Научная статья на тему 'Формирование аутопсихологической компетентности средствами социально-психологического тренинга'

Формирование аутопсихологической компетентности средствами социально-психологического тренинга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / СУПЕРВИЗИЯ / AUTO PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / TRAINING / SUPERVISION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круглик С. В.

В статье описан опыт использования социально-психологического тренинга и супервизии в формировании аутопсихологической компетентности будущих специалистов помогающих профессий социономического типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of auto psychological competence of future specialists of helping professions by means of training and supervision

The article describes the experience of using training programme and supervision in forming of auto psychological competence of future specialists of helping professions.

Текст научной работы на тему «Формирование аутопсихологической компетентности средствами социально-психологического тренинга»

г

НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ

Формирование

С.В. КРУГЛИК, соискатель аут°псиХолоГиЧесК°й

Балтийский федеральный компетентности средствами

университет им.И.Канта социально-психологического

тренинГа

В статье описан опыт использования социально-психологического тренинга и су-первизии в формировании аутопсихологической компетентности будущих специалистов помогающих профессий социономического типа.

Ключевые слова: аутопсихологическаякомпетентность, социально-психологический тренинг, супервизия.

Социально-экономические, политические, социокультурные и демографические изменения, происходящие в нашей стране за последние десятилетия, привели к тому, что резко возросла значимость помогающих профессий социономического типа, представителями которых являются психологи, специалисты по социальной работе, педагоги. Поскольку в этих сферах социальной практики средством профессиональной деятельности выступает сама личность специалиста, требуется пристальное внимание к особенностям ее развития в процессе профессиональной подготовки.

Аутопсихологическая компетентность - важная составляющая профессиональной компетентности специалиста помогающей профессии социономического типа, во многом определяющая как эффективность его профессиональной деятельности, так и возможности самореализации. Аутопсихологическая компетентность психологов, специалистов по социальной работе, педагогов выступает основным ресурсом оптимального решения психосоциальных проблем общества.

О важности высокого уровня сформи-рованности аутопсихологической компетентности у специалистов помогающих профессий социономического типа говорит Т.Е. Егорова: «Вычленяя и анализируя

основные личностные образования, способствующие успешному выполнению профессиональной деятельности, мы пришли к выводу, что любой вид деятельности, и особенно тот, который связан с построением социальных отношений, предъявляет к человеку требования к развитию определенного уровня саморегуляции и самосознания, что и обеспечивает ему успех в решении профессиональных задач...» [1, с. 8-9].

В нашем исследовании под аутопсихологической компетентностью будущего специалиста помогающей профессии соци-ономического типа нами понимается интегральная профессионально-личностная характеристика, включающая в себя готовность специалиста (будущего специалиста) к работе по анализу и изменению собственных психических ресурсов, его способность к саморазвитию путем изменений своего внутреннего состояния за счет приобретения, закрепления, контроля знаний, умений и навыков. В структуре аутопсихологической компетентности мы выделяем следующие компоненты: когнитивный (знание закономерностей психических проявлений других людей, знание собственных профессиональных ограничений и возможностей и т.п.); эмоционально-регулятивный (осознание своих интересов, ценностных

Научный дебют

161

ориентаций, психических состояний, способность к управлению собственным поведением, психическими состояниями, эмоциональными переживаниями, готовность к собственным изменениям, открытость к критике и обучению, готовность к целенаправленной работе по саморазвитию и само-коррекции и т.п.); поведенческий (способность к эффективному использованию собственных личностных качеств в профессиональной деятельности и т.п.); мотивационно-аксиологический (смысложизненные ориентации, ценностные ориентации, стремление личности к повышению уровня собственных ресурсов и т.п.).

Анализ многочисленных исследований показал возможность формирования аутопсихологической компетентности в процессе профессиональной подготовки на основе соответствующих методов, средств и технологий обучения [2-7]. Наиболее эффективными средствами формирования аутопсихологической компетентности будущих специалистов помогающих профессий социономического типа являются су-первизия и социально-психологический тренинг [8; 9].

Предлагаемая нами педагогическая технология формирования аутопсихологической компетентности будущих специалистов помогающих профессий социономичес-кого типа с помощью социально-психологического тренинга и супервизии проходила апробацию с 2009 г. на кафедре специальных психолого-педагогических дисциплин Балтийского федерального университета им. И. Канта при подготовке специалистов, обучающихся по специальностям «Социальная работа» и «Специальная психология ».

Анализ результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы позволил говорить о том, что студенты, обучающиеся на этих специальностях, характеризуются низким уровнем развития потребности в самореализации, самопознании и саморазвитии. У многих из них име-

ются представления о том, какими путями можно осуществлять собственное личностное развитие (социально-психологические тренинги, семинары и т.п.), однако у них практически отсутствуют осознанные мотивы и потребности в личностном развитии и самосовершенствовании. У значительного числа студентов недостаточно сформированы знания о собственных индивидуально-типологических особенностях, психических ресурсах, и они склонны возлагать ответственность за свою личную и профессиональную жизнь на окружение. Студенты испытывают трудности в спонтанном и непосредственном выражении своих чувств, зачастую ведут себя неестественно и нераскованно.

Нами была разработана и апробирована программа социально-психологического тренинга формирования аутопсихологической компетентности и реализована система супервизий, проводящаяся в виде бесед-консультаций со студентами.

В качестве задач социально-психологического тренинга выступили:

1) создание условий для формирования у студентов стремления к самопознанию, погружению во внутренний мир собственных переживаний, навыков ориентации в нем;

2) расширение знаний студентов о собственных чувствах и эмоциях, своих индивидуально-типологических и личностных особенностях;

3) создание условий для развития способности безоценочного принятия собственных переживаний, личностных особенностей, для формирования умений управлять выражением своих чувств, эмоциональными и поведенческими реакциями;

4) формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, готовности к пониманию других людей;

5)расширение границ осознания собственной личности, своей жизненной и про-

162 Высшее образование в России • № 10, 2011

фессиональной перспективы, жизненных и профессиональных целей, путей и способов их достижения;

6) формирование навыков самопознания, самокоррекции и саморазвития.

Тренинг был рассчитан на шесть занятий по три академических часа (общая продолжительность -18 часов). В учебном плане студентов специальностей «Социальная работа» и «Специальная психология» социально-психологический тренинг заявлен какфакультативный курс.

Реализация супервизии проходила в виде бесед - индивидуальных консультаций со студентами в процессе прохождения ими преддипломной практики. Большинство студентов данных специальностей проходили практику в центрах социальной помощи семье и детям, в кризисных центрах (например, в кризисном центре для подростков в центре медицинской профилактики), реабилитационных центрах, коррекционных образовательных учреждениях, домах-интернатах для престарелых, психоневрологических интернатах и т.п. В ходе преддипломной практики каждый из студентов имел возможность получить четыре часа индивидуальной супервизии, где он рассказывал о своей профессиональной деятельности. Проведение индивидуальной супервизии было построено по следующей схеме.

1. Рассказ студента - история о его профессиональном случае, клиенте.

2. Действия супервизора: исследование того, какие профессиональные действия выполнял студент - (зачем, почему, как можно было бы еще поступить и т.п.).

3. Процесс непосредственного консультирования и фокусировка на эмоциональных состояниях, переживаниях студента, связанных с его профессиональными действиями.

4. Рекомендации, впечатления супервизора и мотивировка студента.

Как педагог супервизор помогал будущим специалистам помогающих профессий

социономического типа овладеть необходимыми знаниями, инструктировал, а также в определенной мере оценивал их профессиональные действия. В качестве фаси-литатора он помогал студенту отрефлек-сировать свои эмоциональные состоянии и переживания, поддерживал рассказ о профессиональной ситуации и процесс взаимодействия. Будучи консультантом, помогал начинающему специалисту в решении его профессиональных, личностных затруднений, в поиске ресурсов, в том числе и психических.

Качественный анализ и математическая обработка данных, полученных в результате контрольного этапа опытно-экспериментального исследования, выявили существенную положительную динамику в формировании аутопсихологической компетентности и ее компонентов, что свидетельствует об эффективности социальнопсихологического тренинга и супервизии как средств формирования аутопсихологической компетентности.

На супервизиях происходило осознание будущими специалистами реальности происходящего: оценка границ собственной профессиональной компетентности, своих индивидуально-личностных особенностей, ценностных координат, рефлексия собственных чувств, переживаний и поведенческих паттернов в профессиональной деятельности. На наш взгляд, косвенным образом супервизия позволила многим студентам оценить правильность собственного профессионального выбора и выбрать конкретную область предстоящей профессиональной практики и будущей специализации. В ходе социально-психологического тренинга у студентов сформировался комплекс знаний о закономерностях собственных психических проявлений и поведения других людей, о собственных профессиональных ограничениях и возможностях, они научились искать и распознавать собственные внутренние ресурсы и активно использовать их в профессиональной

Научный дебют

163

деятельности. В процессе супервизии и социально-психологического тренинга студенты значительно расширили представления о себе, осознали ценности собственного «Я » и ценности «Я » других людей, овладели навыками рефлексии как средства самопознания.

Литература

1. Егорова Т.Е. Аутопсихологическая компе-

тентность личности. Н. Новгород, 1997.

2. Глуханюк Н.С. Психологические основы

развития педагога как субъекта профессионализации: Автореф. дис. ... док. пед. наук. СПб., 2001. 43 с.

3. Деркач А.А., Ситников А.П. Формирова-

ние и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социальнопсихологический тренинг и прикладные психотехнологии. М., 1993.

4. Деркач А.А., Степнова Л.А. Развитие

аутопсихологической компетентности государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 2003. 297 с.

5. Махнач А.В. Концептуализация случая как

методика проведения супервизии // Психологический журнал. 2001. № 4. Т. 22. С. 81-92.

6. Паевская Н.Е. Социально-психологичес-

кие механизмы развития аутопсихологической компетентности государственных служащих // Акмеология. 2009. №2.

7. Педагогика открытости и диалога культур

/ Под ред. М.Н. Певзнера, В.О. Букетова, О.М. Зайченко. М., 2000.

8. Ellis M., Dell D. Dimensionality of supervision

roles; Supervisee as perception of supervision // Journal of Counseling Psychology. 1986. N38(3). P. 342-349.

9. Longanbill C., Delwoth U. Supervision: A

conceptional model // The counseling Psychologist. 1982. Vol. 10(1).

KRUGLIK S. FORMATION OF AUTO PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS OF HELPING PROFESSIONS BY MEANS OF TRAINING AND SUPERVISION

The article describes the experience of using training programme and supervision in forming of auto psychological competence of future specialists of helping professions.

Key words: auto psychological competence, training, supervision.

Технологии

о.р. К0К0ШШ,соискатель здоровьесбережения в

Сахалинским государственный ^

университет образовательном процессе

педагогического вуза

Автор обращается к злободневной проблеме, которая волнует сегодня всю педагогическую общественность - сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, выработка здоровьесберегающих технологий при организации учебного процесса. Особое внимание уделяется формированию валеологической грамотности и компетентности будущих учителей.

Ключевые слова: здоровьесберегающая педагогика, здоровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни; содержание образования, педагогический вуз.

В настоящее время проблема здоровье-сбережения привлекает заметное внимание педагогов-исследователей из различных регионов России. Приоритетной задачей для образовательного сообщества должен

стать поиск путей и условий сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, повышение качества их жизни. Одним из таких условий является здоровьесберегающая направлен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.