Научная статья на тему 'Социальная адаптация студентов в вузе'

Социальная адаптация студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21498
2593
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / АДАПТИРОВАННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / КУРАТОРСТВО / STUDENTS' SELF-GUIDANCE / STUDENTS / ADAPTABILITY / SOCIAL ADAPTATION / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / PROFESSIONAL PREPARATION / MODERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елгина Лариса Сергеевна

В статье анализируется проблемы социальной адаптации студентов в вузе, а также раскрываются основные проблемы и особенности адаптации студентов к условиям вуза. Кроме того, в статье сформулированы основные пути решения успешной социально-психологической адаптации студентов и к их профессиональной подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social adaptation of students at High Educational establishments

The problem of social adaptation of students at High Educational Establishments is analyzed, and also the basic problems and special features of adaptation of students to the conditions of High Educational Establishment are revealed. Furthermore, in the article the basic methods of solution of the successful social-psychological adaptation of students to their professional preparation are formulated.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация студентов в вузе»

УДК 378.17

Л.С. Елгина

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

В статье анализируется проблемы социальной адаптации студентов в вузе, а также раскрываются основные проблемы и особенности адаптации студентов к условиям вуза. Кроме того, в статье сформулированы основные пути решения успешной социально-психологической адаптации студентов и к их профессиональной подготовке.

Ключевые слова: студенчество, адаптированность, социальная адаптация, социально-психологическая адаптация, профессиональная подготовка, студенческое самоуправление, кураторство.

L.s. Elgina social adaptation of students at high educational establishments

The problem of social adaptation of students at High Educational Establishments is analyzed, and also the basic problems and special features of adaptation of students to the conditions of High Educational Establishment are revealed. Furthermore, in the article the basic methods of solution of the successful social-psychological adaptation of students to their professional preparation are formulated.

Key words: students, adaptability, social adaptation, social-psychological adaptation, professional preparation, students’ selfguidance, moderation.

В психологии под социальной адаптацией понимают, во-первых, постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, во-вторых, результат этого процесса.

Иначе говоря, «под адаптационной способностью понимается способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой» [7, с. 12].

Адаптация - это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Исследователи различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:

1) адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, к своим обязанностям;

2) общественная адаптация, т.е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников, и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

3) дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе [10, с. 17].

Студенчество объединяет молодежь примерно одного возраста (в основном 16-23 лет), относительно одинакового в качестве базового (среднего) уровня образования и отличается от других

групп молодежи своими особенностями. К которым можно отнести форму организации жизнедеятельности, концентрацию в крупных вузовских центрах, «свой» образ жизни в стенах вуза, в студенческой группе, в общежитии, относительную самостоятельность в выборе способов деятельности в учебное и неучебное время. Главное же отличие и сущность студенчества как социальной группы состоит в том, что основной его задачей является не непосредственное участие в материальном и духовном производстве, а подготовка к труду в данных сферах, то есть учеба. Отсюда вытекает основное назначение студенчества - пополнение рядов специалистов, интеллигенции. Студенчество выполняет роль источника и резерва различных отрядов специалистов, поскольку в его составе имеются профессиональные группы.

В.Т. Лисовский дает следующее определение студенчества: «...в социальной структуре студенчество может быть названо специфической социальной группой, по своему общественному положению ближе стоящей к интеллигенции» [5, с. 57].

основная функция студенчества состоит в приобретении профессиональных знаний и навыков. Время учебы - это не просто подготовительная фаза, а ответственный период жизни, приобретение профессиональных знаний. Социальная функция студенчества предопределяется, прежде всего, необходимостью обеспечения притока специалистов.

Адаптация студента - это сложный, динамический, многоуровневый и многосторонний процесс перестройки потребностно-мотивационной

сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями их реализации. Значительная часть адаптивных ситуаций возникает вследствие изменений условий обучения при поступлении в вуз. Этот аспект адаптации получил название дидактической адаптации, которая включает приспособление к новым формам и методам работы; приспособление к новым формам контроля. Адаптация студентов-первокурсников тесно связана с их учебными успехами. Целью дидактической адаптации является разработка оптимальных методов организации учебной деятельности студентов-первокурсников с учетом, с одной стороны, специфики условий обучения, с другой - особенностей познавательной деятельности в юности [10, с. 24-25].

Успешность обучения студентов зависит от многих факторов, среди которых одним из важнейших является его интеллектуальное развитие как показатель умственной деятельности и внимание - функция регуляции познавательной деятельности.

В ходе адаптации происходит перестройка психофизиологических и психологических свойств студента. Специфика адаптации студентов вузов определяется условиями обучения, их индивидуальными особенностями и, что не менее важно, особенностями юношеского возраста. Юность - один из важных этапов социализации личности. Перед молодыми людьми стоят задачи адаптации, продиктованные необходимостью большей зрелости. Если личность не успевает приспосабливаться к новым ситуациям, возникает опасность дезадаптации. Главная задача этого возраста - выбор профессии и профессиональное образование. Профессиональная подготовка становится ведущей деятельностью студента, а одной из проблем обучения в новых условиях является его социально-профессиональная адаптация. Для юношеского возраста характерно углубление и дифференциация познавательного процесса, развитие познавательной самостоятельности, потребность в общении со сверстниками, возникновение иерархически структурированной системы ценностных ориентаций, профессиональное самоопределение, возникновение жизненных планов, формирование способности к самореализации [3, с. 41].

На этом этапе вхождения в новую среду общение с окружающими людьми становится особенно значимым фактором социальной адаптации

студентов. В процессе общения происходит адаптация личности к определенным образцам поведения, действующим в данной микросфере, подчинение социальным требованиям и контролю со стороны взрослых. Общение является составной частью совместной учебной деятельности. Кроме того, потребность в неформальном общении со своими сверстниками, понимании и признании -отличительная особенность юношеского возраста.

Таким образом, общение как специфический вид активности является одним из ведущих факторов адаптации. В связи с этим важную роль приобретает развитие коммуникативных умений, оптимизация общения с помощью многочисленных приемов, разработанных в настоящее время. Один из путей оптимизации - это осознание трудностей общения и, по возможности, их устранение. Большое значение имеет дифференциация различных затруднений в социальнопедагогической, профессиональной адаптации студентов.

Следующим важным аспектом адаптации является роль ценностных ориентаций. Эффективность процесса вхождения в профессию определяется, с одной стороны, активным овладением личностью профессиональными знаниями, умениями и навыками, а с другой - мотивами, установками, ценностными ориентациями студента на профессиональную деятельность, а также уровнем идентификации со средой. Профессиональная адаптация студентов зависит от того, насколько значимы для них профессия, работа, успех, какие требования они предъявляют к себе, профессиональной подготовке, будущему месту работы, как они реагируют на неудачи и трудности в учебно-профессиональной деятельности. В процессе адаптации происходит перестройка потребностно-мотивационной сферы, и задача педагога состоит в формировании устойчивых профессиональных ценностей у студентов.

Показателем адаптации является адаптиро-ванность. На основании анализа научных исследований мы выбрали три основных критерия адаптированности студента: сформированность познавательной самостоятельности, сформиро-ванность ценностных ориентаций, сформирован-ность коммуникативных умений.

Включение студентов в социальную жизнь, завершение образов, приобретение стабильной профессии, трудовая активность, возможность выполнения организаторских руководящих функ-

ций, наличие политических прав, ответственность перед законом и т.д. - все это звенья сложного формирования его социальной зрелости. Последний является одним из завершающих этапов становления личности, в ходе которого молодой человек, усваивая социальный опыт, приобретает социальные качества и подготавливается к вступлению в общественную жизнь в качестве ее активной силы. Социальная зрелость - это главная стадия человеческой жизни, включающая в себя период наиболее активной трудовой и общественной деятельности, стадия максимального проявления творческой активности человека.

Однако, обладая потенциально огромными созидательными возможностями для развертывания своей жизненной траектории и участия в решении актуальных проблем социума, студенчество переживает период болезненного самоосущест-вления, сопровождающийся многочисленными трудностями и испытаниями, что, в свою очередь, негативно сказывается на степени активности, самостоятельности молодых людей и их объединений в обустройстве окружающей жизни. Одним из механизмов повышения активности студенчества может стать создание института самоуправления [8, с. 11-12].

Высшие учебные заведения являются той микросредой, в которой молодой человек без необратимых негативных процессов, личностной деформации может перейти от детской несамостоятельной жизни к взрослой самостоятельной. Педагогические коллективы вузов всегда озабочены проблемами адаптации первокурсников, разрабатывая целые системы, помогающие вчерашнему школьнику преодолеть противоречия между его наличным «капиталом» и качественно новыми требованиями в учебном заведении.

В основном социально-психологическая адаптация студентов первого курса к условиям вуза описывается через понятия «присвоение», «вхождение», «формирование», «усвоение», «активное включение», «изменение социального положения» и другие категории предметной деятельности. Она определяется как процесс приведения основных параметров социальных и личностных характеристик студентов в состоянии динамического соответствия с условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту. Исследователи проблемы адаптации студентов первого курса относятся к ней как к начальному этапу интеграции студента в профессиональную и социальную среду вуза [6, с. 31].

Исследования показывают, что первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки.

Социальная адаптация студентов в вузе делится на: а) профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе; б) социальнопсихологическую адаптацию - приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения.

Успешность профессиональной адаптации зависит от личностных особенностей студента, от его индивидуально-психологических и психотипических особенностей.

Адаптация студентов к учебному процессу (по данным изучения регуляторной функции психики) заканчивается в конце 2-го - начале 3-го учебного семестра.

Процесс психологической адаптации личности характеризуется активностью человека, выраженной в целенаправленности его действий по преобразованию действительности, среды, как с использованием различных средств, так и с подчиненными ему приспособительными актами.

Многие первокурсники на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.

Для выработки тактики и стратегии, обеспечивающих оптимальную адаптацию студента к вузу, важно знать жизненные планы и интересы первокурсника, систему его доминирующих мотивов, уровень притязаний, самооценку, способность к сознательной регуляции поведения и т.д.

Успешное решение этой проблемы связано с развитием психологической службы вуза, студенческого самоуправления, института кураторства.

Процесс адаптации каждого студента идет по-

своему. Юноши и девушки, имеющие трудовой стаж, легче и быстрее адаптируются к условиям студенческой жизни и быта, вчерашние школьники - к академической работе. Задача студенческой группы - не поиск усредненного варианта включения учащихся в новые виды деятельности, а создание условий для общей оптимальной деятельности [9, с. 93].

Во всех вузах обычно специально планируется система мероприятий, способствующая адаптации первокурсников к условиям вуза. К числу наиболее важных мероприятий относятся: работа по формированию и комплектованию академических групп, ритуал «Посвящение в студенты», проведение «веревочных курсов» и чтение курса «Введение в специальность», выступления ведущих преподавателей в группах, знакомство с историей вуза, институт кураторства.

Студенческое самоуправление - это инициативная, самостоятельная и под свою ответственность деятельность студентов по решению вопросов по организации обучения, быта, досуга.

Профсоюзная организация, орган студенческого самоуправления, а также деканаты, органы воспитательной работы со студентами, институт кураторства должны проводить специальную работу среди студенческой молодежи. Совместно организованная деятельность поможет правильно организовать работу и досуг студентов и помочь им в решении их проблем. Как показывает опыт деятельности этих органов в других городах России, цель может быть реализована только тогда, когда достигается взаимодействие между начальной и конечной целями деятельности по отношению к деятельности студента. Начальная цель взаимодействия - определение и формирование готовности студентов к обучению в вузе посредством интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, поведенческих воздействий, выявление их индивидуальных особенностей как основы развития компетентности на первом этапе обучения в вузе. Конечная цель взаимодействия - формирование у студента психологической, профессиональной, творческой готовности к предстоящей профессиональной деятельности, профессиональному саморазвитии [6, с. 124].

После развала в 1990-е гг. института кураторства, успешно функционировавшего в вузах в советский период, в настоящее время эту функцию частично выполняет студенческое самоуправление, студенческий профсоюз. Самоуправление регулирует отношения между студентами, преду-

преждает конфликтные ситуации. Одним из наиболее важных шагов по адаптации, на наш взгляд, является проведение культурных мероприятий - тематических вечеров, спортивных соревнований, творческих конкурсов. Активная совместная деятельность позволяет новичкам осознать свою значимость, обрести друзей. При правильно организованной адаптационной работе первокурсники быстро втягиваются в деятельность студенческого самоуправления, привыкают к жизни в общежитии. Как показывают исследования, уже через несколько месяцев новички перечисляют положительные стороны проживания в общежитии - здесь можно посоветоваться со студентами старших курсов, с одногруппниками, встретиться для совместных занятий, обрести друзей и научиться общаться, работать с людьми и жить в обществе [11, с. 154].

В целом выработка единой комплексной политики вуза по адаптации студентов, включающей в себя своевременную психологическую помощь и активизацию деятельности студенческого самоуправления, на наш взгляд, является одним из факторов повышения успешности социальной адаптации. Такая форма работы с новичками позволяет не только ускорить процесс адаптации, но и привлечь и заинтересовать их общественной жизнью университета, развить навыки работы с людьми, способствовать становлению активной жизненной позиции.

Адаптация к профессиональной деятельности является составной частью социализации как процесса и результата усвоения и последующего активного воспроизведения социального опыта, осуществляемого в деятельности и общении. Рассматривая вопросы адаптации студентов образовательного учреждения, важно учитывать двусто-ронность этого процесса. Студенты, во-первых, воспринимают и усваивают социальный опыт, а во-вторых, переносят его на свое окружение в дальнейшем, являясь руководителями среднего звена. В свою очередь, адаптация к профессиональной деятельности выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии [2, с. 38-41].

Для успешного решения проблем современной учащейся молодежи недостаточно действия одного органа. Здесь необходимо подключать все имеющиеся силы в университете, включающей в

себя множество органов управления, а также студенческое самоуправление. В постоянно модернизирующемся обществе необходимо постоянно искать новые пути решения и создание новых служб в вузах. Расширение «поля» деятельности социальных служб должно быть связано с осознанием того, что многие проблемы учащихся порождены ситуацией, в которой находятся или в которую попадают учащиеся, а не их личностными особенностями; эффективность решений учащегося в большей мере должно определяться предоставлением ему альтернатив.

Студенческое самоуправление - это единство общего и специфического. В определении студенческого самоуправления в конкретном регионе, в конкретном образовательном учреждении общие и частные элементы, его принципы и функции должны быть представлены в специфическом виде.

Таким образом, обеспечение успешной адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности достигается в условиях личностноориентированного образовательного процесса, предполагающего такую организацию взаимодействия студентов и педагогов, при которой создаются оптимальные условия для развития у субъектов обучения способности к самообразованию, самостоятельности и реализации себя. Приоритетом этой педагогической системы является профессиональное развитие личности обучаемого. Цель такого образования заключается в становлении и развитии личности обучаемого, его познавательных способностей, формировании обобщенных знаний и способов учебнопрофессиональной деятельности на основе его

субъективного опыта. Это доказывает важность опоры в построении процесса адаптации к профессиональной деятельности на содержательный и процессуальный компоненты образовательного процесса.

Литература

1. Гальмук Н.А. Педагогические условия личностноориентированного становления специалиста социальной сферы в среднем профессиональном образовании: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2008. - С.5-24.

2. Дмитриенко С.А. Формирование навыков адаптации к профессиональной деятельности // Среднее профессиональное образование. - 2007.

- № 2. - С. 38-41.

3. Лилиенталь И.Е. Адаптация студентов к вузовскому обучению как этап личностного и профессионального развития: сб. науч. статей СевКавГТУ. Сер. «Гуманитарные науки». - № 5. -2007.

4. Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента.

- Л., 1974. - С.56-81.

5. Латыш Л.Б. К проблеме управления адаптацией молодежи // Право и образование. - № 2. - 2007.

- С. 119-130.

6. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий - М., 2003. -180 с.

7. Разумовская Е. Социализация студенческой молодежи // Учитель. - 2005. -№2. - С.11-12.

8. Росляков А.Е. Процесс адаптации студентов в условиях вуза // Психология и эрганомика. - № 3.

- С. 47-49.

9. Терещенко А.Г. Изменение особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности. - Иркутск, 2006. - С. 89103.

10. Ткачева Г.В. Научно-дидактические условия учебной адаптации студентов на начальном этапе обучения. Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа

- вуз». - М.: Прогресс, 2003. -240 с.

Елгина Лариса Сергеевна - кандидат философских наук, доцент кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета (Улан-Удэ).

Elgina Larisa Sergeevna - candidate of philosophical sciences, associate professor of department of theory of social work of Buryat State University (Ulan-Ude).

УДК 378. 147-322 И.Б. Буртонова

СИСТЕМА УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В статье говорится о совершенствовании самостоятельной работы студентов в условиях высшего профессионального образования. В качестве примера приведены исследования среди студентов социально-психологического факультета Бурятского государственного университета.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.