Казанский педагогический журнал. 2015. № 1
УДК 377
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ:
ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ
Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова
Аннотация. Работа выполнена в рамках проекта ТЕМПУС «Организация обучения в течение всей жизни, ориентированного на поликультурное образование и формирование толерантности в России». В статье раскрываются цели, задачи, содержание этнокультурного образования педагогов среднего профессионального учебного заведения.
Ключевые слова: воспитание, толерантность, поликультурное образование, педагог, учащиеся, молодежь.
ETHNOCULTURAL EDUCATION OF THE TEACHERS WORKING
IN INTERMEDIATE VOCATIONAL EDUCATION:
POSSIBLE APPROACHES
F.Sh. Mukhametzyanova, G.A. Shaikhutdinova
Abstract. This article is written by the authors as a part of TEMPUS project "Actions of Lifelong learning addressing Multicultural Education and Tolerance in Russia". The authors reveal the objectives and goals, content of ethnocultural education of the teachers working in intermediate vocational education. Keywords: education, tolerance, multicultural education, teacher, students.
Современный мир - это поликультурное пространство, в котором живут и взаимодействуют представители разных культур, религий, национальностей. Ведущая роль поликультурного контекста в развитии человека предполагает учет в становлении личности конкретных реалий поликультурного пространства, определяет значимость в формировании установок толерантного межкультурного диалога окружающей среды, отношений с людьми, тех или иных культурных ценностей.
В каждом регионе России большинство коллективов (учебных, трудовых, общественных) являются по составу многонациональными, в которых наиболее выраженно проявляются национальные особенности, традиции, нормы поведения людей, во многом влияющие на межличностные отношения. Следует признать, что большинство специалистов не готовы к управлению межнациональными отношениями и решению личностно-психологических проблем на нацио-
нальной почве. Таким образом, в настоящее время возрастает актуальность воспитания толерантности по отношению к «другим» на уровне дошкольного, школьного, профессионального образования. В настоящее время межнациональные и межконфессиональные отношения развиваются в прогрессивном направлении, а также являются предметом особой заботы органов государственной и муниципальной власти, что составляет приоритетную задачу внутренней политики.
В тоже время на общую ситуацию в данной сфере серьезное влияние оказывают глобализационные процессы, миграция, изменение этнического и религиозного состава населения России, что требует развития культуры межнационального сотрудничества. К сожалению, потеряны ценности и красота многонационального, многокультурного мира. В связи с заметным ростом напряженности на этноконфессиональной почве в Российской Федерации принят ряд основополагающих документов: утверждена Стратегия государ-
1
Казанский педагогический журнал. 2015. № 1
ственной национальной политики, создан соответствующий Совет при Президенте РФ.
В Республике Татарстан современное законодательство придает большое значение защите этнических прав, свободы совести граждан, предоставляет широкие полномочия этнокультурным и религиозным организациям. Основополагающие принципы, регулирующие вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений заложены в Конституции и Законах Республики Татарстан «О языках», «О свободе совести и религиозных объединениях», «О национальнокультурных автономиях», в Концепции государственной национальной политики Республики Татарстан и др. [3].
За последнее десятилетие сложилась определенная система реализации государственной национальной политики в Республике Татарстан. Принят целый ряд государственных целевых программ, например, долгосрочная целевая программа «Мирас-Наследие» на 2013-2016 гг., программы в области сохранения языка, развития туризма, профилактики экстремизма, которые направлены на решение главной задачи - воспитание у учащейся молодежи толерантности, а также в духе уважения к культуре, языку, традициям и обычаям, проживающих в Татарстане народов.
Декларация принципов толерантности, принятая несколько лет назад Генеральной конференцией ЮНЕСКО, объявила толерантность необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов. Толерантность - это гармония в многообразии. Это уважение и принятие богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности [1].
К сожалению, как показывает опыт, многие проблемы России, в том числе этнические конфликты, во многом являются следствием массового социального невежества. Собственный жизненный опыт, а не глубокие знания зачастую служат как для руководителей, так и для подчиненных главным критерием в
профессиональной деятельности и повседневных поступках. И пока будет сохраняться, и доминировать такой приоритет практики над теорией, все общественные проблемы будут оставаться неразрешенными. Таким образом, научно-практические знания в области толерантности по отношению к другим национальностям и религиям в современных условиях стали социально необходимыми. В большей степени это касается этнокультурной подготовки преподавателей средней и высшей профессиональной школы, т.к. студенческая молодежь в силу возрастных особенностей наиболее подвержена влияниям извне, в том числе и негативного характера, что и обуславливает появление молодежных радикальных групп [2].
Этнокультурная подготовка преподавателей - многоуровневый процесс профессионального развития, включающий основы эт-нопедагогики, этнопсихологии, этнокульту-ры, опираясь на которые, педагог формирует собственное содержание, формы и методы этнокультурного воспитания студентов [6].
Экспертный опрос этнокультурной подготовленности преподавателей средней и высшей школы (в опросе участвовали преподаватели, проректоры по воспитательной работе, деканы вузов Республики Татарстан) показал, что, во-первых, не создана система этнокультурной подготовки педагогов во время их обучения в вузе (отсюда низкий уровень этнокультурной подготовленности); во-вторых, сложившаяся практика подготовки преподавателей в системе повышения квалификации ориентирована на развитие специальных (предметной и методической) знаний и навыков. На курсах повышения квалификации большое внимание уделяется умению разработки учебно-методических материалов, анализу качества обучения студентов, использованию информационных технологий в учебно-воспитательном процессе, способам исследовательской деятельности. Основной целью повышения квалификации педагогов остается овладение новыми теоретикометодологическими знаниями в системе по-
2
Казанский педагогический журнал. 2015. № 1
стдипломного образования.
Мы считаем, что в основе системы повышения квалификации преподавателей вузов и ссузов должна лежать интеграция культурологического и деятельностного подходов, т.к. они ориентированы на личностное и профессиональное развитие педагогов, особенно в условиях полиэтнических регионов (ими является большинство регионов РФ). Этнокультурная направленность содержания обучения педагогов рассматривается нами как дальнейшая предпосылка формирования ценностно-мотивационных позиций (понимания культурологических основ педагогической деятельности, феномена этнокульту-ры, ценностного отношения к носителям различных этнокультур), коммуникативных умений (выстраивать взаимодействие в полиэтническом студенческом коллективе, предвидеть возможности конфликта на этнической основе) [6].
Воспитание нового типа личности немыслимо без революционных изменений в системе образования. Толерантность начинает выступать в качестве неотъемлемого элемента современного понимания свободы, являющейся высшей человеческой ценностью. Она должна творчески проявляться во всех социальных отношениях, и прежде всего в образовательном процессе, во взаимоотношениях педагога и студента.
Цель деятельности по этнокультурной подготовке педагогов в системе повышения квалификации - это ожидаемые результаты, ожидаемые изменения в человеке (межличностных отношениях, условиях воспитания толерантности), происходящие в итоге курсовой подготовки. Этнокультурная подготовленность педагога необходима не только потому, что мир стал поликультурен, но и потому, что подрастающее поколение вовлекается в неформальные молодежные объединения (наци-скинхеды, антифашисты («анти-фа»), футбольные фанаты, готы, эмо, панки, металлисты, неформальное молодежное движения «Фронт казанских патриотов», религиозные секты).
Особую тревогу у педагогической общественности, правоохранительных органов республики вызывает то, что только за последнее время выявлено свыше 60 участников неформальных молодежных объединений экстремистской направленности, относящих себя к таким неформальным движениям, как «наци-скинхеды» и «антифа» (группировки экстремистского толка, опасные разжиганием ненависти между молодежными организациями разной направленности, людям другой национальности, цвета кожи). Знание педагогами основ этнопедагогики, этнопсихологии, этнокультуры призвано усилить работу с подростками и студентами с целью предотвращения их вовлечения в вышеперечисленные неформальные молодежные объединения.
Каким образом этого можно добиться? Мы считаем, что на курсах повышения квалификации педагогов в образовательный процесс необходимо включить модуль по эт-нопедагогике «Учебно-воспитательный процесс в условиях многонационального студенческого коллектива», модуль по этнопсихологии «Социально-психологическое предупреждение возникновения межнациональных и межконфессиональных конфликтов» и модуль по этнокультуре «Нормы и ценности культуры толерантности».
Этнокультурная подготовка педагогов на курсах повышения квалификации призвана акцентировать воспитательную деятельность в образовательных учреждениях в духе активного носителя норм и ценностей толерантности, включающей уважение, принятие и понимание других людей, своей родной культуры и языка, многообразия иных культур и признание универсальных прав и свобод человека. Педагог профессиональной образовательной организации обязан строить свою воспитательную деятельность с учетом:
• формирования у учащейся молодежи осознанной потребности и стремления являться носителями своей этнокультурной принадлежности в сочетании с уважением к культурам других народов;
3
Казанский педагогический журнал. 2015. № 1
• воспитания социально-активнои позиции учащихся по участию в построении общества гражданского согласия;
• формирования готовности личности обучаемого к распространению идеи толерантного сознания и поведения в социальнои и профессиональнои среде;
• воспитания уважения к родному и государственным языкам РТ и межъязыковой толерантности личности студента;
• развития потребности к постоянному самовоспитанию и самосовершенствованию в следовании нравственно-эстетическим нормам толерантного поведения. [5]
Этнокультурная готовность педагогов профессиональных образовательных
организаций предполагает организацию
воспитания по четырем основным
направлениям:
• развитие готовности к толерантным отношениям и поведению («психологическое направление»);
• воспитание межъязыковой толерантности («филологическое направление»);
• воспитание толерантного отношения к усвоению художественной культуры («художественно-эстетическое направление»);
• формирование мировоззренческой толерантности («социально-воспитательное направление»).
Каждое из выделенных направлений имеет относительно самостоятельное значение, а в совокупности позволяют осуществить системный подход к решению задач воспитания толерантности в личности.
Этнокультурная подготовленность педагогов позволит строить процесс воспитания культуры толерантности учащейся молодежи с учетом решения комплекса следующих исследовательских и практических задач:
• проведение социально-
психологических исследований по изучению у учащейся молодежи свойств толерантной личности;
• определение условий и факторов развития толерантных свойств и качеств учащейся молодежи в контексте множественности на-
циональных культур в РТ;
• разработка и реализация психопрофилактических и психокоррекционных программ по формированию и повышению уровня толерантности учащейся молодежи;
• проведение лекций и семинаров для преподавателей и руководителей академических групп по актуальным проблемам воспитания толерантности у студенческой молодежи;
• воспитание уважения к культуре языка на основе предъявления образцов совершенного владения его литературными нормами в лице ярких представителей различных сфер его функционирования (писатели, поэты, журналисты, политические деятели прошлого и современности);
• пропаганда этикета, заложенного в языке, повышающий нравственную культуру личности [2].
Кроме того, в воспитании толерантности учащейся молодежи необходимо использовать имеющиеся как государственные, так и социально-общественные ресурсы, например, организация работы студенческих трудовых отрядов и привлечение молодежного волонтерского движения к работе по восстановлению памятников истории и культуры республики (г. Булгар, остров-град Свияжск, г. Казань, исторические города Татарстана). Уместно внедрение практики завершения полевых сезонов путем проведения историкоэтнологических сборов и конференций учащейся молодежи, молодых ученых, школьников и краеведов на местах.
Не раскрыт в республике потенциал этнического и экологического туризма, а также паломничества. Необходимо создание в муниципальных районах и исторических городах Татарстана благоприятных условий (инфраструктуры) для развития данного вида туристической индустрии. Учитывая развитие спорта в республике и высокий уровень его влияния на общественное сознание, было бы полезно с точки зрения поддержки и возрождения народных традиций проводить ежегодный фестиваль (или спартакиаду) на-
4
Казанский педагогический журнал. 2015. № 1
циональных видов спорта, традиционных игр и праздников представителей народов, проживающих в Татарстане.
В рамках гранта «Организация обучения в течение всей жизни, ориентированного на поликультурное образование и формирование толерантности в России», выполняемого институтом, нами создана общественная образовательная организация «Центр воспитания межэтнической толерантности», на базе которого организуется обучение педагогов, учащейся молодежи, волонтеров, мигрантов. Специфика деятельности Центра заключается в том, что она направлена на теоретическую и практическую подготовку обучающихся к трансляции ценностей культуры различных народов; интеграцию идей этнопедагогики и теории культурного становления и развития личности, воспитании культуры толерантного отношения к культурам других народов; воспитание межкультурной толерантности, этнокультурной ответственности, означающих готовность и способность действовать по сохранению культурного многообразия, отвечать перед самим собой, своей этнической общностью, обществом за последствия своих действий и поступков как представителя этноса, участвовать в сохранении и развитии национально-культурного наследия и межкультурного сотрудничества народов [3;
7].
На базе центра разработаны и апробируются учебные программы и курсы для каждой категории участников процесса (педагоги, студенты, волонтеры, мигранты) межкультурного взаимодействия,
направленные на формирование
толерантного сознания и поведения: учебнометодическое пособие «Диалог культур»; лекции «Этничность и ее феномен в современном обществе», «Современные подходы к пониманию этничности»; комплекс упражнений, направленных на профилактику межэтнических конфликтов в молодежной среде; терминологический словарь по этнологии; модули «Учебно-
воспитательный процесс в условиях многонационального студенческого
коллектива», «Социально-психологическое предупреждение возникновения
межнациональных и межконфессиональных конфликтов», «Нормы и ценности культуры толерантности». Они призваны устранить пробелы в воспитании толерантности у всех категорий граждан, проживающих на территории республики, особенно у подрастающего поколения [4].
Институт провел серию обучающих семинаров для педагогов, работающих с разными группами обучаемых, в том числе с мигрантами, по тематике:
• система предупреждения и профилактики конфликтов в молодежной среде этнических групп;
• формы работы с молодежью по формированию толерантного сознания;
• проблемы толерантности в межэтнических отношениях;
• нормативно-правовые основы межэтнической толерантности;
• поликультурное пространство российского образования.
Татарстан традиционно относится к региону стабильного общественного согласия. В то же время последнее десятилетие в политической, экономической и духовной жизни республики сопровождалось явлениями, способными оказать неоднозначное влияние на развитие межэтнической, межрелигиозной и межкультурной ситуации в целом на социальную стабильность в обществе.
Конструктивное взаимодействие
социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия согласно тенденции межкультурного взаимодействия в регионе и Декларации принципов толерантности Юнеско.
5
Казанский педагогический журнал. 2015. № 1
Литература:
1. Зинурова Р.И. Психология и педагогика этноса: Учеб.-метод. пособ. Казань. 2005. 104 с.
2. Система предупреждения и профилактики конфликтов в молодежной среде как условие ее социального здоровья: вспомогательные материалы по проекту. М. 2009.
3. Масленникова В.Ш., Шайхутдинова Г.А. Методологические основания проектирования платформы поликультурного образовательного пространства и этнической социализации // Проблемы диагностики риска возникновения и предупреждения межэтнических и межконфессиональных конфликтов: сб. науч. ст. Казань. 2014. С. 82-90.
4. Мухаметзянова Ф.Ш. Учебные заведения как центры «развития образования для взрослых и непрерывного образования» в период реформ // Модернизация дополнительного образования в России и за рубежом: инновационный опыт, стратегии развития. Материалы Всеросс. круглого стола. Казань. 2012. С. 7-12.
5. Мухаметзянова Ф.Ш., Храпаль Л.Р., Камалеева А.Р., Хадиуллина Р.Р., Камалеева Э.Р. О необходимости разработки методики внедрения полиэтнической программы этнокультурного образования как инструмента для разрешения межнациональных противоречий и формирования толерантности в межкультурном взаимодействии народов РТ // Материалы междунар. науч.-прак. конф. «Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения как научно-теоретическая проблема». Набережные Челны. 2014. С. 75-82.
6. Нестеренко О.П. Формирование этнокультурного компонента профессиональной компетенции учителя в системе повышения квалификации: автореф. ... канд. пед. наук. М. 2010.
7. Воробьева Е.Н. Организационно-педагогические условия деятельности региональных центров культуры по формированию межэтнической толерантности молодежи: автореф. .канд. пед. наук. Тамбов. 2011.
References:
1. Zinurova R.I. Psikhologiya i pedagogika etnosa: Ucheb.-metod. posob. Kazan'. 2005. 104 s.
2. Sistema preduprezhdeniya i profilaktiki konfliktov v molodezhnoy srede kak uslovie ee sotsial'nogo zdorov'ya: vspomogatel'nye materialy po proektu. M. 2009.
3. Maslennikova V.Sh., Shaykhutdinova G.A. Meto-dologicheskie osnovaniya proektirovaniya platformy po-likul'turnogo obrazovatel'nogo prostranstva i etnicheskoy sotsializatsii // Problemy diagnostiki riska vozniknoveniya i preduprezhdeniya mezhetnicheskikh i mezhkonfession-al'nykh konfliktov: sb. nauch. st. Kazan'. 2014. S. 82-90.
4. Mukhametzyanova F.Sh. Uchebnye zavedeniya kak tsentry «razvitiya obrazovaniya dlya vzroslykh i nepreryv-nogo obrazovaniya» v period reform // Modernizatsiya do-polnitel'nogo obrazovaniya v Rossii i za rubezhom: innovat-sionnyy opyt, strategii razvitiya. Materialy Vseross. kruglogo stola. Kazan'. 2012. S. 7-12.
5. Mukhametzyanova F.Sh., Khrapal' L.R., Kamaleeva A.R., Khadiullina R.R., Kamaleeva E.R. O neobkhodimosti razrabotki metodiki vnedreniya polietnicheskoy programmy etnokul'turnogo obrazovaniya kak instrumenta dlya razre-sheniya mezhnatsional'nykh protivorechiy i formirovaniya tolerantnosti v mezhkul'turnom vzaimo-deystvii narodov RT // Materialy mezhdunar. nauch.-prak. konf. «Dukhovno-nravstvennoe razvitie podrastayu-shchego pokoleniya kak nauchno-teoreticheskaya problema». Naberezhnye Chelny. 2014. S. 75-82.
6. Nesterenko O.P. Formirovanie etnokul'turnogo komponenta professional'noy kompetentsii uchitelya v sis-teme povysheniya kvalifikatsii: avtoref. . kand. ped. nauk. M. 2010.
7. Vorob'eva E.N. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya deyatel'nosti regional'nykh tsentrov kul'tury po for-mirovaniyu mezhetnicheskoy tolerantnosti molodezhi: avtoref. .kand. ped. nauk. Tambov. 2011.
Мухаметзянова Ф.Ш. (г. Казань), член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии профессионального образования РАО
Шайхутдинова Г. А. (г. Казань), кандидат педагогических наук, доцент, ученый секретарь Института педагогики и психологии профессионального образования РАО.
Mukhametzyanova F.Sh. (Kazan), ^responding Member of the Russian Academy of Education (RAE), doctor of pedagogical sciences, full professor, Director of the Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education RAE.
Shaykhutdinova G. A. (Kazan), candidate of pedagogical sciences, associate professor, scientific secretary of the Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education RAE.
6