Научная статья на тему 'Формирование этнотолерантной компетентности обучающихся в процессе иноязычного общения в условиях поликультурной среды'

Формирование этнотолерантной компетентности обучающихся в процессе иноязычного общения в условиях поликультурной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ / ETHNO-CULTURAL COMPETENCE / MULTICULTURAL COMMUNITY / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Светлана Викторовна, Захарова Оксана Васильевна

В статье рассматривается формирование этнокультурной компетентности посредством обучения иностранному языку в условиях поликультурной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панина Светлана Викторовна, Захарова Оксана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS’ ETHNIC TOLERANCE DURING COMMUNICATION IN FOREIGN LANGUAGE IN THE CONDITIONS OF MULTICULTURAL ENVIRONMENT

The article deals with development of the ethnocultural competence by means of the foreign language study in the conditions of the multicultural educational environment.

Текст научной работы на тему «Формирование этнотолерантной компетентности обучающихся в процессе иноязычного общения в условиях поликультурной среды»

УДК 37.047 Панина Светлана Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета dom-hors@mail.ru

Захарова Оксана Васильевна

старший преподаватель кафедры иностранных языков Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета в г. Нерюнгри dom-hors@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОТОЛЕРАНТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ

Panina Svetlana Viktorovna

PhD in Education Science, Assistant Professor of the Education Science Subdepartment, Teachers’ Training Institute, North Eastern Federal University dom-hors@mail.ru

Zakharova Oksana Vasilyevna

Senior Lecturer of the Foreign Languages Department, Technic Institute, Neryungri branch of the Northern Eastern Federal University dom-hors@mail.ru

FORMATION OF STUDENTS’ ETHNIC TOLERANCE DURING COMMUNICATION IN FOREIGN LANGUAGE IN THE CONDITIONS OF MULTICULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация:

В статье рассматривается формирование этнокультурной компетентности посредством обучения иностранному языку в условиях поли-культурной образовательной среды.

Ключевые слова:

этнокультурная компетентность, поликуль-турная среда, толерантность.

Summary:

The article deals with development of the ethnocultural competence by means of the foreign language study in the conditions of the multicultural educational environment.

Keywords:

ethno-cultural competence, multicultural community, tolerance.

Стремление Российской Федерации к равноправному и конкурентоспособному существованию в международном экономическом и образовательном пространстве, вызванное процессами глобализации, увеличением мобильности, привело к изменению социального заказа общества, что, в свою очередь, повлекло за собой трансформацию всей парадигмы системы образования. В компетентностной модели выпускника международного уровня, определяемой ФГОС ВПО, все большее значение стало придаваться языковой, а также, в целом, гуманитарной составляющей.

М.Д. Ильязова определяет модель выпускника как основной образовательный конструкт компетентности будущего специалиста, тем самым в качестве стратегической задачи вуза должно стать формирование и развитие компетенций - готовности и стремления к деятельности. Фактической задачей педагогической системы вуза в таком аспекте становится проблема развития познавательной активности студента в каждом из представленных блоков модели компетентности выпускника. Именно такая модель служит основой для разработки и реализации модели подготовки специалиста [1].

Профессиональная компетентность не исчерпывается узкопрофессиональными рамками, и требует от современного специалиста осмысления широкого спектра социокультурных проблем, к числу которых следует отнести культурно-национальные особенности России - государства, уникального в своем этническом многообразии. Поэтому среди ведущих цивилизационных факторов в жизнедеятельности личности выделяется «умение жить вместе». Предпринятый анализ определений этнокультурной компетентности и близких к ней дефиниций (Е.В. Бондаревская, А.Н. Джуринский, Л.В. Коновалова, Т.Г. Стефаненко, Л.Л. Супрунова и др.) позволил уточнить интерпретации этого понятия.

Этнокультурная компетентность определяется как комплексное личностное качество, выражающееся в совокупности этнокультурных знаний, толерантных установок на общение с представителями других этнических групп; способности тактично и участливо откликаться на интересы и поступки людей иных этнических культур; готовности эффективно осуществлять

профессиональную деятельность в условиях полиэтничного социума на основе межкультурного диалога; способности к адекватному выбору решений в конкретных ситуациях межэтнического взаимодействия. Л.В. Коновалова рассматривает этнокультурную компетентность как комплексное образование, которое имеет достаточно сложную информационно-ценностносодержательную и личностно-деятельностную структуру, включающую функционально связанные между собой компоненты: мотивационно-ценностный, интеллектуально-познавательный, действенно-практический, рефлексивно-оценочный [2].

Культура личности формируется через приобщение к культуре общества. Социальнодуховные качества направлены на удовлетворение нравственных и эстетических потребностей людей. Нравственная и эстетическая культура объектов общества - это элементы его духовной культуры. Эстетическая культура, культура обучения, воспитания, культура нравственнодуховной жизни и информационная культура являются элементами эстетической культуры. Религиозно-нравственная и светско-нравственная культура поведения являются основой современной нравственной культуры. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет национальный воспитательный идеал, духовнонравственное развитие и воспитание личности, базовые национальные ценности, основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания.

В контексте современной ситуации языковая подготовка в системе образования должна обеспечивать развитие у обучающихся способностей, позволяющих использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Так, В.В. Сафонова утверждает, что подобные способности могут быть развиты лишь на основе интеграции коммуникативного, социокультурного и межкультурного развития обучающихся средствами иностранного языка, которые должны позволять обучающимся использовать его в качестве инструмента индивидуально-личностного проникновения в культуру других народов, а также в образовательных и профессиональных целях [3]. В последнее десятилетие список научных работ, посвященных непосредственно данной проблеме или частично затрагивающий некоторые вопросы, связанные с формированием этнотолерантной компетентности, значительно расширился.

В исторически сложившихся условиях поликультурное образовательное пространство Республики Саха (Якутия) отражено структурными компонентами на различных уровнях: макро, мезо и микро. Макроуровень поликультурного образовательного пространства - это взаимодействие личности с такими факторами, как вузы (в первую очередь Северо-Восточный федеральный университет), неформальные группы, средства массовой информации, центры национального этногенеза. К факторам мезоуровня относятся спортивные, музыкальные, художественные учреждения, детские и молодежные объединения, досуговые центры, музеи, органы правопорядка, службы социально-психологической поддержки. Микроуровень отражен ближайшим окружением, в котором происходит развитее личности: семья, соседи, друзья, родственники, сверстники. Что касается поликультурной среды образовательного учреждения, то можно представить взаимодействие нескольких основных компонентов: поликультурный многонациональный коллектив обучающихся; многокультурный состав педагогического коллектива; кросскультурный характер педагогического процесса; социокультурная среда учреждения.

Поликультурная среда регионального образовательного учреждения - это не только диалог культур, налаживаемые связи между сообществами людей, но и общение, умение адекватно реагировать на проявление другой культуры и, вместе с тем, развивать собственную личную культуру, обогащать свой духовной мир, отношение принятия друг друга, мира, дружбы. Коллектив обучающихся поликультурен по различным признакам: национальному, возрастному, половому, физического развития, семейному воспитанию и др.

Педагогический коллектив образовательного учреждения представляет собой людей с различными профессиональным стажем и образованием, разного возраста, пола и национальности, жизненного кредо и удовлетворенности от работы, которые влияют на общую культуру, на процесс деятельности педагогов и определяют характер их профессионального общения. Педагогический процесс в своей основе имеет зерна поликросскультурного образования. Обучение и все учебные дисциплины так или иначе знакомят обучающихся с родными культурами, способствуют взаимодополнению, взаимопроникновению культур и формированию языковой личности. При этом изучение народных традиций, творческие вечера, предметные и литературные недели, экскурсии, выставки и другие формы образовательного процесса выступают как идеальное средство поликультурного образования, поддержки и разностороннего развития личности обучающегося. Очевидно, что каждому образовательному учреждению присуща своеобразная социокультурная среда. Это зависит от статуса образовательного учреждения, проблем, над которыми оно работает, сложившихся традиций и праздников, даже места расположения образовательного учреждения.

Таким образом, поликультурное образовательное пространство выступает как активный фактор формирования самоопределения, саморазвития и самореализации языковой личности обучающегося. Кроме того, немаловажное значение отводится региональной специфике. Поэтому можно заключить следующее: во-первых, образовательные учреждения региона представляют собой поликультурные системы, благодаря которым идет процесс освоения обучающимися разнообразных культурных ценностей народов, населяющих Республику Саха (Якутия); во-вторых, в образовательных учреждениях республики учитываются национальные традиции народов, проживающих на территории региона, в воспитании и обучении действует принцип национально-культурной сообразности, что позволяет создавать условия для формирования культурной идентичности обучающихся; в-третьих, в учебно-воспитательных учреждениях утверждено билингвальное образование.

В то же время образовательные учреждения региона нуждаются в более глубоком методическом и научно-практическом обосновании поликультурного образовательного пространства, которое призвано обеспечить каждому молодому жителю, независимо от национальности, социального происхождения и семейных традиций, равные условия для гармоничного развития в широком и культурном контексте, способствовать формированию общечеловеческих ценностей, воспитанию гражданина Мира, а также сохранять традиции; открывать новые культурные перспективы; ориентировать на разнообразие и открытость в отношении новых культур, вероисповеданий; знакомить обучающихся с многообразием как традиционных форм и норм, так и с современными культурными тенденциями развития самого региона; формировать у обучающегося как языковую личность, способную к принятию разных культур и бережному к ним отношению.

Таким образом, поликультурная образовательная среда выступает как социальновоспитательная и образовательная категория и решает следующие задачи: вхождения, интеграции личности в национальную и мировую культуру, ее идентификации с другими культурами; уяснения общего и особенного в традициях, образе жизни разных народов мира и региона; формирования толерантных качеств личности, гуманности в отношении инокультуры; обеспечения интеркультурной коммуникации, развития умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями других культур; воспитания уважения к родному языку, культуре, истории своего народа, формирования правильного национального самосознания; формирования непримиримого отношения ко всем формам проявления национализма и шовинизма [4].

На территории Республики Саха (Якутия) проживает полиэтническое сообщество граждан России численностью, согласно данным переписи населения от 14.10.2010, 958,5 тыс. человек. Город Нерюнгри и Нерюнгринский район - это одно из таких многонациональных сообществ Республики Саха (Якутия), объединяющее около 150 народов и культур, которые сосуществуют вместе с 1975 г. Национальный состав Нерюнгринского района: русские, украинцы, татары, якуты, буряты, ингуши, азербайджанцы, армяне, казахи, эвены и многие другие народы бывшего постсоветского пространства объединены в едином названии «нерюнгринец».

В пилотном исследовании участвовали студенты электротехнических специальностей 1-3 курсов Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета в г. Нерюнгри. Контрольная экспериментальная группа студентов, прошедших полный курс обучения по предмету, включая общий (базовый) курс иностранного языка (1-2 курсы) и курс иностранного языка в сфере профессионального общения / профессиональных коммуникаций (2-3 курсы) в период с 2005 г. по 2012 г. составила 316 студентов. Общее количество участников экспериментальной работы составило 335 обучающихся.

Таблица 1 - Изменение качественного уровня владения иностранным языком обучающихся технического профиля по годам обучения

Уровень владения ИЯ Год обучения

2007/08 2008/09 2009/10 2010/11 2011/12 2012/13

нулевой уровень 11 8 5 3 1

А1 48 23 26 28 16 16

А2 20 37 17 42 34 25

В1 20 25 34 12 17 9

В2 9 11 11 2 2 2

С1 2 1 1

С2

Количество обучающихся 110 104 94 87 70 53

В ходе экспериментальной работы изучались самосознание и самоопределение обучающихся технического профиля, мотивация к учебной деятельности в целом и к изучению ино-

странного языка в частности. Качественный и количественный анализ результатов исследования позволил сделать вывод о том, что достаточно сформированным можно считать интеллектуально-познавательный компонент, благодаря введению этнокультурной составляющей в предмет «Иностранный язык» посредством социокультурных материалов, участие студентов в НИРС, кружках народного творчества.

Именно обучение иностранному языку способствует реализации принципов толерантности, заложенных в концепции духовно-нравственного развития личности гражданина РФ. Использование современных образовательных технологий, разнообразие форм и методов обучения иностранным языкам способствуют сплочению представителей разных народов в одном многоэтническом коллективе. Формирование этнотолерантной компетентности обучающихся становится базой для успешного решения ими социальных задач разного вида и позволяет избегать недопонимания и конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть из-за незнания или нежелания понимать культуру и самобытность представителей другого этноса.

Благодаря широте междисциплинарных связей предмет «иностранный язык» позволяет рассмотреть разные темы из области истории, культурологии, страноведения, философии, религии и естественно-научных дисциплин. Обзорное изучение истории современных языков, истории возникновения современных народов мира позволяет обучающимся не только глубже изучить родную культуру, но и дает возможность в сравнительно-сопоставительном аспекте рассмотреть культуры других этносов.

Ссылки:

1. Ильязова М.Д. Модель выпускника вуза в рамках компетентностного подхода // Современные наукоемкие технологии. 2006. № 3. С. 77-78.

2. Коновалова Л.В. Теория и практика формирования этнокультурной компетентности педагогов в процессе непрерывного образования: монография. Ставрополь, 2010.

3. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1992.

4. Панина С.В., Залуцкая С.Ю. Языковая личность и поликультурное образовательное пространство северо-востока России // Развитие системы образования - обеспечение будущего. В 3 книгах. Одесса, 2013. Кн. 2. С. 45-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.