ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
www.pmedu.ru
2011, №1, 82-93
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ВУЗА:
ИЛЛЮЗИЯ ИЛИ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ?
THE PSYCHOLOGICAL SERVICE OF THE HIGHER SCHOOL: ILLUSION OR STRATEGIC POSSIBILITY TO SOLVE PROBLEMS IN PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS
Чиркова Т.И.
Профессор Нижегородского государственного педагогического университета,
доктор психологических наук
E-mail: [email protected]
Chirkova T.I.
Professor Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Doctor of science( Psychology)
Аннотация. Анализируются недостатки и противоречия современных моделей психологической службы образования. Обсуждаются методологические основы организации психологической службы в вузе, представления о целях, задачах и перспективах ее развития. Систематизируются приоритетные направления работы службы. При анализе конкретного содержания деятельности психологов со студентами и преподавателями указываются организационные и содержательные риски в работе службы.
Annotation. Drawbacks and contradictions of modern models of a psychological service of education are analyzed. Methodological bases of organization of the psychological service in higher school, representations about purposes, tasks and development perspectives are discussed. Priority directions of work of the psychological service are systematized. At the analysis of the concrete contents of a psychologist activity with students and teachers are specified organizational and substantial risks in work of the psychological service.
Ключевые слова: психологическая служба вуза, методологические основы деятельности психолога, направления работы, содержательные и организационные риски в работе психологической службы.
Keywords: рsychological service of the higher school, methodological bases of the psychologist activity, directions of work, substantial and organizational risks in work of the psychological service.
Психологическая служба вуза (ПС) - относительно новое явление по сравнению с ПС в других социальных сферах и системах образования. Обсуждение ее проблем, методологических оснований деятельности, целесообразности создания и функционального содержания работы только начато в отечественной психологии [1, 2, 3, 4, 5, 6].
Прежде всего, дискутируется, что это за организационная структура? Может быть, это закономерное продолжение ПС образовательных систем - дошкольной, школьной службы? Но там понятно - дети, подростки, ранняя юность, массово нуждающиеся в помощи, поддержке и психологическом сопровождении. Тем более, что в современных социально-экономических условиях произошли значимые психические, психофизиологические, личностные изменения (далеко не благоприятные!) в развитии детей и подростков [7]. Спорить о необходимости существования ПС на этих этапах системы образования нет надобности. Для всех сейчас стало очевидным, что построение новой школы вряд ли может обойтись без научно-обоснованного психологического
сопровождения и учебного процесса и развития всех субъектов (учащихся, их родителей, учителей) школьного образовательного пространства.
А субъекты высшего образования - молодые люди, получившие статус зрелости, на ступени взрослости тоже нуждаются в этом? Может ли быть ПС вуза похожей на модели ПС образования, созданных для других ступеней возраста? А если нет, то в чем ее принципиальное отличие? И вообще, зачем системе профессионального высшего образования она нужна? Не есть ли появление ПС в некоторых университетах сейчас просто «данью моде» или результатом иллюзий психологов о необходимости «помогать всем и всех поддерживать» от рождения до старости? А может создание ПС вузов - это результат массового заблуждения о неспособности Души самостоятельно «трудиться», как смертному человеку справиться со своими болезнями без помощи медиков?
Круг подобных вопросов слишком обширен, и они далеко не праздные. Вообще следует отметить, что исторический путь возникновения ПС в нашей стране и, в частности, в системе образования тернист, усеян многими иллюзиями, ошибками, заблуждениями, «благими намерениями», разочарованиями. Он характеризуется то «бурным расцветом, то увяданием». При всем при этом, признаются и неоспоримые достижения в деятельности практических психологов, как в системе образования, так и других сферах социума [8].
Отличительной чертой современной эпохи стало повышенное внимание к сложному феномену личности и, как следствие этого, использование психологических знаний практически во всех сферах профессиональной деятельности. На психологическую науку сейчас возлагаются большие надежды. К психологической практике идут грандиозные запросы от управления различных социальных структур. Особое упование на психологию в XXI веке наблюдается при решении проблем реформирования российского образования. Признается безоговорочно, что без участия психологической науки и психологической практики ответственнейшие задачи инициативы «Наша новая школа» не могут быть успешно реализованы. Подчеркивается, что «главное заключается не в структурно-функциональных мероприятиях, разработке пакетов организационно-финансовых и программных материалов, а в определении тех образовательных базовых ценностей, вокруг которых смогли бы сплотиться основные субъекты педагогического процесса» [9, 44].
Изменения социально-экономического положения в стране создали существенные проблемы в системе профессионального высшего образования, в частности, в становлении личности профессионала. При обсуждении образовательных технологий (единство целей, содержания и методов обучения) стала четко осознаваться необходимость дидактического соответствия их не только предметному содержанию, но и психологическим, социально-личностным особенностям будущих специалистов. Современное общество реально столкнулось с тем, что профессиональная подготовка студентов не может ограничиться только профессиографическими составляющими. Необходима всесторонняя разработка компетентностного подхода, составной частью которого является создание условий для полноценного личностного развития профессионалов.
Могут ли современные психологические наука и практика удовлетворить столь грандиозные запросы образовательной системы? Не преждевременно ли мы начали серьезные психологические вмешательства, нововведения в годами складывающуюся систему подготовки специалистов? Однозначного ответа на эти сомнения пока нет. Психология высшей школы до сего времени только «рекомендательно» вторгалась в эту систему, причем, в основном в сферу дидактики, но не целепо-лагания и не содержательных ее компонентов. Сегодня намечается тенденция кардинально изменить позиции психологии в высшем образовании. И хотя проблемное поле вопросов организации психологической службы в вузе во всем объеме пока еще недостаточно обозримо, но уже сейчас, опираясь на опыт работы ПС в других социальных сферах, можно определиться в стратегии ее деятельности и в системе высшего образования.
Отвечая на вопрос о возможностях ПС вуза, поставленный в заголовке статьи, можно однозначно сказать: все будет зависеть от методологических основ ее концепции. Методология организации ПС вуза включает определенность научно-теоретических принципов ее функционирования; средства (технологические и кадровые ресурсы), какими будут решаться ее цели и задачи; методы работы
психологов; правила, какие станут ее кредо. Они определят, сможет ли ПС вуза реализовать стратегические функции в модернизации высшего образования. В рамках этой методологической структуры попытаемся обсудить основные организационные проблемы ПС в вузе на начальной стадии ее становления.
Методологические основы деятельности ПС вуза
Рассмотрим, какие теоретические положения психологической науки могут быть методологической основой содержания ее функционирования.
Прежде всего, теория психологии развития, задачи развития и доминантная мотивация жизнедеятельности молодежи, обучающейся в вузе.
Теоретический анализ и широкие экспериментальные исследования показывают, что возраст студенчества - это решение задач развития и реализации функций, не лежащих только в сфере профессиональной подготовки. Профессия приобретается для того, чтобы реализоваться как личности, обеспечить себе достойную жизнь, создать семью, определиться в жизненных перспективах. Но парадокс заключается в том, что уже в студенческие годы эти задачи не есть только ближайшее будущее, а они представляют собой «зону актуального развития», сензитивный период решения этих задач. Для студенчества актуальны, более того, становятся доминирующими потребности в подборе пары, в самоутверждении, в самореализации, в расширении коммуникативных связей. Развитие самосознания и социальная ситуация развития требуют решения проблем жизненных выборов. Этот возраст рассматривают как завершающий фазу решения психологических задач юности и осознания новых задач взрослости, связанных с автономным существованием, независимостью.
С одной стороны, современное общество предоставляет молодежи мораторий для поиска себя и самоопределения, с другой стороны, не предлагает достаточно адекватного и конструктивного образа будущего, его смысла. Такое положение может крайне негативно сказаться на определении направления личностного развития субъектов образовательного пространства. Идеальный образ будущего включает представления о профессиональной и карьерной линии развития, семейных отношениях, стремление к саморазвитию. Это далеко не полный перечень возрастных задач психологического развития молодых людей, на пять лет оказавшихся в вузовской среде.
Не учитывать все эти особенности в организации высшего образования нельзя. Доминирующие потребности студентов должны быть учтены. Необходимо избавляться от иллюзий, что учебные, познавательные потребности студентов могут минимизировать мотивацию доминирующих задач возраста. Непонимание этого может обострить противоречия между мотивационным настроем молодежи и требованиями преподавателей.
Мы - преподаватели - думаем, что у студентов основная мотивация связана с учебой, а у них на самом деле доминируют другие задачи развития. Эти тенденции явно прослеживаются в протест-ных акциях молодежи. (На стенах бунтующей Сорбонны были лозунги такого содержания: «Чем больше мы бунтуем, тем больше нам хочется любить. Чем больше мы любим, тем больше нам хочется бунтовать».)
Социологические исследования констатируют, что более 80% студентов старших курсов дневных отделений вынуждены работать, а не только учиться. Не в этом ли причина шокирующего всех обстоятельства, что значительная часть студенчества, отвечая на вопрос: «На что они нацелены в процессе обучения в вузе» бесхитростно отвечают: «На получение диплома». Они наивно полагают, что он сам по себе им обеспечит дальнейшие перспективы жизни, а не профессиональная компетентность, которую они должны приобрести в вузе. В этом опасное заблуждение современного студенчества. Как показали результаты наших исследований, у значительной части студенчества наблюдается отчуждение от активного включения в учебный процесс [10].
Исходя из этого, основные направления работы ПС вуза: разрешение противоречий между доминирующими потребностями молодежи и игнорированием их организационными структурами вуза; устранение иллюзий и заблуждений преподавателей в отношении доминирующей мотивационной основы учебной деятельности студентов; психологическое обоснование требований к созданию оптимального согласования между решением возрастных проблем жизнедеятельности студентами и процессом профессионального обучения.
Теоретическим основанием и аргументом необходимости создания ПС вуза может быть и то, что студенческий возраст - особая фаза интеллектуального развития. Ее называют вершинной фазой развития логического мышления, творческого воображения, интуиции, произвольной избирательности познания, смысловой целостности и осознанности. Но, к сожалению, в силу обстоятельств перманентно осуществляемой реформы школьного образования, у части студентов наблюдаются явные пробелы, недостатки, диспропорциональность в развитии когнитивной сферы - например, в видах восприятия, мышления, воображения, памяти, которые за годы учебы должны приобрести профессиональные черты и особенности. Эти студенты для успешного профессионального становления нуждаются в квалифицированной помощи психолога.
Эти проблемы должны стать предметом научно-исследовательской работы сотрудников лаборатории психологической службы вуза; задачей индивидуального консультирования; работы психологов по развитию когнитивной сферы студентов; работы психологов по устранению недостатков когнитивных процессов части студентов, средствами групповых тренингов развития креативности мышления и т.п.
Не менее значимым теоретическим основанием и одним из аргументов необходимости создания ПС вуза может быть то, что студенческий возраст - это особый период в развитии качественно новых коммуникативных возможностей. Отличительной особенностью общения старшего юношеского возраста в период перехода к взрослости является изменение его взаимодействий не только в своей возрастной когорте, но осознанное установление деловых коммуникаций со старшей возрастной группой. У них возникают особые взаимоотношения с людьми, стоящими на более высокой социальной иерархической ступени. Эта особенность общения студентов может как позитивно, так и негативно отражаться на взаимоотношениях с администрацией университета, с преподавательским составом и на развитии нравственных личностных качеств будущих профессионалов.
Работа психологов с проблемами коммуникативной деятельности студентов и преподавателей -это особая задача ПС вуза. Решение их может осуществляться проведением социально психологических тренингов с первокурсниками; специальной работы в случаях возникновения конфликтных коммуникативных ситуаций; устранением затруднений в общении студентов и молодых преподавателей средствами индивидуального консультирования и групповых занятий.
Особую значимость психологические знания приобретают при переходе вузов к новым образовательным технологиям обучения. Концепция ПС вуза во многом должна основываться на методологии компетентностного подхода к профессиональной подготовке студентов. Первоначально целеполагание вузовского обучения центрировалось на совокупности знаний, умений, навыков, определяющих высокую результативность труда будущего специалиста. Компетентность часто рассматривалась как некий технологический объем, необходимый для выполнения профессиональных задач.
В настоящее время в структуре профессиональной компетентности личностная составляющая будущего профессионала признается не просто значимой, но определяющей в конечном итоге качество специалиста. Компетентность определяется не только знаниями, имеющими непосредственное практическое значение, но и мировоззренческой позицией человека, его общими представлениями о природе, обществе и своем местоположении в них. Как показывают результаты наших исследований, компетентность - это сложнейшая комбинация личностных качеств и свойств: вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять сложные виды действий и др. Компетентность включает гносеологический компонент, определяющий адекватность профессионального восприятия, осмысления природных и социальных процессов мира; систему знаний, характеризующихся такими качествами как гибкость, вариативность, адаптивность, прогностичность, целостность. Аксиологический компонент компетентности определяет смыслы и этику профессиональной деятельности [11].
В решение проблем развития профессиональной компетентности студентов ПС вуза может внести значительный вклад не только мониторингом ее уровней и состояний, но и специальной психологической работой по становлению личностного и мотивационно-ценностного компонента
полифункциональных компетенций (социономических, технономических, биономических, артноми-ческих, номономических и др.), необходимых любым специалистам.
Все вышеперечисленные принципы можно рассматривать и как аргументацию необходимости создания ПС, и как основания ее стратегических возможностей в профессиональной подготовке студентов.
Стратегические возможности ПС вуза
Они будут определяться, по большому счету, назначением и задачами, стоящими перед современным высшим образованием; позициями и традициями в понимании сущности назначения работы вуза; возможностями самой психологической науки и психологической практики вмешиваться в процесс подготовки специалистов с высшим образованием.
В назначении вузовской подготовки можно выделить две традиционные позиции.
Понимание среды вуза и периода пребывания студента в нем - как временного периода, «стартовой площадки» (удобной резервации?) накопления информационного багажа - «впрок» для будущей профессиональной деятельности человека.
Понимание периода студенчества как периода активной жизнедеятельности молодых людей, решающих возрастные психологические задачи развития, которые не ограничиваются накоплением, чего бы-то ни было, «впрок». Эта позиция признания доминирования в этом возрасте, как мы уже указывали, основных, жизненных потребностей, таких как подбор пары и выполнение репродуктивных функций. Возрастает потребность в самоутверждении, средством которого может стать успешная профессиональная подготовка.
То есть, учебная деятельность студентов в этой позиции рассматривается как средство, а не как ведущий в психологическом понимании развития вид деятельности. Происходит:
- осуществление студентами самых разных выборов (специализации, кругов общения, интересов и развлечений) и на основе их определение своей судьбы;
- мощное вхождение не только в коммуникативную связь со своей возрастной когортой, но и, по сравнению с ранней юностью, широким социумом;
- не избежание («сидения на галерке», подальше от преподавателя), не отчуждение, не заискивающе подчиненное отношение к «старшим» людям (по статусу, возрасту и др.), а взрослое, осознанное взаимодействие с ними, со всеми вытекающими из этого последствиями в поведенческом репертуаре.
И хотя и первая, и вторая позиции имеют существенные различия в понимании целеполагания обучения в вузе, они обе уповают на решение основной задачи - подготовить молодого человека к будущему трудоустройству, профессиональной работе, новому социальному статусу. Для организации ПС вуза приоритетной должна стать именно вторая позиция в понимании профессиональной подготовки студенчества.
Основной задачей вузов при всех дискуссиях о его целеполагании остается неизменным признание необходимости в создании студентам условий для накопления запасов профессиональных знаний, умений, навыков и за счет высокого качества технологических составляющих, сделать их конкурентноспособными. ФГОС ВПО подготовки любых специальностей как бы расчитывает на развитие у студентов всех структурных компонентов компетентности, включающей не только профессиональные знания, умения, навыки, но и такие качества как инициатива, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию. Но это благое пожелание чаще всего вступает в серьезные противоречия с традиционной дидактической системой вузовского обучения, засильем в нем репродуктивных форм подготовки студентов, отсутствием подлинной индивидуализации обучения, условий для развития творческого потенциала каждого студента.
Что касается обсуждения стратегических возможностей психологической науки и психологической практики вмешиваться в процесс подготовки специалистов с высшим образованием, можно утверждать следующее. Действительно, детальное перечисление всех сложнейших проблем вузовского образования с позиций решения студентами задач своего психологического и социального
развития в период перехода от юношеского возраста к зрелости, и компетентностного подхода к профессиональной подготовке приводит к вполне закономерному сомнению: «А может ли психология указать, какими средствами всего этого достичь? Как совместить решение дисциплинарных, образовательных учебных задач и личностного, профессионального развития студентов? Какими временными и кадровыми ресурсами это сделать? Какими методами? Какие для этого необходимы условия и правила?...» Круг этих вопросов необозрим. И тут возникает сразу же вопрос другого порядка: «А не слишком ли мы иллюзорно понимаем задачи вуза? Не увлеклись ли мы идеями личностно-центрированного отношения к студентам, упуская другие, конкретные задачи профессиональной подготовки специалиста с высшим образованием?»
Эти сомнения вполне правомерны. Но они вполне разрешимы.
Во-первых, чтобы судить о возможностях психологической науки и практики вмешиваться в процесс подготовки специалистов с высшим образованием сразу же необходимо определиться в вопросе: «Зачем вузу нужна психологическая служба ?». Анализ публикаций за последнее десятилетие по данному вопросу показывает, что такая служба необходима, чтобы сделать высшее образование не только профессионально, но и личностно развивающим; чтобы решить за счет психологических факторов проблему повышения качества высшего образования; чтобы устранить издержки и противоречия дидактики современного вузовского обучения; способствовать переходу профессиональной подготовки студентов от репродуктивного формата к развивающему творческому; чтобы устранить противоречия между уровнями развития когнитивной и личностной составляющих профессиональной готовности специалиста. Итак, «зачем» нужна психологическая служба в вузе - весьма многогранно.
Во-вторых, какими средствами, технологиями психологическая служба вуза эти проблемы может разрешить? Поскольку социальная ситуация развития образования в нашей стране и в мире в целом выводит на первый план личность обучающегося, то, естественно, психологическая служба вуза может использовать арсенал психологических технологий развития личности, психологии обучения, индивидуализации, созданных в различных отраслях отечественной и зарубежной психологической науки и практики. Безусловно, относясь к этому арсеналу критически с позиций современной социальной ситуации.
Несколько слов о кадровом обеспечении ПС вуза. Появилась тенденция в вузах даже не гуманитарного профиля открывать психологические факультеты (дискуссионность этого положения мы в статье не обсуждаем), поэтому работа службы может осуществляться сотрудниками психологических кафедр, студентами выпускных курсов, магистрами, аспирантами, а также привлечением специалистов-психологов из других вузов, психологических центров и сфер производства. Кстати, наличие ПС в вузе значительно облегчает решение многих проблем с организацией практики студентов психологического факультета, с организацией научно-исследовательской деятельности дипломников, написания магистерских диссертаций, внедрение результатов научных исследований аспирантов и преподавателей кафедр психологии.
Целеполагание ПС вуза и планирование ее деятельности
ПС в системе высшего образования - это единство многих составляющих - научного (теоретического), прикладного (методического), практического (консультирование, профилактика, психодиагностика, просвещение), организационного (структурные подразделения, кадры, внешние и внутренние взаимосвязи).
Систематизация направлений работы ПС вуза на начальных этапах ее становления требует серьезной научно-исследовательской работы сотрудников лаборатории по построению целостной, научно обоснованной модели ПС профессионального высшего образования; определения первоочередных задач экспериментальной и технологической разработки.
Необходимо создание нормативно-правовой основы функционирования службы, определенных нормативных документов, отражающих запросы к ПС региональных управленческих структур, в зависимости от специфики вуза и условий конкретного региона, в котором возможно трудоустройство выпускников вуза. Должно быть разработано стратегическое целеполагание и четкая кон-
кретизация задач работы ПС в соответствии с профилем вуза. Намечен перспективный план функционального развития ПС вуза на ближайшие годы в соответствии с ФГОС ВПО.
Опыт работы ПС в системе высшего образования, хотя и незначительный, показывает, что все перечисленные организационно-содержательные позиции пока еще четко не определены. Поэтому так важны при ПС вуза научно-исследовательские лаборатории для определения ее методологии и создания вариативных моделей; для конкретной разработки содержания деятельности психологов, с осторожным использованием положительного опыта и технологических наработок практических психологов в других социальных сферах и образовательных системах страны. Нужно провести детальный анализ заблуждений, стратегических ошибок, неувязок, противоречий, опыта психологической практики в системе образования, чтобы «не наступать дважды на одни и те же грабли».
Главной целью деятельности ПС вузов на этапе ее становления является систематическая проработка проблем, как на теоретическом, так и на технологическом уровне, связанных с организацией психологического сопровождения компетентностной модели профессиональной подготовки будущих специалистов в условиях реализации многоуровнего профессионального высшего образования.
Приоритетные задачи ПС могут быть сформулированы таким образом.
Сопровождение не только процесса обучения, не просто процессов адаптации студентов к вузу и даже не просто подготовки к будущей профессиональной деятельности, а озабоченность условиями развития личности студента - будущего профессионала в переходный период от юности к взрослости.
Диагностика психологической составляющей учебного процесса и личностных параметров развития его субъектов (изучение состояний и свойств личности студентов, способностей и особенностей когнитивных процессов и познавательной деятельности, их смысложизненных ориентаций и т.д.).
Специальная психологическая подготовка студентов к эффективному вхождению в профессиональную сферу средствами учебной деятельности (обучение студентов технологиям творческой деятельности; способам саморазвития высших качеств когнитивных процессов; эффективному коммуникативному взаимодействию; технологиям личностного и профессионального роста).
Участие научно-исследовательской лаборатории психологической ПС в разработке развивающих технологий обучения (обучение субъект-субъектному взаимодействию преподавателей и студентов; технологиям проведения студентами научно-исследовательской деятельности; развитие навыков и умений дифференциации - интеграции содержания знаний в учебных дисциплинах и др.).
Повышение психологической компетентности преподавательского состава учебного учреждения в осуществлении работы с современной молодежью (тактика учета совмещения студентами учебы и работы, участие в решении личностных проблем, преодоление асоциального поведения).
Участие психологическими средствами в создании условий развития творческих способностей студентов. Доказано, что репродуктивный путь обучения малоэффективен в становлении высокого качества профессиональной готовности специалиста. Поэтому приоритетное место в работе психологической службы вуза должно принадлежать включению психологов в проектирование условий для развития творчества студентов. Творческий формат обучения студентов потребует установления иного соотношения между аудиторным обучением и производственной практикой; осуществления студентами самостоятельного учебного поиска, выбора информационного пространства; разработки инновационной дидактической технологии; изменения оценочной системы в вузе, традиционно возложенной на плечи преподавателей, часто исключающей показатели развития психологических составляющих качества профессиональной готовности студентов. В решение всех этих задач должна быть включена ПС вуза.
Разработка способов «вмонтирования» приобретаемых знаний в вузе в пространство субъект-объектного отношения к будущей профессиональной деятельности студента, направленности обучения на возникновение установок, при которых отношение студентов к знаниям включало бы прагматическую ориентированность.
Разработка теоретических основ и технологии развития профессиональной проектировочной деятельности как возможности студентам соответствовать современным изменчивым социальноэкономическим условиям, как подготовка их отвечать на вызовы действительности.
Совместная с отдельными студентами и творческими группами научно-исследовательская деятельность по изучению причин, видов и форм отчуждения студентов в процессе вузовского обучения; экспериментальное исследование ожиданий и установок студентов от учебы в вузе.
В соответствии с процессом реформирования высшей школы на систему профессионального многоуровневого обучения в русле Болонского соглашения чрезвычайно значимо решение психологических проблем выбора профессионального творческого пути студентов; создание экспериментального инструментария изучения психологических проблем выбора студентами профессионально-образовательной траектории вузовского обучения.
Задачей работы ПС вуза должна стать разработка проблемы неопределенности профессиональной подготовки с позиций деятельностной модели работы специалиста в новых социально-экономических условиях. В проблемное поле анализа этой темы может войти изучение восприятия ФГСО ВПО преподавателями и студентами, внешние и внутренние причины неопределенности в профессиональной подготовке в вузе, появление новых требований к формированию профессиональных компетенций того, или иного профиля как основание для дополнения государственного стандарта подготовки студентов различных специализаций.
Помощь отдельным студентам и преподавателям в решении личных, психологических проблем. Работа психологов-консультантов в рамках ПС вуза может включать - изучение основных психологических проблем, по поводу которых студенты считают возможным обратиться за помощью к психологу, их систематизация для последующей профилактической деятельности. Разработка новых технологий психологического консультирования клиентов с психологическими проблемами средствами индивидуального психологического и группового консультирования. Оформление учебных программ обучения данным технологиям студентов психологического факультета университета.
В целях мониторинга результатов работы ПС вуза, ее планирования и совершенствования -изучение запросов студентов к психологической службе вуза; анализ представлений студентов о возможностях психологической помощи средствами ПС; просвещение студентов и сотрудников университета о специфике и возможностях психологического сопровождения профессионального и личностного роста студентов психологической службой университета.
Это далеко не полный объем задач работы психологической службы вуза, нацеленной на психологическое сопровождение профессионального обучения студенческой молодежи. Таким образом, реальные возможности психологической службы в системе высшего образования довольно значительные и могут, следовательно, считаться стратегическими в модернизации системы высшего образования. Реализация их должна происходить в контексте исторических, государственных, социальных задач и актуальных проблем профессионального образования.
Риски в целеполагании, в организационно-методических вопросах функционирования психологической службы вуза
При решении проблем высшего образования ПС вуза должна предвидеть риски в своей работе. Обозначим их как иллюзии и заблуждения. Опыт работы психологической службы в вузах России, хотя и немногочисленный, позволяет уже сейчас говорить о некоторых иллюзиях в определении задач функционирования этой службы, в организации ее структуры, в методах работы практических психологов с субъектами образовательного пространства вуза.
1. Установилась традиция обозначать целеполагание ПС вуза как сопровождающее участие в процессе реформирования высшей школы. При таком широком, крайне значимом, но недостаточно четко определенном спектре задач ПС вуза рискует «надеть на себя тогу мессии», ответственности и долженствования за все и вся. Взвалить на свои плечи всю «вселенскую скорбь» за человеческое несовершенство и проблемы молодого поколения. Подобное заблуждение пережила школьная психологическая служба, заплатив за эту иллюзию «профессиональным выгоранием»; разочарованием психологов в своих возможностях; имитационными состояниями деятельности
или псевдоактивностью в образовательных учреждениях; массовым уходом психологов в другие сферы деятельности и т.д. Чтобы не оказаться в таком же положении, ПС системы высшего образования изначально должна четко определиться в своих возможностях и долженствовании.
2. Очень значимой иллюзией, как показывает анализ опыта уже состоявшейся деятельности по психологическому сопровождению профессионального вузовского образования, является попытка ПС встать в позицию «над» деятельностью уже сложившихся в системе вузовской подготовки структурных образований. Причем эта позиция некоего «знающего основную тайну человеческой души», а, следовательно, имеющего право «давать рекомендации», «формировать», «корректировать» все, начиная от когнитивной сферы субъектов образовательного пространства, до их способностей, свойств индивидуальности и смыслов жизни. Не случайно все чаще раздаются голоса: «Не слишком ли много берете на себя, господа психологи?» Стратегическая линия работы психологической службы в вузе имеет основания только для сопровождения учебно-воспитательного процесса, сотрудничества (совместного труда) и участия (части деятельности) своими психологическими средствами и технологиями в процессе подготовки специалистов, но не в позе «всемогущего», стоящего над другими структурными подразделениями вузовской системы.
3. Не должно возникнуть иллюзии у ПС вуза стать дополнительным звеном и в системе управления, руководства образовательным учреждением. Выполнение по заказам руководства мониторинговых функций состояния учебных процессов, их результатов, личностных способностей и возможностей субъектов учебного пространства иногда приводит к этому заблуждению. Диагностическая деятельность психологов - это «камень преткновения», «запнувшись» о который, рушились отлаженные системы психологической практики (например, педология, или отторжение психологов коллегами в учебных учреждениях, конфликты на предприятиях и т.д.). Вообще выработка стратегии отношений ПС с управленческими звеньями учреждения - это пока еще крайне дискуссионный вопрос, не имеющий однозначного решения.
Но руководители вновь создаваемых ПС вуза с самого начала должны четко и откровенно оговорить с руководством вуза все формы своего статусного взаимодействия. При этом руководствоваться правилом - «психолог по долгу службы всегда на стороне клиента».
4. Еще одной из иллюзий, в силу сложившегося неблагополучия с воспитанием современной молодежи и сформулированными задачами государственной молодежной политики, является попытка ПС вузов подменить собой несовершенство воспитательных вузовских структур, превратиться в «развлекательные клубы», занимаясь организацией досуга студентов, увлечься коммуникативными играми и тренингами, превратиться в модель службы развлекательной психологии. Это не означает, что психологи устраняются от участия в воспитательной работе в вузе. Просто должна быть четко сбалансированная программа такой работы и на основе возможностей и технологий именно психологической практики, но не в форме «проведения досуговых, воспитательных мероприятий». Слишком серьезные проблемы есть у современной молодежи (всякого рода зависимости, дисгармонии развития, личностные аберрации, конфликты с самим собой и окружающими, утрата ценностных смыслов и значений). Их должна решать ПС вуза, а не заниматься организацией психологически насыщенных развлечений студентов.
5. В стратегии деятельности ПС вуза не должно возникнуть иллюзии о возможности только своими силами решать некоторые злободневные проблемы молодежи. Например, для работы с наркотическими зависимостями нужны высококлассные специалисты наркологи, каких экономически затратно, да и не целесообразно включать в штат ПС вуза. Психолог-консультант в вузе не заменит и работу психологической службы семьи и брака. Эти проблемы решаются в специализированных учреждениях. Психологическая служба вуза может только иметь программу профилактической, просвещенческой работы по данным проблемам, возможно, выполнять «диспетчерскую» функцию, рекомендуя студентам учреждения, куда они могут обратиться со своими проблемами.
6. От аналогичной иллюзии следует избавиться ПС вуза и в других вопросах. Например, не стоит подменять работу отлаженных, технологически оснащенных информационных структур вуза (библиотечных, Интернет-ресурсных и др.) в обеспечении студентов литературой даже в плане распространения психологических знаний среди молодежи. Но психологи могут стать организато-
рами семинаров, коучинга по ознакомлению с технологиями работы с информационными ресурсами в процессе вузовского обучения.
7. Крайне серьезного отношения требует к себе получившая широкое распространение в последние годы в психологической службе образования иллюзия о возможностях психологическими средствамирешать вопросы дидактики высшей школы. Психологической службе вуза нужно вступить в сотрудничество с учебно-методическими службами и по возможности включаться в разработку новых образовательных технологий, интерактивных методов обучения органично вписывающихся в специфику профессионального направления и конкретных специализаций. Это может стать одним из стратегических, чрезвычайно значимым и востребованным направлением работы ПС вуза.
8. Многие заблуждения возникают при определении местоположения ПС в общей структуре вуза. Есть риск превращения ее в одно из административных мониторинговых подразделений, осуществляющих контролирующие функции, или оценки с помощью психодиагностики успешности учебновоспитательного процесса в вузе. Эти виды деятельности сотрудниками ПС могут быть выполнены только в случаях крайней необходимости.
9. Существует риск превратить ПС вуза в «стол заказов» или службу «скорой помощи», как это случалось со школьной психологической службой. Это совсем не означает отстранение психологов от участия в решении экстренно возникших проблем в учебном учреждении. Но постоянная текущая работа сотрудников ПС вуза - это заранее спланированная, определенная годовым планом, как и любого другого структурного образования вуза, работа.
10. Особую группу рисков составляют заблуждения и напрасные упования на некоторые виды деятельности психологов, в частности, на возможности диагностики индивидуальных различий (способностей, установок, характеров, доминирующих потребностей и т.д.). Значимость этого вида деятельности ПС в образовании, в том числе и при обучении студенчества, никто не подвергает сомнению. Но проблема состоит в том, что сейчас это делается чаще всего методами тестирования, созданными в прошлом столетии и в другой социокультурной ситуации. При использовании этих методов есть риск создания ошибочного представления о психологическом портрете и возможностях современного студенчества. Это во-первых. А во-вторых, что касается последующей работы с этими диагностическими данными, то она бесконечно дискуссионная, проблематичная и таит в себе много рисков.
Например, психологи часто используют для себя удобную позицию. После диагностических процедур, человеку, узнавшему о своих психологических особенностях, они предлагают «работать» самому со своими недостатками - корректировать, исправлять их. Эта позиция получила образное сравнение функции психолога «быть зеркалом» для клиента, а уж «причесываться» он должен сам. Да, это в какой-то мере правомерно в отношениях с взрослыми людьми. Но суть заключается в том, что при этом должна присутствовать профессиональная ответственность психолога за то, чтобы клиент имел возможности, средства, «орудия» и владел способами действия с ними при решении своих психологических проблем.
Или, например, так удобен для психологов призыв: «Познай себя!». Не случайно Д.А. Леонтьев в одном из своих «психостиший» написал: «Познай себя! Что толку в том? Познаешь, а куда бежать потом?». Конечно, знание своих особенностей важно, ибо, «дурак, признавший себя дураком, уже не дурак», но в то же время, одаренный, просто знающий, признающий свою исключительность, еще очень далек от реализации своей гениальности. От знания самого себя до самореализации - сложный и трудоемкий путь.
Риск подобных позиций практических психологов заключается и в том, что диагностическая деятельность может стать для них самоцелью, а не вспомогательным средством для эффективного взаимодействия со студентами в вузе.
Стратегические возможности для модернизации высшего образования с помощью диагностической деятельности ПС вузов могут открыться только при единстве разработки новых валидных и надежных психодиагностических методов познания когнитивных и личностных особенностей мо-
лодого человека и правомерных и эффективных методов воздействия на эти индивидуальные психологические реалии. Эту группу рисков в работе ПС вуза может устранить только мощная, широкомасштабная экспериментальная и теоретическая разработка дифференциальной психологии, которая в последние десятилетия значительно утратила свои позиции [12].
11. Риски деятельности психологов вуза таятся и в том, что студенты могут ошибочно переносить некоторые принципы поведенческого репертуара тренинговых занятий в повседневную жизнь. Психологические тренинговые технологии, такие модные и безудержно вторгшиеся в работу практических психологов в конце XX столетия, широко используются в работе со студентами и могут быть весьма эффективны для личностного роста. Но сколько вреда в плане временной неопределенности молодых людей сыграли ставшие жизненным кредо принципы тренинговых занятий, например, такие, как «здесь и сейчас!». Отрицательно могут отразиться на нравственном поведении молодежи принципы коммуникативных тренингов - «полная раскрепощенность», «безоценочное отношение», «толерантность к любому проявлению своей самости» и др. Поэтому сотрудники ПС вуза должны быть крайне осторожны и действительно высоко профессионально работать в процессе семинаров и психологических тренингов, чтобы «не выпустить джина из бутылки».
12. Поскольку в реестре вузовской подготовки практических психологов нет специализации -«психолог для работы в системе высшего образования», то есть риск ПС вуза уподобить моделям школьного образования, или сделать ее жалким подобием ПС других производственных и социальных сфер.
В заключение статьи, как обобщение всего вышесказанного, перечислим особенности субъектов, с кем могут успешно работать специалисты ПС вуза.
Какие студенты могут стать соучастниками работы психолога в вузе?
Студенты, активно осуществляющие свою жизнедеятельность в вузе, а не только обучающиеся «впрок» для будущей профессиональной работы. Решающие свои возрастные психологические и социальные задачи развития. Сотрудничество с психологами службы - дело добровольное, административно не регламентированное.
Студент, имеющий развитую мотивационную основу профессионального становления, заинтересованный в реализации своих особых запросов к творчеству в профессиональной деятельности и других сферах жизнедеятельности. Человек, оптимально реализующий возможности своей индивидуальности, имеющий специфическую возрастную потребность вершинного развития когнитивной сферы.
Молодой человек, столкнувшийся со стрессовыми условиями, оказавшийся в жизненных затруднительных обстоятельствах, нуждающийся в психологической помощи и поддержке.
Кто из сотрудников вуза может стать субъектом взаимодействия со специалистами психологической службы?
Администрация вуза, озабоченная реализацией компетентностного подхода в вузовской подготовке студентов.
Преподаватели, заинтересованные в создании развивающих дидактических технологий. Преподаватели, нацеленные на освобождения студентов от интеллектуального «потребительства», избегающие способов репродуктивного обучения, стремящиеся к творческому формату когнитивной деятельности студентов, заинтересованные в их профессиональном и личностном росте.
Сотрудники вуза, испытывающие дефицит в психологических знаниях, осознающие необходимость в использовании психологических закономерностей при разработке своих образовательных технологий.
Литература:
1. Рубцов В.В., Метелькова Е.И., Арсеньева Т.Н. Проблемы создания организационных моделей психологической службы в российской высшей школе // Психология образования: региональный опыт. Материалы второй национальной научно-практической конференции. М., 2005. С. 148-149.
2. Капцов А.В. Перспективы развития психологической службы вуза // Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты. Материалы третьей национальной научно-практической конференции. Т. 2. М., 2006. С. 65-67.
3. Кайгородов Б.В., Варфоломеева Е.А. Психологическая служба как центр психологической помощи субъектам образовательного процесса университета // Психология образования: региональный опыт. Материалы второй национальной научно-практической конференции. М., 2005. С. 143-144.
4. Кислова В.С. Система психологического сопровождения в вузе: Болонское измерение // Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты. Материалы третьей национальной научно-практической конференции. Т. 1. М., 2006. С. 67-68.
5. Солдатова Е.Л. Об организации системы психологического сопровождения в вузе // Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты. Материалы третьей национальной научно-практической конференции. Т. 1. М., 2006. С. 29-30.
6. Чиркова Т.И. Методические и организационные проблемы психологической службы в системе высшего образования // Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты. Материалы третьей национальной научно-практической конференции. Т. 1. М., 2006. С. 34-36.
7. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Электронное периодическое издание. Проблемы современного образования. 2010. № 2. Модернизация образования. Сайт: www.pmedu.ru.
8. Дубровина И.В. Стоит ли осуждать себя? // Вестник практической психологии образования. 2008. № 3 (16). С. 3-6.
9. Богуславский М.В. Проблемы реформирования российского образования. (Историко-педагогический аспект) // Электронное периодическое издание. Проблемы современного образования. 2010. № 1. Модернизация образования. Сайт: www.pmedu.ru.
10. Королева О.Л. Психологические условия преодоления отчуждения студентов от обучения на начальных этапах вузовской подготовки: Дисс.... канд. психол. наук. -Н.Новгород, 2009. -217 с.
11. Чеботарева С.В. Психологические условия развития профессиональной компетентности студентов специальности «психология»: Дисс. канд. психол. наук. - Н.Новгород, 2009. -196 с.
12. Чиркова Т.И. Методологические основы психологии. Практикум. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2009. -342 с.