АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ К СЛУЖЕБНОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
МВД РОССИИ
Е.А. Жигалова,
научный сотрудник НИ и РИО ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России
В статье рассмотрены понятие, структура, виды, факторы и особенности адаптации курсантов в условиях вуза системы МВД России. Выделены приоритетные направления в работе психолога, способствующие повышению уровня адаптивности курсантов.
The article defines the urgency of the issue under study. Consider the concept, structure, types , factors and features of adaptation of cadets in the conditions of the university system of the Russian Interior Ministry. Priority directions in the work of the psychologist that improve the quality of adaptability cadets in the conditions of higher educational institutions MIA*.
Специфика службы в МВД России требует наличия у человека особых личностных качеств, профессиональной, психологической и физической подготовки.
Одной из актуальных проблем профессиональной подготовки является адаптация курсантов к обучению в высшем учебном заведении и формирование адаптивности как важной составляющей будущего
правоохранителя.
Перед системой обучения в ведомственных вузах стоит задача решения проблем профессиональной адаптации курсантов с такой подготовкой, которая позволит молодому специалисту достичь оптимальных результатов в самостоятельной профессиональной деятельности. Это стимулирует научный поиск новых психологических средств, подходов и разработки более эффективных путей адаптации, что позволит улучшить качество подготовки кадрового состава МВД России.
Адаптивность является одним из определяющих и диагностических критериев психологического здоровья, самоактуализации, факторов
успешной самореализации. Формирование адаптивной стратегии поведения у курсанта необходимо для того, чтобы в дальнейшем получить психологически здорового и подготовленного сотрудника полиции. Важную роль в формировании адаптивности играют личностные качества курсанта, поэтому следует обратить внимание на процесс профессионально-психологического отбора в учебных заведениях системы МВД России. Через некачественный отбор, связанный порой с некомпетентностью специалистов
* Zhigalova E. Adaptation of cadets to service and training activities of higher education institutions MIA.
кадровых подразделений, психологов и других сотрудников, принимающих участие во вступительных испытаниях, в вузы системы МВД России попадают абитуриенты, отдаленно напоминающие будущих стражей правопорядка, обладающих достаточным набором профессионально важных качеств.
Из-за стабильности, возможных перспектив на службе в полиции, а также для продолжения «династии сотрудников органов внутренних дел» многие родители устраивают своих детей в вузы системы МВД России без обсуждения этого решения с «потенциальными стражами правопорядка», что в дальнейшем влечет за собой ряд проблем: на первые курсы поступают курсанты без желания учиться и служить, все это усложняет процесс адаптации.
Важными личностными факторами социально-психологической адаптации является интеллект (особенно социальный), способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Индивидуально-психологические свойства определяют потенциальную адаптивность курсанта как способность независимо от объективной тяжести ситуации и субъективной оценки ее значимости мобилизовать собственные ресурсы, адекватно моделировать оптимальные поведенческие стратегии и гибко реагировать на возможные изменения ситуации. Адаптивность как индивидуальное свойство и характеристика той буферной зоны, что будет способствовать успешности самореализации и саморазвития курсанта. Именно поэтому на сегодняшний день необходимо исследовать явление социально-психологической адаптации и адаптивности в контексте учебно-служебной деятельности курсантов в вузах системы МВД России.
В последние годы в системе высшего профессионального образования ведется активный поиск новых концепций, которые предоставили бы возможность адекватно решить проблему адаптации курсантов. Анализ особенностей адаптационного процесса курсантов позволил выделить специфические особенности осуществления этого процесса в высших учебных заведениях МВД, в основе которых лежат присущие только органам внутренних дел условия жизнедеятельности: особые ритм и регламентация жизни и быта; ограничения в средствах реализации актуальных потребностей; особые принципы организации межличностных и внутригрупповых взаимоотношений; несение службы в суточных нарядах с сочетанием учебной деятельности; необходимость соблюдать субординацию в общении; отрыв от привычного микросоциального окружения; учебный процесс курсантов строго регламентирован; подготовка к занятиям проходит только в специально отведенные часы; необходимость постоянно придерживаться распорядка дня и режима в учебном заведении. Систематически происходит отрыв от учебной деятельности курсантов по объективным причинам (наряды, служба), при этом восстанавливать пробелы в обучении курсант должен самостоятельно; факторы внеучебной деятельности: уборка территории, усиленная физическая подготовка и др. С
первых дней курсант включается в сложный процесс учебно-служебной деятельности, и наряду с этим он должен приспосабливаться к специфическим условиям профессиональных взаимоотношений с курсовыми офицерами, командирами групп. Важно отметить и проблему социальнобытовых факторов: в отличие от студентов курсанты попадают в новые бытовые условия проживания в казарме, питания в столовой, жизни по распорядку дня. Указанные специфические условия жизнедеятельности в высших учебных заведениях МВД России определяют своеобразие действия механизмов психологической адаптации курсантов и формирования адаптивных стратегий.
По мнению Е.М. Земцовой [9], сложность обучения в высшем учебном заведении МВД заключается в одновременном взаимодействии на курсанта-первокурсника различных видов адаптации:
1) социально-психологическая (характеризует процесс усвоения индивидом основных норм, образцов, ценностей новой среды, отражает изменение социальной роли, изменение круга общения, корректировку потребностей и ценностей; формирование мировоззренческих и социальных установок, развитие самосознания и уточнение самооценки, усложнение регуляции поведения, стремление к самоутверждению в учебном коллективе);
2) психофизиологическая (отражает перестройку мышления и речи, возрастание функций внимания, памяти, испытание и тренировку воли, возрастание эмоционального напряжения, реализацию способностей);
3) профессиональная (подразумевает вхождение человека в профессиональную среду и усвоение её норм и ценностей);
4) педагогическая (связана с особенностями приспособления курсанта к новой системе обучения, к необходимости усвоения большего объёма знаний; предусматривает поиск новых форм, и методов работы, с помощью которых вузовские коллективы преподавателей могли бы ускорить процесс адаптации).
Адаптацию в вузе следует разделить на:
- учебно-академическую: пред-полагает адаптацию к восприятию новых знаний, она обусловливается уровнем базовых школьных знаний и отношением к учёбе;
- учебно-деятельностную: под-разумевает овладение обучающимся
умением самостоятельной работы, приспособление к новым вузовским формам работы;
- учебно-профессиональную: характеризует соответствие интересов и способностей курсанта выбранной профессии.
Изучение адаптации в совокупности поможет в дальнейшем предложить комплекс мероприятий, направленных на формирование восприятием курсантов окружающей обстановки внутри учебного заведения. Теоретический анализ исследований сущности и содержания адаптации как социально-психологического явления предоставил возможность выявить, что в настоящее время понятие «адаптация» относится к числу тех
универсальных категорий, которые в той или иной степени изучаются многими науками о человеке и обществе.
Анализируя психологическую адаптацию как объект исследования ученых и научных школ, можно увидеть, что изучение этого процесса занимает важное место в современных психологических исследованиях, но нет однозначного понятия «адаптация». Представители отдельных психологических школ предлагают разноплановые определения психологической адаптации.
Н.Н. Ивашко [10] в своём исследовании определила адаптацию как процесс и результат взаимодействия курсантов с образовательной средой, выражающийся в интериоризации ими норм, правил, требований и ожиданий образовательной среды, в переходе личности из зоны актуального в зону потенциального развития, который является своеобразным микроциклом развития.
П.Ю. Аксёнова [1] рассматривает содержание понятия «адаптация курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов» как установление активного и гармоничного взаимодействия личности (курсант) со средой адаптации (учебно-воспитательный процесс в вузе) посредством формирования её когнитивного, аффективного, мотивационнодеятельностного и поведенческого компонентов, а также адаптивности как интегрирующего свойства адаптации. Конкретизируя понятие «адаптивность личности курсантов вузов», она понимает его как интегрирующее свойство адаптации к вузовскому обучению, отражающее явные и латентные возможности индивида вырабатывать адекватные условиям способы поведения и актуализировать способность быстро реагировать на изменения образовательного процесса вуза при сохранении внутреннего равновесия.
В свою очередь М.А. Шелепова [13] адаптацию курсантов в вузе системы МВД России рассматривает как процесс формирования у курсантов моделей поведения и взаимодействия, адекватных условиям новой для них окружающей среды.
Учёными определены также уровни адаптации курсантов. Например, Н.Н. Ивашко [10] описывает следующие уровни: 1) дезадаптация, 2) удовлетворительная адаптация, 3) успешная адаптация.
П.Ю. Аксёнова [1] выделяет типы адаптивности курсантов к учебновоспитательному процессу: 1) оптимальный (высокий уровень); 2)
потенциальный (средний уровень); 3) репродуктивный (низкий уровень); 4) дезадаптивный (отрицательный уровень).
В.Н. Фетисов [12] определяет критерии и показатели адаптивности курсантов: 1) внешний критерий отражает уровень соответствия актуального развития курсанта требованиям и ожиданиям образовательной среды; 2) внутренний критерий отражает самооценку курсанта к требованиям и ожиданиям образовательной среды. По каждому критерию выделяются показатели, оценивающие достижения в учебной, внеучебной и служебной деятельности.
На протекание процесса адаптации курсантов влияют следующие факторы [7; 11]: 1) факторы предшествующего развития личности курсанта
(качества личности, уровень его базовой подготовки); 2) факторы, учебного процесса (строго регламентированный учебный процесс, подготовка к занятиям в специально отведённые часы, периодический отрыв от учёбы, невозможность свободно пользоваться библиотекой); 3) факторы внеучебной деятельности (приспособление к специфическим условиям армейской жизни); 4) социально-бытовые (новые бытовые условия); 5) факторы взаимодействия адаптационных процессов (одновременное воздействие на курсанта первого курса нескольких видов адаптации).
С позиций системного подхода М.А. Шелепова [13] выделила две основные группы факторов, влияющих на процесс адаптации курсантов в вузе системы МВД России:
1) субъективные, связанные с особенностями личности (психологическая готовность к профессиональному обучению, профессиональная направленность личности, уровень развития познавательных процессов и способностей, тип нервной системы, черты характера, физическая подготовленность, социальное происхождение, половозрастные особенности, деятельность субъекта адаптации, прохождение службы в рядах вооруженных сил);
2) объективные, связанные с влиянием внешних условий на протекание процесса адаптации (особенности службы в учебном заведении, продолжительность обучения, микроклимат, традиции, установки в коллективе, половозрастной и национальный состав курсантов, уровень развития коллектива, особенности взаимодействия курсантов с профессорско-преподавательским составом, особенности содержания и форм обучения, эффективность практики, климатические особенности региона, жилищно-бытовые условия, организация досуга курсантов).
Успешность адаптации в высшем учебном заведении, затрагивающей все аспекты функционирования личности курсанта, зависит не только от воздействия перечисленных выше факторов, но и от деятельности многих участников адаптационного процесса - профессорско-преподавательского состава, участия психолога по следующим направлениям:
1. Совершенствование психологической работы с молодежью:
- первичная диагностика адаптивного потенциала абитуриентов (при отборе кандидатов на обучение) с целью анализа, оценки и учёта их личностных качеств (профессиональная направленность, психологическая готовность к овладению профессией офицера), а также прогнозирование успешности индивидуального адаптационного процесса каждого курсанта;
- проведение психофизиологической экспертизы с целью предотвращения развития дезадаптационных нарушений у курсантов в первый год обучения;
- применение модели краткосрочного психологического консультирования на этапе поступления, чтобы с достаточной степенью эффективности способствовать преодолению психологических трудностей у курсантов в процессе обучения на первом курсе.
2. Психологическое сопровождение курсантов по основным направлениям с ведущей ролью психолога:
1) информационно-ориента-ционное направление:
- в начальном периоде обучения в вузе формирование учебных курсантских коллективов проводить с учётом совместимости курсантов на социальном, социально-психологическом, профессиональном и психофизиологическом уровнях;
- осуществлять учёт закономерностей и особенностей процесса адаптации курсантов на всех этапах обучения;
- осуществлять систематический контроль и корректировку процесса формирования у курсантов основных компонентов профессиональной адаптированности (психологической готовности к овладению профессией, профессиональной подготовленности, направленности, мотивации) на всех этапах обучения в вузе;
- проводить работу по формированию важных качеств в группе курсантов и индивидуально;
- применять систему средств психолого-педагогической поддержки курсантов (психологическое просвещение, рекомендации по организации самостоятельной работы);
2) психодиагностическое направление:
- проводить системную диагностику адаптированности курсантов к условиям обучения на различных его этапах;
3) консультационное направление:
- оказывать психолого-педагогическую поддержку курсантам младших курсов в период их вхождения в образовательную среду;
- консультационная и профилактическая работа по дезадаптации курсантов старших курсов, снижению уровня конфликтности в коллективе, являющегося одним из факторов снижения адаптационного потенциала курсантов на всех этапах обучения в вузе;
- применять модели краткосрочного психологического консультирования в условиях образовательного учреждения, с достаточной степенью эффективности способствующие преодолению психологических трудностей у курсантов;
- проводить профконсультационную работу индивидуально и в группе курсантов;
4) коррекционно-обучающее направление:
- осуществлять психокоррекционные мероприятия для курсантов с признаками дезадаптационных расстройств;
- проводить тренинги (ориентированные на повышение адаптационных возможностей, направленные на формирование благоприятного морально-психологического климата в группе курсантов и снятия адаптационных барьеров, на формирование мотивации к учебной, внеучебной и служебной деятельности курсантов; на формирование и сплочение учебных курсантских коллективов; на формирование профессиональной направленности и психологической готовности к овладению профессией; на повышение компетентности в межгрупповых отношениях курсантов в группе; на формирование межгрупповой толерантности и конфликтоустойчивости);
- проводить психопрофилактические и психокоррекционные мероприятия (индивидуально и с группой) с целью формирования эффективных психологических приёмов и механизмов снятия эмоционального напряжения, психологической готовности к решению внутриличностных и межличностных конфликтов;
- проводить мероприятия психофизиологической коррекции с использованием методик рациональной психотерапии, активной и пассивной мышечной релаксации с группой, трудно адаптирующихся курсантов, выявляющих признаки нервно-психической неустойчивости для оптимизации процесса адаптации.
3. Совершенствование психолого-педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава вуза:
- разработка и внедрение памятки, отражающей этапы работы психолога во взаимодействии с командирами учебных групп;
- формулирование методических рекомендации курсовым офицерам для проведения индивидуальной работы с первокурсниками, для изучения их индивидуальных особенностей;
- разработка и проведение для профессорско-преподавательс-кого состава специальных семинаров по проблеме управления процессами адаптации курсантов к условиям обучения в военном вузе, спецкурсов по изучению психологических основ адаптации курсантов в учебновоспитательном процессе в условиях вуза системы МВД России;
- разработка и внедрение комплексной целевой программы адаптации курсантов в военном вузе, объединяющей усилия всего коллектива учреждения и предусматривающей осуществление комплекса мер, способствующих эффективной адаптации курсантов в процессе их обучения и воспитания;
- разработка и внедрение технологии управления процессом адаптации курсантов, под которой понимается совокупность приёмов и способов воздействия на процесс усвоения курсантом норм и ценностей образования, принятие условий новой социальной среды, включение в сложившиеся формы служебного взаимодействия, овладение принятыми формами служебно-профессиональной деятельности;
- разработка и включение в работу лекций, предусматривающих углублённое рассмотрение и изучение проблем ускорения адаптации первокурсников;
- осуществление профориентационной и профконсультационной работы комплектующих органов высшего учебного заведения;
- обучение курсовых офицеров владению методикой экспрессдиагностики изучения степени сформированности у курсантов адаптивных возможностей и уровня адаптации;
- информирование начальников курсов об особенностях и индивидуальных стилях адаптации курсантов к новой обстановке и условиям деятельности;
- организация и осуществление целенаправленного взаимодействия профессорско-преподава-тельского состава с психологом курса для
выявления курсантов с низким уровнем адаптации и оказания им информационной и психологической помощи.
Работа психолога должна иметь следующую направленность: 1)
индивидуальное развитие личности курсантов в зависимости от существующего у них уровня адаптированности; 2) выработка конкретных рекомендаций каждому курсанту в период дезадаптации; 3) введение новых методов и форм в образовательный процесс и воспитательную работу; 4) формирование у курсантов необходимых моделей и мотивов поведения, свидетельствующих об уровне их адаптированности: профессионального, социально-психологического и нравственного; 5) формирование и поддержка позитивной мотивации обучения и будущей деятельности; 6) формирование и поддержка чувства собственного достоинства и самоуважения на основе оценки позитивной мотивации, направленности, способностей и профессионализма; 7) освоение разнообразных техник общения, приёмов психологической защиты и релаксации; 8) стимулирование мотивации профессионального самосовершенствования курсантов; 9) психологопедагогическая осведомленность начальников курса и научно-методическое обеспечение данного направления учебно-воспитательной работы; 10) придание взаимодействию курсантов с преподавателями ценностнорефлексивного характера.
Итак, основными видами деятельности психологической службы вуза в целом, и психолога, оказывающего влияние на процесс адаптации курсантов к обучению в вузе системы МВД России, в частности, являются: психодиагностика, психологическая помощь, психотерапия, психокоррекция, психореабилитация, психопрофилактика и психогигиена.
Оказываемое влияние психолога способствует оптимизации процесса адаптации курсантов к учебному процессу военного вуза и повышению его эффективности. У курсантов происходит формирование и развитие адаптивных качеств личности; повышаются адаптационные возможности; улучшаются показатели успешности их адаптации; повышается эффективность включения курсантов в учебную и служебную деятельность вуза и активизируется стремление к личностному и служебно-профессиональному росту в целом.
Успешность адаптации зависит не только от личностных качеств специалиста психолога, но и от специального психологического обеспечения этого процесса, основанного на прогнозе его особенностей и оказании будущему офицеру МВД России необходимой психологической помощи.
В целом необходимо отметить: успешность адаптации курсантов в процессе обучения в вузе обусловлена не только сбалансированностью отношений внутри группы с однокурсниками, а зависит от личностных качеств психолога и профессорско-преподавательского состава, и от специального психологического обеспечения этого процесса, основанного на прогнозе его особенностей и оказании обучающимся необходимой психологической помощи.
Подводя итоги всему вышесказанному, можно определить влияние психолога на группу курсантов в процессе обучения в вузе как специально
организованную деятельность, включающую в себя комплекс мероприятий, средств и способов, технологии осуществления, направленных на создание благоприятных психологических предпосылок, условий и психологическое сопровождение адаптации курсантов.
Таким образом, в рамках данной статьи можно сделать вывод, что адаптация курсантов в вузе как процесс поэтапного формирования профессионально значимых качеств личности офицера, обусловлена совокупностью взаимоотношений и взаимодействием преподавателей и курсантов, способствующих профессиональному самовыражению и самореализации будущего специалиста.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Аксёнова П.Ю. Психолого-педагогическая модель формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2011. 254 с.
2. Башлуева Н.Н. Повышение эффективности обучения курсантов вузов Министерства внутренних дел Российской Федерации: дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 291 с.
3. Глоточкин А.Д. О личностной, социально-психологической адаптации // Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания в школе и вузе. Тверь, 1994. С. 102-105.
4. Голобородько С.А. Совершенствование профессиональной адаптации курсантов вузов внутренних войск МВД России: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1998. 226 с.
5. Даутова В.Ю., Резепин A.B., Михайлов В.Б. Психологическое сопровождение адаптации первокурсников к условиям учебно-служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2001. № 2. С. 4448.
6. Дегтяренко Т.А. Социально-психологические особенности адаптации курсантов образовательных учреждений МВД России: учебно-метод. пособие. Краснодар, 2008. 145 с.
7. Денисов Н.Л. Факторы, влияющие на адаптацию к условиям учебной среды студентов гражданского и курсантов военного вузов: дис. . канд. мед. наук. Томск, 2010. 126 с.
8. Дунин Г.С. Социально-психологическая адаптация молодых офицеров (на материале внутренних войск МВД России): дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1995. 202 с.
9. Земцова Е.М. Адаптация курсантов к обучению в военном вузе средствами преподавательского курса физики: дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2005. 303 с.
10. Ивашко Н.Н. Адаптация курсантов к образовательной среде вуза ФСИН России: дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2009. 196 с.
11. Сафронов В.П. Влияние индивидуально-психологических факторов на адаптацию курсантов и слушателей к условиям обучения: дис. . канд. психол. наук. Уфа, 1990. 171 с.
12. Фетисов В.Н. Психолого-педагогические основы профессиональной адаптации курсантов в средних учебных заведениях МВД: дис. ... канд. психол. наук. Сыктывкар, 2006. 175 с.
13. Шелепова М.А. Педагогические условия профессиональной адаптации будущих следователей в вузе МВД России: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2004. 195 с.