Научная статья на тему 'Проблемные аспекты межкультурных отношений в воспитании социального доверия у молодежи в поликультурном образовании'

Проблемные аспекты межкультурных отношений в воспитании социального доверия у молодежи в поликультурном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / POLYCULTURAL EDUCATION / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / PHILOSOPHY OF EDUCATION / МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУР / CULTURE DIVERSITY / ПОЛИЭТНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTIETHNIC EDUCATION / СОЦИАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ / SOCIAL TRUST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбачева Татьяна Михайловна, Горбачев Алексей Леонидович

Актуализация поликультурного образования в РФ вызывает необходимость обоснования его философских, общественно-политических и педагогических основ. Поликультурное образование фундируется ценностями единства и равенства культур, выраженных в общественных и политических усилиях по интеграции культур и поддерживаемых педагогическим сообществом, развивающим навыки межкультурной коммуникации. Настоящая статья представляет обзор данной проблематики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problematic aspects of intercultural relations in social trust upbringing of youth in polycultural education

Actualization of polycultural education in Russia requires the necessity of philosophical, sociopolitical and pedagogical foundations. Polycultural education is founded on values of unity and culture equality. These values are expressed in sociopolitical efforts on integration of cultures and are supported by pedagogical community through development of intercultural communication skills

Текст научной работы на тему «Проблемные аспекты межкультурных отношений в воспитании социального доверия у молодежи в поликультурном образовании»

Воспитание, социкультурное развитие личности

Т. М. Горбачева, А. Л. Горбачев

(Москва)

проблемные аспекты межкультурных отношений в воспитании социального доверия у молодежи в поликультурном образовании

problematic aspects of intercultural relations in social trust upbringing of youth in polycultural education

Актуализация поликультурного образования в РФ вызывает необходимость обоснования его философских, общественно-политических и педагогических основ. Поликультурное образование фундируется ценностями единства и равенства культур, выраженных в общественных и политических усилиях по интеграции культур и поддерживаемых педагогическим сообществом, развивающим навыки межкультурной коммуникации. Настоящая статья представляет обзор данной проблематики

Ключевые слова: поликультурное образование, философия образования, многообразие культур, полиэтническое образование, социальное доверие

Actualization of polycultural education in Russia requires the necessity of philosophical, sociopolitical and pedagogical foundations. Polycultural education is founded on values of unity and culture equality. These values are expressed in sociopolitical efforts on integration of cultures and are supported by pedagogical community through development of intercultural communication skills Key words: polycultural education, philosophy of education, culture diversity, multiethnic education, social trust

Развитие глобального образовательного пространства, изменение демографической ситуации в наиболее развитых странах и массовая иммиграция ставят вопрос о построении образовательных программ, отвечающих запросам учеников - представителей различных культур. В контексте развития образования в Российской Федерации этот вопрос поставлен в Законе «Об образовании РФ», где принцип защиты системой образования национальных культур и традиций выделен как один из важнейших [6]. В «Концепции развития поликультурного образования в РФ» [3] и в

публикациях по многочисленным проблемам поликультурного образования приоритетными целями развития поликультурного образования являются обеспечение гражданского мира, стабильности, сохранение территориальной целостности и в конечном счете - формирование российской гражданской идентичности [7, с. 3].

Необходимыми предпосылками по-ли-культурного образования являются «ста-новление демократии и гражданского общества; интеграция в мировое культурное и образовательное пространство; усиление борьбы с проявлениями шови-

низма, расизма, этнического эгоизма» [3]. Актуальность разрешения практических вопросов реализации поликультурного образования побуждает использовать положительный отечественный и международный опыт.

Опыт советской школы в отношении интернационального образования был уникальным и успешным. В образовательных программах системно распространялись идеи равенства и братства народов страны, стремление к совместному труду на благо общества. Большинство граждан СССР воспринимали себя как один народ, все свободно владели русским языком и редко обращали внимание на национальность. При этом целенаправленно осуществлялась работа по поддержанию культур малых народов, создавались музеи, специальные учебные заведения для детей, выделялись квоты для обучения талантливых детей в вузах [2].

Международный опыт поликультурного образования требует изучения и контек-стуализации. Сам термин «Поликультурное образование» воз-ник как перевод английского «multicultural education». В Оксфордской «Международной энциклопедии образования» поликультурное образование рассматривается как «педагогический процесс, в котором репрезентированы две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку» [12]. Международный педагогический словарь, изданный в Лондоне в 1977 г., определяет «multicultural education» как отражение идеалов культурного плюрализма в сфере просвещения [13]. Современные определения смещают акцент с культуры на этносы, в соответствии с актуальными демографическими вызовами. Эйнгорн критикует полиэтнический подход, предлагая понимать культуру не только как этническую, но и видовую, например, экономическую, политическую, правовую, научную и др. В этом случае определение поликультурного образования выходит за поликультурноэтнические рамки [9, с. 53].

Культурный плюрализм в образовании - это сложное явление, не сводящееся исключительно к включению в учебный план сведений об истории и культуре каждого из присутствующих учеников. Это умение объединять опыт, ценности, традиции и культурное наследие учащихся для образовательных целей. Один из наиболее важных вопросов интеграции - что именно рассматривается как общая ценность, вокруг которой возможно формирование интеграционных процессов.

Важнейшим аспектом проблематики поликультурного образования является его философская основа. Именно она определяет подходы к ответам на вопрос единства и многообразия мира - одной из сложнейших проблем онтологии. Решение этой проблемы лежит либо в признании первопричины бытия (монизм), либо в нахождении единства в определенных качествах, характеристиках вещей (плюрализм) [8].

В философии позиция монизма наиболее распространена. Постулируя единство мира, его связанность универсальными законами, единство полагают в одном из двух начал - в духе или в материи. Идеалистический монизм утверждает Абсолют как первоначало, соединяющее мир и являющееся его причиной. Христианское мировоззрение решает вопрос единства и множественности в богословском описании Троицы. Сам термин описывает соединение трех в одном. Отцы церкви, соединяя библейское описание Бога в одну концепцию, сформулировали троичность Бога: три ипостаси, неслиянные и нераздельные. В этой концепции есть нерациональный элемент, потому что в природе мы не находим примеров такого единства.

Учение о Троице не было сформулировано как ответ на философскую проблему единства и множественности, оно было отражением христианского представления об Абсолюте. Однако среди религиозных течений христианство представляет уникальное решение этой проблемы, отличное от монотеистических религий иудаизма и ислама, политеистических представлений язычества и неоязычества [5].

Распространение христианской культуры на европейской территории шло в русле «культурного монизма» как позиции абсолютизации культурного единства, исходящего из принципа единокультурия. Средневековый университет - воплощение культурного монизма. Объединяющим фактором университетского образования служила христианская теология, пронизывающая все другие области знания. Она была стержнем университетской жизни и ставила христианское мировоззрение, которое передавалось студентам, бакалаврам, магистрантам, деканам и ректорам [10].

Другим не менее важным аспектом поликультурного образования является его общественно-политическая основа. Секуляризация меняет позицию европейцев с идеалистического монизма на материалистический, выдвигая на первое место волю монархов, правителей и интересы государства. В образовании продолжают действовать монокультурные стратегии, однако во главу угла ставится европейская культура, по сравнению с которой другие культуры воспринимаются как отставшие, неразвитые, варварские. В XIX веке такая модель образования становится универсальной и широко распространяется. Страны, которые используют ее, считаются прогрессивными и приобщающимися к европейским традициям.

Кризис монизма как мировоззренческой и образовательной позиции стал наблюдаться в конце ХХ в. с расширением международного сотрудничества, с ростом самосознания народов и государств, с усилением миграционных процессов по всему миру. Плюрализм как альтернативное решение проблемы единства и множественности стал набирать популярность. Монокультурному подходу стали противопоставлять поликультурный как более актуальный и эффективный. Философия постмодерна выражает это наиболее ярко. Именно постмодернистский лингвистический дискурс вводит термин «мультикультурализм».

С одной стороны, плюралистический подход привносит много нового в образо-

вательное пространство: горизонты образовательной деятельности расширяются; у ученика формируется полифоническое видение мира; образовательные методы подчиняются цели воспитания «многомерного» человека; плюрализм и толерантность устанавливаются в качестве нравственного идеала, а принципами поликультурного образования становятся эпистемологический плюрализм, недопустимость авторитарности в научных суждениях, демократизация образовательного процесса. С другой стороны, акцент на многообразии голосов и культур приводит к эклектичности, поверхностности образования. Оно теряет единство, связанность в онтологии, смысле и мировоззрении.

Проблематика поликультурного образования базируется на философских вопросах, до настоящего времени так и не нашедших своего разрешения. Эйнгорн утверждает, что осмысление призвания поликультурного образования указывает на проблему его этико-антропологиче-ской центрированности [9, с. 53]. Однако современный дискурс о поликультурном образовании ведется с позиций решения практических вопросов образования, демографических и этнических изменений в обществе, решения политических задач консолидации населения и развития социального доверия среди граждан. Эта перспектива обусловлена историческим развитием проблематики поликультурного образования в западных странах, которая началась с дискурса об инклюзивности образовательного подхода в США, в контексте мультикультурного состава учеников общеобразовательных школ.

Одной из предпосылок возникновения мультикультурного образования была необходимость политической интеграции, которая обеспечивала бы солидарность американской нации [11, с. 13]. Идея равенства, прошедшая испытания борьбы афро-американцев за свои гражданские права, сильно повлияла на американское мульти-культурное образование. Важнейшими акцентами мультикультурного образования являются инклюзивность учеников разных

рас, профилактика социальной несправедливости, преодоление негативных стереотипов по отношению к этническим меньшинствам. Позже к дискурсу об инклюзив-ности присоединились голоса феминистов, сексуальных меньшинств, активных деятелей этнических сообществ [15].

В современности поликультурное образование столкнулось с проблемой расширения запросов со стороны разных этносов и других сообществ по профилактике дискриминации и включению материалов в учебные планы. Позиция равенства всех граждан, культур и сообществ приводит к большему вниманию к проблемам меньшинств, отстаивающих свои права в правовом и образовательном поле за счет уменьшения внимания к большинству. Введение этических рамок позволяет открывать возможности учета интересов определенной культуры в зависимости от ответственности и участия данной культуры в общественной жизни, избегая паразитического использования возможностей системы образования.

Третий проблемный аспект поликультурного образования лежит в области педагогики, а именно работа с педагогическим сообществом для развития межкультурных компетенций. В этом отношении международный опыт оказывается очень востребованным. Вопросы культуросо-образности, толерантности и прав человека привели к формированию новой системы ценностей и целей образования. В 1995 г. Международная Комиссия ЮНЕСКО представила доклад о глобальных стратегиях образования в XXI в., в котором была обозначена роль культуры в образовании: научить жить вместе, развивая знания о других, об их истории, традициях и образе мышления; учитывая быстрые изменения, связанные с научным прогрессом и новыми формами экономической и социальной деятельности, обеспечить сочетание широких общих культурных знаний с возможностью их глубокого постижения в рамках ограниченного числа дисциплин; осознавать свои корни и тем самым определять свое место в мире и проявлять уважитель-

ное отношение к другим культурам [1].

Образование на современном этапе характеризуется межкультурным и межэтническим взаимодействием, необходимостью развивать диалогическое общение, создавать атмосферу сотрудничества, основанную на ценностях уважения к другим людям, интереса к различным культурам, толерантности как принципа взаимодействия. Воспитание этих качеств у молодежи становится одной из важнейших задач системы образования [2].

Педагогическая основа поликультурного образования фокусируется на подготовке педагогов к воспитательной работе, на расширении навыков преподавания в межкультурной среде. Мультикультурная компетентность педагога в педагогическом взаимодействии - это: ясное понимание своей собственной этнической и культурной идентичности; искренняя направленность учителя на достижения, вера в успешность всех учащихся; стремление к справедливому подходу в отношении всех учащихся; умение соотносить различные формы, методы и подходы обучения со способностями и возможностями учащихся; умение достигать взаимопонимания; искренняя забота о благосостоянии учащихся; системная мультикультуральная база, включающая обширные и глубокие знания в области этнического, гендерного обучения, а также обучения детей со специальными нуждами [16, с. 33].

Поликультурное образование через работу и отношение педагога строится на философском и этическом основании, отражает общественно-политические процессы интеграции, происходящие в стране, и формирует и моделирует диалог и уважительное отношение среди молодежи различных культур [4].

Анализ обозначенных проблемных аспектов показывает, что сегодня российская система образования далека от идеалов поликультурного образования, являющегося фактором развития гражданского общества, но это не значит, что эти реалии нельзя изменить. Есть ли перспектива поликультурного образования? Безусловно.

В этом гарантия способствования взаимопониманию, взаимоуважению и взаимодоверию между многочисленными народами в поликультурном мире.

В книге «Танцующий разум» Тони Мор-рисон, лауреат Нобелевской премии по американской литературе 1993 г., рассуждает об актуальных вопросах сегодняшнего времени и задает вопрос: «Почему мы стремимся узнать чужого, когда легче отстраниться от него? Почему мы подходим ближе, когда мы можем закрыть дверь?» [14]. Это вопрос рожден не в наше время, поиск ответа на него продолжался на протяжении всей

истории. Сейчас этот вопрос звучит в связи с обострением вопросов иммиграции, выработкой разными странами политики в условиях, когда толпы приезжих стремятся покинуть свою страну, уехать туда, где безопасно, где есть еда и работа. От того, как мы научимся преодолевать культурные различия и вести конструктивный диалог, зависит развитие системы образования, и это в конечном итоге определит то будущее, в котором будет жить наше молодое поколение Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 16-06-00282а).

Литература

1. Декларация принципов толерантности [Электронный ресурс]: утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 нояб. 1995 г. http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/educat.shtml (дата обращения: 30.10.2017).

2. Кодякова Н. В. Интернациональное и поликультурное воспитание в формировании системы ценностей школьников и студентов [Электронный ресурс]. URL: https://www. science-education.ru/ru/article/view?id=24562 (дата обращения: 31.10.2017)

3. Концепции развития поликультурного образования в РФ [Электронный ресурс]. URL: http://pnu.edu.ru/media/filer_public/1b/a5/1ba5a122-7f0f-4008-a73d-9f5c2a8c922b/ concept.pdf (дата обращения: 30.10.2017).

4. Мурзина И. Я. Культурологическое образование сегодня: необходимо или достаточно [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/120-16602 (дата обращения: 30.10.2017).

5. Труфанова Е. О. Единство и множественность Я как проблема эпистемологии: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.00. [Электронный ресурс]. URL: http://www.topos.ru/ article/2130 (дата обращения: 09.10.2017).

6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://www. consult-ant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.10.2017).

7. Шапошникова Т. Д., Якушкина М. С. Поликультурное образование как фактор развития гражданского общества // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №6.

8. Шпилькин Ю. Онтология - наука о бытии [Электронный ресурс]. URL: http://filosof. historic.ru/books/item/f00/s00/z0000773/st000.shtml (дата обращения: 31.10.2017).

9. Эйнгорн Н. К. Культурологический подход в образовании // Человек в мире культуры. -2015. - №3. - С. 53-56.

10. Яркова Е. Н. Философия поликультурного образования и ее альтернативы. //Литературно-философский журнал «ТОПОС». [Электронный ресурс]. URL: http://www.topos. ru/article/2130 (дата обращения: 30.10.2017).

11. Anosike, Philemon O. Praxialism: a philosophical foundation of multicultural education in a democratic society. - [Internet Source] http://utdr.utoledo.edu/theses-dissertations/13.

12. International Encyclopedia of Education. Vol. 7. - Oxford, 1994. - Р.3963.

13. International Dictionary of Education. - London, 1977. - Р.273.

14. Morrison T. The dancing mind: Speech upon acceptance of the National Book Foundation Medal for Distinguished Contribution to American Letters on the sixth of November, Nineteen hundred and ninety-six. New York: Alfred A. Knopf, 1996. [Internet Source] https://www. bookshout.com/ebooks/the-dancing-mind.

15. Multicultural Education - History, The Dimensions of Multicultural Education, Evidence of the Effectiveness of Multicultural Education. [Internet Source] http://education.stateuniversity. com/pages/2252/Multicultural-Education. html#ixzz4wvVDUzIv.

16. Tiedt P. L. Multicultural teaching: a handbook of activities, information, and resources [Text] / P.L. Tiedt, I.M. Tiedt. - Boston: Pearson/A&B, 2005. - 406 pp. - ISBN 0205451179, с. 33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.