ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 371 ББК 74.00
Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева
супервизия как педагогический феномен
В статье рассматривается понятие супервизии, дается характеристика ее сущностных особенностей, определяются функциональное значение для образовательного процесса и место в педагогической деятельности, обозначаются масштабы применимости супервизии в сфере современного образования, а также описывается процедура осуществления и свойства её результата.
Ключевые слова: супервизия, педагогическая супервизия, супервизор.
E. V. Yakovlev, N. O. Yakovleva supervision as a pedagogical phenomenon
The concept of supervision is discussed. Its functions, essential peculiarities and functional importance for the educational process and the place in the pedagogical activities are characterized. The scope of applicability in contemporary education, the procedures and the outcome features are outlined.
Key words: supervision, pedagogical supervision, supervisor.
Повышение требований к качеству образования на всех уровнях неразрывно связано с изменением подходов к деятельности педагога - центральной фигуры его осуществления. При этом ключевой тенденцией современного этапа развития образования выступает расширение инновационных форм работы педагогов, изменение способов педагогического взаимодействия, выполнение функций, не свойственных канонам традиционной педагогической деятельности. Среди новаций, получивших в последнее десятилетие широкое распространение (тьюторство, модерация, фасилитация, администрирование и др.), важное место занимает супервизия. Являясь заимствованным феноменом, который показал свою эффективность в других областях человеческой деятельности, супервизия сегодня требует специального исследования в отношении оценки ее принципиальной применимости к использованию в сфере образования и выявления сущностных характеристик, содержания,
требований к использованию и характеристик результата.
Термин «супервизия», введенный в научный оборот в 30-х годах ХХ века, традиционно используется в психиатрии, и в переводе с английского означает «способность взгляда вглубь» [3, с. 212].
Основоположниками исследования проблемы супервизии считаются Дж. Винер, П. Дэвид, Р. Майзен, К. Рудестам, С. Г. Фоукс, З. Фрейд, А.К. Хесс, К. Юнг и др. В современной отечественной науке данная проблема изучается А.А. Говоровым, Г.В. Залевским, И.О. Кирилловым, С.А. Кулаковым, В.Ю. Меновщиковым, А.Б. Орловым, Е.А. Русских и др.
Традиционно супервизия адресуется специалистам так называемых «помогающих» профессий, к которым, кстати, относятся профессии, связанные с образованием. Однако в данной сфере супер-визия до сих пор не заняла достойного места, несмотря на серьезные успехи ее реализации в других областях: психиа-
X
ф
s о
X
ф
CÛ ф
с
>
О
го
ш
ф
^
ш о ¡£ К
О п:
со ф
^
ш о ¡£ о;
т и]
трии, медицине, менеджменте, социальной работе и др.
Отметим, что в последние годы начали появляться исследования, связанные с разработкой концептуальных идей теории супервизии в приложении к проблемам современного образования: Л.В. Воронина, А.В. Карандеева, А.В. Ковалевская, Л.В. Моисеева, А.В. Моложа-венко, Т.Н. Страбахина, В.А. Фокин и др. Однако, несмотря на имеющийся научный и практический интерес к проблеме супервизии и поиску путей ее использования в образовательном процессе, данный феномен остается мало изученным, а его потенциал - слабо используемым в современном образовании. Так, например, до настоящего времени не начал работать институт супервизорства, не ведется комплексная подготовка таких специалистов для системы образования, нет четкого понимания функционала супервизора, хотя его значимость подчеркивается, например, в документах по модернизации педагогического образования, где супервизору отводится большая роль в практической составляющей подготовки педагогических кадров. По нашему мнению, деятельность супервизора имеет более широкие возможности для применения: возможно её распространение ещё и на область общего и дополнительного образования, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, а вклад в разрешение проблемы повышения качества образования может быть чрезвычайно существенным при полноценном изучении и использовании потенциала данного феномена.
В понимании сущностных особенностей супервизии мы будем придерживаться позиции А.К. Хесса, что это «насыщенное межличностное взаимодействие, основная цель которого заключается в том, чтобы один человек, супервизор, встретился с другим, супер-визируемым, и попытался сделать последнего более эффективным в помощи людям» [цит. по 1, с. 38].
Проецируя данное понятие на область образования, будем трактовать супервизию как вид педагогического сопровождения, предусматривающий под-
готовку субъекта к оказанию помощи формирующейся личности обучающегося, за жизнь, здоровье и развитие которой он несет ответственность. Таким образом, ключевой спецификой супер-визии является то, что она направлена на субъектов, уже имеющих опыт практической деятельности и нуждающихся в оказании помощи при решении трудных задач. Педагога, осуществляющего супервизию, будем называть супервизором, а субъекта, которому супервизор оказывает помощь, - супервизируемым.
Специфическое содержание супервизии (оказание помощи оказывающему помощь) определяет особые формы работы: тренинг, консультирование, мастер-класс, беседа, демонстрация собственного или продуктивного опыта, игра, инструктаж и др.
Как справедливо отмечают Е.В. Лав-ринович и А.Н. Молостова, главной задачей супервизора является создание «атмосферы доверия, безопасности, открытости, в которой становится возможным искреннее предъявление запроса супервизору» [2, с. 62]. Именно решение этой задачи способно обеспечить выполнение супервизором ключевых для образовательного процесса функций: обучающей, воспитательной, развивающей, консультативной, управленческой, корректирующей - и оказать грамотное и необходимое влияние на супервизируемого субъекта в отношении формирования его способности и готовности оказывать помощь другим людям.
Специфическими чертами супервизии, по нашему мнению, являются:
• её нематериальная ценность и отсутствие финансовой выгоды;
• построение на основе тесного взаимодействия с супервизируемым;
• учёт особенностей не только су-первизируемого, но и субъектов, на которых в дальнейшем он будет оказывать влияние;
• реализация в группе или индивидуально, очно, заочно или очно-заочно;
• локальный характер, содержательно определяемый решаемой для суперви-зируемого проблемой;
• творческий подход во взаимодействии [4].
Итак, супервизия является ответственным и сложным видом педагогического сопровождения, поскольку связана с обеспечением корректной помощи субъектам сразу двух уровней взаимодействия (супервизируемому и его подопечному - обучающемуся, сложности взаимодействия с которым потребовали помощи супервизора).
Такое понимание супервизии обнаруживает ее потенциал в области профессиональной подготовки педагогических кадров, что, как мы уже отмечали, особо подчеркивается реализуемой в настоящее время концепцией модернизации педагогического образования в РФ, согласно которой супервизия должна стать неотъемлемой частью профессионального становления современного педагога. Так, для студентов педагогических университетов преподаватель в вузе или школьный наставник в период практики могут осуществлять супервизорскую функцию по непосредственному формированию компетенций оказания помощи учащимся в будущем непосредственном взаимодействии. Аналогичные возможности имеются при подготовке будущих психологов, врачей, юристов, менеджеров и др.
Кроме того, хорошо себя зарекомендовала супервизия, реализуемая педагогами образовательных организаций в отношении родителей несовершеннолетних студентов организаций СПО, школьников, воспитанников детских садов. В результате такого супервизорского взаимодействия педагога с родителем, у последнего формируется правильное представление об особенностях собственного ребенка и способах корректного с ним обращения, образуются особого рода родительские компетенции, улучшающие психологический климат в семье.
Однако наибольшими возможностями обладает супервизия при ее использовании в системе повышения квалификации и переподготовки кадров. Работающему специалисту, добровольно обратившемуся за образовательной услугой и обладающему осознанной за-
интересованностью, имеющему практический опыт и понимание собственных недостатков, супервизия способна дать обратную связь, помочь в разрешении возникающих проблем, в профессиональном продвижении, в актуализации потенциальных возможностей.
Характеризуя супервизию как вид педагогического сопровождения, нельзя не обратиться к этическим детерминантам ее реализации, учитывающим специфику и содержание супервизорской деятельности. Во-первых, это конфиденциальность: обсуждаемые проблемы супервизируемого субъекта не должны разглашаться супервизором; во-вторых, уважение к супервизируемому: супервизор обязан признавать достоинства субъекта, обратившегося к нему за квалифицированной помощью; в-третьих, беспристрастность: супервизор должен непредвзято относиться к самому супервизируемому субъекту, его деятельности и возникающим проблемам; в-четвертых, эмоциональная дистанци-рованность: супервизор собственные эмоциональные проявления должен отделять от процесса взаимодействия с су-первизируемым субъектом в процессе решения его проблемы.
Опираясь на общечеловеческие, общегосударственные ценности, супер-визия, как профессиональная деятельность педагога, обладает системой собственных ценностей. К ним мы относим взвешенность суждений и оценок, ответственность, профессиональный долг, личность супервизируемого субъекта, его деятельность и развитие, безопасность, психоэмоциональное здоровье и др.
Выполненное нами исследование показало, что в процедурном плане работа супервизора включает несколько инвариантных этапов.
1. Констатирующий этап супервизии:
• диагностическая беседа о проблемах супервизируемого субъект;
• декомпозиция целей супервизор-ского взаимодействия;
• знакомство с практикой и опытом решения проблемы супервизируемым;
2. Проектно-гипотетический этап су-первизии:
X
ф
s о
X
ф
о ф
т
го
ч ф
с
^
го
CÛ ф
с
о
• разработка способов решения проблемы;
• определение ресурсного обеспечения каждого способа решения;
• обоснование возможностей и рисков каждого способа решения;
3. Верификационно-практический этап супервизии:
• наблюдение за реализацией способов решения проблемы;
• контроль и фиксация продуктивного опыта решения проблемы;
4. Рефлексивный этап супервизии:
• оценка результативности полученного опыта;
• обобщение полученного опыта;
• подготовка к распространению опыта решения проблемы.
Таким образом, результатом деятельности супервизора является новый опыт, полученный супервизируемым с его помощью, сформированность дефицитных компетенций, обеспечивающих решение возникающих проблем, понимание возможностей личностного или профессионального продвижения и уверенность в собственных силах. При этом очень важна именно последняя позиция. Роль супервизора считается полноценно выполненной только тогда, когда он обеспечил живой и самостоятельный по-
иск решения проблемы, открыл направление этого поиска, а не декларировал способ выхода из сложившейся ситуации как эксперт, мнение которого не поддается никакому сомнению или пересмотру.
Подводя итоги вышеизложенному, отметим еще несколько дополнительных позиций, позволяющих обосновать самостоятельный статус супервизии. Прежде всего, супервизия носит локальный характер, который определяется степенью решения проблемы подготовки суперви-зируемого к оказанию любого рода помощи другому человеку. Супервизор может иметь формализованный статус, но выполнять задачи консультационного плана и только для тех, кто непосредственно осуществляет воздействие на формирующуюся личность. Супервизия основывается на принципах добровольности су-первизируемого и доверия к супервизору, в результате взаимодействия которых обогащается практический опыт каждого.
Таким образом, в настоящее время супервизия является самостоятельным видом педагогического сопровождения, обладает хорошим потенциалом для реализации в образовательном процессе и подлежит дальнейшему осмыслению, апробации и распространению в массовой практике.
Библиографический список
1. Воронина, Л.В. Супервизия как ведущий метод научного менеджмента в подготовке аспирантов [Текст] / Л.В. Воронина, Л.В. Моисеева // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 12. - С. 36-40.
2. Лавринович, Е.В. Супервизия при подготовке ведущих психологических тренингов [Текст] / Е.В. Лавринович, А.Н. Молостова // Консультативная психология и психотерапия. - 2011. -№ 4(71). - С. 58-68.
3. Мартинсоне, К.Э. Проблемы подготовки супервизоров в Латвии [Текст] / К.Э. Мартинсоне, И.Я. Михайлов, М. Закрижевска // Problems of education in the 21st century. - 2008. - № 6. -С. 211-216.
4. Яковлев, Е.В. Инновационные виды педагогического сопровождения [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2015. -№ 8. - С. 101-106.
References
1. Voronina L.V., Moiseeva L.V. Supervision as a leading method of scientific management in training post graduate students. Pedagogicheskoie obrazovanie v Rossii, 2014, № 12, P. 36-40. [in Russian].
2. Lavrinovich E.V., Molostova A.N. Supervision in training the teachers for psychological trainings. Konsulativnaiapsikhologia ipsikhoterapia, 2011, № 4 (71), P. 58-68. [in Russian].
3. Martinsone K.E., Mikhailov I.Ya., Zakrizhevska M. Problems of training supervisors in Latvia. Problems of education in the 21st century. 2008. № 6. P. 211-216. [in Russian]
4. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Innovative ways of pedagogical support. Herald of Chelyabinsk Pedagogical University, 2008. № 8. P. 101-106. [in Russian]
Сведения об авторах: Яковлев Евгений Владимирович,
доктор педагогических наук, профессор, проректор по информационным технологиям, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-таИ: yakovlevev@cspu.ru
Яковлева надежда олеговна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий НИЦ «Научный центр стратегических исследований проблем образования», Челябинский государственный педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. Е-таИ: yakovlevano@cspu.ru
Information about the authors: Yakovlev Evgeny Vladimirovich,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Pro-Rector for Information Technologies, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: yakovlevev@cspu.ru
Yakovleva Nadezhda Olegovna,
Doctor of Sciences (Education),
Academic Title of Professor,
Head, Scientific strategic research center
of the education problems,
Chelyabinsk State Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: yakovlevano@cspu.ru
x
ф S о
X
ф
CQ Œ Ф С
О