УДК: 378.178 Б01 10.17238/188п1998-5320.2017.28.128
Т. В. Малютина,
Омский государственный медицинский университет
И. С. Морозова, Кемеровский государственный университет
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Актуальность проблемы становления будущего специалиста сегодня рассматривается в разных научных сферах: психологии труда, общей психологии, педагогической психологии. Особое значение уделяется не только приобретённым знаниям и умениям в процессе обучения, но и овладению профессиональными умениями и навыками, которые позволяют уже в вузе идентифицировать себя со специалистом выбранной профессии. Изучение проблемы психолого-педагогического сопровождения становления профессиональной идентичности студентов, а также развитие отдельных аспектов внедрения программы по сопровождению на этапе обучения в вузе находится на стадии обсуждения и накопления эмпирического материала. Становится актуальной задачей разработка прак-тико-ориентированной программы сопровождения студентов на этапе обучения в вузе, которая позволит им реализовать более высокие потребности в сфере обучения и образования и построить более успешную перспективу в своём профессиональном развитии.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, профессиональное становление, психолого-педагогическое сопровождение, обучение в вузе.
Интерес к проблеме становления будущего специалиста ещё на этапах обучения в высшем учебном заведении привлекает внимание не только учёных разных научных направлений, но и работодателей, которые хотят принимать на работу специалистов, мотивированных на быстрое включение в процесс деятельности и грамотное выполнение своих профессиональных обязанностей. К содержанию и уровню профессиональной подготовки будущих врачей предъявляются особые дополнительные требования. Они обусловлены спецификой врачебной деятельности, уровнем сфор-мированности отношений и принятия норм и ценностей профессионального сообщества. Профессиональная идентичность студента - будущего врача в настоящее время достаточно редко становится предметом изучения. Это связано с неустойчивостью и сложностью понятия «профессиональная идентичность» и характеристикой её компонентов.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что существует достаточное количество работ, посвящённых проблеме профессиональной идентичности, дана достаточно чёткая характеристика её содержательным компонентам. Это набор характеристик, которые помогают ориентироваться в выборе будущей профессии, определиться с выбором стратегии профессионального развития, реализовывать личный профессиональный потенциал. Основные направления в отечественной и зарубежной психологии, которые раскрывают проблему профессионального становления студентов, рассматривают этот процесс с момента профессионального самоопределения и выбора учебного заведения и до завершения своей трудовой деятельности. Обучение в вузе, по мнению Ю. П. Поваренков, является одной из стадий профессионального становления человека [1, с. 119]. Учёный процесс профессионализации в вузе делит на два периода: первый - учебно-академический (1-3 курсы), второй - учебно-профессиональный (конец 3-го и 4-5 курсы).
В своём исследовании Л. Б. Шнейдер рассматривает профессиональную идентичность как психолого-педагогическую проблему на примере вузовской подготовки психологов-практиков. В период вузовской подготовки, по мнению автора, становление профессиональной идентичности имеет два воздействия: организующее, активизирующее, что соответствует двум направлениям образования - познавательному и личностному [2, с. 150].
Мы можем отметить, что на сегодняшний день большинство вузов при подготовке специалистов пристальное внимание уделяют становлению мыслительного и профессионального направления личности студента. Работа, которая направлена на решение возникающих проблем и деструк-ций, на саморазвитие через профессиональное становление, остаётся без внимания. В связи с создавшимся положением возникает потребность в психолого-педагогическом сопровождении становления профессиональной идентичности студентов на этапе обучения в вузе. Основная цель нашей
работы - проанализировать исследования, посвящённые проблеме психолого-педагогического сопровождения, и аргументировать возможность разработки и внедрения практико -ориентированной программы, направленной на становления профессиональной идентичности студентов в вузе.
Само понятие «психолого-педагогическое сопровождение» достаточно недавно стало активно употребляться в сфере педагогов, психологов, идея психолого-педагогического сопровождения личности на разных этапах обучения изучается и обсуждается достаточно давно. В основе процесса сопровождения заложена идея разработки программ для поддержки учащихся средней школы. Активно и последовательно процесс сопровождения разрабатывался педагогами, идея которых заключалась в делении целостного процесса образования на два направления: обучение и сопровождение.
Под процессом сопровождения они подразумевали процесс успешной социализации личности на этапе обучения. Педагогикой предполагали, что процесс сопровождения должен быть направлен на создание особых благоприятных условий, которые будут способствовать поддержке и помощи учащимся в учебно-воспитательном процессе. Проблема психолого-педагогического сопровождения проанализирована в работах на примере сопровождения учащихся старших классов средней школы.
По мнению И. С. Морозовой, для любой школы сегодня актуальным становится создание программ психолого-педагогического сопровождения, которые позволили бы на ранних этапах диагностировать различные проблемы, возникающие у учащихся в процессе обучения. Для повышения эффективности сопровождения процесса необходимо взаимодействие учителя, педагога-психолога, классных руководителей и родителей [3, с. 124].
Концепция психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе адаптации к вузу исследована Э. Ф. Зеер. Анализ проблемы сопровождения профессионального становления личности представлен в его монографии «Психология профессий». Автор в своих высказываниях о концепции современного профессионального образования исходит из новой личностноориентирован-ной парадигмы высшего образования. Им была актуализирована необходимость включения в обязательную программу любого вуза дисциплины «Психология профессий» [4, с. 216].
Е. Ю. Пряжниковой и Н. С. Пряжниковым разработаны методологические основы психолого-образовательного сопровождения выбора профессии. Авторами достаточно глубоко рассматривается проблема профориентационной работы как психолого-педагогической поддержки, где основополагающая цель профессионального самоопределения личности называется формирование внутренней готовности к адаптации, к постоянным изменениям социально-профессиональной среды [5, с. 312].
Мы можем отметить, что в настоящее время имеется незначительный опыт психолого-педагогического сопровождения студентов вуза. На наш взгляд, это можно обосновать тем, что проблема сопровождения студентов вуза в процессе обучения раньше не возникала, в настоящее время она обсуждается достаточно часто. В связи с этим, мы считаем, что работа в рамках психолого-педагогического сопровождения должна быть направлена на формирование у студентов умений разрешать свои проблемы, самостоятельно (или с помощью взрослого), определять способы построения своего профессионального будущего и самостоятельно принимать решения для достижения поставленных задач и целей.
Процесс психолого-педагогического сопровождения мы представляем как целостную систему, состоящую из этапов: первый этап - адаптационный, его задача - создание условий, которые будут способствовать вхождению студентов в образовательный процесс вуза и облегчають процесс адаптации, в этот этап включены студент в течение первого и второго года обучения. Второй этап -идентификационный - процесс сопровождения студентов третьего и четвертого курсов. На этом этапе происходит развитие и углубление профессиональных знаний студентов. Третий этап - консультационный - предполагает психолого-педагогическое сопровождение студентов пятого и шестого курсов. В процессе этого этапа проводятся мероприятия, направленные на решение вопросов, связанных с прохождением клинической практики, выбором специализации, адаптацией на рабочем месте.
Как указывалось выше, психолого-педагогическое сопровождение реализуется в различных формах в зависимости от того, на каком этапе происходит процесс сопровождения. На адаптационном этапе студентов в вузе формой психолого-педагогического сопровождения могут быть: адаптационный тренинг, диагностика индивидуально-психологических особенностей студентов, значимость жизненной сферы, индивидуальное консультирование со студентами, кураторами групп. На втором идентификационном этапе формой сопровождения выступают мероприятия, имеющие профессиональную тематику, помогающие в выборе специализации студентов в зависимости от
специфики профессиональной деятельности. Включение в работу таких методов, как рефлексивный практикум, позволяющий делать предметом рефлексии изменения, происходящие со студентами в процессе проведения практикума, изменение эмоционально-оценочного отношения к профессиональным убеждениям и знаниям самого себя как «деятеля», помогает лучшему осознанию психологической готовности к определенному виду деятельности. В ходе реализации консультационного этапа формами сопровождения выступают как индивидуальные, так и групповые консультации, полученные рекомендации, позволяющие успешно пройти процесс адаптации в новой профессиональной среде.
Психолого-педагогическое сопровождение в виде практико-ориентированной программы рассматривается нами как создание благоприятных условий для готовности выпускника к выполнению профессиональной деятельности. Такое сопровождение, на наш взгляд, способствует становлению представления себя как профессионала, развитию профессиональных потребностей, эмоционально -оценочному отношению к профессиональным убеждениям и знаниям, удовлетворённости выбранной профессией и выработке соответствующего профессионального поведения. Работа по программе сопровождения включает в себя следующие направления: методическое, исследовательско-диагностическое, развивающее, консультационное.
В разработанной нами программе использовались различные методы и формы проведения занятий: индивидуальные, групповые, смешанные. Индивидуальная работа проводилась по запросу участников программы. В групповой работе при необходимости использовались как индивидуальные задания, так и упражнения для отдельных групп. Программа состоит из двух блоков: теоретического и практического. В теоретическом блоке программы нами применялись такие методы как беседа, дискуссия, круглый стол, фокус-группа. В практическом блоке программы - моделирование проблемных ситуаций, игровые методы, тренинговые задания и упражнения и т. д. Для каждого практического занятия подбор методик и упражнений проводился по принципу взаимодополняемости и непротиворечивости.
Психолого-педагогическое сопровождение становления профессиональной идентичности студентов на этапе обучения в вузе обеспечивает динамику таких содержательных характеристик, как повышение образовательных потребностей, изменение представления о себе как о будущем представителе профессионального сообщества, повышение удовлетворённости выбранной специальностью, знание самого себя как «деятеля», формирование профессионального поведения. Представленные в программе технологии включают в себя совокупность способов, средств и методов развития и формирования необходимых качеств, способностей для дальнейшего профессионального становления студентов, развития рефлексивных навыков по отношению к выбранной профессиональной сфере и в целом к жизни. В процессе выполнения упражнений и дискуссии у студентов происходит анализ собственной мыслительной деятельности, направленной на приобретение не только знаний, необходимых в профессии, но и о своем будущем профессиональном пути.
Значимо изменились показатели по всем критериям компонентов профессиональной идентичности. При организации психолого-педагогического сопровождения рамках своего исследования мы учитывали специфику профессиональной деятельности врача и специфику процесса обучения в медицинском вузе. Процесс становления профессиональной идентичности студентов медицинского вуза средствами психолого-педагогического сопровождения представлен нами как целостная программа, состоящая из последовательных направлений и этапов, которые в свою очередь предопределяют друг друга. Таким образом, мы можем утверждать, что организация психолого-педагогического сопровождения в вузе способствует становлению профессиональной идентичности студентов на этапе обучения.
Библиографический список
1. Поваренков, Ю. П. Психологический анализ профессионализации / Ю. П. Поваренков // Психологические проблемы профессионального становления личности. - М. : Издательство Инта психологии РАН, 1992. - С. 116-129.
2. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг / Л. Б. Шнейдер // М. : МПСИ, 2004. - 335 с.
3. Морозова, И. С. Социально-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся вечерней сменной школы / И. С. Морозова, Е. В. Филатова. - Кемерово: ЮНИТИ, 2008. - 136 с.
4. Зеер, Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. - М. : Академический проект, 2006. - 336 с.
5. Пряжников, Н. С. Профориентация / Н. С.Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. - М. : Академия, 2010. - 496 с.
T. V. Malyutina,
Senior Lecturer, e-mail: malyutina 1971@ mail.ru Omsk State Medical University, 12, Lenin str., Omsk, 644099, Russian Federation
I. S. Morozova,
Candidate of Psychological Sciences, Professor, head of the Department of General psychology Kemerovo State University, 6, Krasnaya str. Kemerovo, 650000, Russian Federation
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR STUDENTS PROFESSIONAL FORMATION AT THE STAGE OF UNIVERSITY TRAINING
The relevance of the problem of a future specialist development is considered today in various scientific fields: labor psychology, general psychology, and pedagogical psychology.Both knowledge and skills acquired in the learning process and mastering professional skills that enable students to identify themselves with a specialist in the chosen profession already at university are of key importance. The case study of psychological and pedagogical support of the formation of a professional identity, as well as certain aspects of the students' support program implementation at the stage of university studies, is in the phase of discussion and accumulation of empirical material. It becomes a relevant objective to develop a practice-oriented program for students' support at the stage of university studies that will enable them to meet their higher needs in the field of learning and education and build a more successful perspective in their professional development.
Keywords: professional identity, professional becoming, psychologic-pedagogical background, education in a high school.
References
1. Povarenkov Yu. P. Psihologicheskie problemy professional'nogo stanovlenija lichnosti [Psychological problems of professional formation of the personality]. Moscow, Publ. Inta pcichologii RAN, 1992, pp. 116-129. (In Russ.).
2. Schnejder L.B. Professional'naja identichnost': teorija, jeksperiment, trening [Professional identity: theory, experiment, training]. Moscow, Publ. MPCI, 2004. 335 p. (In Russ.).
3. Morosowa I.S., Filatowa E.W. Social'no-pedagogicheskaja podderzhka professional'nogo samoopredelenija uchashhihsja vechernej smennoj shkoly [Social and pedagogical support of professional self-determination of pupils of evening replaceable school]. Kemerowo, Publ.JuNITI, 2008, 136 p. (In Russ.).
4. Seer Je.F. Pcichologija proveccij [Psychology of professions]. Moscow, Publ. Akademitscheckij proekt, 2006, 336 p. (In Russ.).
5. Pijazhnikow N.C., Pijazhnikowa E.Yu. Provorientazija [Career guidance]. Moscow Publ. Akademija, 2010, 496 p. (In Russ.).
Поступила в редакцию 3.05.2017 © Т. В. Малютина, И. С. Морозова, 2017
Авторы статьи:
Татьяна Владимировна Малютина, старший преподаватель, e-mail: malyutina 1971@ mail.ru, Омский государственный медицинский университет, 644099, Омск, ул. Ленина, 12.
Ирина Станиславовна Морозова, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии, e-mail: [email protected], Кемеровский государственный университет, 650000, Кемерово, ул. Красная, 6.
Рецензенты:
Е. В. Лопанова, доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Омский государственный медицинский университет.
Д. В. Четвериков, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, главный внештатный специалист по клинической психологии Министерства здравоохранения Омской области, зав. амбулаторным психотерапевтическим отделением, Клиническая психиатрическая больница им. Н. Н. Солодникова.