УДК 37.013.77
Качалова Алевтина Васильевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии Армавирской государственной педагогической академии kachalova.alevtiha@mail .ru Твелова Ирина Александровна кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии Армавирской государственной педагогической академии tvelova.i@yandex.ru Alevtina V. Kachalova candidate of psychological sciences, associate professor of social, special pedagogics and psychology Armavir state pedagogical academy kachalova.alevtiha@mail .ru Irina A. Tvelova
candidate of psychological sciences, associate professor of social, special pedagogics and psychology Armavir state pedagogical academy tvelova.i@yandex.ru
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА
В УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ СЛУЖБ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ
DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL CULTURE OF THE TEACHER IN
THE CONDITIONS OF CREATION OF SERVICES OF SCHOOL
MEDIATION
Аннотация. В статье рассматриваются возможности развития психологической культуры педагога, а также приводится авторская программа «Развитие психологической культуры педагога в условиях создания служб школьной медиации в образовательных организациях».
Ключевые слова: развитие, психологическая культура педагога, медиация, профессиональная медиативная деятельность, медиативная компетентность.
Abstract. In article possibilities of development ofpsychological culture of the teacher are considered, and also the author's program "Development of
Psychological Culture of the Teacher in the conditions of Creation of Services of School Mediation in the Educational Organizations" is provided.
Index term: development, psychological culture of the teacher, mediation, professional mediativny activity, mediativny competence.
В современной психологии понятие «психологическая культура» личности педагога в качестве предмета прикладных и теоретических исследований проблематизировалось сравнительно недавно. Психологическая культура педагога, по мнению Исаевой Н.И., - это «...символическая онтологическая проекция существования профессии, ... особый способ деятельности по преобразованию профессиональных способностей и умений, . механизм адаптации и сохранения профессиональной идентичности в поликультурном образовательном пространстве, . обобщенный показатель уровня профессионализма педагога», «... фактор упорядоченности и управляемости профессией и возможности овладения ею» [4].
Основными возможностями развития психологической культуры педагога выступают: развитие ценностно-целевой направленности личности педагога на гуманистические ценности и технологии профессионально-педагогической деятельности, профессионального саморазвития, самоуважения, самопринятия, личностной целостности педагога; эмоциональной децентрации, т.е. способности принимать во внимание чувства, мысли и поступки ребенка в различных ситуациях; инициирование субъект -субъектных отношений как основы общения педагогов и учащихся [1, 3, 4].
Медиация - важнейшая социальная инновация, востребованная жизнью и становящаяся одной из приоритетных задач в области современной образовательной практики [5, 6].
На наш взгляд, эффективной возможностью развития психологической культуры педагога является развитие его медиативной деятельности и компетентности.
К основным психологическим возможностям эффективного обучения педагогов - медиаторов относятся: 1) создание у обучающихся устойчивых представлений о профессиональной деятельности медиатора во взаимодействии со сторонами конфликта в ходе переговоров (в соответствии с психологической моделью деятельности педагогов - медиатора); 2) создание у обучающихся в ходе обучения опыта профессиональной деятельности и отдельных ее элементов; 3) систематическое обеспечение обучающихся развернутой обратной связью относительно хода и результатов их взаимодействия в учебных и профессиональных ситуациях, структурированной на основе модели деятельности медиатора [1, 4].
Мы предлагаем авторскую программу «Развитие психологической культуры педагога в условиях создания служб школьной медиации в образовательных организациях», разработанную в соответствии с Федеральным законом № 193-ФЗ от 27 июля 2010 г. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) и с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2015 года по реализации
важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 1916-р от 15 октября 2012 г. [2].
Цель программы «Развитие психологической культуры педагога в условиях создания служб школьной медиации в образовательных организациях» - развитие психологической культуры педагога средствами медиации, возможности использования медиативных навыков в различных направлениях педагогической деятельности, в управлении конфликтами между субъектами образовательного процесса и ведению переговорного процесса.
Задачи программы: 1) обеспечение необходимых условий для теоретической подготовки и развития практических навыков эффективной коммуникации, управления конфликтом, проектирования и ведения переговорного процесса в образовательной организации деятельности педагога - медиатора,; 2) овладение медиативной компетентностью как условием развития психологической культуры педагога; 3) обучение медиативным технологиям в различных направлениях коммуникативной деятельности педагога.
Овладение программой «Развитие психологической культуры педагога в условиях создания служб школьной медиации в образовательных организациях» позволяет эффективно разрешать разнонаправленные разногласия и споры между всеми участниками учебно - воспитательного процесса; способствует предупреждению возникновения и эскалации споров, конфликтов, насильственных проявлений, в том числе межэтнических и др.; создает условия для предотвращения асоциальных форм поведения трудных детей и подростков, коррекции поведения несовершеннолетних правонарушителей; способствует сохранению между поколениями связей и улучшению качества взаимодействия в семье, в образовательном пространстве; позволяет предотвращать развитие синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).
Основная категория слушателей программы «Развитие психологической культуры педагога в условиях создания служб школьной медиации в образовательных организациях» - административные работники, организаторы системы образования, учителя, педагоги, воспитатели, педагоги - психологи, социальные педагоги, социальные работники, специалисты органов опеки и попечительства, сотрудники комиссий по делам несовершеннолетних, сотрудники правоохранительных органов, задействованные в работе с трудными детьми и подростками.
Этапы реализации программы: 1) организационно - информационный этап; 2) учебно - методический этап (проведение 1 - 2 - дневного семинара для школьных администраторов - директоров, завучей по воспитательной работе с целью содействия реализации программы); 3) обучающий этап (обучение по программе повышения квалификации «Развития психологической культуры педагога» (108 часов) (см. Таб. № 1); 4) консультативный этап (сопровождение педагогов - медиаторов на этапе создания и становления службы школьной медиации в образовательном учреждении); 5) саморазвивающий этап.
Таблица № 1
Тематический план курсов повышения квалификации
«Развития психологической культурь1 педагога»_
Всего Аудиторные занятия
£ Наименование тем и специализаций (часов) (час.)
т е м В том числе
лекции практические занятия
1. Психологическая культура педагога: понятие, структура, условия и возможности развития 14 4 10
2. Медиативная компетентность как условие развития психологической культуры педагога. Медиация и профессиональная деятельность педагога. Этапы медиации. 16 6 10
3. Школьная медиация: правовой аспект. Общие положения о проведении процедуры медиации в образовательных организациях. Принципы школьной медиации. Субъекты, обеспечивающие проведение процедуры медиации в образовательных организациях. 14 4 10
4. Переговорные компетентности педагога - медиатора. Переговоры и переговорные техники в медиации. 16 6 10
5. Психология общения: понятие, виды, функции и формы. Коммуникативные компетентности педагога -медиатора. Техники эффективной коммуникации в педагогической деятельности. 20 10 10
6. Конфликтология. Понятие конфликта и конфликтной ситуации, структура и виды конфликта, техники управления педагогическим конфликтом. 18 10 8
7. Подготовка к проведению медиативной сессии 2 2
8. Проведение медиативной сессии 2 2
9. Завершение процесса медиации 2 2
10. Аттестация 4 4
Всего: 108 50 58
Успешно обучившиеся и прошедшие итоговую аттестацию должны обладать следующими компетенциями: готовностью принимать нравственные обязанности по отношению к обществу, другим людям и самому себе; иметь общие представления об альтернативном разрешении споров; владеть основными принципами медиации (нейтральность, конфиденциальность, добровольность и равноправное участие сторон в переговорах); уметь выявлять интересы сторон, преобразовывать конфликтные позиции в эффективные, партнерские; эффективно получать достоверную информацию, выявлять ложь; переориентировать стороны с противодействия на более конструктивные способы взаимодействия, помогать сторонам расширять и уточнять их видение ситуации; приобрести навыки убеждения и выработки оптимального решения, оценки его эффективность и реалистичности, знать структуру конфликта, особенности его динамики, специфику конфликтов в разных сферах; планировать и разрабатывать стратегию и тактику вмешательства в конфликт, определять медиативность спора, подготовить медиацию и определить участников медиации, способы завершения медиации.
Итак, предложенная программа развивает психологическую культуру педагога средствами медиации как эффективной возможности в условиях создания служб школьной медиации в образовательных организациях.
Литература:
1. Багаева И.Л., Кузьмина Н.В., Шапошникова Ю.С. Ценностное отношение к профессионализму педагогической деятельности: Определение. Методы. Рекомендации. - Усть-Каменогорск, 2009.
2. Владимирова М.О., Хохлов В.А. Комментарий к Федеральному Закону «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участником посредника (процедуре медиации)». - М., 2011.
3. Демина Л.Д. Структурно-образующие компоненты психологической культуры преподавателя высшей школы РФ // Известия Алт. гос. ун-та. - № 2(58). - 2008. - С. 25-35.
4. Качалова А.В., Твелова И.А. Медиативная компетентность как эффективное условие развития психологической культуры педагога / Гуманитарные, социально - экономические и общественные науки. - №5. Часть 1. - 2014. - С. 123-127.
5. Полилей А.Ю., Хилькевич В.В. Методическое пособие «Школьная медиация», часть I. - Армавир, 2011.
6. Чеглова И.А Медиация как профессия и медиативная компетентность как новое качество жизни // Сборник материалов конференции «Роль психотерапии, практической и консультативной психологии в развитии личности современного человека» - Краснодар, 25-27 ноября 2011. - Краснодар, 2011.
Literature:
1. Bagayeva I.L. Kuzmina N. V., Shaposhnikova YU.S. valuable relation to professionalism of pedagogical activity: Definition. Methods. Recommendations. -Ust Kamenogorsk, 2009.
2. Vladimirova M. O., Ukrainians of VA. The comment to the Federal Law "About alternative procedure of settlement of disputes with the participant of the intermediary (mediationprocedure)". - M, 2011.
3. Dyomina L.D. Strukturno-forming components of psychological culture of the teacher of the higher school of the Russian Federation//Izvestiya Alt. the state. un-that. No. 2(58). - 2008 . - Page 25-35.
4. Kachalova A.V. Tvelova I.A. Mediativnaya competence as an effective condition of development of psychological culture of the teacher / Humanitarian, socially - economic and social sciences. 2014, No. 5. Part 1.-Р.123-127.
5. Polilya, A.YU., Hilkevich, V. V. methodical grant "School mediation", Part I//A.YU. Polilya, V.V.Khilkevich. - Armavir, 2011.
6. Cheglova I.A Mediation as a profession and mediativny competence as new quality of life//the Collection of materials of the "Role of Psychotherapy, Practical and Advisory Psychology in Development of the Identity of the Modern Person" conference - Krasnodar, on November 25-27, 2011. - Krasnodar, 2011.