4. Давыдов В. В. Деятельностная теория мышления. Москва, 2005.
5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Москва, 2008.
References
1. Andronov V.P. Tipy i osnovnye komponenty professional'nogo myshleniya specialista. Integraciya obrazovaniya. 2014: 1.
2. Davydov V.V. Vidy obobscheniya vobuchenii. Moskva, 2000.
3. Davydov V. V. Teoriya razvivayuschego obucheniya. Moskva, 2004.
4. Davydov V. V. Deyatel'nostnaya teoriya myshleniya. Moskva, 2005.
5. Davydov V. V. Problemy razvivayuschego obucheniya. Moskva, 2008.
Статья поступила в редакцию 12.02.15
УДК 378:004.77
Bakhtina S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General and Practical Psychology, Mari State
University (Yoshkar-Ola, Russia), е-mail: [email protected]
Chemekova N.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General and Practical Psychology, Mari State
University (Yoshkar-Ola, Russia), E-mail: [email protected]
THE USE OF CROSS-TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE TEACHER. This paper presents an analysis of psycho-pedagogical concepts of communicative competence within the educational space, bases the possibility of using modern cross-technologies in case of developing of communicative competence of students in the learning process at the university, highlights criteria indicators of communicative competence of students. In accordance with the original terms and theoretical data on the formation of communicative competence of students the authors developed a model of the educational process involving the use of the capabilities of modern educational technologies in teaching practice of psychological disciplines in order to create and improve the communication skills of the future teachers. In the article special attention is focused on creating psycho-pedagogical conditions which contribute to the formation of communicative competence and self-development of personal qualities of future specialists, included in the training with the use of cross-technologies. The study suggests that the proposed system work can form the basis of formation of communicative competence of the future teacher to ensure assimilation and appropriation of knowledge and skills in the field of interpersonal relationships, which lead to the development of the main components of communicative content.
Key words: communicative competence, cross-technology, reflection, self-knowledge, the educational process.
С.В. Бахтина, канд. пед. наук, доц. каф. общей и прикладной психологии, ФГБОУ ВПО «Марийский государственный
университет», г. Йошкар-Ола, E-mail: [email protected]
Н.Р. Чемекова, канд. пед. наук, доц. каф. общей и прикладной психологии, ФГБОУ ВПО «Марийский государственный
университет», г. Йошкар-Ола, E-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ КРОСС-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
В настоящей статье представлен анализ психолого-педагогических концепций развития коммуникативной компетентности в рамках образовательного пространства, обосновываются возможности использования современных кросс-технологий при формировании коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения в вузе, выделены критериальные показатели коммуникативной компетентности обучающихся. В соответствии с исходными теоретическими положениями и данными о сформированности коммуникативной компетентности студентов авторами разработана модель образовательного процесса, предполагающая использование возможностей современных педагогических технологий в практике преподавания психологических дисциплин с целью формирования и совершенствования коммуникативных умений будущих учителей. Особое внимание в статье акцентируется на том, как создание психолого-педагогических условий способствует формированию коммуникативной компетентности и саморазвитию личностных качеств у будущих специалистов, включенных в обучение с применением кросс-технологий. Проведенное исследование позволяет предположить, что предложенная система работы может составить основу формирования коммуникативной компетентности будущего педагога, обеспечить усвоение и присвоение знаний, умений и навыков в области межличностных отношений, обуславливающих развитие основных содержательных коммуникативных компонентов.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, кросс-технологии, рефлексия, самопознание, образовательный процесс.
Одной из важнейших компетенций в профессиональной и общественной жизни любого специалиста является коммуникативная, способствующая, с одной стороны, социализации личности и отвечающая личностным потребностям человека, с другой - удовлетворяющая нужды общества в высоко квалификационных кадрах.
Анализу развития отдельных коммуникативных способностей (компетенций), коммуникативных качеств личности педагога, коммуникативных умений посвятили свои работы многие исследователи. Проблему коммуникативной компетентности в деятельности учителя выделяют Н.В. Бордовская, Л.М. Митина, А.К. Михальская, Н.Н. Обозов, А.А. Реан, Л.А. Шипилина, Е.А. Юнина, В.А. Якунин. Обзор исследований в области социальной психологии и педагогики показал, что большинство ученых (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, И.А. Богачек, М.С. Каган,
A.А. Леонтьев, В.Н. Панкратов, В.Н. Панферов, Н.И. Шевандрин,
B.М. Шепель) коммуникативную компетентность рассматривают в связи с характеристикой взаимодействия людей; со знаниями и умениями; как личностное качество и поведение, проявляющееся в отношении с людьми; в связи со способностями в общении. В плане методологической основы для нас представляют интерес научные труды личностно-ориентированной парадигмы образования, исследования в области социальной перцепции, межличностных отношений, концептуальные положения о сущности педагогических коммуникаций и педагогического общения.
Основными показателями и признаками коммуникативной компетентности мы приняли степень сформированности её основных структурных компонентов: теоретические знания в области коммуникативных дисциплин; коммуникативные умения; коммуникативный самоконтроль; умение продуктивно выходить
из конфликтной ситуации; коммуникативные качества речи и эмпатия. Коммуникативная компетентность будущего учителя характеризуется также гуманистической направленностью, способностью чувствовать другого, адекватно воспринимать его, быть готовым сотрудничать, быть лично заинтересованным во благе других.
Изучение проявления содержательных компонентов коммуникативной компетентности будущего учителя на начало опытно-экспериментальной работы показало следующее:
- в ходе жизнедеятельности достаточно медленно идет, особенно у сельских выпускников, процесс формирования коммуникативной компетентности. Так, у 72% студентов 1-го курса марийско-русского отделения не развиты коммуникативные способности. Учитель-профессионал должен быть общительным, так как в противном случае он будет не интересен своим ученикам и собеседникам;
- наблюдается неравномерное развитие содержательных компонентов коммуникативной компетентности: быстрее формируются такие умения, как умение устанавливать контакт с учащимися, умение добиваться внимания и дисциплины на уроке, менее сформированы к пятому курсу умения вести беседу, полемику, дискуссию, умения продуктивно выходить из конфликтной ситуации, умения анализировать глубинные мотивы поведения учащихся в конфликте. А ведь учителю необходимо быть проницательным, не только понимать своего ученика (собеседника), но и распознавать то, что скрыто за его словами, то, что заставляет его думать так, а не иначе. Следующее умение - терпимо относиться к учащимся в «ситуации осложненного поведения». Учитель призван быть тактичным, чтобы своим поведением воспитывать у учеников культуру общения. Наличие педагогического такта предполагает уважение к человеческому достоинству ребенка, обеспечивая при этом бережный подход к детям, особенно в «ситуации осложненного поведения» детей.
По результатам диагностики высокий уровень толерантности, принятия других проявило 68% студентов. Данная группа студентов-первокурсников считает, что у них тёплые и добрые отношения с окружающими, что они терпимые к людям и принимают каждого таким, каков он есть. Низкий уровень толерантности, принятия других выражен у 32% студентов. Они оценивают себя как человека сдержанного, замкнутого, не желающего раскрываться перед другими, опасающегося того, что подумают о нём окружающие. Педагог, обладающий высоким уровнем толерантности, достаточно уравновешен, терпим и совместим с разными людьми. Мы стремимся развить у будущего педагога желание и способность безусловного принятия учащегося со всеми его недостатками, промахами, бедами. Особенно важно проявление толерантности в напряженной, конфликтной ситуации.
В соответствии с исходными теоретическими положениями и данными о сформированности коммуникативной компетентности студентов нами разрабатывается модель образовательного процесса, предполагающая:
- разработку содержания и методов преподавания коммуникативных дисциплин на основе последних достижений этих наук и современной мировоззренческой позиции в педагогическом образовании;
- использование современных педагогических технологий в практике преподавания коммуникативных дисциплин.
В связи с этим возникает необходимость интеграции таких коммуникативных дисциплин как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология».
В курсе «Возрастная психология» нами разработаны специальные программы изучения и диагностики особенностей проявления психических процессов у школьников, что является базой формирования коммуникативных умений, главное из которых - умение разбираться во внутреннем состоянии детей различных возрастных категорий. Обращается внимание аудитории на проблемы связи теории и практики, а также на возможность использования полученных знаний в будущей педагогической деятельности. В рамках дисциплины предполагается обязательное использование разнообразной системы кейсов - практических задач, предлагаемых студентам для решения по изученной проблематике по окончании каждого семинарского занятия. Это повышает интерес и поддерживает мотивацию к изучению предмета: студенты видят практическую значимость дисциплины, активно включаются в процесс обучения. Данные методы, направленные на оптимизацию учебного процесса по дисциплине «Возрастная психология», демонстрируют хорошие результаты:
заставляют студента думать, размышлять, а не просто заучивать материал, повышают интерес к дисциплине, облегчают запоминание и понимание новых профессионально значимых знаний.
Курс «Педагогическая психология» в своём содержании предусматривает формирование эталонного речевого поведения будущего учителя. На практических занятиях эффективен анализ конфликтных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений, рассмотрение возможностей предупреждения конфликтного поведения школьника и способы разрешения конфликтов между учителем и учениками. Здесь студентами усваивается алгоритм решения конфликтных педагогических ситуаций, что в дальнейшем приводит к компетентному самостоятельному разрешению конфликтов в различных сферах педагогической деятельности: «учитель - ученик», «учитель - родитель», «ученик - ученик», «учитель - администрация школы», «родитель - администрация школы». Например, при изучении темы «Педагогическое общение» решаются такие задачи, как: познакомить студентов с формами эмоциональной экспрессивности: мягкой, вязкой и жесткой; эмпатическими качества личности учителя и профилактикой конфликтных ситуаций, стрессовых состояний учителя в процессе педагогической деятельности. Основным условием развития эмпатических качеств выступает включение студентов в конфликтную систему отношений, способную актуализировать гуманистическую направленность на другого человека непосредственно на занятиях в процессе деловых игр с последующим их анализом. Студенты учатся контролировать эмоциональное состояние в конфликтной ситуации и внешнюю экспрессию. При анализе психолого-педагогических ситуаций у студентов формируются умения слушать, слышать, говорить, понимать, чувствовать внутреннее состояние другого человека (эмпатия).
Одним из заданий по теме курса «Проблемы профессионально-психологической компетенции и специфика профессионального личностного роста» является написание творческой работы: «Я - как саморазвивающаяся личность в педагогической деятельности». Творческую работу мы рассматриваем как один из методов самопознания, рефлексии. Важно принять во внимание тот факт, что субъективные ощущения, фиксируемые студентами в работах, часто являются тем самым эффектом, который выступает основной целью курса. Если студент сообщает, что в результате занятий у него появилось острое желание помогать детям, то такая субъективная оценка, вероятно, не уступает по своей значимости какому-либо объективному показателю.
В программу формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов включен курс «Социальная психология». Мы убеждены, что для преподавателя крайне важно правильно организовать общение со студентами младших курсов, то есть создать условия для их самораскрытия. Это снижает психологический дискомфорт ребят в группе и создает условия для посильного участия каждого студента в диалоге преподавателя с группой. При изучении темы «Понятие об общении. Структура общения» мы рассматриваем стороны, средства, виды общения, структуру речевого общения, невербальное общение и дистанции в общении таким образом, чтобы в последующем молодые педагоги могли оценивать умения и навыки педагогического взаимодействия реальных участников учебно-воспитательного процесса и правильно формировать их у себя. Ряд заданий направлен на формирование умения держаться перед аудиторией. Проигрывается упражнение «Интервью», где один из студентов выступает в роли корреспондента, а другой выбирает роль учителя или работника образования. Другие упражнения направлены на совершенствование умений держаться перед большой аудиторией, быть естественными, обаятельными, толково задавать и грамотно отвечать на вопросы, а также артистических способностей, так как для того, чтобы эффективно выполнить упражнение, необходимо «войти» в заданную роль. Анализ студентами проделанной работы дает возможность видеть удачи и промахи, посмотреть на себя со стороны. На практических занятиях отрабатываются техники «Я - высказывания», невербального поведения учителя: мимическая, жестикулярная выразительность, интонационное поведение, тактильное и визуальное взаимодействие, перемещение в пространстве. Например, вхождение студентов в роль учителя: необходимо представиться «классу», рассказать о себе, ответить корректно на вопросы «учеников». Важным компонентом педагогической техники является все, что связано с движениями учителя: его походка, жесты, позы. Студенты на практических занятиях учатся использовать «открытые» позы, подчеркивающие доверие, честность и добро-
желательность со стороны «учителя», положительные стороны жестов, которые легко показать на примере «от противного»: неподвижный учитель производит впечатление замкнутости или неуверенности, отсутствие жестов, как и отсутствие оживленной мимики лица или модуляции голоса, снижает интерес к предмету, что отражается на результативности и качестве работы как учеников, так и самого учителя.
На семинарских занятиях по «Общей психологии» мы опираемся на опыт В.Ф. Шаталова и С.Н. Лысенковой, применяя: «опорные схемы» и «комментированное управление», «опорные сигналы» и «тихий опрос». «Опорные схемы» или «опорные сигналы» служат ориентировочной основой для мыслительной и речевой деятельности студентов. «Комментированное управление» или «тихий опрос» создают возможность и наибольший простор для активных устных речевых действий студентов, позволяют им преодолеть нерешительность, неуверенность, превозмочь застенчивость, а преподавателю преодолеть дефицит времени на семинарских и практических занятиях для формирования коммуникативных умений студентов.
В преподавании всех рассмотренных нами курсов роль преподавателя заключается в организации помощи студентам в перенесении моделей поведения, освоенных в лабораторных условиях, в реальную практику вуза, школы. Мы предполагаем, что изучение и усвоение данных дисциплин, может составить основу формирования коммуникативной компетентности будущего педагога, поскольку такой подход обеспечивает усвоение и
Библиографический список
присвоение знаний, умений и навыков в области межличностных отношений, обуславливающих развитие основных содержательных коммуникативных компонентов. И главным условием эффективного влияния преподаваемых коммуникативных дисциплин на личность будущего педагога является их взаимовлияние и интеграция.
И.С. Данилова считает, что современному специалисту, в том числе и учителю, уже недостаточно быть лишь homo sapiens, «человеком разумным», все больше ощущается потребность общества в homo loguens, «человеке говорящем», точнее в «человеке общающимся». По своему социальному статусу учитель находится в зоне повышенной речевой ответственности, его профессиональное развитие определяется не только знаниями предмета, но и уровнем владения языком [1, с. 21]. Реализации данной установки эффективно способствует применение кросс-технологий, одной из сторон которых является комплексный междисциплинарный подход в процессе профессиональной подготовки [2].
Для будущего учителя чрезвычайно важно овладеть целостной системой коммуникативных умений, связанных с оказанием учащимся поддержки, с умением располагать к себе детей, родителей, коллег; быстро ориентироваться в сложных коммуникативных ситуациях и с умением разрешать эти ситуации. Педагог постоянно сталкивается с самыми разнообразными проблемами межличностного общения. Отсутствие коммуникативной компетентности приводит к профессиональной несостоятельности.
1. Данилова И.С. Коммуникативная компетенция как элемент профессионального развития студентов педагогического вуза. Наука и образование. 2005. Спецвыпуск.
2. Чернявская В.С. Кросс-технологии в профессиональном образовании. Инновационные информационные технологии: материалы международной научно-практической конференции. Под ред. С.У. Увайсова. Москва, 2012.
References
1. Danilova I.S. Kommunikativnaya kompetenciya kak 'element professional'nogo razvitiya studentov pedagogicheskogo vuza. Nauka i obrazovanie. 2005. Specvypusk.
2. Chernyavskaya V.S. Kross-tehnologii v professional'nom obrazovanii. Innovacionnye informacionnye tehnologii: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod red. S.U. Uvajsova. Moskva, 2012.
Статья поступила в редакцию 27.02.15
УДК 159.9
Belasheva I.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Head of Department of Practical Psychology and Special Education, North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
EMOTIONAL INTELLIGENCE AND PSYCHOLOGICAL STABILITY OF THE PERSONALITY UNIVERSITY STUDENTS. The
main content of the study is the theoretical analysis of the constructs of psychological stability and emotional competence of personality and experimental study of the influence of the parameters of emotional intelligence, which is the instrument of emotional intelligence, the level of psychological stability of the students of the university. In the process of the research the author of the paper has conducted a comparative analysis of selected groups of students in the parameters of development of emotional competence, whose tool is the emotional intelligence. The authors determined that there is a relation between emotional competence and psychological stability of students. The main conclusion of the paper states that the formation of abilities to understand and manage the emotions among students and the emotions of others in the communication process increases the level of psychological stability.
Key words: emotional competence, psychological stability, emotional stability, level of nervous and mental stability, neu-roticism, managing emotions.
И.В. Белашева, канд. психол. наук, доц., зав. каф. практической и специальной психологии, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Основное содержание исследования составляют теоретический анализ конструктов психологической устойчивости и эмоциональной компетентности личности, и экспериментальное исследование влияния параметров эмоциональной компетентности, инструментом которой является эмоциональный интеллект, на уровень психологической устойчивости студентов вуза. Авторами было установлено, что существует зависимость между параметрами эмоциональной компетентности и психологической устойчивости студентов: сформированность способностей понимания и управления своими эмоциями и эмоциями других людей повышает уровень психологической устойчивости.
Ключевые слова: эмоциональная компетентность, психологическая устойчивость, эмоциональная стабильность, уровень нервно-психической устойчивости, нейротизм, управление эмоциями.