Научная статья на тему 'Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления будущего социального педагога'

Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления будущего социального педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
487
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ / СУПЕРВИЗИЯ / PEDAGOGICAL ASSISTANCE / SOCIO-EDUCATIONAL SUPPORT / SOCIAL WORKER / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ORGANIZATION OF PRACTICE / SUPERVISION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сморчкова Валентина Петровна

В статье рассмотрены теоретические основы социально-педагогического сопровождения, его сущность и содержание. Подчеркивается роль практики как интегративного компонента профессионального становления специалиста. Раскрываются функции супервизора и содержание его деятельности. Аргументируется необходимость введения в образовательный процесс супервизии для успешного профессионального становления будущего социального педагога. Статья предназначена для руководителей образовательных организаций, исследователей, педагогов, занимающихся вопросами профессиональной подготовки будущих социальных педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-pedagogical support Professional formation of the future social teachers

The article discusses the theoretical basis of social and pedagogical support, its essence and content. The role of practice as a integrtivnogo component of professional development specialist. Disclosed the supervisor, and the content of his work. The necessity of introduction in the educational process for the successful supervision of professional formation of the future social teacher. This article is intended for heads of educational institutions, researchers, educators, dealing with the training of future social workers.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления будущего социального педагога»

УДК 378.1

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

В.П. Сморчкова

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические основы социально-педагогического сопровождения, его сущность и содержание. Подчеркивается роль практики как интегративного компонента профессионального становления специалиста. Раскрываются функции супервизора и содержание его деятельности. Аргументируется необходимость введения в образовательный процесс супервизии для успешного профессионального становления будущего социального педагога. Статья предназначена для руководителей образовательных организаций, исследователей, педагогов, занимающихся вопросами профессиональной подготовки будущих социальных педагогов.

Ключевые слова: педагогическая помощь, социально-педагогическое сопровождение, социальный педагог, профессиональное становление, организация практики, супервизия.

SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT PROFESSIONAL FORMATION

OF THE FUTURE SOCIAL TEACHERS

V.P. Smorchkova

Abstract. The article discusses the theoretical basis of social and pedagogical support, its essence and content. The role of practice as a integrtivnogo component of professional development specialist. Disclosed the supervisor, and the content of his work. The necessity of introduction in the educational process for the successful supervision of professional formation of the future social teacher. This article is intended for heads of educational institutions, researchers, educators, dealing with the training of future social workers.

Keywords: pedagogical assistance, socio-educational support, social worker, professional development, organization of practice, supervision.

В современных социокультурных условиях кризисного развития общества актуализируется проблема качества профессионального образования и подготовки специалистов, соответствующих требованиям социального заказа общества, способных отвечать на вызовы времени. В этих условиях, усилия научного сообщества направлены на поиск оптимальных моделей профессионального образования и профессионального становления личности.

Проблеме профессионального становления личности посвящены многочисленные исследования педагогов, психологов (Э.Ф. Зеер,

A.Б. Кананов, Т.В. Киселева, Е.А. Климов,

B.П. Невзоров и др.). В широком плане, профессиональное становление можно определить как «процесс изменения личности под влиянием социально-профессиональной ситуации, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самореализацию в труде» [3].

Особого внимания заслуживают проблемы профессионального становления специалистов «помогающих» профессий социономического типа [6]. Представителями данного типа профессий являются врачи, психологи, учителя,

воспитатели, социальные работники, социальные педагоги. Деятельность специалиста «помогающей» профессии связана с повышенной моральной ответственностью и направлена на достижение гуманистических и общественных идеалов: здоровье, благополучие, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни. При этом важно подчеркнуть преобладание в деятельности специалиста «помогающей» профессии субъект-субъектных взаимодействий, процессов преобразования мира человеческих отношений, в связи с чем, профессиональная деятельность становится максимально личностной, т.е. неотчуждаемой от деятеля; предметом деятельности в этих профессиях является группа или отдельный человек; средством - сам человек, его психические или личностные свойства и способности.

В качестве интегрирующего и стержневого компонента профессионального становления специалиста выступает, прежде всего, практика, являясь связующим звеном между теоретическим обучением будущих профессионалов и их самостоятельной работой по профессии.

Практика - это процесс овладения различными видами профессиональной деятельности, в котором целенаправленно создаются условия для самопознания, самоопределения, самореализации студента в различных профессиональных ролях и формируется потребность самосовершенствования в профессиональной деятельности [6].

Необходимым условием успешности практической подготовки будущих социальных педагогов является социально-педагогическое сопровождение как специальный вид помощи человеку, направленный на предупреждение и преодоление проблем его развития. Отличие сопровождения от других видов помощи обусловлено его несомненной направленностью на раскрытие внутреннего потенциала личности, активизации его внутренних ресурсов по решению проблем.

В теоретическом аспекте предпосылками построения системы социально-педагогического сопровождения выступает системно-

ориентированный подход. В логике данного подхода сопровождение может трактоваться как помощь человеку в решении его проблем за счет преобразования ориентационного поля его развития [4]. Важнейшим элементом ори-ентационного поля развития человека является его чувство социальной защищенности, компетентности, а также имеющийся опыт по решению аналогичных проблем. Именно поэтому сопровождение представляет, собой, прежде всего, педагогический метод, предполагающий обретение субъектом нового значимого опыта по решению проблем личностного развития и проблемных жизненных ситуаций

[2,4].

Анализ многочисленных источников показывает, что социально-педагогическое сопровождение в условиях вуза можно рассматривать в различных аспектах:

1. Социально-педагогическое сопровождение как система профессиональной деятельности преподавателей, направлена на создание психолого-педагогических условий профессионального становления и личностного развития обучающихся (диагностических, организационных, стимулирующих, регулирующих, оценочно-результативных, коррекционно-развивающих).

2. Социально-педагогическое сопровождение, как образовательная технология предназначена для оказания помощи студенту на определенном этапе его развития в решении возникающих у него профессионально-практических проблем или в их предупреждении. При этом целевая направленность техно-

логии социально-педагогического сопровождения определяет основные виды сопровождения:

- предупреждение возникновения проблем (разрабатывается общестратегическая программа на стадии, предшествующей появлению проблемы);

- обучение сопровождаемого методам решения проблем в процесс разрешения проблемной ситуации;

- экстренная помощь в кризисной ситуации

[1].

3. Социально-педагогическое сопровождение как основной принцип практической подготовки будущих профессионалов предполагает создание психологических и социально-педагогических условий для успешного прохождения практик.

Следует подчеркнуть, что одним из основных подходов организации практики будущих социальных педагогов является рефлексивный подход. В концептуальном определении рефлексивных механизмов практики акцент делается на понимании рефлексии как осмысления и переосмысления студентом шаблонов опыта мышления, общения, взаимодействия вплоть до порождения нового содержания и формы этого опыта, которые обеспечивают ему иные способы личностного самоосуществления в постановке и решении различных учебно-профессиональных задач. Рефлексивный подход требует перевода образования в самообразование, управления - в самоуправление на основе самоанализа, самооценки, самокоррекции деятельности участников образовательного процесса. Рефлексия включается в процедуру оценивания, при этом она становится не просто одной из функций самооценки, а вниманием, направленным личностью на состояние и деятельность своего внутреннего мира.

В рамках рефлексивного подхода принципиально важным оказывается включение в процесс практики не только традиционных субъектов (тьютор - методист практики, преподаватель - руководитель практики от кафедры, практический работник - представитель площадки практики), но и в качестве центральной фигуры - супервизора, который помогает студенту в решении разного рода проблем, возникающих в процессе прохождения практик [5].

В зарубежных системах профессиональной подготовки представителей помогающих профессий супервизии отводится существенная роль [7]. Ее основу составляет идея активного использования опыта, накопленного в процессе практической работы, потому в качестве

супервизора обычно выступает специалист, обладающий более высокой квалификацией, пользующийся авторитетом у специалистов (М. Пейн, Г. Роджерс, П. Ховкинс и др.).

Термин «супервизия» (от supervision -«обозревать сверху») буквально означает «надзор», или в российской интерпретации -наставничество. В российской педагогике наставничеству уделялось большое внимание, прежде всего, в рамках общеобразовательной школы профессионально-производственного обучения (И.И. Бецкой, Н.Ф. Бунаков, Н.А. Корф, К.Д. Ушинский и др.; позднее: С.Я. Ба-тышев, П.П. Блонский, А.Н. Волковский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др.). Наставничество рассматривалось как социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, обеспечивающий формирование нравственных качеств новых поколений.

В условиях модернизации российской системы образования назрела необходимость возрождения системы наставничества. Однако в России до настоящего времени супервизия не получила широкого развития. Так, в системе обучения будущих социальных педагогов такая технология практически отсутствует. Между тем, именно через супервизию возможно создание психологических и социально-педагогических условий для успешного профессионально-личностного развития студента. Супервизору, в процессе сопровождения студента-практиканта, делегируется целый ряд важных функций:

- Образовательная функция заключается в совершенствовании профессиональной компетентности студента, важнейшим признаком которой, согласно В.А. Сластенину, выступает умение соотнести имеющиеся знания с целями, условиями и способами практической деятельности. Супервизия направлена на расширение границ профессиональных умений, навыков и личностно-профессиональных качеств.

- Фасилитационная функция предполагает помощь студенту в ситуации эмоциональной напряженности, стресса, создание эмоционально благоприятной атмосферы, повышение уверенности студента в своих силах, стимулирование и поддержание потребности в профессионально-личностном развитии. В этом плане, супервизия ориентирована на помощь студенту в формировании способностей рефлексировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение, а также эмоциональные реакции; на включение у студентов механизмов самопознания (самосозна-

ния, самонаблюдения, самоанализа, самоконтроля, самооценки); на решение проблем самовосприятия (собственные личностные особенности, способы поведения и реагирования, их влияние на профессиональную деятельность, отношение к себе в профессиональной деятельности).

- Консультативная функция проявляется в совместном исследовании различных проблем, возникающих во время и по поводу прохождения студентом практики, разрешения конфликтных ситуаций. При этом супервизор не дает прямых ответов (знания), а скорее снабжает супервизируемых альтернативами, стимулирует развитие профессионального мышления. В фокусе внимания - перевод профессионального опыта на грамотный профессиональный язык, извлечение знания из опыта.

- Нормативная функция ориентирует на применение на практике полученных студентом теоретических знаний с учетом конкретной ситуации и правил профессиональной деятельности, соответствия работы супервизи-руемого стандартам учреждения, в котором она осуществляется, а также, контроль за соблюдением этических требований.

Содержание деятельности супервизора включает работу со студентом - практикантом в зависимости от проблем, затрудняющих процесс его профессионально-личностного развития, среди которых: низкая мотивация практической деятельности; проблемы в отношениях практиканта с администрацией базы практики; проблемы в отношениях с воспитанниками; проблемы в разрешении конфликтных ситуаций (с педагогами, со сверстниками, родителями); помощь в поиске и применении соответствующих методик в практической деятельности; проблемы в осуществлении анализа и обобщении полученных результатов в процессе практик; низкий уровень рефлексии практической деятельности.

Таким образом, на наш взгляд, именно су-первизия, в силу специфических целей и функций, должна занять ключевые позиции в социально-педагогическом сопровождении профессионального становления будущих специалистов помогающих профессий, в т.ч. социальных педагогов. В связи с этим, необходимо начать подготовку таких специалистов на начальном этапе из числа практикующих, наиболее опытных практиков, а в дальнейшем организовать соответствующую специализацию на социально-педагогических факультетах. Кроме того, требуется качественно новое научное и методическое обеспечение практик студентов.

Литература:

1. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха (Школ на пороге нового века). СПб, «Санкт-Петербург ХХ1 в», совместно с ЗОА «Пресс-Атташе». 1997.- 160 с.

2. Мардахаев, Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации // Педагогическое образование и наука. 2010. - № 6. - С. 4-10.

3. Общая и профессиональная педагогика / Под.ред. Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2006. - 368 с.

4. Полянский, М.С. Психолого-педагогическое сопровождение как компонент общей программы модернизации образования в России // Модернизация общего образования на рубеже веков. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2001. - С. 128-131.

5. Сморчкова, В.П. Супервизор как субъект образовательного процесса // Профессионализм педагога: компетентностный подход в образовании. Научные труды Международной научной конференции 16-17 марта 2012 г. Москва. М.: МАНПО. 2012. - С. 272-277.

6. Сморчкова, В.П. Супервизия в системе практической подготовки специалистов помогающих профессий социономического типа // Материалы 7 Международной научной конференции «Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве», 14-15 августа 2011 г., Хельсинки. М.: МАНПО. - 2011. - С. 270-275.

7. Ховкинс П. Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подход. -Спб., 2002.- 352 с.

References:

1. Kazakova E.I., Trjapicyna A.P. Dialog na lestnice uspeha (Shkol na poroge novogo veka). SPb, «Sankt-Peterburg XXI v», sovmestno s ZOA «Press-Attashe». 1997. 160 s.

2. Mardahaev L.V. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie i podderzhka cheloveka v zhiznennoj situa-cii // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2010. № 6. S. 4-10.

3. Obshhaja i professional'naja pedagogika / Pod.red. Simonenko. M.: Ventana-Graf. 2006. 368 s.

4. Poljanskij M.S. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie kak komponent obshhej programmy moderni-zacii obrazovanija v Rossii // Modernizacija obshhego obrazovanija na rubezhe vekov. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena. 2001. S.128-131.

5. Smorchkova V.P. Supervizor kak subyekt ob-razovatel'nogo processa // Professionalizm pedagoga: kom-petentnostnyj podhod v obrazovanii. Nauchnye trudy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii 16-17 marta 2012 g. Moskva. M.: MANPO. 2012. S. 272277.

6. Smorchkova V.P. Supervizija v sisteme prak-ticheskoj podgotovki specialistov pomogajushhih pro-fessij socionomicheskogo tipa // Materialy 7 Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Evropa i sovremennaja Rossija. Integrativnaja funkcija pedagogicheskoj nauki v edinom obrazovatel'nom prostranstve», 14-15 avgus-ta 2011 g., Hel'sinki. M.: MANPO. 2011. S. 270-275.

7. Hovkins P. Shohet R. Supervizija. Individu-al'nyj, gruppovoj i organizacionnyj podhod.- Spb., 2002.- 352 s.

Сведения об авторе:

Сморчкова Валентина Петровна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и педагогической психологии Московского государственного областного университета, e-mail: valenta-sm@rambler.ru

Data about the author:

Smorchkova V.P. (Moscow, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor of the Department of General and Educational Psychology Moscow State Regional University, e-mail: valenta-sm@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.