Научная статья на тему 'Технологии здоровьесбережения в образовательном процессе педагогического вуза'

Технологии здоровьесбережения в образовательном процессе педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
634
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / HEALTH-SAVING PEDAGOGY / HEALTH-SAVING TECHNOLOGY / HEALTH STYLE OF LIFE / CONTENT OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокорина Ольга Рафаиловна

Автор обращается к злободневной проблеме, которая волнует сегодня всю педагогическую общественность сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, выработка здоровьесберегающих технологий при организации учебного процесса. Особое внимание уделяется формированию валеологической грамотности и компетентности будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The health-saving technologies in the educational content of pedagogic education

The author draws attention to the health saving of younger generation the vital problem that causes today worry of the whole pedagogical community. Special attention is paid to the implementing health saving technologies during the educational process, forming the valeological competence of the future teachers.

Текст научной работы на тему «Технологии здоровьесбережения в образовательном процессе педагогического вуза»

Научный дебют

163

деятельности. В процессе супервизии и социально-психологического тренинга студенты значительно расширили представления о себе, осознали ценности собственного «Я » и ценности «Я » других людей, овладели навыками рефлексии как средства самопознания.

Литература

1. Егорова Т.Е. Аутопсихологическая компе-

тентность личности. Н. Новгород, 1997.

2. Глуханюк Н.С. Психологические основы

развития педагога как субъекта профессионализации: Автореф. дис. ... док. пед. наук. СПб., 2001. 43 с.

3. Деркач А.А., Ситников А.П. Формирова-

ние и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социальнопсихологический тренинг и прикладные психотехнологии. М., 1993.

4. Деркач А.А., Степнова Л.А. Развитие

аутопсихологической компетентности государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 2003. 297 с.

5. Махнач А.В. Концептуализация случая как

методика проведения супервизии // Психологический журнал. 2001. № 4. Т. 22. С. 81-92.

6. Паевская Н.Е. Социально-психологичес-

кие механизмы развития аутопсихологической компетентности государственных служащих // Акмеология. 2009. №2.

7. Педагогика открытости и диалога культур

/ Под ред. М.Н. Певзнера, В.О. Букетова, О.М. Зайченко. М., 2000.

8. Ellis M., Dell D. Dimensionality of supervision

roles; Supervisee as perception of supervision // Journal of Counseling Psychology. 1986. N38(3). P. 342-349.

9. Longanbill C., Delwoth U. Supervision: A

conceptional model // The counseling Psychologist. 1982. Vol. 10(1).

KRUGLIK S. FORMATION OF AUTO PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS OF HELPING PROFESSIONS BY MEANS OF TRAINING AND SUPERVISION

The article describes the experience of using training programme and supervision in forming of auto psychological competence of future specialists of helping professions.

Key words: auto psychological competence, training, supervision.

Технологии

0р. К0К0ШШ соискатель^ здоровьесбережения в

Сахалинским государственный ^

университет образовательном процессе

педагогического вуза

Автор обращается к злободневной проблеме, которая волнует сегодня всю педагогическую общественность - сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, выработка здоровьесберегающих технологий при организации учебного процесса. Особое внимание уделяется формированию валеологической грамотности и компетентности будущих учителей.

Ключевые слова: здоровьесберегающая педагогика, здоровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни; содержание образования, педагогический вуз.

В настоящее время проблема здоровье-сбережения привлекает заметное внимание педагогов-исследователей из различных регионов России. Приоритетной задачей для образовательного сообщества должен

стать поиск путей и условий сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, повышение качества их жизни. Одним из таких условий является здоровьесберегающая направлен-

164 Высшее образование в России • № 10, 2011

ность процесса подготовки будущих учителей.

Образовательный процесс в вузе своей технологией, объемом информации, спецификой занятий, условиями их проведения предъявляет к студентам большие психологические и физиологические требования, которые, как правило, не соответствуют их индивидуальным возможностям. Такое несоответствие приводит уже на ранних этапах профессионального обучения к снижению резервов организма, его компенсаторных и адаптационных возможностей. В связи с этим перед вузовскими педагогами встает проблема приобщения студентов к здоровому образу жизни, обучения их здоровьесберегающим технологиям. Эта проблема особенно актуальна для подготовки будущих учителей.

Сохранение психофизиологического здоровья участников образовательного процесса во многом зависит от форм и методов учебного процесса и от организации специализированной системы развития и сохранения здоровья на основе формирования культуры здоровья, здорового образа жизни и соответствующей мотивации.

Первостепенным направлением, определяющим качество профессиональной подготовки будущего учителя, является содержание образования, правильное формирование совокупности знаний,умений и навыков, необходимых и достаточных для осуществления конкретной профессиональной деятельности.

Содержание образования следует определить как социально ориентируемую и педагогически адаптированную систему, усвоение которой обеспечивает формирование всесторонне, гармонически развитой личности, подготовленной к участию в воссоздании и развитии культуры.

Здоровьесберегающая направленность образовательного процесса призвана обеспечить в системе педагогического образования условия для активного участия студентов и преподавателей в формировании,

сохранении, укреплении и восстановлении резервов своего здоровья для наиболее полного овладения знаниями, профессией, для оптимизации социальной и личной жизни.

Процесс обучения в педагогическом вузе должен быть связан с формированием ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, валеологической культуры как неотъемлемой части общей профессиональной культуры личности. Необходимо поэтому включать в учебный процесс дисциплины, в задачи которых входит:

■ осуществление переноса знаний из других дисциплин (педагогики, психологии, физиологии, социологии, философии

и др.);

■ интеграция знаний с целью формирования единого представления о таком сложном и многомерном феномене, как «здоровье», и о педагогических аспектах его сбережения.

Информацией о здоровье и здоровом образе жизни должно быть пронизано содержание педагогических дисциплин, касающихся методики организации образовательного процесса, а содержание учебновоспитательных программ должно строиться с учетом интересов здоровья учащихся и педагогов.

Отличительными чертами здоровьесберегающей педагогики являются следующие:

1) здоровая личность рассматривается не только как идеальный эталон, но и как практически достижимая норма развития;

2) здоровый человек - это целостный телесно-духовный организм;

3) оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей человека;

4) ключевым педагогическим средством оздоровительно-развивающей работы является личностно-деятельностный подход.

Педагогика здоровьесбережения изуча-

Научный дебют

165

ет вопросы обучения, воспитания и развития, связанные с формированием прочной жизненной установки на здоровье, здоровый образ жизни. Процесс обучения в педагогическом вузе должен включать в себя формирование системы научных представлений о здоровье, валеологической грамотности и компетентности, овладение не только умениями и навыками сохранения и совершенствования личного здоровья, но и педагогическими технологиями здоровье-сбережения.

Совершенно очевидно, что все необходимые знания, умения и навыки, важные для здорового поведения, гармоничного сосуществования с окружающим миром, необходимо передавать из поколения в поколение, подобно письму или ремеслу. Искусству быть здоровым, так же как и любому другому искусству (живописи, музыке, танцу и т.п.), нужно учить. Забота о здоровье - это важнейший труд педагога, это не просто комплекс санитарно-

гигиенических норм, правил, не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху, но прежде всего забота о полноте всех физических и духовных сил (В.А. Сухомлинский). Здоровье и педагогика должны быть взаимообусловленными и взаимопроникающими.

Здоровьесберегающая педагогика представляет собой педагогическую систему, основанную на ценности здоровья и технологически обеспечивающую приоритет культуры здоровья при организации обучения, учебно-воспитательной работы и при определении содержания учебных программ для педагогов и учащихся.

Реализация здоровьесберегающей направленности учебного процесса в педагогическом вузе позволяет, с нашей точки зрения, успешно осуществлять процесс здоровьесбережения в образовательном пространстве вуза, улучшать показатели здоровья участников образовательного процесса.

KOKORINA O. THE HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL CONTENT OF PEDAGOGIC EDUCATION

The author draws attention to the health saving of younger generation - the vital problem that causes today worry of the whole pedagogical community. Special attention is paid to the implementing health saving technologies during the educational process, forming the valeological competence of the future teachers.

Key words: health-saving pedagogy, health-saving technology, health style of life, content of education.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.