ТЕХНОЛОГИЯ СУПЕРВИЗИИ В ПОДГОТОВКЕ КЛИНИЧЕСКИХ психологов
В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
H.A. Кравцова (Владивосток)
Аннотация. Рассматривается проблема введения супервизии на преддипломном этапе подготовки клинических психологов. Показана технология проведения супервизии на факультете клинической психологии в медицинском вузе. Даны практические рекомендации по организации супервизионной работы в вузе.
Ключевые слова: клиническая психология, преддипломная подготовка, супервизия.
Актуальность развития института супервизии в России обусловлена необходимостью совершенствования психологической и психотерапевтической службы и интеграции отечественной психологии, клинической психологии и психотерапии в мировое профессиональное сообщество [1]. Массовый приток в отечественную психологию и психотерапию кадров с низкой квалификацией, а также приверженность практических психологов нетрадиционным направлениям в психологии и психотерапии требуют выработки критериев профессионализма психотерапевтов и психологов. Отмечающаяся на практике психологическая неготовность психотерапевтов и практикующих психологов к супервизии обусловлена наличием профессиональной неуверенности и некомпетентности, ощущуением угрозы чувству собственного достоинства и самооценке [7]. Суперви-зорство направлено как на формирование профессионального мастерства, так и на развитие социально-личностной компетентности клинических психологов, пси-хологов-консультантов и психотерапевтов [1, 5, 6].
В настоящее время в подготовке специалистов, работающих с людьми в различных областях социальной практики, все более популярными становятся активные формы и методы обучения, в том числе и различные виды психологического тренинга. В медицинских вузах в процессе подготовки врача традиционно используется супер-визия работы студента с пациентом как в процессе практических занятий в клиниках, так и во время производственной практики [2, 3]. Преддипломная подготовка клинического психолога в стенах медицинского вуза включается в отработанный механизм организации и проведения практических занятий на вузовских клинических базах. При этом, опираясь на принципы проблемного обучения, от студента требуют при выполнении заданий определенной доли самостоятельности, возрастающей к 5-му курсу. Подобная направленность в обучении предполагает контроль и своевременную помощь обучающемуся. Типовые супер-визорские программы преддипломной подготовки клинических психологов отсутствуют. В связи с этим нами было проведено исследование с целью разработки, обоснования и апробации технологии супервизии на этапе преддипломной подготовки клинических психологов.
Супервизия - это процесс, во время которого супервизор и супервизируемый вместе узнают что-то новое - о пациенте, друг о друге, о себе.
D. Jacobs
В исследовании на различных его этапах приняли участие 65 студентов, обучающихся на факультете клинической психологии и отделении клинической психологии факультета второго высшего и дополнительного образования ГОУ ВПО «Владивостокский государственный медицинский университет Росздрава» в течение 2004-2008 гг. В качестве ведущего способа организации исследования выступил сравнительный метод в его лонгитюдной форме, при которой многократное обследование одних и тех же студентов проводилось в течение 3 лет. Критериями эффективности супервизии, как обучающего метода служили показатели качества знаний студентов.
Описание технологической модели супервизии на этапе преддипломной подготовки клинических психологов
Цель супервизии в учебно-воспитательном процессе на этапе преддипломной подготовки - помочь становлению студента в качестве клинического психолога.
Задачи супервизии: создать условия для развития профессиональной рефлексии студента; помочь студенту определить «слабое звено» в своей теоретической подготовке; помочь студенту осознать значение в профессиональной деятельности владения профессиональными умениями; стимулировать практическую деятельность студента для формирования профессиональных навыков; помочь студенту осознать себя в профессии.
Супервизия в процессе преддипломной подготовки клинических психологов включает пять этапов: Iэтап -супервизия студентов в процессе производственной практики 3-го курса. Практика проходит на базе клинической больницы № 2 г. Владивостока в отделениях нейрохирургии 1, 2, на базе краевой клинической больницы в пульмонологическом центре, в гастроэнтерологическом и кардиологическом отделениях, на базе Приморского краевого наркологического диспансера, городской детской психиатрической больницы, городской клинической детской больницы. Подготовка студентов к прохождению практики на факультете поэтапная. Вначале им читаются лекции и проводятся тренинги в груп-
Супервизия
пе по базисным профессиональным навыкам. Затем они знакомятся с организацией психологической помощи в клинической больнице. После этого студенты самостоятельно проводят беседы с пациентами. В реальной обстановке больницы студенты реализуют полученные теоретические знания, применяют навыки и техники, которые до этого отрабатывали только в упражнениях друг с другом.
Опыт работы показал, что студентами движет искреннее желание помочь пациенту. Особую категорию представляют больные, у которых ухудшение физического состояния было вызвано каким-то потрясением в жизни: смерть близкого человека, увольнение или смена работы, конфликты в семье или на работе, переезд в другой город или регион страны. Эмоциональная вовлеченность в проблемы и судьбу пациента, сочувствие его страданиям затрудняют способность студентов в ходе беседы осознавать как свои действия, так и полисимптомность состояния пациента. Целенаправленное использование приема «внимательная релаксация», тренировка постоянной рефлексии своих действий помогают развивать профессиональные навыки, необходимые клиническому психологу. В ходе практики после каждой встречи с больным студенты докладывают о своей работе на индивидуальной супервизии и групповом разборе клинических случаев с получением обратной связи. Индивидуальная супервизия проводится с каждым студентом в виде разбора хода его клинического интервьюирования и результатов психодиагностики больного путем прослушивания записей на диктофон или на бумагу. Обращается внимание на владение студентом техникой установления раппорта, соотношение используемых микротехник выслушивания и воздействия, умение проводить фокус-анализ.
II этап - супервизия в форме работы в тройках при прохождении дисциплины «Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии» с обсуждением хода работы и получением обратной связи в круге (4-й курс).
III этап - супервизия на спецтренингах в форме групповой работы с моделированием ситуаций консультирования, психотерапии, когда один студент выступает в качестве клиента со своей реальной проблемой, а другой - его психотерапевтом/консультантом. В роли супервизора выступает преподаватель (4-5-й курс).
IV этап - супервизия в форме групповой работы в балинтовской группе с видеозаписью и последующим разбором на практикуме по психологическому консультированию, психокоррекции и психотерапии (5-й курс).
V этап - супервизия индивидуальная и групповая на дисциплинах специализации на 5-м курсе.
В процессе супервизии, кроме анализа используемых методов и приемов интервенции, студенты получают личностно-профессиональную поддержку препо-
давателя, что способствует развитию уверенности и необходимых личностно-профессиональных качеств, помогает в выборе направления и стиля работы. Анализ качества знаний и практических навыков студентов выпускного курса, прошедших супервизию, показал отсутствие страха перед пациентами, более свободную ориентацию в вопросах оказания психологической помощи, умение устанавливать раппорт, быть конгруэнтными и аутентичными. Занятия с супервизором помогли студентам развивать профессиональную рефлексию и способствовали формированию учебной мотивации.
Выводы.
1. Применение супервизии в учебно-воспитательном процессе на этапе преддипломной подготовки клинических психологов показало необходимость использования этой педагогической технологии для повышения эффективности обучения и формирования как профессиональной, так и социально-личностной компетентности выпускников.
2. На супервизиях происходит осознание реальности происходящего: факт самостоятельной работы с часто первым в жизни клиентом, понимание своих собственных чувств и действий в ходе беседы.
3. Групповая супервизия позволяет студентам научиться смотреть на проблему каждого пациента со многих точек зрения: сколько студентов в группе, столько мнений и дополнений. При этом удается уйти от догматизма, оценочной позиции, развиваются гибкость и творческий подход.
4. В процессе супервизий студенты учатся строить гипотезы дальнейшей работы с пациентом, которые реализуют в ходе последующих бесед. В результате они успевают не только сами приобрести практические навыки, но и провести психологическую коррекцию актуального эмоционального состояния больного. Это важно как для больных, так и для студентов. Получив видимый результат своей работы, они становятся более уверенными в себе.
5. Супервизия на практике позволяет студентам:
- оценить правильность своего профессионального выбора;
- выбрать конкретную область психологической практики (психодиагностика, экспертиза, психокоррекция, психотерапия, психореабилитация);
- определить будущую специализацию;
- получить опыт работы со своим первым клиентом, что может стать отправной точкой профессионального становления студента;
- оказывать реальную помощь пациентам больницы.
Рекомендации для внедрения в практику обучения клинических психологов:
1. Супервизия может и должна включаться в учебно-воспитательный процесс на этапе преддипломной подготовки клинических психологов начиная с 3-го кур-
№ 30
Сибирский психологический журнал
2008 г.
са в процессе производственной (клинической) практики.
2. Формы проведения супервизии могут быть как индивидуальными, так и групповыми, на основе модели балинтовской группы.
3. Супервизию может проводить только опытный преподаватель, пользующийся доверием со стороны студентов.
4. Проведение супервизии должно проходить при строгом соблюдении правил конфиденциальности.
Литература
1. Балинтовские группы и супервизия в подготовке специалистов, работающих с людьми: Учеб. пособие. СПб.: С.-Петерб. академия МВД
России, 1998. 83 с.
2. Винокур В.А., Губачев Ю.М. Балинтовские группы в системе последипломной подготовки врачей // Клиническая медицина. 1996. № 5.
С. 71-73.
3. Винокур В.А. Балинтовские группы в учебном процессе // Методические аспекты последипломного образования. СПб., 1997. С. 12-15.
4. Голодное А.Ю., Лазукин А.В., Павленко Н.В. Психологические проблемы организации и проведения наставнической работы в органах
внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1996. № 1(3). С. 63-64.
5. Джейкобс Д., Дэвид П., Мейер ДДж. Супервизорство: Техника и методы корректирующих консультаций: Руководство для преподавателей
психодинамической психотерапии и психоанализа / Пер. с англ. СПб., 1997. 235 с.
6. Уильямс Э. Вы - супервизор... Шестифокусная модель роли и техники в супервизии. М., 2001. 288 с.
7. Baudry F The personal dimension and management of the Isupervisory situation with a spécial note the parallel process, psychoanalytic Quarterly.
London, 1993.
SUPERVISION TECHNOLOGY IN GRADUATING OF CLINICAL PSYCHOLOGIST IN MEDICAL HIGHT SCOOL Kravtsova N.A. (Vladivostok)
Summary. In the article the supervision conduction problem on undergraduate stage of clinical psychologists training is considering. The supervision conducting technology on the clinical psychology faculty of medical high school is shown. Practical recommendations for supervi sion work organization in high school are given.
Key words: clinical psychology, undergraduate training, supervision.