Л.Б.Хазиев
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье рассматривается понятие «толерантность» в этнонаправленном воспитании личности. Автором предложен ряд критериев, позволяющих дать представление о современной толерантной и интолерантной личности; приведены результаты исследования степени понимания сущности толерантности современного студента. Опираясь на выводы современной педагогики, в работе определены подходы этнокультурного воспитания, используемые в социально-культурной практике.
Ключевые слова: Декларация принципов толерантности, толерантность, этнонаправленная деятельность, этнокультурное воспитание
LinarBorisovichKhaziyev The formation of tolerance and tolerant behavior of young people as scientific and pedagogical problem
This article discusses the concept of "tolerance " in the education of ethno directed personality. The author offers a number of criteria to give an idea of the modern individual tolerance and intolerance; the results of the study the degree of tolerance of the modern understanding of the student. Using findings of modern pedagogy author defined scientific approaches of ethnocultural education in social andculturalpractices.
Keywords: Declaration of Principles on Tolerance, tolerance, ethnocultural education, ethno directed personality
Толерантность - ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям [1].
В Декларации также сформулированы цели и задачи воспитания толерантности. Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Толерантность проявляется (или не проявляется) в различных областях жизнедеятельности: политике, экономике, социальном обеспечении, образовании, воинской службе и т.п. Точной и исчерпывающей классификации, как и типологии, здесь пока что нет. Вместе с тем уже сегодня принято выделять (по сферам деятельности) политическую, научную, педагогическую и административную толерантность.
В социально-культурной практике постепенно складывается система этнокультурного воспитания молодежи. Однако о полной упорядоченности этнонаправленной деятельности учреждений культуры заявлять преждевременно. Опираясь на выводы современной педагогики, можно утверждать, что в этнонаправленной деятельности учреждений культуры проявляются два взаимосвязанных подхода.
Подход первый. Личностно-ориентированный:
1. Признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;
2. Признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;
3. Опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, «Я-концепцию» партнера;
4. Индивидуальный подход.
Подход второй. Деятельностный:
1. Опора на активность, сознательность и самостоятельность;
2. Ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка;
3. Обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;
4. Построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей.
В процессе изучения литературы, осуществлявшегося нами на протяжении ряда лет включенного наблюдения, проводившихся бесед с сотрудниками учреждений культуры и их посетителями нам удалось вычленить и сформулировать ряд критериев, могущих, на наш взгляд, дать представление о том, что же свойственно человеку толерантному и интолерантному. Обобщенные характеристики сведены нами в таблицу 1.
Табл. 1.
Уровень толерантности
Признаки Толерантный человек Интолерантный человек
Знание себя Адекватно оценивает себя и окружающих. Способен относиться к себе критически, старается разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках Замечает у себя преимущественно достоинства, а у других недостатки, по поводу которых занимает обвинительную позицию
Защищенность Уверен в себе, не сомневается, что справится с любой возникшей задачей Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу
Ответственность Не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки Считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Беспричинно подозревает, что ему вредят
Потребность в определении Стремится к работе, творчеству, самореализации Склонен отодвигать себя на второй план («пусть кто-нибудь другой, только не я..»)
Чувство юмора Живо реагирует на шутки, способен посмеяться и над собой. Апатично либо мрачно воспринимает юмор. Раздраженно реагирует даже на безобидные шутки в свой адрес
Авторитаризм Предпочитает демократические начала Предпочитает жесткую власть
При более углубленном изучении, приведенных оценок и суждений возможно, по нашему мнению, сформулировать и более точные критерии в оценке толерантности человека, что позволит более определенно судить об эффективности этнонаправленной деятельности, осуществляемой конкретным воспитательным институтом.
В ходе исследования нам удалось зафиксировать степень понимания юношами и девушками (студенты факультета культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского) сущности толерантности и форм ее проявления на уровне их собственного жизненного опыта. С этой целью нами было опрошено 80 человек в равном их половом соотношении (50 % девушек, 50 % юношей).
Анализ полученных в ходе опроса ответов позволил нам заключить следующее:
1. Более половины респондентов продемонстрировали адекватное, в своей основе, понимание сущности толерантности;
2. При адекватном личном понимании сущности толерантности юноши и девушки дают, в целом, невысокую оценку толерантности окружающих их людей;
3. При установлении дружеских связей и отношений около половины (44%) респондентов придают определенное значение национальности друзей и подруг, товарищей по учебе;
4. Настораживает равнодушное (53%) отношение респондентов к представителям других национальностей;
5. В преимущественно русском микросоциуме (студенты сибирского ВУЗа) присутствие, в ближайшем окружении, лиц других национальности - относительная редкость;
6. Около половины респондентов (47%) готовы были бы, на момент опроса, создать семью с лицом другой национальности;
7. Пятая часть опрошенных время от времени конфликтует с лицами других национальностей. В то же время основная часть респондентов (71%) не считают национальную принадлежность окружающих их людей предпосылкой для каких-либо конфликтных столкновений.
В целом же опрос показал: для полного «успокоения» по поводу прочности межнациональных отношений в студенческой среде, по преимуществу русской, пока что нет оснований. Предположительно, в смешанной межнациональной микросреде ответы были бы более тревожными. Это подводит нас к пониманию необходимости систематического мониторинга складывающихся в молодежной среде межнациональных отношений и проведения на этой основе целенаправленной воспитательной работы.
Напомним, что нашими респондентами были студенты факультета культуры и искусств - люди достаточно зрелые в социальном плане, к тому же являющиеся будущими воспитателями детей и
подростков, как правило, плохо или совсем не знакомых с толерантностью и формами ее проявления.
Подводя итог сказанному, следует отметить: формирование толерантного сознания и поведения подрастающих поколений - важнейшая педагогическая задача современности. Педагоги, в том числе специалисты социально-культурной деятельности пока что слабо вооружены знанием теории вопроса, многие из них не владеют, в необходимой мере, технологиями воспитательного влияния на детей, подростков и юношество в процессе этнонаправленной деятельности, формировании толерантного сознания и поведения.
Литература
І.Декларация принципов толерантности [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://www. tolerance.ru/declar.html.