УДК 37.022
Н. С. Шульга
г. Екатеринбург, Россия
ПРОБЛЕМА ДИАЛОГА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: поликультурное образование, диалог культур, диалоговый подход в поликультурном образовании, культурология, культурологическое знание. АННОТАЦИЯ. В данной статье авторы рассматривают феномен поликультурного образования в контексте современности и значимость диалогового подхода в поликультурном образовании. Культурология выступает как способ решения проблемы диалога культур и формирования нового мировоззрения, необходимого современному человеку.
N. S. Shulga
Yekaterinburg, Russia
THE PROBLEM OF DIALOGUE IN MULTICULTURAL EDUCATION
KEYWORDS: multicultural education, dialog of cultures, the Human Relations approach in multicultural education, Cultural Studies, cultural perspective.
ABSTRACT. In this article the authors examine the phenomenon of multicultural education in the present context and the significance of the Human Relations approach in multicultural education. Cultural Studies act as a way to solve the problem of dialogue of cultures and to develop a new world view which is necessary for modern people.
Конец XX века - время развития коммуникации в широких масштабах: начали сближаться целые страны и народы, в мире активизировались миграционные процессы. Широко стал использоваться термин «глобальная деревня», отражающий сегодняшнее состояние мира: способы преодоления пространства и установления контакта с любой точкой на планете стали как никогда доступны, коммуникация с другой культурой становится привычным явлением нашей повседневности.
Сегодня общество вовлечено в процессы глобализации, когда становится неизбежным столкновение разных культур, религий, взглядов на жизнь. Происходит стирание границ некогда бывших замкнутыми социокультурных пространств, и современный человек попадает в ситуацию культурного плюрализма, когда в повседневной жизни его окружают люди с другими представлениями о мире и обществе, иными сте-
реотипами и образцами поведения. К человеку предъявляются требования толерантности, терпимости, уважения к другим культурам, религиям и их представителям, умения мирно и бесконфликтно уживаться с ними в одном социальном пространстве, быть готовым и способным идти с ними на контакт, успешно с ними взаимодействовать. Вместе с тем возрастает ценность личности каждого отдельного человека с признанием его культурных особенностей.
Идеи мультикультурализма расширяют понимание культурного многообразия, которое теперь рассматривается как ресурс социально-экономического развития, как источник культурного богатства. В мире насчитывается около 2000 народов, более 200 стран, и их представители тем или иным образом вовлечены в процессы глобализации. Перед мировым сообществом встает проблема адекватного восприятия и успешного
93
взаимодеиствия между участниками этого культурного многообразия.
С вступлением истории человечества на ступень цивилизации национальный вопрос стал играть далеко не последнюю роль в жизни мирового сообщества, он приобрел значение основополагающего в общественно-политической жизни. Опыт истории подсказывает, что гармоничное развитие народа во многом обеспечивается его самоопределением, не наносящим ущерб другим этносам.
Перед образованием встает задача формирования всесторонне развитой личности, которая бы комфортно чувствовала себя в окружающей многокультурной среде, могла психологически адаптироваться в подобной обстановке и создавать комфортные условия для коммуникации и жизнедеятельности в целом. Культура в самом общем смысле - специфически человеческий способ жизни. С раннего детства, впитав местные традиции, человек зачастую упускает тот факт, что исторические и географические условия выживания провоцировали разные народы формировать неодинаковые модели поведения, восприятия, традиций, менталитета.
Сегодня педагогическая наука работает над соответствующей описанным условиям и требованиям образовательной стратегией, которая бы учитывала новые социокультурные реалии. В документах Совета Европы, ООН и ЮНЕСКО последних десяти лет подготовка подрастающего поколения к жизни в поликультурной среде является одной из приоритетных задач.
Так, в докладе международной комиссии ЮНЕСКО, посвященному глобальным стратегиям развития образования в XXI веке, прописывается одна из основополагающих функций школы - сформировать способность уживаться, помочь представителям различных народов и культур воспитать солидарность друг к другу, которая является отражением уже существующей
взаимосвязи государств и народов. Актуальность поставленных задач сохраняется до сих пор.
При такой тенденции необходимыми условиями мирного и эффективного контакта становятся:
- формирование культурных ценностей у всех участников диалога культур и этносов;
- создание общего национального и культурного пространства, внутри которого каждый индивидуум способен обрести и сохранить этнический, языковой, культурный и социальный статус [2. С. 9].
Поликультурное образование подразумевает процесс создания благоприятных условий для формирования у личности такой мировоззренческой установки, которая способствовала бы конструктивному сотрудничеству, основанному на приобщении к этнической, отечественной и мировой культурам [5].
Курс на поликультурную направленность образования отвечает специфике современной государственной политики муль-тикультурализма.
При осуществлении государственной культурной политики также приходится сталкиваться с проблемами мультикульту-рализма, когда следует учитывать интересы всех национальных групп, представляющих государство. Особенно важно обеспечить возможность всем этническим группам сохранить свою идентичность, уникальность и уважение к своим корням без ущемления интересов друг друга. Однако помимо сохранения культурной преемственности внутри национальных общностей существует вопрос успешной межгрупповой коммуникации, без которой невозможно представить гармоничное общество.
В подобной ситуации неизбежно встает вопрос об адекватном восприятии, отношении к культурному разнообразию, а также вопрос психологического комфорта
94
каждого представителя поликультурной среды.
Образование с учетом современных реалий общества способно адаптировать личность к условиям плюрализма, научить ее воспринимать мир как единство многообразия и позитивно воспринимать этот образ. В этом случае как никогда становится актуальной идея поликультурного образования, направленного на формирование личности, способной успешно и эффективно функционировать в мультикультурном обществе.
С педагогической точки зрения, тема имеет актуальное значение в связи с модернизацией системы образования в России, с необходимостью воспитания толерантного отношения к культурному плюрализму. Законодательно важность развития поликультурного образования подтверждается в следующих правовых актах: Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года (2000); Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации (2006); Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009); проект Концепции поликультурного образования в России (2010) и др.
Также Федеральные образовательные стандарты общего и профессионального образования ориентированы на поликультурный подход в образовательном процессе.
Общество взяло курс на установки мультикультурности. «Для того чтобы выжить в современном, сложном мире, люди должны понимать разную культуру. Приобретение межкультурной компетенции, которая является способностью изменять свои знания, отношение и поведение таким образом, чтобы быть открытым и "гибким" к другой культуре, стало насущной проблемой для людей, пытающихся выжить в условиях глобализации общества XXI века» [7], - такие слова прозвучали на международной конференции по исследованию современных
проблем образования, проведенной в 2009 году.
Говоря о мультикультурности, мы не можем обойти понятие открытого общества, без которого затруднительно представить эффективное сотрудничество в условиях культурного многообразия. Открытое общество подразумевает осмысление стереотипов (их правомерности или необоснованности) и диалог, существование равноправных групп и сил, поддержка многообразия, готовность к эксперименту.
Для нашей реальности характерно взаимопроникновение культур как неизбежное следствие развивающихся коммуникаций и снятия искусственных барьеров. Теперь размываются границы, внутри которых долгое время сохранялись гомогенные культурные образования, происходят встреча, диффузия, столкновение или диалог Одного с Другим. Сложные этнические и культурные взаимоотношения характерны для современного мира, когда столкновение интересов сообществ, неодинаково воспринимающих мир, чревато серьезными последствиями.
Ситуация встречи с другим взглядом на окружающее, другим способом жизни в принципе, является проблемной для представителя любой общности, любой культуры. И в мире, где мы ежедневно взаимодействуем с проявлениями множества культурных традиций (результат уже привычного процесса глобализации), решающее значение приобретает знание, способное упорядочить наши представления о Другом, понять и грамотно вступить в эффективный диалог.
Проблема диалога культур уже разрабатывалась теоретиками культуры (В.С. Библером, М.М. Бахтиным, А.С. Лосевым, М.С. Каганом и другими) и признавалась ими как актуальная, имеющая решающее значение в условиях современной цивилизации. Культура рассматривалась ими как объект, способный быть переосмысленным
95
и понятым исключительно в коммуникативном процессе, где участвуют представители разных культур.
Говоря об эффективном диалоге культур, мы подразумеваем коммуникативный процесс, в который вовлечены репрезентанты разных культурных матриц, придерживающиеся идей взаимоуважения, равноправия культур и стремящиеся к взаимопониманию. Особое значение для исследователей проблем культуры и образования приобретает диалоговый подход в поликультурном образовании.
Отмечается формирование единого мирового сообщества как результат усложнения контактов и связей в коммуникативном пространстве. Процесс носит стихийный, слабо поддающийся контролю характер, что неизбежно ведет к возникновению конфликтов интересов. Учитывая данные обстоятельства, ученые пришли к выводу о необходимости диалога как наиболее подходящей для складывающихся условий образовательной поликультурной стратегии.
Так, С.Л. Новолодская утверждает, что целью современного образования является формирование так называемого «диалогического человека», отличительной чертой которого является способность воспринимать мир во всем его культурном многообразии [4. С. 230].
В поликультурном образовании диалог подразумевает конструирование ситуации взаимодействия, где не происходят конфронтации точки зрения, не производится их оценка по степени важности или правильности, они используются как импульс для вступления в диалог, как инструмент взаимообогащения культур [1. С. 14].
Другой исследователь диалогового подхода, А.В. Шафрикова, подчеркивает потенциал поликультурного образования в плане сохранения и развития культурных ценностей и норм, а также форм и образцов деятельности, бытующих в конкретном сообществе. Шафрикова отмечает направлен-
ность поликультурного образования на взаимодействие и диалог культур [6. С.24].
Описанные идеи развиваются в рамках концепции «диалога культур», рассматривающей поликультурное образование как инструмент знакомства и приобщения к культурному разнообразию с целью формирования общепланетарного сознания, смысл которого заключается в возможности осуществлять эффективную межкультурную коммуникацию в мировых масштабах и становиться частью мирового культурно-образовательного пространства [3. С.56].
Культурологическое знание как особый способ интерпретации реальности способно не просто дать обществу набор фактов о культурных и этнических традициях других народов, но передать их дух, фактуру; это способ, помогающий не просто узнать, но понять что-то, не являющееся Своим. Человек судит о Другом как правильном или неправильном, знакомом или чужом, не имея контекста и должного понимания того, с чем он столкнулся. Это отражается и на коммуникативных отношениях на разных уровнях, в том числе и в образовании.
В связи с этим особое значение приобретает вопрос культурологического знания, как необходимого условия формирования, развития и существования гармоничного общества. Для современного мира характерна глобализация как импульс к поиску новых путей работы с информацией, открытость как требование к личности и обществу в целом, неопределенность как особенность межкультурных контактов и диалог как необходимость выживания в мире коммуникаций и технологий.
Работа с упомянутыми аспектами современности предполагает формирование нового мировоззрения, позволяющего каждому участнику коммуникативного процесса видеть себя значимым компонентом мировой культуры наряду с остальными, осознавать ценность всех составляющих этой сис-
96
темы и рассматривать разумный диалог как единственный путь развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Библер В. С. Философско-психологические предположения школы диалога культур. М.: Росспэн, 1998. -216 с.
2. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом: учеб.пособие. М.: Сфера, 2007. - 224 с.
3. Нарыкова О.Н. Теоретические подходы к формированию поликультурной осведомленности студентов // Среднее профессиональное образование, 2011. № 5. С.56-58.
4. Новолодская С.Л. К вопросу о диалогическом подходе в поликультурном образовании // Вектор науки ТГУ, 2011. № 3(6). С.230-232.
5. Основные термины, глоссарий образовательных технологий. 2006. URL: http://didacts.ru/dictionary/1005/word/polikulturnoe-obrazovanie (дата обращения: 3.12.2015)
6. Шафрикова А.В. Мультикультурный подход в обучении и воспитании школьников: автореф.дис. д-ра пед. наук. Казань, 1998.
7. Davis N., Fletcher J. The puzzles of practice: initiating a collaborative research culture // Australian Association for Research in Education (AARE) International Education Research Conference. 2009. URL: http://www.aare.edu.au/09pap/dav091506.pdf (дата обращения: 24.11.2014).
97