Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов факультета среднего профессионального образования в системе вуза'

Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов факультета среднего профессионального образования в системе вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1060
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / DISADAPTATION / СОЦИАЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / SOCIAL NEED / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FACTORS / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (СПО) / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION (SVE) / ФАКУЛЬТЕТ СПО / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / (SVE) FACULTY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Остапенко Ирина Алексеевна

В статье описывается диагностика адаптации к учёбе студентов 1-го курса факультета среднего профессионального образования (СПО), функционирующего в системе высшего учебного заведения. Диагностика показала как достаточно высокий уровень социально-психологической адаптации у большинства студентов, так и наличие отрицательных моментов: ухудшение самочувствия различной степени интенсивности после занятий, эмоциональный дискомфорт у ряда студентов и другие проявления дезадаптации. Подчёркивается важность адаптационных мероприятий именно для студентов, получающих специальности СПО в вузе. Отношение к ним преподавателей как к взрослым людям противоречит возрастным особенностям данной категории обучающихся. Учитывая данные проведённой диагностики предлагается комплекс мероприятий, проведение которых будет способствовать полноценной адаптации студента-первокурсника СПО в условиях обучения в вузе. К таким мероприятиям относятся внеаудиторная работа, спортивная деятельность, научная работа первокурсников, поездки и экскурсии, участие студентов в работе органов студенческого самоуправления и волонтёрской деятельности, а также активное погружение в учёбу в вузе в течение первой недели сентября, эффективная работа кураторов и штатного педагога-психолога. Психолого-педагогическое сопровождение первокурсников должно быть активным в течение всего первого года обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Остапенко Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF ADAPTATION OF STUDENTS OF THE FACULTY SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE UNIVERSITY SYSTEM

This article is about the psychological and pedagogical aspects of adaptation of students of the SVE. It describes the adaptation to the diagnosis of learning students of the 1st course of the faculty of secondary vocational education (SVE), operating with a higher education institution system. The diagnosis showed a fairly high level of socio-psychological adaptation of the majority of students, and the presence of negative factors: deterioration of health of varying degrees of intensity after school, emotional discomfort for a number of students and other manifestations of exclusion. It stresses the importance of adaptation measures for students to receive special SVE in high school. The ratio of teachers to them as adults contradicts the age peculiarities of this category of students. Given the data held diagnostics proposed a set of measures which will contribute conduct a full first-year student's SVE adaptation in terms of university studies. These activities include extracurricular work, sports activities, scientific work freshmen, trips and excursions, students participate in the work of the student government and volunteer activities, and active immersion in the study in high school during the first week of September, the effective work of curators and staff teacher psychologist. The psycho-pedagogical support of first-year students must be active during the first training course.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов факультета среднего профессионального образования в системе вуза»

Остапенко Ирина Алексеевна

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ..

УДК 377.5

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ВУЗА

© 2016

Остапенко Ирина Алексеевна, кандидат философских наук, заведующий кафедрой профессиональной педагогики и иностранных языков Донской государственный аграрный университет, Зерноград (Россия)

Аннотация. В статье описывается диагностика адаптации к учёбе студентов 1-го курса факультета среднего профессионального образования (СПО), функционирующего в системе высшего учебного заведения. Диагностика показала как достаточно высокий уровень социально-психологической адаптации у большинства студентов, так и наличие отрицательных моментов: ухудшение самочувствия различной степени интенсивности после занятий, эмоциональный дискомфорт у ряда студентов и другие проявления дезадаптации. Подчёркивается важность адаптационных мероприятий именно для студентов, получающих специальности СПО в вузе. Отношение к ним преподавателей как к взрослым людям противоречит возрастным особенностям данной категории обучающихся. Учитывая данные проведённой диагностики предлагается комплекс мероприятий, проведение которых будет способствовать полноценной адаптации студента-первокурсника СПО в условиях обучения в вузе. К таким мероприятиям относятся внеаудиторная работа, спортивная деятельность, научная работа первокурсников, поездки и экскурсии, участие студентов в работе органов студенческого самоуправления и волонтёрской деятельности, а также активное погружение в учёбу в вузе в течение первой недели сентября, эффективная работа кураторов и штатного педагога-психолога. Психолого-педагогическое сопровождение первокурсников должно быть активным в течение всего первого года обучения.

Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, дезадаптация, социальная потребность, социально-психологические факторы, психолого-педагогическое сопровождение, среднее профессиональное образование (СПО), факультет СПО, высшее учебное заведение.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF ADAPTATION OF STUDENTS

OF THE FACULTY SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE UNIVERSITY SYSTEM

© 2016

Ostapenko Irina Alekseevna, candidate of philosophical sciences, head of the chair of professional

pedagogy and foreign languages Don State Agrarian University, Zernograd (Russia)

Abstract. This article is about the psychological and pedagogical aspects of adaptation of students of the SVE. It describes the adaptation to the diagnosis of learning students of the 1st course of the faculty of secondary vocational education (SVE), operating with a higher education institution system. The diagnosis showed a fairly high level of socio-psychological adaptation of the majority of students, and the presence of negative factors: deterioration of health of varying degrees of intensity after school, emotional discomfort for a number of students and other manifestations of exclusion. It stresses the importance of adaptation measures for students to receive special SVE in high school. The ratio of teachers to them as adults contradicts the age peculiarities of this category of students. Given the data held diagnostics proposed a set of measures which will contribute conduct a full first-year student's SVE adaptation in terms of university studies. These activities include extracurricular work, sports activities, scientific work freshmen, trips and excursions, students participate in the work of the student government and volunteer activities, and active immersion in the study in high school during the first week of September, the effective work of curators and staff teacher - psychologist. The psycho-pedagogical support of first-year students must be active during the first training course.

Keywords: adaptation, social adaptation, disadaptation, social need, social and psychological factors, psychological and educational support, secondary vocational education (SVE), SVE faculty, higher education institution.

Проблема адаптации студентов в образовательном учреждении является достаточно острой, так как именно от благополучной адаптации во многом зависят не только дальнейшие учебные успехи студентов, но и положительная динамика образовательной деятельности учреждения. Тем более актуальна эта проблема при обучении в условиях высшего учебного заведения студентов, поступивших на базе основного общего образования для получения специальностей среднего профессионального образования (СПО). Возрастные особенности данной категории студентов осложняют процесс адаптации, он требует внимательного изучения и оказания обучающимся помощи, предотвращающей дезадаптацию.

Адаптация первокурсников СПО в условиях колледжа (техникума) исследуется такими психологами, методистами и педагогами, как И.И. Егоренкова, Е.М. Манакина [1], ЕЮ. Зевина [2], Л.Г. Кирилова [3], Г.В. Костина, О.А. Зотина [4], О.С. Рыбина, И.А. Костюк [5], И.В. Меньшов [6], Л.А. Строева [7], Е.Б. Тетерин [8] и др. Адаптация понимается исследователями как «процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса в учебном заведении» [3, с. 132]. Актуально также определение такого понятия, как «социальная адаптация» (именно она имеется в виду в большинстве случаев): «Процесс усвоения новых социальных норм, требований группы

и коллектива, уровень ведения здорового образа жизни, самооценки, микроклимата в студенческой группе, тревожности, конструктивного поведения в конфликтных ситуациях» [6, с. 861]. Противостоит адаптации дезадаптация, которая, по определению В.В. Колбанова, представляет собой истощение приспособительных возможностей [9, с. 103]. Отмечается высокая значимость для успешной адаптации первокурсников работы куратора и проведения внеаудиторных мероприятий [7], актуальность спортивной работы как средства адаптации [10], [6], «совместная творческая деятельность» [4, с. 52], деятельность штатного педагога-психолога, который ответственен «за организацию благоприятного течения адаптационного процесса у первокурсников» [1, с. 7]. Исследователями уделяется внимание также адаптации к обучению специальностям СПО отдельных групп студентов: адаптацию подростков с ограниченными возможностями здоровья рассматривает О.Б. Гудожникова [11], адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - Е.Ю. Сметанина [12].

С появлением в вузах факультетов СПО началось изучение адаптации относительно контингента поступающих в данные образовательные учреждения такими исследователями, как Т.Г. Квач [13], Т.Г. Пахомова [14], Е.Н. Фролова [15] и др. Интерес педагогов и психологов к данной проблеме не случаен: в структуре вуза

Остапенко Ирина Алексеевна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ...

студентам, получающим специальности СПО, подчас не уделяется достаточного внимания, они воспринимаются как самостоятельные субъекты учебного процесса, в то время как возрастные особенности студентов требуют иного отношения. В результате процесс адаптации проходит сложнее, чем при обучении первокурсников в колледжах и техникумах.

Цель статьи - описать и проанализировать психологическое исследование адаптации к учёбе студентов 1-го курса факультета СПО Азово-Черноморского инженерного института ФГБОУ ВО Донской ГАУ и наметить средства, которые способствовали бы улучшению адаптации данного контингента студентов.

Объектом психологического исследования стали студенты групп 1-го курса, обучающиеся на факультете в 2015-16 учебном году по специальностям 080114.51 - Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 100701.51 - Коммерция (по отраслям), 21.02.05 - Земельно-имущественные отношения, 23.02.03 -Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 08.02.09 - Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных гражданских зданий, 35.02.08 - Электрификация и автоматизация сельского хозяйства. В исследовании принимали участие 126 человек (гр. ЭБС-11 - 21 чел., КС 9-11 - 16 чел., ЗИС-11,12 - 46 чел., ТОР9-11 - 20 чел., ЭАС9-11 - 9 чел., МнЭ9-11 - 14 чел).

Целью психологического исследования стало изучение особенностей, закономерностей и динамики процесса адаптации первокурсников в условиях обучения в вузе. В процессе работы были использованы методы анкетирования, анализа и статистической обработки данных.

Для достижения поставленной цели на основании ряда исследований (Н.Ф. Маслова [16], Н.Н. Обозов [17; 18], Т.Л. Павлова [19]) была разработана анкета, позволяющая выявить и изучить социальные и социально-психологические факторы, связанные с адаптацией первокурсников к обучению в вузе. Студентам было дано задание: «Оцените по 10-балльной шкале предлагаемые ниже параметры (10 - высшая положительная оценка, 1 - низшая отрицательная, 0 - полное безразличие)». Оценить было предложено следующие параметры:

1. Отношение к вузу в целом.

2. Степень престижности обучения в вузе.

3. Ваш интерес к обучению в вузе.

4. Удовлетворенность качеством учебного процесса.

5. Материальное обеспечение учебного процесса.

6. Совпадение профиля обучения с Вашими профессиональными намерениями.

7. Качество подготовки студентов СПО к дальнейшему обучению в вузе.

8. Профессионализм преподавателей.

9. Отношение преподавателей к студентам.

10. Степень доступности (понятности) излагаемого материала.

11. Успешность Вашей учебной деятельности.

12. Удовлетворенность учебной деятельностью.

13. Самочувствие до занятий.

14. Самочувствие после занятий.

15. Самочувствие в ситуации проверки знаний.

16. Соответствие учебной программы уровню Вашей подготовки.

17. Межличностные отношения в группе.

18. Удовлетворенность своим положением в группе.

19. Оцените качество собственной подготовки к занятиям.

Полученные результаты представляют собой степень эмоциональной удовлетворенности личности, индивидуальное восприятие студентом вышеуказанных характеристик, выделенных в качестве показателей уровня социально-психологической адаптации в условиях обучения на факультете СПО в вузе. Показатели в преде-

лах верхних оценок 7-10 баллов являются показателями успешной адаптации студента; 4-6 баллов - средний уровень адаптации; 0-3 балла - низкий уровень адаптации (дезадаптация).

По результатам диагностики можно сделать следующие выводы:

1. У основной массы студентов (ЭБС 9-11 - 76 %, КС9-11 - 75 %, ЗИС9-11 - 79 %, ЗИС9-12 - 80 %, ТОР9-11 -77 %, ЭАС9-11 -9 80,5 %, МНЭ9-11 - 81 %) наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической адаптации, что проявляется в положительном отношении к вузу в целом, педагогам и сверстникам, отсутствии конфликтных установок, удовлетворенности своей учебной деятельностью, совпадении профиля обучения с будущими профессиональными намерениями и т. д.

2. Средний уровень социально-психологической адаптации отмечается у 18 % студентов гр. ЭБС-11, 18 % студентов гр. КС 9-11, 10 % - гр. ЗИС 9-11, 17 % - гр. ЗИС9-12, 18 % - гр. ТОР-11, 15 % - гр. ЭАС9-11 и у 12 % студентов гр. МНЭ9-11. Это можно объяснить тем, что у первокурсников изменилось социальное окружение (новый состав группы и педагогов) и система деятельности (учебная ситуация новой ступени образования, изменение режима и нагрузки). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях преподавателей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе группы и пр.

3. Ярко выраженных трудностей в адаптационный период (по результатам диагностики) не выявлено.

Обращает внимание на себя так же тот факт, что у 45 % первокурсников отмечается ухудшение самочувствия различной степени интенсивности после занятий. Подростковый возраст является одним из критических этапов онтогенеза, в ходе которого возможно как наиболее эффективное формирование, так и наиболее вероятная утрата здоровья. Интенсификация учебных нагрузок, особенно в условиях новых форм и методов обучения. предъявляет повышенные требования к адаптационным механизмам, определённое напряжение которых связано с морфологической, функциональной и вегетативной нестабильностью организма подростка. В связи с этим у подростков под влиянием различных неблагоприятных факторов легко возникают нарушения адаптации, что может стать пусковым механизмом различных патологических процессов.

В результате проведенного психологического исследования выявлены характер и степень эмоциональной удовлетворенности личности, индивидуальное восприятие первокурсниками факторов, выделенных в качестве показателей уровня социально-психологической адаптации в условиях обучения на факультете СПО в вузе. Результаты проведенного психологического изучения адаптации первокурсников могут быть учтены при построении учебного процесса в условиях СПО, а также при комплектовании состава групп.

Специфика адаптации первокурсников определяется особенностями возраста и особенностями обучения. Важной социальной потребностью данного возраста является потребность в поисковой активности, в самоопределении, в простраивании жизненных перспектив. Практика показывает, что если выбранное направление в обучении соответствует психофизиологическим и личностным особенностям, интересам и склонностям студента, то, несмотря на повышенные требования и увеличение учебной нагрузки, утомление и связанные с ним невротические явления наблюдаются гораздо реже, а эффективность обучения повышается.

Проведённое исследование подтверждает сведения, содержащиеся в многочисленных научных психолого-педагогических работах о том, что успешность адапта-

Остапенко Ирина Алексеевна педагогические

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ... науки

ции взаимосвязана с характером профессиональных намерений: успешнее адаптируются те студенты, профиль обучения (специальность) которых совпадает с профессиональными намерениями, менее успешно протекает адаптация у тех студентов, у которых нет намерений в будущем заниматься деятельностью, связанной с получаемой специальностью.

Кроме того, проведённая нами психологическая диагностика позволяет своевременно выявить студентов, которых можно отнести к «группе риска» по социальной адаптации и которым требуется особая, дополнительная помощь.

Помощь педагогов и психологов в адаптации первокурсников можно обозначить термином «педагогическое (психолого-педагогическое) сопровождение», обозначающим неустанные совместные усилия по организации адаптации. Как отмечает Л.Г. Кириллова, «педагогическое сопровождение организуется с позиций личностно-ориентированного подхода и развивающего обучения, что позволяет преодолеть образовательные и социально-коммуникативные проблемы сложных по составу (с точки зрения адаптации) групп студентов и обеспечить необратимость процесса адаптации» [3, с. 133]. Педагогическое сопровождение должно включать в себя разнообразные способы и средства воздействия на первокурсников со стороны администрации образовательного учреждения, преподавателей, психолога, кураторов и родителей. Вопрос о продолжительности психолого-педагогического сопровождения очень удачно, на наш взгляд, решает Е.Ю. Зевина: «Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода первокурсников целесообразно начинать с момента начала поступления и продолжать процесс сопровождения до момента окончания ими первого курса» [2, с. 1754].

С целью улучшения процесса адаптации первокурсников факультета СПО вуза можно рекомендовать следующий комплекс мер, успешно применяющихся в Азово-Черноморском инженерном институте.

Во-первых, первокурсники вовлекаются во внеаудиторную работу, которая, по мнению Т.Г. Пахомовой, «является одним из условий включения личности в коллектив вуза» [14, с. 86]. Первокурсники участвуют в «Посвящении в студенты», проводимом в октябре в виде соревнования команд первого курса всех факультетов вуза, в межфакультетских играх КВН (полуфинал в ноябре, финал в апреле), в «Лиге института» - межфакультетском соревновании, где выбирается лучшая пара, праздничных концертах, Дне студента и других мероприятиях. Данные виды деятельности способствуют установлению контактов между одногруппниками, а на самих мероприятиях, в процессе поддержки своих команд, - полноценному проявлению студентами своих эмоций, что очень важно, так как «эмоции, чувства - важнейшая составляющая существования человека, а их выражение - одна из целей общения» [20].

Во-вторых, уже в сентябре проводится выявление спортсменов, которые в дальнейшем участвуют в разнообразных межфакультетских и межвузовских спортивных соревнованиях. Ответственный за спортивную работу на факультете среднего профессионального образования - В.В. Иванов.

В-третьих, первокурсники привлекаются к научной работе, активно ведущейся в вузе чаще всего студентами старших курсов. К примеру, студентка группы ЗИС9-11 Ковалевская Анна в 2016 году стала обладательницей диплома I степени студенческой конференции по секции гуманитарных дисциплин (руководитель - М.Н. Крылова). Студентка самостоятельно провела исследование речи своих однокурсников и представила его результаты в докладе.

В-четвёртых, для первокурсников организуются поездки и экскурсии, например, в Ростовский зоопарк, где большинство студентов, сельские жители, ранее не

были._

В-пятых, в вузе работает система студенческого самоуправления, в которую вовлекаются и первокурсники факультета СПО. Студентам интересно самостоятельно принимать решения и управлять группой.

В-шестых, первокурсники СПО привлекаются к активно действующей в вузе в течение уже нескольких лет системе волонтёрской работы. Руководит данным видом деятельности Н.А. Матвиенко.

Кроме того, сотрудниками деканата ведётся активная работа с родителями студентов, которая заключается не только в проведении регулярных родительских собраний, но и в работе «в телефонном режиме», в результате которой родители вовремя оказываются в курсе происходящего со студентами. Ответственный за данную работу - специалист по учебно-методической работе И.Е. Кроливецкая. Ведёт адаптационную работу и воспитатель общежития В.В. Иванов. Так как в Азово-Черноморском инженерном институте общежитием обеспечиваются все желающие, то все иногородние студенты факультета СПО получили возможность проживать в общежитии № 2, а воспитатель, живущий здесь же, оказывает им помощь в адаптации и освоении новых для них условий социального взаимодействия.

Однако можно назвать те меры по улучшению адаптации студентов первого курса СПО, которые в нашем институте пока не применяются, но рассматриваются как возможные. Это, во-первых, неделя погружения -первая неделя сентября, когда студенты не учатся, а знакомятся с куратором, друг с другом, с учебным заведением. Их ожидают встречи с представителями директората, деканами, кураторами, работниками библиотеки, психологом и другими сотрудниками, от эффективного взаимодействия с которыми в дальнейшем во многом будет зависеть жизнь первокурсника. Во-вторых, необходима более активная работа с первокурсниками кураторов и психолога, которая пока в нашем вузе находится на стадии налаживания. Психологическая диагностика, которая описана выше, служит начальной стадией психологической работы с первокурсниками. Как отмечает Е.Б. Тетерин, «психолого-педагогическое сопровождение студентов является важной составляющей образовательной системы колледжа» [8, с. 55а], и поэтому работа штатного психолога должна быть непрерывной.

Умение адаптироваться - одно из актуальнейших умений личности на современном этапе развития общества. Первокурсникам ещё неоднократно предстоит проходить адаптацию: в начале профессиональной деятельности, при обучении в вузе (для многих), при смене специальности и вида деятельности, что очень верояно в современных экономических и социальных условиях. Пройденная эффективно адаптация на первом курсе факультета СПО будет способствовать закреплению адаптационных навыков студентов и пригодится им в жизни.

Итак, учитывая данные проведённой и проанализированной выше диагностики адаптации первокурсников факультета СПО в системе вузовского обучения, необходимо спроектировать комплекс мероприятий, проведение которых будет способствовать полноценной адаптации студента-первокурсника СПО в условиях обучения в вузе. К таким мероприятиям, по нашему мнению, относятся внеаудиторная работа, спортивная деятельность, научная работа первокурсников, поездки и экскурсии, участие студентов в работе органов студенческого самоуправления и волонтёрской деятельности, а также активное погружение в учёбу в вузе в течение первой недели сентября, эффективная работа кураторов и штатного педагога-психолога.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Егоренкова И.И., Манакина Е.М. Деятельность педагога-психолога по адаптации первокурсников // Среднее профессиональное образование. 2013. № 6. С. 6-9.

2. Зевина Е.Ю. Организация психолого-педагоги-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15)

Остапенко Ирина Алексеевна

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ...

ческого сопровождения адаптации студентов первого курса в ГБОУ СПО «Тверской химико-технологический колледж» // Конференциум АСОУ: Сб. научн. тр. и мат. науч.-практ. конф. 2015. № 1. С. 1753-1757.

3. Кирилова Л.Г. Адаптация в современных условиях студентов в организациях СПО // Вестник магистратуры. 2015. № 6-1 (45). С. 132-133.

4. Костина Г.В., Зотина О.А. К вопросу об адаптации студентов первого курса СПО // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Мат. XXIII Междунар. науч.-практ. конф. М.: Ин-т стратег. исслед., 2015. С. 50-52.

5. Рыбина О.С., Костюк И.А. К вопросу о социально-психологической адаптации студентов-первокурсников СПО // Наука и общество: проблемы современных исследований: IX Междунар. науч.-практ. конф. Омск: Омская гуманитарная академия, 2015. С. 303-306.

6. Меньшов И.В. Повышение уровня социальной адаптации первокурсников в образовательной организации СПО через деятельность спортивного клуба // Современные проблемы науки и образования.

2015. № 1-1. С. 861.

7. Строева Л.А. Учебная адаптация студентов-первокурсников учреждения СПО технического профиля // Научно-методический электронный журнал Концепт.

2016. Т. 19. С. 211-215.

8. Тетерин Е.Б. Социально-психологическая адаптация студентов ГОУ СПО «Каменск-Уральский политехнический колледж» // Научные исследования в образовании. 2008. № 2. С. 55а-58.

9. Колбанов В.В. Валеология. Основные понятия, термины и определения. СПб: Деан, 2000. 256 с.

10. Кабачков В.А., Зюрин Э.А., Хламова Е.В. Физкультурно-спортивная деятельность как средство социально-психологической адаптации и коррекции деви-антного поведения учащихся НПО и СПО // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. 2012. № 3. С. 56-70.

11. Гудожникова О.Б. Основные аспекты социально-профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждении среднего профессионального образования «Томский техникум социальных технологий» // Информация и образование: границы коммуникаций. 2014. № 6 (14). С. 234-236.

12. Сметанина Е.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение и социально-психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ГАОУ СПО СО «Сергинский многопрофильный техникум» // Современное общество, образование и наука: Сб. научн. тр. по мат. Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов: Юком, 2015. С. 152-154.

13. Квач Т.Г. Проблема адаптации студентов среднего профессионального образования к условиям вуза на основе использования информационных технологий // Наука - промышленности и сервису. 2012. № 7. С. 497501.

14. Пахомова Т.Г. Пропедевтическая адаптация студентов, обучающихся по программам СПО, как необходимое условие для включения личности в коллектив вуза // Научный вестник МГИИТ. 2016. № 2 (40). С. 8692.

15. Фролова Е.Н. Социально-психологическая адаптация студентов первого курса к обучению на факультете СПО // Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф.; Отв. ред. А.А. Сукиасян. Уфа: Башк. гос. ун-т, 2014. С. 299-302.

16. Маслова Н.Ф. Познай себя: диагностические методики самопознания. Ставрополь: Изд-во СКИУУ, 1995. 72 с.

17. Обозов Н.Н. Психодиагностика личности. Часть

I. СПб.: Облик, 2002. 196 с.

18. Обозов Н.Н. Психодиагностика личности. Часть

II. СПб.: Облик, 2000. 113 с.

19. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. М.: Сфера, 2005. 128 с.

20. Крылова М.Н. Способы выражения эмоций в социальных сетях // Филология и литературоведение. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://philology. snauka.ru/2016/01/1841. 19.01.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.