Научная статья на тему 'О формировании коммуникативной компетентности будущего педагога'

О формировании коммуникативной компетентности будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
18
Поделиться
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / COMPETENCE / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / MULTICULTURAL ENVIRONMENT / ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTILINGUAL EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / COMPETENCE-BASED APPROACH IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кагермазова Лаура Цраевна, Абакумова Ирина Владимировна, Лунин Сергей Леонидович, Щульц Евгения Олеговна

Рассматривается проблема формирования профессиональной коммуникативной компетентности будущего учителя в рамках компетентностного подхода и современной стратегии развития образования в России. Предлагается набор различных практико-ориентированных педагогических технологий по формированию и развитию коммуникативной компетентности студентов будущих педагогов.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кагермазова Лаура Цраевна, Абакумова Ирина Владимировна, Лунин Сергей Леонидович, Щульц Евгения Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Problem of Formation of Communicative Competence of the Future Teacher

The article considers the problem of formation of professional communicative competence of future teachers in the framework of the competence-based approach and the modern strategy of development of education in Russia. A set of various practice-oriented teaching technologies to create and develop communicative competence of students-future teachers.

Текст научной работы на тему «О формировании коммуникативной компетентности будущего педагога»

УДК 37.06

О ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

© 2015 г. Л.Ц. Кагермазова, И.В. Абакумова, С.Л. Лунин, Е.О. Щульц

Кагермазова Лаура Цраевна -доктор психологических наук, доцент, профессор, кафедра педагогики и психологии дополнительного профессионального образования, Кабардино-Балкарский государственный университет,

ул. Чернышевского, 173, г. Нальчик, 360004. E-mail: laura07@yandex.ru

Абакумова Ирина Владимировна -доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующая кафедрой общей психологии и психологии развития, психологический факультет, Южный федеральный университет, пр. М. Нагибина, 13, г. Ростов-на-Дону, 344038. E-mail: psyf@sfedu.ru

Лунин Сергей Леонидович -

аспирант, кафедра общей и педагогической

психологии,

Академия психологии и педагогики Южного федерального университета, пр. М. Нагибина, 13, г. Ростов-на-Дону, 344038. E-mail: psyf@sfedu.ru

Щульц Евгения Олеговна -

аспирант, кафедра общей и педагогической

психологии,

Академия психологии и педагогики Южного федерального университета, пр. М. Нагибина, 13, г. Ростов-на-Дону, 344038. E-mail: psyf@sfedu.ru

Kagermazova Laura Tsraevna -

Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor,

Professor, Department of Pedagogy and Psychology

of Additional Professional Education,

Kabardino-Balkarian State

University,

Chernyshevskogo St., 173, Nalchik, 360004, Russia. E-mail: laura07@yandex.ru

Abakumova Irina Vladimirovna -

Doctor of Psychological Sciences, Professor,

Corresponding Member of Russian Academy

of Education, Department of General Psychology,

Psychology Development,

Southern Federal University,

M. Nagibina Ave., 13, Rostov-on-Don, 344038, Russia.

E-mail: psyf@sfedu.ru

Lunin Sergey Leonidovich -Post-Graduate Student,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Department of General and Educational Psychology, Academy of Psychology and Pedagogy of the Southern Federal University, M. Nagibina Ave., 13, Rostov-on-Don, 344038, Russia. E-mail: psyf@sfedu.ru

Shchults Eugenia Olegovna -Post-Graduate Student,

Department of General and Educational Psychology, Academy of Psychology and Pedagogy of the Southern Federal University, M. Nagibina Ave., 13, Rostov-on-Don, 344038, Russia. E-mail: psyf@sfedu.ru

Рассматривается проблема формирования профессиональной коммуникативной компетентности будущего учителя в рамках компетентностного подхода и современной стратегии развития образования в России. Предлагается набор различных практико-ориентированных педагогических технологий по формированию и развитию коммуникативной компетентности студентов - будущих педагогов.

Ключевые слова: компетентностный подход в образовании, компетенция, коммуникативная компетентность, поликультурная среда, полилингвальное образование, педагогические технологии.

The article considers the problem of formation of professional communicative competence of future teachers in the framework of the competence-based approach and the modern strategy of development of education in Russia. A set of various practice-oriented teaching technologies to create and develop communicative competence of students-future teachers.

Keywords: competence-based approach in education, competence, communicative competence, multicultural environment, educational technology.

В условиях системной модернизации России, что ныне набирает обороты, выпускнику отечественных вузов недостаточно быть компетентным лишь в своей узкой профессиональной сфере, ему необходимо хорошо ориентироваться и в смежных областях, широком спектре современных технологий и уметь их использовать в практической деятельности. Это в полной мере относится и к будущим педагогам, что закреплено в идеях и положениях Концепции модернизации российского образования на период до 2016 г. При этом в качестве инструмента достижения означенной цели рассматривается компетентностный подход в образовании. Фактически стоит задача готовить специалистов, способных понимать и принимать внутренний мир ребенка, строить взаимоотношения на основе диалога с учащимся в процессе совместной с ними деятельности в целях максимальной реализации их способностей и обеспечения эмоционального благополучия в учебно-воспитательном процессе [1, с. 57; 2, с. 56]. Ведь профессионально-педагогическая компетентность учителя выражается именно в его готовности осуществлять педагогическую деятельность на основе ценностно-ориентированного отношения к личности ученика. И в этом плане решающую роль способна сыграть коммуникативная компетентность учителя, его способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты.

Для эффективной коммуникации (в любой сфере деятельности) характерно достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения, что обеспечивает достижение целей коммуникантов. А что касается профессиональной деятельности педагога, здесь роль коммуникативной компетентности особенна -

именно она обеспечивает эффективность его профессиональной деятельности. Однако формирование коммуникативных компетенций будущего педагога - не простая задача, поскольку на ее решение влияет множество факторов, в том числе особенности развития высшей школы в современной России [3], специфика региональных вузов и культурной среды их функционирования [4, 5], а также политика школьного образования в регионах, направленная на сохранение национально-культурного наследия, т.е. на воспитание личности, готовой и способной жить и работать и в пространстве «малой Родины» - в поликультурной и поли-лингвальной коммуникативной среде. Все это актуализирует обозначенную проблему формирования у педагога высокой коммуникативной культуры.

И хотя в последнее время российская система педагогического образования претерпевает существенные изменения, подготовка учителя начальных классов в наших регионах пока еще не достигла уровня культурно-коммуникативных компетенций, востребованного современным российским обществом.

Наши исследования стратегии и технологий формирования и развития коммуникативной компетентности будущих учителей строились именно с учетом этих соображений.

Понятно, что подготовка учителя начальных классов в современных условиях - на основе ком-петентностного и полилингвального подходов -требует технологического обеспечения учебного процесса, направленного прежде всего на развитие педагогических, информационно-коммуникативных

компетенций будущего учителя и формирования у него опыта самостоятельной работы. Здесь, как показывает наш опыт, незаменима технология ПИТ — «Познание - интерпретация - творчество», обеспечивающая развитие профессионально-педагогических и информационно-коммуникативных компетенций. Эффективность данной технологии определяется целым рядом показателей: способностями студентов интерпретировать полученные знания, трансформировать гуманитарные знания и общекультурный опыт и в педагогическую деятельность, анализировать педагогические объекты и явления, понимать и обосновывать педагогические закономерности и базироваться на них при проектировании педагогической практики [6, с. 50].

Эффективна также и технология (метод) кейсов (Case study), позволяющая осмыслить педагогическую ситуацию и найти оптимальное ее решение. Этот метод обеспечивает формирование интереса студентов к своей деятельности, активизирует его интеллектуальный потенциал.

Очевидно, что неотъемлемым элементом коммуникативной культуры современного педагога является информационно-коммуникативная компетентность - способность самостоятельно работать в информационно-коммуникативном пространстве, находить и использовать вербальные и невербальные средства коммуникации в полилингвальном образовательном пространстве, передавать информацию в процессе диалога и взаимодействия в по-лилингвальной образовательной среде, рефлексировать педагогическую позицию в конкретной ситуации взаимодействия «учитель-ученик» [7, с. 174].

Нами разработано и апробировано научно -методическое электронное обеспечение целого ряда педагогических дисциплин, призванных развивать коммуникативные компетенции будущего педагога. В их числе электронные учебники по следующим дисциплинам: «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология» с педагогическими ситуациями, педагогическими задачами, задания для самостоятельной работы, электронные учебные программы и учебные пособия.

Были организованы спецкурсы «Коммуникативная компетентность педагога», «Искусство общения и достижения согласия», «Психология делового общения» для бакалавров педагогического факультета КБГУ.

Предлагаемые спецкурсы позволяют вооружить будущих педагогов дополнительными знаниями, помочь овладеть специальными умениями

и навыками, а также способствуют осмыслению задач и функций их коммуникативной деятельности. Спецкурсы содержат материалы, отражающие региональные и национальные особенности. Программа данных спецкурсов таким образом должна корректировать недостатки, существующие в формировании коммуникативной компетентности будущих педагогов.

Одним из условий, без которых невозможно приобретение коммуникативных умений в образовательном процессе, является использование активных форм обучения, таких как метод анализа конкретных ситуаций и метод ролевых и имитационных игр. Коммуникативная компетентность формируется в процессе обучения, воспитания, решения педагогических задач и выступает средством познания и реализации личности в процессе общения и деятельности.

В целях формирования готовности будущих педагогов к коммуникативной деятельности была разработана специальная программа занятий, направленных на решение проблемных задач (моделирование коммуникативных ситуаций, непосредственное участие в разрешении проблемных ситуаций, анализ устных и письменных текстов на решение коммуникативных задач; риторические игры) [6, с. 52].

Как выяснилось, наиболее эффективно коммуникативная компетентность развивается и формируется в процессе выполнения со студентами коммуникативных упражнений, проведения деловых игр и тренингов. Судя по всему, именно эти активные формы обучения помогают будущим специалистам осознавать свои коммуникативные действия, оценивать их конструктивность и воздействие на окружающих, развивают адекватную самооценку, умение слушать и слышать собеседника.

Особое место среди предлагаемых нами технологий занимает деловая игра, позволяющая студентам раскрыть педагогическую позицию в учебной или воспитательной ситуации (которая может возникнуть во время педагогической практики в полилин-гвальной образовательной среде школы); приобрести опыт воспринимать позицию ученика-представителя той или иной национальности, объяснить сложившуюся ситуацию с иной точки зрения, а студенту, выступающему в роли учителя, - строить диалог с учащимся, учитывая его национальную принадлежность и опыт культурного воспитания в семье.

Однако в описанном множестве проблем, возникающих в процессах формирования коммуникативной компетентности педагога, первостепенного внимания заслуживают те, которые связаны непо-

средственно с изучением сущности профессионального общения педагога, определением структуры компетентности педагога в профессиональном общении, а также выявлением психолого-педагогических критериев её оценки [8].

Как известно, высокий уровень сформирован-ности коммуникативной культуры педагога характеризуется следующими компетенциями: он понимает необходимость овладения коммуникативной культурой, проявляет осознанный интерес к процессу межличностного взаимодействия, к пониманию сущности психического взаимодействия, способам формирования личности в процессе общения. Умеет в достаточной мере создавать атмосферу сотрудничества, взаимодоверия, взаимопонимания в общении. Способен преодолевать возникающие в процессе общения проблемы, психологические барьеры.

Педагога отличает также высокая коммуникабельность, он умеет использовать весь арсенал вербальных и невербальных средств общения, демонстрирует правильность, нормативность речи, спокойный, доброжелательный тон, уместный темп, правильное интонирование предложений, соблюдение логических пауз и ударений, уместное использование выразительных средств языка, обеспечивает хорошую речевую среду для собеседника [9].

Учитывая все изложенное и принимая во внимание основные функции педагога, мы придерживались следующих критериев оценки сформиро-ванности коммуникативной компетентности будущего специалиста: мотивационный компонент (осознание роли, значимости коммуникативных качеств в профессиональной деятельности; наличие ценностной мотивации к изучению коммуникативной составляющей педагогической деятельности; когнитивный (психологические, педагогические и этико-правовые знания; знание языка и владение его нормами; владение национальным языком учащихся, знание особенностей национальной культуры, менталитета; представление о роли и месте педагога в социуме, его коммуникативной подготовке как части профессиональной); операционно-деятельностный (система коммуникативных умений: перцептивные, речевые, гностические и умения управления коммуникативным процессом); личностный - развитость психологических характеристик, являющихся составной частью способности к коммуникативной деятельности будущего педагога (требования, предъявляемые коммуникативной деятельностью к познавательным, эмоционально-волевым процессам и психоэмоциональным

состояниям: сдержанность, стабильность, стрессо-устойчивость, самообладание и др.); развитость психолого-педагогических качеств, ориентированных на совершенствование коммуникативной деятельности педагога (самокритичность, адекватная самооценка и уровень притязаний, способность к самоонализу, саморегуляции, самоконтролю поведения); развитость психолого-педагогических качеств, направленных на создание эффекта обаяния (эмпатичность, визуальность, красноречивость).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с этими критериями выделены три уровня сформированности коммуникативной компетентности - высокий, средний, низкий [1, с. 57]. Все это является частью процесса подготовки школьных учителей в КБГУ. Ежегодно проводится анкетирование студентов-бакалавров 4-5-х курсов педагогического факультета в целях контроля уровня сформированности их коммуникативной компетентности. Анализ многолетних результатов позволил выделить существенные признаки последней. Так, более 50 % студентов после прохождения практики начинали принимать будущую педагогическую деятельность как сферу своей самореализации, осознавать свои профессиональные способности, становились более уверенными в своих действиях, у них формировалось позитивное отношение к профессии и мотив овладеть ею, возникали положительные коммуникативные взаимодействия с учащимися. До 60 % студентов овладели ориентировочной основой педагогической работы, которая включает не только образ результата своей деятельности, но и целостный процесс его достижения. От 80 до 90 % студентов на собственном опыте, в процессе практики в школе апробировали различные способы решения проблемных вопросов в межличностных отношениях с учащимися, а также решали вопросы предупреждения и коррекции конфликтных ситуаций в системе «учитель - ученик». Большинство студентов овладевают также способами рефлексии, самоконтроля, самооценки своих действий.

На наш взгляд, приведенные данные можно считать подтверждением сформированности коммуникативной компетентности студентов - будущих учителей на приемлемом уровне. Анализ опыта КБГУ позволил выявить условия, способствующие эффективному формированию коммуникативной компетентности будущих педагогов в системе высшего педагогического образования:

- развитие положительной мотивации в процессе формирования коммуникативной компетентности;

- внедрение в педагогический процесс спецкурсов «Коммуникативная компетентность педагога», «Искусство общения и достижения согласия», «Психология делового общения» в сочетании с курсами общего блока психолого-педагогической подготовки;

- реализация активных форм и методов обучения (проблемные лекции, дискуссии, ролевые игры, тренинги);

- направленность содержания, форм, методов и приемов обучения на формирование коммуникативных умений и навыков будущих специалистов в условиях поликультурной и полилингвальной среды.

Перспективные направления исследования проблемы, на наш взгляд, связаны с формированием коммуникативной компетентности у студентов на каждой ступени их профессионального образования и на основе специализированных технологий, а также с формированием у будущих педагогов целостных систем коммуникативных компетенций конкретной, заранее заданной (проектной) идентичности - «модератор», «интерлокер», «навигатор», «старший друг», «третейский судья», «культуролог», «эстет и стилист педагогической коммуникации» и другие, как это предлагается в [9, 10].

Литература

1. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц. Технологии направленной трансляции смыслов в обучении // Российский психол. журн. 2007. Т. 5, № 4. С. 56-58.

2. Кагермазова Л.Ц. Трансформация личностных особенностей студентов - будущих педагогов в период модернизации образования // Российский психол. журн. 2007. Т. 4, № 4. С. 55-62.

3. Тхагапсоев Х.Г. На путях в миражи? (к современным стратегиям развития образования в России) // Высшее образование в России. 2012.

№ 7. С. 21-29.

4. Карамурзов Б.С. Региональный вуз в современной России // Высшее образование в России. 2013. № 6. С. 59-64.

5. Тхагапсоев Х.Г. Региональный вуз выпадает из стратегии развития отечественного образования // Высшее образование в России. 2014. № 2. С. 38-42.

6. Кагермазова Л.Ц. Типология коммуникативных стилей у будущих учителей // Казанский пед. журн. 2007. № 6. С. 49-55.

7. Кузнецова Е.В. О коммуникативной компетентности социального педагога // Подготовка специалиста в области образования : сб. науч. ст. Чебоксары, 2006. С. 173-175.

8. Тармаева Е.В. Готовность будущих учителей к педагогическому общению // Вестник Бурятского ун-та. Серия 7. Педагогика. 2006.

Вып. 14. С. 126-134.

9. Тхагапсоев Х.Г. Компетентностное образование: к проблеме воплощения // Высшее образование в России. 2013. № 6. С. 71-76.

10. Гатиатуллина Э.Р., Тхагапсоев Х.Г. Идентичность: к проблемам методологии // Научная мысль Кавказа. 2010. № 4. С. 16-23.

Поступила в редакцию 29 января 2015 г.