Научная статья на тему 'Толерантность в поликультурном пространстве вуза'

Толерантность в поликультурном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ / TOLERANCE / TOLERANCE CONSCIOUSNESS / MULTICULTURAL SPACE / INTERNATIONAL RELATIONS / TOLERANCE FORMING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Банщикова Татьяна Николаевна, Ветров Юрий Павлович

Феномен толерантности рассматривается в контексте конкретного социокультурного пространства региона и поликультурного пространства вуза, в которых его общие характеристики приобретают особый характер. Представлены основные подходы к формированию у студентов культуры межнациональных отношений, воспитанию менталитета толерантности в рамках поликультурного пространства вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Банщикова Татьяна Николаевна, Ветров Юрий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of tolerance in multi-cultural society of higher educational institution

We consider the problem of tolerance through the prism of a particular socio-cultural space in the region, multicultural higher school space in which the general characteristics of tolerance always get a special character. The main approaches to the formation of students' culture of international relations, cultural understanding, tolerance mentality within the multicultural space of the university are presented.

Текст научной работы на тему «Толерантность в поликультурном пространстве вуза»

4. Жураковский В.М., Сазонова З.С., Ткачева

Т.М., Чечеткина Н.В, Курбатов С.А. Управление самостоятельной работой: мировой опыт // Высшее образование в России. 2003. № 2. С. 45-49; Сазонова З.С., Чечеткина Н.В. Организация самостоятельной работы студентов младших курсов // Вестник Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета). 2004. № 2. С. 5-8.

5. Сазонова З.С. Формирование условий для

самоподготовки студентов по техниче-

ским дисциплинам // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. «Педагогика». 2007. Т. 1. № 2. С. 145-150.

6. Новиков А.М. Методология учебной дея-

тельности. М.: Эгвес, 2005. 176 с.

7. Sazonova Z.S. Modern information techno-

logies and a dream about individual education // Engineering Education in the World of no Frontiers: Материалы межд. конф. по инженерному образованию. Sao Vicente/ Santos. Brazil, 2003, March 16-19. P. 36-39.

SAZONOVA Z, MATVEEVA E. OPEN INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE NEW PEDAGOGICS

The article focuses on the active use of information technologies started in Russian technical universities during the last decade of the 20-th century. The process of their implementation was not smooth. It has been being constantly developed, overcome objective difficulties and various obstacles. At the end of the first decade of the 21-st century it turned out that in Russia, despite the doubts of skeptics, an open information-educational environment for continuous education has formed. It presents unique opportunities for management of selfdependent work of students, for self-education of all participants of learning process, challenging the classical pedagogy and becoming the real foundation for the change of positions, roles and functions of faculty and students in the process of their interaction.

Keywords: open information-educational environment; continuous education; self-education; interaction of the faculty and students; management of students’ self-dependent work.

Т.Н. БАНЩИКОВА, доцент ТОлераНТНОСТЬ

ю.п. ветров, профессор в поликультурном

Северо-Кавказскии государствен- ^ ^Г

ный технический университет пространстве вуза

Феномен толерантности рассматривается в контексте конкретного социокультурного пространства региона и поликультурного пространства вуза, в которых его общие характеристики приобретают особый характер. Представлены основные подходы к формированию у студентов культуры межнациональных отношений, воспитанию менталитета толерантности в рамках поликультурного пространства вуза.

Ключевые слова: толерантность, поликультурное пространство, межнациональные отношения, технологии формирования толерантности.

В последнее время после целой череды чия: между имеющими место негативными

«вызовов » в обществе заметно обострился явлениями (проявлениями этноцентризма,

интерес ко всему тому, что составляет ос- эгоизма, враждебности, ксенофобии, не-

нову национального единства современной терпимости и др.) и задачами высшей шко-

России. Роль высшего образования в его лы в поликультурном образовательном

«конструировании» представляется весьма пространстве вуза; между необходимостью

значимой. использования межкультурного потенци-

Вместе с тем в этой области сохраняют- ала в содержании изучаемых дисциплин в

ся отнюдь не диалектические противоре- вузе и недостаточной разработанностью

механизма его применения; между объективно существующим поликультурным образовательным пространством жизнедеятельности студенческой молодежи и недостаточной разработанностью системы формирования у студентов культуры межнациональных отношений; между потребностью в создании поликультурно-го образовательного пространства, отражающего межкультурный диалог и основанного на национальных и общечеловеческих ценностях, принципах глобализма, и неготовностью студентов к конструктивному взаимодействию с субъектами других культур.

В системе высшего образования происходит все более интенсивный процесс взаимодействия культур, этносов, народов, что определяет необходимость поиска наиболее бесконфликтных путей их сосуществования. В то же время для молодых людей, включенных в этот процесс, нередко все больший вес приобретает вопрос сохранения и укрепления своей культурной и этнической самобытности. В этом контексте развитие у молодежи этнокультурной толерантности становится важнейшим направлением учебно-воспитательной деятельности вуза. Именно в образовании должны быть найдены антикризисные гуманитарные технологии, обеспечивающие профилактику межкультурных антагонистических противоречий.

Толерантность личности и группы формируется в ходе социализации-инкульту-рации в данном регионе, в определенное время, в конкретном вузе, в сложившихся обстоятельствах, что обусловливает необходимость учета не столько ее общих параметров и факторов становления, сколько особенностей конкретного социокультурного пространства. В нем общие характеристики толерантности всегда приобретают особый характер, и именно знание этих особенностей позволяет как уточнять параметры феномена толерантности, так и предлагать обоснованные, исходящие из конкретно-исторического анализа техно-

логии, обеспечивающие оптимальные (для данных условий) подходы к решению назревших проблем.

Их актуальность для Ставрополья предопределена реальной поликультурностью края, имеющей глубокие историкокультурные корни и многообразные современные формы проявления. С одной стороны, здесь сложились многовековые традиции совместного проживания представителей более ста национальностей. С другой - геополитическое положение региона, ставшего южным форпостом России в сердцевине пестрого по национальному составу Кавказа, превращает его в зону повышенного риска.

Особенно актуальна тема толерантности в молодежной среде, представляющей собой некий социокультурный механизм, пропускающий через себя и определенным образом рефлексирующий межкультурные проблемы региона.

Результаты проведенного нами социологического исследования показывают, что можно говорить о складывании в молодежной субкультуре позитивного образа своей этнической группы (гордость за свою нацию, готовность защищать представителей своей этнической группы и др.), а вот о формировании положительного образа представителей другой культуры, к сожалению, говорить не приходится. Вот лишь некоторые результаты.

В опросе приняли участие студенты четырех вузов Ставропольского края: Северо-Кавказского государственного технического университета, Невинномысского государственного гуманитарно-технического института, филиала Северо-Кавказского государственного технического университета в городе Кисловодске, Невинномысского технологического института (N=486, комбинированная выборка по национальному и половому составу).

Блок вопросов был направлен на выявление отношения молодежи к гражданским правам и свободам представителей различных этнических групп, ее представлений о

вкладе разных культурных традиций в развитие края. Так, анализ ответов на вопрос: «Как Вы относитесь к тому, что представители национальных меньшинств, проживающие на Ставрополье, отмечают свои национальные праздники?» - показал, что 27% опрашиваемых положительно относятся к традициям представителей других национальностей; 30% - равнодушно, значительная часть респондентов (43%) отметили, что им это неприятно, и считают, что национальные меньшинства не должны отмечать свои национальные праздники.

Если среди тех, кто выступает против права нации на соблюдение своих традиций, радикально настроенных всего 13%, то в отношении ограничения прав и свобод нации на виды деятельности в различных социальных сферах высказались 45% респондентов. Причем ограничения распределились в относительно равных пропорциях на такие виды деятельности, как получение высшего образования, деятельность в сфере средств массовой информации, науки и культуры. Среди респондентов выявлена значительная группа тех, кто считает, что необходимо вводить ограничения по национальному признаку на политическую и связанную с ней руководящую деятельность (28% и 21% соответственно). По гендерному признаку: 46,4% девушек согласны с введением ограничений; юношей, разделяющих данную точку зрения, всего 25%.

Безразличие или негативное отношение к культурным, моральным, духовным ценностям представителей другой национальности выступает индикатором интолерант-ного взаимодействия в поликультурной молодежной среде. Возникает законный вопрос: если есть столько безразличных, не интересующихся культурными ценностями национальных меньшинств, то откуда берутся мнения, что необходимо вводить различные ограничения? Вероятно, из наличного информационного пространства, и это говорит об ответственности СМИ.

В ходе анализаособенностей взаимоот-

ношений в полиэтнической молодежной среде нами была проведена оценка:

• степени дистанцирования при общении с представителями других национальностей;

• поведения молодых людей в ситуации спора, дискуссии,разногласий;

• степени обеспокоенности отношениями с представителями других национальностей;

• субъективного ощущения «тупика в отношениях» с представителями других национальностей;

• общей эмоциональной напряженности во взаимоотношениях с представителями другой национальности.

Оценка степени дистанцирования при общении с представителями других национальностей показала, что 78% респондентов не стремятся к установлению барьеров, остальные же предпочитают сохранять уже имеющуюся дистанцию. При оценке поведения в ситуации спора, дискуссии, разногласий во взаимодействии с представителями другой национальности 33% опрашиваемых склонны отстаивать именно свою точку зрения, 38% будут вести себя в зависимости от ситуации, 29% согласны принять точку зрения собеседника. Показательна оценка степени обеспокоенности отношениями с представителями других национальностей - 73% безразличных.

При оценке субъективного ощущения «тупика в отношениях » с представителями других национальностей выявлено, что 15% его испытывают, 20% не испытывают подобных чувств, 65% затрудняются однозначно оценить свои чувства.

Таким образом, общие характерологические особенности толерантных установок студентов как социально-культурной группы в условиях явно выраженной региональной поликультурности, сложившейся в Ставропольском крае (интенсификация миграционных процессов, усиление процессов межкультурных взаимодействий, институциализация и консолидация клано-

вых режимов), претерпевают определенные трансформации.

Этническая толерантность предполагает наличие как позитивного образа своей группы, так и позитивного отношения к иной этнической культуре. При отсутствии определенного мнения о вкладе, который вносят представители разных национальностей в развитие российской культуры и науки, при наличии негативных предубеждений, предрассудков, стереотипов сформируется образ «другого» как «чужого». На становление критериев «свой-чужой» оказывает влияние сопоставление культурных ценностей через призму знакомых/незнакомых явлений;последние,скорее всего, не совсем понятны и, следовательно, осознаются молодыми людьми как несущие угрозу существованию «своей» этнокультурной группе. Как следствие - желание молодых людей ввести ограничения прав и свобод нации на виды деятельности в различных социальных сферах, на соблюдение национальных традиций. Отсюда раздражение и недоверие к представителям других этнических групп, проявления гиперидентичности, этноцентризма, чувства тревожности и неопределенности в молодежной среде. Противоречия между ценностями и нормами, транслируемыми разными институтами социализации, между сложившимися индивидуальными ценностями и нормами, декларируемыми представителями различных этнокультурных групп, приводят к внутренней дисгармонии и провоцируют экспрессивные реакции у молодых людей.

Прогнозируя развитие толерантного/ интолерантного сознания в молодежной среде Ставрополья, можно утверждать, что этот процесс будет зависеть от конкретных социальных, этнических, геополитических условий. Опосредованно воздействуя на процессы самоидентификации личности, они неизбежно примут те или иные формы социокультурных проявлений. Если в крае будут урегулированы миграционные процессы; если лидеры этнических диаспор за

столом переговоров консолидируют усилия для противостояния дальнейшей эскалации насилия и будут декларировать конструктивный диалог в межэтнических отношениях; если будут отрегулированы механизмы взаимоприемлемых отношений традиционного ислама с новыми религиозными движениями, а средства массовой информации перестанут придавать каждой бытовой разборке межнациональный оттенок, - то и в сознании молодых людей произойдут позитивные изменения.

Основой для укрепления этого процесса должно стать образование как социокультурная практика, активно воздействующая на формирование толерантных настроений подрастающего поколения. Считаем необходимым выделить следующие подходы к развитию толерантности в образовании:

• корректировка содержания высшего профессионального образования через введение поликультурных доминант (этнокультурные знания, компетентности, крос-скультурная грамотность);

• разработка прогностической модели формирования культуры межнациональных отношений в поликультурном образовательном пространстве вуза, включающей перспективные инновации в сфере организации межкультурного образования студентов;

• корректировка общей направленности программно-методического комплекса ряда дисциплин, которые должны включать разделы, реализующие принципы толерантности в процессе обучения;

• разработка спецкурсов, курсов по выбору, посвященных основам толерантности, специфике толерантного поведения, навыкам разрешения конфликтов в процессе межкультурной коммуникации.

Не задаваясь целью подробного изложения всех направлений реализуемого в Северо-Кавказском государственном техническом университете проекта по формированию толерантности, остановимся на описании наиболее эффективных, на наш

взгляд, методах работы с нашими первокурсниками, приехавшими в Ставрополь из разных районов края и из соседних республик. Предпосылкой их адаптации к поли-культурной среде вуза служит реальное сближение личностно-смысловых и общекультурных ценностей в конкретных повседневных ситуациях.

Практический опыт предыдущих лет показал, что дидактические модели повышения этнокультурной грамотности («культурно-специфическое » просвещение, обучение, инструктаж и т.п.) недостаточно эффективны. Общение со студентами, “прошедшими” такие типовые обучающие программы, показывает, что многие из них являются знатоками культуры, обычаев, традиций других национальностей и в то же время в повседневных ситуациях проявляют острую антипатию к людям другой этнической группы. Таким образом, теоретического знакомства с другой культурой недостаточно и требуется иной подход, основанный на поведенческих стратегиях.

С этой целью в вузе организованы эффективные формы групповой работы с использованием методов интерактивного взаимодействия, позволяющие открыто обсуждать проблемы толерантности, межнационального общения, культурного взаимодействия в современном молодежном пространстве. Информационно-когнитивная цель проводимого межкультурного тренинга состоит в презентации различных мнений по данным вопросам, рефлексии участников, выработке новой общей стратегии, поиске возможностей ее применения в практической деятельности.

Разнообразные программы межкуль-турного тренинга под общей тематикой «Разные - но равные » выступили как смысловая реальность, как поле непрерывного «сближения» субъективного опыта студентов и объективных ценностей культуры, как источник, питающий личностно-смысловые структуры сознания [1] . Наиболее значимой для данных мероприятий стала задача показать, что толерантность как ка-

чество личности и феномен общественного бытия принадлежит к числу базовых, фундаментальных ценностей культуры.

Групповая работа включала в себя «семинары межкультурного диалога», цель которых - осознание собственных этнических стереотипов, рефлексия своих установок, помощь представителям разных этносов в понимании того, как культура влияет на их мысли, чувства и поведение. На таких семинарах обсуждаются следующие темы: «Как я понимаю толерантность »; «Ситуации интолерантного межличностного общения, с которыми я сталкивался в жизни, в университете, и их причины»; «Какие необходимо создать условия в вузе для решения проблемы воспитания толерантности?»; «Почему я проявляю толерантность, какие ценности я при этом отстаиваю и каков для меня в этом смысл? » и др.

Наибольшую популярность в тренинговой работе с первокурсниками получил метод когнитивного ориентирования [2]. Его цель состоит в повышении уровня этнокультурной сензитивности, получении опыта переживания участниками своих эмоцио-нальныхреакций в обстоятельствах межэтнического взаимодействия и в их корректировке. Суть данного метода заключается в том, что студентам предлагаются для анализа ситуации (в виде кейсов или ассимиляторов), в которых моделируются взаимодействия персонажей из двух или нескольких культур, и несколько вариантов интерпретации их поведения. Подбираются ситуации, в которых описываются наиболее часто встречающиеся варианты взаимодействия представителей разных национальностей, сложно интерпретируемые ситуации и ситуации, которые можно рассматривать как источник для получения важных сведений о другой культуре.

При использовании данного метода работы с группой у участников всегда наблюдается эмоциональный подъем, стремление «докопаться» до истины, до единственно верного ответа. На завершающем, общегрупповом этапе работы все участники

должны прийти к осознанию того, насколь- Письменный анонимный опрос перво-

ко важно толерантное поведение в поли- курсников показал, что большая часть уча-

культурной среде, поскольку не может стников оценили эффективность системы

быть единственно верного объяснения меж- работы по развитию толерантной культу-

личностных конфликтов между представи- ры, что создает благоприятную почву для

телями разных народов. более глубоких изменений в будущем.

Примером конструктивного подхода к формированию толерантного сознания мо- ЛИтература

гут стать исследовательские, творческие,

игровые, информационные, практико-ори- 1. Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к

ентированные проекты, осуществляемые в реальНости. // На пути к т°лераНтН°му

рамках краевых, межвузовских, внутриву- сознанию. М., 2000.

_ г> _ 2. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко

зовских конкурсов. Реализация этих проек- ’ у Т

Т.Г. Тренинг этнической толерантности

тов возможна как силами самих студентов,

J для школьников: Учеб. пособие для сту-

так и совместно с преподавателями и пред- дентов психологических специальностей.

ставителями различныхэтнических групп. м.: Привет, 2004.

BANSHCHIKOVA T, VETROV U. THE PROBLEM OF TOLERANCE IN MULTICULTURAL SOCIETY OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

We consider the problem of tolerance through the prism of a particular socio-cultural space in the region, multicultural higher school space in which the general characteristics of tolerance always get a special character. The main approaches to the formation of students’ culture of international relations, cultural understanding, tolerance mentality within the multicultural space of the university are presented.

Keywords: tolerance, tolerance consciousness, multicultural space, international relations, tolerance forming technologies.

g

Информация для авторов

К публикации принимаются статьи с учетом профиля и рубрик журнала объемом до 0,5 а. л. (20 000 знаков), в отдельных случаях до 0,75 а. л. (30 000 знаков). Текстовый редактор — Word, шрифт — Times New Roman, размер шрифта — 11, интервал — 1,5. Сложные рисунки, графики и таблицы должны быть сделаны с учетом формата журнала (136 (ш) х 206 (в) мм).

К статье должны быть приложены следующие данные.

Сведения об авторах:

• фамилия, имя, отчество всех авторов полностью (на русском и английском языке);

• полное название организации — место работы каждого автора в именительном падеже, страна, город (на русском и английском языке).

• ученая степень, звание, должность;

• адрес электронной почты;

• контактный телефон.

Название статьи (не более пяти слов). Приводится на русском и английском языке.

Аннотация и ключевые слова на русском и английском языке (тексты, переведенные электронным способом, рассматриваться не будут!).

Список литературы. Общие требования и правила составления см.: http:/ /protect.gost.ru/ document.aspx? control=7&id=173511

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статьи принимаются по адресу: 107045, Москва, ул. Садовая-Спасская,

д. 6, офис 201, тел./факс: (495) 608-93-04. Редакция журнала «Высшее образование в России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.