Научная статья на тему 'Социокультурная обусловленность воспитания толерантности у подрастающего поколения'

Социокультурная обусловленность воспитания толерантности у подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ВИДЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ПРИНЦИПЫ ТОЛЕРАНТНОГО ВОСПИТАНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ / TOLERANCE / TOLERANCE EDUCATION / TYPES OF TOLERANCE / THE PRINCIPLES OF TOLERANT EDUCATION / SOCIO-CULTURAL CONDITIONALITY OF TOLERANCE EDUCATION / FACTORS AFFECTING THE FORMATION OF TOLERANCE OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна

Вопросам воспитания толерантности личности на разных этапах ее становления посвящено достаточное количество работ. Большую роль в этом процессе оказывают семья, различные образовательные учреждения, среда, в которой растет ребенок. В статье рассмотрены понятия «толерантность» и ее виды, «воспитание толерантности» и его принципы, а также факторы, влияющие на процесс формирования толерантности у подрастающего поколения. Представлены результаты исследования, целью которого явилось изучение уровня толерантности юношей и девушек, а также реализация программы по воспитанию толерантных установок студентов учреждения среднего профессионального образования. В работе приняли участие 115 человек в возрасте от 15 до 20 лет студенты Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Техникум транспорта г.Орска имени героя России С.А. Солнечникова». Использовались анкетирование и экспресс-опросник «Индекс толерантности». В результате проведенного исследования было установлено, что для обучающихся характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт, проявляющихся в различных социальных ситуациях. В качестве доминирующих эмоций, связанных с интолерантными установками, выступают гнев, страх, ненависть и неприязнь. Представлен опыт работы педагогов по формированию толерантности у юношей и девушек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL CONDITIONALITY OF TOLERANCE AMONG THE YOUNGER GENERATION

A sufficient number of works are devoted to the issues of education of tolerance at different stages of its formation. A big role in this process is played by the family, various educational institutions, the environment in which the child grows. The article deals with the concept of "tolerance" and its types, "tolerance education" and its principles, as well as factors affecting the process of formation of tolerance in the younger generation. The article presents the results of a study aimed at studying the level of tolerance of boys and girls, as well as the implementation of the program for the education of tolerant attitudes of students of secondary vocational education. The meeting was attended by 115 people aged from 15 to 20 years students of State Autonomous professional educational institutions "College of transport in the city of Orsk named after hero of Russia S. A. Solnechnykh". Were used a questionnaire and Express obosnik "Index of tolerance". As a result of the study, it was found that students are characterized by a combination of both tolerant and tolerant features that manifest themselves in different social situations. Anger, fear, hatred and hostility are the dominant emotions associated with tolerant attitudes. The experience of teachers in the formation of tolerance in boys and girls is presented.

Текст научной работы на тему «Социокультурная обусловленность воспитания толерантности у подрастающего поколения»

педагогические науки

Aндриенко Оксана Aлександровна СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ...

УДК 37.018.2

DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0003

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

© 2019

Андриенко Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Оренбургский государственный университет, филиал в г.Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: [email protected])

Аннотация. Вопросам воспитания толерантности личности на разных этапах ее становления посвящено достаточное количество работ. Большую роль в этом процессе оказывают семья, различные образовательные учреждения, среда, в которой растет ребенок. В статье рассмотрены понятия «толерантность» и ее виды, «воспитание толерантности» и его принципы, а также факторы, влияющие на процесс формирования толерантности у подрастающего поколения. Представлены результаты исследования, целью которого явилось изучение уровня толерантности юношей и девушек, а также реализация программы по воспитанию толерантных установок студентов учреждения среднего профессионального образования. В работе приняли участие 115 человек в возрасте от 15 до 20 лет - студенты Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Техникум транспорта г.Орска имени героя России С.А. Солнечникова». Использовались анкетирование и экспресс-опосник «Индекс толерантности». В результате проведенного исследования было установлено, что для обучающихся характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт, проявляющихся в различных социальных ситуациях. В качестве доминирующих эмоций, связанных с интолерантными установками, выступают гнев, страх, ненависть и неприязнь. Представлен опыт работы педагогов по формированию толерантности у юношей и девушек.

Ключевые слова: толерантность, воспитание толерантности, виды толерантности, принципы толерантного воспитания, социокультурная обусловленность воспитания толерантности, факторы, влияющие на формирование толерантности личности.

SOCIO-CULTURAL CONDITIONALITY OF TOLERANCE AMONG THE YOUNGER GENERATION

© 2019

Andrienko Oksana Aleksandrovna, PhD, associate professor of the department psychology and pedagogics Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue 15A, e-mail: [email protected])

Abstract. A sufficient number of works are devoted to the issues of education of tolerance at different stages of its formation. A big role in this process is played by the family, various educational institutions, the environment in which the child grows. The article deals with the concept of "tolerance" and its types, "tolerance education" and its principles, as well as factors affecting the process of formation of tolerance in the younger generation. The article presents the results of a study aimed at studying the level of tolerance of boys and girls, as well as the implementation of the program for the education of tolerant attitudes of students of secondary vocational education. The meeting was attended by 115 people aged from 15 to 20 years - students of State Autonomous professional educational institutions "College of transport in the city of Orsk named after hero of Russia S. A. Solnechnykh". Were used a questionnaire and Express obosnik "Index of tolerance". As a result of the study, it was found that students are characterized by a combination of both tolerant and tolerant features that manifest themselves in different social situations. Anger, fear, hatred and hostility are the dominant emotions associated with tolerant attitudes. The experience of teachers in the formation of tolerance in boys and girls is presented.

Keywords: tolerance, tolerance education, types of tolerance, the principles of tolerant education, socio-cultural conditionally of tolerance education, factors affecting the formation of tolerance of the individual.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время проблема воспитания толерантности молодежи является в современном мире одной из наиболее актуальных. Во многом это связано с торжеством нетерпимости: религиозной, национальной, расовой, враждой между отдельными людьми и социальными группами

[1]. О важности воспитания толерантности говорится и в Федеральном государственном стандарте среднего общего образования: «толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям»

[2]. Все перечисленное должно стать одним из личностных результатов освоения обучающимся основной образовательной программы среднего общего образования.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ многочисленной литературы показывает, что вопросам воспитания толерантности у подрастающего поколения посвящены изыскания великих педагогов разных вре-

мен (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, А.С. Макаренко, А.Г. Толстой, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.). В настоящее время различные аспекты данного процесса затрагиваются в работах Н.М. Борытко, И.А. Соловцовой, А.М. Байбакова [3], Г.И. Гапоновой [4], Н.В.Голубцовой, О.М. Дедовой [5], А.Н. Джуринского [6], О.В. Жуковой [7], Е.Г. Левченко [8], В.Ш. Масленниковой, З.А. Исмагиловой [9], М.И. Прокохиной [1] и др. [10-13]

В различных словарях «толерантность» определятся как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям, мировоззрению, образу жизни [14; 15]. В кратком психологическом словаре говорится, что толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - это «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию» [16, с. 388]. Толерантность как ценность базируется не на противостоянии, а на сосуществовании с «иными», не на отрицании, а на признании «другого» [17].

В научной литературе выделяют следующие виды толерантности (интолерантности):

- к другим взглядам, идеям, мнениям (интеллектуальная);

- к другому этносу (этническая);

- к другой вере (конфессиональная);

Andrienko Oksana Aleksandrovna pedagogical

SOCIO-CULTURAL CONDITIONALLY ... sciences

- к другой культуре (межкультурная);

- к другому полу (тендерная);

- к другой сексуальной ориентации (сексуальная);

- к другому состоянию здоровья (медицинская);

- к другому возрасту (возрастная);

- к другой социальной группе (классовая) [18];

- к другим людям (межличностная);

- к другим профессиям (профессиональная);

- к другой социально-экономической среде (социально-экономическая);

- к другим политическим взглядам (политическая)

[19].

Толерантное воспитание предполагает оказание поддержки воспитаннику в его интеллектуальном развитии, оформлении мотивации, формировании адекватной самооценки, выработке волевых свойств, формировании саморегуляции, развитии творческих способностей, смыслопоисковой активности [3].

Воспитание толерантной личности должно начинаться с самого раннего возраста, приобретая особое значение к подростковому и юношескому периоду, когда сознание и самосознание достигают определенного уровня развития. Именно в этот период юноши и девушки начинают осваивать различные социальные роли, обретают способы адаптации во взрослом мире [7]. В.Ш. Масленникова и З.А. Исмагилова определяют толерантность как педагогическую цель в воспитании личности подростка [9].

Основными принципами толерантного воспитания выступают: а) принцип презумпции человеческого достоинства, требующий уважения человека; б) принцип принятия ребенка как данности, предполагающий, что человек имеет право быть таким, каков он есть, поэтому необходимо с уважением относиться к истории его жизни [3].

Говоря о воспитании толерантности у молодежи, необходимо обратить внимание на его социокультурную обусловленность.

Анализ исследований показывает, что на процесс формирования толерантности подрастающего поколения влияют такие факторы, как социальная среда, существующие в обществе стереотипы и представления, уровень взаимоотношений между людьми, система ценностей, на которые ориентировано общество [20]. Немаловажными факторами данного процесса выступают: сложившийся образ и условия жизни (традиции, нравы, обычаи ближайшего окружения школы, национальные особенности, особенности природной среды), средства массовой коммуникации, уровень развития и условия жизни коллектива (традиции, общественное мнение, ценностные ориентации, нравственные нормы), а также индивидуальные и личностные особенности воспитанника [21].

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашего исследования явилось изучение уровня толерантности юношей и девушек, а также реализация программы по воспитанию толерантных установок студентов учреждения среднего профессионального образования.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Работа проводилась на базе Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Техникум транспорта г. Орска имени героя России С.А. Солнечникова». В ней приняли участие 115 человек в возрасте от 15 до 20 лет.

В исследовании использовались следующие методы и методики: анкетирование, экспресс-опосник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) [22; 23].

В результате проведения методики «Индекс толерантности», диагностирующей такие показатели, как общая толерантность, этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как свойство лич-22

ности, были получены следующие данные (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Распределение уровней выраженности видов толерантности у студентов на констатирующем этапе эксперимента

Уровень Общая Этническая Социальная Толерантность как

Еыражеккости толерантность толерантность толерантность качество личности

Высокий 6.1% 19.1% 6.1% 6,1%

Средний 93.9% 74.8% 87.8% 93.9%

Низкий 0% 6.1% 6.1% 0%

Можно сказать, большинство юношей и девушек демонстрируют средние уровни толерантности. Такие результаты показывают, что для опрошенных характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт, проявляющихся в различных социальных ситуациях. Крайних оценок, говорящих об общей и личностной нетерпимости выявлено не было. Низкий уровень этнической и социальной толерантности выявлен у 6,1% студентов.

Иными словами, проблема проявления толерантных качеств личности актуальна для студентов техникума. Поэтому, чтобы определить, в каких именно ситуациях у обучающихся включаются механизмы нетерпимости и личного неприятия, данное тестирование было дополнено изучением интолерантных установок, для чего было разработано два типа анкет.

Принимающим участие в анкетировании студентам было необходимо: 1) оценить степень принятия перечисленных категорий лиц от положительного отношения до отношения крайнего неприятия; 2) связать перечисленные категории с эмоцией, которую они вызывают у респондентов; 3) связать перечисленные категории с общественным мнением о них.

Нами были подсчитаны суммы баллов по каждой категории и определены наиболее неприятные для студенчества категорий лиц.

Рейтинг наиболее нетерпимых установок студентов к определенным категориям лиц выглядит следующим образом (в скобках указано преобладание доминирующих эмоций):

1. Насильники (гнев, страх).

2. Лица, жестоко обращающиеся с животными (гнев, ненависть).

3. Лица с маниакальными наклонностями (страх, ненависть, неприязнь).

4. Люди, состоящие в террористических организациях или придерживающиеся их взглядов (гнев).

5 Наркоманы (неприязнь, отвращение).

6. Лица с нестандартной половой ориентацией (неприязнь, стыд).

7. Родители, жестоко обращающиеся с детьми, пренебрегающие их интересами (неприязнь, гнев).

8. Мошенники (неприязнь, ненависть, страх, гнев, непонимание).

9. Люди грубые, хамски относящиеся к окружающим (неприязнь, гнев).

10. Люди, не уважающие старших (непонимание).

11. Люди, загрязняющие природу (неприязнь, гнев).

12. Люди, посещающие секты (неприязнь).

13. ВИЧ-инфицированные люди (жалость).

14. Взяточники, коррупционеры (ненависть, гнев).

15. Лица с экстремистскими установками (страх, гнев).

Можно сказать, что в качестве доминирующих эмоций, связанных с интолерантными установками студенчества выступают гнев, страх, ненависть, неприязнь. Чуть реже встречаются непонимание, стыд. Редки - жалость и отвращение. Отметим, что чем выше рейтинг интолерантности, тем глубже негативный отклик на его представителей.

Несмотря на выявленное отрицательное отношение к перечисленным выше категориям населения, при анализе общественного мнения о них, выяснилось, что значительная часть респондентов при их описании дает пози-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 3(28)

педагогические науки

Андриенко Оксана Александровна СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ...

тивные характеристики (для цыган, транссексуалов, наркоманов, алкоголизированных лиц). Похожая тенденция так же характерна для уважаемых, принятых категорий населения - часть из респондентов при их описании дает крайне негативные отзывы (полиция, власть).

Респондентами часто употребляется сленг, обесценивающие выражения личностного непринятия. Также характерно наличие сарказма в ответах. Мы предполагаем, что как социальное явление данные категории людей являются отвергаемыми, но с человеческой точки зрения респонденты пытаются их понять, найти объяснение в сложившейся с ними ситуации.

Наиболее толерантное отношение у опрашиваемых студентов по данной методике вызывают следующие категории населения (в порядке убывания):

1. Инвалиды.

2. Военные.

3. Православные.

4. Выпускники детских домов (сироты).

5. Мусульмане.

6. Татуированные люди.

7. Сотрудники полиции.

8. Кавказцы.

9. Люди, чрезвычайно следящие за своей внешностью.

10. Представители власти.

11. Люди с физическими дефектами.

12. Беженцы.

13. Американцы.

14. Лица с интернет-зависимостью.

15. Украинцы.

Можно отметить, что наибольшая степень социального и личностного принятия в выборке студентов характерна для категорий «инвалиды», «сироты», «верующие люди», «военные», «сотрудники полиции».

Таким образом, в ходе констатирующей части эксперимента, нами было выявлено, что большинство студентов проявляют средний уровень толерантности. Наименьшую терпимость студенты проявляют к таким категориям населения, как люди, совершающие преступления, лица, жестоко, обращающиеся с детьми и животными, приверженцы террористических и экстремистских взглядов, лица с нестандартной половой ориентацией, наркоманы, сектанты, коррупционеры, ВИЧ-инфицированные люди.

В целях формирования толерантности у юношей и девушек в техникуме реализуется программа по воспитанию толерантных установок у студентов (на основе программы духовно-нравственного направления воспитания ГАПОУ Техникум транспорта, а также блока «Толерантность» программы групповой коррекционно-развивающей и просветительской психологической работы).

Цель программы духовно-нравственного направления воспитания заключается в развитии системы духовно-нравственных ценностей, культуры, совершенствовании творческих способностей студентов, формировании эстетических вкусов, реализации полученных знаний в учебной, производственной и общественной деятельности.

Показателями программы являются ведущие ценностные ориентации студентов, уровень нравственного развития студентов, степень потребности в творческой самореализации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты программы сводятся к:

а) развитию и совершенствованию творческих умений и навыков, способностей, талантов, созданию условий для творческого развития и самореализации студентов;

б) формированию специалиста, человека-гражданина высокой нравственности и культуры;

в) развитию норм этики, культуры поведения, норм морали;

г) повышению уровня толерантности обучающихся.

Перечень мероприятий программы, рассчитанные на учебный год:

1. Вовлечение обучающихся в работу творческих объединений, кружков.

2. Участие в городских и областных фестивалях, конкурсах художественного творчества.

3. Посещение Орского драматического театра им. А. С. Пушкина.

4. Посещение кинотеатров г. Орска

5. Цикл бесед по семейным ценностям специалистов АНКПО «Радуга».

6. Встречи-беседы с людьми творческих профессий.

7. Встречи-беседы с представителями Орской Епархии по духовно-нравственному воспитанию.

8. Экскурсии в женский Иверский монастырь.

9. Классные часы: «День добра и уважения» ко дню пожилых людей, «День толерантности».

10. Классные часы по теме: «Волшебные слова» (1 курс), «Поговорим о воспитанности» (2 курс), «О поступках плохих и хороших» (3 курс), «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» (4 курс), «Урок семьи и семейных ценностей» (1 курс), «Ценности трех поколений» (2 курс), «Забота о родителях - дело совести каждого» (3 курс), «Мой дом - моя крепость» (4 курс).

11. Мероприятие «День студента».

12. Праздничное мероприятие «Масленица пришла!»

13. Мероприятие для выпускников «Мы желаем счастья вам».

Мероприятия части «Толерантность» Программы групповой коррекционно-развивающей и просветительской психологической работы ГАПОУ Техникум транспорта г.Орска представлены ниже в таблице 2.

Таблица 2 - Мероприятия части «Толерантность» Программы групповой коррекционно-развивающей и просветительской психологической работы и дополняющие их диагностические мероприятия

Мероприятия активного направления программы Дополняющие мероприятия «Программы диагностической работы»

Тематическое занятие «Поговорим о толерантности» Экспресс-опросник «Индекс толерантности»

Диспут «Межнациональные браки:за и против» Опросник на выявление возможности одобрения деструктивной идеологии

Тематическое занятие «Мы -разные» Изучение интолерантных установок студентов

Также в одной из прошлых работ [24] нами представлен опыт работы по формированию этнокультурной толерантности обучающихся юношеского возраста на примере государственного бюджетного учреждения профессиональной образовательной организации «Магнитогорский технологический колледж имени В.П. Омельченко».

Проводимые мероприятия направлены на развитие толерантных качеств у студентов, снижение конфликтности в студенческой группе, формирование адекватного общечеловеческим ценностям мировоззрения.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В результате проведенного исследования было установлено, что реализация программы по воспитанию толерантных свойств личности у студентов эффективна, позволяет повысить уровень толерантности в группе, диагностируется рост средних и высоких уровней толерантности по сравнению с констатирующим этапом исследования. Необходимо отметить, что главная роль в воспитании толерантности у подрастающего поколения отводится родителям, педагогам. Целенаправленное воспитание толерантности, организуемое семьей, детским садом, школой, должно учитывать общественные условия жизни человека. Образовательные учреждения должны стать целостным поликультурным пространством, где осуществляется интеркультурная коммуникация и межнациональное

Andrienko Oksana Aleksandrovna SOCIO-CULTURAL CONDITIONALLY .

pedagogical sciences

воспитание подрастающего поколения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Прокохина М.И. К вопросу о воспитании толерантности у студентов вузов // Образование личности. 2012. № 4. С. 26-36.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. №413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс] URL: http://ivo.garant.mM/document/70188902/ paragraph/63:0 (дата обращения: 13.03. 19).

3. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности / под ред. Н.М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2006. 80 с.

4. Гапонова Г.И. О воспитании культуры толерантности и профилактике экстремизма в студенческой среде // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2014. № 2 (62). С. 31-37.

5. Голубцова Н.В., Дедова О.М. Об опыте работы кураторов МИМОС по воспитанию толерантности в молодежной среде // Приоритетные направления развития науки и образования. 2014. № 3 (3). С. 65-66.

6. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогикаМ.: Издательство Юрайт, 2013. 440 с.

7. Жукова О.В. Роль педагога в воспитании толерантности // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. № 26. С. 136-137.

8. Левченко Е.Г. Синергетический подход к воспитанию толерантности // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. Т. 1. С. 121-128.

9. Масленникова В.Ш., Исмагилова З.А. Толерантность как педагогическая цель в воспитании личности //Вестник Чувашского университета. 2006. № 5. С. 253-256.

10. Фролова М.И. К вопросу социально - философского понятия толерантности и культурной идентичности // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 351-358.

11. Ефимова Д.В. Воспитание межнациональной толерантности в семье и вузе//XXIвек: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 115-118.

12. Цепляева Т.Н. Воспитание толерантности молодого поколения через искусство народного танца // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 419-421.

13. Стец В.И. Толерантность как интегральное качество личности подросткового возраста // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 20-23.

14.10Словарь иностранных слов и выражений. М., 1998. 477 с.

15. Большой энциклопедический словарь. [Электронный ресурс] URL: https://www.vedu.ru/bigencdic/63149/ (дата обращения: 12.03. 19).

16. Краткий психологический словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 512 с.

17. Павлова И.Ю. Поликультурное образование и его значение в воспитании толерантности личности / В сборнике: Толерантность — «оливковая ветвь»» человечества на этапе исторического разлома материалы Международного гуманитарного форума, посвященного 70-летию ООН и ЮНЕСКО. Научные редакторы: Р.Р. Юсупов, Р.М. Валеев, Э.Р. Тагиров; Составители: В.Р. Алиакберова, А.А. Мухамадеева. 2016. С. 179-182.

18. Жмырова Е.Ю. О понятии «толерантность» и ее видах // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2006. Т. 12. № 4-2. С. 1265-1269.

19. Басимова П.М. Синергетический взгляд на виды толерантности // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Физиология, психология и медицина. 2015. № 2 (36). С. 102-105.

20. Бобоева С.Б. Семейное воспитание — основа толерантного поведения // Ученые записки Худжандского государственного университета им. Академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. 2015. №1. С. 222-227.

21. Подласый И.П. Педагогика М.: Издательство Юрайт, 2015. 696 с

22. Донцов А.И. Зинченко Ю.П., Зотова О.Ю. Перелыгина Е.Б. Психология безопасности. М.: Издательство Юрайт, 2017. 276 с.

23. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) [Электронный ресурс] URL: https://culture.wikireading.ru/70295 (дата обращения: 12.03. 19).

24. Андриенко О.А. К проблеме этнического воспитания молодежи / Актуальные вопросы педагогики, психологии, социальной работы. Материалы IVМеждународной научно-практической конференции. Под редакцией М.М. Асильдеровой. 2019.

Статья поступила в редакцию 26.04.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

24

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 3(28)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.