). Ее организация возможна при взаимодействии социальных работников одной административно-территориальной единицы (района). Однако начинающему социальному работнику необходима полноценная индивидуальная супервизия с наставником, способным поддержать его профессиональное развитие. Полезной технологией является фокусно-ролевая матрица, позволяю-

108

ААЯ0ГЁЁ 1 ТЭаТапёТаТ оГёааЭпеоаоа | 2010 | 1 2

щая подробно проанализировать сложные случаи деятельности социального работника.

Супервизор может фокусироваться на различных аспектах социальной работы или супервизии. Э. Уильямс выделяет шесть категорий, или вариантов, супервизорского фокуса. Они представляют собой языковые метки, маркирующие род активности в конкретный момент супервизии, благодаря которым удается организовать то, что иначе было бы хаосом неструктурированного опыта [2].

Консультативная система (взаимодействие специалиста с клиентом):

1. Рассказ специалиста; история о клиенте и история клиента. Фокус на клиенте.

2. Действия специалиста: исследование того, что он делал с клиентом, — гипотезы, методы и техники, интервенции. Фокус на специалисте.

3. Процесс консультирования: исследование взаимодействия или «динамики» в ходе практической деятельности специалиста. Фокус на деятельности в системе «социальный работник — клиент». Супервизорская система (взаимодействие специалиста, или супер-визируемого, с супервизором).

4. Состояние супервизируемого: этот фокус супервизии уже принадлежит «второй стороне» супервизорского процесса, где внимание супервизора концентрируется на состоянии специалиста во время супервизор-ской сессии, в том числе на переживаемых им

Используя эту матрицу, супервизор в любой момент может установить, где они «находятся» с его подопечным. Так, супервизор, инструктирующий специалиста относительно клиента и клиентской динамики, «попадает» в первый квадрат первой строки; инструктирующий относительно интервенций социального работника — в квадрат, расположенный строкой ниже и так далее. Супервидение может быть консультацией по

«блоках» и дистрессе. «Переименование» специалиста в супервизируемого имеет целью подчеркнуть переход от первой группы фокусов супервизии, связанных с клиентом, ко второй, где главные отношения — это отношения с супервизором.

5. Супервизорский процесс: исследование отношений между супервизором и обучаемым, а также вероятности параллельного процесса.

6. Впечатления супервизора: «подозрения», «странные» чувства или идеи супервизора, связанные с супервизируемым или клиентом, трансформируются в соображения на тему не нашедших выражения аспектов рассказа специалиста или состояния супервизи-руемого.

Как учитель супервизор помогает социальному работнику овладеть необходимыми знаниями, инструктирует, как использовать умения и навыки, а также оценивает его работу. В качестве фасилитатора он облегчает выражение эмоций, поддерживает рассказ и процесс взаимодействия. Будучи консультантом, он консультирует начинающего социального работника в области его затруднений, помогает найти ресурсы. Как эксперт супервизор выступает компетентным специалистом в области социальной работы. Шестифокусный подход в соединении с четырьмя супервизорскими ролями дает возможность создать фокусно-ролевую матрицу (таблица).

материалу рассказа специалиста, или его активности, или процесса социальной работы, или состояния подопечного, или супер-визорского процесса. Шестой фокус («впечатления супервизора») несколько отличается от остальных: хотя супервизор в принципе мог бы инструктировать начинающего специалиста по поводу своих впечатлений от него, более вероятно, что он будет исполнять учительскую, фасилитаторскую, консультатив-

Оааёёоа

О Тёбп Т Т-5Тёааау 1 аоЭёоа пбУаЭаёдёё

О!ёоп ВТёи

о+ёоаёи 6апёёёоао!9 ёТ ТпоёиоаТо уёт'а9о

Ваппёад пТоёаёиТТаТ 9ааТоТёёа

АёоёаТШи пТоёаёиТТаТ 9ааТоТёёа

1 9Тоапп пТоёаёиТТё 9ааТои

ЫТпоТуТёа поУа9аёдё9оа1ТаТ

1 9Тоапп по''а9аёдёё

АУа+аоёаТёа поУа9аёдТ9а

Йабёу «ЙТоёТёТаёч-апеёа Гаоеё»

109

ную или экспертную функцию, исходя из этих впечатлений.

В реальной практике вузовской подготовки специалистов или деятельности начинающих специалистов в конкретном районе при еще не сложившемся институте супервизоров в России можно рекомендовать технологию групповой супервизии, или интерви-зии, что позволит обсуждать сложные, а иногда и типичные случаи из практики социальной работы с большим количеством начинающих социальных работников. Такая группа может быть организована как по инициативе районного комитета социальной защиты, факультета социальной работы, так и самих социальных работников. Алгоритм работы данной группы будет следующий. На первой встрече оговариваются состав группы, форма ее организации (закрытая — открытая, существующая определенный промежуток времени или постоянная), цели и задачи. Каждая последующая встреча включает этапы:

1. Представление информации (шеринг) — возможность поделиться актуальным состоянием дел в социальной работе и заявить о потребности в получении супервизии.

2. Решение о том, чьи случаи можно рассмотреть на данной встрече.

3. Работа с конкретным случаем, включающая: рассказ супервизируемого; задавание ему уточняющих вопросов; обратные эмоциональные связи от участников (участники делятся своими чувствами либо возникшими переживаниями); гипотезы и идеи участников. На последней стадии данного этапа су-первизируемый не задает вопросов и никак не реагирует — он просто слушает. В конце он говорит присутствующим, что ему показалось полезным.

4. Завершение работы группы.

В таких группах выбирается ведущий для каждой отдельной встречи. Работу группы можно совместить с небольшими лекционными фрагментами, подготовленными участниками по актуальным темам.

Таким образом, технология супервизии позволяет социальному работнику чувствовать себя включенным в процесс взаимодействия с коллегами, получать профессиональную поддержку, новые знания и опыт, что делает ее важным инструментом профессионального развития специалиста.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Современная энциклопедия социальной работы / под ред. В. И. Жукова. — М. : РГСУ, 2008. — 412 с.

2. Уильямс Э. Вы — супервизор... Шестифокусная модель, роли, техники в супервизии / Э. Уильямс. — Минск : БГУ, 2001. — 157 с.

Поступила 24.02.10.

N I Два 1Д Г Г Ав I вАА Г ЁрАОЁ мм-

ОАО Г IЁ I АЁxANËАB 1 |АДЁО

N I ОЁАЁ0 Г I Ё ВАА I Ои N NД1UДË Д В I NNЁЁ

Д. Д. Ёа! й0Таа

А поаоиа ГЭаапоааёаГй ГТГуоеа оаоГТёТаёё тоёаёипё ЭааТой п па1иаё ё ёо оё'ТёТ-аёу. ТаШТааТ оадёп Т оТ1, +оТ а ВТппёё пбТЭТёЭТааёапи ё ааёпоаоао пТаЭаТаиау ТЭааТёдаоёТи Т-оаоПёТаё+апёау 1Тааёи пТоёаёиТТё ЭааТой п пашаё. АаТа Таиау оаЭаёоаЭёпоёёа поЭоёооЭТйо уёаТаТоТа ааТТТё Иааёё, ТаТдТа+аТй ТпТТаТйа ГЭТ -аёаш аа боТёоёПёЭТааТёу, Та1а+аТй 'ГаЭт'аёоёай ааёиТаёиааТ Эадаёоёу.

Технологии социальной работы — важный инструмент предупреждения и решения проблем современной семьи. При их помощи можно своевременно снимать социальное на-

пряжение, разрешать семейные конфликты, принимать и реализовывать оптимальные управленческие решения.

В теоретическом плане технологии соци-© А. А. ЁашиТаа, 2010

110

ААП0ГЕЁ 1 ТЭаТапёТаТ 6Гёаа5пёоаоа | 2010 | 1 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.