Научная статья на тему 'Этнорегиональный компонент в поликультурном образовательном пространстве'

Этнорегиональный компонент в поликультурном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / КОМПОНЕНТНЫЙ ПОДХОД / ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильченко Надежда Михайловна

В статье анализируются особенности поликультурного образования в России, отмечается позитивный опыт, накопленный в постсоветский период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнорегиональный компонент в поликультурном образовательном пространстве»

№ 2 (40), 2011

"Культурная жизнь Юга России"

Литература

1. Богоявленский М. П. Художники Кубани // Быть свидетелем истории: исслед. и док. / Т. М. Кондратенко, Е. А. Косопойко, Ю. А. Солодовников. Краснодар, 2009. С. 94; Еремеева А. Н. Художественная интеллигенция Кубани в послевоенные годы (1946-1953) // Кубань: пробл. культуры и информатизации. 2001. № 1(18). С. 23; Ушенко И. В. Художественная жизнь Краснодара после изгнания фашистских оккупантов: по материалам газеты «Большевик» («Советская Кубань») 1943-1947 гг. // Историческая мысль Кубани на пороге третьего тысячелетия. Краснодар, 2000. С. 120-123.

2. Золотой век художественных объединений в России и СССР / сост. Д. Я. Северюхин, О. Л. Лейкинд. СПб., 1992. С. 61, 314.

3. Аймермахер К. От единства к многообразию. Социально-культурные аспекты московского искусства в период между 1945 и 1988 гг. // От единства к многообразию: разыскания в области «другого» искусства 1950-1980-х гг. М., 2004. С. 71.

4. Союзу художников Кубани 50 лет // С. Зелено-ва. К истории Краснодарской краевой организации Союза художников РСФСР. Краснодар, 1989. С. 165.

5. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 1722. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

6. Там же. Л. 14.

7. Там же. Д. 2. Л. 8.

8. Там же. Д. 1. Л. 15.

9. Там же. Д. 7. Л. 1.

10. Аймермахер К. От единства к многообразию ... С. 71.

11. Беломыцева В. Ф. Творчество кубанских художников 40-50-х годов // Наследие XX века: опыт переосмысления. Краснодар, 1995. Вып. 2. С.31-37.

12. ГАКК. Ф. 1722. Оп. 1. Д. 6. Л. 1.

13. Еремеева А. Н. Художественная интеллигенция Кубани в послевоенные годы ... С. 23.

14. Богоявленский М. П. Художники Кубани ... С. 94.

15. Ушенко И. В. Кубанские художники в первое послевоенное десятилетие // Третьи кубанские литературно-исторические чтения. Краснодар, 2001. С. 252.

16. Щурик Н. Л. Мастера изобразительного искусства Кубани. Поколение созидателей: Живопись. Графика. Ч. 1. Краснодар, 2006. С. 120.

l. yu. perebeinos. Krasnodar regional branch of the union of artists of the rsfsr and fine arts development in kuban

The article highlights the history of origin, activities and the role of the Krasnodar Regional Branch of the Union of Artists in the development of fine arts in this region.

Key words: Krasnodar regional branch of the Union of Artists of the USSR, fine arts, exhibitions.

Н. М.ВАСИЛЬЧЕНКО

ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫй КОМПОНЕНТ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье анализируются особенности поликультурного образования в России, отмечается позитивный опыт, накопленный в постсоветский период.

Ключевые слова: поликультурное образование и воспитание, компонентный подход, этнорегиональный компонент.

Интерес к поликультурному воспитанию в мире обусловлен глобализацией, расширением международного сотрудничества, усилением борьбы расовых и этнических меньшинств за свои права в полиэтничных сообществах. Этнокультурная направленность актуальна и для российской образовательной системы - необходимость ее демократизации в этом аспекте диктуется повышением значимости родных языков как защитников и хранителей этнических ценностей и русского языка как средства межэтнического общения и транслятора русской культуры.

Русская культура была, есть и остается основным посредником в диалоге многочисленных наций и этнических групп нашей страны с мировой культурой. Однако необходимо учитывать, что народы России относятся к разным цивили-

зационным типам и, следовательно, нуждаются в неодинаковых моделях воспитания. Поэтому поликультурное воспитание в наших условиях представляет собой интегративно-плюралистический процесс, в основе которого три источника - русский, национальный (нерусский) и общечеловеческий [1].

Поликультурное образование и воспитание в российских условиях вернее всего может быть определено как:

- приобщение молодежи к малоэтнической, русской, общенациональной и мировой культурам с целью духовного обогащения;

- развитие сознания в планетарном масштабе;

- формирование навыков существования в условиях многокультурной среды.

Такое понимание в принципе совпадает с трак-

"Культурная жизнь Юга России"

№ 2 (40), 2011

товками зарубежных ученых, которые предполагают, что «содержание воспитания и обучения черпается одновременно из культуры малого этноса, доминирующей нации и мировой культуры» [2].

Идеи поликультурного образования и воспитания созвучны представлениям этнопедагогики и задачам формирования культуры межнационального общения. Интерес этнопедагогики ограничен опытом малой этнической группы, а образовательная перспектива связывается с народными традициями. Некоторые отечественные теоретики поликультурного образования и воспитания считают «компонентный подход» неплодотворным [3]. По их мнению, он приводит к замкнутости образовательно-воспитательного процесса на националистических установках. Альтернативные модели реализации поликультурного образовательного пространства выстраивают ступени обучения нерусского школьника (студента) по следующей схеме: родная культура ^российская культура ^ мировая культура.

Учитывая особенности той или иной территории, можно определить национально-региональный компонент как совокупность норм и требований к содержанию и уровню подготовки выпускников (в частности, в области национально значимых традиций народов, населяющих данный регион).

В начале 90-х годов XX века Министерство образования РФ подчеркивало необходимость создания сети так называемых национальных школ, которые, обеспечивая Единый государственный стандарт воспитания и образования, должны были приобщать учащихся к традиционной культуре, т. е. формировать личность, способную существовать в поликультурном обществе [4]. В учебных заведениях такого типа предусматривалось, что на начальном этапе дети погружаются в стихию родной культуры и родного языка, на среднем и высшем этапах обучения выходят, соответственно, на общероссийское и мировое культурное пространство. В те же годы учебные программы нерусских школ были расширены за счет обязательных курсов национального языка, истории и культуры. Не только в национальных республиках, но и в местах компактного проживания представителей нерусских этносов на территории иных регионов велось преподавание этих предметов.

Уникальный опыт поликультурного воспитания накоплен в московской многонациональной школе (учебно-воспитательный комплекс № 1650). В 1993/1994 учебном году здесь были открыты 22 отделения: абазинское, аварское, адыгейское, армянское, ассирийское, башкирское, болгарское, бурятское, греческое, еврейское,

ингушское, кабардинское, корейское, латышское, литовское, польское, русское, татарское, украинское, цыганское, эстонское. В каждом из них по субботам и воскресеньям дополнительно к основной программе школьники изучают язык, историю, религию, фольклор и уклад жизни своего народа (включая национальные виды спорта, кулинарию, танцы, праздники). Занятия ведут носители языка и культуры [5].

В Ростовской области, где проблема миграции весьма актуальна, группой ученых под руководством Е. В. Бондаревской разработаны интегра-тивные курсы: «Поддержка и защита детства на материалах миграционной педагогики», «Подготовка учителя к осуществлению педагогической поддержки детей-мигрантов в поликультурном образовании», «Основы межкультурного общения». Введение подобных дисциплин (спецкурсов и спецсеминаров) на педагогических отделениях ряда вузов России и Приднестровья обеспечило подготовку компетентных педагогов, способных решать проблему обучения детей некоренных национальностей [6].

Несмотря на этот позитивный опыт, в программах многих учебных заведений России до сих пор отсутствуют специальные курсы поликультурного воспитания. Соответствующие вопросы рассматриваются на междисциплинарном уровне: в рамках изучения языков, истории, предметов естественнонаучного, художественно-эстетического циклов.

Поскольку интегративное поликультурное обучение предполагает детальное знакомство с культурой русского народа, малых этносов, региона, общероссийской и мировой культурой, на повестке дня современного образовательного процесса -разработка, внедрение, оптимизация соответствующих программ обучения и воспитания.

Литература

1. Джуринский А. Н. Воспитание в России и за рубежом. М., 2001. С. 88.

2. Le Than Khoi. From multiculturalism to inter-culturalism: The role of éducation // The World and Japan in the age of multiculturalism: international symposium. Tokyo, 1994. Р. 46.

3. Кузьмин М. Н. Человек гражданского общества как цель образования в условиях полиэтнич-ного российского социума / М. Н. Кузьмин, О. И. Артеменко // Вопросы философии. 2006. № 6. С. 42.

4. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М., 1999. С. 59.

5. Данилюк А. Я. Понятие и понимание национальной школы // Педагогика. 1997. № 1. С. 70.

6. Бондаревская Е. В. Теория и практика лич-ностно-ориентированного воспитания. Ростов н/Д, 2000. С. 314.

n. m. vasilchenko. the ethnoregional component in the multicultural educational area

The article analyzes peculiarities of the multicultural education in Russia. Positive experience gained during the post-Soviet period is pointed out.

Key words: multicultural education and upbringing, component approach, ethnoregional component.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.