Научная статья на тему 'Международные проекты поликультурного образования студентов в условиях современных проблем глобализации'

Международные проекты поликультурного образования студентов в условиях современных проблем глобализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / INTERNATIONAL EDUCATIONAL PROJECTS / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ACADEMIC MOBILITY / БЕЗОПАСНОСТЬ СТУДЕНТОВ / SAFETY OF STUDENTS / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / MULTICULTURAL TOLERANCE / ПРОГРАММА ТЕМПУС / SOCIALLY ORIENTED PROGRAMMES / TEMPUS PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трегубова Татьяна Моисеевна

Рассматривается актуальность создания системы поликультурного образования в вузе и воспитания толерантности в условиях современных проблем глобализации и международной образовательной интеграции. Приведена характеристика и определена роль международных образовательных проектов в поликультурном образовании и создании безопасной учебной среды для мобильности и самореализации студентов. Обуславливается необходимость исследования международного опыта организации поликультурного образования в европейских университетах через использование специальных социально ориентированных программ. Представлен проект ТЕМПУС «Организация обучения в течение всей жизни, ориентированного на поликультурное образование и воспитание толерантности в России» и определена его роль в воспитании студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трегубова Татьяна Моисеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL PROJECTS OF MULTICULTURAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF MODERN PROBLEMS OF GLOBALIZATION

In this article, we consider the relevance of creating a multicultural education system and fostering tolerance in a higher education institution in the context of modern globalization problems and international education integration. The role of international education projects in multicultural education and creating a safe educational environment for students’ mobility and self-realization is described. The author argues that it is necessary to study international experience in the organization of multicultural education at European universities through the use of special social-oriented programs. The TEMPUS project “ALLMEET” and its role in multicultural education and tolerance formation are presented.

Текст научной работы на тему «Международные проекты поликультурного образования студентов в условиях современных проблем глобализации»

Педагогические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 3 (39), с. 194-199

УДК 378.095

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

© 2015 г. Т.М. Трегубова

Институт педагогики и психологии профессионального образования, Казань

[email protected]

Поступила в редакцию 22.06.2015

Рассматривается актуальность создания системы поликультурного образования в вузе и воспитания толерантности в условиях современных проблем глобализации и международной образовательной интеграции. Приведена характеристика и определена роль международных образовательных проектов в поликультурном образовании и создании безопасной учебной среды для мобильности и самореализации студентов. Обуславливается необходимость исследования международного опыта организации поликультурного образования в европейских университетах через использование специальных социально ориентированных программ. Представлен проект ТЕМПУС «Организация обучения в течение всей жизни, ориентированного на поликультурное образование и воспитание толерантности в России» и определена его роль в воспитании студенческой молодежи.

Ключевые слова: поликультурное образование, международные образовательные проекты, поликультурное образовательное пространство, академическая мобильность, безопасность студентов, социально ориентированные программы, поликультурная толерантность, Программа ТЕМПУС.

Процессы глобализации и интернационализации весьма зримо влияют на реформирование высшего образования во всех странах мира, и Россия здесь не является исключением. Это проявляется и в самоочевидных последствиях этих феноменов (создание единого поликультурного пространства, совершенствование академической мобильности обучаемых и профессоров, диверсификация форм и видов получения высшего образования и образовательных организаций, сокращение географических пространств, виртуализация многих сторон жизни, интернационализация культурных феноменов и др.), но меняется и сама парадигма университетского образования: в высшей школе возникают новые ориентиры, нормы, приоритеты и образцы [3, 4].

Поликультурное многообразие России, её огромные территориальные масштабы и многовековое сосуществование разных народов в традициях взаимоуважения и культурного взаимообогащения способствуют созданию единого поликультурного пространства. В этой связи актуализируется значимость поликультурного образования студентов, цель которого - формирование человека культуры, креативной, социально ориентированной личности, активно и продуктивно функционирующей в поликультурной среде [1, 5]. Проблематика поликультурного образования в России актуализирова-

лась в связи с ее стремлением к тесному взаимодействию с мировым сообществом в условиях современных проблем глобализации и осуществления гуманитарных проектов, и это подтверждают следующие аргументы:

• актуализация поликультурного образования связана с корректировкой представлений о межкультурных и межнациональных взаимоотношениях после снятия идеологических и политических ограничений во взаимодействиях с иными государствами и культурами. Следовательно, воспитание у студентов поликультурной толерантности и способности быть открытыми иному социально-культурному опыту приобретает первостепенное значение;

• в условиях смены образовательных приоритетов в России основополагающими становятся гуманистические общечеловеческие ценности. Повышается актуальность формирования у обучаемых и педагогов культуры межнациональной коммуникации и устойчивой этнокультурной толерантности и способности к саморазвитию и успешной реализации в глобальном поликультурном обществе;

• несмотря на демократические изменения в российском обществе и улучшение социально-политического климата в стране, возобладания оптимистических настроений среди граждан-россиян не произошло [1], чему помешали, прежде всего, террористические угрозы и меж-

национальные конфликты, связанные с актами насилия, протеста, в том числе и на этно-конфессиональной почве.

Несомненно, организация эффективной системы поликультурного образования в отечественных образовательных организациях может стать своеобразным ответом на подобный вызов современного российского общества.

В научной литературе нет единого определения поликультурного образование как социально-педагогического явления, поскольку оно представляет собой сложную систему взаимосвязанных элементов. Различия имеются в трактовке основных понятий, в философско-этиче-ских основаниях его организации, в выборе приоритетов и в уровне профессионального мастерства педагогов и социальных институтов общества. Более того, многие издания, посвященные поликультурному образованию, характеризуются противоречивостью, политической и конфессиональной тенденциозностью, наличием стереотипов и предубеждений.

Мы рассматриваем поликультурное образование как синоним полиэтнического, ибо расширение границ данного понятия искажает его сущность, отвлекает внимание от вопросов неравенства, дискриминации и предрассудков, которыми так богата наша действительность [4, 5, 7]. В своей работе по поликультурному образованию и воспитанию толерантности у студентов мы руководствуемся концептуальными идеями поликультурного контекста в развитии человека, идеями «встречи культур», культурной трансляции и этнологического дискурса межнациональных конфликтов.

Данный контекст требует учета в становлении личности студента конкретных реалий поликультурного пространства и подчеркивает значимость формирования установок на толерантный межкультурный диалог с людьми, на социальную стабильность полиэтнических обществ, на миграционную подвижность и принятие тех или иных культурных ценностей, что отражает стратегическое видение данной проблемы в обществе.

Такая трактовка составляет фундамент платформы формирования поликультурного образовательного пространства и этнической социализации и предполагает, что социально-культурное развитие личности в условиях глобализации происходит на основе общечеловеческих ценностей и одновременно строится в соответствии с нормами конкретных национальных и региональных культур, не противоречащих общечеловеческим.

Поиски путей решения задач поликультурного образования в условиях крайней нестабильности межэтнических отношений и недостаточной толерантности в сегодняшней России с неотвратимостью направляют исследователей в этой области к международному, прежде всего европейскому опыту. Исследование европейского опыта развития высшего образования, придания вузам «социального измерения», социальной поддержки студентов и их поликультурного развития стоит в ряду международных и межкультурных исследований, важных в период глобализации экономики и интеграционных процессов в системах образования, формирующих единое образовательное, научное и поликультурное пространство. Ценность такого рода исследований состоит, в первую очередь, «не в возможности механического заимствования тех или иных общественных парадигм и доктрин, а в осмыслении естественных явлений взаимодействия, взаимообогащения все еще существенно различных и во многом искусственно разобщенных социально-образовательных систем, оценке различных образовательных моделей и поиске работоспособных механизмов стимулирования интеграционных процессов [4, 5.].

Несомненно следует отвергнуть традиционные предубеждения и новые стереотипы, относящиеся к зарубежным коллегам и связанные с полным игнорированием либо недостаточно внимательным изучением, их реальных успехов в области поликультурного образования, а также парадоксов и противоречий в этой области, чтобы уяснить, в чем именно следует идти другими путями.

Европейский опыт поликультурного образования важен, в первую очередь, с позиций реализации принципов Болонской декларации, одним из которых является развитие академической мобильности, которая характеризуется как первостепенный приоритет и основной принцип формирования единой зоны европейского образования [2,3]. Благодаря академической мобильности у студентов развиваются определенные качества и умения: выбирать пути взаимодействия с окружающим миром; готовность к межкультурной коммуникации; способность оценивать себя и свою страну с кросс-культурных позиций; понимание и принятие других культур, «познанных изнутри» в период обучения в зарубежном вузе и т. д.

В современных условиях подвергается справедливой критике самодостаточность вуза любой страны для подготовки конкурентоспособного профессионала и является общепризнан-

ной необходимость расширения студенческой мобильности студентов с целью повышения качества образования и их социально-профессиональной компетентности. Однако практический опыт организации процессов академический мобильности студентов и преподавателей, представленный в многочисленных публикациях управлений международного сотрудничества и академический мобильности многих российских вузов и результаты анализа публикаций по вопросам развития студенческой академической мобильности в России показывают, что сегодня сформировалась тенденция расширять понятие «академическая мобильность». В данный феномен включаются понятия, не имеющие отношения к тем задачам, на решение которых направлена академическая мобильность субъектов реформируемого образовательного пространства..

Расширенное определение феномена «академическая мобильность», неправомерно связанное с явлением «утечки мозгов (Fuite de cerveau) и «утечки умов» (Brain drain), может стать барьером или серьезно затормозить включение российских студентов в европейские проекты и программы мобильности в истинном понимании ее сущности и значения. Кроме того, для многих современных «мобильных» студентов получение высшего образования потеряло смысл «судьбоносности»: это важный этап в их жизни, но существующий параллельно с другими важными аспектами: устройство личной жизни, карьерный рост, укрепление здоровья, волонтерство и пр. [1, с. 97].

В ходе наших исследований совместно c Академией социального образования (г. Казань) по реализации заданий проекта ТЕМПУС-IV (2009-2011 гг.) «Образовательная программа бакалавриата по направлению «Социальная работа» наряду с созданием инновационной программы по подготовке бакалавров для регионального и глобального рынков труда были выявлены факторы, блокирующие развитие студенческой мобильности. Главный среди них - агрессивная среда и низкий уровень личной безопасности ввиду существования различных видов угроз, а также отсутствие в российских вузах системы социальной защиты и поддержки студентов в период получения ими высшего образования, так называемого «социально-педагогического сервиса». Эта система оказывает помощь в реализации жизненных и профессиональных планов студентов, является своеобразной профилактикой асоциального поведения и нарушения норм и устоев гражданского общества.

Определенный интерес представляет конструктивный анализ европейской системы поликультурного образования в университетах, в силу особенностей исторического развития приобретшей особенно широкие масштабы на рубеже веков и признающей важность этнического разнообразия и сохранения языков и культуры.

Несомненно, система поликультурного образования в вузе должна оказывать мощное воспитательное воздействие, стимулировать формирование этнической и расовой толерантности, способствовать искоренению негативных стереотипов и предубеждений у студентов. Именно поэтому для такого воспитания в евро-пейсвких университетах внедрены социально ориентированные программы и реализуются международные проекты, в которых разрабатываются стратегии усиления безопасности образовательной среды, увеличения степени поликультурной коммуникации в вузе, что должно обеспечить позитивное межгрупповое взаимодействие в учебном заведении и обществе в целом.

Одним из ключевых аспектов социально ориентированных программ является формирование у студентов критического мышления для анализа негативных социальных явлений, таких как расизм, терроризм, сексизм и дискриминация. Это обеспечивает моральное и когнитивное развитие студентов, способствует глубокому осознанию ими как общечеловеческих ценностей, так и ценностных ориентаций современного демократического общества.

Широкое освещение в социально ориентированных поликультурных программах и проектах получают причины возникновения многочисленных конфликтов и угроз на расовой и этнической почве. Сегодня драки и столкновения между студентами из разных расовых, этнических и культурных групп многие педагоги склонны рассматривать не как проявления личной неприязни, а именно как результат расистских настроений в обществе. В связи с перечисленными фактами педагоги европейских стран придают большое значение поликультурному образованию как основному средству создания оптимальных условий для развития позитивных межэтнических отношений в группе и университете в целом .

Российские вузы также осознают опасность, исходящую от данных «болезней» общества, и активно развивают международное сотрудничество в области поликультурного образования. Обучение разных в этническом и культурном отношении иностранных (из ближнего и даль-

него зарубежья) студентов в российских университетах выдвигает на первый план мульти-культурную политику и поликультурную практику, хотя современная реальность далека от идеальной модели, что существенно снижает потенциал экспорта образовательных услуг российских вузов.

Однако российская и региональная образовательная практика также предоставляет много примеров конструктивной реализации идей поликультурного образования. Так, ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» Российской академии образования в 2013 году выиграл на конкурсной основе международный грант на реализацию крупного сетевого корпоративного проекта программы TEMPUS - IV, 6 раунд «Организация обучения в течение всей жизни, ориентированного на поликультурное образование и воспитание толерантности в России» (ALLMEET). Рсссийско-европейский консорциум составляют известные европейские университеты: Болонский университет (dell'Universitä di Bologna), Университет Глазго (Шотландия), Лиссабонский университет (Португалия); российские университеты представлены Сибирским федеральным университетом, Северным (Арктическим) федеральным университетом, Московским городским педагогическим университетом и Марийским государственным университетом. Совсем не случайно в консорциуме три представителя Республики Татарстан: Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, Молодежная общественная организация РТ «Центр развития добровольчества «Волонтер» и Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО (г. Казань) -координатор российской стороны проекта (www.allmeet.org.)

Татарстан - полиэтническая, поликонфессиональная, поликультурная республика, в которой проживают представители более 100 национальностей и различных религиозных конфессий. Двадцатипятилетний опыт строительства новой государственности в условиях поликультурности показал, что важным фактором для развития является обеспечение внутреннего баланса в обществе, укрепление межэтнического и межконфессионального согласия.

Татарстан и его столицу г. Казань на современном этапе развития можно определить как состоявшееся эффективное полиэтническое государство, имеющее уникальную модель межэтнического и общественного согласия. Доказательством этого служит формирующаяся

общероссийская и татарстанская гражданская идентичность.

В процессе реализации задач проекта ALLMEET члены консорциума разработали План и рекомендации по созданию в регионах «поликультурных платформ» и инновационных образовательных программ формирования толерантности и самореализации представителей целевых (маргинальных) групп населения, лиц с особыми нуждами, мигрантов, а также иностранной рабочей силы. Эти разработки, несомненно, способствуют формированию поликультурного образовательного пространства в регионе с учетом конструктивного отечественного и международного опыта в этой области. Данные программы внедряются и используются в Центрах ALLMEET, созданных в университетах-партнерах, а также в других социальных институтах российского общества (так называемых ассоциированных членах консорциума), вовлеченных в поликультурное образование и воспитание толерантности у студенческой молодежи.

В рамках реализации нашего проекта мы тесно сотрудничаем с Домом дружбы народов Республики Татарстан. Для школьников там еженедельно проводятся «уроки толерантности», экскурсии по экспозициям декоративно-прикладного искусства народов, проживающих в РТ. Дети знакомятся с песнями и танцами народов республики. В Доме дружбы народов работает воскресная школа. Наши пилотные группы студентов и «тренеров» поликультурного образования, прошедшие обучение в Центре толерантности в Академии социального образования, тоже принимают участие в проведении уроков толерантности. По нашему предложению были организованы такие же экскурсии по теме толерантности и для всех педагогов республики.

В целом Республика Татарстан является регионом с толерантным самосознанием и отношением к действительности. Формированию и воспитанию у молодежи толерантных установок способствуют воспитательные и образовательные мероприятия, такие как Дни толерантности, месячник «Экстремизму - нет» (сентябрь), организация воскресных школ - школ дружбы и взаимного уважения при Ассамблеи народов Татарстана и др.

Более того, город Казань начинает позиционировать себя толерантным городом, проводя музыкальный фестиваль «Сотворение мира». Под лозунгами толерантности прошел в 2015 году Фестиваль мусульманского кино. Однако следует отметить, что Программа развития

г. Казани до 2013 года, например, ставила целью здоровый образ жизни и развитие спорта, но отнюдь не формирование принципов толерантности у молодежи и у студентов, и компетенций в межкультурной коммуникации.

В Республике Татарстан много внимания уделяется проблемам развития толерантного мышления, разными государственными ведомствами и отдельными образовательными учреждениями реализуются различные программы, но, к сожалению, не существует комплексной систематической работы по формированию и развитию межкультурной толерантности в регионе. Наш проект ТЕМПУС ALLMEET в определенной степени восполняет этот пробел.

В заключение укажем, что анализ результативности реализации международных проектов показал необходимость создания специальных условий для развития поликультурного образования в России, среди которых ведущими являются:

- государственная поддержка общественно-педагогических инициатив (финансовая, организационная, информационная, идеологическая);

- создание нормативно-юридической базы, упрощающей межкультурное взаимодействие;

- усиление взаимосвязи педагогической науки, образовательной политики и образовательной практики;

- создание открытой информационно-образовательной среды для распространения конструктивного педагогического опыта и содействия участию российских экспертов в международных и межкультурных образовательных программах и проектах.

Необходимо дальнейшее консолидированное международное сотрудничество государств -членов мирового сообщества - в целях предупреждения межэтнических и конфессиональных конфликтов и ситуаций, выработки мер их предупреждения, в том числе и в образовательном социуме, приоритетными среди которых являются поликультурное образования и формирование межкультурной толерантности у подрастающего поколения.

В данной статье не были затронуты такие важные и требующие дальнейшей разработки вопросы, как, в частности, гендерные различия в области поликультурного образования или поликультурное образование студентов со специальными нуждами (инклюзивное поликультурное образование), ибо значительное расширение их образовательных возможностей являет-

ся одним из достижений движения за права человека и требует отдельного рассмотрения. Серьезное внимание в межэтническом образовании необходимо уделить студентам аддиктивного поведения и «группы риска», что имеет большое значение для создания действительно равных образовательных условий; востребованы исследования особенностей социокультурной среды, ориентированной на поликультурное образование студентов; необходимо в дальнейшем совершенствование отбора содержания и инновационных технологий поликультурного образования и повышения квалификации специалистов-организаторов социально-культурного развития студенческой молодежи. Важен также вопрос о роли религии в поликультурном межэтническом образовании в условиях многоконфессионального государства, но это темы уже других проектов.

Список литературы

1. Колобова, Л.В. Поликультурное образование и личность: Монография. М.: НВИ - Тезаурус, 2006. 396 с.

2. Олейникова О.Н. Интеграционные процессы в сфере высшего образования в Европе // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. 2011. № 11 (30). С. 41-46.

3. Олейникова О.Н, Аксенова Н.М., Муравьева А.А. Интернационализация, международная интеграция и сотрудничество в области профессионального образования и обучения: Материалы VII съезда Союза директоров средних специальных учебных заведений России. М.: Логос, 2013. 63 с.

4. Трегубова Т.М. О развитии стратегического партнерства университетов в системе поликультурного образования // Образование и саморазвитие. 2014. № 4 (42). С. 207-210.

5. Трегубова Т.М. Диверсификация подготовки компетентных специалистов в рамках программы «ТЕМПУС» в условиях международной образовательной интеграции // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. 2011. № 30. С. 138-143.

6. Action plan for lifelong leaming 2007. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.efecot.net/products/documentations/actionpl an/actionplanlllen.pdf

7. Blum L. Multicultural Education as Values Education // Harvard Projects on Schooling and Students. 2010. № 4. P. 1-34.

8. Pufahl I., Rhodes N.C., Christian D. What We Can Learn From Other Countries [Электронный ресурс] // Digest. 2011. Режим доступа: http: //www.cal.org/resources/digest/digest_pdfs/0106-pufahl.pdf

INTERNATIONAL PROJECTS OF MULTICULTURAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF MODERN PROBLEMS OF GLOBALIZATION

T.M. Tregubova

Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education (Kazan)

In this article, we consider the relevance of creating a multicultural education system and fostering tolerance in a higher education institution in the context of modern globalization problems and international education integration. The role of international education projects in multicultural education and creating a safe educational environment for students' mobility and self-realization is described. The author argues that it is necessary to study international experience in the organization of multicultural education at European universities through the use of special social-oriented programs. The TEMPUS project "ALLMEET" and its role in multicultural education and tolerance formation are presented.

Keywords: multicultural education, international educational projects, multicultural educational space, academic mobility, safety of students, socially oriented programmes, multicultural tolerance, TEMPUS programme.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.