Научная статья на тему 'Супервизия специалистов, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью'

Супервизия специалистов, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
700
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Область наук
Ключевые слова
СУПЕРВИЗИЯ / СУПЕРВИЗОРСКАЯ СЕССИЯ / ЗАСЕДАНИЕ СУПЕРВИЗИИ / ВИДЫ СУПЕРВИЗИИ (НАСТАВНИЧЕСКАЯ / ОБУЧАЮЩАЯ / КОНСУЛЬТИРУЮЩАЯ / НАПРАВЛЯЮЩАЯ / ОЦЕНОЧНАЯ / МЕНЕДЖЕРСКАЯ)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ялпаева Н.В.

В статье рассматриваются особенности организации супервизии для специалистов, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Автор анализирует разные виды супервизии в зависимости от проблемы клиентов и методы коррекции, которые можно применять в супервизии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Супервизия специалистов, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»

УДК 376.08

СУПЕРВИЗИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ С ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

© 2019 Н. В. Ялпаева

канд. пед. наук, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики e-mail: nadezhda yalpaev@mail.ru

Россия, Курск ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»

В статье рассматриваются особенности организации супервизии для специалистов, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Автор анализирует разные виды супервизии в зависимости от проблемы клиентов и методы коррекции, которые можно применять в супервизии.

Ключевые слова: супервизия, супервизорская сессия, заседание супервизии, виды супервизии (наставническая, обучающая, консультирующая, направляющая, оценочная, менеджерская).

Супервизия - взаимодействие супервизора с теми специалистами, которые работают в профессии «человек - человек». В основном взаимодействие двух или группы профессионалов, один из которых более опытный и имеет подготовку в качестве супервизора. В результате прохождения супервизии у специалиста появляется целостное видение своей деятельности, причины трудностей, перспектива профессионального развития.

В России к супервизии специалисты начали обращаться недавно. В основном на современном этапе это проходит в форме «балинтовских групп» у психотерапевтов [Булюбаш 2003; Кори 2001; Кулаков 2004].

Несомненно, эти занятия предупреждают возникновение эмоционального выгорания специалистов (это важно, когда работаешь с лицами с ограничениями жизнедеятельности). Определенные запросы, связанные с отношениями в группе с коллегами, администрацией, запросы индивидуальной супервизии не всегда решаются в балинтовских группах. Кроме того, работа в этих группах предполагает определенный алгоритм, ритуал на каждом заседании, а это не всегда возможно, бывают ситуации, когда личность или группа не хочет и не может придерживаться определенного алгоритма на конкретном заседании.

Развитие психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью специалистами вызывает потребность в супервизии в процессе их профессионального роста и развития. Однако реализовать данную потребность часто невозможно из-за отсутствия супервизоров, которые могли бы организовать супервизию; отрицательной мотивации к супервизии самих работников, сопровождающих лиц с ОВЗ; нежелания и непонимания администрации образовательных организаций.

Мы провели три сессии супервизии в трёх группах (по 12 заседаний в каждой, всего 36 групповых заседаний) и индивидуальные заседания с двумя специалистами (по 5 заседаний с каждым, всего 10 заседаний). Группы в основном состояли из 6-8 человек.

В этих заседаниях участвовали педагоги-психологи, педагоги-дефектологи,

Раздел 4. РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

логопеды, медицинские работники, воспитатели, руководители учреждений, работающие в образовательных организациях, где воспитываются лица с ОВЗ (с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями слуха, нарушениями зрения, с тяжёлыми нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра, сложным дефектом).

Первая группа в основном состояла из педагогов-психологов, которые закончили дефектологический факультет по данной специальности недавно, стаж их работы 1-2 года.

Приведём несколько примеров первичных запросов, которые давали супервизируемые.

Олеся: Не вижу своей перспективы работы. Рутинно, каждый день одно и то же.

Настя: Не могу выделить основные проблемы, которые надо решать в первую очередь в работе с лицами с ОВЗ.

Вита: А смогу ли я помочь этим детям?

Александра: Как поэтапно организовать работу с конкретными детьми с тем или иным вариантом дизонтогении?

Светлана - светлая: Хотелось бы, чтобы был опытный наставник, к которому можно обратиться.

Леша: Как перебороть себя? Боюсь, что сделаю не так.

Таня: Боюсь ответственности перед родителями детей.

В основном запросы супервизируемых данной группы сводились к адаптации специалиста в начале трудовой деятельности, расширению знаний по технологии работы, доверию со стороны администрации и родителей к специалисту.

Вторая группа состояла из педагогов-психологов, имеющих определенный опыт работы, но не все они имели специальное образование.

Их проблемы: непонимание со стороны педагогов-дефектологов, администрации деятельности педагога-психолога; отсутствие социального заказа в деятельности педагогов-психологов вне образовательных организаций; проблемы специализации, повышения квалификации и т.д.

Третья группа состояла из разных специалистов образовательных организаций, имеющих стаж работы более пяти лет. Мы тщательно проанализировали их запросы.

Запросы в основном ставили следующие проблемы: получение новых знаний, связанных с организацией инклюзивного образования; страх специалиста нести ответственность за обучение ребёнка с особыми образовательными потребностями; желание поддержки со стороны администрации при организации обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования; сомнения в самой сути инклюзивного образования.

Мы выбрали следующие типы супервизии [Булюбаш 2003; Kadushin 1976]: наставническую, обучающую, консультирующую, направляющую, оценочную, менеджерскую («менеджмент случая»).

Мы использовали индивидуальную, групповую, коллегиальную работу. Весь процесс супервизии был выстроен так, что были пройдены все её пять уровней (фаз).

Групповые супервизорские сессии предполагали 12 заседаний. Каждое заседание длилось по 1,5 часа, промежуток между заседаниями пять-шесть дней.

Супервизорские сессии начинались с исследования рабочих вопросов и заканчивались обзором того, что супервизируемый собирается делать в рамках этих вопросов.

В работе с супервизируемыми мы использовали разные методы: групповые игры, психогимнастику, работу с куклами, проективный рисунок, работу с метафорами,

Ялпаева Н. В. Супервизия специалистов, работающих с лицами с ограниченными возможностями и инвалидностью

работу с песком и т.п.

В конечном итоге супервизанты пришли к выводу, что супервизия - это взаимный творческий процесс, построенный на отношениях.

После проведенных сессий у них появилось уточненное представление о стиле работы педагогов-психологов и других специалистов, работающих с лицами с ОВЗ, об особенностях отношений специалистов и воспитанников, о собственном состоянии супервизируемого.

Рассмотрим особенности организации сессии супервизии в третьей группе.

В этой группе работали педагоги-психологи (2 человека) и их коллеги (дефектолог, логопед, медицинский работник, воспитатель, социальный педагог, заместитель заведующей). Основной запрос - организация совместной работы специалистов образовательной организации при инклюзивном обучении лиц с ОВЗ. Мы провели коллегиальную супервизию.

Заседания супервизии были построены так, чтобы были пройдены все пять фаз.

На первой фазе пытались понять, что происходит на самом деле, какие проблемы волнуют специалистов, собравшихся на супервизию (обсуждение и уточнение проблемы), всего два заседания. На этих заседаниях члены группы вначале проявляли тревожность, смущение, некоторые испытывали страх.

На второй фазе мы проанализировали варианты обучения лиц с ОВЗ в изменённых условиях инклюзивного образования (принятие проблемы и начало работы над её решением), два заседания.

Третья фаза проходила в форме мозгового штурма (разработка решения проблемы), всего 6 заседаний.

Четвертая фаза (закрепление решения, общие выводы), одно заседание.

Пятая фаза (подведение итогов работы и выход из сессии супервизии), одно заседание.

Оценить качество своей работы супервизором с супервизантом (супервизантами) можно, получая обратную связь.

Во всех группах мы подводили итоги, устанавливали обратную связь. На последнем заседании участники супервизии к своему имени подобрали прилагательные, характеризующие их личность.

Наши супервизируемые специалисты ответили на вопрос, что им дала супервизия.

1 группа

Олеся - открытая: Понимание сущности профессии.

Настя - настойчивая: Помогла осознать до конца проблемы, вызвала интерес к работе.

Вита - веселая: реальность существующих проблем и возможность их решения.

Александра - активная: Осознание проблем, которые могут возникнуть еще.

Светлана - светлая: Более четкое представление о проблемах и об их возможном решении.

Леша - ловкий: Не смог проявить себя в полной мере, но более или менее стало на свои места представления об особенностях работы педагога-психолога.

Таня - талантливая: осознание всей ответственности и серьезности профессиональной деятельности, особенно на первых этапах.

2 группа

Ольга - оптимистичная: Обозначенные сегодня проблемы возникали не только у меня, но и у всей группы, мы осознали, что сможем их решить.

Саша - серьезная: Актуальность проблем, которые, на мой взгляд, являются важными в психолого-педагогическом сопровождении лиц с ОВЗ в инклюзивном

Раздел 4. РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

образовании педагогом-психологом.

Наталья - настойчивая: 1. Охват проблем, которые встречаются у меня в работе.

2. Прояснение путей решения этих проблем.

Надежда - непредсказуемая: Большее осознание и актуализацию проблем, с которыми придется столкнуться, но в то же время - и желание их решать.

Татьяна - требовательная: Пришлось задуматься о том, что я смогу сделать, а чему еще долго предстоит учиться.

Светлана - светлая: Я наиболее полно и точно выделила для себя те проблемы, которые у меня возникают в профессиональной деятельности, наметила пути решения этих проблем.

Екатерина - единственная: Есть примерный план работы по возникающим вопросам, их преодолению и окончательному решению.

3 группа

Анжела - активная: Супервизия показала мне, что я готова к началу своей профессиональной самореализации в новых условиях.

Лиля - ловкая: Помогла лучше понять проблему и пути разрешения, я почувствовала себя уверенной.

Настя - нестандартная: Работа помогла практически решить одну из важных проблем в работе педагога-психолога. Осознала желание и готовность к работе по специальности. Меня теперь не пугает работа в новых условиях.

Маша - мужественная: Я хочу работать!

Катерина - креативная: Стало понятно, что, несмотря на проблемы, каждый из группы сможет с этим справиться, решить их. Трудности не являются препятствием в деятельности, не остановят профессиональный рост.

Лена - ласковая: Эта работа помогла мне систематизировать знания о деятельности педагога-психолога в данный момент и понять те проблемы, с которыми столкнусь в будущем.

Оксана - открытая: Эта работа дала толчок к осознанию того, что предстоит работать и решать все эти проблемы самим.

После проведённых сессий супервизанты пришли к выводу, что супервизия -это взаимный творческий процесс, построенный на отношениях между руководителем супервизии и членами группы как с руководителем, так и со всеми супервизантами между собой.

В ходе супервизии описываются свои состояния, чувства, которые возникают в тех или иных ситуациях, а не оценка поведения других членов группы; не даются советы, а супервизанты их получают опосредованно в ходе выполнения разных заданий, предусмотренных, например, теми же методами коррекции.

Библиографический список

Булюбаш И.Д. Основы супервизии в гельштат-терапии. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 264 с.

Кори Дж. и др. Техники групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2001.

Кулаков С.А. Супервизия в психотерапии. СПб.: Изд-во Литагент Ридеро. 2004.

102 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.