Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение как фактор профессионально-личностного развития студентов младших курсов педвуза'

Психолого-педагогическое сопровождение как фактор профессионально-личностного развития студентов младших курсов педвуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / КУРАТОРСТВО / SUPERVISORY CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клевина М.Н.

В статье рассматривается необходимость психолого-педагогической поддержки и кураторство как средство повышения эффективности адаптации студентов младших курсов к учебной деятельности в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клевина М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOlogical and PEDAGOGICAL SUPPORT AS A FACTOR OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF FIRST AND SECOND-YEAR STUDENTS

The article discusses the need for psycho-pedagogical support and supervisory control as a means of improving the efficiency of adaptation of first and second year students to educational activity at the University.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение как фактор профессионально-личностного развития студентов младших курсов педвуза»

УДК 378

Воронежский государственный педагогический университет

ст. преп. кафедры английского языка КлевинаМ.Н.

Россия, г. Воронеж, тел. +7(473)224-25-27 e-mail: mar-klevina@yandex.ru

Voronezh State Pedagogical University The chair of English language, senior teacher Klevina M.N.

Russia, Voronezh, tel. +7(473)224-25-27 e-mail: mar-klevina@yandex.ru

М.Н. Клевина

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПЕДВУЗА

В статье рассматривается необходимость психолого-педагогической поддержки и кураторство как средство повышения эффективности адаптации студентов младших курсов к учебной деятельности в вузе.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, профессионально-личностное развитие, адаптация, кураторство.

M.N. Klevina

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT AS A FACTOR OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF FIRST AND SECOND-YEAR STUDENTS

The article discusses the need for psycho-pedagogical support and supervisory control as a means of improving the efficiency of adaptation of first and second year students to educational activity at the University.

Key words: psychological and pedagogical support, professional and personal development, adaptation, supervisory control.

В настоящее время критериями качества профессионально-педагогической подготовки, наряду со знаниями и умениями, выступают профессиональные качества личности, черты характера, способность самостоятельно и творчески добывать и применять знания. В связи с этим образовательный процесс в педагогическом вузе должен быть направлен не только на развитие когнитивной сферы студентов, но и развивать их познавательную активность, самостоятельность, способствовать овладению методами самообразования, формирования и совершенствования личностных качеств, необходимых для успешного осуществления профессионально-педагогической деятельности.

Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса - неотъемлемая часть современного российского образования, которая направлена на повышение качества и эффективности образовательного процесса. По мнению Э.Ф. Зеера, суть психологического сопровождения профессионального становления состоит в движении вместе с изменяющейся личностью, своевременном указании возможных путей, при необходимости - помощи и поддержки. Эта помощь помогает субъекту наметить ориентиры в профессиональном развитии, сформировать ориента-

© КлевинаМ.Н., 2015

ционное поле развития, помочь человеку полноценно реализовать себя в профессиональной деятельности, освоить технологии профессионального самосохранения [4].

Психолого-педагогическое сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития студента на каждом этапе обучения [6; с. 74-78]. Его необходимость продиктована не только социальным заказом, отраженным в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, но и существующими актуальными проблемами взросления, т.к. основной контингент в вузе - это молодые люди в возрасте 17-22 лет. Именно в этот период происходит апробация новых социальных ролей, кристаллизация ценностей и установок, становление и укрепление «Я» (в том числе и профессионального), развитие таких личностных качеств, как высокий уровень мобильности, гибкости, ответственности за свой выбор, деятельность, качество межличностных отношений и т.п. [5; с. 383-384].

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание условий для успешного обучения, воспитания и профессионально-личностного развития студента в ситуации вузовского взаимодействия. Построение такой системы учитывает, с одной стороны, педагогические и психологические закономерности образовательного процесса, а с другой - весь опыт практической работы со студентами, наработанные приемы и технологии. Главная цель психолого-педагогического сопровождения студента связана с перспективным направлением его деятельности, ориентированной на максимальное содействие личностному и профессиональному развитию. Эффективное психолого-педагогическое сопровождение студентов обеспечивается комплексной работой педагогов и специалистов вуза и делает возможным оказание наиболее качественной поддержки студентов. В основе метода психолого-педагогического сопровождения лежит личностно-проблемный подход, опирающийся на внутренний потенциал каждого конкретного человека и поддержку его окружения, а также на владение методами разрешения наиболее типичных проблем, с которыми сталкивается человек в процессе профессионального развития [7; с. 92].

Опыт создания системы сопровождения показывает, что это может быть реализовано только тогда, когда достигается «стыковка» начальной и конечной целей деятельности по отношению к личности студента. Начальная цель взаимодействия - определение и формирование готовности студентов к обучению в вузе посредством интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, поведенческих воздействий, выявление их индивидуальных особенностей как основы развития компетентности на первом этапе обучения в вузе. Конечная цель взаимодействия - формирование у студента психологической, профессиональной, творческой готовности к предстоящей профессиональной деятельности, профессиональному саморазвитию.

Профессионально-личностная подготовка студентов, как известно, имеет двух-компонентную структуру: предметное обучение, направленное на усвоение основных общетеоретических, профессиональных и специальных дисциплин и специальную дополнительную прикладную подготовку, обеспечивающую формирование личностного и интеллектуального потенциала студентов.

Психолого-педагогическая поддержка профессионально-личностного развития студентов является эффективной, если она соответствует целям, задачам этого развития, проводится систематически и разворачивается по следующим направлениям:

1) социально-психологическая адаптация студентов в учебно-профессиональной деятельности и формирование у них позитивной жизненной перспективы;

2) коррекция эмоционального состояния студентов - снятие эмоционального напряжения для обеспечения эффективности профессионального развития;

3) обучение умениям и навыкам компетентного общения и эффективного поведения в различных ситуациях бытового и профессионального характера;

4) развитие и формирование личностных качеств, способствующих успешному профессиональному становлению как специалистов [3; с. 97].

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение студентов включает 3 этапа: I этап (этап адаптации) - изучение личностного потенциала студентов, когда происходит формирование профессионально-педагогической направленности личности студента. II этап - личностно-профессиональное развитие студентов - формирование творческой готовности к педагогической деятельности. III этап - личностно-профессиональное становление - формирование инновационной профессионально-педагогической позиции.

Этап адаптации личности студента является, на наш взгляд, одной из наиболее значимых проблем. От того, как студент будет подготовлен на первом этапе, зависит уровень его дальнейшей профессиональной подготовки и деятельности. В этой связи особенно важно, чтобы студенты активно включались в процесс овладения знаниями и способами их освоения с начальных этапов обучения и осознавали, что результаты учебно-профессиональной деятельности становятся подлинным достоянием личности.

Проблема адаптации студентов к условиям обучения в высшей школе представляет собой одну из важных задач, исследуемых в настоящее время в педагогике и дидактике высшей школы [1; с. 62]. При этом специфика процесса адаптации студентов в вузах определяется различием в методах обучения средней и высшей школах. Так, например, первокурсникам недостает навыков и умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения компетенциями. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к новым требованиям обучения. Слабая преемственность между средней и высшей школой, своеобразие методики и организации учебного процесса в вузе, большой объем информации, отсутствие навыков самостоятельной работы вызывают большое эмоциональное напряжение, что нередко приводит к разочарованию в выборе будущей профессии [2; с. 332].

По мнению многих ученых, адаптация должна проходить как активное творческое приспособление студентов к условиям высшей школы, в процессе которой у них формируются навыки и умения организации умственной деятельности, призвание к избранной профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности. Практика показывает, что только к третьему курсу формируются значимые для студента навыки самоконтроля, организованности, ответственности. Психолого-возрастные особенности студенчества характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью, самоидентификацией. В этот период студентам важно именно окружение, в котором они находятся. Часто в одну группу попадают юноши и девушки с разным социальным уровнем, а именно - провинциалы и городские жители. Период адаптации данных категорий будет различным. Вхождение молодых людей в систему вузовского обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требуют от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу.

Чтобы помочь студентам младших курсов адаптироваться к новым условиям в Воронежском государственном педагогическом университете существуют кураторство, направленное на формирование гражданско-патриотической позиции, духовной культуры, социальной и профессиональной компетентности студентов, воспитание здорово-

го образа жизни, оказание помощи в организации познавательного процесса, содействие самореализации личности студента. Куратор знакомит первокурсников с законодательством в области образования, Уставом университета, Правилами внутреннего распорядка и проживания в общежитии, правами и обязанностями студента, работой библиотеки, здравпункта, организацией культурно-массовой и спортивно-оздоровительной деятельности; с историей и традициями университета; воспитывает уважение к ценностям, нормам, законам, нравственным принципам, традициям университетской жизни; контролирует текущую и семестровую успеваемость и внеучебную занятость; участвует в развитии различных форм студенческого самоуправления; помогает в культурном и физическом совершенствовании студентов; содействует привлечению студентов к научно-исследовательской работе и различным формам внеучебной деятельности.

На первоначальном этапе кураторы являются идеологическим центром, так как они транслируют ценности образования, формируют у первокурсников активную жизненную позицию, мотивируют их к участию в различных мероприятиях, проводимых в вузе. Большую роль играет также проведение родительских собраний и «часов куратора», которые больше напоминают дружеские беседы на важные темы, а также совместные походы выходного дня.

В рамках программы адаптации студентов 1 курса к вузовской жизни проводятся конкурс «Лучшая студенческая группа» и фестиваль первокурсников «Золотая осень», составляющими которых являются: разработка и реализация социально-значимого студенческого проекта (тематика - патриотизм, профориентация, здоровый образ жизни, толерантность, культура общения, семейное воспитание и др.), учебная деятельность, выездной сбор «Кто ведет за собой», конкурс газет-арт-объектов «Мы-первокурсники», спартакиада первокурсников «Быстрее! Выше! Сильнее!», интеллектуальный турнир «Что? Где? Когда?», конкурс поэтов «Перо», составление визитной карточки на тему «Наш факультет», смотр-конкурс художественной самодеятельности «Осенний концерт» и др. Совместная подготовка к этим мероприятиям под руководством студентов старших курсов и кураторов способствует сплочению коллектива и развитию студенческого самоуправления, выявлению талантов, самореализации студентов как творческих личностей, формирует активную гражданскую позицию и преемственность в студенческой среде. Адаптации также способствуют совместные походы выходного дня и выездной сбор в «Спутнике» «Посвящение в студенты», где с новичками работают студенты старших курсов из педотряда.

Для увеличения эффективности кураторской деятельности предусмотрена совместная деятельность с квалифицированным специалистом - психологом. Кураторы проходят различные тренинги, помогающие им устанавливать контакт с курируемой группой, формировать коллектив, определять ценностные ориентации и внутригрупповые нормы.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса является ведущим условием эффективности процесса адаптации и помогает студентам первого курса почувствовать себя полноценным членом группы, найти свое место в коллективе. Компетентное управление данным процессом позволяет обеспечить переход от одной стадии развития личностных отношений и ценностей к другой, более высокой и совершенной.

Библиографический список

1. Андреева Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе. // Человек и общество: Уч. записки XIII. Л.: ЛГУ, 1973. С. 62-69.

2. Васильева С.А., Копеина Н.С. Психологическая идентичность как условие успешной адаптации студентов к учебному коллективу. // Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в трудовых коллективах. Тезисы докладов. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. С. 332.

3. Величко Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов в период обучения в колледже. //Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 97-100.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. 480 с.

5. Кошенова М.И. Психологическая служба как ресурс для становления личностной и профессиональной идентичности студентов. //Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение: материалы IV Национальной научно-практической конференции. М., 2007. С. 383-384.

6. Ососова М.В. Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения подростков в системе образовательного процесса. // Успехи современного естествознания. 2010. № 1. С. 74-78.

7. Психологические аспекты развития человека в современном мире: коллективная монография / Урал. гос. пед. ун-т ; под. общ. ред. С.А. Минюровой. Екатеринбург, 2010. С. 91-100.

References

1. Andreeva D.A. About the concept of adaptation. The research of students' adaptation to the studying process at the University. // Person and society: Scientific notes XIII. Leningrad State University, 1973. P. 62-69.

2. Vasiljeva C.A., Kopeina N.C. Psychological identity as a condition of successful adaptation of students to training staff. // Modern problems of applied sociology and social psychology in the workforce. Abstracts. Leningrad State University, 1984. P. 332.

3. Velichko E.V. Psycho-pedagogical support of professional and personal development of students during the period of study in College. Psychological science: theory and practice: materials of Intern. scientific. Conf. (Moscow, February 2012). Moscow, 2012. P. 97-100.

4. Zeer E.F. Psychology of professional education. Textbook. The 3d edition. Voronezh, 2008. 480 p.

5. Koshenova M.I. Psychological service as a resource for the development of personal and professional identity of students // Educational psychology: training and psychological education: proceedings of the IV National scientific and practical conference. Moscow, 2007. P. 383-384.

6. Ososova M.V. Psychological and pedagogical support of self-determination of adolescents in the educational process // Successes of modern science. 2010. № 1. P. 74-78.

7. Psychological aspects of human development in the modern world: collective monograph / Ural state pedagogical University; under general supervision of S.A. Minjurova. Ekaterinburg, 2010. P. 91-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.