Научная статья на тему 'Обучение иностранному языку в полиэтнической и поликультурной среде'

Обучение иностранному языку в полиэтнической и поликультурной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
942
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ И ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ГРУППАХ С ПОЛИКУЛЬТУРНЫМ СОСТАВОМ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / MULTIETHNIC AND MULTICULTURAL ENVIRONMENT / MULTICULTURAL EDUCATION / DEVELOPMENT OF A MULTICULTURAL PERSONALITY / TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN GROUPS WITH A MULTICULTURAL COMPOSITION / METHODOLOGICAL APPROACHES TO LEARNING / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH / COMMUNICATIVE-ACTIVITY APPROACH / A SOCIO-CULTURAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасименко Татьяна Леонидовна

В статье рассматриваются особенности поликультурного и полиэтнического образования в целом и специфики преподавания иностранного языка в группах с поликультурным составом. Приоритетной целью автор считает формирование этнокультурной и межкультурной компетентности учащихся на основе следующих принципов: гуманизация образовательного процесса; нейтрализация негативных этнических стереотипов; демократизация взаимоотношений между представителями разных национальностей; воспитание толерантности; признание приоритета общечеловеческих ценностей в культуре. Кроме того, в статье предлагаются перспективные методологические подходы реализации обучения иностранным языкам в поликультурной и полиэтнической среде: личностно-ориентированный, коммуникативно-деятельностный и социокультурный. Для сегодняшнего вуза представляется принципиально важным вопрос о выдвигаемых учеными положениях о том, что социокультурная среда образовательного учреждения это прежде всего многогранная поликультурная профессионально-деятельностная среда, которая является управляемой и зависит от наполнения ее образовательными и культурными ресурсами. В таких условиях нарастает значимость полии мультикультурного образования имеющего особую актуальность в условиях международного сотрудничества вузов. Полии мультикультурность образовательного пространства обеспечивает оптимальную срочную и кумулятивную адаптацию студентов к достижениям культуры стран и регионов, преодолению языковых барьеров, что способствует фундаментальному становлению международного сотрудничества в условиях глобальных преобразований, увеличению эффективности научно-исследовательского потенциала, а также содействует формированию и совершенствованию интеркультурных компетенций и существенно повышает шансы самореализации и профессионального становления на международном рынке труда и профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасименко Татьяна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN MULTIETHNIC AND MULTICULTURAL ENVIRONMENT

The article deals with the features of multicultural and multiethnic education in general and the specifics of teaching a foreign language in groups with a multicultural composition. The author considers that the priority goal is the formation of ethno-cultural and intercultural competence of students on the basis of the following principles: humanization of the educational process; neutralization of negative ethnic stereotypes; democratization of relations between representatives of different nationalities; education of tolerance; recognition of the priority of universal values in culture. In addition, the article proposes promising methodological approaches to the implementation of foreign language teaching in a multicultural and multi-ethnic environment: personality-oriented, communicative-activity and socio-cultural. Today’s institutions of higher education support the proposed by the scientists idea that the socio-cultural environment of the educational institution-is primarily a multi-faceted multicultural professional and activity environment, which is controlled and depends on the content of its educational and cultural resources. In such conditions, the importance of poly and multicultural education, which is of particular relevance in the context of international cooperation of universities, is growing. Poly-and multicultural nature of the educational space ensures optimally urgent and cumulative adaptation of students to the achievements of cultures of countries and regions, overcoming language barriers, which contributes to the fundamental development of international cooperation in the context of global transformations, the increase of the effectiveness of research potential, as well as the formation and improvement of intercultural competencies and significantly increases the chances of self-realization and professional development in the international market of labor and professions.

Текст научной работы на тему «Обучение иностранному языку в полиэтнической и поликультурной среде»

педагогические науки

Герасименко Татьяна Леонидовна ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ...

УДК 372.881.111.1; 372.881.111.22

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

© 2018

Герасименко Татьяна Леонидовна, старший преподаватель

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (117997, Россия, Москва, Стремянный переулок, 36, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье рассматриваются особенности поликультурного и полиэтнического образования в целом и специфики преподавания иностранного языка в группах с поликультурным составом. Приоритетной целью автор считает формирование этнокультурной и межкультурной компетентности учащихся на основе следующих принципов: гуманизация образовательного процесса; нейтрализация негативных этнических стереотипов; демократизация взаимоотношений между представителями разных национальностей; воспитание толерантности; признание приоритета общечеловеческих ценностей в культуре. Кроме того, в статье предлагаются перспективные методологические подходы реализации обучения иностранным языкам в поликультурной и полиэтнической среде: личностно-ориентированный, коммуникативно-деятельностный и социокультурный. Для сегодняшнего вуза представляется принципиально важным вопрос о выдвигаемых учеными положениях о том, что социокультурная среда образовательного учреждения - это прежде всего многогранная поликультурная профессионально-деятельностная среда, которая является управляемой и зависит от наполнения ее образовательными и культурными ресурсами. В таких условиях нарастает значимость поли- и мультикультурного образования имеющего особую актуальность в условиях международного сотрудничества вузов. Поли- и мультикультурность образовательного пространства обеспечивает оптимальную срочную и кумулятивную адаптацию студентов к достижениям культуры стран и регионов, преодолению языковых барьеров, что способствует фундаментальному становлению международного сотрудничества в условиях глобальных преобразований, увеличению эффективности научно-исследовательского потенциала, а также содействует формированию и совершенствованию интеркультурных компетенций и существенно повышает шансы самореализации и профессионального становления на международном рынке труда и профессий.

Ключевые слова: полиэтническая и поликультурная среда, поликультурное образование, развитие поликультурной личности, обучение иностранному языку в группах с поликультурным составом, методологические подходы к обучению, личностно-ориентированный подход, коммуникативно-деятельностный подход, социокультурный подход.

TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN MULTIETHNIC AND MULTICULTURAL ENVIRONMENT

© 2018

Gerasimenko Tatiana Leonidovna, senior lecturer

Plekhanov Russian University of Economics (117997, Russia, Moscow, Stremyanny lane, 36, e-mail: [email protected])

Abstract. The article deals with the features of multicultural and multiethnic education in general and the specifics of teaching a foreign language in groups with a multicultural composition. The author considers that the priority goal is the formation of ethno-cultural and intercultural competence of students on the basis of the following principles: humanization of the educational process; neutralization of negative ethnic stereotypes; democratization of relations between representatives of different nationalities; education of tolerance; recognition of the priority of universal values in culture. In addition, the article proposes promising methodological approaches to the implementation of foreign language teaching in a multicultural and multi-ethnic environment: personality-oriented, communicative-activity and socio-cultural. Today's institutions of higher education support the proposed by the scientists idea that the socio-cultural environment of the educational institution-is primarily a multi-faceted multicultural professional and activity environment, which is controlled and depends on the content of its educational and cultural resources. In such conditions, the importance of poly - and multicultural education, which is of particular relevance in the context of international cooperation of universities, is growing. Poly-and multicultural nature of the educational space ensures optimally urgent and cumulative adaptation of students to the achievements of cultures of countries and regions, overcoming language barriers, which contributes to the fundamental development of international cooperation in the context of global transformations, the increase of the effectiveness of research potential, as well as the formation and improvement of intercultural competencies and significantly increases the chances of self-realization and professional development in the international market of labor and professions.

Keywords: multiethnic and multicultural environment, multicultural education, development of a multicultural personality, teaching a foreign language in groups with a multicultural composition, methodological approaches to learning, a personality-oriented approach ,a communicative-activity approach, a socio-cultural approach.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Связи между разными странами и народами в политической, культурной и экономической сферах определяют необходимость формирования в обществе таких важных качеств, как терпимость, толерантность и взаимопонимание в отношении к культурным ценностям других народов. Одной из основных причин социальной напряженности в обществе всегда было и остается многообразие культур и этносов. Российская Федерация как многонациональная страна должна быть заинтересована в воспитании толерантного общества.

Формирование целей статьи. В связи с последними политическими событиями число мигрантов и беженцев значительно увеличилось, что привело к изменению наполняемости классов в школах. Так, в одном учебном классе могут обучаться представители самых различных национальностей и культур. Поэтому проблемы полиэт-

нического и поликультурного образования и создания единого мирового образовательного пространства на сегодняшний день очень актуальны и требуют незамедлительного решения.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Мировое образовательное пространство имеет множество функций, но одной из важнейших является: быть зоной, в которой взаимодействуют глобальные национальные образовательные системы в пределах регионального и национального уровней. Для реализации полиэтнического и поликультурного образования необходимо изменить традиционные положения и подходы, которые используются в процессе воспитания и образования, учитывая при этом особенности и современные разработки в областях этнопедагогики, этнопсихологии и инновационных процессов. В этом случае межкультурное образование для детей мигрирующих семей и

Gerasimenko Tatiana Leonidovna pedagogical

TEACHING A FOREIGN LANGUAGE ... sciences

представителей иной культуры предоставляет равные возможности старта в жизни и при этом позволяет оставить открытыми пути для возвращения на историческую родину. Выстраивая работу с детьми в классах с полиэтническим и поликультурным составом необходимо учитывать различные факторы и особенности, а именно: уровень знаний, динамику усвоения материала, динамику представления материала в зависимости от этапа обучения, национальные, социальные и психологические особенности, ценностные ориентации и сферу мотиваций и другое.

В таких классах обучение должно грамотно выстраиваться с учетом воздействия процессов, связанных с этническими особенностями учащегося, национальной культуры и межкультурных процессов. При работе с группами, в состав которых входят представители различных этносов и национальностей, необходимо помочь обучающимся как можно быстрее интегрироваться в «чужой» культуре, без «насильственного» воздействия на их родную культуру и сложившиеся в процессе развития и взросления традиции.

Полиэтническая и поликультурная среда трактуется как способ существования, общения и деятельности людей, принадлежащих к различным нациям и народностям.

Эти процессы определены социальным пространством и временем, конкретно-историческими и географическими условиями, формирующими человека как субъекта этнического самосознания и культуры.

Т.В. Поштарева выделила следующие особенности поликультурного и полиэтнического образования, которые необходимо учитывать [1]:

1) основы национальной русской и мировых культур должны сочетаться в контексте содержания образования, поэтому в качестве основных требований к отбору содержания полиэтнического образования выступают: информированность о самобытных чертах в культурах разных народов; поиск общих культурных сегментов, традиций, императивов;

2) формирование мультикультурной личности, рассматриваемой в качестве гражданина мира, который стремится к диалогу и солидарности со всем человечеством признается приоритетным;

3) первостепенным является использование языка науки, культуры и искусства. Они рассматриваются как средства, которые способствуют формированию этнокультурной компетентности учащихся;

4) на первый план выдвигается необходимость воспитания толерантной личности. Толерантность в данном случае должна проявляться по отношению к этнокультурному разнообразию и иметь разные социально-ценностные потребности в культуротворческой деятельности;

5) содержание обучения должно отражать гуманистические идеи, способствующие взаимопониманию и ведению диалога между представителями разнообразных этнических культур;

6) в качестве открытой социально-педагогической системы должно выступать, прежде всего, образовательное учреждение, способствующее интеграции обучающихся в поликультурную среду.

Ключевые функции поликультурной и полиэтнической среды, которые были выделены нами в ходе нашего исследования, представлены в следующей таблице (таблица 1).

В рамках данной статьи также актуально будет дать определение понятия «полиэтническое и поликультурное образование», которое рассматривается как процесс образования учащихся в группах с полиэтническим и поликультурным составом.

Полиэтническое (поликультурное) образование трактуется как реализующий языковые и культурные ресурсы процесс с целевой доминантой на подготовке индивида к общественной реальности, а также на формирова-224

нии межкультурного взаимопонимания [2].

В данном определении термины «полиэтнический» и «поликультурный» рассматриваются как синонимичные [3-10]. Научный дискурс понятия «полиэтническое образование» реализуется в его рассмотрении как такого образования, которое помогает приобщить обучающихся к этнической, национальной и мировой культуре. Оно также отвечает за формирование готовности личности к успешному существованию в обществе с полиэтническим составом.

Таблица 1 - Функции полиэтнической и поликультурной образовательной среды

Функции Описание

Развитие Полиэтническая и поликультурная образовательная среда активно помогает реализовать потенциал каждого субъекта, который является ее членом, и образовательного учреждения в целом. Помогает развивать профессионально-личностные качества обучающихся. Формирует способности саморазвития в многокультурном социуме.

Выбор ценностей Поликультурная и полиэтническая образовательная среда позволяет существенно расширить ценностно-смысловой контекст восприятия действительности.

Регуляция Поликультурная и полиэтническая образовательная среда делает возможной регуляцию деятельности субъектов на основе уже сформированных общих норм и правил организации жизнедеятельности.

Облегчающее взаимодействие Поликультурная образовательная среда обеспечивает согласованность ценностей и интересов ее участников, что значительно облегчает осуществление взаимодействия обучающихся как в рамках учебного процесса, так и за его пределами.

Безопасность Эта функция способствует благоприятному и комфортному существованию людей в обществе. Их задержка в данном образовательном пространстве помогает защититься от деструктивных тенденций, протекающих в обществе.

Далее представляется возможным выделить цель обучения в группах с полиэтническим и поликультурным составом.

Она, по мнению исследователей, заключается в формировании этнокультурной и межкультурной компетентности учащихся.

Достижение названной цели возможно, на наш взгляд, путем решения следующих задач и реализации соответствующих принципов, представленных нами в виде таблицы.

Таблица 2 - Реализация основной цели обучения иностранным языкам в группах с полиэтническим и поликультурным составом

Основные задачи процесса Основополагающие принципы развития поликультурной личности в полиэтнической образовательной среде

формирование у обучающихся способности к пониманию и принятию этнического многообразия гуманизация образовательного процесса

гарантия возможности для обучающихся понять свою принадлежность к мировому сообществу нейтрализация негативных этнических стереотипов

формирование знаний и объективных представлений о разнообразных полиэтнических культурах и их специфике демократизация взаимоотношений между представителями разных национальностей

воспитание уважительного отношения ко всем народам и культурам воспитание толерантности

формирование способности к конструктивному решению конфликтов, которые возникают в процессе межэтнического взаимодействия признание приоритета общечеловеческих ценностей в культуре

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)

педагогические науки

Герасименко Татьяна Леонидовна ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ...

Методико-технологические аспекты обучения иностранному языку в группах с полиэтническим и поликультурным составом предполагают его моделирование и реализацию с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся, причем приоритетной здесь является оптимизация усвоения конкретной языковой (речевой) темы. Этими особенностями является следующие [11]:

- учет потребностно-мотивационной сферы обучающихся;

- адекватность использования языковых и культурных понятий и фактов (соответствие уровню развития и сформированности языковой компетенции обучающихся);

- комфортность и «дружелюбность» среды обучения;

- формирование культурно-ситуативных компетенций;

- формирование умений автономного обучения и др.

Методологическими основаниями реализации обучения иностранным языкам в поликультурной и полиэтнической среде являются личностно-ориентированный, коммуникативно-деятельностный и социокультурный подходы.

Личностно-ориентированный подход. В связи с тем, что современная методика обучения базируется на равноправии двух субъектов совместной деятельности - учителя и ученика, данный подход является эффективным и наиболее используемым [12, 13, 14]. Обучение иностранным языкам в поликультурной и полиэтнической среде, основанное на данном подходе, осуществляется в формате решения проблем прогнозирования, планирования самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся по освоению иной культуры. Данный подход центрирует обучение на внутреннем мире обучающегося, который соответствует его культурной принадлежности, и, соответственно, требует определенной структуры ролевого поведения. Основными методами реализации личностно-ориенти-рованного подхода являются ролевые игры, сотрудничество в малых группах, метод тематических групп, проектная методика и др.

Коммуникативно-деятельностный подход предполагает, что при обучении иностранным языкам в классах с полиэтническим и поликультурным составом ведущим принципом является коммуникативная направленность. Этот подход оказывается тесно связанным с личност-но-ориентированным. Реализация коммуникативно-де-ятельностного подхода осуществляется в следующем формате: создание коммуникативного равенства учитель и обучающийся имеют одинаковые функции взаимодействия в диалоге перевод учащихся из позиции объекта обучения в позицию субъекта самообучения [15].

Социокультурный подход к обучению иностранному языку в полиэтнической и поликультурной среде предполагает разработку и реализацию междисциплинарного интегрированного языкового образования. Важным при этом является обязательный учет социокультурного контекста обучения и изучения языка и следующих его параметров: диапазон общественных функций; социальный престиж языка; инструментальная ценность языка; ценностная значимость языков для государства/ общества; цели и направленность языковой политики государства.

Социокультурный подход к обучению иностранному языку в полиэтнической и поликультурной среде опирается на следующие основные положения:

1. При построении адекватной модели обучения иностранному языку следует предварительно проанализировать социокультурный контекст обучения иностранным языкам в конкретной стране и конкретной национальной среде на основе учета кросс-культурного влияния иных национальных и этнических групп.

2. Необходимо реформирование языкового бикуль-турного образования с позиций «глобализации», куль-

туроведческои социологизации его содержания с ориентацией на диалог культур как философию образования.

3. Для поликультурного образования, осуществляемого средствами иностранных языков, в качестве междисциплинарной базы выступает страноведчески маркированное культуроведение.

Примерами упражнений на уроках иностранного языка в классах с полиэтническим и поликультурным составом могут быть различные вариации следующего упражнения для обучения чтению с полным охватом содержания и для отработки умения говорения:

Английский язык: Please read the text "Countries where the people speak English" and answer the question "In which states is English an official language?"

Немецкий язык: Lesen Sie bitte den Text „Länder, in denen man Deutsch spricht" und beantworten die Frage „In welchen Staaten erkannt man Deutsch als Amtssprache an?"

Versucht bitte, den Inhalt des Textes möglichst ausführlich wiederzugeben. Und macht die Aufgabe nach dem Text.

Wir können Konflikte vermeiden

„Toleranz darf nicht mit Passivität, Einverständnis oder Gleichgültigkeit verwechselt werden. Sie ist ein aktives und positives Engagement für die Vielfalt der Menschen" (UNOGeneralsekretär Kofi A. Annan).

Выводы исследования. Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод, что полиэтническая и поликультурная среда - неотъемлемая и неконтролируемая часть современного общества.

Следовательно, при организации образовательного процесса необходимо учитывать культурные особенности всех его членов для облегчения и успешного усвоения учебного процесса и формирования этнокультурной и межкультурной компетенции. Это позволит значительно снизить уровень межкультурной конфликтности в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Поштарева, Т. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Т. В. Поштарева. — Ставрополь, 2009. — 393 с.

2. Андриенко, М. А. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования / М. А. Андриенко // Знание. Понимание. Умение. — 2009. - № 3. — С. 189-195.

3. Зайцева О.Ю., Карих В.В., Михайлова И.В. Педагогические условия формирования поликультурной компетентности будущих педагогов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 56-60.

4. Зайцева О.Ю., Михайлова И.В. Педагогическое моделирование формирования поликультурной компетентности будущего педагога // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 110-114.

5. Абдуллаева С.Г.К., Патраков Э.В., Гордеева Е.Е. О ценностях гуманных межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 128-131.

6. Кагуй Н.В., Хабибулина И.З. Поликультурное воспитание в дошкольной организации //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 139-144.

7. Благов Ю.В. Реализация модели и условий формирования поликультурной компетенции у студентов музыкального колледжа, результаты педагогического эксперимента //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 20-23.

8. Цораева Ф.Н. Роль предмета «музыкальное искусство» в формировании поликультурной личности на современном этапе развития школы северокавказского региона //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 231-234.

9. Власова Н.В. Практики репрезентации этничности в полиэтническом регионе (на материалах среднего Поволжья) // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 220-225.

10. Фролова М.И. Поликультурная среда в художественном образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 203-206.

11. Раджабова, Р. В. Поликультурное воспитание студентов в условиях полиэтнической среды педвуза / Р. В. Раджабова, М. А. Курбанов // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 6. — С. 126-128.

12. Сундеева Л.А. Личностно-ориентированное обучение как условие формирования профессиональной компетентности бакалавров психолого-педагогического направления // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 33-35.

13. Николаева Е.А. Учет модальностей восприятия младших школьников с общим недоразвитием речи при организации личностно ориентированного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 135-138.

Gerasimenko Tatiana Leonidovna TEACHING A FOREIGN LANGUAGE ...

pedagogical sciences

14. Смирнова Е.В. Аспекты личностно-ориентированного обучения при использовании средств икт в образовательносм процессе по иностранному языку // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 33-37.

15. Козина, Л. М. Межкультурный диалог как педагогическое средство воспитания поликультурности /Л. М. Козина//Образование и наука. - 2014. - № 3. - С. 79-91.

Статья поступила в редакцию 27.09.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018

226

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.