УДК 159.9
DOI: 10.17223/19996195/45/12
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
Е.Е. Дмитриева, О.В. Суворова, П.А. Егорова, Т.Г. Мухина, С.Н. Сорокоумова
Аннотация. Обосновывается актуальность изучения коммуникативной толерантности у студентов педагогического вуза в условиях реализации программ инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Отражены результаты теоретико-экспериментального исследования толерантных / интолерантных установок студентов на проблемы лиц с ОВЗ и инвалидностью, оценку развития коммуникативной толерантности у выпускников педагогического вуза. Предметом рассмотрения проблемы стали исследования А.Г. Асмолова, В.В. Бойко, С.К. Бондаревой, Н.А. Асташовой, О.Б. Скрябиной, Ж.А. Ореховой, Г. Олпорт, М. Уолцер и др. На основе анализа отечественных и зарубежных исследований обосновано понятие «коммуникативная толерантность», показана его связь с понятием «толерантность», проведен анализ входящих в него компонентов, дана их краткая характеристика. В статье анализируются экспериментальные данные изучения толерантных / интолерантных установок студентов, степени выраженности коммуникативной толерантности в различных ситуациях взаимодействия с партнером у студентов-выпускников разных профилей подготовки (дефектологического и педагогического), показана позитивная тенденция выраженности характеристик коммуникативной толерантности у студентов дефектологического профиля подготовки. Полагаем, что это связано с осознанным профессиональным выбором студентов и возможностью их активного взаимодействия с лицами с ОВЗ и инвалидностью в рамках реализации образовательных программ подготовки и научно-исследовательской деятельности в высшей школе. По результатам исследования обоснованы задачи и условия формирования толерантной личности в высшем учебном заведении. Ключевые слова: толерантность; коммуникативная толерантность; ин-толерантность; толерантное общение; толерантные коммуникации; лица с ограниченными возможностями здоровья; инвалидность; толерантные / интолерантные установки.
Введение
Гуманизация всех сфер общественной жизни, изменения в системе ценностей общественного развития меняют принципы реализации социокультурной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, провозглашается непреходящая ценность любой человеческой личности. Идея ценностного отношения к лицам с ОВЗ и инвалидностью заложена в «Конвенции о
правах ребенка (1989 г.), в «Конвенции о правах инвалидов (2006 г.) и других международных и государственных документах.
Идея самоценности человека приобретает особую актуальность в связи с реализацией идей инклюзивного образования, одного из приоритетных направлений государственной образовательной политики России [1], важнейшей составляющей реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. [2].
Процессы инклюзии затрагивают различные социальные группы: не только лиц с ОВЗ и их родителей, но и педагогов специальных школ, субъектов образовательного процесса системы массового образования (педагогов, родителей, лиц с сохранным здоровьем).
Реализация инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями создания «безбарьерной среды», реализацией технологий инклюзии, но и с неприятием субъектами образовательного пространства гуманистических принципов образования, с отсутствием ценностно-смыслового отношения к лицам с ОВЗ, к их обучению в условиях инклюзии, что затрудняет создание зоны «принятия и толерантности», реализацию принципа партнерства и сотрудничества во взаимодействии с лицами с ОВЗ и инвалидностью [3-6].
По данным исследований [3, 5], 40% опрашиваемых респондентов (педагогов, родителей, детей, представителей общественности) в качестве препятствия для успешного продвижения практики инклюзии выделяют неуважение субъектов поликультурного пространства к индивидуальным различиям людей, предрассудки в отношении лиц с ОВЗ. Среди проблем реализации инклюзии 25% респондентов называют трудности межличностного взаимодействия участников образовательного процесса [5]. Опрашиваемые респонденты с ОВЗ, по результатам исследований [4], в 40% случаев программируют негативное отношение к себе со стороны субъектов образовательного пространства (сверстников, педагогов, родителей детей с сохранным здоровьем).
Таким образом, по данным исследователей, основной риск реализации инклюзии на различных ступенях образования - недостаточность образовательной среды, ориентированной на принципы принятия и толерантности.
Феномен коммуникативной толерантности
Реализация политики инклюзивного образования лиц с ОВЗ и инвалидностью делает актуальной проблему развития у всех субъектов общественного развития толерантного сознания.
Сущность толерантного сознания раскрыта в «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО, 1995 г.): «...признание, принятие, понимание, отказ от доминирования и насилия, уважительное отношение к другому... установка на диалогические взаимодействия с ними» [7. С. 12].
Таким образом, отношение к другому рассматривается как фундаментальное, системообразующее начало в дефиниции «толерантность».
Проблема толерантности широко представлена в отечественной и зарубежной науке (А.А. Акулова, А.Г. Асмолов, В.В. Бойко, М.М. Бахтин, С.К. Бондарева, Р.Р. Валитова, А.А. Деркач, М.С. Каган, Е.Ю. Кле-пцова, А.В. Мудрик, Г. Олпорт, М. Уолцер и др.).
В контексте разных наук о человеке учеными определяются различные сущности характеристики толерантности, разные основания для ее классификации.
Для нашего исследования большой интерес представляет психологический подход к рассмотрению толерантности, в рамках которого толерантность определяется как сложное личностное образование, проявляющееся в принимающем, понимающем и уважительном отношении ко всему иному в человеке (возрасту, полу, национальности, статусу, индивидуальным характеристикам и т.п.) [9-11].
Толерантность выстраивается и развивается в коммуникативном пространстве и неотделима от него, коммуникативная толерантность, проявляющаяся в процессе отношения к окружающим людям, является частной разновидностью толерантности [12].
Проблема толерантности в межличностных и межгрупповых отношениях разрабатывается в философии, социологии, социальной психологии, педагогике (А.А. Бодалев, А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев, Г.П. Щед-ровицкий и др.). В последнее десятилетие изучением коммуникативной толерантности занимаются С.А. Гапонова, В.М. Гришук, М.А. Есипов, Г.А. Сагалакова, А.Б. Царева, Л.П. Яцевич и другие ученые.
Впервые в научный оборот термин «коммуникативная толерантность» ввел В.В. Бойко. По его мнению, это «характеристика отношений личности к людям, степень переносимости его неприемлемых и неприятных психических состояний, поступков...» [Там же. С. 396]. Бойко определял коммуникативную толерантность как характеристику отношений индивида к конкретному человеку или группе людей, как отражение в его поведении позитивной коммуникативной установки. Несформированность коммуникативной толерантности и отрицательная коммуникативная установка, по мнению В.В. Бойко, выражаются в таких поведенческих реакциях, как «завуалированная или открытая жестокость к людям, склонность к необоснованным негативным обобщениям в сфере взаимоотношений и социальной деятельности» [Там же. С. 398].
В.В. Бойко считает толерантность в общении стержневой характеристикой личности, так как с ней согласуются и образуют психологическое единство многие другие качества индивида: нравственные, характерологические и интеллектуальные [13]. Как интегративную характеристику, собирательное свойство личности, имеющее многокомпонентную структуру, рассматривают коммуникативную толерантность и
другие исследователи (З.А. Агеева, Н.А. Асташова, О.В. Скрябина и др.). В качестве основных компонентов этой структуры большинство исследователей выделяют когнитивный, мотивационно-личностный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты. По их мнению, мотивационно-ценностный компонент (отношение к собственной коммуникации как к равному взаимодействию, успех в котором может быть достигнут при учете целей, потребностей и интересов всех сторон, сохранения паритета и уважения друг к другу) занимает центральное место, определяет взаимосвязь остальных компонентов структуры [14]. Основным же является деятельностный компонент: «...лишь в границе деятельности определенного субъекта любые реальности -деятельностные и воображаемые, выстраиваются в смысловой ряд, в жизненную компетенцию» [15. С. 80].
Теоретические разработки проблемы реализуются в практических исследованиях. Интерес широкого круга исследователей, педагогов-практиков привлекает проблема формирования толерантного общения на разных ступенях образования (Е.Е. Дмитриева, Н.Р. Зыкова, О.В. Карынбаева, С.Н. Сорокоумова, А.Б. Царева и др.). Это связано с ростом социальных ожиданий и требований по отношению к образовательным учреждениям. Согласно ст. 12 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательные учреждения должны содействовать развитию взаимопонимания и сотрудничества между людьми, независимо от их этнической культуры, национальной и социальной принадлежности, индивидуальных различий [1]. По мнению Н.А. Ореховской [16], инклюзивная среда современных образовательных учреждений является необходимым условием толерантного общения.
Полагаем, что особую актуальность проблема формирования коммуникативной толерантности у обучающихся приобретает в системе высшего педагогического образования. Выпускник высшей педагогической школы может являться носителем ценностного отношения к лицам с ОВЗ и инвалидностью, образцом толерантной коммуникации в образовательной среде.
Психологические особенности формирования коммуникативной толерантности у студентов высшей педагогической школы
Цель эмпирического исследования - изучение особенностей толерантных, интолерантных установок студентов, а также установление уровня развития у них коммуникативной толерантности. В исследовании приняли участие 120 студентов выпускных курсов НГПУ им. К. Минина, обучающихся по разным профилям подготовки: 60 студентов профиля «Специальная психология» (далее группа I) и 60 студентов профиля «Русский язык и литература» (далее группа II). Основные методы исследования - анкетирование и опрос.
Вопросы предложенной студентам анкеты позволили выяснить уровень их информированности о категориях лиц с ОВЗ и инвалидностью и возможности реализации прав последних на образование, а также оценить имеющийся опыт общения студентов с этой категорией лиц.
Высокий уровень информированности по результатам анкетирования показали 83% студентов I группы (дефектологический профиль подготовки) и 70% студентов II группы (педагогический профиль подготовки).
В качестве необходимого условия реализации инклюзивной практики в высшем учебном заведении респонденты рассматривают создание толерантной социальной среды. Студенты I группы (33%) и II группы (20%) говорят о необходимости подготовки студентов с сохранным здоровьем к восприятию лиц с ОВЗ и общению с ними. Имеют опыт общения с лицами с ОВЗ в качестве наблюдателей 18% студентов II группы и только 3% студентов - личный опыт общения с этой категорией лиц. Результаты анкетирования актуализируют проблему расширения и обогащения опыта общения всех студентов, особенно студентов педагогического профиля подготовки («Русский язык и литература»), с различными категориями лиц с проблемами в развитии.
Представим результаты опроса по методике «Индекс толерантности» (Г. Солдатова, О. Кравцова, О. Хухлаева, Л. Шайгерова) [17].
Цель опроса - изучить ценностные установки респондентов в разных сферах взаимодействия людей, где проявляется толерантность / интолерантность. Шкалы опросника направлены на диагностику этнической и социальной толерантности, толерантности как черты личности. Качественно-количественный подход к анализу результатов опроса позволяет охарактеризовать уровни развития толерантных / интоле-рантных установок респондентов, уровень толерантности как черты личности.
Низкий уровень толерантности свойствен 2% студентам I группы и 5% студентам II группы. Характерная особенность этих респондентов -наличие интолерантных установок по отношению к партнеру по взаимодействию. Соответственно, 14% студентов I группы и 10% студентов II группы имеют высокий уровень толерантности. У них преобладают позитивные установки на взаимодействие с партнером, высокий уровень саморегуляции, самоконтроля поведения. У студентов обеих групп (соответственно 84 и 85%) выражен средний уровень толерантности, у них гармонично сочетаются как толерантные, так и интолерантные установки. Данный уровень предполагает наличие у респондентов терпимого отношения к различным социальным группам, ситуативную готовность к участию. Высокий уровень личностных черт, установок и убеждений показали студенты I группы по шкале «Толерантность как черта личности» (соответственно 78% студентов группы I и 62% -
группы II). Полагаем, что высокие показатели толерантных черт отражают опыт волонтерской деятельности студентов-будущих дефектоло-гов в сообществах лиц с инвалидностью, в деятельности Ресурсного центра сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью Мининского университета.
С целью оценки коммуникативной толерантности студентов использовали «Тест коммуникативный толерантности» В.В. Бойко и критериально-ориентированный подход к оценке результатов [12, 13]. Тест позволяет диагностировать толерантные и интолерантные личностные установки, проявляющиеся в процессе общения. Девять блоков вопросов теста позволяют отразить особенности поведения человека в определённых ситуациях общения. Качественно-количественный анализ балльных оценок дает возможность распределить респондентов по уровням развития коммуникативной толерантности (от высокой степени выраженности до полного неприятия окружающих).
Результаты диагностики студентов представлены в таблице.
Сравнительные данные степени выраженности коммуникативной толерантности у студентов различных профилей подготовки
Группы респондентов Степень выраженности коммуникативной толерантности
Высокая Средняя Низкая Полное неприятие
абс. % абс. % абс. % абс. %
Студенты I группы 9,0 15,0 32,0 53,3 19,0 31,7 - -
Студенты II группы 5,0 8,3 30,0 50,0 24,0 40,0 1 1,7
Высокую степень выраженности толерантности показали соответственно 15% студентов I группы и 8,3% студентов II группы. Данный уровень толерантности в общении предполагает принятие индивидуальных характеристик партнера, способность к диалогическому взаимодействию, высокий уровень саморегуляции и самоконтроля поведения.
Соответственно, 31,7% студентов I группы и 40% студентов II группы показали низкий уровень выраженности толерантности по отношению к партнеру по общению, что может проявляться в безразличии к партнеру, агрессивных и конфликтных формах поведения. У студентов II группы зафиксировано в 1,7% случаев (1 студент) полное неприятие партнера по общению. У большинства студентов обеих групп зафиксирована средняя степень выраженности коммуникативной толерантности (соответственно 53,3 и 50%). Респондентов этой группы отличает сдержанность в общении, ситуативность поведенческих реакций.
Уровневые показатели коммуникативной толерантности по отдельным показателям толерантных и интолерантных установок личности в общении представлены на рис. 1.
Рис. 1. Распределение показателей коммуникативной толерантности у студентов двух
групп (I и II). Условные обозначения шкал: 1 - «Неприятие или непонимание индивидуальности человека»; 2 - «Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей»; 3 - «Категоричность или консерватизм в оценке других
людей»; 4 - Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства»; 5 - «Стремление переделать, перевоспитать партнеров»; 6 - «Стремление подогнать партнера под себя, сделать его "удобным"»; 7 - «Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности»; 8 - «Нетерпимость
к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми»;
9 - «Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других»
Анализ количественных данных рис. 1 свидетельствуют о том, что у студентов I группы выражена тенденция к средне-высоким значениям коммуникативной толерантности, у студентов II группы - к средним и низким значениям.
Детальный анализ результатов по уровням выраженности коммуникативной толерантности по разным показателям выявил следующую тенденцию. Наиболее высокий уровень респонденты обнаружили по показателю «Непринятие и непонимание индивидуальности человека» (33,3% -I группа и 20% - II группа) и показателю «Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемого людьми» (20% - II группа).
Наибольший процент низких значений наблюдается во II группе респондентов по показателям «Категоричность или консерватизм в оценке других людей» (53,3%), «Стремление подогнать партнера под себя» (53,4%), что может затруднять понимание индивидуальных характеристик партнера и приводить к конфликтному взаимодействию.
Таким образом, по результатам изучения, студенты группы I (дефектологический профиль подготовки) более терпеливы, миролюбивы, бес-
конфликтны, способны принимать индивидуальность окружающих людей, чем студенты II группы (педагогический профиль подготовки).
Заключение
Представленные результаты исследования актуализируют проблему развития у студентов высшей педагогической школы готовности и способности к толерантной коммуникации. Задачи становления толерантной личности: целенаправленное развитие ценностно-смысловой сферы личности будущего педагога [18, 19]; актуализация и развитие качеств, создающих личностную готовность к общению и взаимодействию с людьми независимо от их индивидуальных особенностей [20, 21]; стимулирование процесса самосознания как условия саморазвития и самосовершенствования [22, 23].
Основные условия реализации задач - обогащение реального опыта взаимодействия выпускников высшей педагогической школы с лицами с ОВЗ и инвалидностью при реализации программ педагогической практики, программ сопровождения лиц с проблемами в развитии в инклюзивной образовательной среде вуза [24, 25].
Литература
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменения-
ми и дополнениями на 2015 год. М. : Эксмо, 2015. 208 с.
2. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 «О федеральной целевой
программе развития образования на 2016-2020 гг.». URL: http://pravo.gov.ru/ proxy/ips/?docbody=&nd=102372590&rdk=4 (дата обращения: 25.08.2018).
3. Дмитриева Е.Е. Профессионально-ценностная готовность выпускников педагогиче-
ского вуза к работе в условиях инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59 (1). С. 448-452.
4. Дмитриева Е.Е. Социально-личностная готовность субъектов образовательного
процесса высшего учебного заведения к инклюзивному образованию. Н. Новгород, 2017. С. 39-45.
5. Dmitrieva E.E., Kashtanova S.N., Medvedeva E.Y., Olkhina E.A., Kudryavtsev V.A Tol-
erant Consciousness of Educational and Multicultural Space Subjects // Espacios. 2018. Vol. 39, is. 38. 14 p.
6. Сорокоумова С.Н. Организация инклюзивного обучения в условиях модернизации
образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13, № 2 (3). С. 618-620.
7. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А Проблема формирования толерантного отношения к
лицам с ОВЗ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. С. 227.
8. Декларация принципов толерантности: Двадцать восьмая сессия Генеральной кон-
ференции ЮНЕСКО (25 октября - 16 ноября 1995). Париж : Грааль, 1995. 16 с.
9. Асмолов А.Г. О смыслах понятия толерантность. М. : Век толерантности, 2001. С. 8-18.
10. Бондарева С.К., Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему. М., 2003. 523 с.
11. Толерантность личности: характеристики, закономерности, механизмы формирования / под ред. А.А. Деркача. М. : Изд-во РАГС, 2003. 197 с.
12. Бойко В.В. Коммуникативная толерантность : метод. пособие. СПб. : СПбМАПО, 1998. 24 с.
13. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М. : ФилинЪ, 1996. 472 с.
14. Скрябина О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников : дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2000. 209 с.
15. Асташова Н.А. Толерантность как условие самореализации личности // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 1. С. 36-39.
16. Ореховская Н.А. Инклюзия как необходимое условие толерантности // Социальные движения, коллективные действия в условиях социального неравенства : сб. материалов круглого стола. М. : МГГЭУ, 2016. С. 59-65.
17. Солдатова Г.У., Кравцова О.А., Хухлаев О.Е., Шайгерова Л.А. Психодиагностика толерантности // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень № 4. М. : Смысл, 2002. С. 59-65.
18. Sorokoumova S.N. The projective study of the impact of the vertical position of a person on the nosological specificity of psychosomatic risk / S.N. Sorokoumova, G.I. Efremova, G.V. Timoshenko, E.A. Leonenko, I.A. Bochkovskaya, E.V. Potekhina // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. November - December 2016 RJPBCS 7(6). P. 685-691.
19. Sorokoumova S.N. Diagnostics of psychosomatic risk in psychotherapeutic practice / S.N. Sorokoumova, G.I. Efremova, G.V. Timoshenko, E.A. Leonenko, I.A. Bochkovskaya, E.V. Potekhina // The International Journal of Environmental and Science Education (IJESE) (academic journal) December 2016. Vol. 12, is. 19. P. 11639-11649.
20. Sorokoumova S.N. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment / S.N. Sorokoumova, Rong Ju, N.V. Buldakova, M.G. Sergeeva, A.A. Galushkin, A.A. Soloviev, N.I. Kryukova // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Т. 13, is. 8. P. 5281-5293.
21. Suvorova O.V. Experience of Emotional and Physical Violence and Psychological Boundaries of Personality of Psychology Students / O. Suvorova, S. Sorokoumova, A. Gutko, N. Ivanova, E. Minaeva, Y. Mamonova // Espacios. 2017. Vol. 38, is. 65.
22. Егорова П.А., Мухина Д.Д., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Сорокина Т.М. Активизация речевого общения студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях высшей школы // Язык и культура. 2018. № 42. С. 181-197.
23. Сорокоумова С.Н., Суворова О.В., Ивенских И.В. Профессиональная готовность будущих педагогов к работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в условиях инклюзивной практики // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 1, № 1.
24. Егорова П.А., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Мухина Д.Д. Мониторинговый анализ эффективности профессиональных компьютеров и системных требований для организации электронно-образовательной среды вуза в условиях образовательной инклюзии // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, № 3.
25. Егорова П. А., Ивенских И. В., Сорокоумова С.Н. Психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях модернизации отечественного образования // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5 (66). С. 258-260.
Сведения об авторах:
Дмитриева Елена Ермолаевна - профессор, кафедра специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Нижний Новгород, Россия). E-mail: [email protected] Суворова Ольга Вениаминовна - профессор, кафедра практической психологии ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Нижний Новгород, Россия). E-mail: [email protected]
Егорова Полина Александровна - доцент, кафедра психологии и реабилитационных технологий, Федеральное государственного бюджетное научное учреждение «Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии» (Москва, Россия). E-mail: [email protected]
Мухина Татьяна Геннадьевна - профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и реабилитационных технологий, Федеральное государственного бюджетное научное учреждение «Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии» (Москва, Россия). E-mail: [email protected] Сорокоумова Светлана Николаевна - профессор, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии и реабилитационных технологий, Федеральное государственного бюджетное научное учреждение «Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии» (Москва, Россия). E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 11 января 2019 г.
PSYCHOLOGICAL STUDY OF COMMUNICATIVE TOLERANCE IN STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL SCHOOL
Dmitrieva E.E., D.Sc. (Psychology), Professor, Department of Special Pedagogy and Psychology, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: [email protected]
Suvorova O.V., D.Sc. (Psychology), Professor, Department of applied psychology, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Nizhny Novgorod, Russia). E-mail: [email protected]
Egorova P.A., Assistant professor, Department of psychology and rehabilitation technologies, Federal State Budget Scientific Institution Federal Scientific Clinical Center for Reanimatology and Rehabilitation (Moscow, Russia). E-mail: [email protected] Mukhina T.G., D.Sc. (Education), Professor, Professor, Department of Psychology and Rehabilitation Technologies, Federal State Budget Scientific Institution Federal Scientific Clinical Center for Reanimatology and Rehabilitation (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]
Sorokoumova S.N., D.Sc. (Psychology), Professor, Head of the Department of Psychology and Rehabilitation Technologies, Federal State Budget Scientific Institution Federal Scientific Clinical Center for Reanimatology and Rehabilitation (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]
DOI: 10.17223/19996195/45/12
Abstract. The article substantiates the relevance of the study of communicative tolerance among students of a pedagogical university in the context of the implementation of programs for the inclusive education of persons with disabilities. The content of the article reflects the results of a theoretical experimental study of tolerant / intolerant attitudes of students on the problems of persons with disabilities, an assessment of the development of communicative tolerance among graduates of a pedagogical university. The subject of consideration of the problem was the study of A.G. Asmolova, V.V. Boyko, C.K. Bondareva, N.A. Astashova, O.B Scriabin, J.A. Orekhova, G. Allport, M. Walzer and others. Based on the analysis of domestic and foreign studies, the notion of "communicative tolerance" is substantiated, its connection with the notion of "tolerance" is shown, the analysis of its constituent components is carried out, their brief characteristic is given. The article analyzes the experimental data on studying tolerant / intolerant attitudes of students, the degree of communicative tolerance in various situations of interaction with a partner among graduate students of various training profiles (defectological and pedagogical), shows a positive trend in the characteristics of communicative tolerance students of a defectological training profile. We believe that this is due to the conscious professional choice of students and the possibility of their active interaction with persons with disabilities and disabilities in the framework of the implementation of
educational programs for training and research activities in higher education. According to the results of the study, the tasks and conditions for the formation of a tolerant personality in a higher educational institution are justified.
Keywords: tolerance; communicative tolerance; intolerance; tolerant communication; tolerant communication; persons with disabilities; disability; tolerant / intolerant attitudes.
References
1. Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law "On Education
in the Russian Federation"] Text with amendments and additions for 2015. M .: Eksmo.
2. Postanovleniye pravitel'stva RF ot 23 maya 2015 g. No. 497 "O federal'noy tselevoy pro-
gramme razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 g.g." [Resolution of the Government of the Russian Federation of May 23, 2015 No. 497 "On the federal target program for the development of education for 2016-2020"] http://pravo.gov.ru/proxy/ips/ ?docbody=&nd= 102372590&rdk=4
3. Dmitriyeva Ye.Ye. (2018) Professional'no-tsennostnaya gotovnost' vypusknikov
pedagogicheskogo vuza k rabote v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [Vocational and value readiness of graduates of a pedagogical university for work in the conditions of inclusive education] // Problems of modern pedagogical education. 59 (1). Pp. 448 - 452.
4. Dmitriyeva E.E. (2017) Sotsial'no-lichnostnaya gotovnost' subjektov obrazovatel'nogo
protsessa vysshego uchebnogo zavedeniya k inklyuzivnomu obrazovaniyu [Socio-personal readiness of the educational process subjects of a higher educational institution for inclusive education] N. Novgorod // Minin University, pp. 39-45.
5. Dmitrieva E.E., Kashtanova S.N., Medvedeva E.Y., Olkhina E.A., Kudryavtsev V.A.
(2018) Tolerant Consciousness of Educational and Multicultural Space Subjects // Espacios. Vol.39 (38).
6. Sorokoumova S.N. (2011) Organizatsiya inklyuzivnogo obucheniya v usloviyakh
modernizatsii obrazovaniya [The organization of inclusive education in the context of the modernization of education] // Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk. Vol. 13, 2 (3), pp. 618-620.
7. Medvedeva E.Yu., Ol'khina E.A. (2015) Problema formirovaniya tolerantnogo otnosheniya
k litsam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [The problem of forming a tolerant attitude towards people with disabilities] // Modern problems of science and educa-tion.1-2.
8. Deklaratsiya printsipov tolerantnosti: Dvadtsat' vos'maya sessiya General'noy konferentsii
YUNESKO (25 oktyabrya - 16 noyabrya 1995) [Declaration of Principles on Tolerance: Twenty-eighth Session of the General Conference of UNESCO (October 25 - November 16, 1995)] Paris: Grail.
9. Asmolov A.G. (2001) O smyslakh ponyatiya tolerantnost' [On the meaning of the concept
of tolerance] M .: The century of tolerance. pp. 8-18.
10. Bondareva S.K. Kolesov D.V. (2003) Tolerantnost'. Vvedeniye v problemu [Tolerance. Introduction to the problem] M.
11. Tolerantnost' lichnosti: kharakteristiki, zakonomernosti, mekhanizmy formirovaniya [Personality Tolerance: Characteristics, Patterns, Formation Mechanisms] (2003) Monograph / Edited by А.А. Derkach. M .: Publishing house of RAGS.
12. Boyko V.V. (1998) Kommunikativnaya tolerantnost': metod. posobie [Communicative tolerance: textbook]. SPb: MAPO.
13. Boyko V.V. (1996) Energiya emotsiy v obshchenii: vzglyad na sebya i na drugikh [The energy of emotions in communication: a look at themselves and others] M .: Information and Publishing House "Filin".
14. Skryabina O.B. (2000) Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya kommunikativnoy tolerantnosti u starsheklassnikov [Pedagogical conditions of the formation of communicative tolerance among high school students]. Pedagogics cand. diss. Kostroma.
15. Astashova N.A. (2011) Tolerantnost' kak usloviye samorealizatsii lichnosti [Tolerance as a condition for personality self-realization] // Bulletin of Bryansk State University, 1. pp. 36-39.
16. Orekhovskaya N.A. (2016) Inklyuziya kak neobkhodimoye usloviye tolerantnosti. Sotsial'nyye dvizheniya, kollektivnyye deystviya v usloviyakh sotsial'nogo neravenstva [Inclusion as a prerequisite for tolerance. Social movements, joint action in conditions of social inequality] M.: MGHEU, pp. 59-65.
17. Soldatova G.U., Kravtsova O.A., Khukhlayev O.E., Shaygerova L.A. (2002) Psikhodiagnostika tolerantnosti. Psikhologi o migrantakh i migratsii v Rossii [Psychodiagnostics of tolerance. Psychologists about migrants and migration in Russia]. M.: Smysl, 4. pp.59-65.
18. Sorokoumova S.N. (2016) The projective study of the impact of the vertical position of a person on the nosological specificity of psychosomatic risk // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. November - December RJPBCS 7(6), pp. 685-691.
19. Sorokoumova S.N. (2016) Diagnostics of psychosomatic risk in psychotherapeutic practice // The International Journal of Environmental and Science Education (IJESE). Vol. 12 (19). pp. 11639-11649.
20. Sorokoumova S.N. (2017) Foresight methods in pedagogical design of university learning environment // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. Vol.13 (8). pp. 5281-5293.
21. Suvorova O.V. (2017) Experience of Emotional and Physical Violence and Psychological Boundaries of Personality of Psychology Students // Espacios, Vol. 38 (65).
22. Egorova P.A., Mukhina D.D., Mukhina T.G., Sorokoumova S.N., Sorokina T.M. (2018) Aktivizatsiya rechevogo obshcheniya studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyakh vysshey shkoly [Activation of speech communication of students with disabilities in higher school] // Jazyk i kul'tura - Language and Culture, 42. pp. 181197.
23. Suvorova O.V. (2018) Professional'naya gotovnost' budushchikh pedagogov k rabote s obuchayushchimisya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyakh inklyuzivnoy praktiki [Professional readiness of future teachers to work with students with disabilities in an inclusive practice] // Bulletin of the Minin University. Vol. 1 (1).
24. Egorova P.A., Mukhina T.G., Sorokoumova S.N., Mukhina D.D. (2018) Monitoringovyy analiz effektivnosti professional'nykh komp'yuterov i sistemnykh trebovaniy dlya organizatsii elektronno-obrazovatel'noy sredy vuza v usloviyakh obrazovatel'noy inklyuzii [Monitoring analysis of the effectiveness of professional computers and system requirements for the organization of the electronic educational environment of a university in conditions of educational inclusion] // Minin University Bulletin. Vol. 6 (3).
25. Egorova P.A., Ivenskikh I.V., Sorokoumova S.N. (2017) Psikhologicheskoye soprovozhdeniye obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i invalidnost'yu v usloviyakh modernizatsii otechestvennogo obrazovaniya [Psychological support of students with disabilities in the context of modernization of domestic education] // World of science, culture, education. 5 (66). pp. 258-260.
Received 11 January2019