УДК 378.095
Т.М.Трегубова
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ: ОПЫТ США
В статье представлен американский опыт поликультурного образования студентов вузов через реализацию социально ориентированных воспитательных программ. Показаны трудности, препятствующие использованию международного опыта поликультурного образования в российской высшей школе.
Ключевые слова: поликультурное образование, социально ориентированные программы, негативные социальные явления
T.M.Tregubova socially focused educational programs as means of students' multicultural education: usa experience
Annotation. The American experience of multicultural éducation of students of higher éducation institutions is presented in this article through implementation of socially focused educational programs. The difficulties, interfering the use of the international experience of multicultural education at the Russian higher school are shown.
Keywords: the multicultural education, socially focused programs, the negative social phenomena
Эпоха глобализации и создание единого образовательного пространства, выражающегося в гармонизации образовательных стандартов, подходов, учебных планов и специальностей в разных странах мира, актуализировали необходимость решения проблемы формирования толерантной и ответственной личности, способной жить в условиях поликультурного мира и готовой к диалогичному бесконфликтному общению с представителя разных культур. Более того, вариативность современного образования, диверсификация учебных заведений, повышение культуросообразных функций различных типов образовательных структур требуют изменения миссии, содержания и особенностей деятельности современной высшей школы в эпоху глобализации и интеграции.
Современное многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. В этой связи актуализируется значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, креативной, социальноориентированной личности, активно и продуктивно функционирующей в поликультурной среде [1, 2]. И было бы ошибочным пренебречь богатым мировым опытом развития социокультурной и воспитательной деятельности, изучив который можно продолжить поиск собственных, аутентично российских моделей и механизмов повышения качества образования и подготовки студентов к жизни и труду в условиях современного поликультурного общества.
Выбор опыта, теоретического и практического, в области социализации личности, именно США - неслучаен. Во-первых, при всех существенных различиях между странами, объективно именно Россия и США оказывают огромное влияние на формирование инвариантных социально-этических приоритетов будущего мира. Во-вторых, американские технологии, формы и методы социального воспитания студентов вузов в условиях глобализации основаны на общечеловеческих ценностях, что делает их в определенной степени универсальными, позволяя использовать их в учебных заведениях других стран. Кроме того, отличаясь образовательным, этнокультурным, вероисповедным многообразием, находясь на сложном перекрестке межцивилизационного взаимодействия, США может служить моделью для сравнительного социокультурного анализа воспитательных социально ориентированных программ, способствующих поликультурному образованию студентов в США и в других странах.
По мнению большинства американских ученых и педагогов [4, 5], современное поликультурное образование не может быть сведено лишь к улучшению успеваемости и расширению знаний студентов о тех расовых, этнических, культурных, религиозных группах, которые составляют американское общество.
Несомненно, поликультурное образование должно оказывать мощное воспитательное воздействие, стимулировать развитие у студентов культурной, этнической и расовой толерантности, способствовать искоренению негативных стереотипов и предубеждений. Именно поэтому для реализации такого воспитания в системе поликультурного образования существуют социально ориентированные программы, которые внедряются не только в учебный процесс, но и во внеурочную деятельность педагогов и студентов. В их рамках разрабатываются стратегии,
направленные на реструктуризацию образовательной среды, увеличения степени поликультурной коммуникации в вузе, что должно обеспечить позитивное межгрупповое взаимодействие в обществе.
Одним из ключевых аспектов социально ориентированных программ является формирование у студентов навыков критического мышления для анализа целого ряда негативных социальных явлений, таких как расизм, нацизм, сексизм, дискриминация. Это обеспечивает моральное и когнитивное развитие студентов, способствует глубокому осознанию ими как общечеловеческих ценностей, так и ценностных ориентаций демократического общества.
Основополагающим понятием социально ориентированных программ является категория «расизм», и именно поэтому особое внимание в процессе поликультурного воспитания уделяется формированию у студентов объективного знания о данном социальном явлении, оценки степени его влияния на их собственную жизнь и жизнь других членов современного общества. С течением времени существовавшее убеждение, что понятие «расизм» применимо лишь к отношениям белых и цветных потеряло свою актуальность. Согласно современным исследованиям расизма, многие ученые сделали вывод, что возможны иные его концепции и проявления [1, 2, 4] .
Широкое освещение в социально ориентированных программах получают причины возникновения многочисленных конфликтов на расовой и этнической почве. Существует множество примеров необоснованной расовой ненависти и провокаций серьезных конфликтов на этой почве. Драки и столкновения между студентами из разных расовых, этнических, культурных групп, многие педагоги и психологи все больше склонны рассматривать не как проявления личной неприязни, а именно как результат расистских настроений в обществе. В связи с перечисленными фактами, американские педагоги придают большое значение поликультурному образованию как средству создания оптимальных условий для развития позитивных межгрупповых отношений в группе, университете и общине.
Для создания таких условий огромное значение имеют ведущие ценностные ориентации, пропагандируемые в процессе воспитания. Современный ученый, специалист в области поликультурного образования Лоуренс Блам выделяет четыре уровня ведущих ценностных ориентаций. На первом уровне - «индивид»- находятся ценности, которые должны усвоить студенты. Примерами таких ценностей является уважение к представителям другой культуры, справедливое отношение к другим людям вне зависимости от их расовой принадлежности, желание и способность остановить расовую дискриминацию в обществе.
На втором уровне - «педагог»- располагаются ценности, которые наполняют новым смыслом профессиональную деятельность педагогов: справедливое отношение к каждому студенту, уважение к его культуре, гарантия получения качественного образования всем студентам.
Третий уровень «университет» содержит большинство из уже перечисленных ценностей, но они в этом случае они рассматриваются применительно ко всей образовательной среде, затрагивая и взаимоотношения с родителями студентов.
Последний, четвертый уровень «общество» подразумевает воплощение ценностей первых трех уровней в жизни современного общества в Соединенных Штатах [172: 4].
В социально ориентированных программах поликультурного образования первостепенное внимание уделяется ценностям первого уровня. Именно эти ценности в ходе воспитания должны воплотиться в характере и личности каждого ученика. Следует отметить, что в сфере индивидуальных ценностей можно выделить два вида: гражданские и моральные.
Гражданские ценности связаны с участием в государственном устройстве на различных уровнях: местном, национальном, межнациональном. Второй вид индивидуальных ценностей -моральные, также играют значительную роль в формировании общественных отношений. Справедливость, как моральная ценность личности, подразумевает действия каждого конкретного человека в его взаимоотношениях с другими людьми, но не может быть ограничена поведением в рамках личной жизни человека, а, следовательно, является базой для формирования такой гражданской ценности как «социальная справедливость». Однако многие ученые считают, что в большинстве случаев нет строгой границы между ними.
Если говорить о примерах реального воплощения идей антирасистского поликультурного образования в педагогическую практику, то, несомненно, нужно отметить функционирующую уже более 20 лет программу социально ориентированного характера «Лицом к лицу с историей» ("Facing History & Ourselves"), разработанную Маргот Сторм в соавторстве с Уильямом Парсонсом, Аланом Штоскопфом и Мэри Джонсон.
На сегодняшний день, помимо самой программы, существует также национальная организация «Лицом к лицу с историей» с представительствами по всей территории Соединенных Штатов и сайтом в сети Интернет. Согласно статистическим данным организации, по указанной программе ежегодно занимаются более 450000 студентов, как в государственных, так и в частных американских школах. Более 30 000 педагогов из США, Канады и других стран приезжает в представительства организации для обмена опытом и участия в мастер-классах; посещают специальный информационный центр программы, который располагается в г. Бруклине, штат Массачусетс, где они получают доступ к документальным материалам, книгам, периодическим изданиям, аудио и видеозаписям, предназначенным для осуществления программных целей и задач.
Учебная программа «Лицом к лицу с историей» разработана для изучения противоречивых и сложных вопросов жизни общества, негативных социальных явлений на примере проявлений дискриминационной политики в истории ХХ века. Участие в программе позволяет учащимся школы, а также студентам колледжей и вузов изучать и анализировать следующие «болезни общества»: дегуманизация, конформизм, превышение властных полномочий, расизм, фанатизм, жестокость и проблемы личной ответственности каждого гражданина за происходящие в мире политические и социальные события.
В рамках программы «Лицом к лицу с историей» подготовлено три учебных пособия:
«Лицом к лицу с историей: Холокост и человеческое поведение» - первая книга, которая содержит необходимый теоретический материал для ведения занятий. Специально разработанные разделы для чтения, основанные на последних исследованиях Холокоста, включают ряд подробных комментариев, дающих учащимся более четкие понятия о предубеждении и дискриминации, злоупотреблении властью, а также материал, посвященный изучению истории нацистской Германии.
«Выбираяучастие: критический анализ гражданственности в американской истории» - вторая книга из серии «Лицом к лицу с историей». Она посвящена важной роли, которую играет активное участие граждан в формировании справедливого, толерантного, демократического общества. Примеры борьбы американских граждан за создание такого общества (кампания против линчевания, движение за права человека) помогают учащимся задуматься над тем, как они сами могут эффективно участвовать в общественной жизни, в чем заключается их гражданская ответственность.
«Элементы времени: свидетели Холокоста» - учебное пособие, в котором собраны письменные свидетельства, интервью и воспоминания жертв Холокоста. Существует обширное видеоприложение к пособию, которое педагоги могут получить, обратившись в информационный центр в Бруклине. Все материалы учебного пособия подготовлены благодаря многолетнему сотрудничеству организации «Лицом к лицу с историей» с библиотекой Йельского Университета.
Несмотря на неоднозначность обсуждаемых вопросов, американским педагогам предлагается активно внедрять разработки программы «Лицом к лицу с историей» не только в преподавание всемирной истории, граждановедения, социологии, психологии, но и создавать элективные курсы для студентов, студентов колледжей и вузов, а также готовить специальные программы для жителей различных общин, а значит особым образом выстраивать процесс внеклассной деятельности. Когда учителя, дети и их родители, а также многие другие взрослые из одной общины вместе посещают специальные внеклассные занятия, подобный опыт приобретает особую значимость.
Завершая вновь подчеркнем, что неотъемлемым элементом современного поликультурного образования являются специальные социально ориентированные программы, оказывающие мощное воспитательное воздействие на студентов, стимулирующие у студентов развитие культурной, этнической и расовой толерантности. Всё это оказывает позитивное воздействие на установление оптимальных взаимоотношений между расовыми, этническими и культурными группами, проживающими на территории США.
Адаптация и использование международного, прежде всего, американского опыта социализации и воспитания студентов в российских вузах блокируется, прежде всего, проблемами концептуального уровня в связи с различными подходами к поликультурному образованию. Следующая группа проблем связана с информационным барьером: Российские исследователи, не владеют в полном объеме необходимой и объективной информацией о различных аспектах решения то или иного образовательного вопроса. Следующий уровень проблем - это технологические барьеры: даже имея новые рациональные идеи и предложения по использованию
международного опыта, часто технологии его применения не подходят к российским условиям. И наконец, проблемы психологического уровня - преодоление инерции традиций, нежелание использовать чужой опыт в образовательной сфере, а главное - несформированная готовность к внедрению конструктивного международного опыта.
Литература
1. Быкова М.Ф. США сегодня: мир разрушенных иллюзий// Вопр. философии. - 2004. - № 11. - С. 95-105.
2. Ершов В.А Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы. Автореф. дис. ...кандид. пед. наук. - М., 2000. - 18 с.
3. Трегубова Т.М. Теория и практика социальной работы с учащейся молодежью в профессиональных учебных заведениях США Дисс. ...докт. пед. наук. - Казань, 2001. - 380 с.
4. Abbeduto L. Taking Sides: Clashing Views on Controversial issues in Educational Psychology. - Guilford: Dushkin / Mc Graw - Hill, 2009. -
5. Blum L. Multicultural Education as Values Education // Harvard Projects on Schooling and Children. - 2010. -№ 4. - P. 1-34.