Научная статья на тему 'Решение проблемы адаптации студентов в рамках психологической службы вуза'

Решение проблемы адаптации студентов в рамках психологической службы вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
900
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — И. Н. Некрич, О. В. Соловьева

В статье раскрывается проблема адаптации студентов к условиям вузовского обучения. Описаны направления и содержание деятельности психологической службы вуза, ориентированные на помощь студенту и преподавателю в решении наиболее сложных вопросов адаптации к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECISION OF STUDENTS' ADAPTATION PROBLEM IN FRAMES OF HIGHER SCHOOL PSYCHOLOGICAL SERVICE

The problem of students' adaptation for higher education conditions is revealed in the article. The directions and substance of higher school psychological service activity, aimed at helping students and teachers to decide most complicated problems of adaptation for training and teaching, are described.

Текст научной работы на тему «Решение проблемы адаптации студентов в рамках психологической службы вуза»

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ

СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВУЗА

И.Н. Некрич, О.В. Соловьева

DECISION OF STUDENTS' ADAPTATION PROBLEM IN FRAMES OF HIGHER SCHOOL PSYCHOLOGICAL SERVICE

Nekrich I.N., Solovieva O.V.

The problem of students' adaptation for higher education conditions is revealed in the article. The directions and substance of higher school psychological service activity, aimed at helping students and teachers to decide most complicated problems of adaptation for training and teaching, are described.

В статье раскрывается проблема адаптации студентов к условиям вузовского обучения. ОписаныI направления и содержание деятельности психологической службыi вуза, ориентированные на помощь студенту и преподавателю в решении наиболее сложных вопросов адаптации к обучению.

УДК 159.923.2

Адаптация личности - это процесс и результат активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Важно подчеркнуть, что при благоприятном течении адаптация приводит личность к состоянию адаптированности, под которой понимают оптимальную реализацию внутренних возможностей, способностей человека и его личностного потенциала в значимой сфере. Исходя из этого, можно утверждать, что, способствуя процессу адаптации студентов, мы способствуем их личностному развитию.

Проблема адаптации исследуется отечественными и зарубежными учёными достаточно широко. Она сближает и интегрирует многие сферы научного познания (медицину, социологию, психологию и др.). Анализ научной литературы показывает, что современное представление об адаптации основывается на работах И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина, К. Бернара, Г. Селье. Современный социально-психологический аспект адаптации полно представлен в работах Березина Ф.Б., Посохо-вой С.Т., Налчаджяна А.А., Александровского Ю.А. и многих др. Сущностью проблемы социально-психологической адаптации студентов является успешное освоение новых условий деятельности и вхождение, «вживание» в систему новых официальных и неофициальных взаимоотношений, занятие в новой микросреде определенного личностного статуса, самоутверждение в эмоционально-комфортной профессиональной среде.

ы

ШНекрич И.Н., Соловьева О.В.

«Решение проблемы адаптации студентов в рамках психологической службы вуза»

Вузовская система обучения кардинально отличается от школьной системы, поэтому естественно, что, попадая в вуз, студент-первокурсник несколько растерян. Он чувствует неуверенность, нерешительность, тревогу. Опросы студентов различных вузов показывают, насколько тяжело многие молодые люди переживают процесс адаптации, и в целом профессиональное и личностное самоопределение. Поэтому помощь студенту в процессе его адаптации к вузу - это важнейшая задача, от решения которой будет зависеть и дальнейшая учеба, и дальнейшая жизнь студента.

Студент как субъект вузовской системы обладает колоссальными ресурсами. Он находится в возрасте наивысших, «пиковых» результатов в процессах и биологического, и психологического, и социального развития. Это возраст оптимумов интеллектуальных и познавательных сил наиболее активного нравственного и эстетического становления. В этом возрасте происходит формирование мировоззрения, т.е. системы обобщенных взглядов на мир. Наблюдается стабилизация характера и усиление сознательных мотивов поведения. Период обучения в вузе - это важнейший период социализации человека, включающей освоение культуры человеческих отношений и социальных норм, построение системы ценностных ориентаций с учетом общечеловеческих ценностей и основанной на чувстве собственного достоинства. Все это позволяет выделить период обучения в вузе в качестве центрального периода онтогенетического развития человека (1).

Вместе с тем, надо отметить, что в студенчестве, особенно на начальном его этапе обострены многие противоречия, ведущие к самым разнообразным проблемам. Так, в 17-18 лет человеком переживается кризис идентичности, основная работа которого - поиск себя, своей самотождественности, самоидентичности. Это пора самоанализа и самооценок, личностных выборов и самоопределений. В этот период возможно начало сознательного строительства себя и своих жизненных планов. Именно здесь возникают трудности со смыслом жизни. Также

на первом курсе студент, как правило, переживает кризис ожиданий (столкновение ожиданий недавних абитуриентов относительно избранной профессии с учебными буднями 1 курса). Еще одной серьезнейшей проблемой современного студенчества является инфантилизм. Это связано с безответственностью - не желанием брать на себя обязательства. Также следует констатировать, что для современных молодых людей характерны искаженные этико-моральные принципы. Сегодня у многих существует пагубная установка, что все в жизни продается и покупается. Власть и всемогущество денег -это дезадаптивная конструкция, которая уводит молодежь от нормальных целей, связанных с саомовершенствованием и самореализацией. Страшны и потребительские ценностные ориентации многих юношей и девушек. Леность, низкий уровень общей и психологической культуры. Ироническое отношение к людям не группы. Предвзятое отношение к преподавателям. Неумение управлять эмоциями, вспышки гнева и агрессии. Это далеко не полный перечень негативных личностных и поведенческих проявлений молодежи. С перечисленными проблемами сталкивается практически каждый студент, и способ их разрешения либо содействует его личностному и профессиональному становлению, либо приводит к глубоким внутренним кризисам.

Таким образом, все более очевидным становится тот факт, что студенту необходима помощь специалистов, в полной мере владеющих психологическими знаниями. Сегодня такая помощь реальна и она может осуществляться через психологическую службу. Представители службы смогут наиболее полно и всестороннее предоставить информацию, отражающую особенности развития каждого студента и социально-психологические процессы и явления, возникающие в студенческом коллективе в связи с адаптацией к обучению. Помощь психологической службы направлена на поддержку и содействие процессу личностного и профессионального становления студента и обеспечение ему комфортности учебного труда.

В рамках организации и функционирования вузовской психологической службы Невинномысского института экономики, управления и права нами был осуществлен анализ запросов преподавательского состава учебного заведения к психологической службе. В анкетировании приняли участие профессорско-преподавательский состав института в количестве тридцати человек. Задаваемые вопросы касались разных видов деятельности практического психолога в организации. Проведенное исследование позволило установить специфику направления деятельности психологической службы в решении проблемы адаптации в высшем учебном заведении.

Самый высокий показатель получен по типу деятельности «прикладная диагностика», подразумевающая первичную диагностику и исследование уровня адаптации студентов (51%). Таким образом, прикладная диагностика является первым необходимым компонентом модели психологической помощи. Цель психодиагностики при поступлении студента в вуз - определение уровня соответствия возможностей абитуриента требованиям профессиональной деятельности (в зависимости от выбранной специальности). На этом этапе работы со студентами психолог занимается психологическим диагностированием кандидатов, выявляя наиболее соответствующих требованиям. Важным условием этого отбора являются требования организации учебного процесса вуза. Периодическая психодиагностика студентов, обучающихся в учебном заведении, в первую очередь, нацелена на помощь в адаптации, в личностном росте и в сохранении психического здоровья. Она проводится в два этапа: 1. Первичная психодиагностика студентов. Ее цель - выявление лиц, нуждающихся в психологической помощи. Диагностика проводится со всеми студенческими группами. 2. Углубленное психологическое обследование. Оно проводится с теми, кто нуждается в психологической помощи для подтверждения и уточнения гипотезы о причинах существующих проблем (2, с. 100).

Не менее важными для исследования представляются данные по показателям психопрофилактической и психокоррекционной работы (23%). Одним из направлений этого вида психологической работы является психологическая профилактика и коррекция трудностей адаптации студентов. Сущность психопрофилактики состоит в формировании психолого-педагогическими методами условий для успешного процесса социальной и профессиональной адаптации обучающихся, предотвращения развития деза-даптивного поведения, а также для предупреждения невротических и психотических расстройств у лиц «группы риска», в повышении психологической толерантности (невосприимчивости) к психотравмирующим факторам в различных стрессовых ситуациях, в улучшении социально-психологического климата в коллективе и т.д. В этом виде деятельности можно выделить два важных направления. Первое состоит в профилактике психотравмирующих факторов, постоянно сопровождающих студента (изменение обстановки, условий жизни, выполнение нестандартных социальных ролей, включенность в экстремальные ситуации, истощение психического ресурса и т.п.). Второе заключается в психологической профилактике возможных отклонений в «группе риска», прогнозируемых в ходе психодиагностики. Психопрофилактика способствует совершенствованию стиля учебно-профессиональной деятельности студенчества. Усвоение психологически выверенных норм межличностного общения позволяет формировать положительное отношение всех членов коллектива к общим и групповым ценностям вуза.

Психокоррекция проводится, если в ходе психологической диагностики выявлены отклонения от функциональной нормы в поведении. В ходе корректирующего воздействия создаются условия возникновения эмоционально насыщенных ситуаций, в момент которых и могут быть достигнуты пси-хокоррекционные цели. Методы психокоррекции направлены на развитие коммуникативных способностей студентов, их рефлексивных навыков (умения анализировать по-

ы

ШНекрич И.Н., Соловьева О.В.

«Решение проблемы адаптации студентов в рамках психологической службы вуза»

ведение и состояние членов студенческой группы и свое собственное, ситуацию и себя в ней), умения адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а также развивается способность гибко реагировать на учебно-профессиональную ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных референтных группах (3, с. 24). В качестве основных методов психокоррекции используются социально-психологические тренинги, ролевые игры, групповые дискуссии.

На третьем месте оказалось психологическое просвещение (15%), состоящее в устранении дефицита психологических знаний у студентов и педагогов. Эта работа планируется психологом и проводится как в часы, указанные в распорядке деятельности психолога, так и в другое время, в процессе повседневной жизни, трудовой деятельности, обратившихся к психологу клиентов. В ходе психологического просвещения психолог знакомит клиентов-педагогов с основами общей, социальной и специальной психологии; популяризирует и разъясняет результаты новейших психологических исследований в области возрастной и педагогиче-

ской психологии; формирует у педагогов и студентов потребность в психологических знаниях и желание использовать их в своей жизни и практической деятельности; показывает важность овладения навыками психологической саморегуляции в труде и в бытовых отношениях и т.д. (3, с. 45). При проведении психолого-просветительской работы используются лекции, беседы, семинары, выставки психологической литературы и др.

Преподаватели вуза по результатам анкетирования меньшее значение придали таким видам деятельности как консультирование студентов (10%) и социально-диспетчерской деятельность (1%), которая заключается в переадресовке студента другим специалистам в том случае, когда он некомпетентен в оказании конкретной необходимой помощи.

В результате полученных в ходе исследования данных направления деятельности психологической службы были разработаны в соответствии с запросами педагогического коллектива вуза. Была составлена программа «Социально-психологической адаптации студентов», в рамках которой запланированы следующие мероприятия (таблица 1).

Таблица 1

Мероприятия в рамках программы социально-психологической адаптации студентов

Направление деятельности службы Проводимые мероприятия

Прикладная психодиагностика - подготовка и разработка диагностических материалов с целью изучения процесса адаптации первокурсников; - составление программы социально-психологической адаптации первокурсников и пр.

Психокоррекционная и развивающая работа - составление подпрограммы коррекции неблагоприятных психоэмоциональных состояний студентов; - проведение коррекционных и тренинговых занятий для неадаптированных студентов; - разработка методического пособия для психологов по адаптации первокурсников к обучению в вузе и т.д.

Психологическое просвещение - составление социально-психологического портрета студента; - проведение проблемных лекций и обучающих семинаров для студентов и др.

Психологическое кон- - подбор материалов по темам индивидуальных консультаций сту-

сультирование дентов; - проведение индивидуальных консультаций

Социально-диспетчерская деятельность - взаимодействие с другими службами города (наркологическим диспансером, поликлиникой и пр.)

ЛИТЕРАТУРА

1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. - Минск: Изд-во БГУ, 1981.

2. Семаго М.М. Рабочий журнал психолога образовательного учреждения. - М.: ТЦ Сфера, 2002.

3. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). - М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996.

4. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. - Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2001.

Об авторах

Некрич Инна Николаевна, аспирантка СГУ второго года обучения. Специальность - 19.00.07 - Педагогическая психология. Сфера научных интересов - психология адаптивности, психология студенчества, функционирование психологической службы.

Соловьева Ольга Владимировна, профессор кафедры практической психологии СГУ, доктор психологических наук. Сфера научных интересов - психология способностей, психология развития, психология лидерства, психология профессиональной успешности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.