Казанский педагогический журнал. 2015. № 1
УДК 378.095
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ В ОБЛАСТИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В СИТУАЦИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ УГРОЗ
Т.М. Трегубова
Аннотация. В статье рассматривается актуальность создания системы поликультурного образования в вузе и воспитания толерантности в условиях современных проблем глобализации и террористических угроз. Представлена характеристика и роль международных образовательных проектов в создании безопасной учебной среды для мобильности и самореализации студентов.
Ключевые слова: поликультурное образование, международные образовательные проекты, ситуации угрозы терроризма, академическая мобильность, безопасность студентов, социально ориентированные программы, поликультурная толерантность,
THE INTERNATIONAL PROJECTS IN THE FIELD OF MULTICULTURAL
EDUCATION OF STUDENTS IN A SITUATION OF TERRORIST THREATS
T.M. Tregubova
Abstract. In this article, the relevance of creation of the multicultural education system as well as the tolerance formation in a higher education institution in the context of modern globalization problems and terrorist threats is considered. The characteristic and a role of the international educational projects in creation of the safe educational environment for students’ mobility and self-realization are submitted.
Keywords: multicultural education, international educational projects, situations of terrorism threats, academic mobility, safety of students, socially oriented programmes, multicultural tolerance.
Эпоха интеграции и глобализации весьма зримо влияет на реформирование высшего образования, что проявляется не только в самоочевидных последствиях этих процессов (создание единого общеевропейского образовательного пространства, развитие академической мобильности студентов и преподавателей, сокращение географических пространств, виртуализация многих сторон жизни, гибридизация культурных феноменов), но и меняется сама парадигма университетского образования.
Поликультурное многообразие России, ее огромные территориальные масштабы и многовековое сосуществование разных народов в традициях взаимоуважения и культурного взаимообогащения способствуют созданию единого поликультурного пространства. В этой связи актуализируется значимость поликультурного образования студентов, целью которого выступает формирование человека культуры, креативной, социальноориентированной личности, активно и про-
дуктивно функционирующей в поликультурной среде [1; 3]. Проблематика поликультурного образования в России актуализировалась в связи с ее стремлением к тесному взаимодействию с мировым сообществом в условиях современных проблем глобализации и осуществления гуманитарных проектов, и в пользу этого можно обозначить следующие аргументы:
• актуализация поликультурного
образования связана с корректировкой представлений о межкультурных и межнациональных взаимоотношениях после снятия идеологических и политических ограничений во взаимодействиях с иными государствами и культурами. Следовательно, воспитание у студентов поликультурной толерантности и способности быть открытыми иному социально-культурному опыту приобретают первостепенное значение;
• в условиях смены образовательных
1
Казанский педагогический журнал. 2015. № 1
приоритетов в России основополагающими становятся гуманистические
общечеловеческие ценности. Повышается актуальность формирования у всех субъектов образовательного процесса культуры межнациональной коммуникации и устойчивой этнокультурной толерантности, а также способности к саморазвитию и самореализации в поликультурном обществе;
• несмотря на демократические изменения в российском обществе и улучшение социально-политического климата в стране, повышение оптимистических настроений среди граждан-россиян не произошло [1; 2], чему помешали, прежде всего, террористические угрозы и ситуации, связанные с актами терроризма, в том числе и в этно-конфессиональных конфликтах.
Несомненно, организация эффективной системы поликультурного образования в отечественных учебных заведениях может стать своеобразным ответом на подобный запрос современного российского общества.
В научной литературе нет единого подхода к определению поликультурного образования как социально-педагогического явления, поскольку оно представляет собой сложную систему взаимосвязанных элементов. Различия имеются в трактовке основных понятий, в философско-этических основаниях его организации, в выборе приоритетов и в уровне профессионального мастерства его осуществления в деятельности педагогов и социальных институтов общества. Более того, многие издания, посвященные поликультурному
образованию, характеризуются
противоречивостью, политической и конфессиональной тенденциозностью,
наличием стереотипов и предубеждений.
Мы рассматриваем поликультурное образование как синоним полиэтнического, ибо расширение границ данного понятия искажает его сущность, отвлекает внимание от вопросов неравенства, дискриминации и предрассудков, которыми так богата наша действительность. В своей деятельности по
поликультурному образованию и воспитанию толерантности у студентов мы руководствуемся концептуальными идеями поликультурного контекста в развитии человека, идеями «встречи культур», культурной трансляции и этнологического дискурса межнациональных конфликтов.
Такая трактовка составляет фундамент платформы формирования поликультурного образовательного пространства и этнической социализации и предполагает, что социальное становление и нравственное развитие личности в условиях глобализации происходит на основе общечеловеческих ценностей и одновременно строится в соответствии с нормами конкретных национальных и региональных культур, не противоречащих общечеловеческим.
Поиски путей решения задач поликультурного образования в условиях крайней нестабильности межэтнических отношений и недостаточной толерантности в современной России с неотвратимостью направляет исследователей в этой области к международному опыту с целью преодоления старых предубеждений и новых стереотипов, связанных с полном игнорированием, либо недостаточно внимательным изучением под определенным профессиональным углом зрения реальных успехов зарубежных коллег в области поликультурного образования, вершинных явлений, парадоксов и противоречий, и уяснения для себя, как именно следует идти другими путями.
Европейский опыт поликультурного образования важен, прежде всего, с позиций реализации принципов Болонского соглашения, одним из ведущих которого является развитие академической мобильности, которая характеризуется как первостепенный приоритет и основной принцип формирования единой зоны европейского образования. Благодаря академической мобильности, у студентов развиваются определенные качества и умения: выбирать пути взаимодействия с окружающим миром; готовность к межкультурной коммуникации; способность оцени-
2
Казанский педагогический журнал. 2015. № 1
вать себя и свою страну с кросскультурных позиций; понимание и принятие других культур, «познанных изнутри» в период обучения в зарубежном вузе.
В ходе наших исследований были выявлены факторы, блокирующие развитие студенческой мобильности, и главный среди них агрессивная среда и низкий уровень личной безопасности ввиду существования различных видов угроз, при этом терроризм не рассматривается в качестве неминуемой угрозы, а скорее видится как некий абстрактный страх, постепенно переходящий в привычное состояние.
Определенный интерес для активизации системы поликультурного образования в российских вузах представляет объективный анализ американской системы поликультурного образования в университетах, в которых оно широко развито из-за особенностей исторического развития на рубеже веков. Хотя, современные США представляют собой государство, глубоко стратифицированное по имущественному положению людей, расовому и этническому признаку, а также «интоле-рантной» практики в области высшего образования и культурной политики, однако глубокие политические, демографические и социокультурные изменения в американском обществе и мире разрушили идеологию «плавильного котла» («melting pot»), заменив ее формулой «Америка - салатное блюдо», содержащее в себе признание важности этнического разнообразия и сохранения языков и культур.
В американских университетах внедрены социально ориентированные программы и реализуются международные проекты, в рамках которых разрабатываются стратегии, направленные на усиление безопасности образовательной среды, увеличения степени поликультурной коммуникации в вузе, что должно обеспечить позитивное
межгрупповое взаимодействие в учебном заведении и обществе в целом.
Одним из ключевых аспектов социально ориентированных программ является форми-
рование у студентов навыков критического мышления для анализа негативных социальных явлений, таких как расизм, терроризм, сексизм и дискриминация. Это обеспечивает моральное и когнитивное развитие студентов, способствует глубокому осознанию ими как общечеловеческих ценностей, так и ценностных ориентаций современного демократического общества.
Основополагающим понятием социально ориентированных проектов является категория «расизм», и именно поэтому особое внимание в процессе поликультурного воспитания уделяется формированию у студентов объективного знания о данном социальном явлении, оценке степени его влияния на их собственную жизнь и жизнь других членов современного общества. С течением времени существовавшее убеждение, что понятие «расизм» применимо лишь к отношениям белых и цветных, потеряло свою актуальность. «Согласно современным исследованиям расизма, многие ученые сделали вывод, что возможны иные его концепции и проявления» [4, с. 23].
Широкое освещение в социально ориентированных программах и проектах получают причины возникновения многочисленных конфликтов и угроз на расовой и этнической почве. Сегодня драки и столкновения между студентами из разных расовых, этнических и культурных групп многие педагоги склонны рассматривать не как проявления личной неприязни, а именно как результат расистских настроений в американском обществе. В связи с перечисленными фактами европейские и американские педагоги придают большое значение поликультурному образованию как основному средству создания оптимальных условий для развития позитивных межэтнических отношений в группе и университете в целом.
Если говорить о примерах реального воплощения идей антирасистского поликультурного образования в педагогическую практику, то, несомненно, нужно отметить функ-
3
Казанский педагогический журнал. 2015. № 1
ционирующую уже более 20 лет программу социально ориентированного характера «Лицом к лицу с историей» («Facing History & Ourselves»). На сегодняшний день помимо самой программы существует также национальная организация «Лицом к лицу с историей» с представительствами по всей территории Соединенных Штатов и сайтом в сети Интернет. Согласно статистическим данным организации, по указанной программе ежегодно занимаются более 450 000 студентов, как в государственных, так и в частных американских учебных заведениях. Каждый год более 30 тысяч педагогов из США, Канады и др. стран приезжают в представительства этой организации для обмена опытом и участия в мастер-классах; посещают специальный информационный центр программы, который располагается в г. Бруклине (штат Массачусетс), где они получают доступ к документальным материалам, книгам, периодическим изданиям, аудио и видеозаписям, предназначенным для реализации программных целей и задач.
Большую популярность в американских университетах приобрел также Проект «Много голосов - один мир», направленный на помощь студентам колледжей и вузов в изучении и анализе следующих «болезней общества»: экстремизм, расизм, фанатизм, жестокость и проблемы личной ответственности каждого гражданина за происходящие политические и социальные события в мире в условиях глобализации.
Российские вузы также осознают опасность, исходящую от данных «болезней» общества и активно развивают международное сотрудничество в области поликультурного образования. Обучение разных в этническом и культурном отношении иностранных (из ближнего и дальнего зарубежья) студентов в российских университетах выдвигает на первый план мультикультурную политику и поликультурную практику, хотя современная реальность далека от идеальной модели, что существенно снижает потенциал экспорта образовательных услуг российских вузов.
Однако российская образовательная практика также предоставляет много примеров конструктивной реализации идей поликультурного образования. Так, Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО в 2014 г. выиграл на конкурсной основе международный грант на реализацию крупного сетевого корпоративного проекта программы TEMPUS-IV «Организация обучения в течение всей жизни, ориентированного на поликультурное образование и воспитание толерантности в России» («ALLMEET»). В состав российскоевропейского консорциума вошли известные европейские университеты, такие как Болонский университет (Италия), Университет Глазго (Шотландии), Лиссабонский университет (Португалия); российские университеты представлены Сибирским Федеральным университетом, Северным (Арктическим) федеральным университетом, Московским городским педагогическим университетом, Марийским государственным университетом. Совсем не случайно в консорциуме три представителя Республики Татарстан: Набереж-ночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, Молодежная общественная организация РТ «Центр развития добровольчества «Волонтер» и Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО - координатор российской стороны Проекта.
В процессе реализации задач проекта члены консорциума начали разработку «Поликультурных платформ» и инновационных образовательных программ, направленных на формирование толерантности и самореализацию представителей целевых (маргинальных) групп населения, лиц с особыми нуждами, мигрантов, а также иностранной рабочей силы, что, несомненно, будет способствовать формированию поликультурного образовательного пространства в регионе с учетом конструктивного отечественного и международного опыта в этой области.
Республика Татарстан является регионом с толерантным самосознанием и отношением
4
Казанский педагогический журнал. 2015. № 1
к действительности. Для него также характерна тенденция гражданского общества с формированием и воспитанием у молодежи толерантных установок посредством проведения воспитательных и образовательных мероприятий, таких как Дни толерантности, месячник «Экстремизму - нет» (сентябрь), организация деятельности воскресных школ - школ дружбы и взаимного уважения при Ассамблеи народов Татарстана и др.
Казань начинает позиционировать себя толерантным городом, проводя музыкальный фестиваль «Сотворение мира»; под лозунгами толерантности прошел в 2014 г. Фестиваль мусульманского кино. Следует также отметить, что Программа развития г. Казани до 2013 г. ставила цель формирования здорового образа жизни и развития спорта.
В Татарстане много внимания уделяется проблемам развития толерантного мышления, реализуются программы разными государственными ведомствами и отдельными образовательными учреждениями, но, к сожалению, не существует комплексной систематической работы по формированию и развитию межкультурной толерантности в регионе. Наш Проект ALLMEET в определенной степени восполнит этот пробел.
В заключение укажем, что анализ результативности реализации международных проектов показал необходимость создания спе-
Литература:
1. Колобова Л.В. Поликультурное образование и личность. М.: НВИ-Тезаурус. 2006. 396 с.
2. Иванов В.Н. Феномен терроризма // Социологические исследования. 2005. № 7. С. 63-71.
3. Action plan for lifelong learning 2007. URL: http://www.efecot.net (дата обращения: 23.12.2014).
4. Blum L. Multicultural Education as Values Education // Harvard Projects on Schooling and Students. 2010. № 4. Pp. 1-34.
циальных условий для развития поликультурного образования в России, среди которых ведущими являются:
• государственная поддержка общественно-педагогических инициатив (финансовая, организационная, информационная, идеологическая);
• создание нормативно-юридической базы, упрощающей межкультурное взаимодействие;
• усиление взаимосвязи педагогической науки, образовательной политики и образовательной практики;
• создание открытой информационнообразовательной среды о результатах конструктивного педагогического опыта и о возможностях участия российских экспертов в международных и межкультурных образовательных программах и проектах.
Необходимо дальнейшее консолидированное международное сотрудничество государств-членов мирового сообщества в целях предупреждения ситуаций, связанных с актами терроризма как идеологии насилия и воздействия на общественное сознание, выработки мер его предупреждения, в том числе и в образовательном социуме, приоритетными среди которых являются поликультурное образования и формирование межкультурной толерантности у подрастающего поколения.
References:
1. Kolobova L.V. Polikul'turnoe obrazovanie i lich-nost'. M.: NVI-Tezaurus. 2006. 396 s.
2. Ivanov V.N. Fenomen terrorizma // Sotsiologi-cheskie issledovaniya. 2005. № 7. S. 63-71.
3. Action plan for lifelong learning 2007. URL: http://www.efecot.net (data obrashcheniya: 23.12.2014).
4. Blum L. Multicultural Education as Values Education // Harvard Projects on Schooling and Students. 2010. № 4. Pp. 1-34.
Трегубова Т.М. (г.Казань), доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО.
Tregubova Т.М. (Kazan), doctor of pedagogical sciences, professor, leading researcher of Institute of pedagogy and psychology of professional education RAE.
5