УДК159.9.072.52:78.147
РОЛЬ СУПЕРВИЗИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
© 2012 Л.А.Чернышова
Самарский государственный медицинский университет
Статья поступила в редакцию 12.10.2011
Важнейшей задачей высшего профессионального образования является формирование специалиста, обладающего необходимыми знаниями, умениями, навыками, а также психологическими качествами, отвечающими требованиям профессии. В данной статье рассмотрено развитие профессионально важных качеств клинического психолога в ходе клинической супервизии как следствие формирования способности к интроспекции.
Клюжевые слова: клинический психолог, супервизия, интроспекция, профессионально важные качества, эм-патия, рефлексия, эмоциональный интеллект, социально-психологическая адаптация.
Существуют профессии, в которых эффективность специалиста, наряду с профессиональными знаниями и практическими навыками, зависит также от его личности. К их перечню относятся профессии социономического типа: педагог, медицинский работник, социальный работник, психолог и другие. В профессио-граммах данных специальностей требования к личности составляют весьма значительную долю. Специальная подготовка работника бывает настолько объемной по количеству теоретических знаний и практических умений, что может вытеснять из сознания обучающегося его «человековедческую» подготовку, снижать ее значимость. В итоге специалист фиксируется на технической стороне своей профессии, упуская из поля зрения возможность влияния личности на личность, которое, в зависимости от ряда условий, может оказаться как способствующим, так и препятствующим достижению поставленных целей.
Сегодня существуют сотни техник, постоянно появляются новые, и у некоторых молодых специалистов возникает ошибочное ощущение, что чем больше они будут знать, тем более уверенным и сильным специалистом станут. «Не техники надо накапливать, а развивать себя как личность - узнавать, понимать, совершенствовать, снимать то, что мешает тебе в личностной работе с пациентом» - считает известный отечественный психотерапевт В.А.Ташлыков1.
Высшие учебные заведения, готовящие специалистов так называемых «помогающих» про-
Чернышова Любовь Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры медицинской психологии и психотерапии. E-mail: andreychernyshov77@gmail. com 1 Ташлыков В.А. Супервизия - путь к себе // Психологическая газета. - 2002. - № 34. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http: / /kafedrapt. narod.ru/63libinttash.htm (Дата обращения 10.10.2011)
фессий, уделяют все большее внимание их личностной подготовке, обучая будущего учителя, врача или психолога грамотно оценивать не только того, с кем он работает, но, в первую очередь, и самого себя. «Важнейшая задача образования - отмечает Т.Сохраняева, - взращивание достоинства как нерушимого ядра личности, чувства долга перед самим собой, которое в течение всей жизни будет подталкивать к рефлексии по поводу собственного мастерства и профессионализма»2.
Понятие рефлексии является основополагающим в формировании личности специалиста антропоцентрического профиля. В.Зеленский определяет рефлексию как «умственную активность, концентрирующуюся на определенном содержании сознания». Это обращенность сознания к внутреннему миру, при которой вместо непосредственной, немедленной реакции на объективные стимулы в «дело» вступает психологическое размышление. С помощью рефлективного инстинкта стимул становится психическим содержанием, опытом, посредством которого становится возможным преобразовать естественный или автоматический процесс в осознанный и созидающий3.
В.М.Розин определяет профессиональную рефлексию как психологический механизм профессионального самоопределения, самосовершенствования и самоактуализации, проявляющийся в способности субъекта занимать аналитическую позицию по отношению к себе и профессиональной деятельности, одним из критериев сформированности которой является
2 Сохраняева Т. Массовый человек как субъект образования // Высшее образование в России. - 2002. - № 4. - С.99 - 106.
3 Зеленский В.В. Толковый словарь по аналитической психологии. - М.: 2008.
психологическая готовность к деятельности и к осознанному, адекватному выбору профессии4.
Подготовка высококвалифицированных специалистов на современном уровне предполагает не только организацию глубокого, системного и качественного освоения ими фундаментальных знаний, формирование соответствующих практических умений и навыков, но и развитие у них способности к рефлексии. Рефлексия развивается и совершенствуется в процессе регулярного, осознанного самонаблюдения, вначале с помощью наставника (супервизия), а затем самостоятельно, в ходе практической профессиональной деятельности специалиста.
Основная цель супервизии (СВ) состоит в том, чтобы с помощью процессов рефлексии помочь супервизируемым выработать эффективные стратегии решения рабочих задач, которые ставит перед ними их профессиональная деятельность5, а также выработать у психолога-стажера на заключительном этапе обучения не просто навык, но и потребность в профессиональном самоанализе6.
В.А.Ташлыков отмечает, что супервизору все время приходится выбирать между двумя позициями. С одной стороны, супервизия - обучение, учебная ситуация, а с другой стороны -терапевтическая, потому что все время идет работа в личностном контексте, возникают какие-то личностные проблемы и одновременно соблазн не только увидеть эти проблемы, но и попытаться провести коррекцию, поработать над ними, чтобы они не мешали самому психотерапевту в его работе с пациентами. И, тем не менее, крен все время должен быть в сторону учебной ситуации7.
П.Ховкинс и Р.Шохет говорят о 3 основных функциях супервизии8: 1) образовательная (формирующая), подразумевающая развитие умений, навыков, понимания и способностей специалиста; 2) поддерживающая (тонизирующая), подразумевающая противостояние влияниям со стороны проблем клиентов; 3) на-
4 Розин В.М. Рефлексия в структуре сознания личности // Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. - Новосибирск: 1987. - С. 222 -228.
5 Штайнхардт К. Супервизия с групп-аналитической точки зрения. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://dralferov.ru /steinhardt-supervision.html (09.10.2011).
6 Супервизия в клинической психологии. Методические рекомендации для преподавателей / Сост. Н.И.Мельченко. - Самара: 1999.
7 Ташлыков В.А. Супервизия - путь к себе // Психологическая газета. - 2002. - № 34. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http: / /kafedrapt. narod.ru /63libinttash.htm (09.10.2011).
8 Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия: индивидуальный,
групповой и организационный подходы. - СПб.: 2002.
правляющая (нормативная), подразумевающая контроль над собственной личностью (недостатки, слепые пятна, уязвимые стороны, предрассудки).
Супервизия - это не терапия и не личный анализ, но в ходе регулярных занятий происходят изменения, затрагивающие и личность студента, будущего специалиста. Она запускает бессознательные механизмы, в результате которых происходит эмоциональная перестройка. На фоне произошедших изменений становится возможным осознание своих личностных качеств и их изменение.
Обычно выделяют три основных этапа су-первизии: 1) начальный; 2) промежуточный; 3) заключительный («зрелой» супервизии). На начальном этапе ведется работа по контрактированию, дается анализ семейной истории, происходит работа с семейной генограммой, формируется сотрудничество, создается безопасное психологическое пространство. На промежуточном этапе СВ студент приобретает необходимые навыки самонаблюдения. По мере развития СВ фокус внимания перемещается от проблем пациента к реакциям на них стажера. Студента подводят к самостоятельному пониманию того, как он строит взаимоотношения с пациентом, как он понимает проблему психологической помощи. Идет постоянный параллельный процесс: анализ пациента и его ситуации, анализ реакций стажера и его ситуации. Благодаря чему стажеру становится все более ясной роль собственной личности в психологической помощи, он понимает, чем обусловлен выбор рабочей теории, в ключе которой он работает с пациентом, он без сожаления расстается с установочными нереальными (мифологическими) ожиданиями. Теперь психолог-стажер исследовал и знает свой способ выражения эмоций, свой способ переработки и получения информации, у него установлены четкие отношения с самим собой и с рабочей теорией, он может ответить на вопрос, чем обусловлен его выбор психотерапевтического направления при работе с конкретным больным9.
Динамика профессионального развития сту-дентов-клинических психологов, проходящих супервизию в течение всего заключительного года обучения, отчетлива видна в предоставляемых ими вербальных отчетах и форме взаимодействия с супервизором. Если в первые месяцы работы стажер фиксируется на внешней стороне взаимодействия с пациентом, тщательно описывая его внешний вид и воспроизводя фразы, и при этом активно вступает в конфронтацию с супервизором, то уже к середине года в
9 Супервизия в клинической психологии. Методические рекомендации для преподавателей....
его комментариях к вербальному отчету появляются признаки рефлексивной работы, а к концу обучения возникает довольно зрелая профессиональная позиция и понимание необходимости наставничества.
Объектом нашего исследования стали профессионально важные качества клинического психолога, тесно связанные с его личностью: продуктивные смысложизненные ориентации, рефлексия, эмоциональный интеллект, социальная адаптация. В качестве предмета исследования мы рассматривали динамику профессионально важных качеств медицинского психолога в процессе супервизии.
Процедура исследования осуществлялась на базе ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет». Выборку исследования составили 24 студента 5 курса факультета медицинской психологии в возрасте 23-25 лет, среди которых 21 женщина и 3 мужчин. Все студенты в течение учебного года еженедельно посещали индивидуальную супервизию, а также принимали участие в групповой супер-
Эскапизм
Стремпенге к д оминиро е анию
Интернальюсть
Э моционап ьная комфортность
Принятие других
Самопринятие Адаптация
Г
ЕЭ низ кие ■средние
□Еыоэкие
L
i
i
-—i
н-1-
визии. Констатирующее исследование профессионально важных качеств студентов-меди-цинских психологов было проведено в сентябре 2010 года, повторное - в апреле 2011 года. В ходе исследования были использованы следующие психодиагностические методики:
1) Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда;
2) Методика смысложизненных ориентаций Дж. Крамбо и Л.Махолика в адаптации Д.А.Леонтьева; 3) Методика диагностики ре-фелексии А.В.Карпова; 4) Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В.Люсина.
Для математической проверки результатов исследования был использован Т-критерий Вилкоксона (разновидность критерия Манна-Уитни для связанных выборок). Он применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Подсчет осуществлялся в программе статистической обработки SPSS 17,0. Результаты констатирующего и контрольного исследования представлены в сравнении.
Эскапизм
С тремлекке к доминир с® акию
И нге рналь нос та
Э моциональ ная комфортность
Принятие других
Сане принятие Адаптация
О 50 100 О 50 100
Рис. 1. Показатели социально-психологической адаптации студентов до и после супервизии (%)
На рис. 1 показана динамика показателей социально-психологической адаптации. Исследование социально-психологической адаптации показало, что в процессе супервизии произошли небольшие изменения показателей шкал адаптации, отношения к себе и другим, интер-нальности в сторону увеличения количества высоких показателей. Парадоксальные изменения произошли по шкале эскапизма: вместо
ожидаемого снижения количества студентов, склонных к избеганию решения проблем, произошло увеличение высоких показателей, т.е. спектр ситуаций, в которых обследуемые реагируют избеганием, расширился в ходе проведения супервизии. Возможно, это является реакцией на возросшую способность к рефлексии, оценке собственных проблем в ходе работы с пациентом.
цели процесс ре^лыат ло^с-Я ло^с- сумма
ж изнь
Рис. 2. Смысложизненные ориентации студентов-психологов до и после завершения супервизии (ср.зн.)
На рис. 2 показана динамика показателей методики смысложизненных ориентаций. После завершения супервизии значительных изменений в смысложизненных ориентациях студентов-психологов не произошло. Как и ранее, большинство результатов попадает в интервал средней выраженности признака. Отсутствие заметных изменений может быть связано с тем,
что уже к моменту начала супервизии смысло-жизненная сфера студентов была достаточно сформирована и развита. Статистический анализ данных показал, что произошло значимое увеличение общего показателя (Т=89, при р<0,05). Это говорит о некотором увеличении всех показателей, произошедшем в ходе супер-визии.
До супервизии После супервизии
Рис. 3. Особенности рефлексии студентов-психологов до и после супервизии (%)
Рис. 4. Структура эмоционального интеллекта студентов-психологов до и после супервизии (ср.зн.)
Результаты исследования рефлексии представлены на рис. 3. В процессе проведения супервизии количество студентов с высоким уровнем рефлексии увеличилось с 50,4% до 63%, со средним уровнем - с 28,6% до 32,8%, с низким уровнем - уменьшилось с 21% до 4,2%. Это говорит о том, что в ходе регулярной индивидуальной и групповой супервизии происходит активное развитие способности к рефлексии. Высокий (продуктивный) уровень реализации личностной рефлексии выражается в ее целенаправленном, организованном характере, характеризуется личностной позицией, заключающейся в признании человеком себя в качестве субъекта жизнедеятельности, организующего и направляющего собственную жизнь. Этим студентам свойственна также высокая вовлеченность личности в анализ проблемной ситуации и своих индивидуальных особенностей, доминирование смысловой сферы над содержательной, осознание средств и способов достижения результата. Решение проблемной ситуации осуществляется на полной ориентировочной основе, точный ответ рассматривается в качестве одного из возможных (но не единственно верного), присущ креативный подход к решению ситуаций. Изменения в показателях рефлексии подтверждены статистически (Т=96,5 при р<0,05).
Результаты проведения методики диагностики эмоционального интеллекта представлены на рис. 4. По результатам повторного проведения методики ЭмИн можно сказать, что за период
прохождения супервизии произошло повышение уровня показателей управления своими (Т=84, при р<0,05) и чужими (Т=82, при р<0,05) эмоциями, а также контроля экспрессии (Т=81,5, при р<0,05). Все показатели структуры эмоционального интеллекта перешли в интервал средней выраженности и демонстрируют тенденцию дальнейшего роста. Изменения показателей эмоционального интеллекта подтверждаются статистически.
Сравнительный анализ показателей констатирующего и контрольного исследований показал, что: 1) Студенты-психологи начала последнего года обучения характеризуются хорошим уровнем социально-психологической адаптации, сформированными устойчивыми смыс-ложизненными ориентациями, высоким уровнем рефлексии, низким уровнем способности контролировать свои и чужие эмоции, эмоциональную экспрессию. 2) В ходе годичной индивидуальной и групповой супервизии у студентов-психологов дополнительно возрастает показатель рефлексии, формируется навык контроля своих и чужих эмоций, экспрессии. Рост эскапизма отражает негативную динамику, но может быть рассмотрен как ответ на рост рефлексии и осознание внутриличностных проблем.
Таким образом, в результате супервизии, благодаря формированию профессиональной рефлексии, медицинские психологи получают возможность повышения уровня своего профессионализма за счет положительной динамики профессионально важных качеств.
SUPERVISION IN FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES
FOR CLINICAL PSYCHOLOGIST
© 2012 L. A. Chernyshova°
Samara State Medical University
The major task of the higher professional education is to train an expert possessing necessary knowledge, abilities, skills, as well as psychological qualities, which meet professional requirements. The article in question considers clinical psychologist's key professional qualities development in the course of clinical supervision as a consequence of ability formation for introspection.
Keywords: clinical psychologist, supervision, introspection, professionally important qualities, empathy, reflection, emotional intelligence, social and psychological adaptation.
Lubov Aleksandrovna Chernyshova, Cand. Sc. in Psychology, Associate Professor of the department of Medical Psychology and Psychotherapy. E-mail: andreychernyshov77@gmail. com