Научная статья на тему 'Изучение особенностей формирования коммуникативной компетентности студентов в целях решения задач профессионально-педагогического становления в условиях образовательной среды вуза'

Изучение особенностей формирования коммуникативной компетентности студентов в целях решения задач профессионально-педагогического становления в условиях образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕТОДЫ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / АФФЕКТИВНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОБЩЕНИЯ / МОТИВАЦИОННО-АФФЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ПОЗИТИВНОЕ САМООТНОШЕНИЕ / ГЕНДЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / SUBJECT-OBJECT RELATIONSHIP / METHODS OF ACTIVE SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL TRAINING / COMMUNICATIVE SPHERE / PEDAGOGICAL COMMUNICATION / AFFECTIVE-PERSONAL COMPONENTS OF COMMUNICATION / MOTIVATIONAL-AFFECTIVE COMPONENT / POSITIVE SELF-ATTITUDE / GENDER CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Анна Анатольевна, Шкрябко Ирина Павловна

В данной статье рассмотрены вопросы создания условий формирования коммуникативной компетентности студентов в образовательном пространстве педагогического вуза. Задача изучения и возможности корригирования аффективно-личностных компонентов общения в целях решения задач профессионально-педагогического становления в условиях образовательной среды вуза представляется весьма значимой, но проблемной с точки зрения выбора оптимальных методик исследования. И эта проблема находит свое отражение в данной статье. Кроме того, представлена одна из актуальных задач педагогического коллектива высшего учебного заведения изучение динамики коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза на практических занятиях по психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Анна Анатольевна, Шкрябко Ирина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF FEATURES OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN STUDENTS TO SOLVE THE TASKS OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL FORMATION IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

This paper examines the creation of conditions for the formation of communicative competence of students in educational space of pedagogical University. The task of studying and the possibility of masking affective-personal components of communication in order to address problems of professional-pedagogical formation in conditions of educational environment of the University seems very significant, but problematic from the point of view of choosing the optimal research methods. This problem is reflected in the present paper as well. In addition, one of the topical tasks of the teaching staff of higher educational institution is considered, namely: to study the dynamics of communicative competence of students of pedagogical higher education institution for practical training in psychology.

Текст научной работы на тему «Изучение особенностей формирования коммуникативной компетентности студентов в целях решения задач профессионально-педагогического становления в условиях образовательной среды вуза»

УДК 159.923:378 ББК 88.53 П 58

А.А. Попова

Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии Армавирского государственного педагогического университета; E-mail: asia_13@mail.ru

И.П. Шкрябко

Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии Армавирского государственного педагогического университета; E-mail: irashkriabkoarm@mail.ru

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ЦЕЛЯХ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА (Рецензирована)

Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы создания условий формирования коммуникативной компетентности студентов в образовательном пространстве педагогического вуза. Задача изучения и возможности корригирования аффективно-личностных компонентов общения в целях решения задач профессионально-педагогического становления в условиях образовательной среды вуза представляется весьма значимой, но проблемной с точки зрения выбора оптимальных методик исследования. И эта проблема находит свое отражение в данной статье. Кроме того, представлена одна из актуальных задач педагогического коллектива высшего учебного заведения - изучение динамики коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза на практических занятиях по психологии.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, субъект-объектные отношения, методы активного социально-психологического обучения, коммуникативная сфера, педагогическое общение, аффективно-личностные компоненты общения, мотивационно-аффективный компонент, позитивное самоотношение, гендерные характеристики.

A.A. Popova

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Social, Special Pedagogy and Psychology, the Armavir State Pedagogical University; E-mail: asia_13@mail.ru

I.P. Shkriabko

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Social, Special Pedagogy and Psychology, the Armavir State Pedagogical University; E-mail: irashkriabkoarm@mail.ru

THE STUDY OF FEATURES OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN STUDENTS TO SOLVE THE TASKS OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL FORMATION

IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Abstract. This paper examines the creation of conditions for the formation of communicative competence of students in educational space of pedagogical University. The task of studying and the possibility of masking affective-personal components of communication in order to address problems of professional-pedagogical formation in conditions of educational environment of the University seems very significant, but problematic from the point of view of choosing the optimal research methods. This problem is reflected in the present paper as well. In addition, one of the topical tasks of the teaching staff of higher educational institution is considered, namely: to study the dynamics of communicative competence of students of pedagogical higher education institution for practical training in psychology.

Keywords: communicative competence, the subject-object relationship, methods of active socially-psychological training, communicative sphere, pedagogical communication, affective-personal components of communication, motivational-affective component, a positive self-attitude, gender characteristics.

Формирование коммуникативной компетентности студентов в условиях образовательной среды педагогического вуза предполагает, с одной стороны, освоение способов учебной деятельности, с другой - обретение ими качеств субъектно-объектных

отношений, характеризующих профессионально-педагогическое становление личности будущего учителя. В основе этого становления лежит динамика формирующихся навыков учебной деятельности и особенности складывающихся взаимоотношений субъектов педагогического взаимодействия - учащегося и педагога.

Создаваемые в условиях кафедр психолого-педагогической подготовки лаборатории по коммуникативному тренингу, психологические службы призваны оказывать помощь студентам в учебной адаптации, в определении общих и специальных способностей в связи с избранной ими специальностью. Работа учебных лабораторий также должна быть ориентирована на поиск оптимальных методов обучения, усвоения знаний студентами, формирование у них навыков профессиональной деятельности, способов коммуникативного общения. Немаловажной может являться работа

по психолого-педагогической коррекции социальных, нравственно-этических установок поведения, которые представляются значимыми в будущей профессиональной педагогической деятельности и в проективном отношении выступают в процессе общения педагога с учащимися.

Особенности психологической направленности работы преподавателей вуза со студентами отражают картину образовательной среды (включая и в сфере общения), в которой на протяжении всего периода их обучения осуществляется формирование личности. Актуальность и научно-практическая ценность работы со студентами, таким образом, сводятся к динамическому и системному изучению психических новообразований личности, детерминированных условиями образовательной среды и способами формирования профессиональной (педагогической) направленности личности, критериями оценки которой выступают навыки профессионально-педагогического общения, приобретенные на практических занятиях усваиваемых курсов психологических дисциплин.

В создании условий для формирования коммуникативной компетентности студентов Армавирского

государственного педагогического университета легло утверждение значимости каждого студента как субъекта образовательного пространства, рассмотрение таких его личностных качеств, как общительность, уверенность в себе, решительность, способность отстаивать свое мнение; развитие позитивного самоотношения, чувства собственной значимости; потребность в общении. Кроме того, рассматривается необходимость обязательной постановки цели формирования коммуникативной компетентности преподавателями вуза при осуществлении любой из форм учебно-профессиональной деятельности со студентами; знакомства студентов с научно-теоретическими основами общения в курсе психолого-педагогических дисциплин; приме -нения различных форм активного социально-психологического обучения на занятиях по психологии; участия студентов в специальном курсе «Психология общения»; включения студентов в систему более широких социальных отношений: формирования потребности в общении.

Формирование коммуникативной компетентности студентов педвуза в рамках нашей модели осуществляется следующими средствами и формами:

- сопровождающие технологии (рефлексивная, развития диалогич-ности и полисубъектности, индивидуального стиля общения) [2; 4];

- методы активного социально-психологического обучения (задания рефлексивного характера; тре-нинговые упражнения и т.п.);

- система средств психологической службы вуза по направлению формирования коммуникативной компетентности студентов;

- спецкурс «Психология общения».

Изучение детерминант формирования коммуникативной компетентности осуществлялось на студентах педагогического вуза с гуманитарной предметной профессиональной направленностью (в исследовании принимали участие студенты социально-педагогического факультета Армавирского государственного педагогического университета). При этом исследуемые группы отличались по длительности обучения в вузе (студенты первого, второго и третьего курсов).

Изучение ими психологии осуществлялось «сквозным» характером, то есть на 1-ом курсе студенты изучали курс «Общей психологии», на 2-ом курсе - «Психологию развития и возрастную психологию», а на 3-ем курсе осваивали «Педагогическую психологию». Такое разделение на группы (табл. 1) давало возможность получить как «срезо-вые» характеристики по изучаемым параметрам (под изучаемыми параметрами мы имели в виду представления студентов о своей будущей профессиональной деятельности, о роли общения в профессионально-

Таблица 1

Характеристика исследуемых групп студентов, участвовавших в исследовании по изучению «коммуникативной сферы» личности

Исследуемые группы Число обследуемых

абс. %

1-й курс 60 36,58

2-й курс 56 34,15

3-й курс 48 29,27

Всего 164 100

педагогической деятельности, полученные в ходе статистической обработки анкетных данных, так и выявить особенности их становления, изменения на различных этапах обучения).

По возрасту обследуемые распределились следующим образом (табл. 2): основной процент в группе обследуемых 1-го и 2-го курсов составили лица в возрасте от 18 до 19 лет (85-89 %), тогда как студенты 3-го курса больше были представлены возрастной категорией в возрасте от 20 до 22 лет (60,4 %). По полу во всех группах обследуемых преобладали лица женского пола (соответственно 81,7%, 78,6%, 77,1%) (табл. 2).

ощутимыми, что имеет свои негативные последствия для учреждений образования различного уровня. Изучение дифференциации особенностей формирования коммуникативной компетентности у юношей и девушек, избравших педагогическую специальность, является предметом наших будущих исследований).

Выделенные учебные группы, в свою очередь, были подразделены на подгруппы. Таким образом, на каждом курсе было по две

В связи с этим полученные данные анализировались с учетом общих данных. Следует отметить, что гендерные характеристики профессионально-педагогической деятельности остаются недостаточно изученными. В этом смысле значимыми для практики образовательных учреждений являются исследования особенностей складывающихся взаимоотношений между лицами мужского и женского пола, их влияния на воспитание, обучение подрастающего поколения (половые различия в отношении выбора лицами молодого возраста будущей профессионально-педагогической деятельности остаются на протяжении многих десятков лет достаточно

подгруппы, численность каждой из которых составляла примерно от 24 до 30 человек. Для проведения лабораторных занятий по дисциплинам психологического цикла данные подгруппы делились таким образом, чтобы численность малых учебных групп составляла бы примерно 12-15 человек.

Номинальная организация учебных групп студентов на 1-ом курсе отличалась слабой выраженностью знаний учащихся друг о друге, что

Таблица 2

Характеристика исследуемых групп студентов по возрасту и полу

Курс / пол Возраст

< 17 лет < 18-19 лет < 20-22 лет > 23 лет Всего

абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %

1-й курс (всего) 2 3,33 51 85 7 11,67 - - 60 100

лица муж. пола - - 7 13,73 4 57,14 - - 11 18,33

лица жен. пола 2 100 44 86,27 3 42,86 - - 49 81,67

2-й курс (всего) - - 50 89,29 6 10,71 - - 56 100

лица муж. пола - - 10 20 2 33,33 - - 12 21,43

лица жен. пола - - 40 80 4 66,67 - - 44 78,57

3-й курс (всего) - - 16 33,33 29 60,42 3 6,25 48 100

лица муж. пола - - 1 6,25 8 27,59 2 66,67 11 22,92

лица жен. пола - - 15 93,75 21 72,41 1 33,33 37 77,08

практически сохранялось в течение всего первого полугодия. Студенты

2-го и 3-го курсов отличались достаточной информированностью друг о друге, кроме того, они обнаруживали тенденции к так называемому «группированию», когда микрогруппы по

3-5 человек отличались устойчивыми отношениями, связями, затрагивающими сферу учебной деятельности и вне ее. Данные особенности установления неформальных взаимоотношений были использованы нами с целью корригирования особенностей общения студентов, формирования навыков и умений педагогического общения, связанные с решением профессиональных задач образования.

В нашем исследовании выделение групп студентов 1-го, 2-го и 3-го курсов было обусловлено тем, что учебные группы вовлекались в образовательную среду с учетом поэтапного формирования навыков профессионально-педагогической деятельности, которые, конечно же, проявлялись в процессе общения студентов и педагогов, студентов и учащихся школ, где будущие педагоги проходили различные виды педагогических практик. Кроме того, выделенные учебные группы студентов участвовали в пролонгированном исследовании, целью которого было проследить:

- какие из профессионально важных качеств будущей педагогической деятельности обнаруживались в ходе занятий по циклу психолого-педагогических дисциплин;

- как актуализировались способности к педагогическому общению у студентов в процессе моделирования различных педагогических ситуаций;

- каким образом происходила динамика коммуникативной компетентности в ситуации решения педагогических задач в структуре профессионального становления будущего педагога.

Наблюдения за учащимися на различных этапах обучения в педагогическом вузе позволили

выделить основные критерии оценок эффективности формирования коммуникативной компетентности, определить оптимальные пути становления профессионально-педагогического общения как важного личностного образования в работе будущего учителя.

Все обследуемые принимали участие в поперечном исследовании, в котором использовался заранее подготовленный блок методик, состоящий из: 1) анкеты-вопросника для изучения детерминант, составляющих коммуникативную сферу учащихся; 2) модифицированного варианта методики Т.В. Дембо -С.Я. Рубинштейн; 3) вопросника для изучения интроэкстраверти-рованной направленности и ней-ротизма личности; 4) методики по определению коммуникативных и организаторских способностей «КОС-1»; 5) методика по определению локус-контроля Дж. Роттера.

Данный выбор методов исследования не случаен, он обусловлен:

- во-первых, мультифакторными представлениями о личности, ее развитии в деятельности и общении;

- во-вторых, объективизация коммуникативной компетентности личности в аспекте будущей профессионально-педагогической деятельности представляется крайне сложной исследовательской проблемой для психологической практики, поскольку процессуальная сторона общения затрагивает те личностные образования, которые лежат в плоскости интроэкстраин-дивидных характеристик поведения, общения, потребностей и мотивов, самооценки и притязаний;

- в-третьих, указанные особенности личностной сферы для самой личности остаются глубоко скрытыми, личностно значимыми, интимными.

Организация и этапы проведения исследования в соответствии с поставленными задачами выявили некоторые особенности в подготовке и анализе полученных результатов.

Прежде всего, это касалось результатов исследований с помощью анкеты-вопросника, где обобщенные данные рассматривались в контексте группы и всего коллектива студентов в целом. Определение корреляционной связи по изучаемым признакам настоящей анкеты-вопросника, а также с другими признаками, выделенными в специально направленных методиках, потребовало при статистической обработке придерживаться строго математической модели, то есть заданного алгоритма анализа полученных данных.

Обработка данных методики по выявлению детерминант общения студентов путем контент-анализа позволила выявить статистические закономерности представленности данной проблемы у студентов на ранних этапах обучения в педагогическом вузе. Были выявлены мотивационно-аффективный компонент интереса к занятиям по психологии у студентов педвуза; потребности в достижениях; отношения к формам проведения досуга; представления студентов

педвуза о межличностных отношениях с преподавателями в общении и деятельности.

Исследователи отмечают особую значимость проведения мониторинга в образовательных учреждениях, осуществляющих педагогический процесс на основе личностно ориентированного подхода [1; 3]. Кроме того, в условиях данного подхода целостное представление о личности можно получить, если осуществлять диагностическое обследование по таким направлениям, как изучение реальных возможностей учащихся, установление причин слабой успеваемости, выявление степени удовлетворенности учащихся образовательным процессом, выявление характера межличностных взаимоотношений, особенностей влияния на психофизическое развитие учащихся. Необходимость мониторинга формирования коммуникативной компетентности вызвана большой значимостью этой проблемы для профессионально-педагогического становления будущего педагога.

Примечания:

1. Вызулина К.С., Ясько Б.А. Личностные детерминанты социально-психологической адаптации личности: теоретико-методологические основы исследования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2015. Вып. 1.

2. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: учеб. пособие. М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 192 с.

3. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2013. 576с.

4. Кардовская Е.К. Профессионально-ценностные ориентации студентов и социальных работников в контексте исследования их профессионального самосознания // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2012. Вып. 1.

References:

1. Vyzulina K.S., Yasko B.A. Personal determinants of socio-psychological adaptation of personality: theoretical and methodological bases of research // Bulletin of Adyghe State University, 2015. No.1.

2. Efimova N.S. Psychology of communication. Practicum in psychology: a manual. M.: ID FORUM: NITs INFRA-M, , 2013. 192 pp.

3. Ilyin E.P. Psychology of communication and interpersonal relations. SPb.: Piter, 2013. 576 pp.

4. Kardovskaya E.K. Professionally valuable orientations of students and social workers in the context of research of their professional consciousness // Bulletin of Adyghe State University, 2012. No.1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.